Единый налог на вмененный доход как механизм стимулирования малого бизнеса
Рассчитаем, какую сумму налога уплатит ООО «НИКА»
в бюджет при базовой доходности в месяц 1800 рублей и корректирующих
коэффициентах равных:
- К1, соответствующий индексу изменения
потребительских цен на товары, равен 1,295;
- К2, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности, например, ассортимент товаров (работ, услуг)
налогоплательщика, сезонность и время его работы, особенности места ведения
предпринимательской деятельности равен 0,396[23].
Площадь торгового зала составляет 105 кв. м.
Сумма
ЕНВД исчисляется за квартал по формуле:
ЕНВД
= ((БД * (№1 + №2 + №3) * К1 * К2) * 15%),(2.31)
где
БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду
предпринимательской деятельности;
№1,
№2, №3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в
каждом месяце налогового периода (для организаций розничной торговли физическим
показателем является площадь торгового зала)
К1,
К2 - корректирующие коэффициенты базовой доходности.
Таким
образом, сумма исчисленного ЕНВД за квартал в рассматриваемом случае составит:
((1800
руб. * (105 кв. м. + 105 кв. м. + 105 кв. м.) * 1,295 * 0,396) * 15%) = 43615,34
рублей.
Сумма единого налога, исчисленную за налоговый
период, в соответствии с НК РФ уменьшается налогоплательщиками на сумму
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных при
выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех
сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а
также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
База для начисления страховых взносов за отчетный
период составляет 938400 руб. Все работники магазина моложе 1967 года рождения.
Сумма начисленных авансовых платежей по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период составляет:
- на страховую часть трудовой пенсии –93840руб.
(938400 * 10%);
- на финансирование накопительной части трудовой
пенсии – 56304 руб. (938400 * 6%).
Общая сумма страховых взносов на пенсионное
страхование составляет 150144 руб. (93840 + 56304). Помимо этого за IV квартал 2009 года
магазином начислены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 17348,6 руб.
(за каждый месяц квартала по 5782,9 руб., в том числе за счет средств ФСС РФ –
925,3 руб., а за счет собственных средств организации 4857,6).
Вся
сумма платежей, на которую магазин имеет право уменьшить свой налог, составляет
164716,8 руб. (150144 + 14572,8). Но эта цифра больше, чем 50% от суммы налога.
Поэтому ЕНВД можно уменьшить только на 21807,67 руб. (43615,34 / 2).
Таким
образом, сумма единого налога, которую заплатит ООО «НИКА» за налоговый период
составит:
43615,34
– 21807,67 = 21807,67 руб.
Расчет
единого налога за первый квартал следующих годов определяется аналогично и для
наглядности представлен в Таблице 2.9.
Таблица
2.9 - Динамика ЕНВД, подлежащего уплате в бюджет по ООО «НИКА».
Показатели
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
Базовая
доходность (в месяц), руб.
|
1800
|
1800
|
1800
|
Физический
показатель (площадь торгового зала в кв.м) за первый-второй-третий месяц
квартала
|
105-105-105
|
105-105-105
|
105-105-105
|
К1
|
1,096
|
1,148
|
1,148
|
К2
|
0,321
|
0,356
|
0,396
|
Ставка
ЕНВД, в %
|
15
|
15
|
15
|
Сумма
уплаченных в налоговом периоде страховых взносов, руб.
|
115309
|
120341
|
150144
|
Сумма
уплаченных страховых взносов за период, уменьшающая сумму исчисленного
единого налога, но не более чем на 50%
|
16592
|
15671
|
21808
|
Сумма
единого налога, подлежащая к уплате в бюджет за налоговый период, в руб.
|
15671
|
16592
|
21808
|
Источник:
Составлено автором по результатам деятельности ООО «НИКА»
Как
видно из Таблицы 2.9, наблюдается динамика постепенного увеличения величины
вмененного налога к уплате в бюджет. Так, в 2008 году по сравнению к 2007 году,
а также в 2009 по сравнению к 2008 году сумма налога увеличилась в 1,1 раз, а в
2009 году по сравнению с 2007 годом в 1,4 раза. Причинами увеличения единого
налога в 2009 году по сравнению с 2007 можно назвать следующие:
-
увеличение значения корректирующего коэффициента К1 в 1,1 раза;
-
увеличение суммы уплаченных страховых взносов за работников и за свое
страхование в связи с увеличением количества работников, а также в связи с
увеличением размера страхового года.
Таким
образом, можно говорить о том, что провозглашенная в ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства РФ» (ныне утратившим силу), а также в
№209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в
РФ» политика снижения налогового бремени, а также улучшения положения субъектов
малого предпринимательства не находит своего воплощения на практике. Из года в
год, величина единого налога на вмененный доход к уплате в бюджет увеличивается
почти в два раза.
