бесплатные рефераты

Правовой статус инвестиционных фондов и компаний

Коэффициенты ликвидности и платежеспособности характеризуют платежеспособность предприятия, оценивают степень финансового риска его деятельности.  Варианты использования этих коэффициентов различны. Рассчитывают текущий коэффициент ликвидности, задолженность по активам, задолженность по акционерному капиталу, мультипликатор акционерного капитала и коэффициент покрытия расчетов с бюджетом. Распространенным в использовании является текущий коэффициент ликвидности - соотношения активов и текущих обязательств. Согласно международным стандартам (GААР) рекомендуется  его оптимальное значение как 2:1, но в разных областях это значение может колебаться. В целом, допускаются значение текущего коэффициента, который превышают единицу.

Коэффициент отношения задолженности к акционерному капиталу, задолженности к активам и мультипликатор акционерного капитала (отношение активов к акционерному капиталу) характеризуют гарантированность выполнения обязательств предприятия собственными средствами.

Коэффициент покрытия расчетов с бюджетом рассчитывается как отношение балансового дохода к осуществленным платежам в бюджет и характеризует способность предприятия к уплате налогов.

Коэффициент оборачиваемости чистых активов принадлежит к группе коэффициентов эффективности. Он свидетельствует о степени использования ресурсов (активов) эмитента и рассчитывается как отношение объема продаж (выручки от реализации) к стоимости активов.

Ориентиром в выборе направлений инвестирования является эффективность использования капитала предприятия и его составляюших (рентабельность капитала, рентабельность акционерного капитала, доходность активов).

Рентабельность собственного капитала- это отношение балансовой прибыли к разнице между суммой активов и текущей задолженностью.

Рентабельность акционерного  капитала –отношение чистой прибыли к капиталу акционеров. Рентабельность активов - отношение чистой прибыли к стоимости активов предприятия. Базой для анализа прибыльности реализации продукции является рентабельность продаж- –отношение чистой прибыли к выручке от реализации.

Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки   стратегических инвесторов являются те, где Украина имеет традиционные производства, владеет необходимым ресурсным потенциалом и формирует значительную потребность рынка в соответствующей продукции.

Инвестиционная деятельность в Украине еще находится в состоянии становления, причем этот процесс отстает от потребностей реформирования экономики. В этом проявляется взаимозависимость всей экономической системы и инвестиционной деятельности, которая является источником финансирования хозяйственного механизма. Основной причиной слабости инвестиционной деятельности в Украине является не столько законодательная и правовая база, сколько экономический кризис, спад производства, разрыв традиционных хозяйственных связей.

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем.


I.1  Правовые основы иностранного инвестирования в Украине.


Для осуществления преобразований  в  экономике  Украины  требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что  проблему  инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса,  когда “замораживание” средств, при реализации конкретных  проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.

Данный раздел  курсовой работы основан на 38-й главе (Иностранные инвестиции) 7 –го раздела  Хозяйственного кодекса Украины. Проработав большое количество материала, я нашел очень подходящую статью профессора Брюховецкого И.Н. и профессора Галинского Д.М.

Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики постоянно возрастает  вследствие  необходимости  обновления  действующих  производственных фондов. В  такой  ситуации  при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования. Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди  которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения законодательства , медленные темпы  приватизации,  нерешенность вопросов земельной собственности и т.п. .  Все это требует  от Правительства Украины  проведения  выверенной ,  научно-обоснованной и, в то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье.

 «  В Украине порядок государственного управления  инвестиционной  деятельностью и иностранным инвестированием,  как ее составной частью,  изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики, утвержденной   Постановлением Кабинета Министров Украины  от  1 июня  1995 года N 384 ,  где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования,  и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться  преимущественно  на развитие  приоритетных направлений в экономике. При этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению ,  а  также конкурентно-способной продукции,  которая предназначается на экспорт , развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ;  преодоление последствий Чернобыльской катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции ,  в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и  местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г.  N 719/95   создана Украинская   государственная   кредитно- инвестиционная  компания.С  целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций  при   Кабинете Министров Украины  создан  Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций  в Украине  (  Указ  Президента  Украины   от 27.01.1996г. N 90/96 ) .   Указом  Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное  агентство Украины  реконструкции и развития ,  в функции которого входит  формирование  и  реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в  сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности,  которые безусловно  распространяются  и на деятельность  иностранных  инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным  инвестированием  непосредственно выполняет отдел иностранных  инвестиций  и  свободных экономических  зон ,   который организационно  входит  в  состав  Главного  управления  по  вопросам внешнеэкономических связей.

