Денежно-кредитная система Испании
Денежно-кредитная система Испании
Реферат
На тему:
«Денежно-кредитная система Испании»
Дніпропетровськ 2010
Введение
В 1986 году Испания стала полноправным членом Европейского
экономического сообщества. С тех пор, по данным Европейской комиссии, Испания
выполняет задачи, установленные Европейским советом, и включила 2701 его
директиву в свое внутреннее уложение.
Вступление в Европейский союз ознаменовалось для Испании, как и
для остальных государств-членов, значительными переменами: с середины 90-х
годов был создан Европейский единый рынок и Европейская экономическая зона,
залог торгового пространства без границ.
С тех пор Европейский союз заметно продвинулся вперед в процессе
объединения путем укрепления политических и социальных связей между гражданами;
Испания в ходе этого процесса отличалась тем, что стала одним из лидеров в деле
внедрения мер по либерализации.
В мае 2004 года к Европейскому союзу присоединились десять новых
членов (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша Словакия, Словения, Чехия
и Эстония).
Это расширение Союза беспрецедентно по масштабам и разнообразию:
территория увеличилась на 23%, а население возросло на 100 миллионов человек.
Кроме того, с 1 января 2007 г. в ЕС Румыния и Болгария имеют статус
государств-членов Европейского союза.
Испания приобрела серьезную ответственность в рамках ЕС, став,
наряду с Польшей, пятой страной по численности голосов в Совете министров.
Введение евро (1 января 2002 г.) ознаменовало начало третьего
периода председательства Испании в ЕС, став кульминацией длительного процесса и
создания ряда условий для роста испанского и европейского рынков. С введением
евро в Европейском союзе образовалась валютная зона, которая становится
крупнейшей зоной торговли в мире и будет способствовать интеграции финансовых
рынков и экономической политики вошедших в нее государств-членов.
Эти перемены обеспечили координацию фискальных систем
государств-членов, содействуя росту стабильности Европейского союза. Введение
зоны евро и единой европейской валюты дало четкие результаты в международном
плане, содействовало продвижению этого начинания на международных и финансовых
форумах (встречи «Семерки»), а также в многосторонних организациях.
Экономическая и торговая стабильность, достигнутая благодаря евро, укрепила
нынешний рост испанской экономики, наряду с ее международной политической проекцией.
Испания – государство-член ЕС, которое за последние годы получило
наибольший объем средств из структурных фондов и фондов сплочения, которые
используются для финансирования проектов инфраструктуры и проектов развития. По
сути предусматривается, что Испания получит в период 2007–2013 гг. более
31,5 млрд. евро в счет различных структурных фондов и фондов сплочения, став
вторым получателем подобных фондов от ЕС после Польши. Кроме того, Испания
получит специальный грант на научно-исследовательские разработки в размере 2
млрд. евро согласно решениям, принятым на последнем заседании Европейского
совета в Лондоне. За счет этих фондов правительство страны приступило к
осуществлению крупных проектов по совместному инвестированию в инфраструктурные
объекты с участием частной инициативы. Наиболее важными из этих мероприятий
стало внедрение Программы «INGENIO 2010», в рамках которой предполагается
достичь в 2010 г. уровня 2% ВВП в отношении государственных и частных
инвестиций в НИОКР.
1. Деньги Испании
В Испании на протяжение определенных периодов истории действовали
такие денежные единицы:
1)
Дублон (исп. doblon – двойной) – испанская золотая монета
достоинством в 2 эскудо. Чеканка монеты началась в 1566 году и продолжалась до
1849 года.
Дублон был очень популярен как в Европе, так в испанских владениях
Нового света. По образцу дублона, носившего во Франции название пистоль, был
создан золотой французский луидор и некоторые другие типы золотых монет стран
Европы.
Популярность дублона в качестве резервной монеты для всего Нового
света приводила к тому, что значительное число монет было сокрыто в виде
кладов, что хорошо отражено в художественной литературе на пиратскую тему, где
дублоны – неотъемлемая составляющая пиратских сокровищ.
2)
Песета (исп. peseta) – валюта Испании с 1869 до 2002 года. Наравне
с французским франком она также была валютой Андорры. Песета делится на 100
сантимов или 4 реала, но эти деньги были полностью выведены из обращения в 1970-х
годах. Содержание [убрать]
Название происходит от каталонского слова «peceta», означающего – «маленький
кусочек», то есть, слово «peça» и уменьшительный суффикс «-eta». [1] Оно
также похоже на другое уменьшительное название уже существующей валюты – «песо»,
которая унаследовала своё имя от меры веса. Это также согласуется с другими
валютами, например, британский фунт. Термин песета также употребляется в
Пуэрто-Рико для американской монеты в четверть доллара.
Песета была введена в 1869 году после вступления Испании в
Латинский валютный союз в 1868 году. Испанский закон от 26 июня 1864 г.
провозгласил о подготовке ко вступлению в Латинский валютный союз (начиная с
1865 года). Песета заменила эскудо в соотношении 2½ песеты = 1 эскудо.