Проследим
получение прибыли ООО «НИКА», полученную за IV квартал 2009 года, имея
следующие исходные данные:
Таблица
2.10 – Статьи формирования и расходования денежных средств
Выручка от
продажи имущества, тыс. руб. (без НДС)
|
7451
|
Себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. (без НДС)
|
7254
|
Выплаты
работникам за квартал, руб.
|
938,4
|
Первоначальная
стоимость основных средств, тыс. руб.
|
1100
|
Остаточная стоимость
основных средств, тыс. руб.
|
980
|
Ставка
амортизационных отчислений
|
11
|
Прибыль
будет равна:
7451000
– 7254000 – 21807,67 = 175192,33 руб.
Теперь
используя указанные выше данные, рассчитаем прибыль, полученную ООО «НИКА» в
том случае, если бы продмаркет находился на общем режиме налогообложения и
уплачивал бы НДС, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество организаций и
сравним полученный результат с реально существующим.
1)
Найдем ЕСН.
На
выплаты, произведенные продмаркетом своим работникам, начисляется ЕСН по ставке
26%:
938400
* 26% = 243984 руб.
2)
Найдем налог на имущество организаций.
Для
начала найдем сумму амортизации, списываемой ежемесячно:
11%
/ 12 * 1100 = 10,1 тыс.руб.
Теперь
найдем остаточную стоимость имущества за каждый месяц года:
980
тыс. руб.
980
– 10,1 = 969,9 тыс. руб.
969,9
– 10,1 = 959,8 тыс. руб.
959,8
– 10,1 = 949,7 тыс. руб.
949,7
– 10,1 = 939,6 тыс. руб.
939,6
– 10,1 = 929,5 тыс. руб.
929,5
– 10,1 = 919,4 тыс. руб.
919,4
– 10,1 = 909,3 тыс. руб.
909,3
– 10,1 = 899.2 тыс. руб.
899,2
– 10,1 = 889,1 тыс. руб.
889,1
– 10,1 = 879 тыс. руб.
879
– 10,1 = 868,9 тыс. руб.
Годовая
остаточная стоимость равна 11093,4 тыс. руб.
Налог
на имущество организаций равен:
11093,4
* 2,2% = 244,05 тыс. руб.
За
квартал будет уплачен авансовый платеж:
244,05
/ 4 = 61,01 тыс. руб.
3)
Найдем НДС, который уплатит ООО «НИКА» в бюджет.
Начислим НДС на полученную продмаркетом выручку:
7451 * 18% = 1341,18 тыс. руб.
Начислим НДС на себестоимость проданных товаров:
7254 * 18% = 1305,72 тыс. руб.
1341,18 – 1305,72 = 35,46 тыс. руб. – уплаченный
в бюджет НДС.
4) Найдем прибыль, полученную ООО «НИКА» за
вычетом произведенных расходов, ЕСН, налога на имущество организаций и НДС.
7451000 – 7254000 – 30300 - 243984 - 61010 –
35460 = - 173754 руб.
Не рассчитав налог на прибыль организаций, нами
уже получен убыток. Таким образом, можно сказать, что ООО «НИКА», перейдя на
общую систему налогообложения, будет работать с убытком. Поэтому деятельность
организации на упрощенной системе гораздо целесообразнее и выгоднее, чем на
общем режиме налогообложения. Даже если организация не будет работать с убытком,
то нераспределенная прибыль, полученная в процессе деятельности, будет гораздо
ниже, чем прибыль, полученная организацией, которая уплачивает ЕНВД.
После проведения автором комплексного анализа
финансовой деятельности предприятия, анализа двух режимов налогообложения,
можно сделать вывод, что действительно, режим в виде ЕНВД значительно снижает
налоговую нагрузку, дает предприятию развиваться. Но мировой финансовый кризис
отразился на финансовом состоянии предприятия. Экономически это выразилось в существенном
снижением прибыли. В третьей главе автор проанализирует недостатки данной
системы налогообложения на предприятии ООО «НИКА», предложит пути решения
возникающих проблем, даст общие рекомендации по улучшению финансового состояния
предприятия.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЕНВД
3.1 Проблемы применения системы
налогообложения в виде ЕНВД
Специальные
режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира и
являются одним из способов государственной поддержки.
Основная
задача в области налогообложения заключается в разработке системы, создающей
стимулы для развития малого предпринимательства и одновременно
предусматривающей меры, в максимально возможной степени ограничивающей
возможности злоупотреблений с использованием этой системы.
Однако
опыт применения специальных налоговых режимов в РФ показал их несовершенство,
наличие многочисленных пробелов в законодательстве. При применении системы
налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности следует отметить
ряд проблем.
