Деньги и денежный рынок. Проблемы регулирования денежного рынка
Деньги и денежный рынок. Проблемы регулирования денежного рынка
министерство образования республики беларусь
УО «белорусский государственный экономический
университет»
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики
и управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Макроэкономика»
на тему
Деньги и
денежный рынок. Проблемы регулирования денежного рынка
Бобруйск 2008
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 с., 8
рис., 19 источников.
ДЕНЬГИ, ФУНКЦИИ ДЕНЕГ,
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
Объектом и предметом
исследования являются деньги и денежный рынок.
Цель работы раскрыть
понятие денег и денежного рынка, а также определить основные характеристики
денежного рынка в Республике Беларусь.
При выполнении работы
использовались методы как абстрактно-логический, монографический,
экономико-статистический.
В процессе работы
рассматриваются функции и сущность денег, а также исследуется денежный рынок
Республики Беларусь, его формирование, проблемы регулирования и перспективы
развития.
Автор подтверждает, что
весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников
теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Роль денег в развитии экономики
1.1 Необходимость денег, их природа и содержание
1.2 Функции денег и их роль в экономике
1.3 Денежный рынок: сущность, структура
1.4 Регулирование денежного рынка
2. Денежный рынок Республики Беларусь
2.1 Формирование денежного рынка Республики Беларусь
2.2 Анализ и проблемы регулирования денежного рынка
Республики Беларусь
2.3 Перспективы развития денежного рынка в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
деньги рынок
экономика
Деньги — это
разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации. Подобная ситуация
возникла в ходе развития человечества лишь недавно; так было не всегда. В
прошлом источником энергии, питавшей взаимодействия между людьми, являлись
земля или скот, или рабы, или природные ресурсы (вода, соль, железо), или
оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии
что-то одно — одну вещь или один природный ресурс — ничто из этих вещей или
ресурсов не смогло превратиться в тот колоссальный механизм, каким в наше время
являются деньги — единственное, что пронизывает все стороны человеческой жизни
и составляет основной элемент современной культуры. Сегодня деньги — это
энергия, которая движет миром.
Деньги,
став посредником между продавцом и покупателем, расширили рамки торговых
сделок, делают более ёмким рынок и придают ему большую динамичность. Недаром А.
Смит сравнивал деньги с шоссейными дорогами, которые облегчают передвижение
населения и товаров и ускоряют тем самым экономическое развитие. Ведь чем
быстрее продается товар, тем скорее производитель, получив доход от реализации,
возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует свое дело. А
это будет означать рост ВВП. Поэтому необходимо в экономическом анализе учитывать
деньги, выясняя причины их применения обществом, а также ту роль, которую они
играют в уровне выпуска продукции, общем уровне цен и темпах инфляции.
Очень важным
представляется и тот момент, что в современном сознании «деньги» означают очень
много. Это и символ общественного положения, и фактор материального
благосостояния, и предпосылка духовного развития - и в то же время, - причина
многих преступлений и морального деградирования. Поэтому взгляды на этот
экономический феномен радикально противоположные - от осуждения, например, по
религиозным мотивам, до восхищения их функциональностью. (Б.Шоу).
Деньги являются важнейшим
атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во
многом зависит стабильность экономического развития страны.
Роль денег в нашей стране
возросла. Если раньше дефицитом были товары и люди искали возможность потратить
свои деньги на что-нибудь полезное, то теперь такой проблемы нет - были бы
деньги. Следовательно, дефицитом стали деньги…
Целью работы является составление общего
представления о деньгах и денежном рынке, их происхождении, и роли в экономике
и жизни каждого человека.
1. РОЛЬ ДЕНЕГ В
РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость
денег, их природа и содержание
Деньги возникли в 7—8
тыс. до н.э. как товарные деньги. Иначе говоря, реальные товары использовались
и как средство обмена, и как простой товар. Первоначально в этой роли выступали
те товары, которые охотнее принимались к обмену: скот, меха, морские раковины и
т.д. С развитием процесса обмена функцию средства обращения стали выполнять
серебро, а потом и золото, которые обладали рядом специфических свойств:
1) Стандартизируемостью
(было легко удостовериться в том, что это золото и серебро, определить их вес и
степень чистоты);
2) Портативностью (в
малом весе воплощена большая ценность);
3) Однородностью и
делимостью, что позволяло без затруднений совершать обмен (при делении слитка
на части ценность не теряется);
4) Долговечностью;
5) Редкостью (благородные
металлы достаточно редки).
В качестве денег
использовались золотой песок, самородки, украшения из серебра и золота. Позже
деньгам стали придавать форму слитков с определенным весом металла, а цены
товаров и услуг измерять в весовых единицах серебра и золота. Развитие обмена
привело к чеканке монет, появились денежные знаки, и цены товаров начали
выражаться в денежных единицах. Номинал, указанный на лицевой стороне монеты,
равнялся рыночной стоимости металла, содержавшегося в монете, т.е. деньги были
полноценными. Постепенно монеты стирались, правители догадались, что можно
выпускать и неполноценные (разменные) монеты, частично заменяя золото и серебро
другими металлами, но предлагая их к обмену как полноценные.
Для большинства
европейских государств сначала было характерно обращение серебряных денег.
Серебряный монометаллизм, просуществовал почти до середины XIX в. На смену ему
пришел биметаллизм, роль денег стали выполнять два металла: золото и серебро.
При этом государство устанавливало фиксированное соотношение стоимостей весовых
единиц серебра и золота.
Однако рыночные цены
драгоценных металлов колебались, и рыночные соотношения их стоимостей
отличались от устанавливаемых государством. Это периодически приводило к
вытеснению одних денег другими. Таким образом проявлялось действие закона
Грешама, согласно которому «плохие» деньги вытесняют из обращения «хорошие».
Постепенно серебро было
вытеснено из обращения, и роль денег стал выполнять один металл — золото. К
концу XIX в. золотой монометаллизм установился в большинстве стран (в
Великобритании еще в 1818 г., а в России — в 1897 г.).
Наряду с монетами в
обращение выпускались бумажные деньги. Одной из причин их появления стал тот
факт, что неполноценные монеты выполняли функцию средства обращения не хуже,
чем полноценные. Родиной бумажных денег считается Китай, где они появились еще
в VIII в. Но широкое распространение бумажных денег началось с конца XVII в.,
когда расширение товарного обращения потребовало резкого увеличения количества
денег, однако возросшая потребность в золоте как простом товаре не могла быть
удовлетворена из-за ограниченной добычи золота. Сначала бумажные деньги
являлись представителями полноценных денег, поскольку обеспечивались золотом.
