бесплатные рефераты

Бюджет муниципального образования


Как показывают результаты таблиц 6 и 7 наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 60,5% - в 2002г., 52,9% - в 2003г. и 64,6% - в 2004г.

В 2002г. - 968984,0 тыс. руб., а в 2003г. доходы от налога на прибыль уменьшились на 0,3% и составили 850967,0 тыс. руб.; в 2004г. доходы о налога составили 1322039,0 тыс. руб., что на 471072 тыс. руб. доля налога в общей структуре дохода выросла на 4,1%. Уменьшение доходов от налога на прибыль в 2003г. объясняется уменьшением налоговой ставки на прибыль.

Налоги на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес. Наибольшие доходы в г. Кемерово - от налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Кемерово, тем больше будет доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.

К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.

На втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 6 и 7, доходы от налогов на имущество в г. Кемерово и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: если в 2002г. они составили 200718,0 тыс. руб. (12,5%), то в 2003г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 235089,0 тыс. руб., на 17,1% больше, чем в 2002г. Однако в 2004 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 204854,0 тыс. руб., что на 14,8% меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов составила 10,0%. Прослеживается динамика увеличения и платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2002г. они составляли 123108,0 тыс. руб., то в 2003 г. они составили 190461,0 тыс. руб. В 2004 г. их удельный вес составил 10,0%. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и налог с продаж. Как показывают результаты табл. 6 и 7, если в 2002г. они составили 88926,0 тыс. руб., то в 2003г. всего 51961,0 тыс. руб. В 2004 г. произошло некоторое увеличение и данные вид доходов составил 61095,0 тыс. руб.

В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2002г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2003г. - всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2004 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. руб.

К доходам от прочих налогов и сборов относятся доходы от взимания Госпошлины и исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п., а также доходы от местных налогов и сборов. В 2002г. они составляли 31344,0 тыс. руб. В 2003г. - 196912,0 тыс. руб., что в 5 раз больше, чем в 2002г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.

Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 8.


Таблица 8. Структура неналоговых доходов местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

2004/2002

тыс.руб.

%

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности Государственных и муниципальных организаций

138723,0

29704,0

366769,0

+228046,0

+164,4

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

87113,0

-

-

-

-

Административные платежи и сборы

3262,0

-

-

-

-

Штрафные санкции, возмещение ущерба

22977,0

22039,0

40560

+17583,0

+76,5

Прочие неналоговые доходы

4874,0

11041,0

20140

+15266,0

+313,2

Всего неналоговых доходов

256949,0

330129,0

427469

+170520,0

+66,4

Результаты табл. 8. показывают положительную динамику роста данной группы дохода. В 2002г. доходы от имущества, находящегося в Государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций составляли 138723,0 тыс. руб., а в 2003г. - 297049,0 тыс. руб. В свою очередь, в 2004 г. данный вид доходов составил 366769,0 тыс. руб., что больше того же показателя 2002 г. на 164,4%.

Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета г. Кемерово составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и т.п.

Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 9.


Таблица 9. Структура безвозмездных перечислений местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

2004/2002

тыс. руб.

%

Дотации от других бюджетов бюджетной системы

1012272,0

1117011,0

1278941

+266669,0

+26,3

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы

230045,0

131786,0

186618,0

-43427,0

-18,9

Субсидии

63596,0

-

-

-

-

Средства, получаемые по взаимным расчетам

84678,0

442420,0

915337,0

+830659,0

+98,1

Прочие безвозмездные перечисления

3689,0

20203,0

12500,0

+8811,0

+238,8

Всего безвозмездных перечислений

1394280,0

1711420,0

2398396

+1004116

+72,0


Как показывают результаты таблицы 9. финансовое здоровье г.Кемерово во многом зависит от дотаций из бюджетов других уровней: в 2002г. 1012272,0 тыс. руб., в 2003 г. они составили 1117071,0 тыс. руб., а в 2004 г. выросли на 26,3% по сравнению с 2002 г.

3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово


Расходная часть местных бюджетов г. Кемерово включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы города.

Расходная часть местного бюджета г. Кемерово, в частности, включает:

- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;

- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных

полномочий; переданных органам местного самоуправления;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска и др.

Расходы местного бюджета г. Кемерово представлены в таблице 10.


Таблица 10. Расходы местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Отклонения (+/-)

2004/2002

тыс. руб.

