Единый социальный налог. Его замена страховыми взносами
Единый социальный налог. Его замена страховыми взносами
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Реферат
по дисциплине "Бухгалтерский учет"
На тему: Единый социальный налог. Его замена страховыми взносами
Исполнитель: студ. гр. ПД-07-2
Тугаринова Ю.Н.
Руководитель:
Усольцев Д.Г.
Иркутск 2009
Содержание
Введение
1. Понятие
налога. ЕСН в системе налогообложения
2. Единый
социальный налог
Заключение
Список
литературы
Появление налогов связано
с возникновением института государства. В истории развития общества еще ни одно
государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих
функций по удовлетворению общественных потребностей ему необходима определенная
сумма денежных средств, которые аккумулируются в основном посредством налогов.
"В налогах воплощено экономически выраженное существование государства",
- писал К. Маркс.
Налоговые отношения возникают в
силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне
системы доходов и представляют собой область централизованных финансовых
отношений перераспределительного характера, т.е. часть бюджетных отношений.
Единый социальный налог является
федеральным и имеет целевое назначение. Более подробно ЕСН и изменение
налогового законодательства в отношении этого налога я бы хотела рассмотреть в
своей работе.
Налог - это индивидуально
безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству,
осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющей целью
формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих
функций. Налог является эффективным рычагом воздействия государства на
экономику. [1]
Его нормативное определение дано
в ст.8 НК РФ: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Экономическое содержание налогов
выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной
стороны, и государством-с другой, по поводу формирования государственных
финансов.
Выделяют несколько признаков
налога, позволяющих отличить его от других категорий.
Первый признак - императивно-обязательный
характер налога, т.е. безусловная необходимость его уплаты при наличии объекта
налогообложения. Обязательность налога обеспечивается через систему органов,
осуществляющих налоговый контроль, и систему средств принуждения и санкций.
Второй признак - индивидуальная
безвозмездность и безэквивалентность платежа.
Третий признак - изъятие части
собственности. Никакая государственная деятельность невозможна при отсутствии
отдельных производителей материальных, культурных и духовных благ и ценностей. Это
обеспечивает материальную основу существования самого государства как особого
хозяйствующего субъекта.
Четвертый признак - односторонний
характер движения денежных средств. Денежные средства в виде налогов совершают
движения от налогоплательщика к государству.
Пятый признак - налоги направляются
на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. Они
носят публичный характер.
Шестой признак - денежная форма
уплаты. [2]
По своему содержанию на
макроэкономическом уровне налог является долей произведенного государством
налогового внутреннего продукта, перераспределяемой с целью реализации функций
государства. На микроуровне налог представляет собой изъятие части продукта, дохода
субъектом хозяйствования, причем это изъятие принудительное и безэквивалентное.
Социально-экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов проявляются через их функции.
Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ выражения его свойств. Выделяют три основных
функции налога:
Фискальная (бюджетная);
Контрольная;
Регулирующая.
Фискальная функция налогов
означает приоритетность финансовой цели взимания налогов и сборов - формирование
финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и
внебюджетных фондах, необходимых для осуществления его собственных функций.
Контрольная функция
налогообложения тесно связана с предыдущей и существенно дополняет ее. Контроль
за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных
налогов и других платежей является главной задачей налоговых органов.
Регулирующая функция налогов
проявляется через использование налогов для стимулирующего воздействия на
экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода между
бюджетами разных уровней. С одной стороны, регулирующая функция проявляется в
поддержании предприятий и отраслей, имеющих важное значение для экономики
страны, путем предоставления им налоговых льгот, с другой-в давлении на те
категории налогоплательщиков, деятельность которых по тем или иным причинам
государство считает возможным или необходимым дестимулировать.
Для классификации налогов
первостепенное значение имеет разделение их на прямые и косвенные. Прямыми
налогами облагаются доходы и имущество, косвенные налоги включаются в цену либо
в виде надбавки к ней, либо в качестве части издержек производства.
