Бюджетный процесс и его участники
Бюджетный процесс и его участники
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………..2
1. Понятие и принципы бюджетного
процесса………………………………………….3
2. Участники бюджетного процесса………………………………………………………..4
3. Органы, обладающие бюджетными полномочиями…………………………………5
4. Полномочия участников бюджетного процесса
Федерального уровня……………6
5.Составление проектов бюджетов………………………………………………………..7
6. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета……………………………………....11
7. Исполнение бюджета……………………………………………………………………..20
7.1.
Исполнение бюджета по расходам…………………………………………………..21
7.2.
Казначейское исполнение федерального бюджета………………………………..22
7.3.
Бюджетный учет и отчетность………………………………………………………26
7.4.Аудит
исполнения бюджета………………………………………………………….27
8.
Бюджетный контроль…………………………………………………………………..28
9. Проблемы в области
бюджетного процесса и способы их решения………………31
Заключение………………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………………34
Приложение…………………………………………………………………………………35
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет - важнейший финансовый документ
страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и
среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое
внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет
значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем,
что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства
понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской
Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием
социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие
потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза
социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
В соответствии со ст. 71
Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации.
Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила,
он утверждается в форме федерального закона.
Средства федерального бюджета должны
использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его,
например, средства федерального бюджета на 2006 год должны направляться в
соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2006 год” на:
-
государственное управление
и местное самоуправление;
-
судебную власть;
-
международную деятельность
(в том числе на международное сотрудничество);
-
правоохранительную
деятельность и обеспечение безопасности государства;
-
фундаментальные
исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
-
промышленность, энергетику
и строительство;
-
сельское хозяйство и
рыболовство;
-
охрану окружающей
природной среды и природных ресурсов;
-
транспорт, дорожное
хозяйство, связь и информатику;
-
образование;
-
здравоохранение и
физическую культуру;
-
иные расходы.
На уровне образований местного самоуправления
(районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.
1. Понятие и принципы бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это регламентируемая
нормами права деятельность органов государственной и местной власти по
составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а
также составлению и утверждению отчета об его исполнении.
Срок действия утвержденного бюджета называется
бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с
календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).
Впервые в дореволюционной России бюджетный год,
равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700
года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего
декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России
приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое
сентября).
В основе бюджетного процесса лежат принципы,
характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты,
реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех
бюджетов…
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и
некоторые другие принципы.
Так, распределение полномочий в бюджетном процессе
основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной
и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и
исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а
рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов
представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса
свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в
конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому
их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через
бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов
бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется
специальным юридическим актом.
Для бюджетного процесса характерен и принцип
ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и
принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа
ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются
в любом случае.
2. Участники бюджетного процесса
В соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую
нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного
самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению
проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов,
утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, а также по контролю за их исполнением.
Участниками бюджетного процесса являются:
-
Президент страны;
-
органы законодательной (представительной) власти;
-
органы исполнительной власти;
-
органы денежно – кредитного регулирования;
-
органы государственного и муниципального
финансового контроля;
-
государственные внебюджетные фонды;
-
главные распорядители и распорядители бюджетных
средств;
-
иные органы, на которые возложены бюджетные,
налоговые и иные полномочия;
-
бюджетные учреждения;
-
государственные и муниципальные унитарные
предприятия, другие получатели бюджетных средств;
-
кредитные организации, осуществляющие отдельные
операции со средствами бюджетов.
Участниками бюджетного процесса, обладающими
бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
-
Президент Российской Федерации;
-
Государственная Дума и Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации;
-
Правительство Российской Федерации,
-
Министерство финансов Российской Федерации;
-
Федеральное казначейство;
-
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
-
Банк России;
-
Счетная палата Российской Федерации;
-
государственные внебюджетные фонды;
-
главные распорядители и распорядители бюджетных
средств;
-
иные органы.
3.
Органы, обладающие бюджетными полномочиями
В систему органов, обладающих бюджетными
полномочиями входят:
1.
финансовые органы, определяемые указом Президента
страны;
2.
органы денежно – кредитного регулирования, то есть
Банк России;
3.
