Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ
Изменения в законодательстве,
регулирующем обязательное социальное страхование, в частности, порядок его
финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой
социально значимой сферы жизни общества.
Государство обязано нести
субсидиарную ответственность перед фондами. Снижая налоги, осуществлять
финансирование социального обеспечения за счет средств бюджета.
Дальнейшее реформирование сферы
пенсионного обеспечения, определенное стратегией социально-экономического
развития России на период до 2010 года, осуществляется преобразованием системы
предоставления досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда путем
перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет
дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на
период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения
общеустановленного пенсионного возраста.
Государство должно принимать все
необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников
последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления
им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и
возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей
продолжительности общего трудового стажа.
В настоящее время пенсионеров
содержат работающие граждане: за счет их налогов выплачиваются пенсии. Раньше
работающих было в несколько раз больше пенсионеров, поэтому налоги были
посильными, а размер пенсии достойным. Сейчас ситуация изменилась: общее число
трудящихся значительно сократилось. Это связано с демографическим кризисом.
Вывод
Инициативы главы государства, направленные на
преодоление демографического кризиса, безусловно, большой шаг вперед по
сравнению с сегодняшними мизерными размерами финансирования в поддержку рождаемости.
В мае 2006 года Президент В.В.Путин в своем ежегодном обращении к Федеральному
Собранию предложил решить сложнейшую демографическую проблему. Ведь ни для кого
не секрет, что рождаемость в России очень низкая. Соответственно трудоспособное
население уменьшается. Поэтому вопрос о преодолении демографического кризиса
стоит очень остро. Президент предложил программу стимулирования рождаемости.
Что должно включать в себя целый комплекс мер административной, финансовой и
социальной поддержки молодым семьям. Было предложено координальным образом
увеличить размер социальных выплат, связанных с материнством и детством. Сюда
включены и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсация затрат на
детское дошкольное воспитание, увеличение стоимости родовых сертификатов. Было
предложено в два раза увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и
приемной семье. Установить единовременное пособие при всех формах устройства
детей, лишенный родительского попечения, в семью. Тем самым стимулировать к усыновлению
детей, укреплять институт семьи. Очень действенной мерой поддержки материнства
и детства явилось предложение создания базового «материнского капитала».
Который реально повысит социальный статус женщины решившей родить второго
ребенка. В свою очередь женщина может использовать его либо для решения
жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или
других схем кредитования по достижении ребенком трехлетнего возраста, либо
направить эти средства на образование детей, либо положить эти деньги в
накопительную часть своей пенсии. По мнению экспертов, размер таких
государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 000
рублей. И эта сумма будет ежегодно индексироваться по инфляции. Размер
материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29
декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей» в 2008 году составляет 267 500 рублей.
Глава 2. Финансово-правовой
режим государственных внебюджетных фондов
2.1. Финансово-правовой режим
Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пенсионный фонд Российской Федерации
(ПФР) был образован в соответствии с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О
государственных пенсиях в РСФСР", введенным в действие с 1 марта 1991 г. и
положившим начало проведению в стране пенсионной реформы. Статья 8 названного
Закона предусматривала, что выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного
фонда РСФСР, создаваемого в целях государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Действующее до настоящего
времени Положение "О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)"
было утверждено постановлением Верховного Совета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27
декабря 1991 г. No 2122-I.
Анализ социально-экономических
причин, обусловивших на рубеже 90-х годов XX в. объективную необходимость
принятия нового пенсионного законодательства и формирования его самостоятельной
кредитно-финансовой основы, был проведен многими авторами, поэтому ограничимся
лишь их краткой констатацией. М.Н. Захаров и Э.Г. Тучкова выделяют, в
частности, следующие причины создания ПФР[24, с. 11]
1) выявление объективной потребности
пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного
пенсионного страхования трудящихся; возродить и, главное, реализовать на
практике истинную его сущность;
2) необходимость существенно повысить
доходы основной массы населения - пенсионеров, живущих, как правило, на строго
фиксированную выплату - пенсию;
3) желание не допустить утечки пенсионных
страховых средств и использования их на иные цели, отличные от пенсионного
обеспечения застрахованных и их семей.
Таковы были объективные причины
создания Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в конце 1990 г.
