бесплатные рефераты

Договор финансовой аренды

p> - начинается срок отсчета лизингового договора;

- лизингодатель освобождается от ответственности перед лизингополучателем за качество и пригодность имущества, гарантийных обязательств поставщика, ущерб, возникающий в результате его использования;

- риск случайной гибели, утраты, порчи, хищения имущества переходит к лизингополучателю;

- лизингополучатель принимает все права лизингодателя по отношению к поставщику, связанные с возможностью напрямую предъявить претензии по качеству имущества, ремонту и гарантийному обслуживанию.

В договоре лизинга должно быть отражено положение, что право собственности на имущество в течении его срока принадлежит лизингодателю.
Лизингополучатель имеет исключительное право владения и пользования предметом лизинга. Доходы, полученные пользователем на лизинговом имуществе, принадлежат лизингополучателю.

Лизингополучатель должен использовать имущество по прямому назначению, указанному в договоре и не имеет права вносить в него изменения и модификации без согласия лизингодателя. В случае если лизингополучатель с согласия лизингодателя, выраженного в письменной форме, произвел за свой счет улучшение предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель имеет право после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости таких улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга. Если же лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшение предмета лизинга, неотделимые без вреда для него, лизингополучатель не имеет права на возмещение стоимости этих улучшений. В любом случае отделимые улучшения являются собственностью лизингополучателя.

В процессе использования имущества лизингополучатель обязан содержать его в рабочем состоянии, эксплуатировать в соответствии с инструкцией, использовать в целях, предусмотренных в договоре, осуществлять текущий и профилактический ремонт, а в оговоренных случаях и капитальный.

Лизингодатель имеет право в любое время провести инспекцию и проверить, по назначению ли используется имущество. Кроме этого, по первому требованию лизингодателя лизингополучатель обязан предоставить информацию о своем финансовом состоянии по форме, которая может быть предусмотрена в лизинговом договоре.

В договоре может быть специальный раздел, где перечислены права и обязанности сторон, или эти вопросы могут быть отражены в специализированных разделах.

Основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизинговых платежей. Этому вопросу посвящается отдельный раздел договора.

В зависимости от формы платежа различают:

- денежные платежи, когда платежи производятся за счет денежных средств;

- компенсационные платежи, когда расчет производится либо товарами, либо путем оказания встречной услуги лизингодателю;

- смешанные платежи, кода наряду с денежными выплатами допускаются платежи товарами или услугами.

В зависимости от применяемого метода начисления лизинговых платежей различают:

- платежи с фиксированной общей суммой. Лизинговая плата в этом случае включает в себя амортизационные отчислении от стоимости арендуемого оборудования, плата за пользование заемными средствами, сумму комиссионного вознаграждения лизингодателю и плату за предоставленные им дополнительные услуги по сделке;

- платежи с авансом (депозитом), когда лизингополучатель имущества сначала предоставляет лизингодателю аванс в момент подписания соглашения в установленном размере, а затем после подписания акта приемки-сдачи выплачивает периодически взносами общую сумму лизингового платежа (за минусом аванса);

- минимальные платежи, предоставляющие собой сумму всех лизинговых платежей, которые должен произвести лизингополучатель за весь период лизинга, а также сумму, которую он должен уплатить, если намерен приобрести имущество в собственность после окончании срока лизинга.

По периодичности выплат выделяют:

- периодические платежи (ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные), уплачиваемые по согласованному сторонами графику, который прилагается к лизинговому соглашению;

- единовременные платежи, применяемые в сочетании с периодическими взносами случаях, если соглашении предусмотрена выплата аванса.

С учетом финансового состояния и платежных возможностей лизингополучателя в договоре могут устанавливаться различные способы уплаты лизинговых платежей, в соответствии, с которыми различаются платежи:

- равными долями;

- с увеличивающимися размерами, применяемые в основном лизингополучателями с неустойчивым финансовым положением, когда на начальном этапе лизинга пользователю удобнее вносить лизинговую плату небольшими взносами, а затем по мере освоения оборудования и наращивания темпов выпуска производимой на нем продукции увеличивать их;

- с уменьшающимися размерами (ускоренные платежи), используемые лизингополучателями с устойчивым финансовым положением, когда в начальный период лизинга пользователь предпочитает погасить большую часть своей задолженности лизингодателю. 1

В случае задержки выплаты лизинговых платежей в договоре должны быть предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков выплат периодических платежей.

Предусмотрено, что в случае просрочки, установленных договором сроков платежей или частичной оплаты от установленной графиком платежей суммы, лизингополучатель уплачивает лизингодателю штраф в размере 0,5% суммы задолженности за каждый день просрочки. Подобная рекомендация Минэкономики
РФ и Минфина РФ представляется, по меньшей мере, странной. В Оттавской конвенции по международному финансовому лизингу (1988г.) ни в одной из 25- ти ее статей не говориться о возможности применения твердо фиксированных штрафов. В ст.13, названной конвенции, предусмотрена ответственность лизингополучателя за невыполнение своих обязанностей по своевременной выплате периодических лизинговых платежей. В этом случае лизингодатель в праве потребовать причитающиеся ему невыплаченные лизинговые платежи вместе с процентами и убытками. При этом в договоре о финансовом лизинге могут быть предусмотрены способы исчисления убытков. Конечно, предусмотренный в примерном договоре штраф в размере 0,5% суммы задолженности за каждый календарный день просрочки не обоснован и в практике работы российских предприятий не применяется. Взимание твердо фиксированного в договоре штрафа возможно только в том случае, если стороны пришли к согласию путем переговоров либо по решению суда, т.к. в случае невозможности разрешения спора путем переговоров после предусмотренной законодательством процедуры, до судебного урегулирования разногласий их передают на рассмотрение в арбитражный суд.

В связи с неустойчивой политической и экономической обстановкой, почти ежегодном пересмотре стоимости основных фондов, в договоре лизинга могут присутствовать конкретные условия, из-за которых возможен пересмотр общей суммы лизинговых платежей, а вместе с ней и оставшихся периодических платежей.

