Финансовый контроль в Республике Беларусь
Финансовый контроль в Республике Беларусь
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский государственный
университет
Юридический институт
Кафедра
конституционного права
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Реферат
по финансовому
праву
студента группы 9311
Дневного отделения
Петрина Евгения
Юрьевича
Иркутск
2002
Содержание
Введение
I. Финансовый контроль – основная форма
государственного контроля
1.1 Система
финансового контроля
1.2 Органы
финансового контроля
II. Формы методы и
организация фин. контроля
2.1 Формы фин.
контроля
2.2 Методы фин.
контроля
2.3 Организация
финансового контроля
III. Аудит в системе финансового контроля.
Понятие и
предмет аудиторской деятельности.
Приложение
Финансовый
контроль в РФ как функция финансового управления
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Финансовый контроль – одна из форм
управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке
выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности,
экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов
работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых
планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных
средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с
другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет
их выполнения и результативности.
Наличие финансового контроля
объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присущи
не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование
государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает
проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый
контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой
органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе
специальными контрольными органами при участии общественных организаций,
трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля
выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение
установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными
и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами
и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых
действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным
способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой
деятельности.
Финансовый контроль - это основная
форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и
эффективности действий, связанных с образованием, распределением и
использованием государственных денежных средств.
В условиях рыночных отношений
повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных
средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций,
конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит
конкурентоспособность, процветание предприятия.
Финансовый контроль - составная часть,
или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.
Финансы по своей сути выполняют три
функции, в том числе и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в
финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля.
Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами
государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы
одновременно являются и объектом и субъектом контроля.
В самом общем плане реализация
контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданной
экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно
функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более
узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении
выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих
развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых
коллективов и большинства населения.
Особенностями финансового контроля
являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты- это
не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как
товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся
практически все органы государственной власти и государственного управления,
предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая
является участниками финансовых отношений. Что касается государственных
органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового
контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех
объектов финансового контроля, последний использует практически одни и те же
приёмы и способы.
Итак, финансовый контроль - это контроль
за законностью и целесообразностью действий в области образования,
распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного
самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны
и отдельных регионов.
Финансовый контроль присущ всем
финансово - правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово - правовых
норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в
целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово -
правовых институтах.
Основное содержание финансового
контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:
А) проверке выполнения финансовых
обязательств перед государством и органами местного самоуправления
организациями и гражданами;
Б) проверке правильности использования
государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями
находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных
ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и
др. средств.)
В) проверке соблюдения правил
совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств
предприятиями, организациями, учреждениями.
Г) выявления внутренних резервов
производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста
производительности труда, более экономного и эффективного использования
материальных и денежных средств;
Д) устранении и предупреждении
нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке
применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,
обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям
I. Финансовый контроль – основная форма государственного контроля
1.1 Система финансового контроля.
Система
финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный,
ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный
контроль.
Государственный
контроль осуществляется
органами государственной власти и государственного управления. Национальное
собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и
утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе
исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей
деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на
рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают
указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству.
Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее
КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
Ведомственный
финансовый контроль осуществляют
министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий,
организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления.
Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях
документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются
контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Внутрихозяйственный
финансовый контроль
осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его
главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием
финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов,
обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении
причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый
финансовый контроль – это
новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии.
Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке
бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до
проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между
аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.
Общественный
финансовый контроль в
нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии,
создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и
сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в
которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.
Проводимые
различными субъектами финансовой деятельности операции (Финансовая операция -
деяния субъектов права со средствами независимо от формы и способа их осуществления,
направленные на возникновение, изменение или прекращение связанных с ними
гражданских прав и обязанностей, а равно удостоверение или регистрация таких
деяний. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по
предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201)) подергаются
особому финансовому контролю ( Финансовая операция, подлежащая особому
контролю, - финансовая операция, которая с учетом ее суммы, других условий и
иных фактических данных подлежит регистрации в соответствии с настоящим
Законом. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по
предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201)).
1.2 Органы финансового контроля
Всеобъемлющий
характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той
или иной мере осуществляющих функции в той или иной области. Система органов, осуществляющих
финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых
контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы,
специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе
относятся органы государственной власти и государственного управления общей
компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных
программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений
их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области
указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О Кабинете Министров
Республики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задача
осуществлять контроль за формированием валютного фонда РБ и его расходованием.
