Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации (на примере республиканского бюджета Республики Коми)
Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации (на примере республиканского бюджета Республики Коми)
Международный «ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
"Доходы и расходы
бюджета субъекта Российской Федерации (на примере республиканского бюджета
Республики Коми)"
Содержание
Введение
1. Бюджет и бюджетная
система, функции, правовые положения
1.1 Понятие бюджета, его
функции
1.2 Бюджетное устройство и
бюджетная система Российской Федерации
1.3 Бюджетное право
2. Доходы и расходы субъекта
Российской Федерации
2.1 Доходы субъекта
Российской Федерации, понятие и структура
2.2 Расходы субъекта
Российской Федерации, понятие и структура
2.3 Межбюджетные отношения в
Российской Федерации
3. Динамика исполнения
бюджета Российской Федерации по доходам и расходам, проблемы и перспективы
исполнения (на примере Республики Коми)
3.1 Динамика исполнения
бюджета Республики Коми по доходам в 2006–2008 гг.
3.2 Динамика исполнения
бюджета Республики Коми по расходам в 2006–2008 гг.
3.3 Динамика
задолженности Республики Коми в 2006–2008 гг.
3.4 Проблемы и
перспективы формирования бюджета Республики Коми
Заключение
Список литературы
Введение
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Государственный бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам). Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. В данной работе рассматривается структура статей доходов и расходов республиканского бюджета Республики Коми за 2006-2008 годы, их классификация, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджета в течение нескольких лет.
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет
возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального
и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидного
перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую
картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от
разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер
централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при
правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством
государственного экономического регулирования, он может реально повлиять на
рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно – технического
прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы
общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих
бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и
контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое
выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является
конкретным выражением бюджетной политики. Объект исследования: Республиканский
бюджет Республики Коми. Предмет исследования: доходная и расходная часть
республиканского бюджета Республики Коми за 2006–2008 годы.
Целью нашего
исследования является эффективное и рациональное использование бюджетных
средств и оптимизация расходов с учетом надвигающегося финансового кризиса,
недопущение дефицита бюджета.
Задачи:
1. Изучить
доходную и расходную часть республиканского бюджета Республики Коми за 2006–2008
годы.
2.
Проанализировать динамику доходной и расходной части республиканского бюджета за
2006–2008 годы.
3. Выявить
новые источники пополнения доходной части республиканского бюджета Республики
Коми
4.
Разработать мероприятия по реструктуризации задолженности по налоговым платежам
и недоимкам в бюджеты разных уровней.
5. Выявить
проблемы и перспективы формирования бюджета Республики Коми в последующие года.
Методами
нашего исследования являются: изучение и анализ отчетности по исполнению
республиканского бюджета Республики Коми за 2006–2008 годы.
Методологической
основой исследования являются нормативные правовые акты: Конституция Российской
Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс российской
Федерации, Конституция Республики Коми, Закон Республики Коми «О
республиканском бюджете Республики Коми на 2006 год», Закон Республики Коми «О
республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год», Закон Республики Коми «О
республиканском бюджете Республики Коми на 2008 год».
Практическая
значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе сделана
попытка определить возможность повышения уровня жизни населения Республики
Коми, развития инфраструктуры городов и районов Республики Коми, рост текущих
затрат в отраслях социальной сферы, так как Республика Коми является
самодостаточным субъектом Российской Федерации, богата природными ископаемыми и
на её территории имеются такие промышленные гиганты экономики, как ОАО «Монди
Сыктывкарский ЛПК», предприятия по добыче и переработке нефти, газа и каменного
угля.
Квалификационная
(дипломная) работа состоит из введения, трёх глав, заключения.
1. Бюджет
и бюджетная система, функции, правовые положения
1.1 Понятие
бюджета, его функции
Бюджет
появился только тогда, когда государство ввело плановое начало в
государственные финансы, т. е. стало составлять смету государственных доходов и
расходов на определенный период.
