Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
денежного обращения, кредита и фондового рынка
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Содержание, цели и задачи
денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, правовые основы, цели и
задачи денежно-кредитной политики
1.2 Типы денежно-кредитной политики
Глава 2. Инструменты
денежно-кредитной политики
2.1 Операции на открытом рынке
2.2 Изменение учетной ставки
2.3 Изменение норм обязательных
резервов
2.4 Ограничение кредитования
Глава 3. Анализ результатов
денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008 год и задачи на 2009
год.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из
необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства
является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это совокупность
мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной
системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения
стратегических целей экономического развития страны. В идеале денежно-кредитная
политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический
рост - таковы ее высшие и конечные цели. [7: с. 462]
Разработкой
денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк
Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация
осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые
утверждаются специальной программой развития.
Идея центрального банка
зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало
ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще, и финансового в частности, без
центрального банка как органа государственного контроля и регулирования
невозможно.
Первоначально термин
центральный банк подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре
банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали
некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития
государство национализировало их.
Вместе с тем их сущность
в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между
государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.
Разрабатывая
и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных
функций, к которым относятся:
• эмиссия кредитных денег;
•
надзор и контроль
за деятельностью банковских учреждений;
•
управление
государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
•
выполнение роли
"кредитора последней инстанции";
•
установление
экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе
официальной учетной ставки центрального банка по кредитам;
•
хранение
обязательных резервов коммерческих банков;
•
определение
приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики их реализации;
•
кредитование
коммерческих банков (рефинансирование);
•
формирование
эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики;
•
хранение
официальных золотовалютных резервов;
•
проведение
научных исследований и др. [6: с. 266]
Какие бы функции не
возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования,
сочетающим в себе черты коммерческого банка и государственного ведомства.
Денежно-кредитное
регулирование осуществляется центральным банком страны в два этапа. На первом
этапе центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, т.е.
на соотношение между спросом и предложением на ссудный капитал. Он, центральный
банк, стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и
процентных ставок, добиться изменений в объемах кредитных операций и так далее.
Этот этап проходит в рамках банковской системы. На втором этапе измененные
финансовые параметры передаются в сферу производства, способствуя его развитию
либо сдерживая его.
Денежно-кредитная
политика центрального банка является составной частью единой государственной
экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны
в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь
экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов,
развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной
валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.
Главной целью
денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема
производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и
ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика
должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста
безработицы. Задача эта достаточно сложная. При разработке и проведении
оптимальной денежно-кредитной политики возникает целый ряд проблем и
ограничений. Сложность состоит в том, что достижение хороших результатов по
одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. В частности,
стимулирование инвестиций усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счет
увеличения доходов обычно также сопровождается ростом цен. В то же время меры,
направленные на борьбу с инфляцией, ухудшают показатель занятости населения.
[6: с. 265]
Все вышесказанное подтверждает
актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой
работы.
Глава 1. Содержание,
инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, правовая
основа, цели и задачи денежно-кредитной политики
Согласно
статьи 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика
Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической
политики.
Правовой
основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные
направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно
утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального
банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления
денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры
развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты
денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их
реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. [1: ст.
4]
Национальный
банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября
текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления
денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Основные
направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год
включают в себя:
•
краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
•
важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики
Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного
баланса Республики Беларусь на очередной год;
•
основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь
на очередной год;
•
оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной
политики Республики Беларусь в текущем году;
•
мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию
банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков
и платежной системы Республики Беларусь. [1: ст. 27]
Основные направления
взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом
социально-экономического развития страны на очередной период,
бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной
период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).
В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов,
экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного
управления, коммерческими банками.
Процесс формулирования
целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе
устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных
цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором этапе
устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме
конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших
денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый
внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база,
рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные
активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального
банка.
На третьем этапе
устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг
денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к
примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального
банка и др).
На четвертом этапе
производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов
денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования,
степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические
характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк
имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу
накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение
желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем
использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические
мотивации банков [9: c.
28].
Согласно Основных
направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015
годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006 -
2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной
системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению
реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
В
рамках общей государственной экономической политики конечной целью
денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных
инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания
стабильно низких темпов инфляции. При этом уровень инфляции, измеряемый
приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5
процентов, в 2015 году - не более 3 процентов. [2: п. 4.3]
В
качестве стратегических задач денежно-кредитной политики можно выделить:
•
поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными
средствами;
•
достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в
национальной банковской системе;
•
сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
•
поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
•
обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных
резервов.