органы государственного (муниципального) финансового
контроля, к которым относятся:
-
Счетная палата Российской Федерации;
-
контрольные и финансовые органы исполнительной
власти;
-
контрольные органы законодательных органов
субъектов Российской Федерации и представительных органов местного
самоуправления.
Бюджетные полномочия законодательных органов
включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении,
осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и
определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением
бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.
Бюджетные полномочия органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления связаны:
-
с составлением проекта бюджета;
-
с внесением его с необходимыми документами и
материалами на утверждение на утверждение законодательного органа;
-
с исполнением бюджета;
-
с управлением государственным, муниципальным
долгом;
-
с ведомственным контролем за исполнением бюджета;
-
с представлением отчета об исполнении бюджета с другими
полномочиями.
Бюджетные полномочия Банка России направлены:
на совместную с Правительством страны разработку и представление на
рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно – кредитной
политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций
генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Кредитные организации могут привлекаться
для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной
основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, то есть выполнять некоторые
функции Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на
соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Главным распорядителем средств федерального
бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий
право распределять средства федерального бюджета по подведомственным
распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной
классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств
бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган
государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного
самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные
средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета
субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные
ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия
главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской
Федерации.
Помимо понятия главного распорядителя
бюджетных средств, Бюджетный Кодекс Российской Федерации ввел понятие
“распорядитель бюджетных средств”, к которому относится орган государственной
власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные
средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
4.
Полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня
В соответствии с Бюджетным Кодексом
Российской Федерации участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными
полномочиями на федеральном уровне, являются:
-
Президент Российской Федерации;
-
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации;
-
Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации;
-
Министерство финансов Российской Федерации;
-
Федеральное казначейство;
-
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
-
Банк России;
-
Счетная палата Российской Федерации;
-
государственные внебюджетные фонды;
-
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены
бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Министерство финансов Российской Федерации
обладает следующими бюджетными полномочиями:
-
составляет проекты федерального бюджета и представляет
его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке
проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-
осуществляет методическое руководство в области
составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
-
получает от федеральных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и
органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта
федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза
консолидированного бюджета Российской Федерации, а также отчета об исполнении
консолидированного бюджета Российской Федерации;
-
осуществляет предварительный и текущий контроль за
исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных
соглашений;
-
составляет отчет об исполнении федерального
бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в
случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
-
представляет отчет об исполнении федерального
бюджета в Правительство Российской Федерации;
-
и ряд других полномочий.
5.Составление проектов бюджетов
Следующий
этап бюджетного планирования – процесс составления проекта бюджета. Главная
задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств,
централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных
на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий,
предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и
территории.
Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства
Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета
разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми
органами.
Главным источником информации для составления проекта бюджета служит
прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в
свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального
развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других
показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные
положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый
период.
Проект
федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению
Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев
до начала планируемого года.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
• проекта федерального бюджета;
• проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную
перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы
Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза
социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;
• проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
На
первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной
власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития
на планируемый год, и которых отражены главные макроэкономические показатели и
материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и
социального развития страны.
После
одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ
разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета
на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов
федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются
предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации
заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на
среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты
направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством
они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их
запросу.
Затем
Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и
расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, а
также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами
Российской
Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.
На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами
исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных
средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение
финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом
Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие
финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в
среднесрочной перспективе.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве
финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от
субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации.
Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за
соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей
финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности
мобилизаций дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с
внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов
Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который
рассматривает представленные расчеты. Вносит в них в случае необходимости
поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.
В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям
бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на
рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными
органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и
сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть
завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами
Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет
окончательный проект федерального бюджета, который представляется в
Правительство Российской Федерации.
Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы
имеют право на получение информации не только от территориальных органов
исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из
Министерства финансов РФ следующие материалы:
• предполагаемые изменения налогообложения;
• расходы,
передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих
средств;
• порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и
распределение его средств;
• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.
Финансовые органы муниципальных образований получают
от финансовых органов субъектов Российской Федерации следующие
материалы:
• предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными
бюджетами доходам;
• порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки
муниципальных образований и распределение его средств;
•
субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.
