Анализ программ государственного софинансирования пенсий
В связи с переходом к новым
принципам пенсионного обеспечения возникают новые проблемы для пенсионной
системы Российской Федерации. Одно из наиболее перспективных, но и сложных
направлений реформирования пенсионной системы Российской Федерации - введение
накопительных элементов.
Основной задачей реформы является
достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы,
повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного
источника для дополнительных доходов в социальную систему [43].
Пенсионная реформа, по мнению ее
разработчиков, состоит из нескольких составных частей. Одна из них -
демографическая. В 2001 году на пенсию стали выходить мужчины, родившиеся в
1941 году. Понятно, что началом войны рождаемость резко упала. Естественно, и
численность работающих, родившихся в военные годы и выходящих на пенсию в
ближайшие 5-7 лет, ожидает ниже, чем за последние годы. Однако вслед за ними к
пенсионному порогу подойдут те, кто родился в годы послевоенного всплеска
рождаемости. Соответственно возрастает и число пенсионеров.
Сокращение средней продолжительности
жизни в России за последние годы было очень значительным (к примеру, если в
1990 году этот показатель для мужчин составлял 64 года, для женщин-74 года, то
в 1999 году - соответственно 60 лет и 72 года). В результате продолжительность
жизни, увеличиваясь, в конце концов, достигает дореформенного уровня. А для
России прирост средней продолжительности жизни даже на три означает увеличение
числа пенсионеров на 6,7 млн. человек. Общий вывод: в своем нынешнем виде
пенсионная система не в состоянии справиться с возросшими в силу изменения
демографической ситуации обязательствами.
Поэтому если ориентироваться только
на текущие доходы, не надо ничего менять и создавать резервы с учетом
складывающейся тенденции.
Предпосылки к такому развитию
ситуации в пенсионной сфере возникли отчасти и в связи с кризисными явлениями,
проявившимися после августа 1998 года. Несмотря на резкое обесценение пенсионных
обязательств, долги по выплате пенсий остались в тот период достаточно большими
(более 26 млрд. рублей), и их пришлось погашать в основном за счет текущих
поступлений. Как следствие, средняя заработная плата по стране росла более
высокими темпами, чем заработная плата, рассчитываемая для целей индексации
пенсий. Это и привело к тому, что пенсионная система начала терять
привлекательность для тех, кто сегодня работает и делает отчисления на будущую
пенсию [70].
Первоначальную модель реформирования,
о которой Пенсионный фонд докладывал на заседании Правительства в октябре 2000
года, состояла в следующем: нынешнюю пенсионную систему, когда от зарплаты
работающих в Пенсионный фонд отчисляется определенная часть, которая и делится
на всех пенсионеров примерно поровну, предлагалось не менять совсем. А проблему
дефицита средств, который возникает в 2010-2018 годах (когда число выходящих на
пенсию заметно превысит число начинающих трудовую деятельность) вследствие
демографических рисков, предполагалось решить за счет средств, направляемых в
специально созданный для этих целей резервный фонд.
Однако при более обстоятельном
анализе стало понятно, что «косметический ремонт» нынешней пенсионной системы
не обойтись, если часть денег перечислить в резерв, то меньше останется к
выплате сегодняшним пенсионерам, уровень пенсий которых и без того крайне
низок. Была поставлена задача модернизировать действующую пенсионную систему
таким образом, чтобы результатом этой модернизации стал рост доходов пенсионной
системы, которой перекрывал бы объем средств, направляемых на создание резервов
под будущее обязательства [42].
Увеличение доходов, например, за
счет средств ставки налогов (взносов) в Пенсионный фонд, может привести к росту
налогооблагаемой базы и увеличению налоговых поступлений, поскольку в 2000 году
доля «скрытой» зарплаты в доходах населения, по данным Госкомстата Росс, около
30%.