Банки, выпускавшие банкноты, обязывались обменивать их на золото. Таким образом
устанавливался обменный курс национальной валюты. Это были бумажные
конвертируемые деньги.
Система обращения, в
которой в качестве денег одновременно используются золотые монеты и
конвертируемые бумажные деньги, называется золотым стандартом. В условиях
золотого стандарта правительство (или центральный банк) вправе устанавливать
соотношение между количеством банкнот, выпускаемым банками, и золотым запасом
(резервом), имеющимся у них. Таким образом, оно может влиять как на количество
банкнот, так и на размер золотого резерва, т.е. регулировать количество денег в
обращении.
Золотой стандарт
просуществовал в большинстве стран до первой мировой войны, а затем размен
банкнот на золото прекратился, и в условиях возросших военных расходов
государств стала широко использоваться эмиссия неразменных бумажных денег.
Золото перестало выполнять функции денег во всех странах (кроме США), но еще
неоднократно предпринимались попытки восстановить золотой стандарт хотя бы в
урезанном виде. В 1929—1933 гг. произошел мировой экономический кризис, в
результате которого золото было изъято из внутреннего обращения всех стран. В
Великобритании это случилось в 1931 г., в США — в 1933, во Франции - в 1936 г. Правда, США еще до августа 1971 г. разменивали банкноты на золото для иностранных центральных
банков.
Когда роль денег стали
выполнять неразменные бумажные деньги и неполноценные монеты, установился
бумажно-денежный стандарт. Неразменные бумажные деньги не могут превращаться в
драгоценные металлы, это денежные знаки, наделенные принудительным курсом и
выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Так как их курс
устанавливается государством, то бумажные деньги называют еще декретными.
Бумажные деньги не имеют самостоятельной стоимости, если не считать затрат на
печатание. Их обращение в качестве законных денег основано на доверии к
органам, выпускающим их, на вере людей в возможность обменять неразменные
деньги на товары и услуги. Номинальная стоимость бумажных денег и разменных
монет значительно превышает затраты на их выпуск (эмиссию). Разница между ними
составляет доход, называемый сеньоражем. Его получает государство, наделенное
монопольным правом эмиссии денег.
В XX в. происходило
постепенное вытеснение наличных денег безналичными, главным образом депозитами
до востребования, на которые могут быть выписаны чеки, и другими видами
вкладов. Такие деньги иначе называют депозитными, их обращение привело к
появлению чеков.
Чек представляет собой
письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или
переводе на счет другого лица определенной суммы денег. Применение чеков
повысило эффективность платежной системы, так как благодаря им а) сократилось
движение наличных денег, что обусловило снижение трансакционных издержек, б)
упростилась оплата крупных покупок, в) снизились потери от краж денег. Вместе с
тем пересылка чеков занимает определенное время, а обслуживание чекового обращения
связано с расходами.
Приходом ЭВМ в банковскую
сферу вызвано возникновение электронных денег. Они впервые появились в 1970-х
гг. Чеки и наличные деньги стали заменяться пластиковыми кредитными карточками.
Электронные деньги не
имеют вещественного выражения. Это только носители информации. В отличие от
других денег они являются именными (могут быть использованы конкретным лицом) и
имеют интернациональный (не национальный) характер. Электронные деньги (как и
чеки) представляют собой денежные расчетные инструменты, облегчающие расчеты и
позволяющие распоряжаться деньгами, которые хранятся на счете в банке, но сами
не являющиеся деньгами.
В розничной торговле и
сфере услуг в настоящее время используются в основном четыре вида кредитных
карточек: банковские, торговые, карточки для приобретения бензина, карточки для
сферы туризма и оплаты развлекательных мероприятий.
1.2 Функции денег и их
роль в экономике
Деньги играют особую роль
в экономике. Кейнс отмечал, что "деньги играют свою особую,
самостоятельную роль, они влияют на мотивы поведения, на принимаемые решения и
потому невозможно предвидеть ход событий ни на короткий, ни на продолжительный
срок, если не понимать того, что будет происходить с деньгами на протяжении
рассматриваемого периода". В современной экономике под деньгами понимают
особый вид финансовых активов, который можно использовать для сделок. Для того
чтобы быть деньгами финансовые активы должны удовлетворять следующим свойствам:
1) Нулевая (или
ничтожная) эластичность производства. Это означает, что если отдельные субъекты
экономики увеличат спрос на деньги, то это не сможет изменить количество денег,
предлагаемых в экономике.
2) Нулевая (или
ничтожная) эластичность замещения. Она состоит в том, что если субъекты
пожелают увеличить спрос на деньги как средство накопления, что повысит цену
денег, то данный рост не сможет заставить людей заменить деньги какими-либо
другими видами имущества. Вследствие этого дополнительный спрос на средства
накопления не приводит к дополнительному использованию ресурсов для их
производства. Фактически это означает, что количество денег является постоянной
величиной и не реагирует на увеличение количества денег, направляемых для
накопления.
3) Издержки перехода
денег от средства накопления к средству обращения должны быть равны нулю, т.е.
обладать высокой ликвидностью и незначительными издержками обращения. Под
ликвидностью понимают способность к обмену. Благодаря данному свойству субъекты
будут принимать решения о сбережениях или расходах своих денежных ресурсов, не
неся при этом никаких потерь.
В экономической
литературе отмечают, что деньги выполняют следующие функции:
1) Средство обмена;
2) Средство накопления;
3) Счётная единица
Существует точка зрения,
что деньги выполняют следующие функции: мера стоимости, средство обращения,
средство накопления, средство платежа, мировые деньги.
В своей эволюции деньги
существовали в виде
а) товарных денег, т.е.
роль денег выполнял особый товар, выделившийся из товарной массы (золото).
б) декретных денег, т.е.
бумажных денег, которые сами не имеют стоимости, но используются в экономике в
силу закона, принятого государством и доверия к ним субъектов хозяйства ввиду
относительной редкости.
Можно выделить две
основные системы денежного обращения:
1) система металлических
денег, которая характеризуется обращением золотых монет и
бумажных денег, свободно обмениваемых на золотые монеты. Для металлического
обращения характерны два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм – денежная
система, при которой государство законодательно закрепляет роль денег за двумя
металлами (обычно золотом и серебром). Монеты из этих металлов свободно
чеканятся и обращаются на равных условиях. Существует три разновидности
биметаллизма:
а) система
параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными
монетами устанавливается стихийно на рынке;
б) система двойной
валюты, когда соотношение определяется государством;
в) система хромающей
валюты, при которой золотые и серебряные монеты являются законным платежным
средством, но не на равных условиях. Так, чеканка одной из «хромающих» валют
(серебряных монет) производилась в закрытом порядке в отличие от свободной
чеканки золотых монет.
