Цель монетарной политики. Её механизм и инструменты
Цель монетарной политики. Её механизм и инструменты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Оренбургский
государственный институт менеджмента
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Цель монетарной политики. Её
механизм и инструменты.
Оренбург 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность, цели и виды
монетарной политикия
1.1 Понятие монетарной политики, ее
цели и объекты
1.2 Виды монетарной политики
Глава 2. Методы монетарной политики
2.1 Изменение нормы обязательных
резервов
2.2 Политика учетной ставки (дисконтная
политика)
2.3 Операции на открытом рынке
2.4 Селективные методы
денежно-кредитной политики
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной
политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная
программа
3.2 Инструменты
денежно-кредитной политики и их использование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономика и общество
России переживают период глубоких преобразований и потрясений. Теперь Россия
идет по избранному пути перехода к рыночной экономике и новому общественному
укладу. Сейчас российская экономика находится на стадии становления, которое
идет достаточно сложно. И это понятно. Ведь в истории не было еще такого
примера, когда бы страна с социалистическим строем за короткий период времени
пыталась бы полностью перестроиться и встать на путь капиталистической
экономики. Поэтому очень важно, какую модель денежно - кредитной политики
выберет сейчас наша страна.
В данной работе
рассматриваются объект, методы, виды и инструменты монетарной политики. Так же
приведена информация о планах ЦБ РФ в отношении денежно-кредитной политики в
2009 году и на период 2010 и 2011 годов. А окажется ли эта политика успешной,
удастся ли оздоровить денежную систему России, покажет время.
Глава 1.
Сущность и цели монетарной политики.
1.1
Понятие монетарной политики, ее цели и объекты
Главными особенностями
техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии
с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной
ставки центрального банка: ужесточение или ослабление прямого ограничения
объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и
занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с
государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и
понижения цены государственного кредита.
Принципиальное отличие
техники денежно - кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит
во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых
обуславливает изменение направления денежно - кредитной политики. Выбор того
или иного показателя в качестве ориентира денежно - кредитной политики во
многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно - кредитного
контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и
ее отдельные агрегаты.
Цели монетарной политики
вытекают из задачи Центрального банка обеспечить функционирование денежной
системы и регулировать денежный оборот. Цели монетарной политики - обеспечение
денежного обращения и регулирование денежной массы.
Обеспечение денежного
обращения.
Первостепенная задача Центрального банка РФ - обеспечить функционирование
денежной системы 11 Закон РФ «О Центральном Банке РФ» - ст. 14 - требует
стабильной покупательной способности денег как на внутреннем, так и на внешнем
рынке.
Внутренняя стоимость
(курс) денег остается неизменной, если обеспечена стабильность цен. Для этого
необходимо, чтобы народное хозяйство имело в своем распоряжении по возможности
меньше денег.
Внешняя стоимость денег
(курс на мировом рынке) остается неизменной, если покупательная способность
рубля относительно товаров на внешнем рынке не меняется. Это вовсе не означает
стабильность валютных курсов. При различных темпах развития инфляции на
внутреннем и внешнем рынках отечественную валюту следует ревальвировать (в
сторону повышения ее паритета) или девальвировать (обесценивать), для того
чтобы сохранить ее покупательную силу на внешнем рынке.
Регулирование денежной
массы. Для начала рассмотрим
определение денежной массы и от каких параметров она зависит.
Денежная масса, которой
располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа,
зависит, с одной стороны, от предложения банковского сектора и, с другой
стороны, от спроса на деньги, то есть стремления учреждений небанковского
сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или
вкладов до востребования.
В современных
национальных экономиках совокупная масса предлагаемых денег состоит из банкнот
центрального банка и денег коммерческих банков. Эти деньги выпускаются в
обращение банковским сектором. Все виды денег рассматриваются как долговые
обязательства по отношению к банкам.
Таким образом,
небанковский сектор может располагать деньгами в виде металлических денег,
банкнот и бессрочных вкладов как в центральном, так и в коммерческих банках.
Эти деньги служат домашним хозяйствам и предпринимателям непосредственно для
проведения многочисленных сделок в хозяйственном процессе. Сумма этих денег
называется денежной массой Мо. Средства платежа в банковском секторе, например
кассовая наличность коммерческих банков, не относятся к денежной массе, так как
они не используются непосредственно для операций обмена.
Итак, денежная масса -
это сумма находящихся в обращении наличных денег в небанковском секторе и
бессрочных вкладов отечественного небанковского сектора в банках.
Денежная масса меняется в
процессе непрерывной денежной эмиссии и изъятия денег из обращения. С точки
зрения составления баланса эти изменения происходят по аналогии с банкнотами
центрального банка и деньгами коммерческих банков. Но при этом речь идет только
о сделках, которые совершаются между банковским сектором в целом (центральный
банк и коммерческие банки), с одной стороны, и небанковским сектором
(предприятия, государственные бюджетные учреждения, индивидуальные домашние
хозяйства) - с другой.
