Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь
Министерство
образования Республики Беларусь
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский
университет»
Кафедра экономики
Курсовая работа
по дисциплине
«Макроэкономика»
на тему:
«Бюджетно-налоговая
политика в Республике Беларусь»
Выполнила студентка группы
Научный рук-ль Доцент кафедры «Экономика»
Гнатюк С.Н.
Могилев 2008
Содержание
Введение
1.Цели
и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1
Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность
бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм
и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая
политика. Кейнсианская концепция
2.2
Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности
формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные
направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности
фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Стандартное определение фискальной политики обычно
указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации
государственных расходов и налогообложения для решения стратегических
государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и
цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных
расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на
обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического
роста при производстве неинфляционного валового продукта.
В отечественной экономической литературе часто
используется несколько категорий для одного и того же понятия: фискальная
политика, бюджетно-налоговая политика, налогово-бюджетная политика и др. Очевидно,
что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в
русском языке при переводе с латыни или английского языка (fiscal - фискальный,
финансовый).
Понятие бюджетно-налоговой политики в экономической
литературе тесно связано с бюджетно-налоговой системой, которая посредством неё
создаётся, и рассматривается как составная часть экономической политики,
проводимой государством в области государственных расходов и налогов.
Используя ту или иную форму воздействия на экономику,
государство и его институты выбирает методы, с помощью которых осуществляет
регулирование.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может
преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой
период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный)
предполагает в качестве результата.
Целями государственной фискальной политики могут быть:
обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых
отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого
экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний
рынок и др.
Используя ту или иную форму воздействия на экономику,
государство его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет
регулирование. В данной главе будет рассмотрена бюджетно-налоговая политика как
составная часть экономической политики и система мер, проводимых государством в
области государственных расходов и налогов.
Национальная фискальная политика должна базироваться на
определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные
факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и
характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового
законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий
экономической политики.
В настоящее время существует множество публикаций,
имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной
политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс,
В.Леонтьев, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Х. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт.
Вопросы эффективности бюджетной политики были приоритетными в работах В.Г.
Панскова, С.Ю. Глазьева, В. Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой
политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких
белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г.
Каштанова.
Современные исследования фискальной политики в
отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным
направлениям:
1)Анализ краткосрочного состояния фискальной политики в
стране (акцент на «автоматических стабилизаторах»).
2)Рассмотрение средне- и долгосрочных эффектов фискальной
политики.
3)Достижение фискальной устойчивости.
4)Гарантии успешной реализации фискальной политики.
5)Структурное содержание фискальной политики.
6)Важность качества, прозрачности бюджетного процесса,
хорошего государственного управления.
Целью нашей работы является изучение теоретических
аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой
политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности
бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции
бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть и проанализировать формирование и
реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
1. Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность и виды бюджетно-налоговой политики
Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика – это
совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение
порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот,
субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования
финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической
стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной
занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами
кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров
и услуг. [13, c.285]
Основными инструментами налогово-бюджетной политики
являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся
виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей,
источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные
регуляторы – это уровень централизации средств государством, соотношение между
федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета,
соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная
классификация статей доходов и расходов и др.
Фискальная политика в зависимости от механизма
реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на
дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется
механизм её функционирования конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная фискальная политика основывается на
решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой
налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование
совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объём национального
продукта, уровня занятости, инфляции и цен.
Независимо от решений правительства формируется
автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью
автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых
поступлений при перемене экономических условий. Это политика встроенных
стабилизаторов – механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые
компенсируют изменения в общем объёме и структуре плановых затрат и инвестиций.
Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета(или
сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное
сальдо(или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных
решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся:
налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для
ослабления реакции экономической системы на изменения объёма производства
товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит
налогам.
Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим
образом.
В период спада растет безработица и автоматически
увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно,
растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики
складывается противоположная ситуация.
Правительства проводят дискреционную, так называемую
стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического
цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе
экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным
спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального
объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации
сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между
доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными
трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением
правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое
оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика
осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы
посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на
сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.[13, с.
286-287]
Воздействие налогов и госрасходов на экономический рост.
Стабилизационное воздействие налогов и государственных
расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают
мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос,
объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада
правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный
рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов (МРг), равный
отношению (где МРС -
предельная склонность к потреблению), показывает приращение ВНП в результате
роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.