В отдельном разделе определяется порядок страхования имущества и те действия, которые должны быть предприняты при наступлении страхового случая. Как правило, все риски по доставке имущества несет лизингодатель, а все риски после подписания акта приемки-сдачи принимает на себя лизингополучатель. С наступлением страхового случая лизингополучатель обязан согласно договору финансового лизинга предпринять ряд обязательных действий:

- поставить в известность о наступлении страхового случая лизинговую компанию;

- отремонтировать за свой счет поврежденное оборудование и привести его в рабочее состояние;

- заменить за свой счет его другим оборудованием, если оно не может быть отремонтировано, или было похищено или уничтожено;

- выплатить сумму закрытия сделки в том случае, если он не может отремонтировать или заменить имущество;

- обеспечить своевременность и полноту уплаты лизинговых платежей и по окончании срока действия лизингового договора выкупить имущество на договоренных ранее условиях.

В лизинговом договоре обязательно должны присутствовать условия, при которых сделка может быть расторгнута досрочно по инициативе как лизингополучателя, так лизингодателя.

Основной причиной, по которой лизингополучатель может расторгнуть сделку, являются недостатки, обнаруженные при приеме оборудования и исключающие его нормальное использование.

У лизингодателя таких причин намного больше. Они могут быть разбиты на две группы:

- условия, которые освобождают стороны от выполнения договора лизинга и от какой-либо ответственности. В основном эти условия связаны с реализацией договора купли-продажи, который был аннулирован до поставки имущества лизингополучателю или когда продавец оказался не в состоянии его поставить;

- условия, которые связаны с ненадлежащим исполнением своих обязанностей лизингополучателем. Ими могут быть: использование имущества не по назначению, невыполнение обязательств по выплате лизинговых платежей или погашению задолженности по платежам и штрафам, ликвидация лизингополучателя, аннулирование договора купли-продажи по вине лизингополучателя.

В данном случае лизингополучатель должен заплатить лизингодателю так называемую сумму покрытия сделки, которая включает:

- невыплаченную сумму лизинговых платежей с пеней;

- остаточную сумму имущества на момент окончания срока договора, если в нем предусмотрен выкуп имущества;

- неустойку.

Права лизингодателя на досрочное расторжения договора лизинга могут быть гарантированы введением в хозяйственную практику механизма опциона, при котором лизингополучатель получает за определенную плату право выбора, либо продлить договор до истечения нормативного срока службы оборудования, либо выкупить оборудование. Механизм опционов в таких странах, как США,
Германия, Франция относится к обязательным требованиям. В то время как в
Нидерландах опцион носит рекомендательный характер, а в Японии вообще не применяется. 1

При этом в Японии предусмотрена передача лизингополучателю объекта лизинга за нулевое или номинальное вознаграждение.

Дело в том, что лизингополучателю по изменившимся условиям производства может оказаться ненужным оборудование, взятое в лизинг, или его эксплуатация по каким-либо причинам становится нерентабельной. В этом случае предприятию будет выгодно выкупить оборудование до истечения нормативного срока службы, чтобы продать его, сдать в аренду или передать в сублизинг. Все это значительно расширяет права лизингополучателя и предоставляет ему новые возможности в реализации инвестиционной стратегии.

В одном из последних разделов договора описываются действия сторон по завершению сделки в связи с истечением его срока. Возможны три варианта:

Лизингополучатель:

- возвращает имущество лизингодателю;

- заключает новый договор лизинга;

- приобретает имущество в собственность.

Имущество возвращается лизингодателю в работоспособном состоянии с учетом физического износа. При возврате лизингового имущества пользователь должен доставить его в место, указанное лизингодателем и передать его по акту сдачи-приемки, что будет свидетельствовать о выполнении сторонами всех обязательств по договору и его завершении. Все расходы по доставке имущества лизингодателю и ответственность за его сохранность несет лизингополучатель.

Как правило, в финансовом лизинге реализуются второй и третий варианты, так как лизингодатель совершенно не заинтересован в возврате имущества. Ему выгоднее заключить новый договор, на льготных для лизингополучателя условиях, или продать имущество за чисто символическую плату.

Для продолжения аренды лизингового имущества лизингополучатель выходит с этим предложением к лизингодателю, как правило, не позднее 30-ти дней до окончания договора (конкретный срок должен быть указан в договоре). При выполнении всех обязательств лизингополучателя по лизинговым платежам стороны заключают новый договор.

В случае если в договоре лизинга был предусмотрен выкуп имущества, то после уплаты последних лизинговых платежей, стороны заключают договор купли- продажи лизингового имущества, цена которого определена в лизинговом договоре. Право на выкуп имущества лизингополучатель имеет независимо от того, имеется ли данный пункт в договоре или нет (финансовый лизинг). Он может выйти с этим предложением к лизингодателю до окончания договора, согласовать с ним цену, заключить договор купли-продажи, оплатить его и стать собственником имущества.

2. Практика применения финансовой аренды в России.

Рынок лизинговых услуг в России имеет большой потенциал, реализация этого потенциала позволит стране использовать внутренние ресурсы.
Лизинговые компании имеют благодатную почву для собственного развития, опираясь на огромный спрос на новые технологии и оборудование внутри страны, а также на большой опыт развитых стран. В нашей стране из тех организационных форм лизинга, которые приняты за рубежом, получили наибольшее развитие финансовые лизинговые компании и коммерческие банки, занимающиеся лизинговыми операциями. Эта сфера деятельности не осталась без внимания большинства крупнейших банков.