Среди прямых налогов,
используемых в развитых странах, особо важную роль играют налог на прибыль,
взимаемый с предпринимательства, индивидуальный подоходный налог и социальный
налог, взимаемые с населения, и налог на имущество, накладываемый и на
население, и на предпринимательство.
Среди косвенных налогов можно
выделить следующие основные налоги:
налоги на потребление, к которым
в соответствии с международной практикой относится три налога: НДС, налог с
оборота;
акцизы и таможенные пошлины;
взносы предпринимателей на
социальное обеспечение. [3]
Также налоги классифицируются по
субъекту налогообложения. Классификация по субъекту представлена на рис.1. [4]
Платежи организаций по
социальному страхованию и обеспечению включают в себя следующие виды:
единый социальный налог (ЕСН),
уплачиваемый в Федеральный бюджет (ФБ);
ЕСН, уплачиваемый в Фонд
социального страхования (ФСС);
ЕСН, уплачиваемый в Фонд
медицинского страхования (ФМС);
страховые взносы по
обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фонд
социального страхования (ФСС);
страховые взносы по
обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд (ПФ);
отчисления в Пенсионный фонд
организаций, использующих труд летных экипажей. [5]
Плательщиками ЕСН являются:
работодатели, производящие
выплаты наемным работникам; организации; индивидуальные предприниматели; физические
лица;
индивидуальные предприниматели,
адвокаты.
Работодатели уплачивают ЕСН,
зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - пенсионный, социального
страхования и обязательного медицинского страхования.
Индивидуальные предприниматели и
адвокаты уплачивают ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социального
страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Освобождаются от налогообложения
следующие работодатели:
организации любых организационно-правовых
форм-с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового
периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом 1,2 и 3 группы;
следующие категории
работодателей-с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в
течение налогового периода на каждого отдельного работника:
общественные организации
инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют
не менее 80%, их региональные и местные отделения;
организации, уставный капитал
которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в
которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля
заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
учреждения, созданные для
достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а
также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их
родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные
общественные организации инвалидов.
Указанные льготы не
распространяются на организации, занимающиеся производством и реализацией
подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных
товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по
предоставлению общероссийских организаций инвалидов (российские фонды поддержки
образования и науки и т.д.).
3. Изменение налогового законодательства
Единый социальный налог применяется
с 2001 г. Тогда он заменил взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного
медицинского страхования, которые работники и работодатели обязаны были
перечислять в бюджет.
Единый социальный налог,
просуществовав несколько лет, вновь уступил место страховым взносам во
внебюджетные фонды. С 2010 г. именно данные взносы надо будет начислять на
выплаты и вознаграждения физическим лицам. Делать это придется в соответствии с
недавно принятым Федеральным законом N 212-ФЗ. [6]
Для компаний на общей системе
налогообложения на 2010 год установлены следующие ставки:
20 процентов - пенсионные взносы;
2,9 процента - взносы в ФСС
России;
1,1 процента - в федеральный
ФОМС;
2 процента - в территориальные
ФОМС.
В федеральный бюджет, куда
сейчас уходит часть ЕСН, перечислять платежи больше не придется.
Порядок перечисления пенсионных
взносов, как и сейчас, будет зависеть от возраста сотрудника (ст.27
Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ). Так, с выплат работникам,
которые родились в 1966 году или раньше, всю сумму пенсионных взносов (по
ставке 20%) надо будет направить на финансирование страховой части пенсии. А вот
взносы в ПФР с выплат сотрудникам, которые моложе, понадобится перечислять
двумя платежами: 14 процентов - на финансирование страховой части пенсии; 6
процентов - накопительной части.
Для компаний и предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения в 2010 году налоговая нагрузка
на зарплатный фонд также не изменится: как и сейчас, надо будет платить лишь
пенсионные взносы по ставке 14 процентов.