В полномочия местных государственных администраций входят: разработка  программ социально-экономического развития соответствующих территорий,  внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями, осуществление  управления  инвестиционной  деятельностью ,  в  том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,обязательная регистрация иностранных  инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами ,  учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов  и  т.д.

Органами  функциональной ( межотраслевой )  компетенции ,  в  функции  которых той  или  иной  мерой  входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров Украины, Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины ,  Министерство  финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная  кредитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины  и  Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.

Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в Украине  не раз подвергалась изменениям , но ,  как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,  например ,  анализ  заданий  новоиспеченного  Национального агенства Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической  помощи  показывает , что  по  сути  создан   аналогичный   орган  государственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику  Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности -  к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный  практический  вывод  о том , что субъектом ,  который получает государственные гарантии  по защите  иностранных   инвестиций , является иностранный инвестор ,  а не предприятие  с ино-странными инвестициями .  Эта особенность  является  очень важной  при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства.  Эти  гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий  защиты  иностранных инвестиций применение  к  ним  на протяжении  10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях ,  которое действовало  в  момент  регистрации иностранной инвестиции ,  то  есть  речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов .  Однако в отношении  налоговых льгот эти гарантии не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия  иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия ,  аварий , эпидемий  и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных  действий  государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая  упущенную  выгоду  и  моральный  ущерб , причиненный  им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее, чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в  натуральной  форме  или  в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины ,  а  также  доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме  в  соответствии  с  их  реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной  деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного  перевода за рубеж прибыли, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.

Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.


В Украине  собственное  законодательство  об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности "  от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором изложены в  обобщенном виде правовые ,  экономические  и  социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Закон  Украины  " Об иностранных инвестициях "  от  13  марта 1992 года  - первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд  существенных недостатков .  В  частности  в  нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам ,  до 42% всех иностранных инвесторов вложили  в экономику Украины  меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия ,  в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной .  Существовал завуалированный импорт товаров  под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий  с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность  в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида .

19 марта 1996 года  Верховная  Рада  Украины  приняла  новый  Закон Украины  "О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из  декрета . Однако, наряду с этим ,  в нем присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой нового Закона ,  которая отличает его от предыдущего законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на территории Украины  устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются  в  соответствии с государственной программой  развития  приоритетных  отраслей экономики ,  социальной  сферы  и  территорий , может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.  Четко  установлен момент присвоения предприятию статуса  предприятия с иностранными инвестициями . Таким  моментом  считается  день зачисления иностранной инвестиции на его баланс.  Положительным моментом является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться  только после их фактического внесения ,  тогда как в соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия  с иностранной инвестицией .

Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке,  предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные  иностранные  инвес-тиции  не дают права  на получение  льгот  и гарантий,  предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .  Отказ  в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации .  Он  должен быть  оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .

Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие  с иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В  соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом  Украины " О научно-технической информации "  предусматривается право иностранных юридических и физических лиц ,  а  также лиц  без гражданства  инвестировать развитие сферы научно-технической  информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) .  В Законе Украины " О страховании " указывается , что  часть  иностранных  юридических лиц   и  граждан  в уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных страховиков  при  условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и  долгам ,  срок уплаты которых уже наступил .  Кроме вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить ,  что страховая деятельность  в  Украине  осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины .  В соответствии  с  Законом Украины  " О выборах народных депутатов " предприятия с иностранными  инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины.   В   Воздушном Кодексе Украины  указывается , что аэропорт , если он в том числе является совместным предприятием или предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими  в Украине  правилами .