Многие российские банки, участвуя в процессе приватизации, приобретали акции предприятий, ориентируясь на отраслевую принадлежность либо на дешевизну акций без какого-либо отраслевого признака. Это была попытка овладеть как можно большим объемом имущества. Развитие рынка показало, что если эти предприятия не развивать, то они становятся балластом для Банка.
Банки, осознавая перспективу, стали реализовывать на вторичном рынке акции тех предприятий, которые не подходили им по отраслевому признаку, концентрируя усилия на развитие оставшихся. В настоящее время лизинговые компании созданы Сбербанком России, Инкомбанком, Мосбизнесбанком, банком
“Санкт-Петербург” и другими. 1 Так компания “Лизингбизнес”, основным учредителем которой является Мосбизнесбанк, начала действовать ещё в мае
1992 года. Как сообщил “ъ” вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко,
“Лизингбизнес” предоставляет разнообразные лизинговые услуги, ориентированные на различных субъектов рынка. Как и многие другие лизинговые компании, “Лизингбизнес” в первую очередь отдаёт предпочтение сделкам “стандартного” лизинга, при котором компания приобретает выбранное клиентом оборудование и сдает его в лизинг до полного морального или физического износа или до выкупа клиентом оборудования в собственность. а) в отличии от Мосбизнесбанка, Межэкономсбербанк пошел по пути создания собственной компании. В 1992 году приступило к работе российско- германское ТОО “Межсбер-Юраско лизинг”, учредителем которого с немецкой стороны выступила компания Eurasco Trade Consulting Gmbh и выполняющей по сути роль банка. Уставной капитал СП - DM 1 млн. Оно специализируется на международных лизинговых операциях и финансовом лизинге с полной выплатой, уделяя особое внимание развитию малого бизнеса. Сумма одной лизинговой операции составляет ( 100-300 тыс. Компания работает преимущественно с предприятиями, продовольствием, строительством жилья; б) Интеррослизинг создан в ноябре 1994 года “Объдиненным Экспортно-
Импортным Банком” (ОНЭКСИМ БАНК) акционерным коммерческим банком
“Международная финансовая компания”. Идея создания компании заключается в возможности использования перспективных форм финансовых операций, к которым относится лизинг, чтобы в полной мере удовлетворить инвестиционные потребности предприятий. Приоритеты в деятельности компании - сделки с крупными предприятиями отобранными по отраслевому признаку: нефтехимия и нефтегазодобыча, металургические и горно-обогатительные комбинаты, энергетика, система МТС, связь, транспорт, порты и лесная промышленность. В последнее время компания стала обращать внимание среднему бизнесу с объёмом инвестиций до 0,5 млн. долларов США. в) АО “Балтийский лизинг” создано в 1990 году. Его основные учредители
- Промышленно - строительный банк (Петербург), Балтийское морское пароходство, Российская государственная страховая компания и АО “Научные приборы”. Около 85% объема лизинговых операций приходится на лизинг промышленного оборудования для мелкого и среднего бизнеса - мини пекарен, деревообрабатывающего оборудования, мини заводов производства продовольствия.

Для своей деятельности лизинговые компании, созданные крупнейшими банками, привлекают финансовые ресурсы не только банков - учредителей, но и западных инвесторов. Кроме того, поставщики импортного оборудования, учитывая то обстоятельство, что лизинговые компании являются частью мощной финансовой группы, предоставляют ей товарный кредит на весьма льготных условиях (отсрочка платежей, низкие кредитные ставки), которые в свою очередь переносятся на лизингополучателя путем уменьшения стоимости лизинга. Помимо дочерних компаний коммерческих банков все существующие в настоящее время на российском рынке лизинговые компании включают также:

- муниципальные лизинговые компании, создаваемые при участии республиканских или местных органов управления на базе их бюджетов или каких - либо фондов поддержки.

- независимые лизинговые компании, не имеющие, однако, значительной финансовой поддержки. Их учредителями, как правило, являются средние и мелкие компании и отдельные физические лица.

- кэптивные (от английского “captive” - “пленный”, “заключенный”) компании, как правило на 100% принадлежащие одному учредителю. Основной целью их деятельности является осуществление определенных операций, необходимых для наиболее эффективной работы материнской компании. Как правило, это дочерние компании крупных промышленных холдингов и финансово - промышленных групп (например, “Алмазы России - Саха”, ОАО “Лукойл” и др.), основной целью работы которых является удовлетворение потребностей в лизинговом финансировании компаний, входящих в холдинг; для этих последних, лизинг - выгодный инструмент налогового планирования. Отраслями, наиболее привлекательными для применения финансового лизинга в России, справедливо считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (особенно авиа - и судоперевозки), торговля, а также малое предпринимательство.

Как видно из краткой характеристики деятельности лизинговых компаний, их деятельность в последнее время все больше переориентируются на работу по проведению лизинговых операций с субъектами малого предпринимательства. В настоящее время объектами финансовой аренды для малых предприятий являются различные виды мини заводов - по переработке мяса, молока, изготовление пива, растительного масла, хлебобулочных изделий, пекарни, типографии, фотомастерские, транспортные средства и т. д. 1 Финансовая аренда обеспечивает получение оборудования без полной его оплаты, позволяет организовать новое производство без привлечения крупных финансовых ресурсов. Лизингополучатель решает вопросы приобретения оборудования и его финансирование почти одновременно. Лизинговое имущество рассматривается как обеспечение по сделке. В ряде лизинговых компаний (например, “Национальный лизинговый центр”, “Красные ворота”, “Росагроснаб” предусматривается возможность заключения с лизингополучателем договора на приобретение продукции, изготовленной на сданном в лизинг оборудовании, или с учетом расчетов по лизингому договору в натуральной форме. Эта компенсационная форма лизинга будет полезна для малых предприятий, испытывающих затруднение в сбыте продукции.

Одной из наиболее крупных лизинговых компаний, деятельность которых нацелена на работу с малыми предприятиями является ЗАО “Московская лизинговая компания”, созданная 8 ноября 1993 г. Московским фондом поддержки малого предпринимательства. Анализ четырехлетней деятельности
МЛК, по запросам, а их поступило свыше двух тысяч, позволил определить шесть основных групп оборудования, наиболее часто запрашиваемых в лизинг. В
50% случае клиентов интересовало: пищевое оборудование, упаковочное технологическое оборудование, деревообрабатывающее оборудование, оборудование для предприятий торговли и общественного питания, полиграфическое оборудование, автотранспортные средств. В течении 1994 -
1998 гг. были подготовлены и реализованы более 100 проектов на общую сумму свыше 300 млрд. рублей, создано тысяча новых рабочих мест. Опыт привлечения муниципальных ресурсов для развития лизинга стал распространяться и в других регионах - Нижнем Новгороде, Рязани, Туле, Смоленске, Ижевске.
Например, в качестве лизингодателя выступает государственное учреждение -
Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области. Первый лизинговый договор заключен на поставку КамАЗа и двух автобусов. Затем в течении 10 месяцев был проведен ряд конкурсов, по результатам которых заключили 223 договора на 228 автомобилей “Газель” со сроком лизинга на два года. 2

Большие перспективы имеет лизинг для малого предпринимательства и в агропромышленном комплексе. В настоящее время организации, обеспечивающие поставки сельскохозяйственного оборудования и техники в агропромышленный комплекс активно использую лизинг. Регулирование этой деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня
1994 г. №686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)” и от
29 октября 1997 г. №1367 “О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ”, утвердившем порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретении племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).