Песете была эквивалентна 4,5 г серебра или 0,290322 г. золота, обычно
используемого всеми валютами Латинского валютного союза. Начиная с 1873 года
стандартом принят только золотовалютный эквивалент. Политическая нестабильность
начала XX-го столетия развалила валютный союз, хотя официально он прекратил
существование лишь в 1927 году.
В 1959 году Испания вошла в Бреттон-вудскую систему, искусственно
привязав песету к курсу американского доллара в соотношении 60 песет = 1
доллару. В 1967 году песета обесценилась вслед за британским фунтом сохранив
обменный курс на уровне 168 песет = 1 фунт и создав новый курс, приравняв 70
песет к 1 американскому доллару.
После учреждения в 1999 году евро, песета была заменена им в 2002
году. Обменный курс тогда составил 1 евро = 166,386 песет.
В 1869 и 1870 гг. были введены в обращение монеты
достоинством в 1, 2, 5, 10 и 50 сантимов, 1, 2 и 5 песет. Четыре наименьших
номинала были отчеканены из меди (заменено бронзой в 1877 г.), 50
сантимов, 1 и 2 песеты были отчеканены из серебра 835 пробы, и 5 песет
отчеканены из серебра 900 пробы. Золотые монеты номиналом в 25 песет были
введены в обращение в 1876 году вслед за монетами в 20 песет, введёнными в 1878
году. В 1889 г. в обращение были введены монеты в 20 песет с приостановкой
выпуска достоинством в 25 песет. В 1897 г. был произведён однократный
выпуск золотых монет номиналом 100 песет. Выпуск золотых монет приостановлен в
1904 г., а вслед за ним и серебряных в 1910 г. Последние бронзовые
монеты выпущены в 1912 г.
Выпуск монет продолжен в 1925 году с вводом в обращением
медно-никелевых 25 сантимов. В 1926 г. был последний выпуск серебряных 50
сантимов, а вслед за ним был выпуск в 1927 г. 25 сантимов с отверстием в
монете.
В 1934 г. Вторая Испанская Республика выпустила монеты
достоинством в 25,50 сантимов и 1 песета 25 сантимов и серебряная 1 песета были
того же размера и состава, что и в более раннем королевском выпуске с той
разницей, что 50 сантимов были отчеканены из меди. В 1935 г. были введены
в обращение железные монеты в 5 сантимов вместе с латунной монетой в 1 песету.
В последний республиканский выпуск в 1938 г. были медные монеты с
отверстиями достоинством в 25 сантимов.
Во время гражданской войны чеканка монет производилась как
республиканскими, так и националистическими армиями.
Националисты выпустили свои первые национальные монеты в 1937 г.
Это были медно-никелевые 25 сантимов с отверстием, отчеканенные в Вене. За
последовавшим окончанием гражданской войны, в 1940 г. националистическое
правительство ввело в обращение алюминиевые 5 и 10 сантимов, а следом за ними в
1944 г. алюминиево-бронзовые монеты в 1 песету.
В 1948 г. появилась первая монета с изображением Франсиско
Франко. За этим последовали никелевые 5 песет в 1949 г. В 1951 г.
ввели в обращение медно-никелевые 50 сантимов с отверстием, а за ними
последовали алюминиево-бронзовые 2½ песеты в 1954 г.,
медно-никелевые 25 и 50 песет в 1958 и самые маленькие 10 сантимов в 1959 г.
Серебряные 100 песет были выпущены между 1966 и 1969 гг. с алюминиевыми
монетами в 50 сантимов в 1967 г.
3)
Евро (знак валюты – €, банковский код: EUR) – официальная валюта в
16 странах «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании,
Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии,
Словении, Финляндии, Франции). Также валюта используется ещё в 9 государствах,
7 из которых – европейские. Таким образом, евро – это единая валюта для более
чем 320 миллионов европейцев. В декабре 2006 года в наличном обращении было 610
млрд. евро, что делало эту валюту обладателем самой высокой суммарной стоимости
наличных, циркулирующих во всем мире, опережая по этому показателю доллар США.
Евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве
расчётной валюты в 1999 году, а 1 января 2002 года были введены в наличное
обращение банкноты и монеты. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ),
которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 год, в
соотношении 1:1.
Евро управляется и администрируется Европейским центральным банком
(ЕЦБ), находящимся во Франкфурте, и Европейской системой центральных банков
(ЕСЦБ), которая состоит из центральных банков стран-членов еврозоны. ЕЦБ
является независимым центральным банком, и ему принадлежит исключительное право
определять монетарную политику в еврозоне. ЕСЦБ занимается печатанием банкнот и
чеканкой монет, распределением наличных денег по странам еврозоны, а также
обеспечивает функционирование платежных систем в еврозоне.
Все члены Европейского союза имеют право войти в еврозону, если
они удовлетворяют определённым требованиям к кредитно-денежной политике, а для
всех новых членов Европейского союза обязательство рано или поздно перейти на
евро является непременным условием вступления в союз.
