Денежные реформы
Денежные реформы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного профессионального
образования
Кафедра Финансового Менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Денежные реформы»
Выполнил: Трофимов
Д.И.
Оренбург 2010
Содержание
Введение
1. Цели
и задачи денежных реформ
1.1
Понятие и сущность денежных реформ
1.2
Необходимость денежных реформ
1.3 Роль
денежных реформ в денежно-кредитной политике государства
2.
Стабилизация денежного обращения
2.1.
Понятие денежного обращения
2.2.
Регулирование обращения денег государством
3.
Социально-экономические последствия денежных реформ СССР и России
3.1 Денежная
реформа 1922-1924 годов
3.2
Реорганизация системы кредитования в 1927-1928 гг.
3.3
Кредитная реформа 1930-1932 гг.
3.4
Денежная реформа 1947 года
3.5
Деноминация рубля 1961 года
3.6
Денежная реформа 1992-1993 годов
3.7
Деноминация 1997 года
Выводы и
предложения
Список
литературы
Введение
В
условиях рыночных отношений без укрепления денежной системы добиться
устойчивого экономического роста экономики невозможно. Стабилизация денежного
обращения и снижение инфляционных процессов достигается за счет проведения
центральными банками денежно-кредитной и антиинфляционной политики. Изменение
элементов денежной системы связано с денежными реформами.
Денежные
реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы,
но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных
отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной
экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.
Цель
курсовой работы – изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию,
условия проведения.
В
соответствии с целью можно определить следующие задачи:
-
определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
-
выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных
реформ;
-
рассмотреть основные виды денежных реформ, а так же методы стабилизации
денежного обращения;
- рассмотреть
социально-экономические последствия денежных реформ на примере СССР и России.
1. Цели и задачи денежных реформ
1.1 Понятие и сущность денежных реформ
Денежная реформа – преобразование денежной системы, проводимое
государством с целью укрепления национальной
валюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного обращения и
эффективности экономики
страны.
В ходе денежных реформ изымаются из обращения обесцененные
бумажные деньги, выпускаются новые, изменятся денежная единица страны или ее
золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой.
Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в
наличном денежном обороте, так и в безналичном. При этом необязательно
изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс
национальной валюты.
Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов
организации денежной системы, как правило, ориентированы на долговременную
стабилизацию денежной единицы. Таким реформам обычно предшествуют мероприятия,
связанные с оздоровлением государственных финансов, созданием условий для
укрепления экономики страны.
Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшой
срок отдельные отрицательные явления в денежной сфере.
После отказа от золотого стандарта и повсеместного перехода стран
на неразменные банкноты и казначейские билеты, которые подвержены хроническому
обесценению, денежные реформы не могли обеспечить длительную стабилизацию
денежных систем. С помощью денежной реформы удается добиться лишь временного и
частичного упорядочения некоторых элементов денежной системы.
Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными
актами, направленными на укрепление денежной системы страны.
Необходимость проведения денежной реформы в каждой стране
обусловливается различными причинами:
- экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовой
систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной
валюты (чаще всего иностранной), завышенным курсом национальной валюты по
отношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаются
экономическими кризисами, направлением политики
государства и центрального банка;
- политическими, связанными с изменением политического устройства
или созданием нового государства;
- созданием наднациональных денежных единиц или объединением
национальных денежных единиц.
Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные
политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить
экономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковской
систем.
Общими предпосылками успешного проведения денежной реформы для
всех стран являются:
- политическая стабилизация в стране; рост доверия населения,
предпринимателей к политике, проводимой правительством и центральным банком;
- создание условий для развития национальной экономики, увеличение
предложений на рынке товаров и услуг, которые противостоят деньгам;
- увеличение бюджетных доходов и отказ от эмиссии для покрытия
бюджетного дефицита;
- восстановление доверия к банкам и привлекательности накоплений
денежных средств в кредитной форме;
- наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать
стабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы.
Негативные
социально-экономические последствия инфляции принуждают отдельные государства
влезть к денежным реформам, содержание которых сводится к полной или частичной
перестройке денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Такой
радикальный образ используется государством исключительно тогда, когда
консервативные способы стабилизации денег не срабатывают или не дают
соответствующего эффекта.
Денежные
реформы сводятся к внедрению нового образца купюры с одновременным или постепенным
исключением функциональной. Главной целью является замена через обмен денежных
купюр действующего масштаба цен.