Следует признать, что
воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики
обнаруживается лишь по истечении определенного периода времени. Поэтому ошибки,
допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый
характер. [7: с. 463
1.2 Типы
денежно-кредитной политики
Различают два основных типа денежно-кредитной
политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором
инструментов регулирования.
В условиях инфляции проводится политика «дорогих
денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и
ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение
предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику,
предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на
открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную
ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк
использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых
кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д.
Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного
регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования
деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская
денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов
кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении
предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные
бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные
условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Регулирование количества денег в обороте (объема денежной
массы, в узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной
политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную
политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и
политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику
регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
Центральный банк выбирает тот или иной тип
денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке
денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между
проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации
проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование
способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [8: с. 468].
Глава 2. Инструменты
денежно-кредитной политики
Под инструментами
денежно-кредитной политики подразумеваются способы воздействия центрального
банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий
на денежном рынке и рынке капиталов. Выбор инструментов денежно-кредитной
политики довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется
в зависимости от направленности экономической политики страны, степени
открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств. [6:
с. 271]
В
качестве основных инструментов денежно-кредитной политики выделяют: операции на
открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм
обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный
характер.
2.1 Операции на открытом
рынке
Операции на открытом рынке
широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда
государственный долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются
денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или
изымаются денежные ресурсы (соответственно при продаже ценных бумаг).
В этих операциях участвуют
несколько субъектов рыночной экономики. Во-первых, государство, действуя через
центральный банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие
банки и население. В зависимости от экономической конъюнктуры – положения,
сложившегося на текущий момент в экономике – каждый из указанных объектов может
выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что
инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и
население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности
получения экономической выгоды.
Операции на открытом рынке с
ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему
методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции гибки и точны, их можно
совершать в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций
можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной
банковской системы. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их,
можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата.[7: с. 467]
Операции
на открытом финансовом рынке — это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных
ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее
обратной сделки. [7: с.466]
Скупая ранее выпущенные
ценные бумаги правительства, центральный банк изменяет структуру активов
коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На
корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы),
улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение
состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для
кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного
мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение
денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного
предложения. При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет
место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у
коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном
банке. Денежное предложение сокращается. Центральные банки периодически вносят
изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность
своих операций, их частоту. [7: с. 466]
По форме проведения
рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо
обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу.
Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным
совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных
операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному
инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей
сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный
Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях,
определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их
обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по
данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального
банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Тем не
менее, эффективность операций центрального банка на открытом рынке значительно
снижается, если коммерческие банки в структуре своих активов имеют незначительный
пакет ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям
(низкая доходность, недоверие правительству и т. д.).
2.2 Изменение учетной ставки
Термин
"рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными
учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты
коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их
портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое
время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных
банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к
учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового
обязательства.
Векселя переучитываются
по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной
ставкой. Устанавливая ее, центральный банк тем самым определяет ее низшую
границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков
превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.
В случае повышения Центральным
Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться
компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем
повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной
(рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам
коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода
денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной
учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по
кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению,
поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение
официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых,
затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в
центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых,
изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита
коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных
ставок по активным кредитным операциям.
Недостатком использования
рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что
этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование
используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод
почти полностью теряет свою эффективность.
Коммерческие
банки всегда рассматривают центральный банк страны в качестве «кредитора в
последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться или не
обращаться в центральный банк за кредитом, принимает сам коммерческий банк. Но
со своей стороны центральный банк страны волен определять экономические и
прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным
кредитам.
На
первом месте среди таких экономических условий находится та процентная ставка,
которую центральный банк использует, выполняя функцию кредитора коммерческих
банков. Изменяя объем «денег центрального банка», главный банк страны получает
возможность влиять и на общий объем предложения денег в национальной банковской
системе [5: с. 241].
Таким
образом, прирост объема кредитования со стороны ЦБ в ходе кредитования
коммерческих банков увеличивает предложение денег, сокращение, наоборот, ведет
к уменьшению объемов денежной массы.
Изменение учетной ставки
является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив ее, можно
лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять
кредит на сумму, необходимую государству. То есть при всей своей значимости
регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на
определение денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции
на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной
ставки зависит от:
• ограниченных
возможностей получения кредита у центрального банка;
• инициативы коммерческих
банков, то есть центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у
него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки
приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;
• учетная ставка менее
мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее
изменении необходимо некоторое время;
• объем денежных средств,
предоставляемых центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен,
поэтому его изменение не оказывает существенного влияния на поведение банков.
Но вместе с тем нельзя не
отметить и возможность получения ссуд банками, находящимися в затруднительном
финансовом положении. А также по изменениям ставки рефинансирования
коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.