Такие же выплаты в следующем
году предстоят "льготникам". К примеру, компаниям, которые платят
инвалидам I, II и III групп (в части этих выплат), общественным организациям
инвалидов (при условии, что численность инвалидов и их законных представителей
составляет не менее 80%). Сейчас такие организации вообще не платят ЕСН по выплатам
в пределах 100 000 руб. на каждое физическое лицо (ст.239 Налогового кодекса РФ).
А вот с 2011 года налоговая
нагрузка существенно вырастет - за счет ставок для пенсионных и "медицинских"
взносов. В итоге вместо 26 процентов компаниям придется во внебюджетные фонды
перечислять с выплат сотрудникам 34 процента:
26 процентов - пенсионные взносы;
2,9 процента - взносы в ФСС
России;
2,1 процента - в федеральный
ФОМС;
3 процента - в территориальные
ФОМС. [7]
Причем закон устанавливает, что
с 2011 года платить взносы по совокупной ставке 34 процента будут компании не только
на общем режиме налогообложения, но и те, кто применяет упрощенную систему
налогообложения или платит ЕНВД.
Безусловно, замена ЕСН на
страховые платежи повлекла внесение многочисленных изменений в другие
законодательные акты. Кроме того, сюда же включены напрямую не связанные с
введением страховых взносов изменения: в расчете пособий, предусмотренных
законодательством о социальном страховании, сдаче индивидуальных сведений по
персонифицированному учету и многое другое.
В заключение хотелось бы отметить,
что действие налоговых норм происходит в условиях постоянного конфликта
фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков-собственников,
что обуславливает обязательность применения мер государственного принуждения в
сфере налогообложения, а также возникновение значительного количества налоговых
споров. Поэтому и возникает необходимость внесения поправок, отмену или
принятие новых законов, регулирующих налоговые отношения.
Сложившаяся система
налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой обеспечивает
стабильное наполнение доходной части госбюджета на всех его уровнях и тем самым
укрепляет финансовую основу устойчивого экономического роста.
1.
Бухгалтерский учет: учебник / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. - М.: ТК
Велби, изд. Проспект, 2005. - 672с.;
2.
Государственные и муниципальные финансы России: уч. пособие/ Л.С. Гринкевич,
Н.К. Сагайдачная, в.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. - М.: КНОРУС, 2007 - 560с.;
3.
Теория и история налогообложения: уч. пособие/С.К. Содномова-Иркутск: изд.
БГУЭП, 2008 - 148с.;
4.
Зернова И. ЕСН: актуальные вопросы/ И. Зернова // Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009, N 9;
5.
Казаков Е.С. Вместо ЕСН - страховые взносы/ Е.С. Казаков // Актуальные
вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2009, N 17;
6.
Никитин С.М. Налогообложение в развитых странах/С.М. Никитин, Е.С. Глазова
// Финансовый менеджмент-2007-№4.
[1] Государственные
и муниципальные финансы России: уч. пособие/ Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная,
в.В.Казаков, Ю.А. Рюмина. — М.: КНОРУС, 2007 – с.336;
[2] Теория
и история налогообложения: уч. Пособие / С.К. Содномова—Иркутск: изд. БГУЭП,
2008 – с.6-7;
[3] Никитин
С.М. Налогообложение в развитых странах/С.М. Никитин, Е.С. Глазова//Финансовый
менеджмент—2007—№4—С.82
[4]
Теория и история налогообложения: уч. Пособие / С.К. Содномова—Иркутск: изд.
БГУЭП, 2008 – с50..;
[5]
Бухгалтерский учет: учебник / Н.Л. Вещунова, Л.Ф.Фомина.—М.: ТК Велби,
изд.Проспект,2005.—672с.;
[6]
Казаков Е.С. Вместо ЕСН - страховые взносы/ Е.С. Казаков// Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения.—2009, N 17;
[7]
Зернова И. ЕСН: актуальные вопросы/ И. Зернова// Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение.— 2009, N 9;
|