Бюджет государства и его роль в реализации социальной политики
Бюджет государства и его роль в реализации социальной политики
Введение
В
формировании и развитии экономической структуры любого современного общества
ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью политики.
Одним
из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное
звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех
уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Центральное
место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет –
имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.
Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других
доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и
реализации социальной политики на всей ее территории.
Федеральный
бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в
обществе – отношения между социальными слоями и группами и государством. В этой
связи важно, чтобы налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в
федеральный бюджет, были не слишком обременительны для населения и
хозяйствующих субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным
объемом денежных ресурсов, необходимых ему для решения экономических,
политических и социальных задач.
По
материальному содержанию бюджет – это сам централизованный фонд денежных
средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в
форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти
страны.
Политическое
значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, как
законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый
год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Актуальность
данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного
документа не будут выделены основные направления использования денежных средств
государства.
Цель
написания курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет и его участие в
социальной политики.
Поставленная
цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть
теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить
федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть
характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть
формирование государственного бюджета в перспективе на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 гг.
Объект
исследования – бюджет государства.
Предмет
исследование – динамика структуры доходов и расходов государственного бюджета и
ее влияние на социальную политику.
1. Бюджет
и бюджетная система РФ
1.1
Социально-экономическая
сущность бюджета и его функции
Существуют
различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью
бюджета как явления.
Под
бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на
том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов
власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени
раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в
общественном производстве. Бюджет в этом смысле – основа функционирования
государства в целом, его национально-государственных и
административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных
средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной
и муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только
позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении
важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает
проведение государственной экономической и финансовой политики.
С
развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета.
В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным
источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная
экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего –
бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.
С
сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как
система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими
субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости
общественного продукта в процессе образования и использования общего
централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на
данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие а
трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6)
с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и
функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет
интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм,
в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со
стороны отношений, составляющих суть этих процессов.
В
ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и
расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному
периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л.В. Ходский
писал: «Под государственным бюджетом… разумеют бюджетную роспись, то есть
роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предлагаемых для
покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект)
финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и
скрепленную (утвержденную) представителе верховной власти». Этот подход
характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и
исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный
документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс
получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и
контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции
государственных органов власти.
Таким
образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый
сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и
использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для
обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это
главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного
регулирования.
Сущность
государственного бюджета как экономической категории реализуется через
распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
Содержание
распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета
реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их
использования для проведения экономической политики государства.
Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и
других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в
соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой
перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное
значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства,
находящуюся на содержании бюджета.
Контрольная
функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные
характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства
отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаря
этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в
распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его
потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые
государственные инвестиции и т.п. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются»
слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет
возможность посредством корректировки направления движения централизованных
финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных
производств и сфер экономики.
Фискальная
функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми
ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных,
внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг,
которые на него возложены обществом.
С
другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только
предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышать эффективность
государственных услуг, недостойно только наращивать их объемы. В равной степени
необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех
имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня
экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с
распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы
реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания
бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям,
как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых
ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь,
обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема
предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти
приобретают смысл платного служения всему обществу.
1.2
Бюджетная
система РФ и принципы ее построения
Бюджетная
система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными
субъектами в процессе:
– формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и
муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального
долга;
– составления
и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля
за их исполнением.
Правовой
статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:
1)
Бюджетным кодексом РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.,
введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт;
2)
соответствующими специальными законами федеральных органов, субъектов Федерации
и нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления;
3)
указами Президента РФ;
4)
нормативными правовыми актами Правительства РФ;
5)
соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетная
система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
– федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– бюджеты
субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов. Всего в РФ 83
субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и
областных бюджетов, 6 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной
области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
– местные
бюджеты.
Федеральный
(государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных
средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам
ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет РФ (региональный бюджет)
предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения
субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального
образования, представляет собой форму образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты
субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего
уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов
местного самоуправления.
Каждый
бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе
с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования
минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не
обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из
вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
Каждый
субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального
законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из
государственного и административно-территориального устройства (деления) своей
территории.
Бюджеты,
действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные
бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет
Российской Федерации.
Консолидированные
бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и
нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности
распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных
бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального
бюджета.
Утверждаются
бюджеты ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый
год совпадает с календарным.
Ведущее
звено бюджетной системы РФ – федеральный (государственный) бюджет; с его
помощью перераспределяются до 40% национального дохода страны и финансируются
основные экономические и социальные программы.
Бюджетная
система РФ основана на ряде принципов.
Принцип
единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за
нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования
расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных
средств.
Принцип
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает
закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий
по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и
органами местного самоуправления.
Принцип
самостоятельности бюджетов предполагает:
– право
законодательных (представительных) органов государственной власти и органов
местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;
– наличие
собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в
соответствии с законодательством РФ;
– законодательное
закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию
соответствующих бюджетов;
– право
органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно
определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
– право
использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм
экономии по расходам бюджетов.
Принцип
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные
обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством
РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в
соответствующих бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип
сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета
уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера
дефицита бюджета.