Условия  реализации продукции ( работ, услуг) предприятий с иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины .Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то ,  что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства.  Вывоз товаров , на которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в соответствии с законодательством Украины .

Бухгалтерский учет и отчетность .Для  бухгалтерского  учета  внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической  деятельности  пользуются планом счетов и инструкцией по его применению ,  которые  действуют  на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности . Они  отображают  свою  деятельность  и  ее  результаты  в финансовой отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ), которые находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;

- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .

Государственной  налоговой  администрации  кроме  годового финансового отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт,

Национальному банку Украины  предоставляется информация о суммах обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.

Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов. В  п.4  ст.19 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано, что инвестиции могут быть,  а в отдельных случаях ,  предусмотренных законодательством Украины , должны быть застрахованы .Субъекты  внешнеэкономической  деятельности  самостоятельно  выбирают  страховую  компанию (страховика ), однако экспортные кредиты,  ссуды,  некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как  на территории Украины , так  и  за  ее пределами страхует специализированное акционерное общество, контрольный пакет акций  которого принадлежит правительству Украины.

Приостановление инвестиционной деятельности. Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными инвестициями .Основания  для  приостановления инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной  деятельности  может быть  принято по таким причинам :

1.если ее продолжение может привести к  нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства , которые охраняются законом ;

2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности;

3.стихийного бедствия;

4.введение чрезвычайного положения.»


I.2.Понятие и механизм работы паевых инвестиционных фондов.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - это объединенные средства инвесторов, переданные в доверительное управление управляющей компании. Сам паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом - это так называемый "имущественный комплекс", а по сути, это инвестиционный портфель.

Вкладывая денежные средства в паевой инвестиционный фонд, инвестор фактически заключает с управляющей компанией договор доверительного управления и становится владельцем инвестиционных паев. Паи выдает управляющая компания, осуществляющая доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом.

Имущество, передаваемое в паевой фонд пайщиками, остается собственностью пайщиков, а управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом, совершая сделки с этим имуществом.

Управляющая компания вправе передать свои права и обязанности по управлению паевым фондом другой управляющей компании. (Передача паевых фондов от одной управляющей компании другой уже успешно осуществлялась в России на практике).


Как отмечено в определении, паевой фонд не является юридическим лицом, а его имуществом распоряжается управляющая компания. Деятельность же управляющей компании строго регулируется и контролируется.

Во-первых, управляющая компания может управлять паевым фондом только на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Управляющая компания может совмещать деятельность по управлению паевыми фондами только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.

Чтобы управляющая компания не могла злоупотреблять средствами инвесторов, придумано разделение управления средствами от их хранения. Хранятся средства пайщиков в другой организации - специализированном депозитарии, который не только хранит их, но и контролирует законность операций с этими средствами.

Это называется принципом обособления имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд от имущества самой управляющей компании.

Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом, открывается отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие паевой инвестиционный фонд, - отдельные счета депо в специализированном депозитарии.

Специализированный депозитарий - организация, которая ведет хранение и учет прав на ценные бумаги, составляющие паевой фонд.

Специализированный депозитарий не вправе пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, - он обязан осуществлять контроль за соблюдением управляющей компанией этого паевого инвестиционного фонда нормативных правовых актов и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Специализированный депозитарий следит за тем, куда управляющая компания направляет средства пайщиков, - в целях соблюдения требований к составу и структуре активов паевого инвестиционного фонда согласно инвестиционной декларации фонда.

В случае если управляющая компания дает специализированному депозитарию какие-либо распоряжения относительно имущества фонда, противоречащие законодательству, то специализированный депозитарий не вправе исполнять такие поручения. Он должен действовать исключительно в интересах пайщиков. Если специализированный депозитарий в ходе контроля за деятельностью управляющей компании выявляет соответствующие нарушения, то он обязан уведомить об этом Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Специализированный депозитарий также ведет реестр владельцев пайщиков ПИФа, то есть кто, когда, сколько паев купил и продал. Либо, согласно Правилам конкретного фонда, этой деятельностью занимается специализированный регистратор.