Параллельное обращение
дух металлов в качестве всеобщего эквивалента противоречит сущности денег,
вызывает резкие колебания цен на товары, выраженных в двух валютах, что не
способствует развитию рыночных отношений и укреплению денежной системы. Поэтому
фактически в конце 18-начале 19 в. в ряде государств начался переход к
монометаллизму.
Монометаллизм –
денежная система, при которой один металл является всеобщим эквивалентом денег,
но в обращении одновременно функционируют и другие знаки стоимости (банкноты),
разменные на золото, монеты. В зависимости от характера размена знаков
стоимости на золото различают три разновидности золотого монометаллизма:
а) золотомонетный
стандарт, для которого характерны:
1) обращение как золотых монет, так и знаков золота;
2)выполнение золотом всех функций денег;
3)свободная чеканка золотых монет с фиксированным
содержанием золота;
4)свободный размен золотых монет на знаки золота по
нарицательной стоимости.
Такая денежная система
способствовала усилению свободной конкуренции, развитию производства,
банковской системы, оживлению мировой торговли, вывоза капитала. Это устойчивая,
но дорогая денежная система, поэтому возникла необходимость ограничения чеканки
золотых монет и их вывоза, начался их уход из сферы обращения.
б) золотослитковый
стандарт, при котором банкноты обменивались на слитки золота только при
предъявлении определенной суммы, установленной законом.
в) золотодевизный
стандарт, при котором банкноты стали обменивать на иностранную валюту (девизы),
разменную на золото. Золотодевизный стандарт усилил валютную зависимость одних
стран от других, что явилось основой для создания международных валютных договоров.
2) Система кредитных
денег неразменных на золото, являющихся свидетельством долговых обязательств
государства. Она господствует в настоящее время. Она характеризуется следующими
чертами:
а) господствующее положение
кредитных денег;
б) демонетизация золота;
в) отказ от обмена
банкнот на золото и отмена их золотого содержания;
г) усиление эмиссии денег
в целях кредитования частного предпринимательства и государства;
д) значительное
расширение безналичного оборота;
е) государственное
регулирование денежного обращения.
Каждая страна обладает
своей денежной системой. Элементами денежной системы страны является:
1) Национальная денежная
единица, в которой выражается цена товаров и услуг.
2) Система денег, которые
являются законными платежными средствами в наличном обороте. Основными видами
денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут
являться: бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги; казначейские
билеты; разменные монеты. Казначейские билеты и обязательства государства
обычно ничем не обеспечены и поэтому называются бумажными деньгами. При этом
разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и затратами на
их изготовление составляет доход государства, используемый на покрытие
бюджетных расходов.
3) Система эмиссии денег,
т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение и обращения
денежных знаков. В настоящее время во всех странах используется фидуциарная
система эмиссии денег. Это означает, что деньги печатаются под залог
государственных ценных бумаг.
4) Государственные
органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
5) Правило ввоза и вывоза
национальной валюты и организация международных расчетов.
1.3 Денежный рынок: сущность,
структура
Сеть институтов,
обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги, обычно называется
денежным рынком. Однако использовать этот термин следует с оговорками. Дело в
том, что термин “денежный рынок” означает рынок краткосрочных высоколиквидных
ценных бумаг. Во-вторых, следует подчеркнуть, что деньги, “не продаются” и “не
покупаются” в том же смысле, что продаются и покупаются товары. При сделках на
рынке денег, деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной
стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Как и на любом
ином рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в пересечении кривых
спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает, равенство количества
денег, которые агенты хотят сохранить в своих портфелях активов, количеству
денег, предлагаемому Центральными банками, при осуществлении текущей
денежно-кредитной политики.
Предположим, что
равновесие при заданном денежном предложении денег имеет место при номинальной
норме процента равной 10% , тогда при процентной ставке 8% сохраняется
альтернативная стоимость хранения денег и хозяйственные агенты начнут продавать
свои альтернативные деньгам активы - также, как облигации - стремились
увеличить свои денежные сбережения в их чистом виде. Поступая таким образом,
они понижают рыночные цены на эти виды активов, и вместе с тем, увеличивают
общий доход от рыночных продаж. Если предположить, что норма процента поднялась
до 12,5%, то хозяйственные агенты предпочли бы держать меньшую сумму в форме
денег из общей величины своих портфелей активов, хотя существовали бы денежные
резервы. Они могли бы быть активизированы расширением масштабов кредитных
операций посредством предложений заемщикам более привлекательной нормы ссудного
процента.
Пересечение кривых
предложений и спроса на рынке денег указывает точку равновесия рынка, в которой
хозяйственные агенты желают хранить в своих портфелях активов как раз то
количество денег, которое способна предложить банковская система при проведении
текущей кредитно-денежной политики. Если норма процента превышает уровень
равновесия, хозяйственные агенты не захотят держать в своих портфелях то
количество денег, которое в этот момент предлагается банковской системой.
Действия, предпринятые хозяйственными агентами и банками с целью приспособления
своих портфелей активов к изменившимся условиям, понижают норму процента до
достижения равновесного положения, и наоборот.
Для осуществления определенной
денежно-кредитной политики необходимо проведение измерения денежной массы.
Однако измерение количества денег - весьма непростое дело. Проблема состоит в
том, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или
иной форме выполняют все функции денег. Поэтому не имеется четких оснований для
того, чтобы провести границу для, того чтобы повести границу между собственно
деньгами и другими ликвидными активами. Наряду с уже упоминавшимся агрегатом М1
, необходимо выделить параметр М2, который включает в себя несколько видов
активов, являющимися ликвидными средствами накопления.
Поддержание предложения
денег в стране на таком уровне чтобы, не вызвать ни экономический спад, ни
инфляцию, является функцией центральных банков (Федеральной резервной системы в
США). Воздействуя на экономику посредством расширения ими сокращения обьема
денежной массы (предложения денег) эти органы осуществляют кредитно-денежную
(монитарную) политику.
Цель кредитно-денежной
политики состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы
в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая
необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством
товаров, услуг, рабочих мест. С другой стороны центробанки должны следить,
чтобы в обращении не оказалось слишком много денег и кредитов, потому что такие
излишки всегда приводили к инфляции.