Порядок
организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета
аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.
В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае
несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных
бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий
исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров
нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня
доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные
об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального
образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения
по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных
нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале
в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий
отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование
предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов
на паритетных началах создается согласительная комиссия, решение которой
доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное
решение принимается вышестоящим представительным органом власти.
Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные
органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях
составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения единой
финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в
вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:
• прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
и муниципального образования на очередной год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской
Федерации и муниципального образования на очередной год;
• прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской
Федерации и муниципального образования на очередной год;
• прогноз
консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год;
• адресную инвестиционную программу на очередной год;
• программу приватизации государственных предприятий на очередной год.
Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов
Российской Федерации подготавливают:
• структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и программу
внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
• программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта
Российской Федерации на планируемый год;
• оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за
текущий год.
6. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Получив от финансовых органов проекты соответствующих
бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят
поправки и дополнения.
Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз
социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и
бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и
материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
1. После изучения этих документов и работы с ними
Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год. Вместе с этим документом в Государственную Думу направляются:
• предварительные итоги социально-экономического развития
Российской Федерации за истекший период текущего года;
• прогноз социально-экономического развития Российской
Федерации на планируемый год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики на
планируемый год;
• прогноз сводного финансового баланса по территории
Российской Федерации на планируемый год;
• прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации
на планируемый год;
• основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета субъектов Российской Федерации в планируемом году;
• порядок индексации заработной платы работников бюджетной
сферы на планируемый год;
• федеральные целевые программы и федеральные программы по
развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на
планируемый год;
• федеральная адресная инвестиционная программа на планируемый
год;
• расчеты по статьям классификации доходов федерального
бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и
дефициту федерального бюджета на планируемый год;
• международные договора Российской Федерации, вступившие в
силу для Российской Федерации и содержащие ее финансовые обязательства на
планируемый год, включая нератифицированные международные договоры Российской
Федерации о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
• программа государственных внешних заимствований Российской
Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией
иностранным государствам на планируемый год, структура внешнего долга
Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам
в планируемом году;
• структура государственного внутреннего долга Российской
Федерации и программа внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый
год для финансирования дефицита федерального бюджета;
• программа предоставления гарантий Правительства Российской
Федерации на планируемый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший
период текущего года;
• программа развития государственных казенных предприятий и
государственных унитарных предприятий. Вместе с проектом федерального закона о
федеральном бюджете на планируемый год Правительство Российской Федерации
вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах
государственных федеральных внебюджетных фондов, о повышении минимального
размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о
повышении минимального размера оплаты труда, о приостановке или отмене
федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, но не
предусмотрена в федеральном бюджете на планируемый год. Если требуется внесение
изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, о налогах,
а также о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на
планируемый год, то Правительство Российской Федерации одновременно с проектом
федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год вносит проекты
соответствующих федеральных законов.
2. Получив указанные выше документы и материалы, Совет
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или в период
парламентский каникул Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету,
налогам, банкам и финансам.
Совет Государственной Думы утверждает также комитеты,
ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального
бюджета. По каждому разделу расходов федерального бюджета назначается не менее
двух ответственных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.
Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступивших материалов
по проекту бюджета проводится депутатами совместно с приглашаемыми для этой
работы экономистами, учеными, представителями министерств, ведомств,
территориальных органов исполнительной власти, которые готовят заключения по
разделам проекта бюджета, вносят предложения по доходам и расходам.
Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул
Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету
принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете
на планируемый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо
подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Проект
федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год может быть
возвращен на доработку в Правительство Российской Федерации, если состав
представленных материалов не соответствует требованиям законодательных
документов о бюджете. В случае необходимости доработанный законопроект со
всеми необходимыми документами и материалами представляется в Государственную
Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и вновь
рассматривается Советом Государственной Думы.
3. Затем проект федерального закона о федеральном бюджете в
течение трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту
Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права
законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в
Счетную палату Российской Федерации на заключение.
4. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с
замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной
Думы, которая может обсуждать его в четырех чтениях.