Тема снижения налоговой нагрузки
применительно к взносам в Пенсионный фонд неоднократно обсуждалась в
Правительстве. Рассматривался вариант значительного снижения нынешней ставки
отчислений в Пенсионный фонд, например, до 5% от фонда заработной платы
(сегодня около 28%). Между моментом снижения налогов и получением
дополнительных доходов в связи с ростом налогооблагаемой базы неизбежно проходит
определенный период, во время которого от обязанности выплачивать пенсию без
сбоев никто не освобожден. И чем продолжительнее этот период, тем больше шансов
провалить выплату пенсий.
Одобренный вариант пенсионной
реформы сводится к модели, которая позволила бы: во-первых, гарантировать
определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка; во-вторых,
избежать уравниловки, но при этом обеспечить разумный разрыв между максимальным
и минимальным размерами трудовой пенсии; в-третьих, как найти рациональный
стимул, для постепенного вывода заработков из тени; в-четвертых, взвешенно
распределить финансовые риски во времени, а ответственность - между
федеральными бюджетом и ПФ [28].
Новая пенсионная система
трехуровневая - соответственно, и средства, которые направляются работодателями
на пенсионное обеспечение работников, будут распределены на три потока.
Первая часть - налог 14%. Он
поступает в федеральный бюджет и оттуда направляется на финансирование так
называемой базовой части трудовой пенсии и социальных пенсий.
Вторая - страховой взнос (14; 12)
или 11% в зависимости от возраста застрахованного гражданина в зависимости от
продолжительности работника к определенной возрастной группе, поступает
непосредственно в ПФР. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счете
конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств
пенсионной системы.
Третья часть - страховой взнос (от 2
до 6% начиная с 2006 года), поступает в ПФР, отражается в специальной части
индивидуально лицевого счета конкретного работника и направляется на
финансирование пенсии только в момент выхода данного работника на пенсию.
Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы,
направляемый на инвестирование, доход от которого также фиксируется на
индивидуальных счетах застрахованных лиц [23].
Для реализации указанных целей и
задач пенсионной реформы подготовлен пакет взаимосвязанных законопроектов,
которые обеспечивают создание целостной нормативно - правовой базы долгосрочной
стратегии устойчивого развития пенсионной системы России.
Пакет законопроектов включает в себя
проекты федеральных законов «Об управлении средствами государственного
пенсионного обеспечения (страхования) в Российской федерации», «О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона «Об управлении средствами государственного
пенсионного обеспечения (страхования) в Российской федерации», «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Краткое содержание законопроектов по
пенсионной реформе заключается в следующем:
Так, положениями Федерального закона
от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как
страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного
учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов
правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в
пенсионной системе Российской Федерации появились страховые принципы,
гарантирующие застрахованному лицу при наступлении страхового случая
осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за
него работодателем (страхователем) страховых взносов [63].
Одновременно положениями
Федерального закона от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в
Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога
(ЕСН).
Коренным образом изменилось
законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. С 1 января 2002 года
вступили в силу два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок
установления и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному
обеспечению соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [30].
Положениями Федерального закона от
15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по
государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления,
финансирование которой осуществляется исключительно за счет средств
федерального бюджета.
Федеральный закон от 17.12.2001
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» урегулировал порядок
возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности,
согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех
частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть
финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет
сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на
финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм
страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную
часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования [59].
Порядок инвестирования средств
пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные
фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц урегулирован положениями
федеральных законов от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от
07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон от
24.07.2002 №111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и
инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового
положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников
отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а
также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в
сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того,
указанный федеральный закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации
новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и
инвестированию средств пенсионных накоплений.
Федеральным законом от 07.05.1998
№75-ФЗ определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов
как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.
Федеральным законом от 23.12.2003
№185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в
части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на
учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1
января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах
страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность
страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в
установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об
изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее
нахождения.
В настоящее время законодательная
база новой пенсионной системы еще окончательно не сформирована. Осуществляются
модернизация и адаптация системы персонифицированного учета Пенсионного фонда
Российской Федерации к проблемам реформирования всей цепи отношений между
работодателями, Пенсионным фондом Российской Федерации, застрахованными лицами
и пенсионерами. Необходимо выстраивание отношений, складывающихся при
реализации права на накопительную часть трудовой пенсии, определение порядка
финансирования и ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии
по старости, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений,
формируемых в пользу граждан пенсионного возраста [25].