Целью
денежной реформы является также предоставление национальной валюте характера
действительно единственного законного платежного средства и существенного
повышения ее покупательной способности и конвертируемости. Поскольку
“твердость” национальной валюты имеет два тесно связанных между собой, впрочем,
не тождественных аспекта: стабильность обменного курса национальной валюты;
стабильность цен.
Денежные
реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы,
но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных
отношений. Такие реформы характерны при осуществлении в отдельных странах
перехода от биметаллизма к монометаллизму и дальше к бумажно-денежному
обращению. Проведение структурной денежной реформы в широком понимании
предусматривает также переход от денег административно командной экономики к
деньгам рыночной экономики. Они способствуют развитию отношений, характерных
для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного
хозяйства.
2. Стабилизация денежного
обращения
2.1 Понятие денежного обращения
Деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное
движение в сфере обращения, и это движение, связанное, прежде всего с
исполнением функций средства обращения и платежа называется денежным
обращением. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги
находятся в постоянном движении между тремя субъектами: 1)физическими лицами,
2) хозяйствующими субъектами и 3) органами государственной власти. С
углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и
мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие.
Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен
всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С
помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения
товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и
безналичной.
Наличное обращение - движение наличных денег
в сфере обращения при выполнении ими двух функций – средства обращения и
средства платежа. Объём обращения наличных денег составляет в странах с
развитой экономикой менее 10%. Налично-денежное обращение используется при
кругообороте товаров и услуг, при расчетах, при выплате заработной платы,
премий, пособий, страховых вознаграждений по договорам страхования, при оплате
ценных бумаг и доходов по ним, при платежах населения за коммунальные услуги.
Такая форма денежного обращения обслуживает отношения между населением,
отдельными физическими лицами, юридическими и физическими лицами, юридическими
лицами и государством, физическими лицами и государством.
В странах с развитыми экономическими
отношениями значительная часть денежного оборота (до 90% всего денежного
обращения) осуществляется путём безналичного оборота по текущим банковским
счетам. Безналичные расчёты, заменяя оборот наличных денег, уменьшают
потребности в них, ускоряют оборот средств, сокращают издержки производства.
Способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их
перераспределение через финансово-кредитную систему.
Безналичное обращение обслуживает
отношение между юридическими лицами разных форм собственности, юридическими
лицами и кредитными учреждениями, юридическими и физическими лицами и
государством, юридическими лицами и населением.
Объективной необходимостью для экономики
является регулирование денежного обращения. Оно предполагает:
1)
Определение объёма
денежной массы на данный период;
2)
Направление потоков
денежной массы с учётом решения задач в области общественного производства;
3)
Меры по поддержанию
устойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.
Существует 4 варианта целенаправленного
действия государства:
1)
Прямое воздействие на
динамику производства и выпуска на рынок товара;
2)
Снижение или
увеличение скорости обращения денег;
3)
Сокращение или увеличение
денежной массы;
4)
Прямое (директивное)
увеличение денежной массы.
Все преобразования в сфере денежного
обращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ.
После проведения денежной реформы
необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению
достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная
денежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено
необходимое регулирование денежной сферы.
Мерой, призванной устранить негативные
последствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Она
имеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежной
единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по
определенному соотношению (например, 10:1) новой денежной единицей. Подобные
меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся
лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение,
поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной
единицы.
Применяемая терминология для
характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно
оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило,
означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков.
Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций,
проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992 г., когда рубль
выпуска 1992 г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, а также в
1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как
1:100.
Впоследствии в 1996 г. была проведена
замена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10;1 к единице 1961 г.
Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению
номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для
денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было
уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно не могло
характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру,
которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами.
Мерой стабилизации денежной единицы
является также девальвация. В 1998г. в РФ повышенный интерес привлекала к себе
девальвация. Этот процесс был обусловлен сложившимся положением в экономике,
финансовым кризисом неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значение
для расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также при обмене рубля на
иностранную валюту (доллар и др.)
При рассмотрении проблемы девальвации
существуют различия в определении ее содержания, причин, вызывающих ее
осуществление. В процессе анализа проблемы игнорируются различия в характере
денежной единицы и условиях ее функционирования.
Действительно, при функционировании
полноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвацией
понималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в
уменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собой
разумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшении
золотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928 г.
заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз по
сравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936 г.), японской иены
(1937 г.) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежных
единиц».
В приведенных характеристиках
осуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, а
связывается с изменением золотого содержания денежных единиц.
В отличие от ранее существовавших
характеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотое
содержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золото
не производится, изменилось понимание девальвации.
Сравнительно широко распространена
характеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальной
валюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов,
способных обеспечить стабильность ее курса.
Недостаточность подобной трактовки состоит
в том, что в ней в большей или меньшей степени игнорируются такие важные
обстоятельства, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровней
цен на внутреннем и зарубежных рынках, инфляционные процессы,
Определенное влияние на курс валюты оказывают
состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на
изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует
игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями
в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров,
снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках.
Итак, девальвация - такое изменение курса
национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое
сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.
Необходимо учитывать, что изменение и
прежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том
числе:
• повышением заинтересованности в
увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую
сумму рублей;
• ростом цен на внутреннем рынке, особенно
по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального
положения населения;
• снижением ценности рублевых сбережений
(наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках);
• ухудшением условий импорта оборудования
и различных приборов.
Все это должно послужить побудительным
мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению
негативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и для
населения.
Существуют также такие меры стабилизации,
как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних
бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных
денежных знаков в меньшем количестве).
3. Социально-экономические
последствия денежных реформ СССР и России
3.1 Денежная реформа 1922-1924 годов
После революции и Гражданской войны экономика России находилась в
глубоком финансовом кризисе; произошел развал хозяйства и денежной системы
страны. В начале 20-х годов доходы от государственных предприятий покрывали
лишь 14,4% расходов бюджета, остальные расходы финансировались за счет эмиссии
бумажных денег. В стране раскручивалась гиперинфляция, ежедневный рост цен
составлял 1,5-2,0%. Положение осложнялось тем, что в России не было единой
денежной системы. В денежном обращении находилось более 2000 типов денежных и
расчетных знаков, а также ценные бумаги царского и Временного правительства.
Собственные совзнаки официально выпускали среднеазиатские республики.
Отсутствие единой денежной системы, гиперинфляция не позволяли
наладить хозрасчетные отношения, развивать торговлю и денежное обращение.
В целях государственного регулирования денежного обращения,
оказания кредитной помощи предприятиям и содействия в налаживании торговли 16
ноября 1921 года был создан Государственный банк РСФСР, который и проводил
денежную реформу.
11 октября 1922 года Государственному банку было предоставлено
право выпуска банковских билетов (червонцев). Не менее 25% всей суммы
выпускаемых в обращение билетов должно было обеспечиваться золотом и
иностранной валютой, остальная часть- легко реализуемыми товарами,
краткосрочными векселями и иными обязательствами, находящимися в распоряжении
банка.
Червонцы выпускались в обращение в порядке краткосрочного
кредитования народного хозяйства, что и предопределяло их возврат в кассы
Госбанка.
К январю 1924 года червонец стал основной валютой страны,
составляя в общей массе денежного обращения 80%.
Сложившаяся в результате эмиссии банковских билетов система
двухвалютного обращения (твердого червонца и падающего совзнака) не во всех
случаях была удобна. Она создавала почву для спекуляции червонцем, золотом и
иностранной валютой на «вольном» рынке. Наступил червонный кризис. Сначала
валютные спекулянты брали плату за размен червонцев на совзнаки по официальному
курсу, а затем взималась спекулятивная разница за размен совзнаков на червонную
валюту. Чтобы ослабить «разменный голод», повсюду стали выпускаться разменные
боны, кредитные талоны и другие денежные суррогаты. В 1923 году хозяйство
испытывало недостаток в денежных знаках твердой валюты купюрами ниже 10 рублей.
Об этом свидетельствует и положительный опыт эмиссии твердых сертификатов.
Сертификаты были обязательны к приему для всех касс железных дорог, речного и
морского транспорта по курсу золотого рубля. Несмотря на такое ограничение,
сертификаты охотно использовались не только государственными учреждениями, но и
населением при различных расчетах. Все это говорило о необходимости завершения
денежной реформы и выпуске в оборот более мелких частей червонца.
В рамках денежной реформы для упрощения денежного учета и улучшения
обращения денег в 1922-1923 годах были проведены две деноминации. При первой
деноминации (выпуск «знаков 1922 года») 1 рубль вновь выпускаемых денежных
знаков приравнивали к 10 000 рублей старых денежных знаков; при второй
деноминации (выпуск «знаков 1923 года»)- к 100 рублям в «знаках 1922 года» или
к 1 млн. рублей прежних (до проведения деноминации) денежных знаков.