На пути осуществления
кредитно-денежной политики существуют сложности. Например, когда объем денежной
массы увеличивается и в обращение поступает больше денег, то они дешевеют и
банки могут снизить процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение
денег на рынке может повлечь за собой увеличение расходов и тем самым повысить
уровень инфляции. В периоды инфляции те деньги, которые заемщики выплачивают
кредиторам, имеют более низкую покупательную способность, чем те, которые были,
в свое время взяты в долг. Чтобы компенсировать потерю покупательной
способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий
уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации.
Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически
может привести к повышению процентных ставок.
Для проведения монетарной
политики в условиях США Федеральная резервная система располагает четырьмя
основными инструментами:
--- изменение уровня
резервных требований;
--- изменение процентных
ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института
(учетная ставка)
--- покупка и продажа
государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках)
--- определение условий
для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).
Резервные требования - все
банки и финансовые институты создают резервы, то есть откладывали определенную
сумму денег, равную какой то процентной доле их депозитов. Доля депозитов,
которую банки должны откладывать в качестве резервов, называется резервными
требованиями.
Если центральный институт
приходит к выводу, что отдельные потребители и фирмы слишком много покупают и
что инфляция набирает силу, он повышает резервные требования. Когда они возрастут,
то банки не смогут выдавать по- прежнему ссуды своим клиентам и наоборот.
Банки могут взять
дополнительные средства для кредитования своих клиентов, взяв деньги в долг у
регионального отделения центробанка, который в фигуральном смысле играет роль
банкира банков. Процентная ставка по кредитам, которая устанавливается в этом
случае, называется учетной (дисконтной) ставкой. Такие дисконтные операции
привлекают банки, когда они могут взимать со своих клиентов еще более высокий
процент за кредиты.
Значит, если центральный
институт считает необходимым, чтобы выдавалось больше кредитов, то он снижает
учетную ставку и наоборот. В целом считается, что воздействие процентной ставки
на экономику ведет к тому что усиливается экономический рост. Так, снижение средней
ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3
процента.
Операции на открытом
рынке осуществляются посредством купли-продажи государственных облигаций,
которые предусматривают обязательство выплатить долг с процентами. Поскольку в
подобном случае государственные облигации может купить любой желающий, эта
практика получила наименование операции на открытом рынке.
Если центральный
финансовый институт опасается инфляции и хочет уменьшить обьем денег в обращении,
то он продает государственные облигации банкам и населению. Деньги, полученные
за облигации могут немедленно изыматься из оборота. И наоборот, когда этот
институт вновь собирается стимулировать оживление в экономике, государство
выкупает свои облигации, и подобным образом в экономику поступает довольно
большое дополнительное количество наличности. По мере увеличения предложения
денег снижается процентная ставка, и компании берут кредиты в больших обьемах,
что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними.
Между отдельными
секторами рыночной экономической системы существует кругооборот (замкнутый
поток ) доходов и продуктов. В нем в качестве некоей жидкости вращаются деньги.
Зависимость между деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена(1):
МV = Py,
(1)
где М - количество денег,
находящихся в обращении, V -
скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, когда каждая денежная
единица используется для приобретения готовых товаров ), P - уровень цен ( рассчитывается по
отношению к базовому годовому значению, равному 1 ), у - реальный доход, то
есть доход рассчитанный с учетом, влияния инфляции.
Задачи денежных рынков
состоят в том, чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц,
которые зарабатывают больше чем тратят, в руки единиц которые тратят больше чем
зарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, по
которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и
долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых
посредников - банки, взаимные фонды, страховые компании.
Фактически сегодня
существует несколько теорий функционирования денежного рынка. Одной из них
является монетаристская теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца. В то
время как в экономической мысли возобладало мнение, что деньги это не главное в
экономике, то М.Фридман сделал другой вывод: во-первых, эта теория
рассматривает скорость обращения денег как переменную величину, а не константу.
Во-вторых, монетарная теория допускает несовпадение между денежной массой,
показателями валового национального продукта и абсолютным уровнем цен. Основная
рекомендация в стратегии денежно-кредитной политики монетаристской теории
состоит в смягчении негативных моментов в течении делового цикла и центральные
финансовые институты должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую денежную
политику. Постоянный рост денежной массы находящейся в обращении, примерно
равный трехпроцентному уровню роста реального объема производства, характерному
для долгосрочных временных интервалов, представляет собой научную с точки
зрения большинства монетаристов денежную политику.
Монетаризм это только
одно из направлений анализа денежного рынка. Важный вклад в развитие понимания
его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей, которое можно
считать альтернативой монетаризму.
Для теории изложенной
Д.Кейнсом в научной работе “Общая теория занятости, процента и денег”, важны
взгляды о неэффективности денежной политики и необходимости регуляции и
стимулирования экономики посредством изменения налоговой системы и структуры
государственных расходов. На сегодняшний день имеет место синтезирование,
включающее общие для обеих теорий элементов. Согласно современному кейнсианско-неокласическому
синтезу, денежно-кредитная политика и фискальная политика, проводимая
центральным правительством и его финансовыми институтами, предоставляет им
значительные возможности в области контроля за наличным ВНП. Между тем, этот
новый подход не подтверждает уверенности способности обеспечить процветания
экономики и победить инфляционные процессы.
В начале 80-х годов приобрела
значительное влияние “концепция предложения”, близкая к консервативному
направлению, достаточно близко связанному с монетаризмом. Основная идея связана
с тем что надо увеличивать предложение, увеличивать уровень реального объема
производства, посредством уменьшения предельных налоговых ставок, что должно
было бы преодолеть трехпроцентное ограничение, предложенное монетаристами.
1.4 Регулирование
денежного рынка
Денежный рынок представляет собой рынок, на котором ведётся торговля
облигациями за наличные деньги. Смысл операций заключается в том, чтобы обменять
деньги на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, которая
представлена ставкой процента. Равновесие на рынке денег означает, что
спрос на реальные денежные остатки точно соответствует предлагаемому количеству
денег и субъекту безразлично хранить деньги в виде облигаций или владеть
деньгами в форме вкладов в коммерческих банках. При этом в краткосрочном периоде
кривая предложения денег рассматривается в виде вертикальной прямой, что
означает фиксированное количество денег в экономике, т.к. Национальный банк
ставит своей целью поддерживать неизменным количество денег в экономике, а
поведение других субъектов является стабильным и предсказуемым.
Рисунок 1. Равновесие на рынке денег
Примечание.