В агропромышленном комплексе уже действует несколько специализированных лизинговых компаний, которые сами через свои подразделения взаимодействуют с субъектами малого предпринимательства.
Наиболее крупными из них являются “Росагроснаб” и “СБС - лизинг”. В портфеле заказов этих компаний накопилось заявок более чем на 2 млрд. долларов. Росагроснаб является основным структурным подразделением, выполняющим ряд государственных функций по поставке сельскохозяйственной техники. Компания установила лизинговые отношения более чем с 60 тысячами лизингополучателей и с 3 тысячами производителей и поставщиков оборудования зарубежных фирм и банков. В системе “Росагроснаба” более 100 лизинговых компаний, выполняющих функции дилерских центров во всех регионах России.
Срок погашения лизинговых платежей от 3 до 5 лет, контрактные цены на оборудование предусматриваются как фиксированные. Индексация стоимости машин и оборудования для расчета лизинговых платежей не производится в течении всего срока действия лизингового договора. В течении 1994 - 1997 гг. по сделкам международного лизинга “Росагроснаб” потребителям было доставлено техники на сумму более 60 млн. долларов. Эта техника поставлялась из Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Дании.
Вместе с тем для удовлетворения потребности села только в перерабатывающем оборудовании в год необходимо более 80 млн. долларов.

Среди объектов финансовой аренды особое место занимают транспортные средства и авиатехника.

Транспортный лизинг в нашей стране начинался еще в 50-ые годы. В это время практиковался прокат автомобилей, близкий по смыслу к оперативному лизингу. Однако этот период был очень скоротечным. В 70-ые годы внешнеэкономические объединения “Автоэкспорт” и “Совтрансавто” применяли преимущественно по инициативе западных фирм разовые сделки по аренде транспортного оборудования. В начале 90-х годов компания “Промстройлизинг”
(дочерняя структура “Промстройбанка”) сдавала на полгода в лизинг КамАЗы, но вскоре от этой практики отказалась в ввиду чрезвычайно высокой стоимости кредитных ресурсов.1 По оценке руководителя петербургской компании
“Балтлиз” их опыт по сдаче в лизинг автомобилей - иномарок не был успешным.
Некоторые машины попали в руки недобросовестных клиентов, вследствие чего компания имела значительные финансовые проблемы. В то же время, хорошо налажен лизинг транспортных средств в инвестиционном коммерческом банке
«Восток-Запад». В качестве лизингополучателей выступают автотранспортные предприятия, выполняющие международные перевозки, которым в долгосрочный финансовый лизинг предоставлено более 100 грузовых тягачей и полуприцепов ведущих европейских производителей автомобильной техники - “Вольво”,
“Мерседес - Бенц”, “Скания”, “Доф” и др. Сотрудничество с крупнейшими фирмами - производителями грузовой и автотранспортной техники позволило применить схему совместного финансирования проекта и предложить своим клиентам условия (сроки и процентные ставки) на уровне зарубежных стандартов. Лизинговые операции с годовым объемом в 10 млн. DM банк “Восток
- Запад” осуществляет совместно с Московским народным банком (Лондон).

Московская лизинговая компания (МЛК) при законодательной и финансовой поддержке правительства Москвы приступила к проекту поставки небольших грузовиков ЗИЛ - 5301 “Бычок” на условиях лизинга на срок до 2 лет. В стоимость лизинга входит страхование автомобиля от всех рисков, установка противоугонной системы, издержки по регистрации автомашины в ГАИ. В течении срока договора финансовой аренды стоимость автомобиля отражается на балансе лизингодателя - МЛК, а после окончания договора и проведения соответствующих лизинговых платежей, он переходит в собственность лизингополучателя. Общая стоимость этой программы лизинга составляет около
4 млн. долларов США.

Некоторые компании начали реализацию легковых автомобилей на условиях рассрочки платежа, определенных в договоре между партнерами. Финансовый механизм рассрочки платежа похож на лизинг, он близок к нему по сути, но все же несколько отличается от финансового лизинга. Так по договору лизинга лизингодатель является собственником имущества, сдаваемого в лизинг и обязуется предоставить лизингополучателю это имущество за оплату во временное владение и пользование. При продаже в рассрочку право собственности на имущество переходит к его пользователю. По сути это товарный или коммерческий кредит. Конечно же в нашей стране лизинг легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовиков имеет широчайшие возможности.
Сейчас прорабатывается целый ряд проектов развития производства и сборки в
России автомобилей “Опель”, “Фольксваген”, “Дэу”, “Киа”, “Рено” и др.
Расширение транспортного лизинга позволяет создать значительное количество новых рабочих мест на высокотехнологическом производстве со стабильным заработком. Мировой опыт показывает, что этот бизнес динамичный, вложения в него выгодные и быстро окупаемые.

Еще одним объектом договора лизинга, вложения в который выгодны и быстроокупаемы, является авиатехника. 70% российского авиапарка (около 3 тыс. реактивных самолетов) находятся в настоящее время на пределе эксплуатационных возможностей. Из - за того, что российская авиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового поколения, авиакомпании России взяли в лизинг лучшие образцы западной авиатехники.

Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июня 1992 года вступили в эксплуатацию 5 взятых в лизинг новых Airbas A310 - 300. 1 В 1997 году
“Аэрофлот” взял а лизинг 10 самолетов Боинг 737 - 400, оцененных в 350 млн. долларов. Следующий шаг сделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду, хотя, и сильно подержанных, но находящихся в хорошем состоянии. Сегодня в
“Трансаэро” 10 Боингов 737-й и 10 самолетов Боинг 767-й модели. Пока авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик. Однако, это только начало. О приобретении “Боингов” уже думают в самых отдаленных регионах
России - например, “Аэробайкал” уже эксплуатируют первый Боинг 757. За последние два года российские авиакомпании стали брать в лизинг и продукцию отечественного самолетостроения. Так “Аэрофлот” арендовал 17 самолетов ИЛ -
96М и 3 самолета ИЛ - 96Т, авиакомпания “Трансаэро” взяла в лизинг 10 самолетов ИЛ - 96М, “Росавиаконсорциум” - 20 самолетов ТУ - 204, Восточные авиалинии - 3 самолета АН - 38. 2

О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания ”Волга
- Днепр” взяла в лизинг несколько грузовых Боинг 747. Эксплуатация же выдающихся по своим характеристикам АН - 124 “Руслан” из-за нестандартного способа разгрузки очень затруднена в зарубежных аэропортах, расчитаных на систему “бортовой люк - грузовой терминал”.

