ФИН. АРЕНДА
(лизинг): 665. Договор финансовой аренды. 666. Предмет договора финансовой
аренды. 667. Уведомление продавца о сдаче имущества в аренду. 668. Передача
арендатору предмета договора финансовой аренды. 669. Переход к арендатору риска
случайной гибели или случайной порчи имущества. 670.Отв-ть продавца. РАССЧЕТЫ:
861. Наличные и безналичные расчеты. 862. Формы безналичных расчетов. РАССЧЕТЫПЛАТЕЖНЫМИ
ПОРУЧЕНИЯМИ. 863. Общие положения о расчетах платежными поручениями.
864. Условия исполнения банком платежного поручения. 865. Исполнение поручения.
866. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения. САБЖ
ПО АККРЕДИТИВУ 867. Общие положения о расч. по аккредитиву. 868.
Отзывной аккредитив. 869. Безотзывной аккр-в. 870. Исполнение аккр-ва. 871.
Отказ в принятии документов. 872. Отв-ть банка за нарушение условий аккр-ва.
873. Закрытие аккр-ва. САБЖ ПО ИНКАССО 874. Общ. полож-я о рассч.
по инкассо. 875. Исполнение инкассового поручения. 876. Извещение о проведенных
операциях. САБЖ ЧЕКАМИ 877. Общ положения о рассч. чеками. 878.
Реквизиты чека. 879. Оплата чека. 880. Передача прав по чеку. 881. Гарантия
платежа. 882. Инкассирование чека. 883. Удостоверение отказа от оплаты чека.
884. Извещение о неоплате чека. 885. Посл-я неоплаты чека.
Фин. контроль – осуществляемая в особых формах и с особыми методами деятельность гос.
и негос. органов, наделенных полномочиями по установл-ю законн-ти и
достоверн-ти финансовых операций, оценки экономической эффективности
фин-хозяйств-й деят-ти и выявл-я резервов ее повыш-я, увеличения доходных
поступлений в бюджет и сохранности гос. собств-ти. ФК – неприменн-е усл-е
нормальн. функцион-я экономики и фин. системы. Объект воздействия фин. контроля
– денежные отношения, возникающие при формировании и использ-и фин ресурсов в
материальном произв-ве и непроизводств-й сфере, во всех звеньях фин. системы.
Также проверяются и хозяйств-е отнош-я => ФК похож на хозяйств. контроль.
ФК охватывает в осн. только общественную часть совокупного продукта, но он в
опр. степени (через проверку налоговых деклараций и пр.) касается и
частнопредпринимательс-й деят-ти. Сущность фин. контроля – в его задачах. Для
нас важна 1 – контр. за состоян-ем фин. ресурсов, presuming проверку
своевр-ти и полноты исполнения обяз-в перед бюджетом, операций по использ-ю
централиз-х и децентрализ-х ден. фондов. т.е. ФК обеспечив-ет соблюдение
действ-го зак-ва в обл. налогообл-я, валютн. операций, внешнеэконом-й деят-ти.
Объективной стороной ФК явля-ся контрольная функц-я финансов, содействующая
сбалансированности м. потребн-ю в финансах и наличием фин. ресурсов. Для
функц-я ФК необх. его четкая правов-я регламент-я – определ-е границ, методов,
форм осущ-я, установл-е правов-го статуса Ф-К-х органов (их права и обяз-ти).
Недостатки механизма ФК – неразвитость юр. базы. По субъектам (Тела,
предст/исп. власти, ведомств, аудит-й), по форме (обяз-й и иниц-й), по времени
(предв./текущ/последующ.), методы (проверки, обследов-е, надзор, мониторинг,
ревизия), сфера фин. деят-ти (налог-й, кредитн-й, валютн-й). Органы ФК –
ведомст. главн. ревизора-аудитора (Счетн. палата с подч-ем непоср.
парл-ту/пр-ву), налогов. ведомство-подч. Минфину/Пр-ву, контр-е структ. в
составе ведомств, негос-е контр. службы.
Факторинг – см. ст.382 – финанс-е под уступку ден. требов-й -
кредитор вправе уступать свои требов-я др. лицу. Сабжевые операции – на
договорных началах, в целях ускор-я поставки платежа. Предпр-я-поставщик
уступает банку пр-во требов-я платежа по платежн. док-там за поставл-е
товары/услуги, а банк возмещ-ет поставщику часть причитающ-ся от плательщика
суммы платежа. Остальн. сумма платежа – после поступления ср-в от плательщаки.