Денежная масса изменяется
только в том случае, если небанковский сектор имеет больше средств платежа в
результате эмиссии денег или же меньше этих средств по мере изъятия денег из
обращения.
Центральный банк сам не
выступает в качестве покупателя на рынке товаров. Поэтому он лишь косвенным
образом, через денежную массу, может регулировать совокупный спрос. Величина
денежной массы зависит от спроса на деньги и их предложения.
Спрос на деньги со
стороны небанковского сектора Центробанк регулирует посредством политики
процентных ставок, а предложение денег со стороны коммерческих банков - с помощью
мероприятий по обеспечению ликвидности.
а) Политика регулирования
процентных ставок. Для учреждений небанковского сектора проценты суть затраты.
Путем изменения процентных ставок имеется возможность регулировать сумму
капиталовложений, потребительского и государственного кредиторов.
б) Политика обеспечения
ликвидности. Предложение денег со стороны коммерческих банков зависит от их
ликвидности, то есть от наличия у них денег, выпускаемых центральным банком.
Путем изменения эмитируемой центральным банком денежной массы, которую
центральный банк предоставляет в распоряжение коммерческих банков, он оказывает
влияние на избыточные резервы отдельных коммерческих банков и эмиссию денег в
банковской системе.
Величина денежной массы,
находящейся в обращении в народном хозяйстве, оказывает существенное влияние на
уровень цен, экономический рост и занятость. Поэтому денежную массу следует
контролировать и регулировать, исходя из задач общего экономического развития.
Для выполнения этой
задачи в распоряжении центрального банка имеются необходимые инструменты. К ним
относятся рефинансирование, политика операций на открытом рынке, политика
минимальных резервов. Подробнее о них речь пойдет в следующей главе.
1.2 Виды
монетарной политики
Следует выделить две
разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную
политику (ее называют политикой дешевых денег), когда Центральный банк:
а) покупает
государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за
них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение
возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
б) снижает учетную ставку
процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и
расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам.
Это увеличивает денежную массу.
в) снижает обязательную
норму банковского резервирования, что ведет к расширению возможностей
кредитования экономики.
Следовательно, мягкая
кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост
денежной массы и снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткую
кредитно-денежную политику (ее называют политикой дорогих денег), когда
Центральный банк:
а) продает
государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение
резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти
ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими
банками и сокращает денежную массу.
б) повышает учетную
ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем
заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим
кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательную
норму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.
Следовательно, жесткая
кредитно-денежная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост
денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные примеры
политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую)
кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в
соответствии с фазами экономического цикла.
Однако, в реальной жизни
гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее
эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В стремлении
добиться стабилизации экономики центральные банки сталкиваются с дилеммой: что
выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным
предложением (таргетирование) денежной массы или контроль над динамикой
процентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку,
государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста
денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки
процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничивать
предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же
приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного предложения, то ЦБ
должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного
контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой
целей кредитно-денежной политики.
Недостатками
дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма,
не будет страдать так называемая автоматическая кредитно-денежная политика. Ее
смысл сводится к монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно
увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП
(приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу
препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального
банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой
не было одобрено в законодательном порядке.
Различают так же стимулирующую
и сдерживающую.
Стимулирующая монетарная политика проводится в
период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста
деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная
политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в
целях борьбы с инфляцией .
Стимулирующая монетарная
политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению
предложения денег. Ее инструментами являются:
1) снижение нормы
резервных требований;
2) снижение учетной
ставки процента;
3) покупка центральным
банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная
политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению
предложения денег. К ним относятся:
1) повышение нормы
резервных требований;
2) повышение учетной
ставки процента;
3) продажа центральным
банком государственных ценных бумаг.
Глава 2.
Методы монетарной политики
К инструментам монетарной
политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину
денежной массы, относятся:
·
изменение нормы
обязательных резервов;
·
изменение учетной
ставки процента (ставки рефинансирования);
·
операции на
открытом рынке.
2.1 Изменение
нормы обязательных резервов
Первым инструментом
монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы
резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные
резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они
должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в
стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина
обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных
резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может
быть рассчитана по формуле:
Rобяз = D х rr,
где R обяз – сумма
обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных
резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования,
сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов,
причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например,
для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем
для срочных.
Если центральный банк
повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум
причинам.
Во-первых, сокращаются кредитные
возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит.
Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой
депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных
резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права
использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его
кредитные возможности соответственно сокращается. Например, если общая сумма
депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме
обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят
ΔК= ΔD –
ΔRобяз = ΔD – (ΔD х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900,
а при норме обязательных
резервов, равной 20%
ΔК= 1000 – 1000 х
0.2 = 800.