Бюджетная система
до революционной России
Первые
расходы Руси – дань, которую собирал князь с подвластных земель. Она имела
натуральную форму (скот, меха, мед и т. д.). Существовали штрафы: судебные –
«виры», дорожные – «мыт», пошлина с брака – «выводная куница».
Эта система
укрепилась и приняла форму подати.
С 13 века в
России существует система посошного обложения, единица обложения – соха, двор,
дым и тягла.
С 15 века
посошная подать стала собираться в пользу московского князя. Доходы казны также
становятся: таможенный, соляной, кабацкий и др. сборы.
С 15 века
складывается унитарная бюджетная система страны. Появляются местные налоги для
содержания царских наместников и волостителей. К местным налогам стали
относиться:
-
конское
пятно (заклеймение скота)
-
тамга
(за продажу товаров)
-
весчие
(за взвешивание)
-
гостиная
(за пользование торговым помещением)
-
померная
(за измерения)
С 16 века
сбором налогов стали ведать чети (Владимирская, Костромская, Новгородская и Устюжская).
С 17 века
появляется большой налог – «стрелецкая подать» (на содержание армии). С народов
Урала, Поволжья, Сибири собирался «ясак» (налог пушниной).
Первый бюджет
был составлен в России в 1645 г.
В 1679 г.
вместо «стрелецкой подати» вводится «подворный налог», который заменяется в
1722 г. на подушную подать (собиралась с мужчин, кроме дворянства, духовенства
и чиновничества) на ее долю в 1796 г. приходилось более 1/3 всех налогов.
С 1860 г.
произошли значительные реформы – подушная подать заменили налогом с недвижимого
имущества.
В 1861 г.
вводится акциз на спиртные напитки.
В 1865 г.
вводится промысловый налог.
В 1875 г.
вводится поземельный налог (75% объема налога платят крестьяне, 25% – дворяне).
В это же
время создан аппарат управления государственными и местными налогами (Минфин +
Министерство внутренних дел).
Была создана
вертикальная система управления финансами, на губернском уровне созданы
казенные палаты, на уездном – казначейства.
В 1864 г.
появились земства – органы местного самоуправления. Финансовыми средствами
земств были земские бюджеты, доходы которых формировались за счет земских
повинностей и сборов. Расходы земских бюджетов делились на обязательные (на
управление, на содержание тюрем и мировых судей) и необязательные (на здравоохранение
и содержание школ).
Бюджетная
система СССР
Первые основы
финансовой системы СССР были заложены в 1918 г., когда первой конституцией была
установлена бюджетная система СССР.
С 1922 г.
появился государственный бюджет СССР для развития, которого в 1930–1932 гг.
была проведена налоговая реформа.
Бюджет –
основной финансовый план образования, распределения и исполнения
централизованного, региональных и местных денежных фондов, утверждаемых
соответствующими представительными органами государственный или местной власти,
необходимый для обеспечения задач и функций государственного или местного
самоуправления в целом.
Функции
бюджета:
1.
Распределительная
-
перераспределение
ВВП и НД
-
государственное
регулирование экономики и стимулирование экономической деятельности
-
осуществление
социальной политики и финансовое обеспечение бюджетной системы в целом
2.
Контрольная
-
контроль
за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
1.2 Бюджетное
устройство и бюджетная система Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя: – федеральный бюджет; – бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области); – местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Государственный бюджет состоит из 2‑х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Бюджетное
устройство – организация и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная
система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах
совокупность всех видов бюджетов страны (она является составной частью
финансовой системы страны).
Каждый бюджет
служит финансовой базой для обеспечения деятельности соответствующих органов
государственных и местных уровней.
Кроме этого
все бюджеты автономны и финансово самостоятельны.
Принципы
построения бюджетной системы
Перечень
принципов бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная
система Российской Федерации основана на принципах:
·
единства
бюджетной системы Российской Федерации
·
разграничения
доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между
бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
·
самостоятельности
бюджетов
·
равенства
бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
·
полноты
отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
·
сбалансированности
бюджета
·
результативности
и эффективности использования бюджетных средств
·
общего
(совокупного) покрытия расходов бюджетов
·
прозрачности
(открытости)
·
достоверности
бюджета
·
адресности
и целевого характера бюджетных средств
·
подведомственности
расходов бюджетов
·
единства
кассы.