Но на этом контроль за деятельностью управляющей компанией не заканчивается. Ежегодно управляющая компания подвергается проверке аудитором. Аудиторской проверке подлежат бухучет, ведение учета и составление отчетности по имуществу фонда, состав и структура активов фонда и пр.

Государственное регулирование деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и государственный контроль за их деятельностью осуществляются Государственной комиссией по рынку ценных бумаг (ГКЦБ). Управляющая компания обязана предоставлять отчетность в ГКЦБ.

Благодаря такой организации работы паевого фонда деньги пайщиков не могут "испариться" или быть израсходованными в ущерб пайщикам. Стоимость активов фонда может уменьшиться из-за снижения рыночной цены ценных бумаг, составляющих имущество фонда, но фонд не может "исчезнуть". Даже при банкротстве управляющей компании пайщики не пострадают, а паевой фонд будет передан в управление другой компании.


I.3. Современные проблемы инвестиционных фондов и компаний в  Украине.


В системе национальных счетов Украины статистика инвестиций (капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины, здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в «знания», «интеллект», научные исследования и образование.

Под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в «человеческий капитал», которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное, основной фактор современного экономического развития — интеллектуальный продукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств.

Источниками инвестиций являются:

—              собственные финансовые средства компаний (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб и т.п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченных средств (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе);

—              ассигнования из государственного и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

—              иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;

—              различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов: инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие средства.

Источником финансирования для большинства компаний обычно выступают амортизационные отчисления от основного капитала. Некоторые компании используют  еще и такие источники привлечения внешних фондов, как займы или привилегированные акции.

Недостаточный уровень развития рынка финансовых инструментов в Украине значительно сужает возможные источники заемных средств, и наиболее реальным из них в настоящее время является банковский кредит.

Раздел II. Инвестиционная деятельность на предприятии.


Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения доходов.

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий установленных договором.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ними и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

v                   вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;

v                   ценные бумаги (акции, облигации и др.);

v                   целевые денежные вклады;

v                   научно-техническая продукция и другие объекты собственности;

v                   имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:

v                   сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству и других субъектов инвестиционной деятельности;

v                   инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

v                   сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах).

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Он по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) юридических и физических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, вправе контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователем таких объектов другие права, предусмотренные договором. Инвестору предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование. Инвестор может передать по договору (контракту) свои права по инвестициям, их результатам юридическим и физическим лицам, государственным и муниципальным органам.

Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны располагать лицензией или сертификатом на право осуществления такой деятельности. Перечень работ, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий и сертификатов установлены законом.

Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств любых других условий хозяйственных взаимоотношений являются исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их заключения законодательством, действующим на территории государства, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования, и случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненную субъектами инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.

Законодательством, действующим на территории государства, гарантируется зашита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов государства и субъектов.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия возмещаются инвесторами, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действия самих инвесторов.

Инвестиции на территории государства в некоторых случаях подлежат обязательному страхованию, что является гарантией их сохранения.

Трудность осуществленная инвестиционной деятельности в государстве усугубляется, помимо инфляции, существенным усилением диспропорций в инвестиционной сфере (практическим развалом единого строительного комплекса).

Лавинообразное нарастание деформаций в инвестиционной сфере во многом вызвано неудачными попытками внедрения отдельных элементов рыночных отношений без разработки комплексного подхода к решению проблем инвестирования.

Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятиями с учетом таких факторов, как инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы. Для нивелирования (снижения) давления инфляционного фактора вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений) в финансовые активы и потребительские товары, в уставный капитал совместных и акционерных предприятий.

В условиях высоких темпов инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их особенностью сохранять стоимость и возможность получению запроектированной прибыли (дохода) главным образом путем колебаний на разнице в ценах или курсах ценных бумаг.