1.
Неоднозначная трактовка понятий.
Проводя
анализ статей главы 263НК РФ (статья 346.27) выяснилось что, некоторые понятия,
используемые для целей исчисления ЕНВД, не совсем соответствуют терминологии,
применяемой Гражданским Кодексом (ГК) РФ и другими нормативными актами. В
частности, розничная торговля признается таковой только в том случае, если
расчеты осуществляются за наличные деньги. Однако, определение розничной
торговли, которое дается в ст. 492 ГК РФ не устанавливает таких ограничений. Надо
отметить, что данное расхождение в понятиях породило массу вопросов, на которые
в НК прямых ответов нет. Например, можно ли считать розничной торговлей
реализацию товаров физическим лицам с участием кредитных организаций, которые
предоставляют кредит на покупку товаров для личного, семейного пользования.
Или, можно ли считать розничной торговлей торговлю в кредит, когда часть
стоимости товара оплачивается наличными деньгами, а часть в рассрочку путем
безналичного перечисления со счета покупателя или организации, где работает
покупатель, и из его зарплаты удерживаются суммы в погашение кредита. Данная
особенность расчетов была учтена Законом от 31.07.98г. №148-ФЗ, а также
согласовывалась с позицией МНС РФ, о чем говорит письмо МНС РФ от 19.01.01г.
№ВБ-6-26/48 «О применении законодательства о едином налоге на вмененный доход
для отдельных видов деятельности».
2.
Отсутствие порядка ведения раздельного учета физических показателей базовой
доходности (площади, количества работников).
Возникают
следующие проблемы: как делить численность административно-управленческого
персонала, обслуживающего на предприятии несколько видов деятельности, один из
которых – оказание бытовых услуг, как разделить площадь торгового зала, на
котором одновременно осуществляется оптовая и розничная торговля.
Наиболее
остро проблема внедрения раздельного учета операций стоит в малонаселенных
районах, где одна торговая организация обслуживает через магазины как
население, так и больницы, школы, детские сады.
Проблема
возникает при применении физических показателей доходности, для тех организаций
и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются видами деятельности,
попадающими под действие ЕНВД и под общеустановленную систему налогообложения.
При
распределении общехозяйственных расходов, налога на имущество возникает
необходимость деления численности работающих и их заработной платы, в
результате чего численность по каждому виду округляется до целых чисел. При
суммировании всех работников, как правило, из-за округления расчетная численность
оказывается больше фактической.
3. Установление значений корректирующих
коэффициентов базовой доходности К2 на уровне муниципальных образований
негативно сказывается на объективности этих значений. В результате
использования разных методик расчета коэффициента К2 их уровни существенно
различаются в муниципальных образованиях даже внутри одного субъекта Российской
Федерации.
Проведенный анализ действующих в 2008 и 2009
годах нормативных правовых актов о применении ЕНВД на территориях муниципальных
районов показал, что значения коэффициентов К2 не всегда своевременно
корректируются с целью учета условий осуществления деятельности, а в некоторых
случаях многократно повышаются.
4.
Переход на уплату ЕНВД не означает упрощения порядка ведения бухгалтерского учета
и предоставления отчетности. Более того, плательщики, осуществляющие виды
деятельности как переведенные на уплату ЕНВД, так и облагаемые в общем порядке,
должны организовать ведение раздельного учета. Разработка системы раздельного
учета означает необходимость дополнительных трудозатрат .
5.
Неопределенность в порядке исчисления налога.
Закон
определяет лишь общую концепцию взимания налога, конкретные положения,
устанавливающие порядок его исчисления и уплаты устанавливаются нормативными
актами местных органов власти. В связи с этим, как показывает практика, у
организаций возникают проблемы в связи с недостаточной определенностью
понятийного аппарата, а также некоторыми несоответствиями нормативных правовых
актов государственных органов власти субъектов РФ федеральному законодательству.
6.
Незначительная роль налоговой ставки.
Фактически
роль налоговой ставки выполняет корректирующий коэффициент К2. Не случайно,
именно его устанавливают органы местного самоуправления. В каждом районе, таким
образом устанавливаются свои коэффициенты К2 в спектре от крайне льготных до
запретных. Нетрудно представить, какое поле для коррупции открывается при
установлении коэффициента, фактически играющего роль налоговой ставки.
7.
В законодательстве о едином налоге на вмененный доход не всегда учитываются
специфические особенности деятельности индивидуальных предпринимателей, такие
как осуществление деятельности самостоятельно либо с привлечением наемных
работников, режим их работы и периодичность осуществления деятельности, а также
возможность временного прекращения деятельности. Одновременно с этим не
принимается во внимание, что большинство индивидуальных предпринимателей
занимаются мелким и малодоходным бизнесом и не могут быть приравнены по
размерам базовой доходности к юридическим лицам и предпринимателям,
использующим в своей деятельности труд наемных работников.