Вместе с тем с помощью лизинговых сделок авиакомпании России получили выход на зарубежный рынок. Действительно, в Иране уже используется ряд самолетов ТУ - 154М. Их успешная эксплуатация позволила Кипрской лизинговой компании “Эй - Эл - Эс”, занимающейся поставкой российских самолетов иранским лизингополучателям, подписать дополнительные контракты с самарским авиазаводом на поставку “Туполевых”, самолетов ЯК - 42Д, а также новых перспективных российских машин. 1

3. Перспективы развития финансовой аренды в России.

Создание специального лизингового законодательства определило перспективы развития лизинга в России. В зависимости от уже выбранного профиля лизинговая компания имеет свой путь развития.

Развитие крупного лизинга.

Спрос на оборудование, отвечающее последним достижениям науки, в
России достаточно высок и требует удовлетворения. Лизинговые компании, использующие удобный и выгодный способ обеспечения производства, имеющие налоговые и таможенные льготы в своем портфеле, могут оказать существенное влияние на подъем экономики.

Крупные лизинговые сделки популярны во многих странах. Причинами интереса клиентов к ним являются их благоприятный налоговый и учетный режим и большая изобретательность лизинговых компаний в деле структурирования сделок, редко достижимая отличными от лизинга финансовыми инструментами.
Создание мощной специализированной лизинговой компании в системе российского самолетостроения позволило бы вывести отрасль из кризиса. То же касается тракторных и автомобильных заводов, имеющих трудности со сбытом.
Так же эти отрасли являются ключевыми в российской экономике, то проектов реализация лизинга их продукции позволило бы задействовать большое количество предприятий, связанных с производством комплектующих или сопутствующих материалов.

Развитие международного лизинга.

В последние годы в структуре закупок, за границей преобладали продовольствие и товары народного потребления, а ввоз машиностроительной продукции и технологий ограничиваясь бытовой техникой, либо – в лучшем случае, оборудованием для торговли. Импорт оборудования для производства является невыгодным. Для того чтобы спрос населения переключился с потребления импортного товара на отечественную продукцию, необходимо иметь конкурентное предложение. Достойную конкуренцию иностранным фирмам могут составить только те производства, которые имеют в своем распоряжении современное оборудование. Но таких предприятий немного. Государство же должно быть заинтересовано в увеличении числа конкурентных предприятий, прежде всего ориентированных на внутренний рынок. Для этого необходимо решить вопрос с таможенным режимом международных лизинговых операций, при котором пошлины уплачиваются только при окончательном, выкупе оборудования.
Это эффективно повлияет на быстрый рост конкурентных предприятий. 1

Развитие мелкого лизинга.

Роль малых предприятий в экономике страны достаточно высока, так как они зачастую выполняют, важные социально-экономические функции. При помощи лизинговых компаний малые предприятия смогут получить тот инновационный потенциал, который позволит им занять на рынке свою нишу и стать через интеграцию малых предприятий более мощной структурой.

Опыт развитых стран убедительно доказывает, что без малых предприятий не может быть нормально функционирующей экономики. Для развития финансовой аренды в малом бизнесе необходимы следующие тенденции:
- снижение темпов инфляции, при которых инвестиционные расчеты являются более реальными;
- сравнительно небольшие изменения соотношения курса рубля к конвертируемым валютам, что позволяет делать реальные прогнозы;
- рост прямых и иностранных инвестиций;
- огромные масштабы российского рынка, где конечными потребителями являются почти 150 миллионов человек;
- неизбежность значительного объема вложений для обновления основного капитала во всех отраслях и производствах конкурентно способной продукции;
- высокий научный потенциал и уровень образования населения;
- уникальная обеспеченность природными ресурсами;
- повышение уровня рентабельности сделок.

Развитие лизинга в регионах.

Лизинговый сектор представлен там единичными фирмами, при значительном спросе на них. Основные лизинговые компании сосредоточены в Москве и Санкт-
Петербурге, однако именно в регионах производители, особенно малый бизнес, испытывают большую потребность в лизинговых услугах, имея большую номенклатуру производимого, но не находящего сбыта оборудования.

Лизинговые компании должны действовать наряду с государственными структурами (фондами поддержки малого бизнеса), инвестиционными компаниями, пенсионными фондами, ипотечными банками.
Развитие лизинга за счет увеличения разнообразия предлагаемых лизинговых услуг.

Лизинговые компании - это не только сдача имущества в лизинг, но и консультационные и другие услуги. Например, “лизинг с обслуживанием”. Он более дорогостоящий, т.к. арендодатель осуществляет содержание оборудования, его ремонт, страхование, а иногда и поставку комплектующих материалов, горючего. Данная форма используется в отношении такого оборудования, как компьютеры, самолеты и т.д. при условии привлечения крупных его изготовителей.

Некоторые лизинговые компании предлагают клиентам так называемые
“лизинговые линии”, которые позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения нового контракта. Расширение сферы сопутствующих лизингу услуг, переход от стандартизации, к гибкости в отношении потребностей клиента привлечет дополнительное количество потребителей лизинга.
Развитие лизинга за счет сближения лизинговой компании и продавца, производителя оборудования.

Несмотря на то, что практически все отечественные лизинговые компании в том или ином виде распространяют информацию о себе через продавцов оборудования, в России пока нет примеров удачного воспроизведения обычных для стран Европы схем взаимодействия продавцов оборудования и лизинговых компаний. В основе подобной схемы-идея правильной организации отношений лизинговой компании с продавцом оборудования, при которой компания получает приток новых клиентов, а также, возможность получить скидки от обычных цен реализации, которые могут быть распространены на клиентов, а значит условия финансовой аренды будут более привлекательны для них, либо могут быть сохранены в качестве дополнительного дохода лизинговой компании. Для продавца оборудования сотрудничество с лизинговой компанией – возможность предложить внешнее финансирование сделки купли – продажи в случае, если такое пожелание будет высказано покупателем.

Причина неразвитости данной связи лежит как в объективных условиях, при которых наличествуют относительная недоступность и непривлекательность лизинговых услуг для клиентов с “улицы” так и в субъективных - малая активность лизинговых компаний при работе с новыми клиентами, прямолинейность и не изобретательность в структурировании сделок, отсутствие необходимых видов лизинговых услуг.