В настоящее время деятельность Пенсионного
фонда Российской Федерации регулируется преимущественно Положением о Пенсионном
фонде РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденном постановлением Верховного Совета РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 1991 г., которое ныне действует в редакции Указа
Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 декабря 1993 г. No 2288 и Федерального
закона от 5 мая 1997 г. No 77-ФЗ.
Согласно п. 1 Положения о ПФР,
Пенсионный фонд - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение,
осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Пункт 2 Положения устанавливает, что денежные средства Пенсионного
фонда "находятся в государственной собственности", "не входят в
состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат". При этом в соответствии
со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", государство
несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда
Российской Федерации перед застрахованными лицами.
В Положении о ПФР приводится
исчерпывающий перечень вопросов, входящих в компетенцию Фонда, которую многие
авторы трактуют как задачи ПФР. В частности, в соответствии с п. 3 Положения
Фонд призван обеспечивать целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, направляемых
на выплату государственных пенсий, включая граждан, выезжающих за пределы
Российской Федерации. (Подобная выплата должна предусматриваться
законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, межгосударственными и международными
договорами.)
В обязанности Пенсионного фонда
входит также организация работы по удовлетворению исков, предъявляемых
работодателям и гражданам, виновным в причинении вреда здоровью работников и
других граждан, выплата сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
ПФР должен обеспечивать капитализацию
средств Фонда, а также - привлечение в него добровольных взносов (в том числе
валютных ценностей) физических и юридических лиц.
На Пенсионный фонд возложен контроль
(с участием налоговых органов) за своевременным и полным поступлением страховых
взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств на
выплату государственных пенсий, в том числе - за правильностью их назначения,
перерасчета, выплаты и доставки. С этой целью ПФР совместно с Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводит
ведомственные и вневедомственные проверки: правильности применения пенсионного
законодательства при назначении и выплате пенсий; целевого использования и
своевременности расходования средств, предназначенных для выплаты пенсий;
правильности организации бухгалтерского учета, отчетности по выплате пенсий,
соблюдения финансовой дисциплины[22, с. 67].
Важным направлением деятельности ПФР
является организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета
застрахованных лиц, который был введен на территории отдельных
административно-территориальных единиц субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в
соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. No 27-ФЗ "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного страхования", а также организация и ведение государственного
банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации.
Сотрудниками Фонда проводится также
работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов,
регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений
в законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Фонда входит
проведение научно-исследовательской работы в области государственного
пенсионного страхования.
Положение о ПФР предусматривает, что
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты
пожилых и нетрудоспособных граждан, проводить разъяснительную работу среди
населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Наконец, на Пенсионный фонд возложена
обязанность осуществления межгосударственного и международного сотрудничества РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
На основании п. 1 Положения о ПФР
Пенсионный фонд имеет право выполнять отдельные банковские операции в порядке,
установленном действующим законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о банках и
банковской деятельности.
Как юридическое лицо, ПФР имеет
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим
наименованием.
Руководство Пенсионным фондом России
осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным
органом - исполнительной дирекцией (п. 7 Положения о ПФР). В состав Правления
по должности входят председатель, первый заместитель, заместители председателя
правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцати
отделений фонда.
В состав Правления могут также
входить представители общественных, религиозных и государственных организаций,
объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов
пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления Пенсионного фонда могут
принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями Фонда
по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и
ведомств РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Банка России.
Правление ПФР возглавляет
председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством
Российской Федерации.
На Правление Фонда возлагается:
ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионного
фонда, определение перспективных и текущих задач Фонда; утверждение бюджета,
сметы расходов Фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также
утверждение его структуры и штатов. Кроме того, Правление Пенсионного фонда
назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его
заместителей, председателя ревизионной комиссии Фонда и руководителей его
отделений; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам,
относящимся к деятельности фонда, а также решает другие вопросы.
Для осуществления контроля за
деятельностью исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных
органов образуется ревизионная комиссия Фонда.
Постановлением правления ПФР от 9
октября 2000 г. в семи федеральных округах России созданы управления ПФР.
Методологическое руководство деятельностью отделов управлений ПФР в федеральных
округах осуществляется структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР
по вопросам, относящимся к их компетенции.
