бесплатные рефераты

Денежная система Российской Федерации

В настоящее время центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

В условиях золотого монометаллизма банкноты центрального банка имели двойное обеспечение — золотом и коммерческими векселями. После отхода от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла [129].

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель — регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота)[130].

Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое[131].

Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и прежде всего системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше (в настоящее время не превышает 5 — 10%).

Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Целевые ориентиры - установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы - по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы[132].

Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия, т. е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых "перегревами" конъюнктуры, кредитная рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

•                     - по форме их воздействия (прямые и косвенные); по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

•                     - по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные). Все эти методы используются в единой системе прежде всего путем ограничения совокупного спроса. По мнению ЦБ, основные причины периодического роста инфляции связаны с проблемой сбалансированности совокупного спроса и предложения[133].

Для решения этой проблемы Федеральным законом о Банке России (ст. 35) предусмотрено применение следующих инструментов и методов:

•                     процентные ставки по операциям Банка России;

•                     нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

•                     операции на открытом рынке;

•                     рефинансирование банков;

•                     валютное регулирование;

•                     установление ориентиров роста денежной массы;

•                     прямые количественные ограничения[134].

Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Законом предусмотрены условия применения обязательных резервов:

•                     размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров;

•                     нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций;

•                     нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

•                     при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования;

•                     при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в банке средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.[135]

Закон о Банке России предусматривает проведение Банком операций на открытом рынке. В ст. 39 отмечается, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки [136].

Закон предусматривает также рефинансирование, под которым понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей[137].

Банку России также разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России может применять и прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации[138].

Банку России разрешено устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики[139].

Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России.

Отмечается усиление регулирующего воздействия проводимой денежно-кредитной политики Банка России на формирование основных экономических тенденций. Главным образом это проявилось в последовательном замедлении интенсивности инфляционных процессов. Вместе с тем возможности ограничения темпов инфляции лишь средствами денежно-кредитной политики имеют объективные пределы: рост цен в значительной степени зависит от цен на продукцию естественных монополистов, а также замедления процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики, кризиса неплатежей и продолжающегося спада в инвестиционной сфере[140].

Банк России осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. Законодательством установлено, что иностранная валюта как средство платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Правительство Российской Федерации, выполняя функцию по регулированию денежных расчетов, устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами»—это 2 тысячи руб. по одному платежу. Все расчеты между юридическими лицами на суммы свыше 2 тысяч руб. осуществляются в безналичном порядке[141].

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля[142].

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право применить установленные законом санкции[143].

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год представляются Банком России в Государственную Думу ежегодно до 1 декабря. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ.

Таким образом, Центральный Банк является структурой, контролирующей и регулирующей денежно-кредитную систему и денежную массу, как в количественном, так и в качественном отношении[144]. В соответствии со стоящими перед Центральным банком задачами он является:

•                     единым эмиссионным центром, т.е. пользуется монопольным правом денежной эмиссии на территории всей страны, хранит и учитывает национальные золотовалютные резервы;

•                     банком Правительства, т.е. обязан поддерживать государственные экономические программы, осуществлять кредитование дефицита государственного бюджета, размещать государственные ценные бумаги;

•                     органом поддержания стабильности национальной денежной системы, т.е. отвечать за беспрепятственное осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики, а также операций с зарубежными контрагентами;

•                     банком банков, т.е. является кредитором последней инстанции, предоставляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае временного дефицита ликвидных средств;

•                     органом банковского надзора, т.е. поддерживает необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе[145].

В конечном итоге, Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Теперь более подробно остановимся на определении статуса Центрального банка Российской Федерации.

Банк России является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязанности или если иное не предусмотрено федеральными законами[146].

Закон определяет место Центрального банка Российской Федерации в системе органов в государственной власти и управления. Так, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации[147]. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

·                    назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

·                    назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России — высшего органа Банка, определяющего основные направления его деятельности;

·                    представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

·                    определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России

·                    проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

·                    доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики)[148].

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие федеральному закону о Банке России.

Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Причем нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам[149].

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.[150]

В обязанности Банка России входит установление и публикация официальных котировок иностранных валют по отношению к рублю, так как он является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.[151]

Для осуществления своих функций Банку России предоставлено право открывать представительства в иностранных государствах.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.[152]

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право взыскивать штраф с кредитной организации в размере до 0,1 % от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев[153]. В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

·                    взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от размера оплаченного уставного капитала;

·                    потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, замены руководителей кредитной организации и ее реорганизации;

·                    изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

·                    ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

·                    назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

·                    отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.[154]


§3. Некоторые вопросы правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации


Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом как экономическая категория деньги представляют собой средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товара.[155]

Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением[156]. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между Центральным банком и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и физическими лицами[157].