Впрочем, на сегодняшний день эффективность и полезность финансовой аренды оценивается как позитивно, так и скажем, с некоторой настороженностью (если не сказать негативно). И прежде всего, с точки зрения правового аспекта его реализации. Причем, наиболее дискутируемым является упоминавшийся выше Закон “О лизинге”. Так, многие банкиры, до сих пор активно занимавшиеся лизингом считают, что ни для банков, кредитирующих лизинговые компании, ни для самих компаний с принятием этого закона абсолютно ничего не изменилось.

Представитель российско–германской компании “РГ Лизинг” считает, что лизингодателям, нужно быть готовыми заполнить правовой вакуум, так и не заполненный новым законом, исками в арбитражный суд, поскольку тот никак не регулирует массу налоговых, таможенных и других вопросов, что неизбежно отразится на внутреннем лизинговом рынке.

Наиболее трудно также учесть интересы всех сторон при решение вопроса о таможенных платежах. Трудно это сделать потому, что здесь перекрещиваются интересы не только фискальных государственных органов, но и заинтересованных в удешевлении предмета лизинга компании.

Представители лизинговых компаний утверждают, что для успешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале – на весь срок лизингового договора), а также ввести в таможенное законодательство положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости.

Существенную трудность составляют нечеткие правила бухгалтерского учета, в связи с чем многие российские компании опасаются штрафных санкций, которые могут быть применены к ним налоговой инспекцией в следствии свободного толкования ими этих норм. Проблема усложняется еще и тем, что предприятиям, подчас, очень трудно получить разъяснения правил бухгалтерского учета, которые должны предоставляться соответствующими министерствами. К примеру, Приказ №15 Министерства Финансов “Об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга» от 17 февраля 1997 года, составлен недостаточно ясно. 1 Положение приказа 15 приводит к тому, что налоговые обязательства лизингодателей могут варьироваться в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество-предмет договора финансовой аренды. Также как и нормы бухгалтерского учета, некоторые аспекты начисления и уплаты НДС нуждаются в разъяснении, когда речь идет о лизинговой деятельности.

Например, когда сданное в лизинг оборудование учитывается на балансе лизингополучателя может ли НДС, начисленный на лизинговые платежи и уплаченный лизингополучателем, принимается к зачету или нет? Также непонятно, может ли применяться к зачету НДС, уплаченный на имущество, ввезенное по договору международноголизинга, при постановке имущества на баланс российского лизингополучателя.

Определенные трудности возникают при валютном регулировании лизинговых операций. Для того, чтобы лизинговая компания, не являющаяся резидентом, смогла сдать оборудование по лизинговому договору, срок действия которого
(и, соответственно, срок выплат по нему) превышает 180 дней, требуется наличие лицензии Центрального Банка. На мой взгляд, было бы целесообразно заменить требование о наличии лицензии более простым требованием об уведомлении Центрального Банка (регистрации) о заключаемой сделке международного лизинга.

Представитель российско–германской компании «РГ Лизинг» считает, что лизингодателям, нужно быть готовыми заполнить правовой вакуум, так и не заполненный новым законом, исками в арбитражный суд, поскольку тот никак не регулирует массу налоговых, таможенных и других вопросов, что неизбежно отразится на внутреннем лизинговом рынке.

Директора Российских лизинговых компаний считают, что основным фактором, препятствующим развитию финансового лизинга, является сложность получить финансирование с приемлемой процентной ставкой на срок более 3-х лет. Проблема финансирования напрямую связана с макроэкономическим климатом в стране. По мере преодоления финансового кризиса и стабилизации экономики, сопряженной со снижением уровня инфляции, и снижении ставки рефинансирования Центрального Банка, лизинговые компании в России смогут получать кредитное финансирование для осуществления своей деятельности на более приемлемых условиях.

Таким образом, можно сказать, несмотря на относительную развитость и законодательную поддержку лизинговой деятельности нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Мне кажется, следует стимулировать банки, предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющихся объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, выше перечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с уверенностью сказать, что финансовая аренда будет постепенно наращивать свои обороты и играть все более важную роль в экономике России.

Заключение.

В современных условиях конкурентная борьба за сбыт, рыночный механизм взаимодействия продавцов и покупателей становится все более сложным. В связи с этим в последние десятилетия усложнилась проблема реализации продукции. Решение данной проблемы и является основной целью, преследуемой сторонами при заключении договора финансовой аренды. Являясь активным средством амортизации основных фондов, новой формой сбыта, маркетинга финансовая аренда (лизинг) стала практически незаменима во всех странах с развитыми правопорядками.

В связи с развитием малого и среднего предпринимательства, развитием частного бизнеса, повышением эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства финансовая аренды является распространенным видом предпринимательской деятельности как в России, так и в странах СНГ.

Проведенный мною анализ деятельности российских лизинговых компаний, правового обеспечения лизинговой деятельности позволил сделать вывод, что в
России, в целом, есть необходимые условия для развития здоровой лизинговой индустрии, однако нормативная среда для успешного развития лизинговых услуг может быть значительно улучшена. Поэтому при применении договора финансовой аренды усовершенствовании лизингового законодательство было бы целесообразным учитывать широкий мировой опыт, его использование. В связи с этим необходим обмен опытом в области лизинговой деятельности с Европейской ассоциацией лизинговых компаний (Leaseurope). European Federation of
Equitment Leasing Company Associations, которая вот уже на протяжении нескольких десятилетий занимается изучением и сопоставлением законодательных положений в отдельных странах, решением всех правовых, налоговых, экономических, финансовых вопросов, а также подбором информации о требованиях и условиях лизинговых сделок, изучением вопросов, связанных с техникой оформления сделок и организацией лизинговых фирм.

Однако, при внедрении финансовой аренды в практическую деятельность не следует забывать о том, что максимальная его эффективность достигается при надлежащим экономико-правовом обеспечении.

Из чего можно сделать вывод о том, что с развитием экономических отношений и разработкой надлежащего правового обеспечения сфера применения финансовой аренды будет неуклонно расширяться.