В феврале 1923 года государство приступило к завершению денежной
реформы. Были изданы Декреты о выпуске в обращение государственных казначейских
билетов в 1, 3 и 5 рублей золотом, о прекращении выпуска совзнаков и изъятии их
из обращения по курсу 1 рубль золотом (казначейскими билетами) за 50 000 рублей
дензнаками 1923 года, о чеканке и выпуске в обращение серебряных и медных
монет.
Завершая реформу, государство стремилось сокращать бюджетный
дефицит, сохранять активность торгового и платежного балансов, проводить
мероприятия по поддержанию ценности новых денег путем регулирования цен и
товарной интервенции. Уже с 1 июля 1924 года полностью прекратилось
использование казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, поскольку
бюджетный дефицит был ликвидирован.
Так закончилась денежная реформа 1922-1924 годов, позволившая
создать единую устойчивую денежную систему нового государства.
Уникальность реформы заключалась в том, что Россия возвращалась к
золотому стандарту без размена бумажных денег на золото. Ни один червонец на
золотые монеты никогда не обменивался. Россия первой продемонстрировала
необязательность золотого стандарта для организации стабильной денежной
системы.
Во второй половине 20-х гг. XX в кредитно-денежной системе страны
отмечалось 2 относительно самостоятельных, но в конечном счете взаимосвязанных
процесса: нарастание трудностей и противоречий с одной стороны, и тенденции к
централизации управления кредитом, с другой.
Наметившаяся тенденция к централизации управлением кредитом
неизбежно приводила к подрыву его коммерческих основ, превращению в
разновидность централизованного финансирования.
Централизация
управления кредитом была непосредственно обусловлена ростом централизации
управления промышленностью со стороны синдикатов (промышленных объединений):
Всероссийский текстильный синдикат, Продасиликат, Масложирсиндикат получали
100% банковских кредитов, выделенных соответствующим отраслям; в других сферах
экономики синдикаты также аккумулировали 60-80% объема кредитов.
Сосредоточение
у синдикатов контроля над связями промышленности с банками обусловило характер
реорганизации кредитной системы в 1927-1929 гг., которая проводилась по
следующим направлениям:
1.
жесткое закрепление клиентов за
банками; каждая хозяйственная организация была прикреплена к определенному
банку, в котором она должна была держать счет и получать кредиты;
2.
лишение банков оперативной
самостоятельности (оперативное право управления всей банковской системой было
передано Госбанку);
3.
разграничение краткосрочного и
долгосрочного кредитов. До февраля 1925 г. Промбанк и Электробанк наряду с Госбанком предоставляли как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты
промышленности. Затем все краткосрочные кредитные операции были переданы
Госбанку, а долгосрочные - Банку долгосрочного кредитования промышленности и
электрохозяйства, объединившему Промбанк и Электробанк;
Все
это означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращение
банковского кредитования в разновидность государственного финансирования.
По
мере дальнейшего развития индустриализации и коллективизации сельского
хозяйства выявилась необходимость перестройки системы кредитования. Взаимное
коммерческое кредитование тормозило плановую организацию оборотных средств
предприятий, давало возможность прибегать к внеплановым источникам
финансирования. Политика коммерческого кредитования затрудняло использование
кредита в качестве инструмента внедрения хозрасчета и контроля за работой
предприятий, развитие кредитного планирования, тормозила переход к прямому
планированию денежного обращения.
В то
же время существовали объективные предпосылки для проведения кредитной реформы:
1.
почти полное вытеснение частного
капитала из промышленности и торговли;
2.
быстрый рост социалистического сектора
в сельском хозяйстве;
3.
усиление роли финансово-кредитной
системы в плановом распределении денежных накоплений;
4.
повышение роли Госбанка как
центрального звена кредитной системы;
5.
расширение прямого целевого
кредитования;
Кредитная реформа 1930 г. преследовала 2 главные цели:
установление принципа демократического централизма в работе банков и
концентрация кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства
в одном общенациональном банке. В связи с этим реформа проводилась по следующим
направлениям:
1.
ликвидация взаимного товарного
кредитования и замена коммерческого кредита банковским;
2.
сосредоточение в одном государственном банке-
Госбанке- ресурсов для краткосрочного кредитования;
3.