1) При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном
бюджете на планируемый год в первом чтении Государственная Дума рассматривает
концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации,
основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской
Федерации; программу государственных внешних заимствований Российской Федерации
и предоставления государственных кредитов Российской Федерации иностранным
государствам на планируемый год в части источников внешнего финансирования
покрытия дефицита федерального бюджета. Рассматриваются также основные
показатели федерального бюджета, в том числе: доходы федерального бюджета в
разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов Российской
Федерации; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; размеры
несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в
процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и
источники покрытия дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом.
В течение 15 дней со дня внесения проекта федерального закона
о федеральном бюджете на планируемый год комитеты Государственной Думы готовят
и направляют в Комитет по бюджету заключения по проекту федерального закона о
федеральном бюджете на планируемый год с предложениями о принятии или об
отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по
вопросам, рассматриваемым в первом чтении. На основании заключений комитетов
Государственной Думы по основным характеристикам федерального бюджета Комитет
по бюджету готовит свое заключение по проекту федерального закона о федеральном
бюджете на планируемый год, а также проект постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении» и
представляет их на рассмотрение на пленарном заседании Государственной Думы.
На пленарном заседании Государственная Дума заслушивает
доклад Правительства Российской Федерации и содоклады Комитета Государственной
Думы по экономической политике и Комитета по бюджету и принимает решение о
принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия
Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные
показатели федерального бюджета.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном
бюджете в первом чтении Государственная Дума может:
• передать указанный законопроект в согласительную комиссию
по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из
представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства
российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных
характеристик федерального бюджета исходя из рекомендаций, изложенных в
заключении Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и заключении
Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому,
валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
• вернуть указанный законопроект в Правительство Российской
Федерации на доработку;
• поставить вопрос о доверии Правительству Российской
Федерации.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном
бюджете в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию она в течение
10 дней разрабатывает вариант основных показателей федерального бюджета,
согласовывая эти показатели с внесенными на рассмотрение Государственной Думы
законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о
налогах, программой государственных внешних заимствований Российской Федерации
и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным
государствам на планируемый год в части источников внешнего финансирования
покрытия дефицита федерального бюджета.
После окончания работы согласительной комиссии Правительство
Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные
основные показатели федерального бюджета, а также законопроекты о внесении
изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, о размерах тарифов
взносов в государственные федеральные внебюджетные фонды, о повышении
минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных
пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. Позиции, по которым
стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение
Государственной Думы.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона о
федеральном бюджете в первом чтении принимается постановление Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом
чтении».
Если Государственная Дума не принимает решение по основным
характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии,
проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным
в первом чтении и Государственная Дума принимает одно из решений, указанных
выше.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и возвращения его на
доработку в Правительство Российской Федерации оно в течение 20 дней
дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных
в заключении Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и вносит
проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение
Государственной Думы повторно в первом чтении. При повторном внесении
указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении
в течение 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную Думу.
В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи
с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь
сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант
проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год не позднее
30 дней после сформирования.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год Государственная Дума рассматривает во втором чтении в течение
15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении,
2) При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном
бюджете во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета
по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов
федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределение его средств
по субъектам Российской Федерации, общий объем бюджета развития и бюджета
текущих расходов.
Субъекты права законодательной инициативы направляют в
Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, на основе которых
Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы
проект постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете во
втором чтении и о распределении расходов федерального бюджета по разделам
функциональной классификации, в том числе по бюджету развития и бюджету текущих
расходов. Если Государственная Дума при рассмотрении этого законопроекта во
втором чтении не поддерживает предложение Комитета по бюджету, она может
рассмотреть на своем заседании альтернативные варианты сбалансированного
распределения расходов федерального бюджета, предварительно рассмотренные
Комитетом по бюджету и имеющие заключение Правительства Российской Федерации.
В целях нормализации бюджетного процесса в субъектах Российской
Федерации при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год Государственная Дума направляет в исполнительные и
представительные органы субъектов Российской Федерации сведения о распределении
доходов от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской
Федерации, утвержденном при рассмотрении проекта федерального закона о
федеральном бюджете в первом чтении, а также сведения о размере Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределении его
средств по субъектам Российской Федерации, утвержденных при рассмотрении
указанного законопроекта во втором чтении.
Страницы: 1, 2
|