При значительном уровне безработицы государство проводит
стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают
увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и росту
совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного
предложения, а в результате - к повышению реального ВВП. Они также стимулируют
рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских
инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению
производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта.
Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.
Мультипликатор чистых налогов (МРн) – это отношение
величины смещения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных
чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:
МРн=МРг-1.
Налоги по сравнению с государственными расходами в
меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый
мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину
предельной склонности к потреблению:
MPH=MMP* ММР=.
Это объясняется тем, что государственные расходы являются
составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только
на потребление ,- одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если
каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает
прямое воздействие на прирост ВНП, то при сокращении налогов только одна часть
сэкономленных доходов семейных хозяйств идет на потребление, поскольку другая
уходит на сбережения. [13, c. 287-288]
Модели стабилизационной политики
Выбор правительства форм и методов осуществления
стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной
модели государственного регулирования. В теории и практике государств с
рыночной системой выделяют две такие модели - неокейнсианская и
неоклассическая.
Дж. Кейнс особое значение придавал недискреционной
бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать
кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной
зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого
чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального
продукта (ЧНП), следовательно по мере изменений уровня ЧНП возможны
автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых
поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков. (рис.1)
Рисунок 1. Встроенная стабильность: T – налоговые
поступления; G- государственные расходы.
Как показано на рисунке 1, размер автоматически возникающих
бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и встроенная стабильность
зависят от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП. Если
налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменением ЧНП, то наклон
линии Т будет крутым, а вертикальное расстояние между T и G , то есть дефицит
государственного бюджета или его излишек,- большим. Следствием этого становится
замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации
дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.
Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем
фискальной политики является изменение бюджетной позиции, то есть величины
дефицита или излишка федерального бюджета.
Неоклассическая модель налогового регулирования основывается
на теории “экономика предложения”, представители которой обосновали вывод, что
одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной
деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали
бюджетную концепцию А. Лаффера, где главной переменной величиной являются
предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно
высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и
расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от
уплаты налогов, а следовательно, снижаются и общие налоговые поступления.
Уменьшение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект. [13,
c.288-289]
Анализ последствий снижения налогов для государственных
финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что налоговые
поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер
проследил графическую взаимосвязь между ними (рис.2) и пришел к выводу, что
эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от
величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина
достигает –1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по
мере роста норм обложения от 0 до100% поступления в государственный бюджет будут
расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь снижаться до 0 в
связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую
активность и сокращают налоговую базу.
Рисунок 2. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера не устанавливала количественных критериев,
они были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли
не должны превышать ее половины, так как в противном случае нарушается действие
производственно - стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать
дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается
налоговое изъятие 1/3 прибыли, или 30-40% ее величины.
Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового
регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства
проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью
сдерживания деловой активности), а неоклассики - на основе широкомасштабного и
целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого
уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.
[13, c.290-291]
1.2 Эффективность фискальной политики, ее измерение.
Для определения эффективности фискальной политики
используются различные показатели.
Уровень (норма) налогообложения выступает общим
количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.
Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений
к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является
нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его
увязке с уровнем душевого дохода норму налогообложения можно использовать для
оценки меры жесткости налоговой политики. Так, по результатам
корреляционно-регресионного анализа данных по 82 странам в государствах с
уровнем дохода на душу населения менее 1000 долларов США ‹‹теоретический››
уровень налогового давления должен составлять не более 30% к ВВП.
Практическая значимость оценки налогового потенциала,
перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним
из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых
ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.
Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на
микро и макроуровне используются следующие показатели:
Предельная налоговая ставка (отношение абсолютных
изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
Эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу
(коэффициент эластичности показывающий степень оживления доходов);
Налоговый мультипликатор и индекс концентрации,
отражающие степень контроля государства;
Уровень централизации финансовых ресурсов. [13, c.291]
Бюджетно-налоговый механизм. Средством достижения целей
фискальной политики является бюджетно-налоговый механизм, который включает
совокупность различных организационно-правовых форм и методов, используемых государством
для реализации стабилизационной политики, а также ее институциональное
оформление.
Правительства в зависимости от экономических условий и
этапа развития национальной экономики выбирают формы бюджетно-налогового
воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.
Прямая форма регулирования основывается на сочетании
бюджетных и налоговых регуляторов, с помощью которых государство может
воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры
платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные
процессы, бюджетный дефицит, государственный долг и др.
