бесплатные рефераты

Деятельность фонда социального страхования

Деятельность фонда социального страхования

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1 Сущность и назначение фонда социального страхования

1.1 Экономическая сущность системы социального страхования 

1.2            Источники формирования и направления использования средств бюджета ФСС РФ

Глава 2 анализ функционирования системы социального страхования на примере филиала ФСС г. Заводоуковска

2.1    Основные задачи и функции филиала ФСС г. Заводоуковска

2.2    Анализ формирования и направлений расходования средств филиала ФСС г. Заводоуковска

Глава 3 совершенствование системы социального страхования в современных условиях

3.1 Реформирование системы социального страхования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


ВВЕДЕНИЕ


В переходной экономике проблема развития и совершенствования системы социального страхования, организационным воплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острой и актуальной. Совершенствование государственной системы социального страхования приобрело особую актуальность еще и потому, что в условиях транзитивной экономики не существует гарантий занятости населения, месяцами не выплачивается заработная плата. Получение гарантированных государством социальных пособий через Фонд социального страхования нередко является единственным средством существования для человека. Настоятельная необходимость решения методических вопросов контроля финансовой деятельности ФСС РФ и отсутствие обоснованных рекомендаций его осуществления также свидетельствуют об актуальности и практической значимости избранной темы в качестве предмета дипломной работы.

Цель дипломной работы – провести анализ источников формирования, направления использования средств регионального отделения Фонда социального страхования филиала № 4 города Заводоуковска и рассмотреть его роль в социальной поддержке населения.

В соответствии с поставленной целью для написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты и выявить сущность системы социального страхования; рассмотреть источники функционирования ФСС РФ; изложить основные задачи и функции регионального отделения ФСС РФ филиала № 4 г. Заводоуковска; проанализировать процесс формирования и направления расходования средств регионального отделения ФСС РФ филиала № 4 г. Заводоуковска; выявить пути совершенствования системы социального страхования в современных условиях.

Объектом исследования является финансовая деятельность регионального отделения Фонда социального страхования филиала № 4 города Заводоуковска.

Предметом исследования явились источники формирования и направления использования средств регионального отделения Фонда социального страхования филиала № 4 города Заводоуковска.

Для решения поставленных задач использовались учебные пособия, материалы периодической печати, официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации, информация регионального отделения Фонда социального страхования филиала № 4 города Заводоуковска.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты существования Фонда социального страхования. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов сущности системы социального страхования.

В главе второй более подробно рассмотрены задачи и функции регионального отделения ФСС РФ филиала № 4 г. Заводоуковска; приведен анализ формирования и направления расходования средств регионального отделения ФСС РФ филиала № 4 г. Заводоуковска.

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития системы социального страхования.


ГЛАВА 1 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1        Экономическая сущность системы социального страхования


Социальное страхование одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Общепризнанно, что это один из реальных механизмов регулирования социально-трудовых и общественно-экономических отношений. Широкая сфера деятельности, которая охватывает и тех, кто организует производство работодателей, и тех, кто работает на предприятиях, а также тех, кто профессионально работает в этой сфере. [21]

Социальное страхование - важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования. В этот день с высочайшего соизволения Императора Николая II в Российской империи были введены "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". Но корни социальной защиты людей уходят в более глубокие слои истории. [29]

Началом становления можно считать и 1881 год, когда Обществом для содействия русской промышленности и торговле было сделано представление Министру внутренних дел и управляющему Министерства финансов об устройстве государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев и государственной пенсионной кассы для трудящихся.

Остановимся на основных этапах развития системы социального страхования в России. [3]

Первым серьезным шагом можно считать положение о социальном обеспечении трудящихся, которое было принято в 1918 году. Оно гарантировало всем наемным работникам независимо от характера труда пособия при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.

В 1922 года выплата пособий передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обретает единый бюджет.

С 1931 года за счет средств социального страхования начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха, а также детских оздоровительных лагерей.

С 1933 года социальное страхование переходит под управление профсоюзов. Это был первый этап становления системы социального страхования. Особенностью этого периода можно считать, что в государстве российском были заложены основы государственного социального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряд декретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщего страхования трудящихся масс и населения страны. [21]

Второй, и самый длительный этап развития социального страхования, продлился 60 лет и имел как положительные, так и отрицательные стороны.

С принятием постановления Совета Министров СССР в 1964 году "О государственном социальном страховании членов колхозов, специалистов, главных бухгалтеров" впервые отдельные категории работников сельского хозяйства стали получать пособие на лечение и отдых. Особенно много новых постановлений по улучшению социального страхования трудящихся было принято в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.).

Это и увеличение пособия по уходу за больным ребенком, улучшение обеспечения пособиями неработающих инвалидов, пособия женщинам по беременности и родам. Особое значение имело совершенствование правил исчисления непрерывного стажа. Были введены новые правила учета премий при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. В конце семидесятых годов во всех обкомах профсоюзов вводятся ставки инструктора по социальному страхованию, а затем и ставка заместителя главного бухгалтера по социальному страхованию.[24]

В это время идет активное накопление опыта работы как в России, так и в регионах формируется хорошо подготовленный кадровый состав специалистов.