1.
Принцип
единства бюджетной системы Российской Федерации
Принцип
единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного
законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования
бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной
отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации,
санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый
порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка
исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
2. Принцип
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между
бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Принцип разграничения доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской
Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за
бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение
полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и
органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию
доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и
исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и
органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на
юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской
Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих
полномочий.
3. Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за
исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного
самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат
зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного
самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять
формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов,
финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций
из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих
исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных
обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств
консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств
которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных
обязательств;
право органов государственной власти и органов местного
самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных
обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами
местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового
года органами государственной власти и органами местного самоуправления
изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или)
законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных
платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы
(решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения
расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по
расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование
налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями,
установленными настоящим Кодексом.
Договоры и соглашения между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления,
не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
5. Принцип полноты отражения доходов,
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
Принцип полноты отражения доходов,
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все
доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном
порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6. Принцип сбалансированности бюджета
Принцип сбалансированности бюджета
означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его
дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками
финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету
средств бюджетов.
При составлении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
7. Принцип результативности и
эффективности использования бюджетных средств
Принцип результативности и эффективности
использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении
бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных
полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с
использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата
с использованием определенного бюджетом объема средств.
8. Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов
Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с
определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета,
если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из
других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
средств целевых иностранных кредитов
(заимствований);
добровольных взносов, пожертвований,
средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в
соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской
Федерации;
расходов бюджета, осуществляемых за
пределами территории Российской Федерации;
отдельных видов неналоговых доходов,
предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового
года.
9. Принцип прозрачности (открытости)
Принцип прозрачности (открытости)
означает:
обязательное опубликование в средствах
массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных
сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов
государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и
средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные
(представительные) органы государственной власти (представительные органы
муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по
проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри
законодательного (представительного) органа государственной власти
(представительного органа муниципального образования), либо между
законодательным (представительным) органом государственной власти
(представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом
государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность
бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение
сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового
года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться
только в составе федерального бюджета.
10. Принцип достоверности бюджета
Принцип достоверности бюджета означает
надежность показателей прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств
Принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных
обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием
цели их использования.
12. Принцип подведомственности расходов
бюджетов
Принцип подведомственности расходов
бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не
включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей
бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской
Федерации.
Распорядитель и получатель бюджетных
средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и
получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных
средств.
Подведомственность получателя бюджетных
средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в
силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
13. Принцип единства кассы
Принцип единства кассы означает
зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с
единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов,
осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного
самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций,
осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской
Федерации.
1.3 Бюджетное
право
Это
совокупность финансово-правовых норм, которая устанавливает структуру бюджетной
системы, перечень бюджетных расходов и доходов, порядок распределения их между
различными видами бюджета, регламентирует бюджетный процесс в целях обеспечения
социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Бюджетные
права являются неотъемлемым элементом правового статуса любого субъекта
бюджетного права. Через систему этих прав определяется участие субъектов в
формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в осуществлении бюджетной
деятельности.
Источники
бюджетного права:
1.
Конституция
Российской Федерации
Ст. 71 –
устанавливает область бюджетного права
Ст. 101, 104,
106, 114 – рассматривают принципы рассмотрения и утверждения федерального
бюджета
Ст. 7 –
устанавливает общий принцип налогообложения
Ст. 132 –
устанавливает право органов местного самоуправления формировать и использовать
местный бюджет
Ст. 75 –
определяет систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет
2.
Бюджетный
Кодекс Российской Федерации (№143 ФЗ от 31.07.1998 г., введен с 1.01.2000 г.)
-
Устанавливает
общий принцип законодательства
-
Правовые
основы функционирования бюджета
-
Правовые
положения субъектов бюджетных правоотношений
-
Межбюджетные
отношения
3.
