Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетное устройство и
бюджетный процесс в Российской Федерации
Основы организации бюджетного
процесса в России
Бюджетный процесс –
регламентированная законодательством деятельность органов власти по
составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных
(местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным
устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и
юридических лиц.
Продолжительность
бюджетного процесса: более года 1 и 2 стадии, год (с 1 января по 31 декабря) –
исполнение, около полугода – составление отчета об исполнении и его утверждение.
Задачи бюджетного процесса:
-
максимальное выявление
всех материальных и финансовых резервов в целях экономического развития страны;
-
определение доходов
бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объёма в
соответствии с прогнозами и целевыми программами;
-
согласование бюджета с
общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление
инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы;
-
сокращение и
ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
-
осуществление
бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня
путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между
сферами хозяйствования, экономическими регионами;
-
повышение роли
перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить
пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных и
социально-экономических программ.
Принципы организации бюджетного
процесса:
·
единство – единая
правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации;
·
самостоятельность –
обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять
направления их использования;
·
балансовый метод –
установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов,
а также между натуральными и стоимостными показателями.
Бюджетный процесс охватывает 4
стадии бюджетной деятельности:
1 стадия. Составление проекта
бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Ему предшествует
разработка планов – прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе
которых создается сводный финансовый баланс государства по территории РФ. В
денежной форме он выражает социально – экономическое развитие страны.
Непосредственная работа по
составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами а
также налоговыми и таможенными органами, Министерством Экономики РФ,
Государственным Комитетом по статистике. При составлении бюджетов используются
разные методы:
1)
метод экономического
анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает
степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения;
2)
нормативный метод – в
его основе лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной
единицы на норму устанавливается общая сумма расхода;
3)
экстраполяционный
метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из
отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий
год.
Сопоставленный и
согласованный проект федерального бюджета Правительство РФ до 1 сентября вносит
на рассмотрение в Государственную думу. Одновременно с проектом бюджета
представляются следующие документы:
1.
предварительные итоги
социально-экономического развития страны за истекший период;
2.
прогноз социально –
экономического развития страны на будущий год;
3.
прогноз Сводного
финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
4.
прогноз
консолидированного бюджета на предстоящий год;
5.
основные направления
бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;
6.
основные принципы и
расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов
федерации на предстоящий год;
7.
федеральная адресная
инвестиционная программа и др.
2 стадия. Рассмотрение и
утверждение бюджетов в законодательных органах – Государственной Думе РФ,
представительных органов субъектов Федерации и местных самоуправлений.
Проект федерального бюджета и
указанные документы, полученные Советом Государственной Думы, в течение 3 дней
направляются в его комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для
заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта
Федерального закона «О Федеральном бюджете» к рассмотрению в Государственной
думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, комитетам Думы для
внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату на заключение.
Государственная дума рассматривает бюджет в четырех чтениях.
При рассмотрении Федерального
бюджета в первом чтении, в течение 40 дней со дня предоставления, Государственная
дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ,
основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме
того, рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета на
предстоящий год.
При рассмотрении проекта во
втором чтении (20 дней от даты утверждения в первом чтении) Государственная
дума утверждает расходы государственного бюджета по разделам бюджетной
функциональной классификации в пределах общего объёма расходов федерального
бюджета, утвержденного в первом чтении.
При рассмотрении в третьем
чтении (30 дней) обсуждаются расходы по подразделам функциональной
классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым
программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а
также, перечень защищенных статей Федерального бюджета, программы
предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.
В четвертом чтении в течение
10 дней рассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное
распределение доходов, расходов и дефицита. На пленарном заседании законопроект
ставится на голосование в целом.
Принятый закон «О федеральном
бюджете» на предстоящий год в соответствии со статьей Конституции в течение 5
дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, а затем
Президенту.
В случае, если Федеральный
закон не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство имеет
право расходовать бюджетные средства по соответствующим разделам расходов
бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных
текущих расходов на предшествующий год.
