Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь
Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
Реферат
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Бюджетный дефицит и
государственный долг. Особенности в Республике Беларусь
Студента
А.А.
Наливайко
Руководитель
Э.И.
Лобкович
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие бюджетного
дефицита, его виды и регулирование
1.1
Понятие
бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2
Классификация
бюджетного дефицита
1.3
Источники
финансирования бюджетного дефицита
2. Понятие
государственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и способы
стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
2.2 Способы сокращения государственного
долга
3. Особенности бюджетного
дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного дефицита в
Республике Беларусь
3.2 Государственный долг Республики
Беларусь
Заключение
Список использованной
литературЫ
ВВЕДЕНИЕ
Определяющую роль в
формировании и развитии любого современного общества играет государственное
регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая
система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и
воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств,
обеспечивая возможность выполнения своих функций. Однако данная система
зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и,
как следствие, государственного долга. Состояние общегосударственных финансов
является одним из важнейших экономических показателей любой страны.
Бюджетный дефицит в
настоящее время является объективным явлением: он характерен для большинства
развитых стран мира. Существуют различные мнения по поводу того, какое влияния
оказывает бюджетный дефицит на экономическое развитие страны.
Тема является
актуальной, так как с проблемой дефицита бюджета сталкиваются в настоящее время
большинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь. Кроме того, дефицит
бюджета является индикатором состояния экономики, а в условиях сложившейся
экономической ситуации особенно важно поддерживать стабильность национальной
экономики.
При
написании работы использовались Бюджетный кодекс Республики Беларусь,
соответствующие нормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь,
различные учебные пособия, инструктивно-методический материал, статьи
периодической печати, а также электронные ресурсы.
1.
Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование
1.1
Понятие бюджетного дефицита и причины его
возникновения
Бюджетный дефицит – это
превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь
финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от
государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не
покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек
производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размер
бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем.
Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:
·
Удельный
вес дефицита государственного бюджета в ВВП
·
Удельный
вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета
Бюджетный дефицит
рассчитывают по формуле:
BD=G-T,
где G
– все государственные расходы; T
– доходы бюджета.
Доходы бюджета – это
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти.
Доходы бюджета делятся на следующие основные группы:
·
Налоговые
доходы
·
Взносы
на государственное социальное страхование
·
Неналоговые
доходы
·
Безвозмездные
поступления
Выделяют следующие
возможные причины бюджетного дефицита:
Ø
Циклические
спады в экономике.
Ø
Рост
государственных расходов
Ø
Ограниченность
финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы
(сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов
хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]
Ø
Превышение
сбережений над инвестициями. [5, с. 429]
Ø
Чрезвычайные
обстоятельства (войны, стихийные бедствия и др.
1.2 Классификация
бюджетного дефицита
В мировой практике выделяют
следующие виды бюджетного дефицита:
ü
Циклический
ü
Структурный
Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов
экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и
выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве
таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают
прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и
система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного
налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для
переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики
сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов
макроэкономического управления.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и
доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе
налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между
фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки
структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где
размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими
колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Также выделяют операционный, пер
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом
инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное
погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй
государственных расходов.
Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной
общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита
является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это существующий наряду с официальным,
скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью государства.
Примерами квазифискальных операций
являются:
1) финансирование государственными
предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими
заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем
накопления взаимной задолженности;
2) накопление в коммерческих банках
большого портфеля недействующих ссуд - просроченных долговых обязательств
госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты,
в конце концов, выплачиваются за счет льготных кредитов центрального банка;
3) финансирование центральным банком
убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и
льготных кредитов правительству; кредиты рефинансирования коммерческим банкам
на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование центральным банком
сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по
льготным ставкам и т.д. [2, с. 429 - 433]
Существуют несколько
концепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджет
должен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепция
базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического
цикла, а не за каждый год. он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[2,
с. 216].
Третья
концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос
о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе -
второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является
обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики,
а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с
государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей
степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой
инфляции.
Для
устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо
разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. В
условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его
величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие
дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия
экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
Сокращение
бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе.
Она должна предусматривать следующие меры:
1)
повышение
эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту
финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
2)
дальнейшее
развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ;
разгосударствление и приватизация собственности;
3)
расширение
круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового
законодательства;
4)
развитие
территориально-регионального хозрасчета.
5)
возможность
сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы,
управление и т.п.;
6)
корректировка
трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям
реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
7)
реформирование
бюджетного процесса в целом. [1, с. 262]
Возможно
и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:
·
текущего
бюджета;
·
бюджета
развития.
Текущий
бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх
предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь
отрицательное сальдо. В том и другом вариантах достигается цель: узаконить
целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля над движением
привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.