Источник [6, с.85, рисунок 2.8]
Автоматизм равновесия достигается на рынке денег за счёт изменения спроса
на деньги. Если при данной процентной ставке спрос на деньги окажется больше
предложения денег, то это будет означать, что население увеличит спрос на
облигации, т.к. доходность их будет более высокой, чем денег на вкладах в
коммерческих банках, а рыночная цена облигаций понизится. В результате изменится
структура спроса между наличностью и облигациями. Произойдёт снижение спроса на
деньги и ставки процента, в результате чего установится равновесие на рынке
денег, означающее одинаковую доходность по облигациям и по вкладам. Если же
предложение денег больше спроса на деньги, то это будет вызывать
уменьшение сбережений в облигациях и растущий спрос на деньги для того, чтобы
оформить их в виде вкладов. В результате сформируется равновесие, а ставка
процента станет равна уровню дохода на ценные бумаги.
Равновесие на рынке денег изменяется под действием неценовых факторов,
вызывающих сдвиг кривых спроса на деньги и предложения денег.
Кривая спроса на деньги сдвигается под воздействием:
1) изменения номинального
национального дохода (прямая зависимость);
2) изменения скорости
обращения денег (обратная зависимость);
3) институциональных
изменений на рынке денег, например, появление новых видов депозитов привлекает
сбережения населения и увеличивает возможность коммерческих банков создавать
деньги;
4) изменение ожиданий:
если население ожидает роста ставки процента, то спрос на деньги уменьшается
и наоборот;
5) необъяснимые сдвиги.
Рост спроса на деньги вызывает
рост ставки процента, т.к. обращаясь за кредитами или продавая ценные бумаги,
население способствует ее повышению, ввиду того, что при неизменном предложении
денег растущий спрос может быть ограничен только таким образом.
Рисунок 2. Изменение
равновесия на рынке денег под воздействием неценовых факторов спроса на деньги
Примечание.
Источник [6, с.87, рисунок 2.9 ]
Сдвиг кривой предложении
денег осуществляется под воздействием поведения Национального банка,
коммерческих банков и домохозяйств.
Национальный банк
воздействует на предложении денег через изменение нормы
обязательных резервов, учётную ставку и операции на рынке ценных бумаг. Коммерческие
банки воздействует через изменение резервов, увеличивая или уменьшая избыточные
резервы. Домохозяйства воздействуют с помощью изменения соотношения между наличностью
и депозитами.
Если уменьшается
предложение денег, то это приводит к тому, что сужаются возможности экономики
удовлетворить все потребности хозяйственных субъектов в необходимом количестве
денег, и они (субъекты) согласны платить более высокие проценты за получаемые
деньги. Одновременно происходит повышение доходности ценных бумаг и снижения их
рыночной цены, что позволяет несколько снизить объём спроса на деньги и
установить новое равновесие, характеризующееся меньшим количеством денег и
более высокой ставкой процента.
Рисунок 3. Влияние
изменения предложения денег на равновесие
Примечание.
Источник [6, с.89, рисунок 3.1]
Кривая предложения денег
может принимать различную форму в зависимости от тактических целей
Национального банка. Обычно выделяют три цели:
1) поддержание заданного
количества денег в экономике. В этом случае кривая предложение денег является
вертикальной линией, что характеризует постоянство количества денег в стране.
Национальный банк проводит жёсткую кредитно-денежную политику, имеющую целью
установить контроль над денежной массой. В условиях такой политики любое
колебание спроса на деньги будет приводить к соответствующим изменениям ставки
процента.
Выбор конкретной формы
кредитно-денежной политики Национальным банком во многом зависит от причин
изменения спроса на деньги. Если спрос на деньги изменяется под
воздействием роста цен в экономике, то для того, чтобы предотвратить инфляцию
Национальный банк должен ограничить количество денег в экономике. А это
означает проведение жёсткой кредитно-денежной политики.
2) Поддержание ставки
процента. Кривая предложения денег будет представлена в виде
горизонтальной линии, означающей, что ради поддержки ставки процента на неизменном
уровне Национальный банк идёт на изменение количества денег в экономике. Это
свидетельствует о гибкой кредитно-денежной политике, имеющей цель стабилизацию
ставки процента.
Если спрос на деньги изменяется
под влиянием скорости обращения денег, то Национальный банк утверждает, что
экономику надо изолировать от этого явления посредством изменения предложения
денег, т.е. кривая предложения денег будет горизонтальна. Только в этом случае
удастся сохранить ставку процента, уровень цен и ВНП на прежнем уровне.
Данная политика имеет
слабое место, т.к. если процент поддерживается на неоправданно низком уровне,
то кредитно-денежная политика станет причиной следующего изменения в экономике:
Возрастает номинальный
ВНП, что вызывает повышение спроса на деньги. В краткосрочном периоде
увеличение спроса на деньги увеличит ставку процента, а это приведёт в
банковской системе к росту дополнительных депозитов и соответствующих им избыточных
резервов. Они, в свою очередь, увеличат количество денег в экономике и, как
следствие, увеличится совокупный спрос. Увеличение совокупного спроса
при неизменном потенциальном ВНП вызывает повышение цен и увеличение
номинального ВНП, который в свою очередь способствует росту спроса на деньги.
Т.о. политика Национального банка на поддержании ставки процента на
неоправданно низком уровне способствует инфляции в экономике и вызывает
необходимость повышения ставки процента.
Рисунок 4. Гибкая кредитно-денежная политика
Примечание.
Источник [6, с.92, рисунок 4.3]
3)
Допущение расширения количества денег по мере роста ставки процента. В этом случае
кривая предложения денег является восходящей прямой, характеризующая, что по
мере роста ставки процента Национальный банк увеличивает в некоторой
степени предложение денег. Это представляет собой один из вариантов гибкой
кредитно-денежной политики. Угол наклона кривой предложения денег зависит от
целей Национального банка и его политики. Если ставка процента растёт и
Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, то кривая предложения
денег будет более пологой, т.к. увеличивается эластичность денежной массы по
отношению к ставке процента. Данная политика позволяет Национальному банку
разорвать связь количества денег с ускорением инфляции.
Рисунок 5. Восходящая
кривая предложения денег и равновесие
Примечание.
Источник [6, с.56, рисунок 3.5]
Данная политика
проводится, если спрос на деньги изменяется под влиянием изменения реального
ВНП. Национальный банк проводит политику, направленную на сдерживание денежной
массы в экономике. За счёт этого ставка процента будет автоматически меняться
таким образом, чтобы содействовать новому равновесию на рынке денег и рынке
товаров и не допустить неоправданного роста ВНП.
Отрицательным моментом
проведения данной политики является то, что ставка процента и реальный объём
ВНП являются нестабильными. В период роста спроса на деньги, приводящего к
увеличению количества денег за необходимые рамки, растёт и ставка процента и
реальный объём ВНП. Если спрос на деньги уменьшается ниже контрольной цифры,
то происходит падение ставки процента и реального объём ВНП. Т.к. спрос на
деньги является изменчивой величиной, то это вызывает постоянные колебания
обоих показателей, что затрудняет возможность реального контроля за рынком
денег и рынком товаров.
2. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Формирование
денежного рынка Республики Беларусь
В Республике Беларусь самостоятельный денежный рынок начал
формироваться лишь в начале 90-х годов, после распада СССР с его плановой
экономикой и единым центром в Москве. В 99-х годах экономика Беларуси двигалась
по циклу инфляционного развития. Денежная масса прирастала значительно быстрее,
нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к
превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при
субсидирования производства. На денежном рынке наблюдалось увеличение разрыва
между официальным и “параллельными” курсами твердой валюты. Быстрые темпы
девальвации национальной валюты на теневых рынках привели к существенному
увеличению стоимости импортируемых сырьевых и производственных ресурсов. Вообще
в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке можно выделить два
этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы
регулирования происходивших процессов принципиально различны.
На первом этапе доминировали принципы “народнохозяйственной
необходимости” Отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство и
строительство жилья, обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег
практически по первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся
вследствие постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над
валютной, правительство настойчиво боролось административными методами. Ставка
рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки по кредитованию
агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных предприятий были
отрицательными. На валютном рынке действовали ограничения на расчеты
белорусскими рублями между резидентами и нерезидентами, введенные ещё в 1998г.
Сохранялся заниженный в 2-3 раза официальный курс белорусского рубля по
отношению к твердым и ограниченно конвертируемым валютам. Попытки наладить
изъятие валюты по выгодному для государства курсу приводят к постоянному
изменению правил игры на внутреннем внебиржевом валютном рынке. Его
периодически открывали, закрывали, ограничивали суммы сделок. Были периоды,
когда для покупки одним предприятием у другого суммы валют, превышающей 1000
единиц по одному контракту, необходимо было получить соответствующее разрешение
от министерства, концерна, облисполкома, Мингорисполкома либо одного из главных
управлений Национального банка по областям Беларуси.
Однако попытки поставить валютный рынок под полный контроль
государства не могли увенчаться полным успехом при наличии в стране предприятий
с негосударственной формой собственности и невозможности обойтись без
негосударственных предприятий России, Украины, Казахстана и др. стран при
поставках в Беларусь продукции т.н. критического импорта. Надо было или
полностью избавляться от частных предприятий в Беларуси, или приступить к
поиску иных вариантов.
На наличном рынке тенденции были те же. Однако ситуацию,
сложившуюся с обменом наличных валют, трудно или даже невозможно было
аргументировать интересами государства. Здесь прослеживались интересы несколько
иного свойства. Завышение курса белорусского рубля в обменных пунктах привело к
закрытию большинства обменных пунктов и процветанию теневого рынка. Государство
ежемесячно недополучало в бюджет огромные суммы налогов, исчисляемые
триллионами рублей. Помимо этого, Нацбанк лишился практически единственного
канала пополнения валютных резервов, отсутствие которых лишает его возможности
поддерживать стабильность национальной валюты.
Отсутствие
взаимопонимания с международными кредитными организациями, в первую очередь
МВФ, лишило Беларусь возможности стабилизировать белорусский рубль за счет
внешних источников. Все это не могло не сказаться на общем состоянии белорусской
экономики. У руководства Национального банка и правительства появились мысли об
ошибочности принципов, на которых базируются методы регулирования валютного и
финансового рынков Беларуси.
С участием специалистов
Нацбанка, Минфина, Минэкономики и привлеченных экспертов была разработана
Концепция денежно-кредитной политики на четвертый квартал 1999 и 2000 гг.,
которая вносит серьезные изменения в методы стабилизации национальной валюты и
финансирования экономики. В её основе – комплекс мероприятий, реализация
которых, по мнению Нацбанка, позволит перейти к привязке национальной валюты к
одной из СКВ или корзине из нескольких валют, выходу на единый курс, свободную
конвертацию, отмену обязательной продажи части валютной выручки на бирже и т.д.
Получив одобрение “сверху”, Нацбанк начал реализацию мероприятий, заложенных в
Концепции. Этот период можно назвать вторым этапом развития ситуации на
валютном рынке Беларуси. Либерализация внебиржевого валютного рынка,
ужесточение контроля над объемом денежной массы, снятие ограничения курсов на
наличном рынке вселили надежду на улучшение экономической ситуации.
В 2000 году перед
Нацбанком и во многом перед правительством стояла задача по стабилизации
национальной валюты. И главная из них - отказ государства от столь массивного
участия в экономических процессах.
2.2 Анализ и проблемы
регулирования денежного рынка Республики Беларусь
Инструменты
государственного регулирования экономики играют важную роль в стабилизации экономического
развития. Рынок денег, как показывают события на мировых финансовых рынках, оказывают
серьезное воздействие на общие условия функционирования экономики. С этой точки
зрения анализ эффективности инструментов денежно-кредитной политики имеет
большое значение. Неотъемлемым компонентом процесса развития экономической системы
Республики Беларусь, совершенствования форм и методов государственного регулирования
экономики является эволюция денежно-кредитной политики. В последние годы ее основными
тенденциями стали последовательное совершенствование системы целей и ориентиров,
увеличение эффективности используемых инструментов денежно-кредитного
регулирования. С 2000 г. этот процесс осуществляется в соответствии с Банковским
кодексом Республики Беларусь. В 2006 г. принята новая редакция Банковского
кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития
банковского сектора и формирует предпосылки дальнейшего повышения эффективности
денежно- кредитной политики. Механизм государственного экономического регулирования
в Республики Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического
развития, которые являются общепринятыми в мировой практике. Это – обеспечение устойчивого
долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного
баланса и максимальная занятость населения. В Республике Беларусь, начиная с
2000 года, наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции. Одной из причин этого
была проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика. Рост инфляции
начался в 2007 году и связан, прежде всего, с ростом цен на энергоресурсы, т.е.