Управление является структурным
подразделением исполнительной дирекции ПФР. К основным задачам управления
относятся: координация деятельности отделений ПФР в федеральном округе в
пределах, установленных Правлением ПФР, и контроль над ней; взаимодействие с
полномочным представителем Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; координация
программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Для решения указанных задач
управление осуществляет следующие функции: анализирует и прогнозирует
экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе; участвует в
подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе; участвует в подготовке
отчетов об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе; изучает и
обобщает практику применения нормативных правовых актов субъектов федерации по
вопросам пенсионного обеспечения; взаимодействует с органами федерального
казначейства, МНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, органами государственной власти и
местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщает сведения о
доходной части бюджета ПФР; вносит полномочному представителю Президента РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ в федеральном округе предложения о необходимости проведения проверок
по исполнению актов федерального законодательства в федеральном округе, а также
об опротестовании нормативных правовых актов субъектов федерации,
противоречащих актам федерального законодательства; обобщает практику судебных
решений, принимаемых в субъектах федерации, и при обнаружении нарушений
действующего законодательства готовит предложения по их опротестованию;
участвует в решении вопроса об укомплектовании отделений ПФР в округе кадрами;
соблюдает требования по защите информации; решает другие вопросы, отнесенные
правлением ПФР к его компетенции.
В состав управления входят: отдел
координации и контроля за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе,
информационно-аналитический отдел, отдел региональных социальных программ,
отдел правового регулирования, аппарат при руководстве (делопроизводитель и
бухгалтер).
В качестве примера можно перечислить
функции лишь одного отдела - информационно-аналитического, который:
осуществляет сбор и анализ информации об экономических показателях деятельности
отделений ПФР в федеральном округе для руководства ПФР и полномочного
представителя Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; участвует в подготовке актуарных
расчетов для определения основных показателей бюджетов отделений ПФР; проводит
мониторинг рынка труда в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ;
контролирует правильность прохождения средств на пенсионное обеспечение в
федеральном округе.
Возглавляет управление начальник,
который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР.
Стоит отметить, что на протяжении
90-х годов ПФР как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное в
целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения, только
финансировал выплату государственных пенсий, в то время как назначение пенсий и
их выплату производили органы социальной защиты населения, относящиеся к
органам исполнительной власти либо к органам местного самоуправления. Однако, в
соответствии с Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 сентября 2000 г. No
1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации" (далее - Указ от 27 сентября 2000 г.)
государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом
реорганизована. За Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и его
территориальными органами были закреплены полномочия по выплате трудовых
пенсий. Органам исполнительной власти субъектов Федерации было рекомендовано в
течение 2001 г. заключить с ПФР соглашения о передаче материально-технической
базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц,
занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в
территориальные органы ПФР.
Указ от 27 сентября 2000 г. вызвал
неоднозначную реакцию среди специалистов, поскольку юридически возложил
выполнение государственных функций на органы, которые не входят в систему
органов исполнительной власти. Тем не менее, передачу ПФР полномочий по
назначению и выплате пенсий на тот момент, на наш взгляд, следует признать
целесообразной, т.к. соединение всех функций по сбору и распределению целевых
финансовых средств в одних руках в наибольшей степени отвечало интересам
эффективного управления государственными средствами, предназначенными для
пенсионного обеспечения.
Тем не менее, в законодательстве,
определяющем правовое положение ПФР, выявились противоречия, поскольку по одним
актам фонд лишь финансировал выплату государственных пенсий, а по другим - на
правах страховщика осуществлял назначение и выплату государственных пенсий в
рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования.
Таким образом, к настоящему времени
Положение о ПФР - далеко не единственный нормативный акт, определяющий правовое
положение Фонда. Правовую основу деятельности ПФР на данном этапе образуют
также:
- Конституция Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (в части регулирования деятельности государственных внебюджетных
фондов, составления, утверждения и исполнения их бюджетов);
- законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и др.);
- Федеральный закон от 15 декабря
2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации";
- Федеральный закон от 16 июля 1999
г. 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
- Федеральный закон от 17 декабря
2001 г. No 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 15 декабря
2001 г. No 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации";
- Федеральный закон от 24 июля 2002
г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 1 апреля 1996
г. No 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования";
- другие федеральные законы, Указы
Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и принимаемые в соответствии с ними иные
подзаконные нормативные акты Российской Федерации; постановления и распоряжения
Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, инструкции и письма Министерства финансов РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, иных органов исполнительной власти.