Договор м. предусм. немедл. возмещ-е поставщику полн. суммы, указ-й в платежн.
док-те. Банк за подобн. торгово-комисс-ю операцию взымает с поставщ-ка опр.
плату. Поставщик отвечает перед банком за недейств-ть плат. требов-я, но не
отв-ет за неисп-е эт. треб-я должн-ком. Сабж регул-ся договором банк-поставщик,
в нем указ-ся: сумма от банка, порядок операций, размер платы по ним, др. Банк
не отвеч. за невып-е договорн. обяз-в по поставке товара сторон. 2 вида сабжа –
откр-й и скрытый (контрагенты клиента не знают о передаче счетов фин-му.
агенту.
Сущность безнал. рассч. СБР – плановая организация безнал. ден.
оборота, регул-го общегос. зак-ми и банк-ми правилами. .Осн. элем-ты: принципы
организ-и и формы БР, способы, источники, очередность платежей. Требов-я к
сабжу: планомерн. реализ-я товаров/услуг и получ-е за это денег; не допуст-ть
соверш-я платежей до оказ-я услуг/продажи…; своевр-е перечисл-е ден. ср-в по
обяз-вам; контроль за соблюд-ем договоров иплатежной дисципл; банковский
контроль за их вып-ем; сближение времени передачи товара и получ-я за него
денег, чтобы не было дебет-кредит-й задолж-ти. Документооборот – движение
расх-х док-тов с учетом времени их оформл-я. Все расчеты м. юр. лицами на сумму
более опр.-го пр-вом РФ размера – only в безнале. Все сабжи произв-ся через банк на
осн. расч. док-тов – письм-х распоряж-й хозорганов о сабжевом перечисл-и ср-в
за произв-е услуги/товары после их отгрузки/оказания. Док-ты: плат. поруч-я,
чеки, аккр-вы, плат-е требов-я-поруч-я. Предпр-я м. выбирать любую форму
безнал. рассчета. Преим-ва сабжа – низкая себестоимость и удобство.
Фин. контр. орг. гос. упр-я. Фин. контр – это контр. за целесообр. И зак-ю
действий в обл. образов-я, распредел-я, исп-я ден. ср-в гос-вом, а также за
фин. деят-ю хоз-щих субъектов с исп-ем спец. методов, ср-в и форм.
Президентский контроль – в соотв. с Конст. – изданием указов, подпис-е федер-х
зак-нов, назнач-е/освоб-е министра фин-ов РФ, предст-е ГосДуме кандидатуры на
должн. председ-ля ЦБ РФ. Осн. фц-и фин. контроля вып. Контр-е управл-е
презид-та от его имении по его поруч-ю – за исп-ем федер. органами гос. власти
и органами субъектов РФ указов и распоряж-й Тела. Фц-и КУ – анализ дейт-ти
спец. органов конт. и надзора федер-х органов исп. власти, подраздел-й
Администр-й Тела, орг. исп. вл. субъектов РФ, also учрежд-й и организ-й;
рассм-е жалоб и обращ-й граждан, предпр-й, учрежд-й и орг-й. КУ может требов-ть
от рук-лей предпр/уч/орг док-ты, материалы, необх-е для проверок; привлекать
для них правоохр-е органы контроля, запр-ть инф-ю о доходах и докл. Телу рез-ты
проверок.
Платежн. поруч-е – поруч-е физ/юр лица, даваемое банку/др. кредитн.
учрежд-ю списать со счета данн. лица в данн.банке опр. сумму и записать ее на
счет др. лица (ф/ю) в этом/др. банке/учрежд-и. Ст. 863-866. Рассчеты сабжами м.
произв-ся за тов-матер. ценн-ти/услуги , по товарн. операциям путем целевых
переводов вышестоящ. организ-й, просроч-й задолж-ти, по ссудам банков. Действ.
в теч. 10 дней со дня выписки. Может быть принято банком от плательщика и при
отсутств. ср-в на его счете, если эт. предусм. договором м. им и банком. М.б.
срочными, досрочными и отсроченными. Срочные: авансовый платеж (до погрузки
товара); акцепт товара (после отгрузки), частичные платежи при крупных сделках.
Доср-е и отсроченные – под договор-ти сторон. Т.о, субъекты расчетов сабжами –
покупатель, продавец, банк.