Евро состоит из 100 центов (иногда называемых евроцентами). Все
монеты евро, включая памятные монеты достоинством в 2 евро, имеют одну общую
сторону, на которой обозначено достоинство монеты на фоне изображения 16 стран
еврозоны. С другой, «национальной», стороны находится изображение, выбранное
той страной, в которой отчеканена монета. Все монеты могут использоваться во
всех странах, в которых евро был принят в качестве официальной валюты.
2. Банковская
система Испании
Современную структуру банковской системы Испании можно представить
следующим образом:
1) государственные кредитные учреждения;
а) Центральный банк;
б) Ипотечный банк, Стройбанк, Промышленный банк,
Сельскохозяйственный кредитный банк, Банк местного кредитования, Центральная
касса по кредитованию мореплавания и рыболовства, Внешнеэкономический банк;
2) частные банки;
3) сберегательные кассы;
4) кредитные кооперативы.
В настоящее время в Испании насчитывается 132 банка.
Многочисленные филиалы банков существуют во всех городах. Banco de Espana – Центральный
банк Испании.
Банки и сберегательные кассы играют важнейшую роль в испанском
финансовом секторе, как в силу деловой активности, так и в связи с их
присутствием во всех сегментах экономики. В испанской финансовой сфере, с
момента учреждения Европейской системы Центробанков (ЕСЦБ) и Европейского
центрального банка (ЕЦБ), были пересмотрены функции, которые исполнял Банк
Испании, участвуя в осуществлении следующих основных функций, переданных ЕСЦБ:
– Определение и исполнение валютной политики в Зоне евро в
целях поддержания стабильности цен в этой зоне
– Проведение валютнообменных операций, хранение и управление
официальными валютными резервами государства.
– Развитие должного функционирования платежной системы в Зоне
евро.
– Выпуск банковских билетов, имеющих официальное хождение.
Кроме того, Банк Испании, согласно положениям «Закона об автономии»,
обладает следующими функциями:
– Осуществление надзора за платежеспособностью и
деятельностью кредитных организаций и финансовых рынков.
– Содействие должному функционированию и стабильности
финансовой системы и национальных платежных систем.
– Разработка и публикация статистики, имеющей отношение к его
функциям.
– Оказание услуг казначейства и финансового агента по
вопросам государственной задолженности.
– Консультирование правительства и подготовка необходимых
докладов и исследований.
Что касается истории основания и развития Центрального банка
Испании, то Банк Испании (исп. Banco de Espana) – центральный банк Испании.
Основан в Мадриде в 1782 году Карлосом III, в настоящий момент является членом
Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).
Банк был основан под названием Banco Nacional de San Carlos, его
первым директором был французский банкир Франсиско Кабаррюс.
После серии войн с 1793 года по 1814 год, Банк занял у
правительства более 300 миллионов реалов, в связи с чем Правительства Испании
испытывало финансовые затруднения. Министр Казначейства Луис Лопес Бальестерос
(Luis Lopez Ballesteros) в 1829 году создал фонда в 40 млн. реалов для
обеспечения обязательств Банка, Банк в тот же год был переименован в Banco
Espanol de San Fernando.
В 1850-х годах Банк расширил свою деятельность в городах Аликанте
и Валенсия и сменил название на используемое в настоящий момент Банк Испании.
Требуя финансовой поддержки Банка в ходе гражданских и колониальных войн,
правительство Испании в 1874 году предоставило Банку Испании монополию на
выпуск банкнот Испании.
В 1946 году после окончания гражданской войны, правительство
Генерала Франко установило жёсткий государственный контроль над Банком. В 1962
году Банк был формально национализирован. После восстановления демократии в конце
1970-х годах, в Банке были проведена реформа структуры и функций.
В 1994 году после вхождения Испании в Европейский валютный союз,
Банк Испании стал членом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).
Структура управления:
Председатель Банка.
Заместитель Председателя Банка
Управляющий Совет.
Исполнительная Комиссия.
Председатель Банка утверждается Королем Испании по представлению
Председателя правительства Испании.
Действующие в Испании банки являются финансовыми учреждениями,
уполномоченными в качестве таковых, которые осуществляют посреднические
операции со средствами, полученными от своих клиентов, и предоставляют иные
услуги финансового характера.
На 30 июня 2004 года имелось 77 официально зарегистрированных
испанских банков и многочисленные дочерние банки, филиалы, представительские и
корреспондентские отделения за рубежом. Кроме того, 60 зарубежных банков имели
отделения в Испании.
Сберегательные кассы – это кредитные организации, имеющие полную
операционную свободу в сравнении с остальными участниками испанской финансовой
системы. Они учреждены, имея юридический статус частных фондов, созданных в
социальных целях и действующих на чисто рыночных условиях, хотя и реинвестируют
часть полученной прибыли в социальные проекты.
