Рис. 2.4 показывает, что расходы государственного
бюджета были на самом высоком уровне в 1991 году, что было вызвано попытками
правительства вывести из кризиса государственные предприятия, оказать им
материальную поддержку. Также из-за распада СССР государство потеряло
значительную часть доходов в бюджет, но содержать стране все равно приходилось
большую из оставшейся части страны.
Рис. 2.5 Дефицит бюджетов СССР и России в период с
85-ого по 94-ый гг.
Как видно из рис.2.5, самый серьезный кассовый дефицит
возник в 1991 году. Расходы бюджета резко превышали доходы в период распада
СССР и экономического кризиса. Государство было вынуждено поддерживать
рушившуюся экономику новыми расходами, но из-за того, что часть территорий
отделилась, у них сформировался собственный бюджет, страна потеряла
значительную часть доходов в казну. И, как мы видим из табл.2.4, на протяжении
всего исследуемого периода экономике страны так и не удалось выйти из дефицита
бюджета.
Табл. 2.4 Динамика доходов и расходов бюджетов СССР и
России в период с 85-ого по 94-ый гг.
Показатели
МЛРД.РУБ.:
СССР 1985г
СССР 1986г
СССР 1987г
СССР 1988г
СССР 1989г
СССР 1990г
Россия 1991 г.
Россия 1992 г.
Россия 1993 г.
Россия 1994 г.
Доходы
367,7
366
360,1
365,1
384,9
410,1
316,4
5693,8
47868
194593
Расходы
386
415,6
429,3
445,9
465,1
485,6
731,5
9754,5
64581,7
258968
Кассовый дефицит
-18,3
-49,6
-69,2
-80,8
-80,2
-75,5
-415,1
-4060,7
-16714
-64375,4
В % к ВВП:
Доходы
47,3
45,8
43,6
41,7
41
42,8
24,3
31,5
29,5
30,9
Расходы
49,7
52
52
50,9
49,5
50,7
56,3
45,7
36,8
41,1
Кассовый дефицит
-2,4
-6,2
-8,4
-9,2
-8,5
-7,9
-31,9
-14,2
-7,3
-10,2
РАСХОДЫ
В % К ВВП:
Народное хозяйство, всего
27,9
29,3
28,3
23,2
21,3
19,6
-
27,9
10,2
10,2
Внешнеэкономи-ческая деятель-ность
0,3
0,6
1,4
1,8
1,6
1,6
-
2,3
1,7
0,8
Образование
4,6
4,8
5,1
4,9
4,7
5,2
-
3,8
4,3
4,4
Здравоохранение
2,3
2,3
2,4
2,5
2,6
2,9
-
2,6
3,3
3,1
Социальная политика
7
7,3
7,4
7,5
7
10,3
-
0,7
0,6
0,5
Наука
1,8
1,8
1,5
1,9
1,1
1,1
-
0,6
0,6
0,5
Оборона
2,5
2,4
2,4
6,5
8
7,4
-
4,7
4,4
4,4
Правоохрани-тельная дея-тельность и
безопасность
0,7
0,8
0,8
0,8
0,9
1
-
1,4
1,6
1,8
Управление
0,4
0,4
0,4
0,3
0,3
0,3
-
0,6
0,9
1,1
В % ОТ ВСЕХ РАСХОДОВ:
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
Народное хозяйство, всего
56,3
56,3
54,5
45,5
43
38,8
-
51,7
25,7
24,8
Внешнеэконо-мическая деятельность
0,6
1,2
2,8
3,5
3,3
3,1
-
4,3
4,3
1,9
Образование
9,3
9,2
9,9
9,6
9,6
10,2
-
7
10,8
10,6
Здравоохранение
4,6
4,3
4,5
4,9
5,3
5,7
-
4,8
8,3
7,6
Социальная политика
14,2
14,1
14,3
14,7
14,1
20,3
-
1,2
1,5
1,3
Наука
3,5
3,5
2,9
3,8
2,2
2,3
-
1,1
1,5
1,2
Оборона
4,9
4,6
4,7
12,9
16,2
14,6
-
8,8
11,2
10,8
Правоохрани-тельная деятельность и
безопасность
1,5
1,4
1,4
1,5
1,8
2
-
2,5
4,1
4,4
Управление
0,8
0,7
0,7
0,7
0,6
0,6
-
1,1
2,3
2,7
Рис.
2.6 Расходы бюджета России в 1994 г.