инфляция в республику импортируется. Программой Национального банка Беларуси предусмотрено
постепенное ускорение эволюции денежно-кредитной политики в направлении прямого
инфляционного таргетирования. Роль основного инструмента регулирования
процессов в денежно-кредитной сфере придается процентной ставке. Изменение ставки
рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном
денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики. Переход
к режиму прямого инфляционного таргетирования будет зависеть от проведения всех
необходимых подготовительных мероприятий в экономике и денежно- кредитной сфере,
включая создание широкого финансового рынка и повышение значимости процентной ставки
в механизме взаимодействия монетарного сектора с другими секторами экономики. Хотелось
бы сосредоточиться на оценки степени влияния денежно-кредитной политики на
инфляционные процессы в Беларуси, а также на выявлении взаимосвязи между
денежной массой и инфляцией, ставки рефинансирования и денежной массой. Так, можно
сделать вывод, что для достижения целей, таких как укрепление национальной валюты,
поддержание необходимого уровня ликвидности банковской системы и замедление
темпов инфляции, Национальный банк Республики Беларусь до 2007 года проводит
курс по снижению уровня ставки рефинансирования в соответствии со снижением
уровня инфляции в стране. Ставка рефинансирования, достигавшая в 2002 г. 49,2% годовых, уже к 2004 г. составляла 21,3% годовых. За 2005 год она была снижена с 17 до
11% годовых. В 2006 году среднее номинальное значение ставки рефинансирования
составило 10,7 процента годовых. [8]
Ставка рефинансирования
Нацбанка в 2007 году колебалась в пределах 10% -11% годовых. Это было
обусловлено тем, что с 1 февраля 2007 года в целях стимулирования сбережений в национальной
валюте и для нейтрализации инфляционного и девальвационного давления, вызванного
неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11
процентов годовых. По мере нормализации ситуации, а, также учитывая положительные
тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса белорусского
рубля, Национальный Банк с 1 июля по 1 декабря понизил ставку рефинансирования
до 10% годовых. [10]
К началу 2008 года мы видим
поддержание ставки на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте
и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Дальнейшее изменение
ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на
краткосрочном денежном рынке и давать сигнал о направлении монетарной политики.
Тем не менее, влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее
время будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем, что
в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной
потребности в заимствованиях у Центральных банков, и ставки по инструментам рефинансирования
не оказывают значимого влияния на денежные показатели. Денежный агрегат M2
(рублевая денежная масса) — один из важнейших денежных агрегатов, который
используется при разработке экономической политики и установлении количественных
ориентиров макроэкономических пропорций. Он определяется как совокупность денежных
средств в валюте Республики Беларусь, предназначенных для оплаты товаров, работ
и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми и финансовыми ( кроме кредитных)
организациями и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь.
Широко используется
денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), который представлен агрегатом М2
плюс переводные, срочные и условные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных
бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах и драгоценных
камнях юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь. Широкая
денежная масса за 2005 г. выросла на 42,2%, или на 3,7 трлн. рублей (за 2004 г. – на 44,1%). Такое изменение денежного предложения в 2005 г. сопровождалось продолжением позитивной тенденции к снижению скорости обращения денег, что свидетельствует о замедлении
инфляционных процессов. Скорость обращения широкой денежной массы снизилась в
2005 году на 10,7%. [8]
Широкая денежная масса за
2006 г. увеличилась на 39,3%, или на 4,9 трлн. рублей. В структуре широкой денежной
массы увеличилась доля рублевой денежной массы при соответствующем снижении доли
депозитов в иностранной валюте [9]. Денежные агрегаты в 2007 году формировались
под влиянием общеэкономических условий. Широкая денежная масса за 2007 г. увеличилась
на 35,9%, или на 6,28 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы за
2007 г. снизилась на 7,3% (до 5 оборотов). [10]
Широкая денежная масса на
1 апреля 2008 г. составила 24,98 трлн. рублей, а за январь 2008 г. сократилась на 3,7%, или на 0,89 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы в
среднегодовом исчислении с 1 февраля 2008 г. снизилась на 7,3% до 5 оборотов. В структуре широкой денежной массы доля рублевой денежной массы на 1 января
2008 года составила 64,7%. [11]
Как уже отмечалось, за
последние несколько лет Республика Беларусь добилась значительных успехов в
снижении уровня инфляции. Это стало возможным благодаря устойчивому экономическому
росту наряду с проводимой жесткой денежно-кредитной политикой. В 2005 г. в Республике Беларусь был принят ряд мер по сдерживанию роста цен, и, прежде всего на основные
социально значимые товары и услуги. За 2005 г. уровень инфляции составил 12,95%. В области снижения инфляции выработана и последовательно проводится система сдерживания
необоснованного роста цен и их упорядочения в отдельных отраслях. Государство
регулирует цены и тарифы как на важнейшие социально значимые товары и услуги,
так и на товары, оказывающие влияние на уровень цен в других отраслях. В результате
принятых мер инфляция снизилась с 12,95% в 2005 г. до 11,03% в 2006 г. По итогам 2007 года уровень инфляции составил 12,1%, в два раза превысив прогноз.
Прогнозируемый уровень инфляции на 2008 г. составляет 10,6-10,8%. Такой уровень инфляции является основой для обеспечения макроэкономической стабильности и
повышения уровня жизни населения. Но, как показывают данные статистики, уровень
инфляции уже за 8 месяцев превысил прогнозное значение на год. Анализ данных за
2003-2007 годы показал, что ставка рефинансирования и объемы денежной массы не влияют
на инфляцию. Таким образом, можно сделать вывод, что в переходной экономике, какой
является экономика Беларуси, ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной
политики является неэффективной с точки зрения влияния на инфляционные процессы.
Инфляция сдерживается за счет такого инструмента, как операции на открытом
рынке и других инструментов, не имеющих отношения к денежно-кредитной политике.
Однако было установлена взаимосвязь
между ставкой рефинансирования и объемом денежной массы. Аналитическим путем были
подобраны коэффициенты уравнения регрессии, описывающие зависимость ставки
рефинансирования и объемом денежной массы для Республики Беларусь. Уравнение
приняло вид:
М= -1734,4 x R+35090,9, (2)
где R – ежемесячное
изменение ставки рефинансирования.
Как мы видим, подобранное
аналитическое уравнение позволяет прогнозировать изменения объемов денежной
массы в зависимости от ставки рефинансирования (рис. 6, 7, 8).
Рисунок 6. Сравнение
инфляции и ставки рефинансирования
Примечание.
Источник [19, таблица 1]
Рисунок 7. Сравнение
денежной массы и инфляции
Примечание.
Источник [19, таблица 1]
Рисунок 8. Сравнение денежной
массы и ставки рефинансирования
Примечание.
Источник [19, таблица 1]
В результате можно
сделать вывод, что ставка рефинансирования и объем денежной массы не воздействуют
на изменение уровня инфляции, существует четкая взаимосвязь между ставкой
рефинансирования и объемом денежной массы: по мере увеличения ставки объем
денежной массы снижается.
2.3 Перспективы
развития денежного рынка в Беларуси
В настоящее время важной
задачей центрального банка Республики Беларусь является достижение
информационной состоятельности рынка.