Основными различиями между старой
пенсионной системой и новой является:
В новой модели расчета пенсий
заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении
всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется
персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и
пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не
столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с
различным уровнем дохода;
- новая пенсионная модель в большей
мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера
заработной платы;
- новая модель, так же как и старая,
основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она
основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим
пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а
обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут
поступать в Пенсионный фонд России, и фиксироваться на лицевых счетах, но
деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним
пенсионерам;
- новым пенсионным законодательством
установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения
базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными
годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в
виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который
будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта
будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем
больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
- в новой пенсионной модели
предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз
темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим
показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет
определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР [10];
В целом, как считает Бровчак С.В.,
российская пенсионная система 2008 года представляет собой устойчивую
распределительно - накопительную модель формирования пенсий и имеет следующие
положительные стороны:
1. Формирование многоуровневой
функциональной системы формирования пенсий, представленной распределительной,
страховой и накопительной частью трудовой пенсии;
2. Наличие социальных гарантий по
выплате пенсий со стороны государства;
3. Отсутствие задолженности по
выплате пенсий;
4. Повышение уровня пенсий в
зависимости от уровня инфляции;
В то же время пенсионная система
имеет ряд недостатков:
1. Низкий уровень замещения пенсий
уровня заработной платы;
2. Растущий уровень дефицита
Пенсионного фонда Российской Федерации на фоне увеличивающихся затрат на
пенсионное обеспечение в целом [7].
Хотя Закон «Об управлении средствами
государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»,
до сих пор не принят, многие положения были реализованы в других законопроектах
и в ходе пенсионной реформы. Данный закон предопределил логику, согласно
которой ПФ получает право не только назначения, перерасчета, но и выплаты государственных
пенсий. ПФ управляет средствами пенсионного обеспечения. При этом сами средства
являются федеральной собственностью, не входят в бюджеты всех уровней и изъятию
не подлежат. Эта норма распространяется на средства, направляемые на выплату
как страховых, так и накопительных пенсий. Соответственно, по обязательствам,
вытекающим из отношений по государственному пенсионному обеспечению, не может
быть обращено взыскание на имущество фонда. При этом государство несет
субсидиарную ответственность по обязательствам ПФ перед застрахованными.
Детализация функций и бюджета ПФ по обязательному пенсионному страхованию
представлена в законах об обязательном пенсионном страховании и об
инвестировании средств пенсионных накоплений [25].
Основные направления
пенсионной реформы в Российской Федерации.
Реформирование пенсионной системы в
Российской Федерации должно исходить из того, что прав граждан, приобретенные в
рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным
обязательствам Российской Федерации. Программа пенсионной реформы в Российской
Федерации, по сути, является производной зарубежного опыта, адаптированного к
российской действительности. Она предусматривает:
1. в целях повышения долгосрочной
финансовой устойчивости пенсионной системы поэтапное, в полном соответствии с
организационными и финансовыми возможностями государства и существующей
пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему
государственного пенсионного страхования;
2. уточнение порядка исчисления
размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера,
осуществление индексации пенсий с учетом финансовых возможностей общества;
3. изменение нормативных правовых
актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных
лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система
персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с
введением условно-накопительных именных накопительных счетов граждан в механизм
финансирования пенсий;
4. конкретизацию подходов к
реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов;
5. формирование гибкой системы
эффективных стимулов добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе
с использованием условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан,
при которых более продолжительная работа, и соответственно увеличивая для
получателя ее ежемесячный размер;
6. осуществление в переходный период
централизации функций учета государственного страхования, включая его
накопительный элемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в
рамках Пенсионного фонда Российской Федерации;
7. более четкое определение
правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации путем формирования
Федеральной службы государственного пенсионного страхования, что позволило бы
более эффективно выполнять функции государственного обеспечения;
8. разработку комплекса мер по
дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования, включая
стимулирование пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение
действующей гарантий их сохранности;
9. создание условий для проведения
гибкой государственной политики пенсионного обеспечения в отношении отдельных
категорий граждан. [20]
Таким образом, в соответствии с
Программой пенсионной реформы в Российской Федерации должна быть создана
комбинированная система пенсионного обеспечения, которая будет включать в себя:
- государственное пенсионное
страхование как ведущий элемент системы, по которому выплаты пенсий
осуществляется в зависимости от страхового стажа, суммы уплаченных взносов в
бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет
текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет
средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на
накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;
- государственное пенсионное
обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не
приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, - за
счет средств федерального бюджета;
- дополнительное пенсионное
страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и
работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации,
- обязательных страховых взносов. В перспективе трудовая пенсия в России должна
будет формироваться из нескольких источников [54].