К 1994 году в России в период гиперинфляции кассовый
дефицит составлял угрожающую цифру. Как видно из рис.2.6, в период политической
и экономической нестабильности, роста преступной экономической деятельности, стали
возникать потребности в дополнительных расходах на правоохранительную
деятельность, образование, здравоохранение, внешнеэкономическую деятельность и
управление.
Закон "О федеральном бюджете на 1995 год"
был принят Государственной Думой 15 марта 1995 года, и в нем были прописаны
жесткие меры, направленные на покрытие дефицита федерального бюджета. Были
также внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ и структура доходов и расходов
федерального бюджета к концу 1995 года выглядела следующим образом:
Рис. 2.7 Структура доходов в федеральном бюджете на
1995 год.
Из рис.2.7 мы видим, что бюджет формировался в большей
части из налоговых поступлений (около 75%), что было отражено в Налоговом
кодексе. Неналоговые доходы, которые в основном состояли из средств, полученных
в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации и др.) не занимали и 20%.
Рис. 2.8 Структура налоговых доходов в федеральном
бюджете на 1995 год.
Рис. 2.8 демонстрирует, из каких налоговых отчислений
в основном формировался бюджет страны в 1995 году. В первую очередь это НДС
(налог на добавочную стоимость, который действует в России с 1992 года, ) и
налог на прибыль, чье появление было вызвано переходом страны от
командно-административной к рыночной экономике.
Рис. 2.9 Структура расходов в федеральном бюджете на
1995 год.
По рис.2.9 видно, что в 1995 году основным пунктом
расходов государства являлась национальная оборона, т.к. из-за потери
территорий страна должна была уделять больше внимания защите своих граждан. А
самые незначительные траты были направлены на транспорт, связь, охрану
окружающей среды, культуры и СМИ, о чем можно судить, что резко упало
социальное обеспечение населения.
Несмотря на предпринятые усиленные меры по покрытию
дефицита бюджета доходы в 1995 году составили 175160.6 млрд. руб., расходы –
248344.3 млрд. руб. Дефицит бюджета составил 73183.7 млрд. руб.
2.4 Анализ динамики доходов и расходов бюджета
современной России
Рис.
2.10 Структура доходов федерального бюджета на 2005 год.
На
основании рис.2.10 мы видим, что, как и в начале 90-ых годов, бюджет в
современной России в основном формируется за счет налоговых отчислений. Но в то
же время из-за того, что экономика нашего государства выросла, и активно
экспортируются на запад ресурсы страны, большое значения для бюджета имеют
доходы от внешнеэкономической деятельности, они составляют почти 28% от всех
поступлений.
Рис.
2.11 Структура расходов федерального бюджета на 2005 год.
Рис.
2.11 показывает, что в настоящее время большая часть бюджетных средств тратится
на поддержу субъектов федерации, т.к. многие из них не способны обеспечить свои
нужны получаемыми доходами. Также национальная оборона, безопасность и
правоохранительная деятельность требует большого вложения денежных ресурсов в
виду неустойчивой обстановки в стране и мире в целом.
Рис.
2.12 уровень бюджетных ассигнований за 2005-2008 гг.
Как
видно из рис. 2.12, уровень бюджетных ассигнований ежегодно растет,
увеличиваются потребности в финансировании в определенных областях экономики,
ведомствах и структурах.
За
последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с
добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых,
экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет
России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля
нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в
общей массе поступлений).
В
расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные
трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и
муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный
центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный
фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное
управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в
2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или
на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство,
экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание
внешнего долга).
Федеральный
бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам
— 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по
доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005
составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы
консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов
Пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно
федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на
2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет
утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме
6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на
2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
декабря
2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2007 год", по которому расходы федерального бюджета
должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень
инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
ноября
2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который
значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы
увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на
6,9%).
В
2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет
на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет. В частности,
в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального
бюджета:
2008г
Доходы – 6644,4 млрд руб. Расходы – 6570,3 млрд руб.
2009г
Доходы – 7465,4 млрд руб. Расходы – 7451,2 млрд руб.
2010г
Доходы – 8090,0 млрд руб. Расходы – 8090,0 млрд руб.