В Республике
Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного
контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в
функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана
служба контроля администрации Президента, а в 1997г. – КГК. Упразднены в эти
годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете
Министров, Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные
органы власти и управления в пределах своей компетенции.
Высшим
специализированным органом финансового контроля является КГК. Конституция РБ
указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за
исполнением республиканского бюджета, использованием государственной
собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других
государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит
осуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих
отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые
отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных
средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение
государственных социально – экономических программ; инвестиционной
деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных
ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так
же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием
контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же
некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми
отношениями.
Широкими
полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов.
Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов
государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского
бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по
целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Осуществляя
эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет
предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и
административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины.
Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые
управления, районные и городские финансовые отделы.
В системе
Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное
контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами
ГКРУ являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами
и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями,
учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного
законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе
в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам
расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими
финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики
по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения
смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике
системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных
и денежных ресурсов.
К
специализированным органам государственного финансового контроля относится
Государственный налоговый комитет преобразованный из Главной государственной
налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей
является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за
соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других
обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых
органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный
налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном
уровнях.( о их структуре и компетенции будет сказано ниже)
Значительный
объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка,
Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой
деятельностью.
Все органы,
уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при
проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в
министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах,
а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо
от форм собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе
президента « О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности
контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок ( ревизий
) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»
Современные
условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного
финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его
организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в
республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит.
Аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка аудиторами и
аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других
документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия
совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики
Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам
хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме
эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994
«Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,
1994 г., № 35, ст. 573)
Аудиторы
оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом об аудиторской
деятельности.
Регулирование
аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов,
которое выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензии
на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и
аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.
II. Формы методы и организация финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
Формы финансового
контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных
действий.
Финансовый
контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По
формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых
операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных
ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего
законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы.
Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых
актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет,
финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.
Текущий
контроль осуществляется в
процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется
ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для
предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль
позволяет так же оперативно “замерять” отклонения от
установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению
финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные
оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация
непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем
подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности
производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.
Последующий
контроль производится
после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы,
израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его –
выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были
установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме
контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший
период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он
производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно
на предприятии.
2.2 Методы фин. контроля
Финансовый
контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые
принято обозначать понятием «методы».
Методы
финансового контроля – это
приемы, средства и способы его осуществления.
К основным
методам относятся:
1)
наблюдение
2)
проверка
3)
обследование
4)
анализ
5)
ревизия
1)
Наблюдение - это направленное на общее ознакомление с
состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.
2)
Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой
деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения
финансовой дисциплины.
3)
Обследование – производится в отношении отдельных сторон
финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.
4)
Анализ – направлен так же на выявления нарушений
финансовой дисциплины.
5)
Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности,
целесообразности и эффективности.
Ревизии
подразделяются на несколько видов:
1)
по содержанию (
доказательные и фактические)
2)
по способу назначения (
плановые и внеплановые)
3)
по степени охвата данных (
сплошные и выборочные)
4)
по объему ревизуемой
деятельности (комплексные и тематические)
Проверки и
ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от
друга широта и глубина проверяемых вопросов.
Как правило,
различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие,
аналитико-нормативные проверки.
Формальная
проверка заключается в
контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке
выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на
надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и
прилагаемые к нему другие документы.
Фактическая
проверка имеет большое
значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и
оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае
проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение
действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При
фактических проверках могут производиться контрольные замеры,
химико-технологический анализ и т.п.
Важным
методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная
проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в
подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется,
нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его
партнеров.
Корреспондирующая
проверка представляет собой
сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.
Аналитико-нормативная
проверка заключается в
сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и
нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них.
Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет
фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор,
способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.
Тематическая
ревизия проводится по
однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг
вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая
большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние
определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их
устранению.
Комплексная
ревизия включает все участки
и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность
ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с
привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии
обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных
средств.
Практика показывает,
что самым действенным методом финансового контроля является ревизия, при
которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её
законности, правильности и целесообразности.
Ревизии
производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полноты
и охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные,
тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия предполагает проверку
всех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.