8.
Для ЕНВД характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров
базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим
налогообложению ЕНВД, и ее корректировки. Практически не получили своего
использования методы экспертной оценки величины дохода налогоплательщиков от
деятельности, подпадающей под ЕНВД, а также методы обследования
финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, методы
экономико-математического моделирования финансового результата
налогоплательщиков
9.
Проблема возмещения НДС у партнеров.
Предприятие,
переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает невыгодным партнером, так как не
является плательщиком НДС и не может выставить счет-фактуру заказчику для его
возмещения.
Потребители
продукции индивидуального предпринимателя, перешедшего на единый налог, не
могут принять к зачету налог на добавленную стоимость. Данный вопрос
представляется существенной законодательной недоработкой, препятствующей
широкому распространению упрощенной системы в тех случаях, когда она
экономически целесообразна.
Как
известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается
по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим покупателям. Если
в этой цепочке оказывается малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему
налогообложения, то следующие за ним покупатели лишаются этого права, что
равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство
ограничивает область целесообразного применения упрощенной системы
предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо
наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию
из собственного сырья.
3.2 Пути
совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД
Необходимость
применения специальных налоговых режимов для малого предпринимательства – это
вопрос, с одной стороны, поддержки и развития малого бизнеса, а с другой
стороны – это вопрос социальной справедливости, т.е. перераспределения доходов
между крупным и малым бизнесом, компенсации последнему повышенных рисков
хозяйствования, ограничений в доступе к финансовым ресурсам.
Существующая
в настоящее время система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход нуждается в серьезном реформировании. Исходя из недостатков и проблем
применения системы налогообложения, обозначенных в третьей Главе дипломной
работы, а также основываясь на данные Главы 2, в которой описана практическая
деятельность ООО «НИКА», можно предложить определенные направления
совершенствования законодательства в области ЕНВД.
В
процессе определения выбора системы налогообложения необходимо четко
представлять, что налогообложение субъектов малого бизнеса должно максимально
учитывать возможность добровольного выбора того или иного режима
налогообложения (в случае существования одного или более альтернативных
общепринятому режимов налогообложения) или, по крайней мере, выбора ряда
параметров налогообложения в рамках обязательной системы (например, объекта
налогообложения или методики расчета базы налога).
Разумеется,
добровольность применения вмененного налогообложения не подразумевает
возможности многократно менять применяемую систему за короткий период времени.
Следует определить срок, в течение которого следует оставаться в той системе,
которая была выбрана. Мы считаем, что имеет смысл предусмотреть ограничение на
повторное применение специального режима в течение определенного срока. А
именно, если налогоплательщик применял систему налогообложения в виде ЕНВД и
перешел к полному учету, то повторно принять упрощенную форму налогообложения
он имеет право только по прошествии трех лет после возвращения к общепринятому
учету. И, наконец, нельзя менять систему учета в течение налогового периода.
Кроме
того, разумеется, добровольность применения порядка, предусмотренного для
малого предпринимательства, не исключает использования вмененного минимального
налогообложения тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания
предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно
существенные возможности сокрытия выручки от учета. Для установления
минимальных налогов в этом случае следует произвести эмпирические исследования
и на их основании определить приемлемые базы вменения и ставки минимального
налога, дифференцированные по видам деятельности .
Таким
образом, применение единого налога на вмененный доход должно быть возможно
только на добровольной основе, а если применение специального режима является
обязательным, как на данном этапе развития системы налогообложения малого
бизнеса, то налогоплательщик должен обладать закрепленным правом оспаривания
начисленных сумм налогов, если они превышают рассчитанные по общепринятой
системе, что реализовывало бы принцип равенства налогообложения.
Следующее
предложение по совершенствованию системы налогообложения в виде ЕНВД касается
ведения бухгалтерского учета. В настоящее время организации – плательщики
единого налога на вмененный доход обязаны вести бухгалтерский учет аналогично
налогоплательщикам, находящимся на обычном режиме налогообложения, что ставит
их в неравные условия с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения. В связи с этим, предлагается внести дополнения в ст. 346.26
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального
закона “О бухгалтерском учете”, предусмотрев освобождение налогоплательщиков
единого налога на вмененный доход от обязанности ведения бухгалтерского учета,
заменив ее обязанностью ведения книги учета доходов и расходов по аналогии с
плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Одно
из направлений совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД касается
уплаты НДС. Сейчас предприятия на вмененном режиме освобождены от уплаты этого
налога. Предлагается ввести добровольную уплату НДС. Основной аргумент в пользу
этого нововведения: зачастую большим предприятиям невыгодно работать с малыми в
одной цепочке, так как они не могут принять к зачету НДС. Предполагается, что
данное предложение будет выгодно как для крупных предприятий, так и для
субъектов малого бизнеса, находящихся на специальном налоговом режиме. При
этом, необходимо учитывать, что введение права на уплату НДС усложняет
налоговый режим, что противоречит принципам ЕНВД. К тому же необходимо
тщательно подсчитать возможные потери и приобретения бюджета от этого шага.
