Администрирование упрощенной системы налогообложения
- полнота представления
плательщиками деклараций по видам налогов;
- принятие мер к плательщикам, не
представившим декларации в установленный срок;
- правильность определения налоговой
базы, применения налоговых льгот, вычетов и ставок по видам налогов;
- соблюдение порядка назначения,
проведения камеральных и выездных (повторных выездных) проверок, оформления их
результатов и вынесения решений, в т.ч. использование налоговым органом права
по истребованию у плательщика в ходе проверки дополнительных сведений и документов,
подтверждающих правильность исчисления и уплаты налога, полноту и сроки
проведения дополнительных контрольных мероприятий (проведение встречных
проверок: направление запросов в пограничные, таможенные органы, кредитные
учреждения, правоохранительные органы и т.д.), осуществляемых в ходе проведения
проверок.
В целях повышения уровня
обслуживания налогоплательщиков оборудованы отдельные помещения для приема
налогоплательщиков (операционные залы), оснащенные компьютерной техникой и
унифицированными информационными стендами. Это позволило сделать контакты
налогоплательщика и инспектора максимально удобными, обеспечить комфортные
условия, как для налогоплательщиков, так и для сотрудников налоговых органов.
Все это в конечном итоге способствует формированию доброжелательности во
взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками.
2.2 Ответственность налогоплательщиков УСНО за нарушение
налогового законодательства, применение санкций к ним
В настоящее время в российском
законодательстве существуют следующие виды ответственности за нарушение
налогового законодательства:
1) уголовная;
2) административная;
3) налоговая;
4) дисциплинарная.
Уголовная ответственность
налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым
тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная
ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым
понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное
Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Таким
образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности
необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении
преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое
совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для
налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например,
для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за
уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо
ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им
в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например
из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает
уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном
или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или)
сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100
000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при
условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих
уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для
физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером
считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех
финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. -
для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов
превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1
500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).
Уголовное наказание может быть
наложено только судом.
Административная ответственность
наступает за совершение административного правонарушения. Административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд
особенностей:
1) в отличие от уголовной,
административная ответственность установлена не только для физических лиц -
нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях
административное взыскание может накладываться и на организацию, и
непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;
2) субъективная сторона большинства
административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой
вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует
принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности".
Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не
знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить
штраф за нарушение срока представления декларации;
3) все административные
правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном
нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по
мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением
не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться
не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов
предусмотрены гл. 15 КоАП РФ;
4) рассматривать дела об
административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях
сами налоговые органы (так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы
рассматривают дела по ст. ст. 14.5, 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).
Статьей 119 НК РФ предусмотрена
налоговая ответственность за непредставление декларации в установленный срок.
Соответствующая информация приведена в таблице 2.
Таблица 2
Налоговая ответственность за непредставление декларации в
установленный срок
Основание привлечения к ответственности
|
Налоговая санкция
|
Представлена декларация с опозданием до 180 рабочих дней
включительно
|
Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на
основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня,
установленного для ее представления. При этом штраф не может быть меньше 100
руб. и больше 30% суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ)
|
Представлена декларация с опозданием более чем на 180 рабочих
дней
|
Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе
этой декларации + 10% указанной суммы налога за каждый полный или неполный
месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)
|
Как указывает Минфин России в Письме
от 24.10.2008 N 03-02-07/1-429, ответственность по ст. 119 НК РФ может
наступить только за нарушение срока подачи налоговой декларации за налоговый
период, а не авансовых платежей.
Для многих стала обязательной
электронная отчетность. И в связи с этим фирмам предстоит столкнуться с рядом
сложностей. За опоздание со сдачей декларации или расчета авансового платежа
законодательство предусматривает ответственность. Так, за задержку декларации
компанию или предпринимателя оштрафуют по ст. 119 Налогового кодекса. За
непредставление в срок расчета авансового платежа - по ст. 126 Кодекса. То есть
непредставление в срок налоговой отчетности является налоговым правонарушением.