Общественный характер профсоюзного движения, отсутствие реальных рычагов воздействия на социально-экономические процессы в стране, не могли в полной мере обеспечить выполнение важнейших принципов социального страхования: ответственности общества и государства за бережное отношение к личности, государственные гарантии, связанные с обеспечением по социальному страхованию, ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных и личную ответственность работников за сохранение своего здоровья и трудоспособности. И именно это сыграло определяющую роль в переломный период развития страны.[14]

Полтора последних десятилетия экономических реформ в России определили третий этап в развитии социального страхования. Резкий спад в экономике, появление различных форм собственности, переход к рыночным отношениям сказались на социальной защищенности граждан. В масштабах страны назрела необходимость принимать решение, которое бы способствовало совершенствованию управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся, повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Такой документ появляется в конце декабря 1990 года. На основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов 1 января 1991 года был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом возлагалось на Совет Федерации независимых профсоюзов.[10]     

В это время в стране нарастающими темпами идет приватизация, появляются все новые и новые предприятия, изменяются формы собственности. В погоне за прибылью многие предприятия, вновь образованные акционерные общества, различные коммерческие структуры начинают искусственно занижать расходы на социальное страхование своих работников, свертывать оздоровительные программы на своих предприятиях, в том числе и санаторно-курортное лечение. Отчетливо просматривается тенденция ущемления прав граждан в сфере социальной защиты, поскольку предоставление гарантируемых государством пособий, путевок на санаторно-курортное лечение увязывалось с профсоюзным членством.

В целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования в августе 1992 года Президент России подписывает Указ, согласно которому Фонд социального страхования Российской Федерации становится самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. [15]

Таким образом, в начале 90-х годов теперь уже прошлого 20 века, государство возвращает себе функции управления средствами социального страхования.

Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. С января 2000 года региональное отделение выполняет функции страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это второе не менее серьезное направление деятельности Фонда. И вне зависимости от того, есть ли у предприятия средства, платит ли оно страховые взносы на этот вид страхования, его работникам обеспечены все необходимые выплаты.[19]

Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования РФ».

Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (5).

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования РФ (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации». [43]

ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства ФСС РФ не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. [43]

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

1.                региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

2.                центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

3.                филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. [42]

Основными задачами ФСС РФ являются:

·                   обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

·                   участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

·                   осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

·                   разработка совместно с Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

·                   организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

·                   сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. [43]

Средства Фонда образуются за счет:

·                   страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

·                   страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

·                   страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

·                   доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

·                   добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

·                   ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

·                   прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). [44]

Существование государственного социального страхования — это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому в большинстве стран государство создает специальные фонды, посредством которых оно концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны.

Государственное обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной зашиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам.[42]

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики. К числу основных социальных рисков относятся:

- риски утраты трудоспособности с возрастом;

- риски утраты трудоспособности по инвалидности;

- риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

- риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

- риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая. [27]

Сейчас Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

- установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

- установление видов обязательного социального страхования;

- установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

- установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

- установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

- утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

- установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

- установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

- установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

- определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

- управление системой обязательного социального страхования. [45]

Управление Фондом социального страхования осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

4) разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.


1.2   Источники формирования и направления использования средств бюджета ФСС РФ


Фонд социального страхования, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках.

Средства Фонда образуются за счет:

·                   страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

·                   страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

·                   страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

·                   доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

·                   добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

·                   ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

·                   прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы — 92% от общей суммы доходов. [8] До 2001 г. размер страховых взносов составлял 5,4% от фонда оплаты труда. С введением с 1 января 2001 г. единого социального налога ставка отчислений в ФСС была снижена до 4%. Причем эта ставка стала регрессивной. С 1 января 2005 г. размер страховых взносов в ФСС был сокращен до 3,2%, а с 1 января 2006 г. — до 2,9%. Сегодня по ставке 2,9% производят отчисления в ФСС организации, предприятия. Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; фермерские хозяйства отчисляют в ФСС 1,9% фонда оплаты труда. И эта ставка также является регрессивной.[8]

От уплаты взносов в ФСС освобождены:

1) Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;

2) общественные организации инвалидов, предприятия, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.

Все выплаты из ФСС можно условно разделить на три группы:

1) выплаты по временной нетрудоспособности;

2) санаторно-курортное лечение;

3) социальная помощь семьям, имеющим детей. [42]

Аккумулированные в Фонде средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования. Например, в 2007 году средства Фонда направлялись на НИОКР; государственные капитальные вложения на развитие центров реабилитации Фонда социального страхования РФ; социальную политику, социальную помощь, в том числе на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных аварий; пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, другие социальные пособия; единовременные страховые выплаты для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда; оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников; оздоровление детей; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные расходы.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Примерно 75% взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечении финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.[43]

Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.

Средства государственного социального страхования относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Основная часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 22%) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями, часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные выплаты по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, компенсации гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п. Часть средств ФСС направляется в Пенсионный фонд для компенсаций семьям военнослужащих и иных компенсационных выплат. [44]

В целом выделение в качестве самостоятельного Фонда социального страхования позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.

В то же время существующая в России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и надбавок для страхователей в зависимости от уровня производственного травматизма и профзаболеваемости на каждом конкретном предприятии. Согласно этой точке зрения, необходимо, чтобы те предприятия, которые не обеспечивают хороших условий труда, низкого травматизма и низкой заболеваемости, платили больше. А те предприятия, которые, наоборот, обеспечивают более благоприятные условия, платили меньше. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы Фонда социального страхования РФ такой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системе социального страхования и более активно привлекать в систему социального страхования негосударственных страховщиков (акционерных страховых компаний). [41]

Сегодня высказывается и такое предложение, чтобы Фонд социального страхования был лишь фондом социального обеспечения, т.е. обеспечивал по минимуму выплату каких-либо социальных выплат, помогал наименее обеспеченным людям в случае беды.

Страхованием, которое предполагает решение многих технических вопросов, должны заниматься профессиональные страховщики, которые дойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск, возьмут конкретные суммы страховых взносов на этот риск. При этом должны быть более широко использованы актуарные расчеты при определении тарифов страховых взносов.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о ФСС РФ. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных лиц.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации. [36]

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным ФЗ от 28.11.2009 N 297-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. [48]

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются: страховые взносы; межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