2.3 Изменение норм обязательных резервов
Обязательные резервы -
это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения,
как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов
в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным
банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в
законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к
абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных
(депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.
Минимальные резервы
выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат
обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.
Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк
поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом
уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы
являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема
денежной массы в стране.
Посредством изменения
норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных
операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а,
следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные
институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в
центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте
(наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк
проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления,
то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он
вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы
обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в
случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли.
Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее
эффективным антиинфляционным средством.
При использовании данного
инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие
изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме
резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные
изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового
равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада
производства, когда необходимы сильнодействующие средства.
Недостаток этого метода
заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные
банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном
положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими
ресурсами.
В последние полтора-два
десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного
регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах)
происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым
видам депозитов.
2.4 Ограничение кредитования
Вместе с экономическими
методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность
коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные
методы воздействия.
Метод ограничения
кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных
кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования,
контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность
банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики
попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую
очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие
и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что,
добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и
умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой
активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так
активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк
может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие
банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы
достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса,
нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые
дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения
коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать
необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам
рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При
нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения
банковских операций, других серьезных недостатках в работе центральный банк
может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть
до ликвидации банков. Но использование административного воздействия со стороны
центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить
систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных
мер.
Говоря о каждом методе
ДКП в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и
подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное
использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке
правильной и грамотной денежно-кредитной политики.
Глава 3. Анализ
результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008 год и
задачи на 2009 год
Денежно-кредитная
политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной
социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна
обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста
социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также
связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы
экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение
активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса
[10: с. 86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность
денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить
баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения
различных мероприятий.
Экономическое
развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в
плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине
года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках,
спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис
перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это
отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение
поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре
прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.
Спрос
на иностранную валюту начиная с середины 2008 г. существенно превышал
предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть
золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной
валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех
секторов экономики.
Несмотря
на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г.
сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение
большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за
исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.
Объем
валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился
в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%. Объем розничного товарооборота в
сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.
Свой
вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система,
денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Курсовая политика
была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля.
Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На
конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало
прогнозному диапазону.
Стабильность
национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних
лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2008 г. - 2200 белорусских рублей за
1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции,
уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов
хозяйствования.
До
августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса
доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса
белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный
банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к
доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с августа 2008 г. на
мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и
российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского
рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно
прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения
условий для внешних заимствований.
Исходя
из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике
Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с
выходом курса на верхнюю границу установленного коридора - 2200 белорусских
рублей за 1 доллар США. В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и
российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно
доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной
валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля - на 12,2%.
Под
влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению
поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций
Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение
золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд.
долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США.
Банки
принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка,
обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными
сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на
рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на
рынке не возникли существенные дисбалансы.
В
конце 2008 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были
предприняты некоторые меры административного характера в области валютного
законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь
негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые
платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации
ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15
января 2009 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно
импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы,
комплектующие, технологическое оборудование и т.п.), для обеспечения
производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции,
проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в
иностранной валюте.
В
стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего
использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием
неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен
относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г.
составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение
инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на
энергоносители и другие импортируемые товары.
В
2008 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост
требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в
реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при
увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал
темп роста ВВП почти в 2,5 раза.
Фактически
за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб.,
или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178. Банки активно
участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе
реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям
Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели,
определенные в государственных программах, в 2008 г., по оперативным данным,
банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8
раза, больше по сравнению с предыдущим годом.
Складывающаяся
экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки
процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем
прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины
2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17
декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%.
Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.
Средняя
процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте
в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного
пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).
Достижение
целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено за счет
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских
расчетов (АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено
57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в
2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В
2008 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей).
Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих
субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на
валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.
Продолжала
развиваться и укрепляться непосредственно сама банковская система. Совокупный
уставный фонд по системе банков за 2008 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в
1,9 раза, и на начало 2009 г. достиг почти 8,7 трлн. руб.
За
2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на
51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%). Средства физических лиц -
основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем
достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. Если на начало 2008 г.
в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений,
размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то
на 1 января 2009 г. - 1402 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на
одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.
Прибыль,
полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза
больше, чем за предыдущий год. В истекшем году банки проводили целенаправленную
работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось
потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось
использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось
качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания
населения.
Продолжалось
совершенствование методологии и практики банковского надзора. В рамках дистанционного
(документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм
безопасного и ликвидного функционирования с целью раннего выявления и
предупреждения негативных тенденций и проблемных ситуаций в работе банков.