Группы (формы) платежей: 1 группа – выплаты зарплаты и платежи,
приравненн. к ней, платежи и взносы по соц. страхов-ю, соц. обеспеч-ю, платежи
в госбюджет; 2 – плата за тов-матер. ценн-ти, платежи на заверш-е рассчетов по
взаимозачетам, платежи из прибыли, взносы амортизационных отчислений и др.
собств. ср-в, предназнач-х на финанс-е капиталовлож-й и кап. ремонта; 3 –
оплата неустоек (штрафы, пени) за невып-е договорн. и иных обяз-в; 4 – платежи
по банк. ссудам, не вошедш. в 1 и 2 группы, 5 – все др. платежи.
Предст. орг. – парлам-й контроль. Пров-ся при рассм-и и утв-и
проекта гос. бюджета и отчета об его исп-и. Для этого созд-ся бюдж-я комиссия
для проверки зак-ти и полноты предусм-х в бюдж. гос. доходов и расходов,
эфеккт-ти исп-я гос. ср-в. Осущ-ся и в др. формах через аналогичн. комитеты и
комиссии. Федер. Собр-е образ-ют Счетн. палату (з-н о ней – 11.01.95) для
контроля за исп-ем статей бюдж. и внебюдж. фондов, фин. экспертизы проектов
федер. з-нов, оценки обосн-ти доходов и расх-ов проекта федер. бюдж; контроля
за зак-ю движ-я ср-в в кредитных учрежд-ях. Виды деят-ти СП – контр-ревиз-я,
экспертно-аналит-я, информац-я. Состав – Председатель, зам. пред-ля, аудиторы,
аппарат. СП дает представления и предпис-я субъектам проверок. Методы – ревизии
и проверки, проводимые инспектора, надел-е широкими полномоч. По рез-там
проверки выносится обяз-е для исп-я постановл-е.
Лизинг – ст. 665-670. Фин аренда. Покупка коммер. банками по
просьбе предпр-й разл-х машин, др. произв-х/непроизв-х фондов у указ-х ими
субъектов и передаче им в аренду на опр. срок. Обычно, арендодатель – банк.
Основы сабжа: объект сделки – любые мат. ценн; субъект – стороны лизинг-го
догов-ра; его срок; сабжевые платежи, сабжевые услуги. В договоре указ-ся срок
лизинга, сумма арендн. платежей, отв-ть сторон, варианты владения им-вом после
рассторж-я дог-ра, и пр. Формы Л: на сроки полной амортизации оборуд-я с
послед. выкупом его Л.получателем по остаточн. стоим-ти; либо сдача в аренду
на более короткие сроки. Обычно движ-ть – на 5-8 лет, недв. – дольше. Сабжевое
согл-е м.б. рассторгн. Арендодателем в случ. Неплатежей арендн. платы или
невыполнении арендатором договорных обяз-в.
Способы, источники и очередн. платежей. – способ П – порядок, примен-й при осущ-и
безнал. рассчетов. 1.В полной сумме, указ-й в рссчетно-платежн. док-те
(глобальный). 2.В сумме сальдо (разницы) взаимных требов-й сторон. 3.Плановый
платеж – перечисл-е денег со счета плательщика на счет получ-ля исходя из
плановой велич. стоим-ти поставл-х товаров/услуг. 4.Гарантиров-й платеж с
обезналич-м депониров-ем денег на отдельн. счетах в банке по месту нахожд-я
плательщика и посл-м списанием со счета после зачисления денег на счет
получ-ля.5.Гарантиров-й платеж без создания спец. депозита в банке по месту
нахожд. плательщ-ка с посл-м списанием денег с рассч. счета или с суммы платежа
после зачисл-я на счет получ-ля. Источн. – собств. ср-ва, кредиты банка,
ассигнов-я из бюджета. Для правильн. организ-й безнал рассч. необх. строгая
очередн. платежей. Различ. хронологич-е (претензии удовл-я в той послед-ти, в
какой в банк поступали расч. док-т, независ. от целей платежа) и целев-е
платежи (сначала – наиболее важные по своему знач-ю платежи).
Орг. исп. власти, надведомств. контр. – органы исп. власти всех уровней осущ-ют фин.