превращение безналичных расчетов,
осуществлявшихся с помощью банков в основной вид денежных расчетов между
предприятиями и организациями при минимальном использовании наличных денег в
расчетах;
4.
перестройка банковского аппарата по
функциональному признаку, с четким разграничением функций по краткосрочному
кредитованию производства и долгосрочному кредитованию капитальных вложений.
В 1930 г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных
банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. На базе Центрального
сельскохозяйственного банка СССР был организован Всесоюзный
сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. Все операции по
краткосрочному кредитованию сельского хозяйства перешли к Госбанку. На основе
сельскохозяйственных кредитных товариществ были созданы отделения Госбанка
практически во всех районах страны.
Таким образом, Госбанк превратился в институт краткосрочного
кредитования, расчетный и кассовый центр.
Кредитная реформа проводилась параллельно с реорганизацией
управления промышленностью и переводом предприятий на хозяйственный расчет,
перестройкой системы товарооборота, налоговой реформой.
В 1932-1932 гг. кредитная реформа стала осуществляться несколько
иным путем: предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами за
счет предоставляемых Госбанком кредитов, которые погашались выплатами из
госбюджета в течение 1932-1938 гг..; собственные и заемные средства стали
разграничиваться на расчетноми и ссудном счетах, открываемых банком каждому
хозрасчетному предприятию; вместо автоматической оплаты продукции поставщиков
основной формой расчетов стал акцепт-перечисление средств на счет поставщика
после получения согласия покупателя оплатить отгруженный товар; было отменено
кредитование "под план", дававшее практически неограниченную
возможность притока кредитов в экономику.
С мая 1932 г. финансирование и кредитование капитальных затрат
стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений:
Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком, Цекомбанком.
Образованная в 30-е гг. кредитная система, претерпев некоторые
изменения, просуществовала вплоть до 1988 г.
Денежная реформа 1947 года была проведена в СССР с целью
ликвидации в сфере денежного обращения последствий войны. Целью этой реформы
стали укрепление денежной системы на основе отказа от карточной системы
распределения товаров среди населения, ликвидация множественности цен, изъятие
избыточной массы денег из обращения.
Успешному проведению денежной реформы способствовало быстрое
восстановление народного хозяйства после войны, укрепление государственного бюджета
(в послевоенные годы он сводился без дефицита), накопление достаточных товарных
масс как условие отмены карточной системы снабжения, сближение уровня розничных
цен на основе снижения коммерческих и повышения пайковых цен, проведенных в
конце 1946 года.
В ходе реформы в обращение были выпущены денежные билеты нового
образца, которые обменивались на старые из расчета 10:1, вклады населения в
сберегательных кассах до 3000 рублей не подвергались переоценке, от 3000 рублей
до 10 000 рублей - 2:1.
Облигации ранее выпущенных займов обменивались по соотношению 3:1,
за исключением облигаций, свободно реализуемого займа 1938 года, для которых
было установлено соотношение 5:1.
Денежная реформа, сопровождавшаяся переходом к единым
государственным ценам, создала предпосылки для систематического снижения
розничных цен. В 1956 году уровень розничных цен снизился по сравнению с
дореволюционным уровнем в 2-3 раза.
Снижение цен после денежной реформы позволило повысить
покупательную способность рубля и его курс в отношении иностранной валюты. С 1
марта 1950 года курс рубля был переведен на золотую основу, тогда как ранее он
устанавливался косвенно на базе иностранной валюты: до 1937 года - на базе
французского франка, с 1937 года- на базе доллара США. Золотое содержание рубля
в 1950 году было установлено в 0,222168 г чистого золота, курс рубля к доллару США составлял 4 рубля (вместо прежнего курса 5 рублей 30 копеек).
Соответственно был изменен курс рубля по отношению к другим иностранным
валютам.
Денежная реформа 1947 года носила конфискационный характер, но под
конфискацию попадали денежные средства, хранящиеся вне банковской системы (в
основном спекулятивного характера). Сама денежная система в стране не
изменилась, сменились только наименования банковских билетов, которые стали
выпускаться не в червонцах, а в рублях.
В течение десятилетия после реформы 1947 г. в связи с быстрыми темпами развития народного хозяйства значительно увеличились денежные
обороты страны, размеры государственных расходов, а также объемы национального
дохода, которые исчислялись в десятках триллионов рублей.