Однако в связи с экономическим
кризисом в России и отдельными недостатками самой Программы пенсионной реформы,
в настоящее время осуществляется пересмотр ряда ее положений, которые будут
реализованы несколько позднее, чем это было намечено и с учетом уменьшения финансовых
возможностей пенсионной системы. Государство заявляет, что 10% вложений будет
сделано за счет средств накопительного фонда, и обеспечивает гарантии
сохранности этих инвестиций. Как рассуждает инвестор, в том числе западный?
Если государство вошло в проект пенсионными деньгами, то вероятность успеха
этого проекта достаточно высока. И такие механизмы, если их аккуратно
встраивать в экономику, могут постепенно улучшить инвестиционный климат в
стране [52].
Будущие пенсионные сбережения
сегодня чуть ли не единственный реальный инвестиционный ресурс. Но люди должны
быть уверены, что подъем экономики будет происходить не за их счет. Именно
поэтому потребуется получить максимальный статус, близкий к статусу
международных обязательств.
Таким образом, основные принципиальные
элементы новой пенсионной системы уже полностью определены и одобрены. Однако
многие составляющие механизма ее реализации еще требуют конкретизации,
поскольку зависят от внешних макроэкономических факторов. Среди них на первом
месте стоят вопросы скорости выхода из общеэкономического кризиса, направлений
развития экономически в долгосрочной перспективе, ее социальной направленности
и т.п.
2.
Содержание программы государственного софинансирования пенсии в контексте
реформирования пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе
2.1 Цели и задачи
программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации
В последнее время государство все
больше внимания уделяет социальным вопросам. Об этом свидетельствует социальная
политика, проводимая в нашей стране в последние годы, что выразилось в принятии
ряда законов, направленных на улучшение материального положения отдельных
граждан: это и закон о материнском капитале, и законы об увеличении размера
пенсии и других социальных выплат. К этой категории законов можно отнести и
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской Федерации», предоставляющий гражданам новые
возможности в формировании своей будущей пенсии [26].
Федеральный закон №56 - ФЗ вступал в
действие в два этапа. Первый этап начался с 1 октября 2008 года, когда граждане
получили право подавать заявления о добровольном вступлении в правоотношения по
обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты добровольных страховых
взносов на накопительную часть трудовой пенсии. По данным статистики в
Российской Федерации было подано более 1, 3 млн. заявлений.
На втором этапе вступления в силу
закона о дополнительных страховых взносах, начавшемся с 1 января 2009 года,
граждане, подавшие, выше названные, заявления, получили право перечислять
средства на свои накопительные счета. Причем каждый гражданин имеет право
выбрать размер и способ уплаты дополнительных страховых взносов [48].
В соответствии с Федеральным законом
№56 с 1 января 2009 года начала работать правительственная Программа
государственного софинансирования пенсий, при которой государство софинансирует
добровольные взносы граждан в накопительную часть пенсии в пределах 12000
рублей в год. По состоянию на начало апреля 2009 года в программе приняло
участие 1,2 млн. человек.