Во-вторых, норма
обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного)
мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы
обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского
мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы
обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и
через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через
изменение величины банковского мультипликатора.
Изменение величины
кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению
величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) +
резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr)
обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].
В результате даже
незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к
существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме
обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской
системой ΔМ1 = ΔК1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме
обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ΔМ2 =
ΔК2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. Кроме того, стабильность нормы резервных
требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками.
Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над
предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в
случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или
сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в
период кризиса 1974-1975 гг.).
К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он
перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
2.2
Регулирование учетной ставки процента
Вторым инструментом
монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки
рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка
процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим
банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они
неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для
выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк
выступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства,
полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной
ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу
для мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную
ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег.
Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с
приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина
заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют
коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше
денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает
коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих
резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу,
начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне
банков ΔM = multбанкхΔК или на уровне экономики ΔM =
multденxΔH).
Следует отметить, что в
отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных
резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных
возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя
величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставки
также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики.
Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у
центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских
резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам
злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет
средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно
нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной
ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом
направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки
информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как
правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является
своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е.
ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг
другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты
небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный
банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика
реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная
масса сокращается.
2.3
Операции на открытом рынке
Наиболее важным и
оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на
открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке
представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных
бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на
первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом
операций на открытом рынке служат преимущественно: краткосрочные
государственные облигации и казначейские векселя.
Отличие государственных
облигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доход
в виде процента (percent income), а доход по казначейским векселям представляет
собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги,
обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в
момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.
Государственные ценные
бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка
центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае
увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у
коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном
банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы
возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному
(мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки
процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь
воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и
соответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому и
величины денежного мультипликатора не происходит).
Если центральный банк
покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку
продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в
коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег
возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает
коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что когда продавцом
выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на
всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное
лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности
банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с
нормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например,
если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000
долл., то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 долл. А
если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований,
равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800
долл., поскольку на 200 долл. должны быть увеличены обязательные резервы.
Покупка ценных бумаг
центральным банком используется как средство оперативного воздействия на
экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то
центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это
существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их
резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию
денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне
экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом
рынке (bonds – B): ΔK = B x multбанк или ΔН = В х multден. Это
оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведения
операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа
государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и
населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в
обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные
облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки
процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и
население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены
позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была
куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда
центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение
растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их
покупку.
Итак, инъекции в
банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат
продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой
реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты
монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой
наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину
предложения денег.
2.4 Селективные
методы денежно-кредитной политики
Наряду с общими методами
регулирования кредитных взглядов центральные банки применяют селективные
методы. К ним относятся:
·
прямое
ограничение кредитов маршрутом установления лимитов, квот по учету векселей (например,
во Франции также Германии, в каком месте традиционно высок удельный авторитет
учетных операций);
·
ограничение
темпов роста кредитных операций;
·
установление
контроля по единичным видам кредитов, например потребительских (в форме
установления взноса наличными также ограничения рассрочки платежа);
·
установление
максимальных процентов по единичным видам вкладов также общий регулирование
процентных ставок также др.
Приведенные методы
совместно с нормой обязательных резервов соблюдает рассматривать как будто
прямые количественные ограничения, к тот или другой центральные банки
вынужденно прибегают в обстановках кризисного обострения экономической
ситуации.
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной
политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
В
соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и период
2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили
задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%,
в
2010 году – 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из
расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском
рынке соответствует базовая инфляция 6,2-8,0% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году
и 4,5-6,1% в 2011 году.
Расчеты
по денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из показателей
спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции,
прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов,
учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен
на активы.
Согласно
прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в 2009 году
темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2008 году, что отразится на
темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое
существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста
трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на
сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также
учитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста
спроса на деньги в 2009 году могут снизиться по сравнению с 2008 годом. Банк
России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного
агрегата М2 в 2009 году на 19-28%.
В
2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут
составить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году.
Денежная
программа на 2009-2011 годы представлена в четырех вариантах, которые соответствуют
сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации на 2009-2011 годы, рассматриваемым Банком России. В зависимости от
сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в
2009 году может составить 14-22%, в 2010 году – 12-20%, в 2011 году – 9-17%.
Принципиальное
значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь изменение структуры
источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних
активов (ЧВА). Постепенный переход к формированию денежного предложения
преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли
прироста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, более
эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного
регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма
денежно-кредитной политики, а с другой – за счет уменьшения присутствия Банка
России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой
политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего
валютного курса.