Продолжалось
развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу
2009 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних
систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа
карточек 93,4% - карточки международных платежных систем, 6,6% - карточки
системы “Бел-Карт”. Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц
(прирост 21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в
организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%).
Активно
развивалось международное сотрудничество с центральными банками России, стран
ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках
международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер
по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического
кризиса.
Углублялось
сотрудничество с международными финансовыми организациями - Международным
валютным фондом и Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии
указанных организаций. В июне 2008 г. в Минске было проведено 9-е заседание
бельгийской группы стран - членов МВФ и Всемирного банка на уровне заместителей
управляющих, на котором рассматривались насущные вопросы мирового
экономического развития. Большая работа была проведена в целях подготовки и подписания
представителями Республики Беларусь и МВФ финансовых документов для начала
реализации программы “стенд-бай”.
Анализ
состояния и динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской
системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики
Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год.
В
2009 г. перед страной и банковской системой стоят масштабные, сложные, во
многом качественно новые проблемы. Особенность предстоящего года - это работа в
условиях углубляющегося мирового финансово-экономического кризиса, пик
которого, как ожидается, придется именно на текущий год.
Принимая
в расчет действие факторов, порожденных мировым экономическим кризисом, следует
решить главную стратегическую задачу, поставленную Главой государства: несмотря
на все внешние отрицательные воздействия, необходимо обеспечить поступательное
развитие национальной экономики и достижение целей по повышению жизненного уровня
населения нашей страны, которые намечены на текущую пятилетку. Требуемые
макроэкономические и финансовые условия для динамичного
социально-экономического развития страны обеспечит выполнение Основных
направлений денежно-кредитной политики на 2009 год. На это направлена
проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа
платежной системы, всего банковского сектора страны в целом.
В
рамках курсовой политики реализуются следующие меры. Со 2 января 2009 г.
Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского
рубля к корзине иностранных валют. В 2008 г., особенно во второй половине,
усилились взаимные колебания курсов основных мировых валют. В результате
возникли нежелательные для населения и предприятий значительные изменения курса
белорусского рубля по отношению к евро и российскому рублю.
Для
компенсации этого эффекта в Основных направлениях денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2009 год был определен более гибкий подход к курсовой
политике, обеспечивающий общую стабильность курса белорусского рубля к корзине
иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти определяющие для
экономики Беларуси иностранные валюты вошли в состав корзины равными долями. Ее
рублевая стоимость рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних
курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.
При
новом механизме снижение курса белорусского рубля к одной из валют корзины
может происходить при ее усилении на мировом рынке и будет компенсироваться
укреплением национальной валюты к другим иностранным валютам корзины. Стоимость
корзины валют предусматривается стабильной. В 2009 г. ее колебания оцениваются
в пределах ±5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на
внутреннем рынке, а также иных краткосрочных и долгосрочных факторов.
Необходимо
отметить, что принятое решение отвечало рекомендациям Международного валютного
фонда и содействовало получению нашей страной кредита от данной организации в
размере около 800 млн. долл. США в январе текущего года. Общий объем кредита
МВФ составит 2,5 млрд. долл. США. Получение остальной суммы предусматривается
по частям в течение 2009 г. и первого квартала 2010 г. Достижение соглашения с
МВФ является принципиальным фактором для развития финансовых взаимоотношений с
ведущими международными организациями, Европейским союзом и другими
государствами. В конечном счете это позволит сформировать финансовую “подушку
безопасности” для нашего государства в целях дальнейшего повышения устойчивости
белорусской экономики. В то же время разовая девальвация имела и ряд негативных
последствий: возник повышенный спрос на иностранную валюту и потребительские
товары длительного пользования, усилились девальвационные ожидания со стороны
населения.
В
результате принятых Национальным банком совместно с Правительством мер к 20-м
числам января текущего года отрицательные последствия разовой девальвации были
минимизированы. Вместе с тем для этого в указанный период потребовались
значительные валютные интервенции Национального банка. Новых разовых
корректировок обменного курса Национальный банк проводить не будет. Более того,
имеющиеся ресурсы позволяют надежно прогнозировать на I квартал текущего года
колебания курса валютной корзины в пределах установленного коридора.
Следующее
по актуальности направление работы - процентная политика. Как уже указывалось,
учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный
банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать
ставку рефинансирования. С 8 января текущего года она установлена на уровне 14%
годовых. При прогнозируемом Министерством экономики уровне инфляции на 2009 г.
(9-11% годовых) и исходя из допустимого изменения курса белорусского рубля к
корзине валют, ставка рефинансирования к концу текущего года должна составить
10-12%, как это и определено в Основных направлениях денежно-кредитной политики
на 2009 год. Вместе с тем Национальный банк может корректировать ставку
рефинансирования в случае изменения Министерством экономики официальных
прогнозов инфляции с учетом складывающихся реальных тенденций в экономике и
денежно-кредитной сфере. В 2009 г. Национальный банк будет поддерживать
положительные в реальном выражении процентные ставки по операциям Национального
банка на финансовом рынке.