Соответственно можно констатировать,
что общий объем нормативно-правовых актов, регулирующих в большей или меньшей
степени деятельность Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, чрезвычайно велик.
Только за последние 2 года в России было принято около 10 законодательных
актов, напрямую касающихся деятельности Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
и еще большее количество нормативных актов Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерства финансов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Для того чтобы уточнить правовое
положение ПФР в рамках системы обязательного государственного пенсионного
обеспечения, необходимо сопоставить отдельные нормы законодательных актов,
регулирующих деятельность Пенсионного фонда России.
Поскольку пенсионное страхование
представляет собой составную часть системы обязательного социального
страхования основу правового регулирования его деятельности в настоящее время
образует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. No 165-ФЗ "Об основах
обязательного социального страхования". В статье 13 названного Закона определено,
что этот вид страхования осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования. Согласно ст. 6 того же закона,
страховщиками являются некоммерческие организации, основанные в целях
обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию
при наступлении страховых случаев.
В соответствии со статьей 5 вышедшего
несколько позднее Федерального закона от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страховщиком,
который осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской
Федерации, является Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Там же сказано, что
Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его
территориальные органы составляют единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного пенсионного страхования в РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Соответственно можно сделать вывод,
что Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с законодательством
всегда являлся некоммерческой организацией. Данный факт следует особо
подчеркнуть в связи с тем обстоятельством, что в настоящее время, в связи с
обсуждением в Государственной Думе проекта закона "Об управлении
средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской
Федерации", обсуждается проблема преобразования самостоятельного
финансово-кредитного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (России)
- в некоммерческую организацию.
Согласно ст. 49-50 ГК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение
прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие
полученную прибыль между участниками. Они имеют целевую (специальную)
правоспособность и используют свое имущество лишь для достижения уставных
целей. Причем в число таких целей не может включаться получение прибыли.
Размеры и структура доходов
некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества
некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об
оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности
некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
В случае совершения действий,
противоречащих ее целям, некоммерческой организации может быть вынесено
предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, или же внесено представление прокурором об
устранении нарушений. При наличии более двух предупреждений в письменной форме
или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть
ликвидирована по решению суда в порядке, предусмотренном ГК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ и статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. No 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях".
В статье 7 закона "О
некоммерческих организациях" (в редакции от 23 декабря 2003 г.) фонд
определяется как "не имеющая членства некоммерческая организация,
учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных
имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные,
образовательные или иные общественно полезные цели".
В качестве учредителей фондов могут
выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие
организации), так и публично-правовые образования.
Имущество, переданное фонду его
учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не
отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по
обязательствам своих учредителей.
Фонд вправе заниматься
предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для
достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Для
осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе образовывать
хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать
отчеты об использовании своего имущества.
Надзор за деятельностью фонда,
использованием средств фонда, соблюдением законодательства осуществляет
попечительский совет фонда, который создается на общественных началах из числа
его учредителей или иных авторитетных в общественном мнении лиц.
Анализ изложенных норм Гражданского
кодекса РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и Закона "О некоммерческих организациях"
позволяет сделать следующие выводы:
1) В соответствии с гражданским
законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ фонды создаются за счет добровольных
взносов, тогда как ПФР существует главным образом за счет обязательных
платежей.
2) Средства ПФР не являются его
собственностью как юридического лица, а принадлежат Российской Федерации
(ст.143 Бюджетного кодекса РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).
3) Цель создания ПФР -
государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской
Федерации.
4) Учредители (Российская Федерация)
несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда.
5) Деятельность фонда никакими
общественными организациями не контролируется.
Следовательно, остается лишь
согласиться с теми авторами, которые считают, что изложенные в ГК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ и законе о некоммерческих организациях правовые основы деятельности
некоммерческой организации в форме фонда не относятся к Пенсионному фонду РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ и не могут использоваться для регулирования его деятельности.