Предусматривается обеспечение устойчивости
белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса
по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической
стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения
в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики
на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 году
не должен превысить 5 процентов. Основными каналами наращивания денежного
предложения со стороны Национального банка будут покупка иностранной валюты,
операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах
рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям Национального
банка на аукционной основе. Роль обменного курса в области регулирования
конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в
связи с перемещением в ней акцента на некурсовые факторы (повышение качественных
характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая
политика и т.д.). Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса
белорусского рубля будет способствовать повышению покупательной способности
национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений
населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится
вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь
остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и
иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую
банковскую систему.
В условиях трансформации белорусской
экономики отдельные институты рыночной инфраструктуры уже
созданы, другие находятся в стадии становления (рынок корпоративных ценных
бумаг, страховые, лизинговые, факторинговые организации, трастовые компании).
К 2010 году предусматривается реализовать
следующие направления развития рыночной инфраструктуры:
1) Активизация рынка корпоративных бумаг;
2) Расширение спектра инструментов рынка
ценных бумаг;
3) Развитие системы небанковских
институтов (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые
компании).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хорошо известно, что в современном
массовом сознании деньги представляют собой одно из универсальных проявлений
успеха. Казалось бы, тому, кто имеет много денег, не должно быть
"мучительно больно за бесцельно прожитые годы"... Его успех
выражается цифрами банковского счета. С другой стороны, всякий приличный
человек знает, что не в деньгах счастье. Ряд важных ценностей человеческой
жизни не имеет денежного выражения: не продаются истинная любовь и дружба, а
продажные - недорого стоят. И все же в деньгах оценивают очень многое.
Не трудно заметить, что
понятия "цена" и "оценивать", хотя и имеют один корень, но
совершенно не тождественны. Человеку свойственно оценивать практически все, что
важно в жизни. А вот в денежных единицах, постоянно используемых в качестве
универсального измерителя общественной полезности, какого либо ресурса или деятельности
человека, может быть оценена, измерена важность, полезность, т. е. установлена
цена лишь малой части того, что нам дорого, - это так называемые материальные
ценности. В какой-то степени цена социальных заслуг человека может быть
отражена количеством имеющихся у него наград, почетных званий, дипломов и т.
п., но точность этой оценки трудно охарактеризовать иначе, как "в какой-то
степени"…
К сожалению, для
измерения социальных и духовных ценностей человечество пока не придумало
какого-либо простого, понятного и столь же универсального инструмента, как
деньги. "Социальные деньги", возможно, еще только предстоит ввести в
повседневный обиход в качестве понятия, отражающего социальную полезность
человека. Такие знаки общественной ценности могли бы, наряду с моральными
преимуществами, давать определенные (не очень большие) преимущества
материального характера.
Подведём итог всему
вышесказанному.
1) Значение денег в экономике огромно. От того, как
организовано денежное обращение зависит экономическая и политическая
стабильность в обществе и, следовательно, его благосостояние.
2) Деньги произошли из мира товаров, выделившись в особый
товар, который по своим свойствам наилучшим образом подходил на роль денег.
3) Деньги имеют пять функций: средство обращения, мера
стоимости, средство платежа, средство накопления и средство сбережения.
4) Современные деньги не имеют товарной основы, но
остаются деньгами по следующим причинам: люди согласны принимать их в качестве
денег, государство особым образом защищает присущие деньгам свойства, деньги
имеют ценность, определяемую отношением их редкости к их полезности.
5) Важнейшим
условием стабильности денег и денежной системы в современных условиях является
контроль инфляционных ожиданий и достижение информационной состоятельности
финансовой сферы. Это предполагает проведение активной и взвешенной информационной
политики, повышение транспарентности банковской и финансовой системы в целом.
История денег
свидетельствует об огромном их влиянии на мировые экономические и политические
преобразования. Деньги позволили людям организовать свою жизнь во все более
сложных формах. Деньгами (в качестве определителя стоимости) практически все
может быть оценено или выражено. Всюду, куда приходили деньги, они создавали
общедоступные рынки. Сегодня деньги являются не только средством для рынка, но
и сами стали рынком. Деньги — одна из многообразных форм, которые может
принимать богатство. Организация общества на более высоком и сложном уровне сделалась
возможной и постоянно совершенствовалась с развитием денег и родственного им
рынка. Деньги явились социальным звеном, связывающим людей многочисленными и
многообразными общественными отношениями, языком, понимаемым всеми нациями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Анатолий Тихонов.
Деньги, денежный рынок и асимметрия информации: методологические подходы /
Банковский вестник // Журнал. 2007. №6. – 4 с.
2.
Базылев Н.И.,
Гурко С.П. Экономическая теория: Учебник. – Мн.: Интерпрессервис, 2004.
3.
Кравцова Г.И. Деньги,
кредит, банки: Учебное пособие / – Мн.: БГЭУ, 1997.
4.
Кравцова Г.И. Деньги,
кредит, банки: Учебное пособие / – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.
5.
Кравцова Г.И. Деньги,
кредит, банки, Учебное пособие /. – Мн.: БГЭУ, 2007.
6.
Лемешевский И.М.
Экономическая теория (основы, вводный курс): Учебное пособие для вузов. – Мн.:
ООО «ФУА-информ», 2005. – 672с
7.
Макконнел К., Брю
С. “Экономикс”:"Азербайджан",
1992.
8.
Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического развия Республики Беларусь на период
до 2020 г./Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь;
Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Мн.: Юнипак. — 200 с.
9.
Национальная
экономическая газета, информбанк, Деньги (в. за 1999-2001 г.)
10.
Тенденции в
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2005 года. // Банковский вестник
// Журнал. 2006 - №8(337).
11.
Тенденции в
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2006 года. // Банковский вестник //
Журнал. 2007 - №6(371).
12.
Тенденции в
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2007 года. // Банковский вестник
// Журнал. 2008 - №6(407).
13.
Тенденции в денежно-кредитной
сфере Республики Беларусь в январе 2008 года. // Банковский вестник // Журнал. 2008
- №9(410).
14.
Тихонов А.О.
Анализ денежного равновесия и денежно-кредитная политика: теоретико-методологические
аспекты, практические выводы и перспективы // Банковский вестник. 2000. № 40.
Тема 14.
15.
Тихонов А.О.
Инфляционные факторы в макроэкономических моделях // Бел. экон. журнал. 1999. №
2. Темы 2, 3, 4, 9, 10, 11.
16.
Тарасов В.И.
Деньги, кредит, банки: Учебное пособие /– Мн.: Мисанта, 2003. - 512 с.
17.
Национальная
библиотека Республики Беларусь. #"#">
|