Cтруктура налоговой сиcтемы России
Cтруктура налоговой сиcтемы России
Введение
Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой
налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его
принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства,
целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного
налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления,
учет национальных и территориальных интересов.
Налоговая система России практически создается заново,
поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не
может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются, и будут
меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги - гибкий
инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Система
налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран,
строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке
уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия,
организации, граждане. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и
принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов
государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают
поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех
или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность
предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение,
регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают
возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство
существовать не могут.
Цель настоящей работы: дать краткую характеристику основных
налогов, действующих в Российской Федерации.
Цель определила задачи, которые необходимо решить в процессе
исследования:
- рассмотреть действующие налоги федерального уровня;
- проанализировать действующие налоги регионального уровня;
- изучить действующие налоги местного уровня.
Нормативной базой исследования послужили Налоговый кодекс РФ,
Закон №2003-1 от 9 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц»,
Законы Оренбургской области, Решения Оренбургского Совета и др.
Теоретической базой исследования послужили труды российских
ученых в области налогообложения.
1. Краткая характеристика налогов РФ федерального
уровня
Общепринятая (традиционная) система налогообложения - это
система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые
налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. В соответствии с
частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения в нашей стране
представлена тремя уровнями: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и
сборы; местные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ
федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены
НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В
соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса РФ к федеральным налогам
относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы
физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6)
налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование
объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических
ресурсов; 9) государственная пошлина.
Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в действие в
РФ с 1.01.1992 г. законом о «Налоге на добавленную стоимость». НДС представляет
собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех
стадиях производства. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина
добавляется к цене товара и оплачивается покупателем.
В РФ налогооблагаемая база НДС исчисляется следующим
способом: на общую сумму выручки от реализации продукции начисляется налог, а
затем из него вычитается сумма налога на добавленную стоимость, оплаченная при
покупке исходных материалов, что объясняется особенностями бухгалтерского
учета.
Плательщиками
налога являются все юридические лица (включая предприятия с иностранными
инвестициями; филиалы (отделения) предприятий, которые самостоятельно реализуют
товары; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками
налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную
границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом
<#"1.files/image001.gif">Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц
являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом
налогообложения, а именно жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения,
помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения
зависят от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Налог на строения,
помещения и сооружения исчисляется на сновании данных об их инвентаризационной
стоимости посостоянию на 1 января каждого года. Налоговым периодом признается
календарный год.
Основанием служат
Закон РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»,
«Положение о налоге на имущество физических лиц» (утв. Решением Оренбургского
городского Совета от 24.11.2005 №386-III).
Заключение
Таким образом, в
соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и
сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к
уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13
Налогового Кодекса РФ к федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную
стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный
налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная
пошлина.
В соответствии со
статьей 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и
сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие законами
субъектов федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих
субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Налогового Кодекса
РФ к республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований)
отнесены: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3)
транспортный налог.
В соответствии со
статьей 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, которые
устанавливаются в соответствии с положениями НК РФ соответствующими
нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относятся:
1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
В процессе
исследования была дана краткая характеристика каждого из вышеперечисленных
налогов, в которой определялись налогоплательщики, объекты налогообложения,
налоговая база, ставки налогов и сборов, налоговые периоды и т.д.
|