%

Государственное управление и местное самоуправление

179341,0

180102,0

238161,0

+58820,0

+32,8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

128186,0

147234,0

172456,0

+44270,0

+34,5

Промышленность, энергетика и строительство

42578,0

54760,0

87130,0

+44552,0

+1,05

Сельское хозяйство

9732,0

5877,0

2391,0

-7341,0

-75,4

Транспорт, связь и информатика

123358,0

123723,0

174462,0

+51104,0

+41,4

Развитие рыночной инфраструктуры

-

1300,0

1000,0

+1000,0

+100,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

786331,0

954199,0

1396387,0

+610056,0

+77,6

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

9364,0

31800,0

41718,0

+32354,0

+345,5

Образование

47033,0

51487,0

1695763,0

+1648730,0

+3505,

Культура, искусство и кинематография

750,0

999,0

80963,0

+80213,0

+10695

Средства массовой информации

750,0

999,0

1400,0

+650,0

+86,6

Здравоохранение и физическая культура

541266,0

591637,0

456322,0

-84944,0

+15,7

Социальная политика

389546,0

277277,0

322154,0

-67392,0

-17,3

Обслуживание государственного и  муниципального внутреннего долга

-

674,0

640,0

+640,0

+100,0

Охрана окружающей среды

-

-

-

-

-

Территориальные экологические фонды

572,0

-

-

-572,0

-100,0

Прочие расходы

62938,0

77331,0

132404,0

+69466,0

+110,4

Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета

15329,0

1000,0

-

-15329,0

-100,0

Всего расходов

3413025,0

3625954,0

5178739,0

+1765714,0

+51,7


Как показывают результаты таблицы 10 расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2002г. они составляли 3413025,0 тыс. руб., в 2003 г. – 3625954,0 тыс. руб., то в 2004 г. эта сумма была равна 5178739,0 тыс. руб. В 2004г. расходы местного бюджета г. Кемерово по сравнению с 2002 г. увеличились на 51,7%.

Из результатов таблицы 10 следует, что наибольший % увеличения расходов был в 2003г. на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС и стихийных бедствий. Вспомним, что 2003г. был трудный год: были наводнения, пожары, на ликвидацию которых и были израсходованы средства из местного бюджета.

По тем же, с нашей точки зрения, причинам (ведь в данную группу расходов входят и расходы помимо органов внутренних дел и на пожарную службу), а также в связи с усилением борьбы с терроризмом, было резкое увеличение расходов на правоохранительную деятельность, Расходы на правоохранительную деятельность составили в 2002г. - 128186,0 тыс. руб., в 2003 г. – 147234,0 тыс. руб., а в 2004 г. расходы увеличились на 34,5% по сравнению с 2002г. и составили 172456,0 тыс. руб.

По результатам таблицы 10 прослеживается постоянная динамика роста расходов на образование, здравоохранение и культуру. Увеличились расходы на промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Каков удельный вес каждой группы расходов в общей структуре сходов местного бюджета г. Кемерово? Представим расчеты для анализа в таблице 11.


Таблица 11. Доля отдельных групп расходов в местном бюджете г. Кемерово

Показатели

2002 г.

Уд. вес, %

2003 г.

Уд. вес, %

2004 г.