При частичной
ревизии производится проверка отдельных сторон или участков
финансово-хозяйственной деятельности.
Про
тематические и полные ревизии было сказано выше.
Ревизии могут
производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумевает
проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод
заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот или
иной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на одних
участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию
ревизора.
Весь процесс
документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:
1.
Предъявление полномочий.
По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё
удостоверение и предписание ( приказ ) на проведение ревизии.
2.
Проведение инвентаризации
материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
3.
Личное ознакомление с
объектом.
4.
Непосредственная
документальная проверка операций подконтрольного объекта.
5.
Систематизация ревизионных
материалов и составление акта.
6.
Реализация материалов
ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего
ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть
переданы следственным органам.
7.
Проверка выполнения
приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к
нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.
Ревизии могут
быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с
планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило,
назначаются в связи с возникшей необходимостью:
-
в случае продолжительной
неудовлетворительной работы предприятия, организации, учреждения в целях
вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению;
-
по указаниям
правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых
нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях
должностных лиц;
-
в порядке контроля за
выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков,
приведших к нарушениям финансовой дисциплины.
Органы
государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и
квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные
документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии
бюджетных учреждений – раз в два года.
В целях
исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны
координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший
контрольный орган государства.
Планы
проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной
работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и
окончания, место проведения, исполнители ( ревизоры).
К ревизорам
предъявляются исключительно высокие требования, поскольку от их моральных и
профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры
контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных
специалистов финансовых органов.
Ревизоры
наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их
профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления всех
необходимых для проверки материалов; применять все методы документального
контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных
документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные
пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию;
опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных
должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать
возмещения причиненного ущерба.
Вместе с тем
ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие
инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемами контроля;
знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать все факты
выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительность при
реализации материалов ревизии.
В результате
деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно
доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное
использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к
материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
III.
Аудит в системе финансового контроля
Понятие и предмет аудиторской деятельности
Правила определяют
аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность аудиторов
(аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций
и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также
по оказанию других аудиторских услуг таких как постановка, восстановление
бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности и налоговых
деклараций, трансформация финансовой отчётности в соответствии с иными, чем
приняты в Республике Беларусь нормативными документами бухгалтерского учёта,
анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов баланса
и т. д. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской
отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и
хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной, прежде всего
государственной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность
определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований
законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от
любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и
возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с
получением прибыли, при риске и объёме имущественной ответственности в
зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.
Аудиторская
проверка в полном объёме может проводиться на частных предприятиях.
Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками
имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут
привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только
орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным
имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение
аудиторской проверки.
Особое
внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам.
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора
исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения
аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с
заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и
выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту
информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения
законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые
нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических
субъектов, государства или третьих лиц.
Исходя из
выше написанного выводы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического
субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиям законов и других
правовых актов Республики Беларусь. Не случайно правила допускают к аттестации
на право осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и
юридическое образование. Это требование лежит в основе реализации задач по
формированию правового государства в Беларуси, повышению роли закона в
предпринимательской деятельности. Его надо понимать в
том смысле, что выборочные знания бухгалтерского
учёта, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита,
финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих
норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок. Конечно, в
условиях, когда в Беларуси пока отсутствует твёрдое детальное законодательство
о бухгалтерском учёте и отчётности, аудите, регламентация совершения
аудиторских действий подменяется простым следованием требованиям разнородных
чужестранных систем стандартов, может сложиться и возобладать мнение, что
знания хозяйственного права не нужны и аудитом могут заниматься также лица,
имеющие инженерное или иное образование..
Аудиторская
проверка - необходимый элемент финансового контроля (ревизии) и один из видов
аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности
бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности
составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в
вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного
законодательства Беларуси. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать
другие услуги по профилю своей деятельности. Аудитор не может выступать
учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с
аудиторской деятельностью. Это ограничение в некоторой степени применительно к
аудиторским фирмам, но как поступать гражданину, который самостоятельно ведёт
аудит? Ведь формально правовых оснований для запрета заниматься другими видами
деятельности у гражданина-аудитора нет, если у него имеются для этого
имущество, время и способности.
Аудиторская
проверка может быть обязательной или инициативной.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях,
прямо установленными нормативными актами. Например, в Законе о банках и
банковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по
форме и в сроки, которые устанавливаются Национальным банком Беларуси, после
подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений.
Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых компаний,
инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона об иностранных
инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией для целей
налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с
иностранными инвестициями.
Обязательные
проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по
поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда. Поручение о проведении
аудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого
уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела,
подведомственному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки
приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора - документ, имеющий
юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов
государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных
органов.
Если
налоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверка
отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей
отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим
субъектом, то он вправе оспорить его в суде. Если суд установит неточности и
ошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает
экономическому субъекту все убытки, связанные с
неквалифицированным аудиторским заключением.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Финансовый
контроль в РФ как функция финансового управления
Конституционные аспекты бюджетно-финансового контроля берут
свое начало от более общих категорий — бюджетного и финансового права, по
отношению к которым Конституция Российской Федерации является основным правовым
источником. Финансовый контроль есть контроль не над действием какой-либо
отдельной части административного аппарата, а над всей финансово-хозяйственной
деятельностью исполнительной власти в целом.
Для того, чтобы финансовому контролю было обеспечено свойство
независимости, необходимо поставить орган государственного финансового контроля
в совершенно особое положение среди высших органов государства. В Англии,
согласно закону 1866 г., главный контролер назначается королем пожизненно. Во
Франции, по закону 1807 г. председатель и члены Счетной палаты назначаются Президентом
Республики по представлению министра финансов. Аналогичные правила действуют и
в других государства Западной Европы и Америки.
Во всех государствах принимаются для обеспечения независимости
финансового контроля те или иные меры, касающиеся порядка назначения на
должности должностных лиц контроля, их несменяемости, материального обеспечения
и т.д. Но всего этого было бы недостаточно для обеспечения за финансовым
контролем необходимого авторитета, если бы высшие органы финансового контроля
не имели бы опоры для своей деятельности в верховных государственных органах.
Финансовый контроль, поставленный в независимое положение от администрации,
только в том случае обретает необходимый авторитет, если деятельность его будет
поставлена в связь с деятельностью законодательных учреждений. К такому выводу
пришла в свое время большая группа ученых Института финансо-экономических
исследований НКФ СССР еще в 1927 г. Если формально органы финансового контроля,
созданные исполнительной властью, и стоят обычно вне системы законодательных
органов, то фактически они повсюду приобретают теснейшую связь с ними. Потому
что финансовый контроль без власти, закрепленной за контрольными органами в
законодательном порядке, немыслим. В этом заключается один из важнейших
принципов организации финансового контроля.
Государственный контроль, связанный в своей работе с
законодательными органами, реализует, естественно, и представляемый ими
интерес. В частности, Счетная палата, образованная Федеральным Собранием
Российской Федерации, действует, разумеется, в интересах Парламента. В этом
случае контроль, организованный в качестве государственного, приобретает
общественный авторитет и претерпевает в своем развитии своеобразную диалектику:
оставаясь государственным, он становится вместе с тем и контролем общественным
(народным) в высшем смысле этого слова.
Связь Счетной палаты, как органа финансового контроля, с
Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания проходит по
различным путям. Наиболее обычен из них следующий. Счетная палата составляет
отчет по исполнению годового бюджета, который представляет Федеральному
Собранию. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации приобретают
знания об истинном положении финансового хозяйства через указанный отчет и
сопровождающие его объяснительные записки. Комитеты Совета Федерации по
бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному
регулированию, банковской деятельности и комитет Государственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и финансам проводят проверку контрольного отчета,
после чего принимается соответствующее постановление, которым этот отчет
утверждается.
Таким образом. Счетная палата становится авторитетным
экспертом для актов того высшего контроля, который производят законодательные
органы власти. Финансовый контроль является, следовательно, существенным и даже
основным элементом общего парламентского контроля.
Дальнейшее определение финансового контроля находится в связи
с предыдущим. Связанная вплотную с органами законодательной власти, Счетная
палата РФ не должна, однако,
функционировать в отрыве от административного и, особенно,
финансового аппарата. Интересы Министерства финансов Российской Федерации
весьма близко соприкасаются с интересами финансового контроля: руководя делам
казны, оно естественно стремится и контролировать исполнение этих дел.
Составляя бюджет, проверяя составление смет, финансовое ведомство совершает
вместе с тем и контроль потребностей других министерств, контроль за
законностью их действий. Степень влияния этого контроля может быть различной в
зависимости от особенностей организации бюджетно-сметного, отчетного и
кассового дела.