Государственные органы Российской Федерации должны оказать содействие в развитие своей молодой лизинговой индустрии путем создания стабильной и четкой правовой базы, важно составляющей которой уже стал Закон «О лизинге». Другие законодательные акты, могут определить более четко порядок налогового регулирования отдельных аспектов деятельности лизинговых предприятий, которые в нынешнем виде оказывают негативное влияние на лизинговую индустрию. С учетом того, что нечеткость некоторых норм налогообложения и бухгалтерского учета является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед отечественными лизингодателями и лизингополучателями, любые позитивные изменения в решении этого вопроса будут являться важным стимулом в развитии финансового лизинга. В качестве первого шага Министерство Финансов например, может подготовить разъяснения отдельных положений Приказа №15, а Государственная Налоговая Служба может внести ясность в отношении некоторых аспектов взимания НДС.

Библиография


Нормативные акты.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II от 25.03.96 г.
2. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 02.02.92 г. //

”Российская газета”, 10 февраля 1996 года.
3. Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним “ от 21.07.97 г. // “Российская газета”, 30 июня

1997 года.
4. Федеральный закон “О присоединении Российской Федерации к Конвенции

УНИДРУА о международном финансовои лизинге от 16.01.98 г. // “Российская газета”, 12 февраля 1998 года.
5. Федеральный закон “О лизинге” от 29.10.98 г. // “Российская газета”, 5 ноября 1998 года.
6. Постановление правительства Российской Федерации №686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукции на основе долгосрочной аренды (лизинга) “ от 16.06.94 г. // “Российскоя газета”, 24 июня 1994 года.
7. Постановление правительства Российской Федерации №1133 “О внесении дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции ( работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” от 20.11.95 г. // “Собрание Законодательства

Российской Федерации”, 1995 г ., №48, ст. 4683.
8. Постановление правительства Российской Федерации №167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской

Федерации” от 26.02.96 г. // “Российская газета”, 12 марта 1996 года.
9. Постановление правительства Российской Федерации №752 “О мерах государственной поддержки развития лизинговой деятельности в Российской

Федерации” от 27.06.96 г. // “Российская газета”, 9 июня 1996 года.
10. Постановление правительства Российской Федерации №915 “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 - 2000 годы” от

21.07.97 г. // “Российская газета”, 12 августа 1997 года.
11. Постановление правительства Российской Федерации №1020 “Об утверждении

Порядка предоставления государственных гарантий на осуществлении лизингоых операций” от 03.09.98 г. // “Российская газета”, 9 сентября

1997 года.
12. Указ Президента Российской Федерации №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” от 17.09.94 г. // “Российская газета” 21 сентября 1994 года.
13. Письмо Центрального Банка Российской Федерации №12-16-1/2422 “О валютных операциях, связанных с движением капитала” от 30.06.95 г. //

Документ официально опубликован не был
14. Приказ Министерства Финансов №15 “Об отражении бухгалтерском учете операций по договору лизинга” от 17.02.97 г. // “Российская газета”, 5 июня 1997 года.

Книги

15. Васильев Н. М. Лизинг: организация, нормативно - правовая основа, развитие. М. Изд-во Дека, 1997 г., 176 с.
16. Кабатова Е. В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. М. Наука, 1991 г., 132 с.
17. Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика” М. Изд-во

Инфра-М, 1998 г., 194 с.
18. Карп М. В. Финансовый лизинг на предприятии. М. Финансы, ЮНИТИ, 1998 г., 119 с.
19. Комаров В. Ф. Аренда, лизинг, фирменный сервис, М., 1991 г., 129 с.
20. Лизинг и коммерческий кредит. М. Ист-Сервис, 1993 г., 100 с.
21. Лизинг и факторинг. М., 1991 г., 36 с.
22. Прилуцкий Л. Н. Финансовый лизинг. М., Изд-во Ось - 89, 1997 г., 272 с.
23. Чекмарева Е. Н. Лизинговый бизнес. М., Экономика, 1994 г., 127 с.

Статьи в журналах

24. Беляков О. А. Ода лизингу // Нефть России, 1999, №1 с.48 - 52.
25. Беляков О. А. Организация лизинга для нефти и газа // Машиностроитель,

1997, Специальный выпуск, с.52 - 53.
26. Блинов А. В. Развитие лизинга в России // Маркетинг, 1998, №1 с.2 - 19.
27. Блум Д. Правовое регулирование лизинга в России // Инвестиции в России,

1998, №2, с.31 - 37.
28. Витрянский В. Отдельные виды договора, аренды // Хозяйство и право,

1996, №3, с.3 - 15.
29. Газман В. Д. Как правильно заключать договоры финансового лизинга //

Хозяйство и право, 1997, №3, с.107 - 114.
30. Газман В. Д. Лизинг автотранспортных средств // Хозяйство и право,

1997, №11, с. 91 - 103.
31. Газман В. Д. Создание автотранспортной лизинговой компании: экономико - правовые условия // Хозяйство и право, 1997, №12, с. 92 - 106.
32. Газман В. Д. Лизинг в малом предпринимательстве: организационно - правовое обеспечение // Хозяйство и право. 1998, №7, с.100-108, №8, с.81-

90.
33. Горемыкин В. А. Правовое регелирование лизинговых отношений //

Достижение науки и техники АПК, 1998, №6, с.40 - 41.
34. Коган Э. Правовые основы лизинга // ЭКО, 1996, №3, с.61 - 75.
35. Комаров В. В. Межгосударственный лизинг в СНГ: начало, проблемы, перспективы // Государство и право, 1998, №9, с.103 - 106.
36. Коннова Т. А. Договор финансовой аренды (лизинга) // Законодательства,

1998, №9 с.16 - 20.
37. Ольхова Р. Лизинговые сделки // Журнал для акционеров, 1996, №3, с.39 -

41.
38. Павлодский Е. А. Гражданский кодекс о финансовой аренде, 1998, №1, с.65

- 69.
39. Петров М. Понятие лизинга и сферы его применения // Российская Юстиция,

1995, №4, с.13 - 14.
40. Сахарчук В. Виды лизинговых операций // Хозяйство и право, №4, с.26 -

30.
41. Филатов А. Лизинг: правовые аспекты // Деньги и кредит, 1995, №8, с.64

- 69.
42. Филатова Т. Законодательная поддержка лизинга // Риэлтор, 1998, №3, с.10 – 14
43. Чекмарева Е. Н. Правовое обеспечение лизинга // Хозяйство и право,

1994, №6, с.21 - 38.
44. Чекмарева Е. Н. Анализ практики развития лизингового бизнеса //

Хозяйство и право, 1994, №7, с.18 - 42.
45. Чекмарева Е. Н. Рекомендации по проведению лизинговых операций //

Хозяйство и право, 1994, №8, с.13 - 33.
46. Чекмарева Е. Н. Экономические основы лизинговых сделок // Хозяйство и право, 1996, №3, с.22 - 46.
47. Чиненков А. В. Финансовая аренда (лизинг) и его правовое регулирование

// Бухгалтерия и банки, 1997, №3, с.48 - 53.