контроль подведомтсв-х им управленч. и фин. структур. Пр-во РФ на осн. Конст. и
з-на «О Пр-ве РФ» контролирует процесс разраб-ки и исп-я федер. бюджета, а
также осущ-е единой фин-кредитн. политики. Пр-во заслушивает. отчеты контр-х
органов и выносит по ним реш-я. Ведомств-й фин. контроль осущ-ся структ-ми,
подраздел-ми мин-в ведомств и гос. комитетов за фин. деят-ю подведомств-х им
предпр-й 1 раз в 2 года. Сфера этого контр. – сохранность и исп-е матер. и фин.
ресурсов, пресечение фактов расточит-ти и бесхоз-ти, приписок, а также
состояние бухучета и отчетн.-ти. Минфин (положение о нем от 19.08.94.) – включ.
В себя Минфин РФ, Минфины субъектов РФ и республик, фин. управл-я краев и
областей, федер-е казнач-ва. Задачи Минфина – разработка и реализ-я направл-й
осущ-я единой фин. политики, составл-е проекта и исполн-е проекта федер.
бюджета, и пр. Фц-и Минфина – практич. совп. с задачами + разраб-ка предл.-й по
соверш-ю налогов. сист., участие в опр.-и ценовой, ден-кредитн. и инвестиц-й
политики, обеспеч-е изгот-я ден. билетов, монет, медалей и пр. Права Минфина –
получать от орг. исп. власти необх-е док-ты для разраб-ки проекта госбюджета;
запрещ/приостанавл. выпуск ценн. бумаг эмитентами при наруш-и ими з-на;
проводить документ-е проверки и ревизии орг. исп. власти, давать отсрочки платежей
по налогам в госбюджет, и пр. Ф. казнач-во – фц-и и задачи: контроль за исп-ем
бюдж, управл-е доходами и расх-ми федер. бюдж, распредел-е доходов м. федер.
бюдж. и бюдж. субъектов РФ, контроль за внебюдж ср-вами. Права казнач-ва:
проводить в предпр-ях/уч/орг любых форм собств-ти проверку ден. документ-и,
приостанавл. операц. по счетам, налагать штрафн. санкции на наруш-ля.
Подведомств. контр. осущ-ся казнач-вом и федер. налог. службой: проводить в
предпр-ях/уч/орг любых форм собств-ти проверку ден. документ-и, ее изъятие,
обеспеч-е учета налогопл-ков, применение штрафн. санкций к наруш-лям,
приостановл. операций ф/ю лиц – наруш-лей, контроль за нормативной базой
налогообл-я. ☺Налог. полиц-я обесп-ет безоп. деят-ти налог.
инспекции, борьба с коррупц. в налог. органах, проведение операт-орзыскн.
меропр-й и осущ-е произв-ва по налог. правонаруш-ям, администр-е задерж-е,
арест имущ-ва, приостановл. операций по счетам налогопл-ков. КРУ – проверки
собл-я бюдж. зак-ва, обесп-е бюдж. дисципл, правильное и экономн. расх-е ср-в
мин-вами и ведомств-ми, предпр-лями и орг-ми. Для этого КРУ требует предост-я
фин. документ-и и отчетности, контр. собл-е кассовых правил, исп-е наличности,
и пр. Есть наруш-я – м. отстранить виновн. т должн-ти и передать материал в следств.
органы.
Платежн. требов-я – поставщик, отгрузив товар, выписыв-ет ПТ и
предъявл-ет его к оплате через банк, в кот. имеется его счет. Это требов-е
опл-ся с согл-я плательщика в с его счета в его банке. Требов-я сдаются в банк
на инкассо или в сроки, определ-е договором. Если плательщик не отказался через
свой банк платить по ПТ, то оно счит-ся акцептованным и подлеж. оплате. При
отказе н. указать банку мотивы (перечисл. в дог-ре). Все споры по отказам от
акцепта – в арбитр-й суд. При отказе покупл-ля от акцепта, прибывшие ему товары
сдаются ему на отв-е хранение. М. отказ-ся частично. Примен-ся редко.
Рассчеты по особому счету. Ст. 874-876. – покуп-ль подает в обсл-е его
учрежд-е банка заявл-е об откр-и особого счета, указыв-ет сумму, на кот. откр-ся
счет, и учрежд-е банка, обслуж-е продавца. Банк получателя списывает сумму,
указ-ю в заявл-и со счета клиента и переводит ее в банк поставщика. Осущ-ся
по осн. Принципам взаимных расчетов. В з-не: банк-эмитент обязуется по поруч-ю
клиента осущ-ть за его счет действия по получению от плательщика платежа и
(или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, м.