Особенно значительна в этом отношении роль финансового
ведомства (казначейства), скажем в той же Англии, где законодательные
учреждения, определяя суммы на расходы, ограничиваются установлением круглых
сумм на ту или иную потребность, оставляя детальные определения на усмотрение
казначейства. Контрольные полномочия казначейства развиваются в этих условиях
весьма значительно.
Отделение органов контроля от органов финансового управления
есть в значительной мере вопрос конституционный. Но это отделение ни коим
образом не исключает возможностей теснейшего сотрудничества Счетной палаты с
финансовыми органами. Любопытное в этом отношении развитие получило в последнее
время французское законодательство. Еще законами 1921г. и 1922 г. учрежден
специальный контроль над возникновением расходов (des lepenses eugagees). Во
главе этого контроля стоит министр финансов. Особенности организации такого
контроля заключаются в том, что в каждом ведомстве учреждается особая служба
отчетности и контроля. Должностные лица, входящие в состав этих служб,
назначаются министром финансов и осуществляют свою деятельность от его имени.
Последний вопрос, относящийся к проблеме Счетной палаты РФ как
органе государственного финансового контроля, есть вопрос о форме ее
деятельности. В этом отношении мы можем установить наличие двух систем,
выработанных практикой Западной Европы: а) система административных форм
деятельности финансового контроля; б) система судебных (арбитражных) форм
деятельности финансового контроля.
Родиной административных форм деятельности является Англия,
откуда она перешла затем в Россию. Родиной второй системы (системы Счетных
палат) является Франция, откуда ее восприняли и другие государства, а с 1995
года ее восприняла и Россия. Деятельность контроля в той или другой из этих
форм не должна, однако, вводить в заблуждение относительно самого существа
финансового контроля. То обстоятельство, что он в Англии действует в качестве
административного учреждения, не должно означать принадлежности генерального
контролера к самой системе администрации. Действуя в административных формах,
контролер остается все же органом, принадлежащим к числу конституционных
учреждений. Его авторитет обусловлен связью с Парламентом, а не широтой
административных полномочий. Точно также и счетные палаты, которые, хотя и
функционируют в судебных формах, все же не принадлежат к системам судебной
власти соответствующих государств.
Счетная палата, Минфин России, Комитет РФ по финансовому
мониторингу («финансовая разведка»)*, органы федерального
казначейства, Министерство РФ по налогам и сборам, федеральные органы налоговой
полиции защищают, прежде всего, интересы государства, субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления.
Если же оценивать контроль с точки зрения разделения на
стадии: предварительный, текущий и последующий, то ясно прослеживается
стремление государственных органов к последующему контролю, как связанному с
меньшим риском ошибок и меньшей ответственностью за принимаемые решения. Между
тем эффективность предварительного (предупреждения преступлений и
правонарушений) и текущего контроля намного выше, чем последующего. Кроме того,
предоставление ряда полномочий налоговым органам подчинено взыскивать налоги
любой ценой и никак не соизмеримо с тяжестью налоговых правонарушений
предприятий и организаций. Приостановление операций по счетам в банках за не
представление документов, связанных и
исчислением и уплатой налогов, помимо прочего, усугубляет
финансовое положение налогоплательщика и нередко делает процесс его
несостоятельности практически необратимым.
Метод действия финансового контроля есть метод ревизии или
контрольной проверки, если производимая им ревизия даст совершенно точную
характеристику соответствующей деятельности.
Проблема контроля за исполнением федерального бюджета занимает
в современной действительности ключевое место. Поэтому исследование вопросов
организации финансового контроля на современном этапе с точки зрения правового
положения Счетной палаты РФ ее компетенции и организационно-правовых форм ее
деятельности, является, на мой взгляд, весьма своевременным.
Безусловно, что компетенция усиления государственного контроля
потребует уточнения закона “О Счетной палате Российской Федерации”, ее
организационного устройства, повышения качества и профессионализма управлением
Счетной палатой, более внимательного подхода к ее деятельности со стороны
Федерального Собрания.
Следует отметить, что степень правовой регламентации,
формализации порядка, процедуры деятельности государственных органов различна.
Она более высока применительно к законодательным (представительным) органам.
Например, Счетная палата действует в специфическом порядке,
который должен быть подробно указан в детально разработанном Регламенте Счетной
палаты. Отсутствие же Регламента Счетной палаты затрудняет ее работу как в
целом, так и конкретно каждого сотрудника. При этом особенно важен вопрос
закрепления распределения обязанностей между аудиторами, распределения функций
и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты РФ, а также
установления порядка ведения дел и проведения мероприятий всех видов и форм
контрольной деятельности, методики проведения контрольных мероприятий.