марта
2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов", изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы
бюджета. 2008 год - доходы — 8056,9 млрд руб. (▲21,2%), расходы — 6901,6
млрд руб. (▲5%) В 2009 году доход бюджета составит 9,518 триллиона рублей
(19,6% ВВП), расход – 8,811 триллиона рублей (18,1% ВВП), профицит – 707 миллиардов
рублей (1,5% ВВП). В 2010 году доход бюджета составит 10,402 триллиона рублей
(18,7% ВВП), расход – 9,792 триллиона рублей (17,6% ВВП), профицит – 610
миллиардов рублей. В 2011 году доход бюджета составит 11,408 триллиона рублей
(18% ВВП), расход – 10,706 триллиона рублей (16,9% ВВП), профицит – 702
миллиарда рублей.
Впервые
за восемь лет бюджет планировалось сделать дефицитным на уровне 7,4% ВВП в 2009
году, хотя изначально в принятом в 2008 году бюджете на 2009 прогнозировался
небольшой профицит. Однако из-за последствий мирового финансового кризиса
власти РФ пошли на корректировку параметров главного финансового документа и
изменение бюджетного законодательства. В соответствии с новым проектом, доходы
федерального бюджета 2009 года сокращались с 10,9 триллиона до 6,7 триллиона
рублей, или на 4,2 триллиона рублей. Расходы увеличивались с 9 триллиона до 9,6
триллиона рублей - общий рост в реальном выражении мог составить 667,3
миллиарда рублей. В итоге дефицит бюджета - около 3 триллионов рублей. Покрыть
его планировалось за счет средств Резервного фонда и за счет заимствований. Правительство
планировало израсходовать на эти цели около 2,7 триллиона рублей, что
составляет примерно 55% от объема Резервного фонда 2008г. - 4,9 триллиона
рублей. Дополнительные расходы бюджета на реализацию антикризисной программы в
2009 году - 1,6 триллиона рублей. Ранее премьер-министр Владимир Путин сообщил,
что из этой суммы Пенсионному фонду и внебюджетным фондам будет направлено 379
миллиардов рублей. Кроме того, 150 миллиардов рублей будет направлено регионам,
а также еще 150 миллиардов в виде кредитов. На поддержку ОАО "РЖД"
государство направит 54,6 миллиарда рублей, на обеспечение жильем ветеранов
Великой Отечественной войны - 35 миллиардов рублей. Кроме того, еще 100
миллиардов предусмотрено в качестве резерва. По прогнозу Минфина РФ, дефицит
федерального бюджета снизится до 5% ВВП в 2010 году, до 3% - в 2011 году, а к
2013 году достигнет нормы в 1% ВВП.
Совет
Федерации на внеочередном заседании 29 сентября 2009 г. одобрил антикризисные
поправки в федеральный бюджет 2009 г., подготовленные правительством РФ. В
соответствии с поправками, бюджетные расходы увеличиваются до 24,2% ВВП и
дефицит бюджета - до 7,7% ВВП. В абсолютном выражении дефицит бюджета (расходы
государства превышают его доходы.) в 2009 г. составит 3 трлн 131,4 млрд руб.
(ранее - 2 трлн 978,3 млрд руб.)
Увеличение
расходов связано с учетом планируемых операций по докапитализации банковского
сектора путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) в сумме до 150 млрд
руб. на привилегированные акции банков. (Уровень капитализации банка — это
надежность банка.) В соответствии с поправками, планируется перераспределить
141,77 млрд руб. из одних статей расходов на другие в связи с экономией
средств.
В
поддержку поправок в бюджет высказалась только партия единороссы, отметив, что
предлагаемые изменения носят антикризисный характер. Оппозиционные фракции -
КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" - высказали мнение, что вместо
поддержки реального сектора экономики слишком большие средства направляются в
банковскую сферу. В итоге за поправки в бюджет текущего года проголосовали 314
депутатов, против - 92, воздержались двое.
По
словам министра финансов А. Л. Кудрина, Минфин по поручению председателя
правительства провел полную инвентаризацию бюджетных расходов и выяснил, какие
расходы министерства не успеют осуществить до конца 2009 г. Все эти средства
будут направлены на поддержку российской экономики и социальной сферы, эти
средства уже сейчас начнут играть решающую роль.
В
соответствии с принятым законом, на реализацию публичных нормативных
обязательств (обязательства государства перед физическими лицами) РФ будет
направлено 10,36 млрд руб., на поддержку реального сектора экономики - 70,88
млрд руб., на социальное обеспечение отдельных категорий граждан - 29,44 млрд
руб., на покрытие дефицита Фонда соцстрахования - 14,7 млрд руб., на бюджетные
инвестиции - 8 млрд руб., еще 8,348 млрд руб. - на другие мероприятия.