1.3 Источники
финансирования бюджетного дефицита
Для финансирования
расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные
финансовые ресурсы. В связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного
дефицита. Они разделяются на внешние и внутренние. Последние могут быть инфляционными
и неинфляционными. [3, с. 259]
К внутренним
неинфляционным источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:
1)
Повышение
налоговых ставок;
2)
Долговое
финансирование (внутреннее);
3)
Кредиты
национального банка
4)
Отсрочка
платежей правительства
5)
Операции
с принадлежащим государству имуществом (приватизация государственной
собственности)
6)
Изменение
остатков средств бюджета
7)
Секвестирование
бюджета
Секвестирование-пропорциональное
снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям
бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные
статьи, состав которых определяется высшими органами власти.
Внутренние инфляционные
Обычно правительства прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах и
странах с переходной экономикой в тех случаях, когда из-за значительного
внешнего долга исключается финансирование из иностранных источников, а
возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны.
При монетизации
бюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, может
возникнуть «эффект Танзи» - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками,
что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит
обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что
экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного
дефицита. [2, с. 105]
К внешним источникам
финансирования бюджетного дефицита относятся:
1)
Кредиты
международных финансовых организаций
2)
Кредиты
правительств иностранных государств
3)
Долговое
финансирование (внешнее) – продажа государственных ценных бумаг правительствам,
субъектам хозяйствования, населению других стран. Такой способ финансирования
возможен в том случае, если уровень внутренних процентных ставок выше
среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных
действий центрального банка страны.
2.
Понятие государственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и
способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
Государственный долг –
это накопленная сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам
государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными
государствами, международными организациями и иными субъектами международного
права. Различают капитальный и текущий государственный долг.
v
Капитальный
государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных
долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные
проценты
v
Текущий
государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в
текущем периоде.
В странах, валюта
которых не является свободно конвертируемой, государственный долг
подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний
государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед
резидентами, а внешний – перед нерезидентами. При анализе внешней задолженности
страны различают также следующие показатели: внешний долг и внешний
государственный долг. Первый представляет собой более широкое понятие и
превышает второй на сумму внешней задолженности резидентов, не гарантированную
государством.
Стабилизировать и
уменьшить государственный долг можно 3 способами:
1)
Увеличив
доходы бюджета и уменьшив его расходы;
2)
Осуществив
монетизацию бюджетного дефицита;
3)
Полностью
или частично отказавшись от уплаты долга.
2.2 Способы сокращения
государственного долга
Управление
государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его
оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:
1.
Определение
потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельных
размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год,
выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)
2.
Привлечение
финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение
кредита и предоставление государственных гарантий)
3.
Погашение
и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для
погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек,
своевременного выполнения долговых обязательств)
Государственные
долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов,
золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи
государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при
которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по
согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
При управлении
государственным долгом могут использоваться следующие методы:
Рефинансирование – это
погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.
Реструктуризация -
пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного
долга.
Конверсия – это
изменение условий государственных займов в интересах должника.
Консолидация – это
изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём
перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может
совмещаться с конверсией.
Аннулирование
государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по
выпущенным займам.
Для того чтобы последствия
роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно
предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть:
1)
инфляция,
2)
введение
специальных налогов,
3)
секвестрование
бюджета.
Правительство
предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает
приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные
резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может
переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего
долга.
3.
Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного
дефицита в Республике Беларусь
Очевидно, что после
распада СССР Беларуси достались практически разваленная постсоветская
экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и
бюджетный дефицит, растущий из года в год.
Как следствие, в начале
90-х гг. Республика Беларусь столкнулась с дефицитом госбюджета. Впервые бюджет
был сведён с дефицитом в 1992 году. Размер дефицита составил 2% ВВП. Максимального
значения бюджетный дефицит достиг в 1993 году – 5,5% ВВП, или 17% к доходам
бюджета.
С начала 1990-х гг. в
Республике Беларусь для покрытия бюджетного дефицита использовалась денежная
эмиссия и кредиты международных финансовых организаций, правительств
иностранных государств. В 1993 – 1994 гг. основным источником покрытия дефицита
были внешние займы. Например, в 1994 году за счёт этого источника было
профинансировано более 60% бюджетного дефицита. В 1996 году дефицит более чем
на 80% покрывался эмиссионными кредитами Национального банка. В 1998 – 2001 гг.
из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года,
но и погашение внешнего долга прошлых лет. В 2001 году благодаря развитию рынка
ценных бумаг за счёт внутренних источников удалось покрыть около 50% объёма
дефицита. [4, с. 42]
Дефицит
республиканского бюджета в 2005 году сформировался в размере 432 млрд. руб.,
или 0,7 % ВВП, что соответствовало параметрам Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. В 2005
году, как и годом раньше не привлекались к финансированию бюджетного дефицита
кредиты Национального банка. Внутренние источники финансирования бюджета
составили около 45%. Положительное сальдо внутреннего финансирования
образовалось в основном за счёт размещения государственных ценных бумаг и
поступлений от реализации принадлежащего государству имущества.