привлекать для его выполн-я иной банк (исполняющий). Расчеты по особ. Счету
осущ-ся через банк и под его контролем. Особый счет откр-ся за счет ср-в
покуп-я или кредита банка.. При закрытии особ. счета остаток ден. ср-в
засчитыв-ся на расчетн. счет покупателя.
Аудит. – предпр. деят-ть аудиторов и аудит. фирм по осущ-ю
независ-х вневедомств-х проверок бух. фин-й отчетности, платежно-рассчетн.
документ-и, налоговых деклараций и пр. у ю/физ лиц всех форм собств-ти. Для
проведения сабжа необх. лицензия. Задачи сабжа – установл-е достоверн. фин. и
бухг. отчетн-ти и соотв-я произв-х фин. и хоз. операций закону; проверка расчетн-платежн.
документ-и, налог–х деклараций, и пр. Обяз. аудит. проверка – в случ, уст-х
з-ном по поруч. органов дознан-я, следств, прокурора, суда, налогов. органов
(пров-ся за счет гос-ва). Инициативная проверка – по инициативе субъекта
проверки, пров. за его ср-ва. Внутр. аудит – внутри фирмы, - собл-е правил
бухучета, даются рекомендации и консульт-и, определяют хоз-ю эффект-ть субъекта
проверки. Внешн.- фин. экспертизы, проверки, ревизии фин. и хоз. деят-ти,
контроль правильности определ-я дохода (для налогов), консультации по вопр.
организ-и и учета отчетн-ти, контроль за исп-ем закл-х договоров/сделок,
разъяснение фин. и налогового зак-ва. Все виды сабжа платные. Заключение
аудитора – баз замечаний, с замечаниями, отрицательное закл-е.
Рассчеты чеками. Чек- ценн бумага, содерж-я ничем
не обусл-е распоряж-е чекодателя произв-ти платеж указаннй в нем суммы банком
держтелю. Расч. чеками (ст. 877-885) м. произв-ся для расч. хоз-х организ-й за
товарно-матер-е ценн-ти/оказ-е услуги.
Ничем не обусл-но – т.е. Ч м.б. выдан
независ. от наличия у чекодателя денег в банке – выдача чека не погашает ден.
обяз-ва. Ч. м.б. именной (не полежит передаче) переводной (передаточн. надпись
имеет силу расписки за получ-е платежа). Индоссамент – передаточная надпись, кот.
произв-ся на оборотной стороне ценн. бумаги, означая передачу прав по этому
док-ту от индоссанта к индоссату. Аваль-гарантия платежа по чеку, сделанная 3м
лицом в виде особой гарантийной надписи (гарант. полн./частично). М. даваться
любым лицом, за искл. плательщика аваля. «считать за аваль» – на лицевой
стороне док-та/доп. листе, с указ. кем и за кого он выдан. В Полож. о чеках от
13.02.93 – 6 обяз-х реквизитов чека. Чек подлежит оплате в срок от 10 до 70
дней, в завис. От терр-и выдачи (РФ/бугор).
Взаимозачеты – в обход банка. Взаимн. требов-я и обяз-ва
должников и кредиторов погаш-ся в равновеликих суммах, лишь на их разницу
произв-ся платеж. М. произв-ся как м. предпр. 1й, так и разн. отраслей. См.
Постановл. пр-ва РФ от 9.08.94№907. Сабж произв-ся поср-вом постоянн. и разовых
зачетов взаимн. требов-й. Пост-е: периодические рассчеты по сальдо встречных
требов-й. Это согл-ся с банком, на кот. возложено произв-во расчетов. Предпр-е,
на кот. возложено ведение расчетов, обязано за 1 день до истеч-я расч. периода
предост-ть плат. поруч-е на перечисл-е ср-в получателю. По согл. сторон тот
срок м.б. продлен до 3 дней. К расчету м.б. представлены разл. расч. док-ты –
платежн поруч/требов-я, расчетн. чеки и исполнит-е док-ты. При предъявл. к
зачету плат. требов. примен-ся все виды акцепта. Эфеккт-ть расчетов характет %
зачета, т.е. отнош-е зачетн. Суммы к общей сумме расчетн. док-тов, предъявл-х к
расчету.