Уд. вес, %

Отклонения (+/-) 2004/2002%

Государственное управление и местное самоуправление

179341,0

5,3

180102,0

4,96

238161,0

4,59

+32,8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

128186,0

3,8

147234,0

3,98

172456,0

3,33

+34,5

Промышленность, энергетика и строительство

42578,0

1,2

54760,0

1,4

87130,0

1,68

+1,05

Сельское хозяйство

9732,0

0,3

5877,0

0,14

2391,0

0,05

-75,4

Транспорт, связь и информатика

123358,0

3,6

123723,0

3,4

174462,0

3,37

+41,4

Развитие рыночной инфраструктуры

-

-

1300,0

0,03

1000,0

0,02

+100,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

786331,0

23,0

954199,0

24,1

1396387,0

26,9

+77,6

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

9364,0

0,3

31800,0

0,8

41718,0

0,8

+345,5

Образование

47033,0

31,5

51487,0

28,4

1695763

32,7

+3505,5

Культура, искусство  кинематография

750,0

1,4

999,0

1,3

80963,0

1,56

+10695

Средства массовой информации

750,0

0,02

999,0

0,03

1400,0

0,03

+86,6

Здравоохранение и физическая культура

541266,0

15,9

591637,0

14,9

456322,0

8,8

+15,7

Социальная политика

389546,0

11,4

277277,0

7,0

322154,0

6,2

-17,3

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

-

-

674,0

0,02

640,0

0,01

+100,0

Охрана окружающей среды

-

-

-

-

-

-

-

Территориальные экологические фонды

572,0

0,02

-

-

-

-

-100,0

Прочие расходы

62938,0

1,8

77331,0

1,9

132404,0

2,6

+110,4

Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета

15329,0

0,4

1000,0

0,03

-

-

-100,0

Всего расходов

3413025,0

100,0

3625954

100,0

5178739

100,0

+51,7


Как видно из результатов таблицы 11 наибольший удельный вес в структуре расходов местного бюджета г. Кемерово составляет в настоящее время образование, а затем ЖКХ. Доля расходов на образование в 2002г. составляла 31,5%, в 2003г. - 28,4%, а в 2004 г. уже 32,7%. Доля расходов на ЖКХ в 2002г. - 23,0%, в 2003г. - 24,1%, в 2004 г. – 26,9%.


3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово


Проблемы бюджета муниципального образования г. Кемерово во многом схожи с общими проблемами местных финансов в Российской Федерации. Как уже отмечалось, в реально функционирующей бюджетной системе Российской Федерации, в настоящее время полномочия муниципальных органов власти во • многом не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Растут затраты на охрану общественного порядка, усиливается контроль за использованием земель, за социальной поддержкой и содействием занятости населения, необходимостью покрытия затрат на природоохранные мероприятия и т. д.

Остается проблемой взаимоотношений центра и территорий. Ведь формирование местного бюджета, во многом зависит от политики федеральных органов.

Процесс развития местных бюджетов напрямую связан с решением вопросов по разграничению государственных и муниципальных полномочий.

Выход из этой запутанной ситуации видится в четком разграничении различных полномочий и способов их финансирования. Во-первых, было бы целесообразным, думается, исключить из списка «вопросов местного значения» (по сути являющегося списком «собственных» полномочий органов местного самоуправления) все те функции, в отношении коих местные органы лишь применяют правила и нормы, установленные на федеральном или региональном уровнях: они должны быть приравнены к делегированным полномочиям (например, выплата зарплаты преподавателям, а также различных пособий).

Во-вторых, следовало бы признать недостаточным содержащееся в законодательстве требование, согласно которому финансирование «собственных» и «делегированных» полномочий (в отношении как поступлений, так и расходов) прописывалось в бюджете отдельно. Важно пойти дальше, добиваясь того, чтобы средства, предназначенные для финансирования «делегированных» полномочий (которых в перспективе, вероятно, будет больше, чем сейчас), вообще не включались в бюджет муниципального образования, а перечислялись на казначейский счет муниципалитета; распорядителем же этих средств должен стать глава местной администрации, работающий под контролем как местного представительного органа, так и администрации субъекта Федерации.

Подобная схема уже применяется, в частности, в Московской области в отношении финансирования семейных пособий, выплата которых по-прежнему осуществляется органами местного самоуправления, подобную схему, по моему мнению, можно применить и в г. Кемерово.

Процесс развития местных бюджетов также будет постоянно зависеть и от решения проблемы налогообложения на муниципальном уровне. Отсутствие Федерального Закона о местных налогах, продолжающаяся тенденция сосредоточения основной массы налоговых доходов (более 60%) на федеральном уровне, постоянно меняющийся механизм распределения налогов по уровням бюджетной системы, проблемы взаимоотношений региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, требуют реформирования системы бюджетного выравнивания. И это особенно актуально для формирования бюджета г. Кемерово

Ведь, как отмечалось выше, основу доходов местных бюджетов составляют регулируемые отчисления из вышестоящих бюджетов, которые как правило, не закреплены на постоянной основе, а меняются год от года.

Кроме того, в эти доходы входят отчисления от налога на прибыль

предприятий, от подоходного налога на физических лиц, а также акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, налога на вмененный доход и др. Практически все эти налоги являются федеральными или региональными. Естественно, это органы местного самоуправления не имеют реальной возможности влиять на изменения их ставки или долю отчисления в местный бюджет.

Как показал проведенный анализ доходов и расходов бюджета г. Кемерово вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с проблемой формирования доходов без помощи от центра. Анализ доходов бюджета г. Кемерово показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления (то есть регулируемые доходы) в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета.