Принцип
эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при
составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных
средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с
использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата
с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип
общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных
расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в
случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип
гласности означает:
– обязательное
опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их
исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а
также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных)
органов государственной власти, органов местного самоуправления;
– обязательную
открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и
принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим
разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа
государственной власти, либо между законодательным (представительным) и
исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут
утверждаться только в составе федерального бюджета
Принцип
достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей
прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип
адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия,
приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются
нарушением бюджетного законодательства РФ.
Важнейшей
составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация,
представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а
также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов
и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности
бюджета как экономической категории используются различные виды классификации.
2. Проект
федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 гг."
2.1 Основные
характеристики проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2011
год и на плановый период 2012 и 2013 гг."
Основные характеристики федерального бюджета на
2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2011–2013 годы и
характеризуются следующими данными (таблица 1).
Таблица 1. Основные характеристики федерального
бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов млрд. рублей
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год*
законопроект
2011 год
2012 год
2013 год
Доходы, всего
9 275,9
7 337,8
7 860,9
8 844,6
9 503,5
10 379,9
%% к ВВП
22,4
18,8
17,4
17,6
17,0
16,8
в том числе:
Нефтегазовые доходы
4 389,4
2 984,0
3 737,2
4 090,0
4 390,0
4 653,2
%% к ВВП
10,6
7,6
8,3
8,1
7,9
7,5
Ненефтегазовые доходы
4 886,5
4 353,8
4 123,7
4 754,6
5 113,5
5 726,7
%% к ВВП
11,8
11,2
9,1
9,5
9,1
9,3
Расходы, всего
7 570,9
9 660,1
10 232,8
10 658,6
11 237,9
12 175,6
%% к ВВП
18,3
24,7
22,7
21,2
20,1
19,7
в том числе условно
утверждаемые
419,3
798,4
%% к общему объему расходов
0,0
0,0
0,0
0,0
3,7
6,6
Дефицит/профицит
1 705,0
-2 322,3
-2 371,9
-1 814,0
-1 734,4
-1 795,7
%% к ВВП
4,1
-5,9
-5,3
-3,6
-3,1
-2,9
Ненефтегазовый дефицит
-2 684,4
-5 306,3
– 6 109,1
-5 904,0
-6 124,5
-6 448,9
%% к ВВП
-6,5
-13,6
– 13,5
– 11,7
– 10,9
– 10,4
Несмотря на принятые решения, направленные на
увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011–2013 годах предполагается
снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 16,8% в 2013
году (таблица 2).
Таблица 2. Динамика доходов федерального
бюджета, млрд. рублей
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год
проект
2011 год
2012 год
2013 год
Доходы, всего
9 275,9
7 337,8
7 860,9
8 844,6
9 503,5
10 379,9
в %% к ВВП
22,4
18,8
17,4
17,6
17,0
16,8
в том числе:
Нефтегазовые доходы
4 389,4
2 984,0
3 737,2
4 090,0
4 390,0
4 653,2
Ненефтегазовые доходы
4 886,5
4 353,8
4 123,7
4 754,6
5 113,5
5 726,7
Темпы прироста доходов
к предыдущему году, %
19,2
-20,9
7,1
12,5
7,5
9,2
в том числе:
Нефтегазовые доходы
51,5
-32,0
25,2
9,4
7,3
6,0
Ненефтегазовые доходы
0,1
-10,9
-5,3
15,3
7,6
12,0
Доля в общем объеме доходов,
%
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы
47,3
40,7
47,5
46,2
46,2
44,8
Ненефтегазовые доходы
52,7
59,3
52,5
53,8
53,8
55,2
Такая динамика обусловлена снижением
нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к
ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1–9,3% к
ВВП.
Снижение
прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011–2013
годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими по сравнению с темпами
роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению
к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального
бюджета к ВВП в 2011–2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с
прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Предельный объем расходов федерального бюджета
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза
поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с
учетом сокращения его размера в 2011–2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП.
В номинальном
выражении в 2011–2013 годах планируется рост объема расходов федерального
бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по
сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3
процентов. В реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется
только в 2013 году (таблица 3).
Таблица 3. Динамика расходов федерального
бюджета, млрд. рублей
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год
проект
2011 год
2012 год
2013 год
Расходы (предельный объем)
7 570,9
9 660,1
10 232,8
10 658,6
11 237,9
12 175,6
%% к ВВП
18,3
24,7
22,7
21,2
20,1
19,7
в том числе условно утверждаемые
419,3
798,4
%% к общему объему расходов
3,7
6,6
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей
1 584,3
2 089,2
572,7
425,8
579,3
937,7
% (в номинальном
выражении)
26,5
27,6
5,9
4,2
5,4
8,3
% (в реальном выражении)
11,6
17,3
– 1,9
– 2,2
– 0,5
2,7
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет
покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от
приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, в 2012 и
2013 годах – за счет средств от приватизации федерального имущества и
государственных заимствований.
В связи с
использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на
финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением
нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010–2013 годах в полном объеме на
покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010–2013 годах не планируются.
Средства
Фонда национального благосостояния в качестве источника финансирования дефицита
федерального бюджета в 2011–2013 годах планируется использовать в объеме,
равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан, что
позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для финансового обеспечения
устойчивости пенсионной системы.
Таким
образом, в связи с исчерпанием Резервного фонда и реализацией взвешенной
политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной
на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации,
прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита
федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет
государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной
собственности (таблица 4):
Таблица 4. Иные
источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. рублей