Эти учреждения имеют глубокие корни и давние традиции в Испании,
они привлекают весьма существенную долю частных сбережений и, с точки зрения
работы с активами, характеризуются предоставлением финансирования частному
сектору (через ипотечные кредиты и т.д.). Они также отличаются деятельностью по
финансированию крупных государственных объектов и частных проектов по
размещению и приобретению ценных бумаг с фиксированным доходом.
Испанские сберегательные кассы объединены в Испанскую конфедерацию
сберегательных касс (CECA). Эта кредитная организация была учреждена в 1928 г.
как Национальная ассоциация и финансовый орган сберегательных касс и в
настоящее время насчитывает в своем составе 46 сберегательных касс.
В последние годы банки и сберегательные кассы участвуют в важном
процессе, направленном на оптимизацию их позиций и масштабов в условиях единого
европейского рынка банковских услуг. В рамках этого процесса произошла
дальнейшая интеграция, затронувшая крупнейшие испанские банки и приведшая к
возникновению двух банковских групп (SCH и BBVA), имеющих европейский масштаб и
значительное присутствие в Латинской Америке. Кроме того, на 1 января 2004 года
состоялось международное слияние банков Барклез – Банко Сарагосано, что привело
к созданию шестой по объему полученной прибыли банковской группы в испанском
банковском секторе.
Сеть отделений в банковском секторе росла весьма умеренными и
постоянными темпами до 1999 гг. Однако банки перешли на сокращение числа
отделений и увеличение числа работников на каждое отделение для обеспечения
более индивидуального подхода, а также для расширения набора финансовых услуг с
высокой добавочной стоимостью, что означало перераспределение персонала из
центральных офисов в коммерческую сеть. Однако по сберегательным кассам
наблюдался рост на 3,78%, так как было открыто 770 новых отделений за 2003 год
и первое полугодие 2004 года.
В сфере регулирования следует отметить закон №26 от 17 июля 2003
года, по которому вносятся изменения в «Закон о рынке ценных бумаг» и в «Закон
об акционерных обществах», в целях усиления прозрачности акционерных обществ,
котируемых на бирже.
В отношении сберегательных касс этот закон устанавливает, что те
из них, что выпускают ценные бумаги, принятые к продаже на официальных рынках
ценных бумаг, обязаны ежегодно публиковать отчет о корпоративном управлении,
который должен быть представлен в Национальную комиссию по фондовому рынку
(CNMV) и отражать, среди прочих, следующие аспекты:
– Административную структуру организации с исчерпывающей
информацией о вознаграждениях в органах управления.
– Операции, проведенные с членами Административного совета и
контрольной комиссии сберегательных касс и с политическими группами.
– Вознаграждения, полученные за предоставление услуг
управляющими и руководящими работниками касс.
– Структуру бизнеса и отношения внутри экономической группы.
– Системы контроля рисков.
Помимо сберкасс, в Испании есть коммерческие банки. До 1974 года
они разделялись на депозитные и промышленные (деловые). Начиная с 1974 года
они, следуя мировой тенденции, стали преобразовываться в универсальные. Банки
типа «Ваnса official» занимаются распределением ссуд, выдаваемых на более
выгодных, по сравнению с рыночными, условиях, как в отношении процентной
ставки, так и в отношении доли наличных и срока погашения. Такие ссуды в области
жилищного финансирования являются ипотечными и выдаются на строительство
«защищенного» жилья на срок 15 лет для приобретателя и 3 года «отсрочки» для
жилищно-эксплуатационной фирмы.
Для того чтобы стимулировать выдачу учреждениями квалифицированных
ссуд, финансовые органы, прежде всего, освобождают их от необходимости иметь
обязательные резервы для этих целей. Кроме того, государство «бонифицирует»
процент: ежегодная конвенция гарантирует учреждениям получение определённой
процентной ставки, эта ставка устанавливает долю, выплачиваемую приобретателем
или инвестором, и, как разность, долю, которую покрывают ведомства.
В отношении банков частного сектора («barika privada») государство
применяет жёсткие ограничительные меры. До недавнего времени строго регламентировались
процентные ставки как на депозиты, так и на кредиты. При этом около половины
активных операций банков должно соответствовать установленным пропорциям:
кассовая наличность в размере 18%, казначейские боны – 12%, экспорт – не менее 3%,
инвестиции – не менее 5% и государственные ценные бумаги, – по крайней мере,
13,5%. Если активы банка, обязательные для использования на экспорт, и
инвестиции не очень обременяют банк, так как есть свобода выбора у дебиторов,
то более жёстким является требование, чтобы 25% активов банка шли на
государственные нужды. Строгая регламентация деятельности местных коммерческих
банков до 1978 года сочеталась со строгим банковским протекционизмом. Это
обеспечивало банкам гарантированные высокие прибыли без особых усилий по
преодолению конкуренции.
Что касается функционирования иностранных банков на территории
Испании, то оно происходило постепенно. Экономическое развитие Испании перед
гражданской войной 1936–1939 годов было недостаточным для крупных
капиталовложений. К этому времени в Испании функционировало всего лишь три
иностранных банка: Кредильоне, начавший совершать операции с 1875 года,
Лондонский и Южноамериканский – с 1916 года и Сосьете Женераль – с 1919 года.