Учитывая перспективу дальнейшего развития экономики, было принято
решение об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен, т.е. о фактической
деноминации советской валюты. Одновременно также были уменьшены в 10 раз цены
на товары, все виды доходов, платежные обязательства, договоры и т.д.
С изменением масштаба цен изменилось и золотое содержание рубля: с
учетом реального соотношения цен в СССР в новой валюте и цен в ведущих
промышленно развитых странах в их валютах золотое содержание рубля было
повышено в 4,4 раза и установлено в размере 0,987412 г чистого золота.
Проведение реформы никакой экономической необходимостью
обусловлено не было и явилось одним из эпизодов «волюнтаризма». Новые монеты
стали чеканить в 1958 году, бумажные деньги – в конце 1959 года. В мае 1960
года было опубликовано постановление «Об установлении масштаба цен и замене
ныне обращающихся денег новыми деньгами». После чего резко увеличились закупки
товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В
столичных ювелирных магазинах выручка 5-6 мая подскочила в 3 раза. В октябре
1960 начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах по единой методике –
10:1. старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялись в обороте.
В стране работали 28,5 тыс. обменных пунктов. Хождение старых
денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось до 1 апреля 1961
года.
Укрупнение масштаба цен намного сократило издержки, связанные с
организацией денежного обращения. Значительная экономия была получена от замены
бумажных денежных знаков монетой, способной функционировать в обращении гораздо
дольше, чем бумажный рубль.
В результате реформы 1961 г. удалось поддерживать достаточно высокий динамический потенциал советской экономики. При этом улучшились
показатели эффективности производства, быстро возрастал производственный
потенциал. Еще одним важным позитивным результатом экономического развития
рассматриваемого периода стало обеспечение длительного устойчивого роста
жизненного уровня населения.
Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системы
хозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений столкнулось
с непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями и издержками.
В 1992 году после распада СССР России не удалось сохранить единое
рублевое пространство, так как бывшие союзные республики как независимые
государства стали проводить денежные реформы для создания собственных
национальных денежных систем. Это заставило Россию осуществить собственную
денежную реформу с целью "отсечения" наличной денежной массы стран
ближнего зарубежья, где еще обращались советские денежные знаки. Сначала из
обращения изымались банкноты Государственного банка СССР, государственные
казначейские билеты СССР и на территории России функционировали только
банковские билеты (банкноты) Банка России и металлические монеты. Официальное
соотношение между рублем и золотом и другими драгоценными металлами
государством не устанавливалось.
С 24 июня 1993 года в обращении остались только банкноты Банка
России образца 1993 года номиналом в 100, 200, 1000, 5000 и 50000 рублей.
Монеты Банка России и монеты СССР образца 1961 года из обращения изъяты не
были, но они настолько обесценились, что реально купить на них ничего было
нельзя.
Граждане Российской Федерации и лица, имевшие прописку или вид на
жительство на территории России, имели право один раз лично обменять до 100 000
рублей старые купюры на купюры образца 1993 года. Остальные суммы зачислялись
на срочный депозит в Сбербанке России сроком на шесть месяцев с начислением
процентов по счету. Для граждан других государств, временно находившихся на
территории России, при обмене был установлен лимит в 15 000 рублей.
Денежная реформа 1992-1993 годов сформировала российскую денежную
систему, но она не ставила задачи оздоровления денежного обращения и укрепления
позиций национальной валюты. В стране раскручивалась гиперинфляция, нарастал
бюджетный дефицит, сокращался реальный сектор экономики и объем ВВП.
В ходе денежной реформы в России менялись виды денежных знаков, их
обеспечение, была отменена фиксация золотого содержания банкнот, стали
применяться другие методы регулирования денежной массы, инфляции, курса рубля
по отношению к иностранной валюте.
С целью усиления средств защиты денежных знаков в 1995 году в
обращение была выпущена новая серия купюр достоинством в 1000, 5000, 10 000, 50
000, 100 000 и 500 000 рублей. На лицевой стороне новых денежных знаков
использовались специальные маркировки, изменилось их оформление. Такой выпуск
денег не был связан с какими-либо изменениями в денежной системе страны.
В конце 1997 года Правительство Российской Федерации и Центральный
банк Российской Федерации объявили о деноминации. Целью деноминации являлись
упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране.
Деноминация должна была способствовать стабилизации экономики,
сохранению контроля над инфляцией. К этому времени инфляционные процессы в
стране находились под жестким контролем Банка России, нормализовались расчеты в
бюджетной сфере, что привело к росту доходов бюджета.