Законопроект
предусматривает, что 7,36 млрд руб. будет направлено на выплату пенсий, пособий
и компенсаций гражданам, уволенным с военной службы; 3 млрд руб. - на
социальную поддержку граждан, подвергшихся радиации вследствие аварий.
Из
70,8 млрд руб., предусмотренных на поддержку реального сектора экономики, 15
млрд руб. направляется на взнос РФ в госкорпорацию "Росатом" на
приобретение акций ЗАО "Атомредметзолото" и еще 15 млрд руб. - на
строительство атомных электростанций.
Кроме
того, 15 млрд руб. выделено на взнос в уставный капитал ОАО "Российская
самолетостроительная корпорация "МиГ" и 13 млрд руб. - на увеличение
уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".
Получит
господдержку и агропромышленный комплекс: более 6 млрд руб. будет направлено на
проведение закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции, 825 млн руб. -
на взнос в уставный капитал Россельхозбанка.
Почти
29,5 млрд руб. бюджет выделяет на строительство и приобретение жилья для
военнослужащих, поддержку вынужденных переселенцев, компенсацию за наем жилья
сотрудниками МЧС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема
бюджетное устройство РФ и основные направления его совершенствования в
перспективе является актуальной на сегодняшний день, так как сейчас Российская
Федерация находится в процессе экономического становления. Бюджетная политика
России последних лет, разработанная в соответствии с программами
социально-экономического развития РФ с учетом одобренных Правительством РФ
принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ, направлена на повышение
результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными
средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.
В
последние годы в основном была решена задача обеспечения финансовой и
макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с
2000 года бюджетный кодекс РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного
процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с
распределением ресурсов "сверху вниз" в рамках жестких бюджетных
ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального
бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов РФ.
Бюджетная
система во времена царской России только становилась. Главными статьями доходов
бюджетов выступали доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги,
пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые военные расходы и платежи по
государственным займам.
Бюджетная
система СССР строго контролировалась и носила социальный характер. Свыше 80%
расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и
социально-культурных нужд. Основную часть доходов бюджета СССР составляли
поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его
доходов.
Бюджетная
система в России еще слабо развита. Разрыв между прогнозируемыми объемами
доходов и расходов с фактическими сильно выражен. Например, если в 2008 году
планировались: доходы — 8056,9 млрд руб., расходы — 6901,6 млрд руб, то реальные
доходы федерального бюджета в 2008 г составили 9 трлн 258 млрд руб, расходы на
кассовой основе – 7 трлн 560,87 млрд руб. В значительной степени достаточно
высокому профициту федерального бюджета способствовала девальвация рубля к
другим валютам по сравнению с запланированными в бюджете курсами.
Согласно
проекту, доходы бюджета в 2010 году составят 6 трлн 950 млрд рублей (16,1%
ВВП). При этом прогнозируется рост нефтегазовых доходов по сравнению с 2009
годом на 14,2% - до 3 трлн 194,7 млрд рублей и снижение ненефтегазовых доходов
на 4,1% - до 3 трлн 754,9 млрд рублей.
Расходы
в 2010 году ожидаются на уровне 9 трлн 886,9 млрд рублей (22,9% ВВП). Дефицит
бюджета составит 2 трлн 936,9 млрд рублей (6,8% ВВП).
Как
сообщил А.Кудрин, на покрытие дефицита бюджета в 2010 году будет направлено
1,832 трлн рублей из Резервного фонда и 413,5 млрд рублей из Фонда
национального благосостояния.
Министр
финансов отметил, что расходы бюджета в 2010 году по сравнению с 2009 годом по
некоторым направлениям снижаются на 4-5% и больше, но по сравнению с 2008,
предкризисным, годом расходы 2010 года растут по всем статьям.
По
его словам, несмотря на то, что в 2010 году по сравнению к 2009 годом будут
сокращены расходы на государственное управление на 20%, в целом
общегосударственные расходы увеличиваются. В частности, растет обслуживание
государственного долга из-за начала государственных заимствований, растут
расходы на имущественные взносы "Олимпстроя", а также увеличиваются
расходы на международное сотрудничество в связи с девальвацией рубля.