Среди косвенных форм регулирования – налоги и налоговые
льготы, взносы в фонды социального страхования, государственные займы и др.
Правительства с целью реализации стабилизационной
политики, оказания стимулирующего или сдерживающего воздействия на экономику
используют многообразные методы бюджетного регулирования:
Налоги и налоговые льготы;
Прямое бюджетное финансирование общегосударственных
программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития
топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест, финансирования
фундаментальных научных исследований и др.);
Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств
для выравнивания экономических условий хозяйствования;
Субсидирование льгот (льготные тарифы на электроэнергию и
воду для отдельных районов и др.)
Выдачу беспроцентных и льготных кредитов в виде займов
под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий
банковских ссуд для фермерских хозяйств, венчурных фирм, предприятий,
проводящих конверсию;
Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и
резервов для предотвращения диспропорций в развитии экономики, поддерживания
предприятий и др. (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд
непредвиденных расходов);
Предоставление государственных инвестиций отсталым
регионам, используемым для размещения предприятий национализированных отраслей,
строительства производственных зданий широкого назначения;
Введение надбавок за каждое вновь созданное рабочее место
с целью поощрения создания новых высокотехнологичных производств, а также
надбавок к инвестициям для поощрения вложений в остальные регионы;
Социальное регулирование для обеспечения социальных
гарантий через распределение бюджетной части национального дохода на развитие
социальной сферы, создание социально-культурных учреждений, оказание помощи
отдельным слоям населения (пособия, пенсии, индексация доходов);
Экологические сборы, используемые на охрану окружающей
среды;
Оказание помощи частным предприятиям (технической, в
размещении рекламы, реализации продукции, ее экспорте).
Правительства используют также огромный арсенал методов
налогового регулирования экономики на микро- макроуровне, среди которых
выделяются:
Методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов
(введение новых или повышение ставок налогов действующих налогов;
манипулирование величиной ставок налогов на определенный промежуток времени;
изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы
налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств;
использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
Методы, связанные с льготами и скидками, в том числе
поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие
экспортного производства, предпринимательства, научных исследований и др. (льготы
и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации;
инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям и компаниям;
скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; вычеты из налоговой
базы расходов по научным исследованиям ; льготы при обложении доходов от
прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции; льготы
предприятиям, создающим рабочие места; льготы иностранным инвесторам в
оффшорных зонах, налоговых гаванях и др.);
Методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных
налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по
ведущим видам налогов структур налогообложения, механизмов изъятия налогов,
состава налогооблагаемых доходов). [13, c.291-293]
Макроэкономическая политика при низкой мобильности
капитала.
Рассмотрим в качестве примера результаты стимулирующей
бюджетно-налоговой политики – повышения государственных расходов и снижения
налогов.
В модели IS-LM-BP увеличение совокупного спроса,
происходящее в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сдвигает
кривую IS вправо до положения IS2 и повышает доход до уровня Y2 (рисунок 3).
Более высокий уровень дохода означает и большие объемы импорта, что ведет к
образованию дефицита торгового баланса. И хотя возросшая до уровня i2 ставка
процента обеспечивает дополнительный приток капитала в страну, однако в
условиях низкой мобильности капитала основное влияние на состояние платежного
баланса оказывает изменение текущего счета. Поэтому в целом платежный баланс
сводится с отрицательным сальдо. Этому состоянию экономики соответствует точка
B, лежащая правее (ниже) графика BP.При плавающем курсе, как только начинает
формироваться дефицит платежного баланса, автоматически происходит снижение
стоимости национальной валюты. Падение курса валюты стимулирует увеличение
чистого экспорта, что приводит к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и
сокращению дефицита платежного баланса, а это сдвигает вправо как кривую IS,
так и кривую BP до положения IS3 и BP2 соответственно. [12, c. 252]
Рисунок 3.Макроэкономическая политика при плавающем
валютном курсе
Курс национальной валюты будет снижаться до тех пор, пока
будет существовать отрицательное сальдо платежного баланса. Это значит, что и
кривая BP будет сдвигаться вправо до тех пор, пока точка внутреннего равновесия
экономики будет находиться справа (снизу) от нее. Поскольку, как нам известно,
при экзогенном изменении чистого экспорта кривая BP сдвигается в большей
степени, чем кривая IS, поэтому в конечном итоге кривая BP “догонит”
пересечение кривых IS и LM и все три кривые пересекутся в одной точке – точке
C. Только здесь сальдо платежного баланса будет равно нулю, что и должно быть
при плавающем курсе.