Затем протекционистское законодательство 1940 года практически блокировало
любое новое иностранное проникновение. Единственным отступлением от него было
разрешение на деятельность для «Банка национале дэ лаворо», данное в 1941 году.
С этого года лишь 4 филиалам иностранных банков разрешалось функционировать в стране.
В 1962 году был принят закон, согласно которому правительству давалось право на
аккредитацию иностранных банков, но декреты, претворяющие в жизнь этот закон,
были обнародованы лишь в 1978 году. К тому же они были довольно строги и суровы
в отношении иностранных банков. Наконец королевский декрет 1987 года
практически приравнял иностранные банки к испанским, за исключением некоторых
положений. В результате, кроме четырёх упомянутых выше наиболее старых банков и
двух арабо-испанских со специальным статусом, в 1986 году в Испании уже
функционировали восемь испанских банков с иностранным капиталом (среди них BNP
Espana, Barclays bank espanol, City bank Espana, Chase, Nat. Westm.) и 35
иностранных банков, получивших возможность осуществлять свои операции согласно
декрету 1978 года. Последние были привлечены сначала широкими возможностями для
получения прибыли, которыми пользовались испанские банки благодаря низкому
уровню местных налогов и слабой конкуренции. Более того, они нашли обширное
поле деятельности в предоставлении фирмам и компаниям долгосрочных ссуд и
займов, от чего легкомысленно отказались испанские банки. К тому же суть
деятельности коммерческих и инвестиционных банков была практически неизвестна,
и испанское правительство либерализировало проникновение иностранных банков не
только для стимулирования конкуренции, но и для того, чтобы дать «зелёный свет»
этому виду банковской деятельности.
В настоящее время число иностранных банков в Испании составляет
более 40 и они привнесли на местный рынок множество дорогостоящих новшеств,
таких, как, например, вознаграждения за вклады до востребования или
казначейские билеты. Иностранные банки и в дальнейшем будут играть заметную
роль в испанском банковском секторе. Это будет, прежде всего, участие в перегруппировке
местных банков путём покупки мелких банков у больших банков, которые испытывают
нехватку капиталов. Американские, а также английские и другие европейские банки
пытаются в последние годы приобрести часть капитала или купить полностью
испанские банки, чтобы использовать преимущества быстрого экономического
развития страны и растущую «боннаризацию» её населения. Так, в 1989 году
немецкие банки Bayerische Hypotheken и Wechel Bank создали филиалы по
долгосрочному финансированию и лизингу совместно с Banco populare, а также
купили часть его капитала, в то время как Deutsche Bank увеличил долю своего
участия в Banco commercial transatlantico – BANCOTRANS путём публичного
предложения покупки. Банк Bayerische Vereinsbank подписал соглашение о создании
добавочной сети филиалов с банком Banco de Sabadel, Bank of Scotland купил
часть капитала Banco de Santader, французский банк Credit agricole купил два
филиала по финансированию банка Ibecop.
3. Денежно-кредитная
политика Испании
Как уже говорилось, в
денежно-кредитной системе Испании насчитывается около 150 банков. Центральный
банк разрабатывает и реализует кредитно-денежную политику с учётом введения в
стране евро. Характерная особенность банковской системы Испании – исключительно
высокий уровень концентрации и централизации производства и капитала. С
середины 1980-х гг., особенно после вступления Испании в ЕС, этот процесс ещё
больше усилился. На долю 4 ведущих испанских банков приходится свыше 60%
банковских депозитов страны. Высокий уровень централизации капитала характерен
и для испанских сберегательных касс. В начале 1990-х гг. по настоящий день в
результате серии слияний и поглощений были созданы две ведущие сберегательные
кассы, аккумулирующие свыше 90% личных сбережений испанских граждан.
Банковская система
Испании – одна из самых стабильных и ликвидных финансовых систем в Европе. Ее
отличительные особенности – значительный уровень валютных запасов (13,9 млрд.
евро), разветвленная сеть филиалов частных банков и государственных сберкасс.
Доминирующую роль играют банки со 100% испанским капиталом. Лидер по стоимости
рыночных активов – финансовая группа «Банко Сантандер Сентраль Испано».
Мировой
финансово-экономический кризис сильно ударил по позициям Испании, поставив
перед ней вопрос о поиске путей выхода из специфической, как оказалось,
ситуации, в которой оказалось государство.
До нынешнего кризиса,
начавшегося в 2008 году, экономика Испании была наиболее динамичной среди стран
ЕС и привлекала значительный приток инвестиций из-за рубежа. Результатом ускоренного
экономического развития стало создание современной структуры экономики, в
которой доминирует сфера услуг, практическая ликвидация отставания Испании от
крупнейших европейских стран (Франция и Германия) по показателю ВВП на душу
населения.