Мировой финансовый кризис отразился на финансовом
состоянии рассматриваемого предприятия. Экономически это выразилось в
существенном снижением прибыли. При этом сильно снизилась часть показателей
деловой активности. Одновременно рентабельность продукции RВП снизилась на 68 %. Связано
это с тем, что темп роста себестоимости оказался выше темпа роста выручки.
Наибольшее влияние на изменение прибыли вызвали
рост себестоимости и управленческих расходов.
За отчетный
период произошло снижение текущей ликвидности, что свидетельствует о недостаточности
средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных
обязательств. Текущие (оборотные) активы увеличились на 18 % притом, что
краткосрочные обязательства предприятия (займы и кредиты и кредиторская
задолженность) снижены почти на 36 %. Причем, как показывают расчеты,
предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность в течение следующих
6 месяцев. Указанный рост краткосрочных обязательств обусловлен приобретением
новых основных фондов и вложений в строительства новых объектов (увеличился
коэффициент реальной стоимости имущества ), эксплуатация которых в дальнейшем позволит
предприятию получать дополнительные доходы. В целом за отчетный период
произошло увеличение стоимости ОПФ на 35 % в основном за счет статьи «Машины и
оборудование» (рост в 6,6 раз).
На рассматриваемом предприятии средняя
рентабельность продаж составляет 36 %, что выше банковского процента по
кредитам, поэтому использование краткосрочных кредитов вполне целесообразно.
Текущие активы полностью обеспечены собственным
оборотным капиталом, о чем свидетельствует расчет коэффициента обеспеченности
текущих активов, хотя имеет место тенденция к снижению такой обеспеченности
опять же по причине перераспределения структуры активов в сторону повышения
размера внеоборотных (труднореализуемых) активов.
В составе
источников формирования имущества предприятия значительную долю (более 68 %)
составляет собственный капитал. Высокая доля СК в валюте баланса является
показателем состоятельности и надежности предприятия и положительно оценивается
с точки зрения финансовой устойчивости.
Несмотря на возникшее в 2008 г. снижение спроса
на услуги и продукцию предприятия не произошло снижение производственных
мощностей, в результате чего возросли расходы будущих периодов и, связанные с
ними текущие запасы. В результате возникли сверхнормативные запасы
товарно-материальных ценностей, что может стать одной из причин
неудовлетворительного состояния предприятия.
Положительным моментом так же является частичное
погашение дебиторской задолженности (более чем на 23 %), т.к. часть
покупателей и заказчиков расплатились по своим долгам перед организацией. При
общей тенденции к снижению сохраняется высокая доля задолженности дебиторов
предприятию, вызывающая проблемы с платежеспособностью, снижение
оборачиваемости текущих активов и рентабельности работы предприятия.
В связи со
значительным уменьшением (более чем в 50 раз) денежных средств почти в два раза
уменьшены мгновеннореализуемые активы.
Анализ
соотношения активов (по степени ликвидности) и обязательств предприятия
позволил оценить степень их ликвидности, т.е. способности предприятия
своевременно и в полном размере расплатиться по своим обязательствам. Согласно
проведенному анализу ликвидность активов предприятия на отчетный период
признается нормальной (допустимой). Вместе с тем выявлен факт снижения
оборачиваемости текущих активов, что может снизить возможность предприятия
своевременно и в полном размере расплатиться по своим обязательствам за счет
оборотных активов.
Кредиторская
задолженность должна соответствовать дебиторской задолженности. Однако на
рассматриваемом предприятии дебиторская задолженность в 3,2 раза превышает
кредиторскую.
В общем можно
говорить о недостаточной рациональности использования источников формирования
активов, которая выражается в недостаточной степени обеспеченности собственных
оборотных средства капиталом и резервами. Активы так же в недостаточной степени
обеспечены за счет СОА. Значения коэффициентов финансовой независимости в части
формирования оборотных активов имеют отрицательную тенденцию, что
свидетельствует о снижении доли собственного капитала в обеспечении предприятия
оборотными средствами. Произошло это вследствие того, что вложения средств во
внеоборотные активы осуществлялось в большей степени, чем в оборотные. При этом
большая часть вложений осуществлялась за счет привлеченных источников
краткосрочного характера. Однако повышение коэффициента маневренности
функционального капитала свидетельствует об улучшении использования собственных
оборотных активов.