3 стадия. Исполнение бюджета
начинается после утверждения законодательными органами и подписи Президентом.
Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей.
Организация исполнения бюджета и внебюджетных фондов возложена на Федеральное
казначейство, которое обеспечивает принцип единства кассы в отношении
Федеральных средств. Суть его в том, что с создание казначейской системы все
платежи из бюджета (или иных централизованных государственных финансовых
ресурсов) должны осуществляться с единого счета казначейства, тем самым быть
полностью ему подконтрольным.
Исполнением доходной части
бюджета занимается государственная налоговая служба, а также государственный
таможенный комитет, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в
бюджет и предоставляют необходимую информацию в казначейство.
4 стадия. Составление отчета
об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся
работа по составлению отчетов возложена на Минфин и его органы, МНС, таможенный
комитет. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной
власти. Отчет о бюджете докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Для осуществления контроля за
исполнением бюджета Совет Федераций и Государственная Дума образуют Счетную
палату.
Бюджетное устройство РФ
Бюджетное
устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, её
структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Принципы бюджетного
устройства:
1.
единство – единая правовая база, использование
единой бюджетной классификации и единой бюджетной документации, социально –
экономической и налоговой политикой;
2.
полнота – доходы и расходы отражаются в полном
объёме;
3.
реальность – правдивость бюджетных показателей и отражение
в доходах источников, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах
– направления финансирования, затраты по которым будут способствовать
достижению прогнозных показателей экономики;
4.
гласность – публикация бюджетов и отчетов об их
исполнении;
5.
самостоятельность – наличие собственных источников доходов и
право определять направления их использования;
6.
адресность и
целевой характер
бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение
конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных
целей.
Бюджетная система –
совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных
государствах бюджетная система состоит из двух звеньев: государственный бюджет
и местные бюджеты. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень
централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объём бюджетных
прав нижестоящих органов власти. В федеративных государствах – три бюджетных
уровня. Им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов
при соблюдении единства общегосударственных интересов.
Государственная бюджетная
система РФ состоит из уровней:
1.
Федеральный бюджет;
2.
бюджеты субъектов
Федерации: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных, 2 городских
(Москва и С-Петербург), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет
Еврейской автономной области;
3.
местные бюджеты: около
29 тысяч бюджетов муниципалитетов (городских, районных, сельских).
Принципы, на основе которых
функционируют федеративные бюджетные системы, составляют основу бюджетного
федерализма.
Бюджетный федерализм – система
налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления федерального,
регионального и местного уровней на всех стадиях бюджетного процессах.
Традиционно распределение
доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления
собственных доходов и использования регулирующих доходов.
·
Закрепленные доходы–
доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на
имущество физических лиц полностью зачисляется в местный бюджет).
·
Регулирующие доходы –
средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему
бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляются в
соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений,
устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета. Основная часть налоговых
доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за
счет регулирующих доходов. Важное место в системе регулирующих доходов занимают
методы бюджетного регулирования, к которым относят:
а) дотации – средства,
передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования
нижестоящих бюджетов при их дефиците на безвозмездной и безвозвратной основе;
б) субвенции – средства,
передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на финансирование строго
целевого мероприятия (например, в г. Ленинск в Казахстане на содержание
космодрома Байконур);
в) кредитные ресурсы –
средства, передаваемые на кредитной основе;
г) трансферт – выделение на
нормативной основе средств ФФПР или местного самоуправления;
д) взаимные расчеты - метод
бюджетного регулирования, в основе которого лежит зачет взаимных требований,
возникающих у бюджетов в связи с поставками материальных ценностей или
оказанием услуг предприятиям.
Расходы бюджетов всех уровней
подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет
развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование
инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с
расширенным воспроизводством.
Литература
1. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы,
денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. -
СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3. Большаков C. В. Финансовая политика и
финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. № 11.
4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.:
Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
5. Буретин Л.Н. Рынок ценных
бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.
|