В последние четыре
десятилетия туристическая индустрия Испании вышла на второе место в мире (после
США) с годовым оборотом в 40 миллиардов евро (2006 г.), что составило 5
процентов ВВП страны. В 1995–2007 гг. Испания создала более половины новых
рабочих мест в ЕС; уровень безработицы сократился с 20% в середине 90-х годов
до вполне приличных по меркам ЕС 7,6% в 2007 году.
Основные факторы
ускоренного экономического роста Испании:
– либерализация
экономики и сокращение роли госсектора;
– стимулирование
развития международного туризма (создание внутреннего спроса на товары и
услуги, в особенности – на строительство объектов туристической
инфраструктуры);
– поток иммиграции
в Испанию из других стран ЕС, привлекаемой сравнительно более низкими ценами на
недвижимость и продукты питания, достаточно качественным медицинским
обслуживанием (особенно – пенсионеры из Англии, Германии, Франции);
– опережающее
развитие ипотечного кредитования, во многом за счет притока иностранных
кредитов.
Именно последнее
обстоятельство оказалось «миной замедленного действия», заложенной подо всей
испанской экономикой: оказалось, что все население Испании, включая
иммигрантов, в течение последних 10–13 лет жили в долг. Его растущие расходы (и
рост жизненного уровня) во многом финансировались за счет кредитов, внутренних
и внешних. Так, уже в 2005 году в целом по стране соотношение задолженности к
доходам населения выросло до 125% (!!!).За счет кредитов гипертрофированно
развивалась и строительная индустрия, доля которой в ВВП и занятости населения
накануне кризиса, в 2007 году составила, соответственно, 16 и 12 процентов.
Особенности финансового
и экономического кризиса в Испании:
В середине 2008 года проблемы
возникают на рынке недвижимости и в потреблении (жизнь в кредит).
Поворотный пункт –
август 2008 года: обанкротился крупнейший девелопер и владелец жилых домов,
отелей, торговых центров (молов) «Мартина Фадеса» (бывшие активы – 11
миллиардов евро, долг по кредитам, которые он не смог рефинансировать – 5,1
миллиарда евро). Далее последовал крах крупнейших строительных и девелоперских
компаний, «цепная реакция» на банки-кредиторы (испанские), паралич
стройиндустрии, резкое ограничение потребительского кредитования, снижение
совокупного спроса. Начавшись в финансовой сфере, кризис стремительно
распространился и на реальный сектор (текстильная и обувная промышленность,
автомобилестроение, судостроение, черная металлургия). Параллельно – сокращение
туризма + поступлений от него (чисто внешний фактор).
Результаты: сначала –
сокращение темпов экономического роста (по 2008 году), а в 2009 году –
абсолютное сокращение ВВП; особенно болезненно – в тех отраслях, в которых
занята большая часть трудоспособного населения (строительство, туризм,
транспорт), затем (во многом под влиянием внешнего фактора) – черная
металлургия, судостроение, автопром (SEAT – собственность General Motors);
рекордный рост безработицы: к июлю 2009 года уровень безработицы составил 17,4%,
общее число испанских безработных превысило совокупную численность безработных
в Италии и во Франции. Прогноз безработицы на 2010 год – 20 процентов (каждый
пятый – без работы).
Кризис в Испании имеет
как общие с другими развитыми странами черты, так и свою специфику: причины
кризиса – во многом общие с другими развитыми странами («пузырь» на рынке
недвижимости, как в США + глобальный экономический спад, вызвавший резкое
снижение спроса на продукцию экспортных отраслей. Для Испании это туризм,
автомобильная промышленность, черная металлургия, судостроение); чисто
испанская специфика (гипертрофированное развитие строительной индустрии); более
глубокий, чем в других крупных странах ЕС с более диверсифицированной
экономикой.
Некоторые эксперты
утверждают, что по своей остроте нынешний кризис занимает во всей истории
Испании второе место. Меры по выводу испанской экономики из нынешнего глубокого
финансово-экономического кризиса (или, как их модно называть, exit strategy)
осуществляются на двух уровнях: наднациональном (прежде всего в рамках
Евросоюза, но с учетом рекомендаций прошедших осенью совещаний «финансовой
двадцатки» – G-20) и национальном. На наднациональном уровне в рамках ЕС
основной упор делается на стабилизации банковской системы и сдерживании
инфляции.
Экономический кризис в
его испанском исполнении имеет свои особенности, при этом являясь неотъемлемой
частью мирового кризиса. Испания – одна из крупнейших экономических сил на
планете, а, следовательно, проблемы, решения и результаты, которые наблюдаются
и будут наблюдаться там, играют важную роль при выборе руководством других
стран необходимых мер для преодоления кризиса.
К числу наиболее приоритетных направлений государственной
экономической политики относится развитие мелкого и среднего бизнеса, роль
которого в экономике страны исключительно велика. На долю 97% компаний с числом
занятых до 50 чел. приходится 46% занятых и 60% общего объёма ВВП. Особым
вниманием со стороны государства (в плане налогового и льготного
стимулирования) пользуется т.н. сектор общественной экономики – компании
трудящихся, кооперативы объединённого труда, общества коллективных действий и
т.д., совмещающие (в отличие от государственных и частных предприятий)
коммерческие и социальные функции.