В сложившейся
на сегодняшний день финансовой атмосфере современной экономики очевидна
неизбежность последствий кризисных явлений если не во всех, то в большинстве
сфер предпринимательской деятельности. Не является исключением и сфера
деятельности рассматриваемого предприятия - оказание услуг связи. Очевидно так
же и то, что телекоммуникации не просто стали неотъемлемой составляющей любого
производственного процесса и личной жизни граждан, но и с каждым годом
увеличивается степень их интеграции. Нет сомнений в том, что услуги связи
всегда будут пользоваться спросом, причем его рост очевиден в ближайшем
будущем. Здесь очень важны не просто эффективная организация существующего
производства, но и умение удержать существующие и освоить и закрепить за собой
ещё не занятые конкурентами, каких немало, позиции на рынке
телекоммуникационных услуг. Для этого необходимы регулярные инвестиции в
существующее производство и строительство новых объектов. Именно такую
стратегию вполне успешно реализует ООО «НИКА», который только за последние два
года увеличил стоимость своих внеоборотных активов почти в два раза.
Предприятию удается не просто «оставаться на плаву», но и постоянно расширять
границы своего производства. Поэтому, несмотря на отрицательную динамику
некоторых финансовых коэффициентов, в целом, предприятие сравнительно
безболезненно преодолевает последствия мирового финансового кризиса.
С целью
восстановления положительной тенденции на предприятии следует принять ряд мер:
- активизация
управленческого учета с целью выявления возможного сокращения расходов и
корректировки оперативного бюджета расходов;
- разработать мероприятия
по снижению доли пассивной части ОПФ;
- для определения
перспективных направлений организовать маркетинговые исследования, направленные
на выявление объема и характера спроса на услуги связи: интернет, классическая
и IP-телефония, частные
локальные сети;
- для усиления финансовой
независимости предприятия следует увеличить источники собственных средств,
возможно за счет сокращения величины запасов, что позволит высвободить из
хозяйственного оборота значительные суммы собственных и заемных средств, и
дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств. Возможен и
другой, альтернативный способ увеличения источников собственных оборотных
средств - предприятие может позволить себе увеличить кредиторскую задолженность
до уровня дебиторской задолженности;
- необходимо изыскать
средства для снижения задолженности перед внебюджетными государственными
фондами;
- для увеличения выручки за
счет привлечения новых клиентов, как в лице юридических, так и физических лиц
необходима разработка новых тарифных планов, а также проведение бонусных акций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение проведенного нами в дипломной работе исследования целесообразно
привести следующие итоговые положения.
За
десять лет существования системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход (ЕНВД) законодательная база претерпела существенные изменения.
Если с момента появления в 1998 году ее действие определялось в соответствии с
Федеральным Законом, то позже она была выделена с отдельную главу Налогового
Кодекса. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что введение в
действие новой главы НК РФ заметно упростило процедуры налогообложения и
предоставления отчетности и, в конечном счете, создало благоприятные условия
для ускорения развития в стране малых предприятий. Но вместе с тем при всех
возможных преимуществах вмененной системы налогообложения организации и
предприниматели сталкиваются с рядом трудностей, возникающих в результате
применения ЕНВД.
Сегодня
можно говорить о том, что единый налог на вмененный доход является одним из
главных источников формирования доходов местных бюджетов, несмотря на то, что
динамика поступлений ЕНВД в местные бюджеты РФ заметно варьируется в
зависимости от региона, что связано с установлением различного перечня видов
деятельности, на которые распространен ЕНВД, а также с применяемым методом
установления коэффициента К2.
Сущность
системы налогообложения в виде ЕНВД и ее главное преимущество заключаются в
том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога.
Положительными чертами данного режима можно назвать также упрощенную форму
ведения бухгалтерского и налогового учета, представления отчетности,
использование корректирующих коэффициентов.
Однако,
существует и много недостатков, которые усложняют применение ЕНВД на практике.
К ним можно отнести обязательный характер применения этого специального режима,
экономически необоснованная величина базовой доходности.
Проведенный
анализ практической деятельности на примере индивидуального ООО «НИКА» в полной
мере раскрыл сущность системы налогообложения в виде ЕНВД, уточнил все ее
тонкости и нюансы.
В
связи с тем, что система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный
характер, совершенствование системы налогообложения для организации
представляется возможным в рамках теоретических предложений по
совершенствованию режима, представленных в третьей главе дипломной работы, в
том числе предлагается ввести добровольность перехода на систему
налогообложения в виде ЕНВД, отменить применение контрольно-кассовой техники
для некоторых видов деятельности, упростить ведение налогового и бухгалтерского
учета для организаций и др.