Основными
факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к
ВВП, будут являться:
-
замена единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во
внебюджетные фонды, в результате чего ненефтегазовые доходы снизятся в 2010 г
по сравнению с 2009 г;
-
увеличение прогнозных цены на нефть марки Urals и курса доллара по отношению к
рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение
налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти, которые привели к
уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 гг по сравнению с 2010 г;
-
уменьшение в 2010-2012 гг прогноза поступлений по разовым платежам за
пользование недрами;
-
разовые доходы, учтенные в 2009 г, в том числе связанные с возвратом в
федеральный бюджет средств имущественного взноса РФ государственными
корпорациями "Российская корпорация нанотехнологий" и "Фонд
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в сумме 85,4
млрд руб, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств
межбюджетных трансфертов субъектам РФ в сумме 74,5 млрд руб и централизацией
счетов ФТС России в сумме 100 млрд руб.
Формирование
расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной
системы к сокращению бюджетных расходов в % к ВВП будет осуществляться на
основе следующих подходов:
-
выделение расходных обязательств РФ, обусловленных действующим
законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в
полном объеме /публичных и приравненных к ним расходных обязательств/,
основными из которых являются:
-
обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ;
-
пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
-
социальные пособия и компенсации с их индексаций исходя из прогнозного уровня
инфляции в 2010, 2011 и 2012 гг;
-
сохранение объема стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных
заведениях на уровне 2009 г;
-
финансовое обеспечение судебной системы;
-
обслуживание государственного долга РФ;
-
выполнение международных и налоговых обязательств федеральных бюджетных
учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени РФ;
-
предоставление субвенций субъектам РФ на выполнение "делегированных"
полномочий;
-
выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений
государственной политики, основными из которых являются:
-
обеспечение федеральных обязательств по оплате труда /денежному довольствию,
денежному вознаграждению, денежному содержанию, заработной плате/
военнослужащих и приравненных к ним лиц, лиц, замещающих государственные
должности РФ, включая судей РФ, федеральных государственных гражданских служащих,
прокурорских работников и следователей, работников федеральных бюджетных
учреждений с сохранением действующих в текущем году условий оплаты труда
указанных работников;
-
обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;
-
реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и
"Образование";
-
поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;
-
развитие транспортной системы;
-
поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
-
обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
-
подготовка особо значимых международных мероприятий /проведение XXII
Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г в г Сочи, XXVII
Всемирной летней универсиады 2013 г в Казани, саммита АТЭС во Владивосток в
2012 г/;
-
предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и
межбюджетных субсидий социального характера, в том числе на реализацию
региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные
на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ;
-
определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных
обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации
ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на
обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных
учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств,
направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от
непервоочередных расходов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря
1993 года.
2.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. Текст Кодекса
опубликован в "Российской газете" от 12 августа 1998 г. С изменениями
и дополнениями по состоянию на 01.02.2005.
3.
О
бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15.08.96
115-ФЗ. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2005.
4.
Закон
РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР"
5.
Бюджетный
процесс РФ. - Учебник/ Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской-2е изд.,испр.
и перераб.- М.:Юрайт, 2000.-615 с.
6.
Бюджетная
система РФ – Учебник / Под ред. И.М. Александрова.- М.:Дашков и К, 2006 г.-
487с.
7.
Бюджетная
система РФ – Учебник / Под ред. П.И. Вахрина.- М.:Дашков и К, 2004г.- 343с.
8.
Бюджетная
система России.- Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-ДАНА,
2001. –540с.
9.
Курс
экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А.
Киселевой. - Киров.: Издательство "АСА", 1997.
10.
Ленин
В.И. Полн. собр. соч. — Т. 36 — С. 351
11.
Плотников
К.Н. Бюджет социалистического государства.- М, 1948.
12.
Плотников
К.Н. Очерки истории бюджета советского государства.- М, 1954.
13.
Ряскова
М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.:
ТЕИС, 2002.
14.
Соловьев
Г.Г. Государственные бюджеты.- Ленинград, 1928.
15.
Сумароков
В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.,
Финансы и статистика, 1996.
16.
Финансы.
- Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовеного, проф. О.В. Врублевской,
проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2000. - 520С.
17.
Финансы.
- Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2001. – 528 стр.
18.
Лексин
В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы
экономики, 1998, № 3.
19.
О
единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.