Вместе с тем в ст. 111 Налогового кодекса перечислены обстоятельства,
исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. А в
ст. 112 - обстоятельства, смягчающие ответственность. Оба перечня не являются
закрытыми. То есть здесь предусмотрены "иные обстоятельства, которые могут
быть признаны... исключающими вину лица в совершении налогового
правонарушения" и "иные обстоятельства, которые... могут быть
признаны смягчающими ответственность".
Поэтому, принимая решение привлечь
кого-либо к ответственности по ст. 119 или ст. 126 Налогового кодекса,
налоговые инспекторы должны учитывать подобные обстоятельства. Такими как раз и
могут быть технические неисправности при отправке декларации в электронном
виде. Кроме того, если организация столкнулась с подобной ситуацией (поломка,
отсутствие связи и т.п.), рекомендуется представлять налоговые декларации
(расчеты) на бумажном носителе. Это тоже должно приниматься во внимание при
рассмотрении вопросов ответственности.
Ответственность же за просрочку
подачи декларации за отчетный период наступает по ст. 126 НК РФ как за
непредставление в установленный срок налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля.
Ответственность предусмотрена и в
случае если просрочен срок представления декларации более чем на 10 рабочих
дней. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять
решение о приостановлении операций по вашим счетам в банке. Такое право
предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.
После проставления декларации,
налоговый орган должен отменить свое решение. Причем не позднее одного
операционного дня, следующего за днем, когда декларация была подана (абз. 2 п.
3, п. 11 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, за указанное
правонарушение должностные лица организации привлекаются к административной
ответственности в виде штрафа в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ. Сумма штрафа
составляет от 300 до 500 руб.
В случае если налогоплательщики
представили декларацию по неустановленной форме предусмотрен штраф для
налогоплательщиков по ст. 119 НК РФ. Об этом свидетельствует многочисленная
судебная практика.
Однако суды встают на сторону
налогоплательщиков. Они исходят из того, что ст. 119 НК РФ предусматривает
ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные
нарушения, связанные с порядком подачи декларации (в том числе представление по
неустановленной форме), не образуют состава правонарушения, предусмотренного
данной статьей.
В случае если в декларации
какие-либо сведения не отражены (отражены не в полном объеме), допущены ошибки
или указаны недостоверные сведения и в результате этого занижена сумма налога,
подлежащего уплате, налогоплательщик обязан внести дополнения и изменения в
налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, абз. 3 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка
заполнения декларации). Это делается путем представления уточненной налоговой
декларации за тот же период.
Если внесены изменения
налогоплательщиком в связи с ошибками, которые привели к занижению налога, то
ему придется доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также
перечислить пени. Однако при этом можно избежать налоговой ответственности за
правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ. Для этого
необходимо соблюдение определенных условий, которые приведены в таблице 3.
Уточненную декларацию нужно
представлять и в том случае, когда ошибки и искажения не повлекли за собой
занижения суммы налога (абз. 3 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка заполнения
декларации). Однако в Налоговом кодексе РФ закреплена не обязанность, а право
налогоплательщика представлять уточненную декларацию в подобной ситуации. При
этом если такая декларация предоставлена после установленного срока, то она
считается поданной вовремя (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Таблица 3
Случаи освобождения от налоговой ответственности
Момент представления уточненной декларации
|
Случаи освобождения от ответственности
|
До истечения срока подачи первоначальной декларации
|
В любом случае, так как срок уплаты налога еще не наступил, а
первоначальная декларация считается поданной в день представления
уточненной (п. 2 ст. 81 НК РФ)
|
После истечения срока подачи первоначальной декларации
|
До истечения срока уплаты налога
|
Если уточненная декларация подана до того, как вы узнали об
обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой
проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ)
|
|
После истечения срока уплаты налога
|
1. Если уточненная декларация подана до того, как вы узнали об
обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой
проверки, а недоимка и пени уплачены до момента представления уточненной
декларации (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). 2. Если уточненная декларация
представлена после выездной проверки, по результатам которой не обнаружены
ошибки и искажения сведений (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ)
|
В уточненной декларации указывается
правильная сумма налога, исчисленная с учетом дополнений и изменений (а не
разница между правильно исчисленной суммой налога и ошибочной суммой налога,
отраженной в ранее представленной декларации).
