Понятие и значение государственного кредита
Понятие и значение государственного кредита
Тверской филиал Московского
международного университета бизнеса и информационных технологий
Реферат
Предмет: Финансовое право
Тема: Понятие и значение
государственного кредита.
Выполнил студент 502 гр.: Белов А.Е.
Проверила: Пастушенкова Л.И.
Тверь 1998
Понятие
государственного кредита.
Государственный
кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства,
направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и
граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности,
возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и
беспроцентный заем денежных средств.
В отношении
других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и
кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут
изменять предписаний государства.
Взятые в займы
денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств
поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные
финансовые ресурсы. Они могут
быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для
пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но
как правило, государственные займы в разных формах используются особенно
интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником
погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета,
где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку1. Однако в
условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к
рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную
задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных
отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих
субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при
определенных условиях население может сознательно идти на ограничение
потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях
тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило
принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в
размере нескольких зарплат в ущерб себе.
В 1956 году
поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были
направлены на развитие тяжелой индустрии.
Следует отдельно
рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был
свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за
наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько
повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости
облигаций.
Реальная
доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит
от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям,
насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры,
степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в
сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к
правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.
Таким образом,
кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства
населения, юридических лиц, заемные средства других государств.
К государственным
займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании
финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной
власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются
кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В
государственной экономической деятельности все время возникает необходимость
оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех
предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и
по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено.
Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных
условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для
государства экономических или властных структур.
Иногда
правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного
нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему.
Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае
неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии
нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных
ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством
финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а
коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств
независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство
ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур
ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная
коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на
выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования,
величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией
выплат по ценным бумага, но не более.
Правовые
основы государственного кредита.
В настоящее время
государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге
Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ
являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед
юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными
актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР
включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на
себя РФ.
Государственный
внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей
задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми
активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые
обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ,
государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от
имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных
Правительством РФ.
Порядок, условия
выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется
Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным
долгом.
Обслуживание
государственного внутреннего долга Российской Федерации производится
Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством
РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью
операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов
в виде процентов по ним или в иной форме.
Внутренний
валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию
внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение
задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993
года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах
средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения
выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР
использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной
выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на
погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов
бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного
совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов
Союза ССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
Для обеспечения
правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями,
организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ
совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные
обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на
следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа -
доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций -
от 1 до 15 лет.
Государство
полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного
долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем
другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите
вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит
государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и
в конце концов, надо надеяться, будут решены.
Основы
классификации государственных займов.
Основными видами
ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы,
государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные
обязательства (ГКО).
В целом
государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
1. По
срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1
года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30
лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
2. По
праву эмиссии
они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами
национально-государственных и административно-территориальных образований и
органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
3. По
признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на :
а) реализуемые только среди населения. Так, специально для
населения был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался о
государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского
выигрышного займа 1992 года”;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить
внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство
намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и
населению.
4. По
форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств
процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один
раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу
ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в
момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям,
которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные.
Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов
держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос
на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
5. Займы
могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по
подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных
государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также
не применяются.
6. По
форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы
предлагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров,
а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных
соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и
погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени
государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту
услугу они взимают комиссионные.
7. По
срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные
(до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков
погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных
бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от
09.02.92.
На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992
года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
На Министерство
финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций
государственных займов.
На банковскую
систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк
РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего
большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот
рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по
ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по
правовому статусу к федеральному министерству.
Центральный банк
и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых
обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в
иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного
внутреннего долга России.
Затраты по
размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются
за счет федерального бюджета РФ.
Контроль за
состоянием государственного долга осуществляется представительными и
исполнительными органами государственной власти.
В соответствии с
Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует
ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного
внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Список литературы.
Горбунова О.Н.
“Финансовое право”, М.; Юристъ,1996
|