4. Статистические данные о состоянии денежно-кредитной системы
Испании
Приведенные показатели
утверждены Международным Валютным Фондом и являются частью выпускаемого
финансовыми учреждениями Европейского союза Бюллетеня стандартов распространения данных (Dissemination
Standards Bulletin Board, DSBB).
Табл. 1. Данные о
банковском секторе Испании
Категории и компоненты
|
Ед. изм.
|
Данные
|
|
Дата / Период последних данных
|
Последние данные
|
Данные предыдущего периода
|
|
|
|
Банковский сектор
|
|
* Денежные агрегаты (М3)
|
Миллионы евро
|
10.10
|
1.114.367
|
1.117.928
|
|
* Внутренний кредит
|
Миллионы евро
|
10.10
|
2.584.898
|
2.594.138
|
|
** Кредит государственным органам управления в зоне евро
|
Миллионы евро
|
10.10
|
317.598
|
315.728
|
|
** Кредитная другим секторам резидентов в зоне евро
|
Миллионы евро
|
10.10
|
2.267.300
|
2.278.410
|
|
* Внешний сектор кредит (нетто)
|
Миллионы евро
|
10.10
|
-51.557
|
-47.255
|
|
Банковские счета Центрального
|
|
* Наличные деньги в обращении и депозиты банков-резидентов в
Банке Испании
|
Миллионы евро
|
10.10
|
121.817
|
112.580
|
|
* Кредиты
|
Миллионы евро
|
10.10
|
165.699
|
169.947
|
|
** Кредит органов государственного управления в зоне евро
|
Миллионы евро
|
10.10
|
71.169
|
69.836
|
|
** Кредиты другим секторам резидентов в зоне евро
|
Миллионы евро
|
10.10
|
94.530
|
100.110
|
|
* Внешние активы (брутто)
|
Миллионы евро
|
10.10
|
9.805
|
9.742
|
|
* Внешние обязательства (брутто)
|
Миллионы евро
|
10.10
|
341
|
347
|
|
Процентные ставки
|
|
* Годичные на межбанковском рынке
|
СМИ
|
11.10
|
1,54
|
1,48
|
|
* Годичные казначейские векселя
|
предельная норма
|
11.10
|
2,45
|
1,86
|
|
** 10-летний государственный долг на вторичном рынке
|
СМИ
|
11.10
|
4,69
|
4,04
|
|
* Банковские операции с физическими или юридическими лицами
|
|
Ссуды **
|
|
*** Домашние хозяйства и некоммерческие организации
|
процент
|
10.10
|
3,69
|
3,66
|
|
*** Нефинансовые учреждения
|
процент
|
10.10
|
3,46
|
3,12
|
|
Депозиты **
|
|
*** Домашние хозяйства и некоммерческие организации
|
процент
|
10.10
|
1,71
|
1,7
|
|
*** Нефинансовые учреждения
|
процент
|
10.10
|
1,36
|
1,33
|
|
* Частные облигации на вторичном рынке
|
СМИ
|
10.10
|
3,64
|
3,57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Около 52 млрд. монет, с
общей стоимостью € 15750 млн., было произведено на 16 европейских монетных
дворах, используя 250000 тонн металла.
В таблице 2 представлен
исходный объем эмиссии в 2002 году наличных денег в период между 1999 и 2001
годами. Разный
объем выпускаемых банкнот объясняется тем, что каждый центральный банк стран
еврозоны ответственен за необходимую эмиссию наличных денег и принимает
определенное решение по этому вопросу исходя из потребности в определенном
количестве наличных денег.
Таблица 2
Страна
|
Миллионов банкнот евро выпущено
1 января 2002 года для
каждой страны
|
Бельгия
|
550
|
Германия
|
4,783
|
Греция
|
617
|
Испания
|
1,924
|
Франция
|
2,265
|
Ирландия
|
294
|
Италия
|
2,440
|
Люксембург
|
46
|
Нидерланды
|
659
|
Австрия
|
550
|
Португалия
|
537
|
Финляндия
|
225
|
Итого для начального перехода
|
14,890
|
Как видно на диаграмме Испания занимает четвертое место по
количеству выпущенных в оборот банкнот среди стран, присоединившихся к
Европейскому союзу.
Таблица 3
Наименование
|
Миллионы банкнот выпущено
1 января 2002 года
|
€ 5
|
3,155
|
€ 10
|
3,221
|
€ 20
|
3,406
|
€ 50
|
3,283
|
€ 100
|
1,231
|
€ 200
|
223
|
€ 500
|
371
|
ИТОГО
|
14,890
|
Денежный агрегат может быть определен как сумма денежной
массы в экономике, представляющей собой непогашенный остаток от определенных
обязательств финансовых институтов, которые имеют высокую степень ликвидности.
ЕЦБ установил следующие меры или уровни денежных агрегатов:
Деньги M1, известные как узкие, наличные деньги в обращении
плюс депозиты в евро жителям области за исключением центрального правительства.