Результаты налоговых проверок в
отношении периода, за который производится перерасчет, в уточненной декларации
не учитываются (абз. 4 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка заполнения декларации).
Уточненная декларация подается по
форме, действовавшей в том периоде, за который делается перерасчет налога.
Основание - абз. 2 п. 5 ст. 81 НК РФ, абз. 4 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка
заполнения декларации.
В таблице 4 приведены данные за
2005-2007гг. о результатах контрольной работы налоговых органов.
Таблица 4
Данные о результатах контрольной работы налоговых органов
за 2005-2007гг.
Наименование показателя
|
2005г
|
2006г
|
2007г
|
2007г к 2005г, в %
|
Количество организаций, стоящих на учете в МИ ФНС России №3
|
1653
|
1659
|
1959
|
118,51
|
Количество индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в
МИ ФНС России №3
|
3670
|
3735
|
4151
|
113,11
|
Выявлено нарушений у организаций, проверенных на выездных
проверках
|
16
|
21
|
33
|
206,25
|
Выявлено нарушений у индивидуальных предпринимателей,
проверенных на выездных проверках
|
12
|
15
|
8
|
66,67
|
Выявлено нарушений по камеральным проверкам
|
582
|
781
|
1582
|
271,82
|
Количество протоколов об административных правонарушениях
должностных лиц в области налогов и сборов (ст 15.3.- 15.9, 15.11 КОАП РФ)
|
99
|
120
|
138
|
139,39
|
Количество случаев приостановления операций в
финансово-кредитных организациях
|
1190
|
1513
|
1732
|
145,55
|
Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по
результатам камеральных проверок
|
814360
|
815074
|
5884
|
0,72
|
Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по
результатам выездных проверок
|
24920
|
53501
|
221233
|
887,77
|
Сумма уменьшенных платежей по результатам выездных проверок
|
22
|
938
|
7019
|
в 31 раз
|
На 01.10.2008г на учете в МИ ФНС
России №3 по Курской области на учете стоит 1959 юридических лиц, 4151
индивидуальный предприниматель. В 2008 году налоговой инспекцией проведено 54
выездных проверки на соблюдение налогового законодательства.
У 33 организаций и 8
предпринимателей выявлены нарушения при проведении выездных проверок. В целом,
отмечается рост числа зарегистрированных организаций и предпринимателей в
качестве налогоплательщиков в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 118, 51%.
В то же время выросли объемы
проводимых проверок в среднем в 2 раза.
Наблюдается рост и количество
нарушений налогового законодательства, так в 2007 году выявлено 33 нарушения у
организаций, проверенных на выездных проверках, что на 203% больше по сравнению
с 2005 годом и выявлено 1582 нарушения по камеральным проверкам, что больше по
сравнению с 2005 годом в 2,7 раза.
В приложении 2 представлены отчеты о
результатах контрольной работы налоговых органов по форме №2-НК.
Дисциплинарная ответственность - это
ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного
взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ):
замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений
дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и
за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей
(например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).
Однако для применения одной из мер
дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую
процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение,
в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении
взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).
2.3 Налоговое администрирование упрощенной системы налогообложения
К вопросам, характерным при проверке
УСН относятся:
- полнота представления
плательщиками деклараций по видам налогов;
- принятие мер к плательщикам, не
представившим декларации в установленный срок;
- правильность определения налоговой
базы, применения налоговых льгот, вычетов и ставок по видам налогов;
- соблюдение порядка назначения,
проведения камеральных и выездных (повторных выездных) проверок, оформления их
результатов и вынесения решений, в т.ч. использование налоговым органом права
по истребованию у плательщика в ходе проверки дополнительных сведений и
документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налога, полноту и
сроки проведения дополнительных контрольных мероприятий (проведение встречных
проверок: направление запросов в пограничные, таможенные органы, кредитные
учреждения, правоохранительные органы и т.д.), осуществляемых в ходе проведения
проверок;
- правомерность применения
плательщиками УСНО (соблюдение условий и ограничений, предусмотренных п. п. 2 -
4 ст. 346.12 Налогового кодекса);
- соблюдение плательщиками сроков
подачи заявлений о переходе на УСНО;
- соблюдение налоговыми органами
срока рассмотрения заявлений о переходе на УСНО. Обоснованность направления
плательщикам уведомлений о возможности или невозможности применения УСНО.