Другим видом некоммерческих
организаций, особенностям правового положения которых специальная
правосубъектность ПФР соответствует в большей степени, является учреждение (что
и записано в ст. 5 Закона "Об основах обязательного социального
страхования". Согласно ст. 9 Закона "О некоммерческих
организациях" учреждением признается "некоммерческая организация,
созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или
частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве
оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
К числу учреждений относятся органы
государственной и муниципальной власти, организации образования, просвещения и
науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей они
могут быть как публичными, так и частными. Учреждения создаются по решению
собственника или уполномоченного им органа и действуют на основании
утвержденного им и зарегистрированного устава или положения. Собственник
назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного
органа, хотя в некоторых учреждениях могут быть и коллегиальные органы управления.
Учреждения обычно финансируются
собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с
Гражданским кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Это означает, что права учреждения
на закрепленное за ним имущество собственника имеют ограниченный характер и
устанавливаются законом (ст. 296 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), а отчуждение или
иное распоряжение имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298
ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), в связи с чем участие учреждения в имущественном
обороте ограничено.
Устав, положение или другие
учредительные документы могут предусматривать осуществление учреждением в
рамках специальной правоспособности отдельных видов деятельности, приносящей
доходы. Последние, как и приобретенное за их счет имущество, поступают в
самостоятельное распоряжение учреждения, но являются собственностью учредителя.
Учреждения отвечают перед кредиторами
только своими денежными средствами, при отсутствии которых субсидиарную
ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (п. 2 ст. 120
ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, п. 2 ст. 9 Закона "О некоммерческих
организациях"). Соответственно учреждения не могут быть объявлены
банкротами, допустимы лишь их реорганизация или преобразование в другую
некоммерческую организацию.
Таким образом, общие нормы,
определяющие гражданско-правовое положение учреждения как юридического лица, во
многом могут быть соотнесены и с положением Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Но вместе с тем отдельные аспекты создания и функционирования ПФР не
укладываются в рамки, очерченные законодателем для учреждений. Это касается, в
частности, финансирования ПФР и той самостоятельной и весьма значительной роли,
которую он играет в бюджетной системе РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Рассмотренные выше изменения
правового статуса ПФР были закреплены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.
No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации", в соответствии со ст. 5 которого ПФР (государственное
учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную
систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в
Российской Федерации, причем нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Среди обязанностей ПФР в статье 17
Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" упомянуты назначение и своевременная выплата трудовых пенсий.
Таким образом, ПФР уже законодательно получил статус государственного
учреждения, осуществляющего назначение и выплату трудовых пенсий.
Однако, передав в руки Фонда
названные функции, государство в то же время сохранило за собой часть
полномочий по управлению пенсионными накоплениями. В частности, в соответствии
со ст. 12 Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти по
обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:
- установление порядка принятия
бюджета Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и порядка его исполнения;
- утверждение бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации и отчета о его исполнении;
- определение порядка и условий
формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- определение порядка хранения
средств обязательного пенсионного страхования;
- управление системой обязательного
пенсионного страхования;
- обеспечение финансовой устойчивости
и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе
путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном
бюджетом Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;
- определение порядка использования
временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- осуществление государственного
надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой
пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.
Во исполнение норм названного Закона
и в соответствии с постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2
апреля 2003 г. No 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной
власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и
инвестирования средств пенсионных накоплений" уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере
формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений было назначено Министерство
финансов Российской Федерации (точнее, входящая в его структуру Федеральная
служба финансово-бюджетного контроля), а государственной управляющей компанией,
осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений,
которые формируются в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом
выбора инвестиционного портфеля - согласно постановлению правительства РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ от 22 января 2003 г. No 34 - Банк внешнеэкономической деятельности РФ
(Внешэкономбанк).
В соответствии с постановлением
Правительства от 2 апреля 2003 г. на Минфин РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ были возложены
следующие функции:
- контроль за соблюдением
государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;
- проведение конкурсов по отбору
специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения
договоров;
- установление порядка расчета
чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм
страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии,
поступивших в Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;
- согласование предложений
Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по определению ожидаемой потребности в
средствах для выплаты накопительной части трудовой пенсии, в том числе
правопреемникам умерших застрахованных лиц, при подготовке проекта бюджета
Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на соответствующий период;
- обращение в суд с исками о защите
прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об
устранении последствий нарушений законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и о
возмещении вреда, причиненного государственной управляющей компанией и
Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в результате нарушений законодательства;
- принятие в пределах своей
компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и
надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Таким образом, важнейшие функции по
реальному управлению финансами страховой части пенсионных накоплений
государство сохранило за правительственными структурами, причем совершило это с
нарушением норм действующего законодательства. Дело в том, что в соответствии с
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств
для накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства
ПФР могут быть переданы только по договору доверительного управления, который
может быть заключен лишь с компанией, соответствующей ряду требований того же
Закона. В числе таких требований - наличие лицензии ФКЦБ на управление активами
ПИФов, инвестфондов и НПФ, каковой у Внешэкономбанка не было. Следовательно, по
Закону, этот банк не имел права принимать средства ПФР в доверительное
управление.