Целью данной программы является
стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышения уровня
пенсионного обеспечения граждан[68].
Запуск Программы софинансирования
связан с несколькими факторами.
Главные из них:
1. стимулирование граждан на
сознательное увеличение будущего пенсионного капитала;
2. возможность для тех, кто получает
низкую белую или же «конвертную зарплату», получить более высокую пенсию в
будущем;
3. сокращение дефицит бюджета
Пенсионного Фонда РФ за счет привлечения дополнительных средств от граждан;
4. самостоятельное участие в
приумножении будущей пенсии людьми старше 1967 года рождения;
5. частично облегчение
государственной ответственности за величину будущей пенсии. Государство создало
дополнительный механизм увеличения будущей пенсии и предлагает им
воспользоваться.
Основная задача программы
государственного софинансирования пенсии - заставить граждан заботиться о
величине будущей пенсии сознательно[46].
Возможности и преимущества:
1. 100% увеличение внесенных
застрахованным лицом средств за счет государственного софинансирования в
пределах 12000 рублей в год;
2. увеличение пенсионных
накоплений благодаря ежегодному доходу от инвестирования накопительной части
частной управляющей компанией, государственной управляющей компанией,
негосударственным пенсионным фондом;
3. возможность определить
самостоятельно сумму, периодичность взносов и срок участия в Программе;
4. налоговые льготы (на сумму
ваших взносов государство предоставит социальный налоговый вычет в размере
13%);
5. наследование (наследование
дополнительных взносов клиента, государства, работодателя и полученного
инвестиционного дохода на этапе накопления);
6. Программа софинансирования
снимает возрастные ограничения для участия в ней (для клиентов, исключенных из
пенсионной реформы по возрасту есть возможность самостоятельно формировать свою
накопительную часть пенсии и при этом получать поддержку государства).
Теперь коснемся недостатков
Программы:
1. средства накопительной части
пенсии принадлежат вам лишь формально. До момента выхода на пенсию эти средства
- собственность государства;
2. досрочно средства из
Программы софинансирования не могут быть изъяты;
3. Программа действует всего
десять лет, что явно недостаточно для создания достаточных пенсионных
накоплений;
4. Программа будет действовать
лишь до 2013 года (по срокам вступления) и не все граждане из-за потери работы,
низких доходов и плохой информированности смогут вступить в данную программу;
5. софинансирование совершенно
не интересно для текущих пенсионеров и тем, кто в ближайшее время выйдет на
пенсию, даже, несмотря на 4-х кратное софинансирование взносов для тех, кто
готов отсрочить выход на пенсию.
В условиях финансово-экономического
кризиса трудно спрогнозировать, как долго государство будет в состоянии
софинансировать данную программу, а также количество граждан, которые примут в
ней участие [27].
Для получения права на
государственную поддержку формирования пенсионных накоплений, необходимо в срок
с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года подать заявление в Пенсионный
Фонд, в котором будет сказано, что застрахованное лицо согласно на добровольное
софинансирование пенсии и обязуетесь вносить дополнительные страховые взносы на
накопительную часть пенсии.
Дополнительный страховой взнос на
накопительную часть трудовой пенсии - индивидуально возмездный платеж,
уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый,
удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным
лицом самостоятельно.
Ежегодно в рамках Программы
добровольного пенсионного софинансирования граждане могут вносить не менее 2000
рублей. После этого государство обязуется внести сумму, равную той, что внёс
гражданин, но не более 12000 рублей в год. Таким образом, общая сумма,
внесенная на персональный счет гражданина, составит 4000 рублей в год.
Государственная поддержка
формирования пенсионных накоплений - взносы на софинансирование формирования
пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального
благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица,
уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой
пенсии. Например, если в фонд софинансирования социальных расходов вносится
3000 рублей в год, то государство вносит на счёт ещё 3 тысячи рублей за тот же
год; если застрахованным лицом вносится 12000 рублей в год, то государство
доплачивает ещё 12000 рублей, если же в федеральный фонд софинансирования
вносится более 12000 рублей, то государство всё равно доплатит 12000 рублей.