Соблюдение сроков направления уведомлений;
- соблюдение плательщиками сроков
направления в налоговые органы сообщений (уведомлений) о переходе на общий
режим налогообложения;
- соблюдение плательщиками
ограничений, установленных п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса;
- соблюдение порядка повторного
перехода на УСН плательщиками, ранее утратившими право на ее применение
(отказавшимися от ее применения);
- соблюдение плательщиками, впервые
перешедшими на УСН, срока направления в налоговые органы уведомлений об
изменении ранее избранного ими объекта налогообложения;
- правильность исчисления налоговой
базы, определения доходов и расходов, а также правомерности уменьшения
налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых
периодов;
- правильность уплаты минимального
налога;
- правомерность уменьшения суммы
единого налога, подлежащей уплате за отчетный (налоговый) период, на сумму
исчисленных и уплаченных за этот же период времени по всем основаниям страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных
работникам из средств плательщика пособий по временной нетрудоспособности;
- полнота и своевременность уплаты
единого и минимального налогов, а также иных налогов и сборов, не перечисленных
в ст. 346.11 Налогового кодекса.
В МИ ФНС России №3 камеральными
проверка занимается отдел камеральных проверок, выездными - отдел выездных
проверок. Положения об отделе камеральных и выездных проверок представлены в
приложениях 3 и 4.
Основным отличием камеральной
налоговой проверки от выездной налоговой проверки является то, что она
проводится по месту нахождения налогового органа. Данное правило осталось неизменным
и после внесения изменений Федеральным законом N 137-ФЗ.
При этом необходимо иметь в виду,
что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ проведение налоговых проверок (в
том числе камеральных) является правом налогового органа, а не его обязанностью.
Провести камеральные налоговые
проверки в отношении абсолютно каждой налоговой декларации (расчета),
подаваемой всеми налогоплательщиками, не представляется возможным с
практической точки зрения, т.к. количество сотрудников налоговых органов,
специально уполномоченных проводить такие проверки, в расчете на одну налоговую
инспекцию ограничено в среднем несколькими десятками, а число
налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), состоящих на
налоговом учете в одной налоговой инспекции, исчисляется тысячами, а то и
десятками тысяч.
Именно по этой причине камеральные
налоговые проверки проводятся чаще всего по определенным основаниям, в том
числе: заявление налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом)
налоговых льгот или вычетов; если проверяемое лицо подпадает под определение
основных или крупнейших налогоплательщиков и некоторые другие.
В последнее время усилился контроль
за организациями, указывающими в своей отчетности несоразмерные убытки,
представляющими в налоговые органы "нулевую" отчетность или не
представляющими отчетность вообще.
Срок проведения камеральной
налоговой проверки установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ и, как и прежде, составляет
три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации
(расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к
налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не
предусмотрены иные сроки. В данном случае учитывается дата фактической (а не
установленной законом) сдачи налоговой декларации (расчета) и других
документов, подлежащих подаче одновременно с ней, о чем делается специальная
отметка уполномоченным сотрудником налогового органа.
Спецификой и основной отличительной
чертой выездной налоговой проверки от другого вида налоговой проверкой -
камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.
Пунктом 1 ст. 89 НК РФ (в новой
редакции) устанавливается общее правило, согласно которому выездная налоговая
проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.
Этот пункт был дополнен нормой, в
которой содержалось одно исключение из общего правила, когда выездная налоговая
проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, - в случае
если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для
проведения выездной налоговой проверки.
Раньше такая возможность специально
на законодательном уровне не предусматривалась, но нередко на практике по
договоренности между проверяющими и проверяемыми происходило именно так,
поскольку это отвечало интересам обеих сторон.