Федеральный
Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от
10.10.1991 г.
Утверждает
бюджетную самостоятельность Российской Федерации и закрепляет правовые основы
этого положения.
4.
Закон
Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления» от
25.09.1997 г. (с изменениями и дополнениями) закрепляет принципы организации
местных финансов, закрепляет основу бюджетного процесса в муниципальных
образованиях.
В зависимости
от группы (вида) бюджетных правоотношений, в рамках которых реализуются
бюджетные права субъектов, они могут быть материального и процессуального
характера. А по субъектному составу бюджетные права могут принадлежать как
конкретным представительным и исполнительным органам власти разного уровня, так
и государству в целом, национально – государственным и административно – территориальным
образованиям.
Распределение
бюджетных прав по вертикали, то есть между представительными и исполнительными
органами власти разного уровня, равно как и между Российской Федерацией и её
субъектами, основано на конституционных нормах и договорах о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами власти субъектов Российской Федерации. То есть вертикальное
распределение бюджетных прав между выше- и нижестоящими субъектами тесно
связано с государственным суверенитетом соответствующих субъектов.
Распределение
же бюджетных прав между представительными и исполнительными органами власти
одного уровня (на федеральном, республиканском и т.д.), то есть по горизонтали,
основано на конституционных нормах о разделении компетенции между различными
ветвями власти.
Бюджетные
права на федеральном, республиканском, областном, краевом и местном уровнях
осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами
власти. В этой связи территориальный уровень рассмотрения бюджетных прав
является более предпочтительным, так как бюджетные права государства,
национально – государственных и административно – территориальных образований
полностью поглощают бюджетные права органов власти соответствующих образований
(территорий).
Бюджетные
права Российской Федерации, исходя из особенностей её бюджетно-правового
статуса, можно подразделить на две группы:
1) бюджетные права
Российской Федерации как суверенного единого и неделимого федеративного
государства;
2) бюджетные права
Российской Федерации в отношении собственного и нижестоящих бюджетов.
К бюджетным
правам Российской Федерации относятся:
– установление общих принципов
организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ
бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
– определение основ составления и
рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их
исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
– установление порядка составления
и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка,
рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления
отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
– составление и рассмотрение
проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление
контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и
утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об
исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
– установление порядка составления
и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об
исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной
бюджетной отчетности;
– определение порядка установления
расходных обязательств публично-правовых образований;
– определение порядка установления
и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и
исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
– определение порядка установления
и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из
федерального бюджета;
– определение основ формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
– определение порядка установления
нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от
налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и
местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
– установление нормативов
отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации;
– определение общих принципов
предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
– определение основ кассового
обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– осуществление кассового
обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– установление порядка и условий
предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
– предоставление межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета;
– определение общего порядка и
принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
– осуществление государственных
заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий
Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление
государственным долгом Российской Федерации и управление государственными
активами Российской Федерации;
– установление основ бюджетной
классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
– установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в
части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам
Российской Федерации;
– установление единого порядка
ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом
исполнении бюджетов;
– установление унифицированных форм
бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного
осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами
государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(органов местного самоуправления);
– временное осуществление отдельных
бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
– установление оснований, видов
ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации;
– установление порядка исполнения
судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации;
– иные бюджетные полномочия,
отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
Бюджетные
права субъектов Российской Федерации
По
направленности бюджетные права субъектов Российской Федерации можно
подразделить на три группы:
1) бюджетные права по
отношению к федеральному бюджету;
2) бюджетные права по
отношению к собственному бюджету;
3) бюджетные права по
отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня.
Все субъекты
Российской Федерации обладают равными бюджетными правами по всем трем
направлениям.
Согласно
договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами власти субъектов Российской
Федерации каждый субъект Российской Федерации участвует в осуществлении
федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами. Именно данным положением и
обусловлена первая группа бюджетных прав субъектов Российской Федерации. Эта
группа прав выражается в конкретном участии всех субъектов Российской Федерации
в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредственно Российской
Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|