По данным Национального
банка консолидированный бюджет Беларуси за январь-июнь 2009 года исполнен с
дефицитом 895,2 млрд. бел. руб., или 1,5% к ВВП. За аналогичный период 2008
бюджет был исполнен с профицитом 3064,0 млрд., или 5,5% к ВВП.
Таблица 1 -
Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2004-2009 гг.
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Доходы консолидированного бюджета
|
22057
|
30825
|
38391
|
48049
|
65663
|
62808
|
Расходы консолидированного бюджета
|
22036
|
31257
|
37256
|
47627
|
63811
|
63766
|
Дефицит(-), профицит(+)
консолидированного бюджета
|
+21
|
-432
|
+1135
|
+422
|
+1852
|
-958
|
По итогам января-июля
текущего года республиканский бюджет Беларуси оказался дефицитным: правительство
резко увеличило расходы на национальную экономику и жилищно-коммунальное
хозяйство.
3.2 Государственный
долг Республики Беларусь
Для оценки бремени
внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие
показатели: [4, с. 67]
·
Отношение
внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
·
Отношение
внешнего долга к ВВП.
На основе этих
критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнями
задолженности. Если величина первого показателя составляет более 220%, а
второго – превышает 80%, то задолженность считается высокой. Если первый
показатель находится в интервале от 132 до 220%, а второй – от 48 до 80%, то
задолженность считается средней. Для характеристики текущего состояния внешней
задолженности рассчитывают третий показатель – отношение платежей по погашению
долга к экспорту. Его пороговая величина находится в интервале 20 – 25%.
Показатели кредитоспособности нашей страны представлены в таблице Имеет место
также понятие валовой внешний долг. Он представляет собой сумму внешней
задолженности государства и резидентов Республики Беларусь. Показатели валового
внешнего долга также находятся в пределах допустимой нормы, однако имеют
устойчивую тенденцию к увеличению
Таблица 2 - О данных
валового внешнего долга
Показатели
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Валовой внешний долг РБ
|
4 174.9
|
4 935.4
|
5 128.2
|
6 844.1
|
12 496.5
|
15 154.1
|
22 060.3
|
Краткосрочный
|
2 764.3
|
3 840.4
|
3 650.4
|
4 778.2
|
7 867.0
|
8 275.6
|
9 927.3
|
Долгосрочный
|
1 410.6
|
1 095.0
|
1 477.8
|
2 065.9
|
4 629.5
|
6 878.5
|
12 133.0
|
Обслуживание государственного
долга является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает
на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита
бюджета государства. В свою очередь, рост последнего, обременяет экономику
необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и приводит к
новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга составляет 3%.
Делая
выводы, нужно сказать, что государственный долг может являться как бременем для
экономики так и принести ей весомые выгоды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях мирового
финансового кризиса проблема дефицита государственного бюджета становится
наиболее остро. Для Республики Беларусь проблема бюджетного дефицита стала
актуальна Очевидно, что бюджетный дефицит в Республике Беларусь является
следствием кризисных явлений в экономике.
Уменьшение доходов
бюджета в Республике Беларусь связано с уменьшением экспорта белорусских
предприятий, вызванного уменьшением спроса на нефтехимические продукты,
калийные удобрения, трактора и т. д., В условиях
ограниченности внутренних ресурсов бюджета необходимость активной поддержки
национальной экономики заставляет искать внешние источники привлечения ресурсов
в экономику страны. Основными кредиторами Республики Беларусь в настоящее время
являются Россия и Международный валютный фонд. По состоянию на 1 января 2009 года
внешний государственный долг составил 3,7 млрд. долл. США, или около 6,4% ВВП.
Эта величина находится в пределах экономически безопасного уровня.
Республика Беларусь в
настоящее время осуществляет переход от пассивной формы бюджетного дефицита,
которая носит потребительский характер, к активной форме, что предполагает
направление ресурсов на те экономические проекты, которые сразу дадут
экономическую отдачу, а также на инновационные и экспотроориентированные
предприятия.
Список
использованной литературы
1.
Актуальные
проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь: сборник научных
статей молодых учёных, аспирантов, магистров и студентов; под редакцией В.Л.
Клюки. – Гродно: ГрГУ, 2004 – 532 с.
2.
Макроэкономика:
Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск:
БГЭУ,2007. – 415с.
3.
Сорокина
Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В.
Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
4.
Струк
Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.:
Академия управления при Президенте Республики Беларусь , 2006. – 95 с.
5.
БГЭУ,
2006. – 543 с.
6.
Электронный
ресурс: http://www.belstat.gov.by.
Дата доступа: 01.11.2010.
7.
Электронный
ресурс: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt /Parameters/ Дата доступа:
01.11.2010.
|