Проведение выездной налоговой
проверки по месту нахождения налогового органа должно осуществляться по
правилам проведения выездных налоговых проверок.
В силу п. 17 ст. 89 НК РФ выездные
налоговые проверки проводятся не только в отношении налогоплательщиков, но и в
отношении плательщиков сборов, и в отношении налоговых агентов.
Как установлено в п. 4 ст. 89 НК РФ,
предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов. В п. 2 ст. 89 НК РФ указывается, что решение о
проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе предмет
проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит
проверке.
При проверке УСН следует
руководствоваться главой 26.2 части 2 НК РФ.
Выбор объекта налогообложения
осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором
впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения
избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную
систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый
орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена
упрощенная система налогообложения.
Налоговой базой по налогу при УСН
признается денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину
расходов (п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ). Это зависит от того, какой объект
налогообложения избран: доходы или доходы минус расходы (п. 1 ст. 346.14 НК
РФ).
Для определения налоговой базы
существуют три общих правила.
1. Доходы и расходы, выраженные в
иностранной валюте, учитываются вместе с доходами и расходами, выраженными в
рублях. Для этого их нужно пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ,
установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату
осуществления расходов. Такой порядок прописан в п. 3 ст. 346.18 НК РФ.
Например, ООО «Михас», применяющая
УСН, продала иностранной организации производственное оборудование контрактной
стоимостью 20 000 евро. Курс евро ЦБ РФ на дату поступления денежных средств на
счет ООО «Михас» - 35,812 руб. за 1 евро.
ООО «Михас» учитывает доход от
реализации производственного оборудования в сумме 716 240 руб. (20 000 евро x
35,812 руб/евро).
2. Доходы в натуральной форме
учитываются по рыночным ценам (п. 4 ст. 346.18 НК РФ).
Классическим вариантом получения
дохода в натуральной форме является заключение договора мены, когда, к примеру,
в обмен на один товар вы получаете другой товар, а не денежные средства (п. 1
ст. 567 ГК РФ).
Понятие рыночной цены товара (работы,
услуги) закреплено в п. 4 ст. 40 НК РФ. Это цена, сложившаяся при
взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии -
однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих)
условиях.
Определять вы ее должны с учетом
положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 40 НК
РФ).
3. При определении налоговой базы
доходы и расходы считаются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5
ст. 346.18 НК РФ).
Налогоплательщики УСН представляют
налоговую декларацию по истечении налогового периода, в налоговую инспекцию в
электронном виде.
Применяющие УСН налогоплательщики
обязаны рассчитываться с бюджетом не позднее срока, установленного для подачи
деклараций за соответствующий налоговый период в соответствии с пунктами 1 и 2
статьи 346.23 Налогового кодекса (п. 7 ст. 346.21 НК). В свою очередь, в силу
указанных положений Кодекса, организации должны отчитываться по итогам
налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом, а по
итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания
квартала. Что касается индивидуальных предпринимателей, то крайний срок подачи
декларации за налоговый период для них установлен как 30 апреля, а за отчетный
период, также как и для организаций - не позднее 25 календарных дней со дня
окончания квартала.
Правильность исчисления и уплаты
налогов (сборов) инспекторы прежде всего оценивают по декларациям (расчетам), а
также первичным документам, подтверждающим полученные доходы и произведенные
расходы (платежным поручениям, актам, договорам, накладным и др.).
Так как организации на упрощенной
системе освобождены от бухгалтерского учета в полном объеме, требовать от них
бухгалтерские учетные регистры (кроме регистров по основным средствам и
нематериальным активам) налоговики не вправе. Проверяется наличие Книги учета
доходов и расходов, свидетельство о постановке на налоговый учет организации
или ее обособленных подразделений, устав или учредительный договор и т.д.
При проведении налоговых расчетов
выявляются следующие типичные ошибки: неправильное исчисление налогооблагаемой
базы, ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек,
т.д.); и нарушение сроков платежей по налогам.