Дополнительные страховые взносы
могут вноситься через работодателя или самостоятельно. В первом случае
необходимо подать заявление на удержание взносов из начисляемой зарплаты. Во
втором - производить отчисления в бюджет пенсионного фонда РФ через любую
кредитную организацию [68].
Государственное софинансирование
пенсий действует в течении 10 лет, с момента уплаты первых взносов. Гражданин
имеет право сам определять сумму дополнительных взносов, также имеет право
прекращать выплаты добровольных взносов и возобновлять их в любое удобное
время. В случае приостановки выплат государство так же остановит перечисление
взносов.
В Программе государственного
софинансирования пенсии могут принять участие граждане с 14 лет и старше без
ограничений.
Для работающих пенсионеров (женщины
от 55 лет, мужчины от 60 лет), решивших не пользоваться трудовой пенсией,
софинансирование пройдет в соотношении 1:4, но не может составлять более 48 000
рублей в год.
При этом следует помнить, что
государственная поддержка будет осуществляться, если:
- сумма взносов за год будет
составлять не менее двух тысяч рублей;
- гражданин вступит в эту программу
с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. [34].
Таким образом, размер взноса на
софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается ПФРФ с
учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных
накоплений, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных
индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного
страхования.
Льготы для физических лиц
участвующих в системе софинансирования накопительной пенсии
При условии участия в софинансировании
добровольных пенсионных накоплений гражданин освобождается от уплаты НДФЛ с
государственных взносов на накопительную часть страховой пенсии и платежей,
вносимых работодателем, если сумма не превышает 12000 рублей в год. Также это
возможность получения налогового вычета по дополнительным взносам на
накопительную часть страховой пенсии равного сумме внесённых денег в рамках
Программы добровольного софинансирования пенсии (но не более 120000 рублей в
налоговом периоде). Все перечисленные гражданином средства по Программе
софинансирования пенсии будут включены в его сумму средств пенсионных
накоплений. Все деньги будут перечислены на персональный счёт гражданина в ПФР
и НПФ. Дальнейшее использование этих средств будет происходить в соответствии с
законом формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [48].
Льготы для работодателей участвующих
в системе софинансирования накопительной пенсии
Для работодателей, согласных помочь
своим сотрудникам в Программе софинансирования добровольных пенсионных
накоплений, предоставлены льготы по уплате ряда налогов.
Дополнительные взносы работодателя
на накопительную часть страховой пенсии своего работника освобождаются от
уплаты ЕСН и автоматически включаются в расходы на оплату труда при вычислении
налога на прибыль, но в годовой сумме не более 12000 руб. в расчёте на каждого
работника. Для работодателей предоставлены льготы по уплате ряда налогов.
Дополнительные взносы работодателя
на накопительную часть страховой пенсии своего работника освобождаются от уплаты
ЕСН и автоматически включаются в расходы на оплату труда при вычислении налога
на прибыль, но в годовой сумме не более 12000 рублей в расчёте на каждого
работника.
Застрахованные лица вправе выбрать
инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства
пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке,
определенном Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным
законом «О негосударственных пенсионных фондах».
Право на получение государственной
поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по
обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых
взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года
до 1 октября 2013 года [32].
Российским законодательством
предусмотрены основные механизмы, уполномоченные реализовывать пенсионные
программы, в том числе Программу дополнительного государственного
софинансирования пенсий: Пенсионный фонд Российской Федерации, частные
управляющие компании, которые избирает гражданин путем подачи заявления в ПФР и
негосударственные пенсионные фонды.
При вступлении в Программу
государственного софинансирования пенсий застрахованные лица, имеющие
накопительную часть пенсии или формирующие ее за счет уплаты дополнительных
страховых взносов, могут выбрать несколько способов управления своими
пенсионными накоплениями: либо через Пенсионный Фонд Российской Федерации,
доверив свои средства государственной или частной управляющей компании, либо
через негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное
страхование, в порядке, определенном Федеральным законом «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации» и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» [34].