Итак,
подводя итоги вышесказанному, можно с полной уверенностью сказать, что цель
дипломного исследования достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоговый
кодекс РФ: части первая и вторая [Текст]: – М.: Омега-Л, 2010. – 694с.
2.
О
применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт : федеральный закон
от 22.05.2003 N 54-ФЗ [Текст] //: Справочно-правовая система Консультант Плюс
3.
О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный
закон от 24.07.2007г. №209 – ФЗ (в ред. ФЗ от18.10.2007 N 230-ФЗ) [Текст] //:
Справочно-правовая система Консультант Плюс
4.
О
едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности :
федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ [Текст] //: Справочно-правовая система
Консультант Плюс
5.
О
порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности : письмо ФНС России от 01.02.2005г. [Текст]
//: Справочно-правовая система Консультант Плюс
6.
Об
установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2008 год : Приказ Минэкономразвития
России от 19.11.2007 № 401 [Текст] //: Справочно-правовая система Консультант
Плюс
7.
Басовский
Г.П. Единый налог на вмененный доход: Проблемы и пути совершенствования: Учеб.
пособ./ Г.П. Басовский – М.: ИНФРА-М, - 2008. – 260 с.
8.
Евстегнеев,
Е.Н. Единый налог на вмененный доход: Учеб. пособ. / Е.Н. Евстегнеев – М.: Инфра-М,
- 2008. – 120с.
9.
Евстегнеев
Е.Н. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого
предпринимательства: Учеб. пособ. / Е.Н. Евстегнеев – Спб.: Питер, - 2006. –
288 с.
10.
Кожинов,
В.Я. Налоговое планирование: Учеб. пособ. / В.Я. Кожинов – М.: 1-ая Федеративная
Книготорговая Компания, - 2007. – 256 с.
11.
Козенкова,
Т.А. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2008 году: Учеб. пособ.
/ Т.А. Козенкова – М.: АиН, - 2008. – 62 с.
12.
Лукаш,
А.В. Оптимизация налогов: методы и схемы. Все возможности законной экономики:
практические рекомендации: Учеб.-практич. пособ. / А.В. Лукаш – М.:
Гросс-Медиа, - 2007. – 414 с.
13.
Адамов,
Н.А. Планирование и контроль налоговых баз / Н.А. Адамов // Все о налогах. -
2009. - № 7. – С. 9-12.
14.
Акулинин,
Д.Ю. .О едином налоге на вмененный доход / Д.Ю. Акулинин // Налоговый вестник.
– 2007. - № 10. – С. 130-135.
15.
Зайцев,
Н.А. Налоговая оптимизация / Н.А. Зайцев // Налоги и финансовое право. – 2007.
- № 12. – С.73-80.
16.
Климова,
М.А. Резервы налогоплательщика как документ налогового пконтроля / М.А. Климова
// Налоговый вестник. – 200. - № 4. – С. 137-143.
17.
Кушубакова,
Б.К. Учетная политика как инструмент оптимизации налоговых платежей предприятий
/ Б.К. Кушубакова, Е.Ю Макеева // Налоговый вестник. - №10. - 2003. -
С.158-164.
18.
Лаптев,
И.И. Налоговая политика и интересы общества / И.И. Лаптев, Л.Д. Кузнецов //
Налоговый вестник. – 2003. - № 3. – С. 16-20.
19.
Новикова
А.И. Налоговая статистика и прогнозирование / А.И. Новикова, А.Д. Мельник, В.П.
Золотарев // Налоговый вестник. - №11. - 2004. - с.37-41.
20.
Овчинникова,
Н.О. Практика использования налогового планирования и налогового
консультирования / Н.О. Овчинникова // Право и экономика. – 2007. - № 10. – С.
61-66.
21.
Рюмин,
С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы / С.М. Рюмин //
Налоговый вестник. – 2005. - № 2. – С. 122-127.
22.
Шмелев,
Ю.Д. Повышение роли государства в формировании системы налогового планирования
/ Ю.Д. Шмелев // Финансы. – 2006. - № 11. – С. 34-37.
23.
Садыгова,
Ф.К. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика [Текст] /
под ред. Ф.К.Садыгова – М.:Издат-во экономическо-правовой литературы, 2008.
24.
Андреев,
Н.М. О применении системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
[Текст] / Н.М. Андреев // Налоговый вестник. – 2006. – №2. – С. 88-97.
25.
Андреев,
Н.М. О применении системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов
деятельности [Текст] / Н.М. Андреев // Налоговый вестник. – 2006. – №3. – С.