При предоставлении деклараций и
бухгалтерской отчетности на электронных носителях (дискетах) их принимают
сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. При этом представление бумажных
экземпляров документации является обязательным.
Документация проходит программный
контроль на соответствие формату ее представления, после чего формируется
протокол входного контроля. Документация в бумажном виде подвергается
визуальному контролю на наличие обязательных реквизитов. В случае отсутствия в
представленной документации реквизитов сотрудник отдела работы с
налогоплательщиками в устной форме предупреждает плательщика об этом и
предлагает внести необходимые изменения. При отказе плательщика внести
необходимые изменения на стадии приема, а также в случае представления
документации по почте отдел работы с налогоплательщиками в трехдневный срок
письменно уведомляет плательщика о необходимости представления им документа по
утвержденной форме.
Затем документы обрабатываются так
же, как в случае их приема на бумажных носителях. Не позднее следующего рабочего
дня с даты принятия документы, принятые в бумажном виде и на электронных
носителях, формируются в пачки с сопроводительными ярлыками или реестрами и
передаются в отдел ввода и обработки данных с примечанием, что данные документы
имеют копию, представленную на электронном носителе. Документы от крупнейших и
основных плательщиков и документы по регистрации и учету плательщиков до
окончания рабочего дня, в течение которого они были получены, формируются в
отдельные пачки и передаются в отдел ввода и обработки данных в первоочередном
порядке.
Документы в бумажном виде вместе с
их экземплярами на электронных носителях подвергаются визуальному контролю на
предмет соответствия данных на бумажных и электронных носителях. При наличии
расхождений вводу подлежат данные отчетности с бумажного носителя.
Работники отдела ввода и обработки
данных при получении вынесенных решений как по камеральным, так и по выездным
проверкам не позднее пяти рабочих дней обеспечивают отражение в РСБ сумм
налогов, пеней, санкций. По решениям, по которым имеются вступившие в законную
силу судебные акты, изменения вносятся в РСБ не позднее трех дней с даты
поступления (регистрации) судебного акта.
По окончании ввода решения по
реестру передаются в отдел, в котором осуществляется хранение отчетности, и
подшиваются в дела плательщиков. В случае автоматизированного формирования
решения в отделе, который проводит проверки, после его утверждения суммы
налогов, пеней, санкций автоматически отражаются в РСБ.
В настоящее время МНС России на
федеральном уровне утверждены форматы представления деклараций и других
документов, представляемых плательщиками в налоговые органы в электронном виде.
Форматы представления в электронном виде деклараций по региональным и местным
налогам утверждаются управлениями МНС России.
Обработка информации в МИ ФНС России
№3 ведется в ПК «Система ЭОД местного уровня». Посредством использования
данного программного продукта налоговые органы области включатся в единое
информационное пространство налоговых органов Российской Федерации, что
позволит более оперативно и качественно производить электронный обмен данными о
налогоплательщиках с любой инспекцией России.
Внедрение ЭОД позволило ускорить
процесс перехода налогоплательщиков на систему представления налоговой
отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Переход на
представление отчетности в электронном виде через специализированного оператора
связи позволит налогоплательщикам:
-сэкономить рабочее время,
затрачиваемое на представление отчетности;
-избежать дублирования налоговых
деклараций, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, на бумажных
носителях;
-не допускать ошибок при подготовке
отчетности за счет обеспечения средствами входного контроля автоматической
проверки правильности составления отчета;
-иметь возможность оперативного
обновления форматов представления документов в электронном виде в случае
изменения или введения новых форм налоговой и бухгалтерской отчетности;
-получать подтверждение доставки
отчетности;
-обеспечить конфиденциальность
информации, содержащейся в направленных документах, защиту от просмотра и
корректировки.