При
уточнении показателей денежной программы на 2009-2011 годы во всех вариантах
учтены принятые в октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочного
характера по поддержке финансового сектора. В частности, при расчете изменения
чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставление
субординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банк
развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской
Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное
предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд.
рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов учтена
прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком
России по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансирования
внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся
до 25.09.2008 (до 50 млрд. долларов США).
При
осуществлении первого варианта денежной программы в условиях абсолютного
снижения ЧМР прирост ЧВА с 2009 по 2011 годы является единственным источником
роста узкой денежной базы; в 2011 году увеличение ЧВА становится единственным
источником роста денежной базы также во втором варианте денежной программы и
основным источником ее роста – в третьем варианте.
При
условиях, реализуемых в четвертом варианте денежной программы, прирост ЧМР на
протяжении всего прогнозного периода будет основным источником увеличения
денежной базы, а потребность банковского сектора в существенном увеличении
валового кредита сформируется лишь к 2011 году.
Банк
России учитывает опыт текущего года, показавший, что в условиях мирового
финансового кризиса переход к формированию денежного предложения
преимущественно за счет ЧВА (в том числе увеличения валового кредита банкам)
может пойти более быстрыми темпами, чем предусматривается в представленных
вариантах денежной программы, и готов во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовой
стабильности.
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Система
инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет
ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с
управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России.
При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на
изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с
учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.
В
зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять
инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая
приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с
инструментами постоянного действия.
При
развитии ситуации в денежно кредитной сфере по сценарию формирования
структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со
значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых
цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно
использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в
первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк
России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из
собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней
границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с
учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих
условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных
механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств,
поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении
сбалансированности внутреннего денежного рынка.
В
целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных
средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются
создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и
нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями
предполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общие
условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного
подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества
обеспечения.
Банк
России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на
законодательном уровне возможности Банка России по привлечению
специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к
организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по
кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.
В
2009-2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином
России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам
развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году
Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных
бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как
дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды
возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена
на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка
государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности
использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях
регулирования денежного предложения.
Заключение
В заключение проделанной
работы хотелось бы сделать несколько выводов по каждой главе отдельно.
В первой главе данной
работы дан анализ кейнсианской и монетаристской моделям денежно - кредитной
политики. Выявлено, что принципиальное отличие техники денежно - кредитного
контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных
ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления
денежно - кредитной политики.
Далее в этой же главе
определяются цели монетарной политики . Они вытекают из задачи Центрального
банка обеспечить функционирование денежной системы и регулировать денежный
оборот.
Цели монетарной политики
- обеспечение денежного обращения и регулирование денежной массы.
Во второй главе этой работы
рассматриваются инструменты монетарной политики:
1.
проведение
операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
2.
изменение
резервной нормы коммерческих банков;
3.
управление
учетной ставкой процента.
Третья глава посвящена
анализу характера монетарной политики России в ближайшем будущем. При написании
этой части работы использовался статистический материал публикации ЦБ РФ
«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009
год и период 2010 и 2011 годов».
Список
используемой литературы
1. Безруков В., Сафронов Б.,
Мельников Б. Оценка динамики народного хозяйства и прогноз на 2007 г. // Экономист, 2007, № 11
2. Игнатьев С. М. О денежно-кредитной
политике Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит, 2008, № 5.
3. Камаев В. Д. Экономическая теория.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Курс экономики / Под ред.
Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Макроэкономика. Теория и
российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС,
2006.
6. Матвеева Т. Ю. Введение в
макроэкономику. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.
7. Моисеев С. Р. Правила
денежно-кредитной политики // Финансы и кредит, 2007, № 16.
8. Моисеев С. Р. Трансмиссионный
механизм денежно – кредитной политики // Финансы и кредит, 2008, № 18.
9. Основные направления
денежно-кредитной политики на 2005 г. // Вестник Русского экономического
общества, № 136, 10 сентября 2004 г. /http://www.ress.ru/
10. Рогова О. Где экономика в
государственной денежно-кредитной политике? // Экономист, 2004, №5.
11. Рогова О., Храменков В.
Денежно-кредитная политика, деформации денежно-кредитной системы // Экономист,
2003, № 3.
12. Российская экономика в 2004 году.
Тенденции и перспективы. (Выпуск 26) – М.: ИЭПП, 2005.
13. Сажина М. А., Чибриков Г. Г.
Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
14. Фетисов Г. О выборе целей и
инструментов монетарной политики // Вопросы экономики, 2006, № 2.
15. Экономика / Под ред. Архипова А.
И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: Проспект, 2005.
16. Экономика / Под ред. Булатова А.
С. – М.: Экономистъ, 2005.
17. Экономическая теория / Под ред.
Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
18. Экономическая теория.
Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007.
19. Официальный сайт Центрального
Банка Российской Федерации. http://www.cbr.ru/
|