Для
обеспечения устойчивости нового курсового механизма и монетарной стабильности в
целом Национальный банк предпринял ряд шагов в области процентной политики. В
результате планомерного повышения основные процентные ставки находятся на
положительном уровне в реальном выражении.
По
итогам работы экономики в I квартале текущего года, в случае ее прогнозируемого
развития, представляется возможным постепенное снижение уровня ставок с целью
обеспечения большей доступности кредитов для населения и предприятий.
В
соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики к концу 2009
г. процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору должны составить
13-15% годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10-12% годовых. В настоящее
время под влиянием инфляционных и девальвационных процессов в экономике на
рынке банковских услуг существенно поднялись процентные ставки по кредитам и
депозитам. Национальный банк исходит их того, что достигнутый в настоящий
период уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет
объективных причин для их дальнейшего повышения.
Проводимые
антиинфляционные меры позволяют прогнозировать замедление темпов инфляции.
Осуществлен переход к привязке белорусского рубля к валютной корзине, который
стабилизирует курсовые колебания. Необходимо постепенно перейти от роста
процентных ставок на рынке депозитов и кредитов к их снижению и обеспечить
выполнение прогнозных параметров Основных направлений денежно-кредитной
политики на 2009 год.
В
2009 г. Национальным банком будут проводиться мероприятия по обеспечению
надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы.
Продолжится совершенствование нормативно-правовой базы в области осуществления
межбанковских расчетов и процедур надзора за платежной системой.
Получит
дальнейшее развитие национальная система безналичных расчетов по розничным
платежам на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли
безналичных расчетов в розничном платежном обороте.
В
условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к
устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в
целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора
в 2009 г. будет направлена на выполнение установленных законодательством
функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского
сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Продолжится
совершенствование методологии и практики банковского надзора по ряду актуальных
направлений. Среди них можно отметить развитие систем, методов и инструментов
управления рисками банковской деятельности; оптимизацию надзорной отчетности с
учетом международных стандартов; совершенствование процедур осуществления
надзора за банковскими группами и банковскими холдингами и другие. [4]
Заключение
В курсовой работе было дано определение понятию
«денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства в области
экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень
занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие.
Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики.
Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая
и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели
такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь
этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена
денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих
общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры,
сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы,
выравнивания платежного баланса.
От
денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства,
зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования
экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное
регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую
жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно
отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса
денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению
капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности
экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей.
Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики
возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.
В
2009 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений
Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках
программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа
предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в
условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает
ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения ее
целей и задач.
Сложившаяся
ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности
Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны
рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы.
Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать
средства нерезидентов и физических лиц.
Сложность той ситуации, в
которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач,
стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой,
требуют комплексности и системности при определении конкретных мер
экономической политики, придания им стратегической направленности.
Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы
имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня
инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы,
стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту
благосостояния населения.
Продолжится процесс
взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики
Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках
союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и
углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями. [10: с.
86-93]
Истоками
мирового финансового кризиса стала монетарная политика финансовых властей США,
приведшая к формированию избыточной ликвидности на рынках; активное ипотечное
кредитование населения без должного учета его долгосрочной платежеспособности;
недостаточная степень регулирования национальных финансовых рынков (прежде
всего американского) и крупнейших финансовых институтов. Работая в условиях
мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить
опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать
аналогичных проблем.
Список использованной
литературы:
1. Банковский Кодекс Республики Беларусь
от 25.10.2000г. № 441-З.
2. Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475 «Об утверждении основных направлений
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.».
3. Указ Президента Республики Беларусь
от 29.08.2008г. № 460 «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2009 год».
4. Доклад Председателя правления
Национального банка Республики Беларусь П.П.Прокоповича на расширенном
заседании Правления: Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь за 2008 год и задачи банковской системы по их
реализации в 2009 году.
5. Лемешевский И.М. Макроэкономика:
социально-экономический аспект: курс лекций/ - 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.:
ФУАинформ, 2006. -544с.
6. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки:
Учебн. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.
7. Лемешевский И.М. Макроэкономика
(Экономическая теория. Часть 3). Учебн. пособие для студентов экономических
специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред.
О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. –
464с.
9. Бриштелев А. Целевые ориентиры
монетарной политики в Республике Беларусь/ Банковский вестник, 2005г., № 1,
с.26-31.
10. Тихонов А.О. Денежно-кредитная
политика в Республике Беларусь:
проблемы и перспективы/ Белорусский
экономический журнал, 2000г.,
№ 3, с.86-93.
|