Таким образом, дезорганизация инвесторов в результате инфляционного искажения рыночных цен на материально-технические ресурсы (что способствуем бартерному обмену) привела к обесценению собственных денежных накоплений, к усилению ажиотажного спроса на ресурсы, подкрепляемых кредитной экспансией коммерческих банков.

Заключение


Инвестиционная деятельность одна из наиболее важнейших составляющих деятельности предприятия. Необходимо отметить, что многие украинские предприятия не могут нормально развиваться из-за отсутствия необходимых инвестиций. А если и найдены необходимые средства, ими не могут правильно распорядиться. Часто это происходит, потому что на предприятиях отсутствуют стратегии привлечения средств и их грамотное размещение.

В настоящее время в период становления экономики Украины актуальность данной темы трудно переоценить. Поскольку многим фирмам необходимы капитальные вложения для развития своего производства. Зачастую предприятия работают на устаревшем оборудование не позволяющем выпускать конкурентную продукцию. И если даже продукция пользуется спросом, из-за отсутствия инвестиций предприятия не могут увеличить свои производственные мощности. Это не позволит им бороться с конкурентами. Отечественные производители не смогут выйти из этого сложного положения. Вследствие чего не происходит подъема экономики Украины.

Инвестиционная деятельность в Украине еще находится в состоянии становления, причем этот процесс отстает от потребностей реформирования экономики. В этом проявляется взаимозависимость всей экономической системы и инвестиционной деятельности, которая является источником финансирования хозяйственного механизма. Основной причиной слабости инвестиционной деятельности в Украине является не столько законодательная и правовая база, сколько экономический кризис, спад производства, разрыв традиционных хозяйственных связей.

Но не все так плохо как кажется, в Украине, на мой взгляд, есть люди заинтересованные в том, чтобы вложить свои кровные средства в производство. Существует также интерес со стороны иностранных инвесторов к украинским предприятиям. Но инвестиции могут быть, получены только в том случае, если данное производство привлекательно для инвестиций. На предприятии должно быть четко определенно, как и куда оно будет использовать полученные средства. Необходима стратегия инвестиционной деятельности, когда она четко определенна и просчитаны все возможные варианты, рассчитаны использования привлеченных средств, а также возможные выгоды от вложения средств именно в это предприятие. Это позволит производителям рассчитывать на интерес со стороны потенциальных инвесторов.

Привлекая инвестиции, вкладывая свои средства, предприятие имеет возможность увеличить свой оборотный капитал, что позволит ему в конечном итоге повысить конкурентоспособность своей продукции и тем самым завоевать большую долю рынка. Повышая конкурентоспособность продукции, предприятие может завоевать также и иностранные рынки, что позволит ей за счет выручки валютных ресурсов приобретать различные передовые технологии и оборудование за рубежом. И тем самым поднять конкурентоспособность своей продукции на более высокий уровень.

 На мой взгляд, в нашем государстве множество полезного сырья, но все дело в том, что его нужно использовать в нужных целях и правильном направлении, а не разбрасываться этим, тем самым препятствуя, развитию экономики и государства в целом.

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем.

Список использованных источников:


1.Конституция Украины.

2.Хозяйственный кодекс Украины от 1 января 2004 г.

3. Положение об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях,    утв. Указом Президента Украины от 19 февраля 1994 года № 55/94.

4. Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине».

5. Акціонерне товариство: переваги та недоліки // Дебет-Кредит, 2004, № 44.

6. Програма розвитку фондового ринку України на 2001-2005 роки // http://www.fc-titan.com/law.php?Mode=15&grandparent=7&parent=34

7. Оскольский В.В.. Фондовый рынок Украины: учебное пособие,– К. СПб АО «Комплект», 2001

8. Кісельов А.П. Основи бізнесу. — К., “Вища школа”, 1998.

9. Ландик В.И. Инновационная стратегия предприятия: проблемы и опыт их решения. — К., 2003.

10. Савчук В. и др. Анализ и разработка инвестиционных проектов. – Учебное пособие. — К. 1999г.



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