Для получения и действенности работы Счетной палаты России
необходимо создать, по моему мнению, ее филиалы во всех субъектах Федерации.
Наличие таких филиалов усилит финансовый контроль за использованием денежных
средств на местах. Можно пойти и по другому пути: преобразовать существующие
счетные палаты субъектов РФ в структурные подразделения Счетной палаты России,
согласовав назначение их руководителей с республиканскими, краевыми и
областными думами.
--------------------
*
Комитет
Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) является федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным
путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти.
Основными
задачами КФМ России являются:
- сбор,
обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным
имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- создание
единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
-
направление соответствующей информации в правоохранительные органы в
соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих
о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным
путем;
-
осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации
взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных
государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем;
-
представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
К настоящему
времени Комитетом разработаны и согласованы с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и другими органами и организациями проекты
первоочередных нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность
КФМ России и определяющие его основные задачи, полномочия и функции по
реализации Федерального закона от
07.07.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации ( отмыванию) доходов,
полученных преступным путем", которые направлены на рассмотрение в
Правительство Российской Федерации.
С 1 февраля 2002
года Комитет начал принимать информацию о финансовых операциях, требующих
контроля, от кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний,
профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ломбардов и почтовых
отделений.
Заключение
Нарушения и злоупотребления в
финансовой, бюджетной сфере не имеют ни хронологической привязки, ни
национальных корней. Во-первых, потребности любого государства, как правило,
превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередко возникает соблазн
быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу
«неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в той или иной степени
проявляются как политические, так и коммерческие интересы различных компаний,
кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики,
приобретению различных преференций и льгот. Вот почему с тех пор как
человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней
для любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования
системы гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием «государственного
кармана», за использованием бюджетных средств.
Написав реферат по теме «Финансовый
контроль в РБ», я убедился что Беларусь идет правильным путем – путем
реформирования и трансформации государства и общества с сторону действительно
правового государства, как это сказано в главном законе страны – Конституции. А
там закреплено, что государство, Республика Беларусь, это унитарное
демократическое социальное правовое государство.(ст.1 конституции РБ). С каждым
годом все больше и больше происходит унификация белорусского законодательства с
законодательством всех развитых и демократических государств. Право становится
все более “отточенным” и
адаптированным для белорусского государства в наше время.
Однако, не стоит отвергать тот
очевидный факт, что в настоящее время Республика Беларусь сохранила со времен
СССР и плановую экономику, и, соответственно, более жесткий, чем в России,
контроль за финансовой деятельностью государственных и частных организаций, органами
государственной власти и простыми гражданами. Но и в этом есть свой плюс –
практически отсутствует коррупция и взяточничество (по данным Министерства
внутренних дел РБ), что так процветает в наших эшелонах власти и особенно на
региональном уровне. Но надеюсь, что контроль со стороны уполномоченных органов
ликвидирует и эту проблему российской действительности.
Библиография
Спіс выкарастанай літаратуры:
1.
Канстытуцыя Рэспублiкi Беларусь 1994 з змяненнямі и дапаўненнямі ад 26.11.96г
2.
«Фінансавае права» Л.А. Ханкевіч МНГ
Мінск.2000г.
3.
«Фінансавае права» Хімічова Мінск. 1996г.
4.
Рэспубліка 11 снежня 2001г. ст. 3-4 ( Порядок
организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной
деятельности и применения экономических санкций. Указ президента РБ от
6.12.2001г. № 722 )
5.
Звязда 17 лістапада 1999г. ст.3 (Парадак
арганізацыі і правядзення праверак (рэвізій) фінансава – гаспадарчай дзейнасці
і прымянення эканамічных санкцый. Указ прэзідэнта РБ ад 15.11.1999 №673 )
6.
Працоўны Кодекс (Процессуальный кодекс РБ)
7.
Банкаўскі Кодекс (Банковский кодекс РБ)
8.
Кодекс аб замежных інвестыцыях (Кодекс о
зарубежных инвестициях РБ)
9.
Слоўнік юрыдычных тэрмінаў Н Ц П І. 2001г.
(Словарь юридических терминов)
------------------------------------------------------------------
Реферат
подготовлен при участии специалистов
Национального
центра правовой информации РБ
©
«Фiнасавы
кантроль ў Рэспублiцы Беларусь»,
2002
©
Юридический институт ИГУ, 2002
|