Статьи в газетах

48. Аэрофлот отдал крылья в руки начальников // Коммерсантъ - DAILJ, 1995,

10 января.
49. Зарезин М. Столичные контуры провинциального лизинга // Российская газета, 1996, 24 февраля.
50. Лицензирование лизинговой деятельности // Экономика и жизнь, 1997, 4 февраля.
51. Российская авиапромышленность вырыла себе яму // Коммерсантъ - DAILJ,

1995, 11 января.
52. Экономическое процветание напрокат // Коммерсантъ - DAILJ, 1995, 29 апреля.

Судебная практика.

53. Обзор практики разрешение споров, возникающих по договорам купли - продажи недвижимости // Информационное письмо Президиума Высшего

Арбитражного суда Российской Федерации, 1997, №21, с.7.
54. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ 5921 /96 от 30 сентября 1997 года // Вестник ВАС РФ №1, 1998г.
55. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ 457 /98 от 2 июня 1998 года // Вестник ВАС РФ №9, 1998г.

1 Комаров. В. Приход лизинга в СНГ. // Инвестиции в России, 1998, №2, с.47.
2 Беляков. О. Ода лизингу. // Нефть России, 1999, №1, с.48.
1 Чекмарева. Е.Н. Лизинговый бизнес, М., Экономика, 1993, с.49.
1 «Временное положение о лизинге». Утверждено постановлением правительства
РФ от 29 июня 1995г. №633 // «Российская газета», 14 июля 1995года.
2 Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.98. // «Российская газета», 5 ноября 1998 года.
1 Сахарчук В. Виды лизинговых операций // Хозяйство и право, 1998, №4, с.26.
1 Петров М. Понятие лизинга и сферы его применения // Российская юстиция,
1995, №4, с.14.
1 Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга) // Законодательство,
1998, №9, с.18.
1 Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от
02.12.90г. // «Российская газета», 10 февраля 1996 года.
1 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 ноября 1997 года. №21
«Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» // «Российская газета», 21 марта 1998 года.
2 Карманов Д.П. Нерешенные вопросы лизинга недвижимости // Риэлтер, 1998,
№3, с.11.
3 Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.» // «Российская газета», 30 июля 1997 года.
1 Дерек А. Блум Правовое регулирование лизинга в России // Инвестиции в
России, 1998, №2, с.36-37.
1 Павлодский Е.А. Гражданский кодекс о финансовой аренде // Право и экономика, 1998, №7, с.64.
1 Финансовая аренда (лизинг) и ее правовое регулирование // Бухгалтерия банки, 1997, №3, с.28.
1 Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М. Инфра-М.,
1998, 32с.
1 Витрянский В. Отдельные виды договора аренды // Хозяйство и право ,
1996, № 3, с.3-22.
1 Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. М. Изд-во Ось-89, с.20.
1 Чекмарева Е.Н. Правовое обеспечение лизинга. // Хозяйство и право, 1994,
№6, с.21.
1 Указ Президента Российской Федерации №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.94 г. // «Российская газета», 21 сентября 1994 года.
1 Письмо ЦБ РФ №12-16-7/2422 «О валютных операциях, связанные с движением капитала» от 30.06.95 г. // Документ официально опубликован не был.
2 Постановление Правительства РФ №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат к производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 20.11.95г. // «Собрание законодательства Российской Федерации»,
1995г., №48, ст.4683.
3 Постановление Правительства РФ № 167 «Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» от
26.02.96г. // «Российская газета», 12 марта 1996 года.
1 Постановление Правительства РФ №752 «О мерах государственной поддержки лизинговой деятельности» от 27.06.96г. // «Российская газета», 9 июля 1996 года.
1 Постановление Правительства РФ №915 “О мероприятиях по развитию лизинга в
Российской Федерации на 1997-2000 г.“ от 27.07.97г. // «Российская газета»,
12 августа 1997 года.
1 Федеральный Закон «О присоединении Российской Федерации к конвенции
УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 08.02.98г. // «Российская газета», 12 февраля 1998 года.
1 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществлении лизинговых операций» от 03.09.98г. // «Российская газета», 9 сентября 1998 года.
1 Лизинг и коммерческий кредит. М. Ист-сервис, 1993, с.10.
1 Карп М.В. Финансовый лизинг на предприятии. М. Финансы, ЮНИТИ, 1998г., с.38.
1 Чекмарева Е.Н. Экономические основы лизинговых сделок. // Хозяйство и право, 1994, №8, с.12-33.
1 Кабатова Е.В. Лизинг: понятие. правовое регулирование, международная унификация. М. Наука, 1991г., с.96.
1 Прилуцкий Л.Н. Финасовый лизинг. М., Из-во Ось-89. 1997г., 115 с.
1 Газман В.В. Лизинг в малом предпринимательстве: оганизационно-правовое обеспечение // Хозяйство и право, 1997, №2, с.36.
2 Газман В.Д. Лизинг автотрансортных средств // Хозяйство и право, 1997,
№11, с.93.
1 Газман Создание автотранспортного лизинговой компании: экономико- правовые условия // Хозяйство и право,
1 Аэрофлот отдал крылья в руки начальников // Коммерсантъ - DAILJ, 1995,
10 января.
2 Российская авиапромышленность вырыла себе яму // Коммерсантъ - DAILJ,
1995, 11 января.
1 Васильев Н.М. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие.
М. Изд-во Дека, 1997, с.144.
1 Блинов А. В. Развитие лизинга в России // Маркетинг, 1998, №1, с.2-19.
1 Приказ Министерства Финансов №15 “Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” от 17.02.97 г. // “Российская газета”, 5 июня
1997 года.

----------------------- кредитор

(банк, финансовая структура)

Поставщик оборудования (производитель)

Страховая компания

Лизингодатель

(лизинговая компания)

Лизингополучатель

(потребитель)

4

1

7

5

6

2

3


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