В тоже время общая направленность налоговой реформы в стране остается достаточно негативной для доходной базы местных органов власти. Так, следует заметить, что с 1 января 2004г. были отменены все местные налоги, удельный вес от поступления которых в городской бюджет составлял значительную часть. Поэтому местный бюджет в 2004г. будет испытывать определенный дефицит. Как считает О. Тышкевич, руководитель финансового управления г. Кемерово, в результате отмены этих налогов городская казна потеряет 166 млн. руб.

Выход видится в том, чтобы при формировании доходов увеличивать долю собственных доходов.

Собственные доходы - общепризнанный символ автономии местного самоуправления и мерилом его реальной финансовой самостоятельности. Эти доходы, как мы рассматривали выше складываются как из налоговых доходов, так и неналоговых доходов.

Как показал проведенный анализ, у муниципального образования г. Кемерово прослеживается тенденция увеличения собственных доходов- и есть для этого определенные ресурсы.

Конечно, самым четким выражением самостоятельности органов местного самоуправления и оптимальным видом собственных доходов местных бюджетов являются так называемые эксклюзивные налоги, которые могут взиматься только данным муниципальным образованием. Но даже в этом случае, законодательная база по налогообложения в данный момент не благоприятствует развитию получения доходов в этом направлении. Но и в данной ситуации, есть выход. Не могут муниципальные образования увеличить налоги на землю, но могут увеличить арендную плату за пользование природными ресурсами. Так, например, в г. Кемерово можно увеличить плату за аренду земли, взимать сбор за пользование автостоянками. Но при этом следует, конечно, подходить к этому вопросу дифференцировано, не затрагивая интересы малообеспеченных людей.

Эта проблема напрямую связана с развитием рыночной инфраструктуры муниципальной собственности - следует увеличивать количество предприятий муниципальной собственности. Ведь в данный момент доходы от организации тех же автостоянок, оптовых рынков получают различные предприниматели, а не муниципальные образования. Увеличение муниципальных предприятий именно в тех направлениях, которые в данный момент регулируются муниципальным образованием г. Кемерово - один из путей улучшения формирования доходной базы местного бюджета.

В какой-то мере может помочь увеличить расходы на решение актуальных для города социальных проблем секвестирование бюджета, урезание некоторых статей, в частности статей на содержание административного аппарата.

Не используется в г Кемерово такой эффективный метод получения дополнительных доходов и инвестиций как выпуск ценных муниципальных бумаг, в частности, можно было бы организовать муниципальный заем.

Таким образом, развитие финансовой базы муниципальных образований в России связано с целым рядом объективных и субъективных

противоречий. Некоторые из них носят скорее политический, нежели экономический характер. На протяжении последних лет, законодательная юридическая база не обеспечивает решение проблемы формирования эффективной экономической основы муниципальных финансов. Существующая финансовая база муниципального образования имеет много внутренних противоречий и не может полноценно функционировать как система обеспечивающая экономическую основу источников дохода, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. Но при этом проблема может в какой-то мере решаться на местном уровне при обеспечении местного самоуправления большей самостоятельностью.

В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения взаимоотношений центра и территорий, а также распределения налогов между центом и территорией.

Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует разрыв между доходами и расходами (дефицит бюджета).

С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета г. Кемерово нами выдвигаются следующие предложения.

1. Роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии г. Кемерово может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых, в первую очередь законодательно: наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию.

2. Как можно шире развивать предпринимательство. С моей точки Зрения, предпринимательство - это единственный способ увеличить местные Доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей. Но для этого надо разработать действительно действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего.

3. Увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников:

- одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов;

- развивать рыночную инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;

- передать полномочия по взиманию сборов за аренду мест на оптовых рынках, с автостоянок на муниципальный уровень;

- провести секвестирование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды;

- организовать муниципальный заем.


Выводы и предложения


Таким образом, заканчивая рассмотрение проблем доходов и расходов местных бюджетов, констатируем следующее.

Муниципальные финансы представляют собой регулируемую государственным законодательством систему экономических отношений, связанных с аккумулированием определенной части стоимости национального дохода посредством ее перераспределения и соответствующего использования данных финансовых средств с учетом функций и полномочий, делегированных вышестоящим уровнем бюджетной системы, возложенных па муниципальные органы самоуправления.

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно-территориальных образований (административных районов, поселков, городов).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных; средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Расходы местных бюджетов - расходы' денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предложить некоторые рекомендации по совершенствованию формирования и расходования местного бюджета г. Кемерово.

Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово показал, что общие доходы города Кемерово с каждым годом растут, если в 2002г. - 3274134,0 тыс. руб., а в 2003г. 3685641,0 тыс. руб. В 2004 г. эта сумма была равна 5020880,0 тыс. руб.

В общей структуре доходов наибольший удельный вес у налоговых доходов, но темпы роста выше у доходов от неналоговых доходов, что является положительным моментом при формировании доходов. Отметим, что данные статьи доходов местного бюджета г. Кемерово, в наибольшей степени могут управляться и формироваться местными органами. Если, органы местного самоуправления в малой степени могут влиять на управление формированием налоговых доходов, так как система налогов и их ставки утверждаются на федеральном уровне, то данная система доходов в наибольшей мере формируется за счет проводимой политики местного самоуправления.

Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово показал, что в последние годы прослеживается динамика роста расходов на образование, правоохранительные органы, здравоохранение, культуру. Это вполне объяснимо, так как расходы на данные направления возложены законодательно на органы местного самоуправления. Другой вопрос, что вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с данной проблемой без помощи от центра. Не случайно анализ доходов бюджета г. Кемерово показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета.

В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения взаимоотношений центра и территорий, а также распределения налогов между центом и территорией.

Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует разрыв между доходами и расходами (дефицит бюджета).

С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета г. Кемерово нами выдвигаются следующие предложения.

1. Роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии г. Кемерово может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых, в первую очередь законодательно: наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию.

2. Как можно шире развивать предпринимательство. С моей точки зрения, предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей. Но для этого надо разработать действительно действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего.

3. Увеличить получение собственных доходов за счет следующих

- одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов;

- развивать рыночную, инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;

- передать полномочия по взиманию сборов за аренду мест на оптовых рынках, с автостоянок на муниципальный уровень;

- провести секвестрование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды;

-                     организовать муниципальный заем.


Список литературы


1. Конституция Российской Федерации: Принята 12. 12. 93г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М: Кодекс, 2003.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Кодекс, 2003.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12. 08. 1995г. (с последующими изменениями и дополнениями) //

5. Федеральный закон от 25. 09. 1997г. «О финансовых основах местного самоуправления» // Российская газета. - 1997. - 15 октября.

6. Устав города Кемерово: Принят 17. 12. 1995г. // Кемерово. - 1995. - 27декабря.

7. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №103 от 30. 05.'2003г. «О положении «О бюджетном процессе в городе Кемерово»»: // Кемерово. - 2003. - 6 июня.

8. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №29 от 28.06.2002г. «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2001г.» // Кемерово. - 2002. - 12 июля. - С. 3-4

9. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №102 от 30.05.2003г. «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2002г.» // Кемерово. - 2003. - 20 июня. - С. 5-7.

10. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №176 от 28.05.2004г. «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2003г.» // Кемерово. - 2004. - 25 июня. - С. 4-5.

П.Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 686с.

12. Баранникова К. Городской * бюджет // Деловой Кузбасс. - 2003. -№11.-С. 36-37.

13. Барский А. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. - 2003. - №5. - С. 28-33.

14. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ,2003. -540с.

15. Васильев В. И. Местное самоуправление. - М., 1999. - 232с.

16. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М: Дашков и К0, 2003. -344с.

17. Годин А. М., Максимова' Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система российской Федерации: Учебник. - М.: Дашков и К0, 2003. - 752с.

18. Городской бюджет: вопросы будут. - Кемерово. - 2003. - 14 ноября. -С. 2.

19. Динес И. Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления // Финансы. - 2003. - №7. - С. 26-28.

20. Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2003. - 379с.

21. Игудин А. Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. - 2003. - №5. - С. 8-12.

22. Кемерово - 2004 // Кузнецкий край. - 2004. - 13 января. - С. 3.

23. Лавренков И. Н. Кузбасский дефицит уперся в Бюджетный кодекс // Коммерсант. 2003. - 6 декабря. - С. 12.

24. Львов Н. В. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. // Финансы. - 2002. - №11. - С. 22-26

25. Любушкин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ, 2001. -471с.

26. Панайотов А. Ф. О местных налогах, установленных федеральным законодательством // Финансы. - 2002. - №4. - С. 16-18.

27. Пансков В. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетны* отношений // Российский экономический журнал. - 2002. - №10. - С. 11-15.

28. Швецов А. Потребности муниципальных образований i финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности го удовлетворения // Российский экономический журнал. - 2003. №7. -С. 17-39.

29. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Инфра-М, 2002. - 333с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