В принципе аналогичные процессы происходили бы в экономике
и при полном отсутствии мобильности капитала. Что меняется в наших рассуждениях
при учете международной мобильности капитала? Более высокая процентная ставка (
i2) начинает привлекать капитал из-за границы. Улучшается состояние счета
движения капитала, что частично компенсирует ухудшение торгового баланса. Но
поскольку степень мобильности капитала относительно низка, то дефицит
платежного баланса продолжает сохраняться. Вместе с тем, даже небольшой приток
капитала означает, что дефицит платежного баланса, возникающий в результате
стимулирующей бюджетно-налоговой политики, оказывается не столь значительным, а
значит, и масштабы обесценения национальной валюты, необходимые для
восстановления национальной валюты, необходимые для восстановления равновесия платежного
баланса, будут меньше.
В целом мы видим, что при плавающем валютном курсе
стимулирующая бюджетно-налоговая политика усиливается эффектом обесценения
национальной валюты, что приводит к большему повышению дохода, чем при
фиксированном курсе.[12, c.253-254]
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной
политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного
совокупного выпуска.
Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это
период времени между принятием решения об изменении политики и появлением
первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об
изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие,
результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы
являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер
по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний
экономики) происходит автоматически. [8, c.109]
Недостатки фискальной политики:
Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства
оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины
инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению
правительством стимулирующей фискальной политики.
Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг-это период
времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием
решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики
принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без
обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти
обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме
того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года,
что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике
может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были
разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их
действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное
стимулирование может привести к «перегреву» и спровоцировать инфляцию, т.е.
оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей
фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия
продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
Неопределенность. Неопределенность касается проблемы
идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например,
момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент,
когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных
фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или
сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа
экономической политики исходя их такой оценки может привести к дестабилизации
экономики.
Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов
регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения
и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним
из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами
стимулирующей фискальной политики выступает увеличение государственных закупок
и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов
бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно
рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Дж. Кейнс,
получили название «дефицитного финансирования» а проблема финансирования
дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших
макроэкономических проблем. [8, c.109-110]
2. Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и
эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
Согласно кейнсианской концепции фискальная политика
является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по
мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный
доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является
дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом
фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как
стимулирующая политика.
Пусть экономика находится в состоянии депрессии
(экономического спада). Такое состояние характеризуется следующим:
предложение благ высокоэластично по цене, поэтому кривая
совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на
кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая
ADо имеет крутой наклон (рис.4,А);
уровень безработицы высок, поэтому предложение труда
неэластично по его цене и равновесие на рынке труда устанавливается на
вертикальном участке кривой предложения труда, ND – спрос на труд, W –
заработная плата).
Предположим, что государство в целях преодоления
экономического спада увеличивает госрасходы на величину ∆G. В результате
эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1 . Величина эффективного спроса проецируется
на график производственной функции Y(N) (рис.4, В), в результате определяется
спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса
также сдвигается вправо с AD 0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса
на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда (рис.4). [8,
c.92]
Таким образом, в результате фискальных мероприятий в
экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте
уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочно периоде,
рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать
предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой AS в
сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты
стимулирующих фискальных мероприятий пропадут. [8, с.93]
Суть бюджетной политики, по Кейнсу, - организация
инвестиций. Частные инвестиции растут недостаточно. Их надо компенсировать за
счет государства. Отсюда рецепт – расширение государственных инвестиций, организация
общественных работ, даже если они бесполезны.
Не столь важно, куда пойдут бюджетные средства, важно,
чтобы они через эффект мультипликатора привели к росту занятости и увеличению
национального дохода. В перспективе даже бесполезные инвестиции, подобно
строительству египетских пирамид, оказывают полезное действие.
Бюджетные средства должны использовать частные инвесторы
через систему государственных заказов и закупок.
Кейнс не исключал государственного воздействия на
потребительский спрос, но считал это делом второго ранга.
Он выступал за более равномерное распределение
национального дохода. Увеличение доходов и покупательной способности
малообеспеченных слоев населения (через повышение пенсий, стипендий, льготное
налогообложение) способствовало бы росту эффективного спроса на предметы
потребления.
Стимулирование потребления как канала подкачки
эффективного спроса, по Кейнсу, носит подчиненный характер.