Деньги М2 включает М1 плюс срочные депозиты на срок до двух
лет с фиксированной ставкой процента и депозиты с погашением в любой срок до
трех месяцев.
Деньги M3, известные как широкие деньги, охватывающие М2 и
возвратные акции фондового и валютного рынка, кроме акций, срок возврата
которых не превышающий двух лет.
Проведя анализ данных ноября 2009 года и по сравнению с
августом 2008 года Получим такие результаты:
M3 вырос с 9129900 миллионов евро на 9331,6 мм. евро, так как, с помощью
инъекций ЕЦБ. М3 достиг максимума в апреле и равнялся 9480,0 миллиарда, а затем мало-помалу
снизился до вышеупомянутых 9331600 миллионов.
Самое смешное, что в то время как в этом интервале времени М3
вырос на 201,7 мм. евро, М1 увеличился 682,5 млн. евро, то есть в этот период
наблюдается явный сдвиг более ликвидных денег таких как денежные средства и
депозиты до востребования.
В частности, деньги в депозиты увеличились с 3133,6 мм. евро в августе 2008 года
до 3722,2 мм. евро в ноябре 2009 года.
Выводы
Как и большинство стран
мира, Испания имеет свои особенности в денежно-кредитной системе и политике.
Однако, как член Евросоюза, Центральный банк Испании, который так и называется
– Банк Испании, должен принимать решения, считаясь с тем, что он является
членом Европейской Системы Центральных Банков (ЕСЦБ) (англ. The European System
of Central Banks (ESCB)) наднационального органа финансового регулирования,
который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные
центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза.
Зарубежные банки,
приходящие в Испанию, как правило, особого успеха не добиваются. Главная
причина – менталитет испанцев. Они не очень доверяют зарубежным банкам. Так что
доля иностранного участия в банковской системе Испании не превышает 6–7%.
Многие иностранные банки, даже весьма крупные, пытались работать на испанском
рынке с конца 70-ых годов, но вынуждены были уйти, так ничего и не добившись. В
лучшем положении оказались те из них, которые просто покупали испанские банки,
использовали их названия и региональную сеть. Так что, покупка местного банка –
это, пожалуй, единственный способ для иностранного банковского капитала успешно
работать в Испании.
Ипотека в Испании начала
развиваться 25 лет назад, но основной рост был достигнут в последние семь лет.
Сегодня Испания занимает третье место по объему ипотечного рынка среди стран ЕС
(уступая Германии и Великобритании). Объем ипотечного кредитования – около 634
миллиардов евро. Среднегодовой рост объемов выдачи ипотечных кредитов – примерно
16% в год.
В своей практике банки
Испании опробовали многие модели продвижения ипотеки на рынок: привлечение
нерезидентов на испанский рынок недвижимости, поиск «длинных ипотечных денег»,
выработка стратегии выживания в условиях жесткой конкуренции, определение
оптимальных банковских технологий, обязательное страхование недвижимости,
приобретенной в кредит и прочее.
15.03.10 из–за ухудшения
экономической ситуации агентство «Standard and Poor's» понизило суверенный
рейтинг испанской финансовой системы до 3-го уровня, что поставило страну в
одну категорию с Чили, Португалией, США и Соединенным Королевством и позади
Германии, Франции, Италии и Канады. Такая ситуация обусловлена возникновением
существенных потерь финансовой системы из-за роста просроченных платежей по
кредитам, что связано с высокой задолженностью предпринимательского сектора,
увеличением объемов кредитования на фоне экономической рецессии и кризиса
строительной сферы. S & P подчеркивает прочность испанской финансовой
системы и Банка Испании (в подавляющем большинстве небольшие финучреждения
страны несут убытки).
Таким образом, не смотря
на кризис в мировой экономике, которого Испании также не удалось избежать,
сегодня денежно-кредитная система Испании развивается умеренными темпами. Последние
данные показали, что в 2010 году ВВП Испании показал прирост. Политика
государства касательно общественного спроса оказалась действенной, поэтому
можно сказать, что страна медленно, но верно выходит из рецессии.
Вместе с тем,
денежно-кредитная политика нуждается в изменениях, которые бы помогли
финансовому сектору страны вернуть прежние позиции.
Список литературы
1.
http://ine.es официальный
сайт государственной статистики Испании
2.
http://ukrexport.gov.ua/ukr/oglad_economiki/spa
3.
http://spainbusiness.ru
4.
http://stats.oecd.org сайт статистических данных организации
экономического сотрудничества и развития
5.
www.bde.es/webbde/es/
официальный сайт Банка Испании
6.
www.ecb.europa.eu/euro/
официальный сайт Европейского Центрального банка
7.
Вачнадзе Г.Н. Деловая
Испания, тома VI–VII, спецвыпуск
8.
Погорлецкий А.И. Экономика
зарубежных стран: М. – 1998 г.
9.
Сумановский А.Ю. О направлениях и
инструментах денежной политики / Деньги и кредит. – 1992. №11.
|