Стоит заметить, однако, что во всех
трех названных нормативных актах, включая Закон об обязательном пенсионном
страховании, присутствует ссылка на Федеральный закон "Об управлении
средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской
Федерации", на основании которого должна строиться деятельность
Пенсионного фонда России и его территориальных органов в новых условиях.
Названный закон пока еще не принят, но стоит отметить, что в своей нынешней
редакции проект этого закона, внесенный на обсуждение в Государственную Думу Президентом
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, существенно меняет правовой режим деятельности
Пенсионного фонда и объем возложенных на него задач.
Итак, если принять во внимание, что
пенсионная система в целом должна выполнять следующие основные функции: 1) сбор
средств в пенсионную систему от юридических и физических лиц; 2) аккумуляцию
средств и управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы; 3)
регистрацию и учет пенсионных прав граждан; 4) исчисление, назначение и выплату
пенсий, - то Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время выполняет
практически все из них, за исключением сбора той части налоговых поступлений
(ЕСН), которые первоначально зачисляются в федеральный бюджет. Между тем, почти
все названные функции, за исключением второй, могут выполняться только при
наличии у реализующих их органов властных полномочий, связанных с принуждением,
каковыми могут быть наделены лишь органы исполнительной власти. ПФР к этим
органам не относится. Следовательно, ПФР в настоящее время исполняет функции,
которые не соответствуют его правовому статусу.
Итак, рассмотренные основы правового
регулирования деятельности Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ позволяют
сделать следующие выводы:
1) Как субъект материальных и
финансово-правовых отношений по предоставлению всех видов государственных
пенсий ПФР в настоящее время выполняет функции по частичному сбору,
аккумуляции, финансированию, назначению, перерасчету и выплате государственных
трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2) В финансовых правоотношениях
Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ участвует как самостоятельная форма
образования и расходования денежных средств, учреждение, предназначенное для
управления финансами государственного пенсионного обеспечения и обладающее
собственным объектом и предметом правового регулирования.
3) В правоотношениях по пенсионному
обеспечению граждан ПФР выступает как уполномоченное учреждение, не входящее в
структуру органов исполнительной власти, но осуществляющее особые
государственные функции. В этой роли ПФР опосредует публично-правовые
финансовые обязательства государства и соответственно может быть признан
юридическим лицом, предназначенным для осуществления строго определенных целей
и обладающим особым правовым статусом
4) Являясь, по сути, своей
некоммерческой организацией, действующей в форме учреждения, Пенсионный фонд в
то же время в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции,
не свойственные всем прочим организациям, действующим в форме некоммерческих
учреждений, и в связи с этим нуждается в наличии специальных правовых
источников, регулирующих его статус и полномочия в бюджетно-финансовой сфере.
5) Финансовая деятельность
Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время регулируется огромным
числом как законодательных, так и подзаконных нормативных актов, отчасти
противоречащих друг другу.
Сказанное обусловливает необходимость
принятия специализированного федерального закона, определяющего правовое
положение ПФР и его место в финансовой системе государства, а также -
разграничивающее его правомочия и обязательства в гражданских,
административных, финансовых и др. правоотношениях.
2.2. Финансово-правовой режим Фонда
социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фонд социального страхования РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным
внебюджетным фондом.
ФСС создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля
за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом
Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 августа 1992 г. № 822 и является
самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.
Управление Фондом социального
страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляется Правительством РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда
социального страхования и его заместители назначаются Правительством РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду
санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не
входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не
подлежат.
Положение о ФСС утверждено
Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 февраля 1994г. № 101.
Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.
Основными задачами Фонда являются:
Страницы: 1, 2, 3
|