79-87.
26.
Андреев,
Н.М. Практика применения специальных налоговых режимов [Текст] / Н.М. Андреев
// Налоговый вестник. – 2006. – №9. – С. – 87-91.
27.
Бессонова,
Е.А. «Вмененные» сложности с постановкой на учет [Текст] / Е.А. Бессонова //
Главбух. – 2008. – №6. – С. 20-21.
28.
Гринкович,
Л.С. Проблемы и перспективы современного этапа реформирования российской
налоговой системы [Текст] / Л.С. Гринкович // Финансы и кредит. – 2008. – №32.
– С. 69-71.
29.
Давыдова,
Л.А. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России
[Текст] / Л.А. Давыдова // Финансы и кредит. – 2008. – №9. – С. 31-40
30.
Иришина,
Н.Ю. Единый налог на вмененный доход [Текст] / Н.Ю. Иришина // Современный бухучет.
– 2008. – №5. – С. 5-7.
31.
Кудилинский,
М.Н. Проблемы применения законодательства о ЕНВД [Текст] / М.Н. Кудилинский //
Закон. – 2007. – №2. – С. 24-26.
32.
Левадная,
Т.Ю. Ведение учета индивидуальными предпринимателями [Текст] / Т.Ю. Левадная //
Финансы. – 2009. – №3. – С. 18-22.
33.
Малис,
Н.Н. Малый бизнес имеет налоговый потенциал [Текст] / Н.Н. Малис // Финансы. –
2006. – №7. – С. 30-33.
34.
Оганесов,
А. Р. «Упрощенка» и «вмененка» [Текст] / А.Р. Оганесов // Главбух. -2008. – №9.
– С. 52-53.
35.
Огиренко,
Е.А. Предприниматели на ЕНВД доходы и расходы не учитывают [Текст] / Е.А.
Огиренко // Главбух. – 2009. – №7. – С. 8-9.
36.
Попков,
В.А. Значение ЕНВД для местных бюджетов [Текст] / В.А. Попков // Право и
государство: теория и практика. – 2007. – №8. – С. 22
37.
Практическое
пособие по ЕНВД [Текст]: Справочно-правовая система Консультант Плюс
38.
Рагимов,
С.Н. Единый налог на вмененный доход [Текст] / С.Н. Рагимов // Финансы. – 2009.
– №5. – С. 46-49.
39.
Саломеева,
А. Налог для малых и средних [Текст] / А. Саломеева // БОСС: Бизнес
организация, стратегия, системы. – 2007. – №10. – С. 46-47.
40.
Сирож,
Е.А. Принципы и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в
странах Запада [Текст] / Е.А. Сирож // Финансовое право. – 2007. – №8. – С.
25-30
41.
Смагина,
И.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства [Текст] / И.А.
Симагина // Право и экономика. – 2007. – № 11. – С. 25 – 29
42.
Анализ
специальных режимов налогообложения [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая,
раздел 1, ст. 1
[2]
Горский И. Сколько функций у налога? // Налоговый
вестник, 2008, №3, с.163
[3]
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных
документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета,
систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное
или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности
хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
[4] п. 2.1 ст.
346.26 НК РФ
[5] пп. 6 - 9
п. 2 ст. 346.26 НК РФ
[6] абз. 12 ст.
346.27 НК РФ
[7]
Положения подпункта 1 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ
(в редакции ФЗ от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ) применяются в отношении организаций
потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19
июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в РФ", а также хозяйственных обществ, единственными
учредителями которых являются потребительские общества и их союзы,
осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, начиная с
1 января 2013 г., а так же в отношении аптечных учреждений, признаваемых
таковыми в соответствии с ФЗ от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах",
начиная с 1 января 2011 г.
[8]
ппп. 13 и 14 п. 2 НК РФ
[9]
п. 1 ст. 346.29 НК РФ
[10]
абз. 2 ст. 346.27 НК РФ
[11]
п. 2 ст. 346.29 НК РФ
[12] п. 4 ст.
346.29 НК РФ
[13] ст. 346.30
НК РФ
[14] п. 9 ст.
346.29 НК РФ
[15] абз. 6 ст.
346.27 НК РФ
[16] абз. 5 ст.
346.27 НК РФ
[17] приказ
Минэкономразвития России от 13.11.09 № 465
[18]
абз. 6 ст. 346.27 НК РФ
[19]
ст. 346.30 НК РФ
[20]
ст. 346.31 НК РФ
[21] п. 1 ст.
346.32 НК РФ
[22]
п. 3 ст. 346.32 НК РФ
[23]
На территории Ванинского муниципального района Хабаровского края на 2010 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|