Предназначение НПФ заключается в
более полном использовании возможностей и инициатив работодателей, работников
(неработающих граждан) и государства в формировании финансовых ресурсов для
пенсионного обеспечения застрахованных.
Концепция реформы системы
пенсионного обеспечения в Российской Федерации предусматривала дополнительное
добровольное пенсионное обеспечение - из средств самих застрахованных или
работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Оно
уже существует в России в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Их история
началась с сентября 1992 г., когда был принят Указ Президента РФ «О
негосударственных пенсионных фондах», который определил цели и основные
принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Были положены
основы государственного контроля деятельности, объявлено о создании Инспекции
негосударственных пенсионных фондов; определен перечень документов, которые
необходимо разработать для дальнейшего развития системы государственного
контроля.
НПФ - это особая
организационно-правовая форма некоммерческой организации социального
обеспечения. Ее исключительный вид деятельности - негосударственное пенсионное
обеспечение участников НПФ на основании договоров о негосударственном
обеспечении с вкладчиками НПФ в пользу участника. Что касается деятельности НПФ
по негосударственному пенсионному обеспечению, то она включает аккумулирование
пенсионных взносов, размещение пенсионных ресурсов, учет пенсионных
обязательств и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. При этом НПФ
осуществляет свою деятельность и производит выплаты негосударственных пенсий
независимо от государственного обеспечения населения [71].
Сильная сторона НПФ - гибкость
пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых
механизмов. За прошедшие несколько лет значимость российских НПФ как в системе
негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного
страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в
увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных
лиц, а также иных показателях.
НПФ является некоммерческой
организацией, его главная цель - сбор средств для выплаты дополнительной
пенсии. Узаконено важнейшее правило о том, что фонды обязаны инвестировать
пенсионные резервы исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах
участников (будущих пенсионеров).
Перспективы НПФ во многом зависят от
возможностей эффективного инвестирования.
Известно, что необходимо максимально
распределять риски, чтобы ни в один финансовый инструмент не вкладывалась
значительная часть пенсионных денег [63].
В соответствии с действующим
законодательством негосударственные пенсионные фонды могут размещать свои
пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе
самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные
бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты
недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.
Управляющая организация -
организация (акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной)
ответственностью), созданная в соответствии с законодательством Российской
Федерации и имеющие лицензию Федеральной службы по Финансовым рынкам России
(ФСФР) на осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными
фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Управляющая компания может
осуществлять доверительное управление: активами фонда коллективных инвестиций,
средствами пенсионных накоплений, пенсионными резервами негосударственных
пенсионных фондов и т.д.
Осуществлять доверительное
управление средствами пенсионных накоплений имеют право только управляющие
компании, с которыми ПФР заключил соответствующие договоры. Управляющая
компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в
интересах застрахованных лиц [21].
Итак, в России созданы новые
социально - финансовые механизмы - негосударственные пенсионные фонды,
управляющие компании, как важные элементы реформирования пенсионной системы
страны. В процессе их создания возможно решение целого ряда социально -
экономических проблем, представляющих интерес для конкретных отраслей,
предприятий, организаций и регионов страны. Прежде всего, решается задача
повышения материального обеспечения пенсионеров, путем внедрения и реализации
программ пенсионного обеспечения, в том числе и Программы государственного
софинансирования пенсии. Эффективно решаются вопросы заинтересованного
отношения предприятий (организаций) и граждан к самообеспечению пенсией,
развития социального партнерства работодателей и работников, гибкого влияния на
использование экономически активного и занятого в экономике населения.
2.2 Механизмы
реализации Программы государственного софинансирования пенсии в Российской
Федерации
Софинансирование накопительной части
трудовой пенсии - это система солидарной уплаты дополнительных страховых
взносов гражданином и государством в равном размере на формирование
накопительной части трудовой пенсии. Она предназначена для поддержки
государством социально активных граждан, заботящихся о своем пенсионном
будущем.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|