Обмен на новые денежные знаки достоинством в 5, 10, 50, 100 и 500
рублей происходил в течение 1998 года по курсу 1:1000. По этому же курсу на 1
января 1998 года были пересчитаны все остатки счетов в банках, данные балансов
юридических лиц, включая балансы частных предпринимателей, а также все
обязательства, выраженные в денежной форме, включая заработную плату.
Деноминация рубля должна была стать завершающим этапом
стабилизации денежного обращения в стране после перехода к рыночной экономике,
свободным ценам, гиперинфляции 90-х годов. Однако, августовский кризис 1998
года сорвал временную стабилизацию денежного обращения.
Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко
поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение
означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел
к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.
Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства.
Но при этом необходимо было отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе
финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом
постсоциалистического реформирования в России и требовал реализации более
продуманной и взвешенной стратегии преобразований.
К особенностям развития российской экономики в 1999-2000 гг. можно
отнести следующее:
- девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г. привела к эффекту импортозамещения;
- важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал
рост совокупного спроса;
- благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволили
увеличить доходную часть госбюджета.
Сложившаяся социально-экономическая система России
характеризовалась высокими административными барьерами, засильем и произволом
чиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработка
системы мероприятий по дебюрократизации экономики.
Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста играла
промышленная политика. Ее целью являлась структурная перестройка экономики,
создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и
переход к устойчивому росту.
Выводы и предложения
Денежные
реформы - это упорядочение денежной системы изменения стоимости или замены
обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления
равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстро
стабилизировать денежное обращение стран после войн, революций и других
катаклизм.
Необходимость
проведения денежной реформы в каждой стране обуславливается различными
причинами, в частности:
1.
экономическими, связанными с
расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной
валюте, использованием параллельной валюты (чаще иностранной), завышенным
курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономические
причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики
государства и центрального банка;
2.
политическими, связанными с изменением
политического устройства или созданием нового государства;
3.
созданием наднациональных денежных
единиц или объединением национальных денежных единиц.
Для
успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и
экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономические
процессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем.
Общими
предпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются:
1.
политическая стабилизация в стране;
рост доверия населения, предпринимателей к политике, проводимой правительством
и центральным банком;
2.
создание условий для развития
национальной экономики, увеличение предложений на рынке товаров и услуг,
которые противостоят деньгам;
3.
увеличение бюджетных доходов и отказ от
эмиссии для покрытия бюджетного дефицита;
4.
восстановление доверия к банкам и
привлекательности накоплений денежных средств в кредитной форме;
5.
наличие достаточных золотовалютных
резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты,
сбалансированность товарной и денежной массы.
Список литературы
1.
Родионов С.С, Бабичева
Ю.А. “денежно- кредитное регулирование”, М., 1999 г. Стр. 54
2.
Родионов С.С. Бабичева
Ю.А. “денежно-кредитное регулирование”, М., 1999 г. Стр. 52
3.
Лившиц А. Я., Москва,
1991 г.
4.
Большая Советская
энциклопедия.
5.
Жуков Е.Ф., Деньги
Кредит Банки. М.,«Юнити»,2004г.
6.
Булатов
А.С. Экономика. М.: Бек. 2003. Гл. 14
7.
Маконнелл
К., Брю С., Экономикс., М.: Республика, 1999 г.
8.
Камаев В.Д. Учебник по
основам экономической теории. М.: Владос, 1999.
9.
Экономика. С.Фишер,
Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. – М.: Дело, 2002. 211 стр.
10.
Самуэльсон П. Экономика.
- М: МГП "Алгон" ВНИИСИ. – 2000г.
11.
Данные взятые с
официального сайта Федеральной Службы Статистики Российской Федерации
12.
Гребенников П.И., Леусский А.И.
Макроэкономика: Учебник для вузов, изд. 6-е, Высшее образование, 2008- 654 с.
13.
Современная экономика:
лекционный курс: многоуровневое учебное пособие (под ред. О.Ю. Мамедова) – Изд.
10-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2007- 410 с.
14.
Малахова Н.Г. Деньги.
Кредит. Банки. – Ростов н/Д:Феникс, 2008- 247 с.
15.
Байдукова Н.В.,
Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебник, Юрайт-Издат, 2008- 620 с.
|