Финансовое право
Финансовое право
Калининградский государственный
университет
Юридический факультет
Кафедра предпринимательского права
Контрольная работа
по финансовому праву
Вариант 2
|
Выполнила:
Студентка 2 курса спецотделения
Макарьева Ольга Викторовна
Проверила:
|
г. Калининград
1999 г.
1. Каковы полномочия
в области финансов палат Федерального собрания, Президента и Правительства РФ?
Финансовую деятельность осуществляют все без исключения
государственные органы, так как выполнение функций государства по всем
направлениям связано с использованием финансов. Однако в силу различия задач и
правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их
финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.
Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам
Государственной Думы, Правительству РФ согласно ч. 1 ст. 104 Конституции
принадлежит право законодательной инициативы по всем вопросам, в том числе и в
области финансов.
Президент РФ обеспечивает в области финансов согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из
положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится
финансовая политика. С изложением положения в стране и данных направлений
политики Президент РФ обращается ежегодно к Федеральному собранию (ч. 3 ст. 80
и п. е ст. 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и
исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования
государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики,
организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений,
организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление
Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для
назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед
Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя
Центрального банка РФ (п. г ст. 83 конституции РФ).
Правительство Российской Федерации разрабатывает и
представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального
бюджета (п. а ч. 1 ст. 114 Конституции РФ); обеспечивает проведение в
Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. б ч.
1 ст. 114 Конституции РФ). Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции законопроекты о
введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске
государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства,
другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет
федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение в Государственную Думу
только при наличии заключения Правительства РФ.
К ведению Государственной Думы Федерального собрания РФ относятся:
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального
банка РФ (п. в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за
исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются
федеральным законом.
Государственная Дума назначает на должность и освобождает от
должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Совет
Федерации Федерального собрания РФ назначает на должность и освобождает от
должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее
аудиторов.
Согласно ст. 106 Конституции РФ (п.п. а – г) обязательному
рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой
федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и
сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ (что может
отразиться на финансовой политике РФ).
2. К какому
виду валютных операций относится перевод иностранной валюты из РФ в другую
страну в оплату права собственности на землю?
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации «О валютном
регулировании и валютном контроле» (далее – Закона) Иностранная валюта – это:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,
находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в
соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые
или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.
Согласно п. 7 Закона Валютные операции – это:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав
на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в
качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в
иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных
ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов.
Согласно п. 8 Закона операции с иностранной валютой и ценными
бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и
валютные операции, связанные с движением капитала.
Перевод иностранной валюты из РФ в другую страну в оплату права
собственности на землю в соответствии с п. в ст. 10 Закона – валютная операция,
связанная с движением капитала, а именно: «переводы в оплату права
собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра,
относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому
имуществу, а также иных прав на недвижимость».
3. Российское
предприятие-импортер перевело за границу 100 000 долларов на закупку
компьютеров. Во время погрузки товара на судно произошел пожар не по вине
российского предприятия и часть продукции на сумму
30 000 долларов погибла. Случившийся факт был подтвержден
документально. В результате в РФ были ввезены компьютеры на сумму
70 000 долларов. ЦБ взыскал с предприятия штраф в сумме 100 000
долларов за несоответствие стоимости ввезенного товара вывезенной и уплаченной
за него валюте. Предприятие обратилось в суд с исковым заявлением, указав в
нем, что, во-первых, штраф взыскан ненадлежащим органом и, во-вторых, оснований
для такого взыскания не было.
Какое решение должен принять суд?
Согласно п. 2 Указа Президента РФ № 1163 от 21.11.95 г. «О
первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ»
импортеры-резидент, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие
перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввести
товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств
в иностранной валюте. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими
предписаний органов валютного контроля РФ по обеспечению реализации п. 2 Указа импортера-резиденты
несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме
иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров (п. 3 Указа). Взыскание
штрафа осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному
контролю. Предусмотренный Указом штраф не налагается в подтвержденных соответствующими
документами случаях, если товары в момент, когда риски несла российская
сторона, оказались уничтоженными вследствие действия непреодолимой силы.
Таким образом, суд должен принять решение об удовлетворении
искового заявления в связи с тем, что
1. Штраф
взыскан ненадлежащим органом – Центробанком, а не Федеральной службой России по
валютному и экспортному контролю.
2. Согласно
п. 3 Указа при наличии документального подтверждения действия непреодолимой
силы (пожар), штраф не налагается.
Использованная литература:
1.
Конституция Российской Федерации. –
М.: Юридическая литература, 1993.- 96 с.
2.
Закон Российской Федерации «О
валютном регулировании и валютном контроле» 09.10.92 г.
3.
Указ Президента Российской
Федерации № 1163 от 21.11.95 г. «О первоочередных мерах по усилению системы
валютного контроля в Российской Федерации».
4.
Финансовое право. Учебник. Ответственный
редактор
Н.И. Химичева.- М.:
Издательство БЕК, 1995.- 525 с. – гл. 4, 27.
|