Одним из приоритетных направлений
модернизации системы налогового администрирования является совершенствование
системы обслуживания налогоплательщиков, которая подразумевает функционирование
на всех уровнях налоговых органов подразделений по работе с
налогоплательщиками. Отделы работы с налогоплательщиками осуществляют прием
отчетности и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты
налогов, предоставляют налогоплательщикам информацию о состоянии расчетов с
бюджетом и сверке по лицевым счетам, информируют налогоплательщиков о
действующем налоговом законодательстве через средства массовой информации и
Интернет-ресурсы, занимаются подготовкой разъяснений по запросам
налогоплательщиков и проведением семинаров.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1 Варианты оптимизации единого налога при применении
упрощенной системы налогообложения
Существуют различные способы
оптимизации налоговой нагрузки организаций, применяющих этот специальный
налоговый режим.
Упрощенная система налогообложения
является действительно льготным налоговым режимом, поскольку организации, ее
применяющие, в несколько раз снижают налоговую нагрузку: вместо налога на
прибыль организаций, налога на имущество организаций, ЕСН, НДС
налогоплательщики платят единый налог (п. 2 ст. 346.11 НК). Ставка налога
зависит от выбранного объекта налогообложения: 15%, если в качестве объекта
выбраны доходы минус расходы, и 6% при объекте налогообложения
"доходы" (ст. 346.20 НК). Во втором случае сумму налога можно
уменьшить на страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд, а также на
выплаченные работникам пособия по временной нетрудоспособности - в пределах 50%
единого налога либо авансовых платежей по нему, исчисленных за налоговый
(отчетный) период (ст. 346.14 НК).
Первый вариант исчисления налога
выбирают организации, производящие значительные расходы (покупка основных
средств, нематериальных активов, осуществление прочих расходов) например,
торговые и производственные предприятия, второй - организации, оказывающие
услуги, так как зачастую их расходы представлены только арендной платой,
зарплатой, отчислениями в Пенсионный фонд и выплатой пособий по временной
нетрудоспособности.
Выбор того или иного объекта
налогообложения зависит от соблюдения условия:
Р
³ 60%Д, (1)
где Р - расходы;
Д - доходы.
Если условие соблюдается, то
выгоднее применять объект "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Если в качестве объекта выбран
вариант доходы минус расходы, то вполне возможно, что по итогам года
организация заплатит только минимальный налог, соблюдая следующие условия:
ЕН
= (Д - Р) x 15%; (2)
МН
= Д x 1%, (3)
где ЕН - единый налог;
МН - минимальный налог.
если ЕН ³ МН, то в бюджет уплачивается единый налог,
если ЕН ³ МН, то в бюджет уплачивается минимальный налог.
Организация будет платить
минимальный налог, если величина расходов составит:
(Д - Р) x 15% ³ Д x 1%,
15Д - 15Р ³ 1Д,
15Р ³ 15Д - 1Д,
Р ³ 14/15 х Д.
Принимая доходы за 100% (Д = 100),
получаем:
Р ³ 14/15 х 100%, Р³
93,33%.
Если доля расходов организации в
доходах составляет более 93,33%, она уплатит минимальный налог.
Пример. ООО "Ласточка"
применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус
расходы". Определить возможность уплаты минимального налога при следующих
данных: доходы - 2 млн руб., расходы - 1,9 млн руб.
1. Сумма единого налога равна:
ЕН = (Д - Р) x 15 = (2 000 000 - 1
900 000) x 15% = 15 000 руб.
2. Сумма минимального налога:
МН = Д x 1% = 2 000 000 x 1% = 20
000 руб.
или
3. Доля расходов в общей сумме
доходов:
Р ³ 1900000/2000000 х 93,33% = 95%, тогда сразу рассчитывают
минимальный налог.
Использовать данную схему могут
только либо вновь созданные организации, либо организации, переходящие на
упрощенную систему налогообложения. Те организации, которые уже применяют
упрощенную систему, не вправе менять объект налогообложения в течение трех лет
с начала применения специального налогового режима (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
В начале деятельности организации,
применяющей упрощенную систему налогообложения, целесообразно рассчитать такой
размер заработной платы, который позволит в полной мере оптимизировать величины
единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Это
касается организаций, которые выбрали в качестве объекта доходы, поскольку они
начисляют своим работникам взносы на пенсионное страхование и уменьшают единый
налог не более чем на 50% (ст. 346.32 НК РФ).
Страницы: 1, 2, 3
|