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права и, в первую очередь, финансового права Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство[158]. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц Регулирование денежной массы является задачей Центрального банка. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ст. 42 предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...». Инструментами регулирования денежной массы являются эмиссия денежных средств, проведение операций на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг), регулирование нормы обязательных резервов банков и определение размера ставки рефинансирования[159].

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии»[160].

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского, уголовного и финансового[161]. Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами[162].

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком России.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

-                   прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

-                   установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

-                   установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

-                   определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. [163]

Наличные деньги (банковские билеты — банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами[164].

Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ.

При этом Закон закрепил правило, в соответствии с которым банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена[165].

При обмене банкнот и монет Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных достоинств)[166].

В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.

Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются Банком России без ограничений в соответствии с установленными им правилами[167].

Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между: физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется.

Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами ограничиваются.

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Имеется три основные разновидности безналичного денежного обращения.[168]

Первую можно назвать «классической». Она состоит в поручении юридического или физического лица, даваемом банку другой кредитной организации, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке.

Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной)[169].

В системе безналичных расчетов в настоящее время все чаще используются электронные устройства, позволяющие в минимально короткие сроки передавать соответствующую информацию о расчетах не только в пределах одного населенного пункта, но и в масштабах всей страны и даже — на межгосударственных пространствах.[170]

Любое государство, в том числе Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства (По общепринятым правилам, соблюдается определенное соотношение между находящимися в обращении банкнотами и монетами конкретных достоинств.).[171] Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы[172].

Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег[173].

Политика расширения безналичных расчетов и ограничения наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. и в некоторых других нормативных актах. В настоящее время вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 3 октября 2002 г. с изменениями от 22 января 2008 г.

Организационно-технические и технико-юридические аспекты безналичных расчетов устанавливаются Банком России.

Вторая разновидность безналичного денежного обращения — это расчеты с помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств.

Проблема вексельного обращения приняла особую актуальность в связи с так называемым кризисом неплатежей — явлением, широко распространенным в российской экономике[174].

Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задолженность перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя[175].

Эта цепочка может быть продолжена. В конечном счете лицо, имеющее вексель, вправе предъявить его векселедателю с требованием уплатить обозначенную в векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе претендовать на соответствующее имущество векселедателя, которое послужило гарантией векселя[176].

Гражданское законодательство (ст. 815 ГК РФ) определяет вексель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).[177]

Указом Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. введена новая разновидность векселя — простые финансовые векселя как срочное долговое обязательство предприятий и других организаций всех форм собственности перед коммерческими банками по просроченной кредиторской задолженности предприятий и других организаций. Однако в настоящее время более широкому использованию векселей препятствует ряд нерешенных организационно-технических и правовых вопросов и отсутствие должной культуры и традиций в использовании этого финансового инструмента. Отметим, что в дореволюционной России и в Советском Союзе периода нэпа система вексельного обращения была весьма развитой[178].

Третья разновидность безналичного денежного обращения — это кредитные карточки банков. Они широко распространены в развитых странах и начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации[179].

Кредитные карточки технически исполняются таким образом, что при помещении их в специальные считывающие устройства обеспечивают мгновенную связь с банком, в котором находится счет владельца карточки. С помощью несложных манипуляций оператора (например, продавца-кассира магазина) со счета владельца карточки списывается требуемая сумма и записывается насчет субъекта, продавшего товар, оказавшего услуги и т.п. Наличные деньги в обороте при этом не участвуют[180].

Законодательных актов о кредитных карточках и соответствующей системе расчетов в Российской Федерации пока нет.

Нормативной базой для расчетов с помощью кредитных карточек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное обслуживание населения[181].

Есть и некоторые иные разновидности безналичного денежного обращения, носящие менее распространенный, чем описанные выше, характер. Они обычно не предусмотрены законодательством, а в известных ситуациях могут и противоречить ему.

Правовые основы наличного денежного обращения.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.[182]

Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам[183].

В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Центральным банком Российской Федерации[184].

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

·                    все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

·                    банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

·                    обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

·                    управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

·                    организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

·                    наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков[185].

Ведение кассовых операций.

Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, которые представляют собой специальный финансово-правовой институт[186].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