Рассматривая эффект мультипликатора, Кейнс имел ввиду в
первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные
работы. Он иронично замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные
работы, чтобы только занять безработных. Например, наполнять старые бутылки
банкнотами и закапывать их в землю в бездействующих шахтах, предоставив
возможность безработным выкапывать эти банкноты из земли. Это способствовало бы
исчезновению безработицы и увеличению как реальных доходов общества, так и его
капитального богатства.
Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих
факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора
снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за
границу, увеличится дефицитность платежного баланса. [1, c.270-272]
Инвестиционная деятельность, как известно, наименее
стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, скажем, сфера
потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая
политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. [5, c.34-36]
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
Монетаризм – школа экономической мысли, отводящая деньгам
определяющую роль в колебательном движении экономики. Главную причину
нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости
денежных параметров.
В центре внимания монетаристов находятся денежные
категории, денежно- кредитные инструменты, банковская система,
денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы
выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их
мнению, банки – ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии
которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке
товаров и услуг.
Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины
70-х – начала 80-х гг. В этот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают
сбои. Начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия.
У Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была
безработица, обеспечение занятости и экономического роста. Теперь на первый
план выдвинулась задача регулирования инфляции. [7, c.320]
В спорах и дискуссиях экономистов возникали самые
различные трактовки причин инфляции и стагфляции. Многие по-прежнему считали,
что надо регулировать спрос, но расходились относительно того, как это делать.
Меры, направляемые на текущий ремонт хозяйственного механизма, игнорировали
задачи долгосрочной политики.
Среди экономистов стал популярен лозунг «Назад к Смиту»,
что означало отказ от методов активного государственного вмешательства и
регулирования, поспешную разработку новой доктрины.
Следует заметить, что с моненатаристскими концепциями
сторонники этого направления и их признанный глава Милтон Фридмен выступали еще
в 50-х гг., но тогда из предложения и выводы особой популярностью не
пользовались. Они были востребованы позже, когда на повестку дня выдвинулись
новые проблемы.
Чтобы представить концепцию Фридмена, выделим исходные
положения, в той или иной мере разделяемые его сторонниками.
1.Признание устойчивости денежного хозяйства. Рыночная
экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий
стремится к стабильности, к саморегулированию. Система рыночной конкуренции
обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента,
обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия.
Постулат об устойчивости частного, рыночного хозяйства
направлен против утверждения Кейнса о необходимости государственного
вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс.
2. Приоритетность денежных факторов. Среди различных
инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение предлагается отдать
денежным инструментам. Именно они (а не административные, не ценовые
инструменты, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить
экономическую стабильность как главную цель регулирования.
Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент,
достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам. В отличие от него
Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.
Он исходит из того, что между движением денег (темпами
роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует
достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста
денежной массы сказывается на совокупном денежном обороте, а значит, на
развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.
3.Регулирование должно ориентироваться не на текущие, а
на долгосрочные задачи. Последствия колебаний денежной массы сказываются на основных
экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Временной
разрыв составляет обычно несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит
от состояния конъюнктуры, других факторов.
Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру
обычно запаздывают. Экономические условия быстро меняются. Денежная политика
призвана ориентироваться не текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить
долгосрочный характер.
Монетаристская концепция опирается на количественную
теорию денег, хотя ее интерпретация несколько отличается от традиционной. [7,
c.321-322]
Исходные положения монетаристской теории – устойчивость
рыночного механизма, его способность к саморегулированию; при этом имеется в
виду наличие в обществе определенных условий. Оптимизация структуры богатства
предполагает, что средний класс обладает основными факторами богатства и может
выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылки для
свободного вложения ресурсов и перемещения активов; совокупный спрос на деньги
должен стабилизироваться. [1, c.328]
Согласно представлениям монетаристов, инфляция – чисто
денежное явление. По словам Фридмена, «центральным актом является то, что
инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен». Причина инфляции
– избыток денежной массы, «много денег – мало товаров». Изменения в спросе на
деньги обычно возникают как реакция на происходящие процессы, на рыночную
ситуацию, перемены в сфере хозяйственной политики.
Монетаристы различают две разновидности инфляции:
ожидаемую (нормальную) и непредвиденную (не соответствующую прогнозам и
представлениям участников экономического процесса). При ожидаемой инфляции
создаются предпосылки для достижения равновесия на рынках товаров и услуг: темп
роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. Государство в той или иной
форме информирует о предполагаемом росте цен, скажем, на 3% в год, и к этому
приспосабливаются продавцы, покупатели.
Страницы: 1, 2
|