Эффективность политики привлечения заемных средств
Эффективность политики привлечения заемных средств
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
государственный торгово-экономический университет Воронежский филиал
Контрольная
работа
По дисциплине
«Финансовый менеджмент»
Вариант 7
Воронеж
2010г.
Задача 2.7
Активы предприятия
составляют 690 тыс.руб. заемные средства – 390 тыс.руб., в том числе
кредиторская задолженность 90 тыс.руб. рассчитать плечо финансового рычага и
сделать вывод об эффективности проходимой предприятием политике привлечения
заемных средств
Решение:
Рассчитываем плечо
финансового рычага:
690 тыс. руб. / 390 тыс.
руб. = 1,8%;
90 тыс. руб. / 390 тыс.
руб. * 100% = 23 %;
1 / 0,18 – 0,023 = 1/
0,157 = 6,369.
Чем больше доля заемных средств,
тем выше эффект финансового рычага, в нашем случае она достаточно высокая, но тем
меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия.
Нижней границей коэффициента
финансового рычага является единица, в нашем примере коэффициент выше единицы.
Финансовый
рычаг (кредитный рычаг, финансовый леверидж) — это отношение заёмного капитала
к собственным средствам. Так же финансовым рычагом называют эффект от
использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль,
не имея достаточного для этого капитала.
Размер отношения заёмного капитала к собственному характеризует степень риска, финансовую устойчивость.
Плата за заёмный
капитал обычно меньше, чем дополнительная прибыль, которую он обеспечивает. Эта
дополнительная прибыль суммируется с прибылью на собственный капитал, что
позволяет увеличить коэффициент его рентабельности.
На фондовом и
валютном рынках финансовым рычагом называют коэффициент, показывающий отношение
цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка для её
заключения
Плечо
финансового рычага = Заемные средства предприятия / собственные средства
предприятия.
Именно этот множитель
носит название «плечо финансового рычага» и характеризует силу воздействия
рычага.
Задача 3.7
Предприятие выпускает
продукцию одного вида. В первом году переменные затраты составили 20 тыс.руб.,
а постоянные – 2,5 тыс.руб. выручка от реализации продукции составила 30
тыс.руб.
Во втором году
предприятие увеличило выпуск продукции на 15%. Рассчитать величину прибыли, полученной
предприятием во втором году, используя операционный рычаг.
Решение:
В первом году:
Выручка (ТR) – Переменные издержки (VC) = Маржинальная прибыль
30 тыс.руб. – 20 тыс.руб.
= 10 тыс.руб.
Балансовая прибыль(Pr)=Маржинальная прибыль - Постоянные издержки(FC)
Балансовая прибыль(Pr)= 10 тыс.руб. - 2,5 тыс. руб. = 7,5
тыс.руб.
Операционный рычаг =
Маржинальная прибыль/ Балансовая прибыль (Pr),
или
L = ТR – VC / Pr = FC + Pr / Pr = 1 + FC / Pr
30 тыс. руб. – 20 тыс.
руб. / 7,5 тыс. руб. = 1,33 = 2,5 тыс. руб. + 7,5 тыс. руб. / 7,5 тыс. руб. =
1,33 = 1 + 2,5 тыс. руб. / 7,5 тыс. руб. = 1,33.
Во втором году:
Выручка (ТR) – Переменные издержки (VC) = Маржинальная прибыль
34,5 тыс. руб. – 23 тыс.
руб. = 11,5 тыс.руб.
Балансовая прибыль(Pr)=Маржинальная прибыль - Постоянные
издержки(FC)
Балансовая прибыль(Pr)= 11,5 тыс. руб. - 2,875 тыс. руб. =
8,625 тыс. руб.
1,33 * 0,15 = 0,199.
Разделение всей
совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные виды
позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью,
известный как «операционный рычаг». Действие рычага основано на классификации
затрат на производство и реализацию продукции. Если объемы производства и
реализации продукции увеличиваются, то с учетом классификации увеличиваются
переменные затраты, а постоянные - остаются неизменными. В этом случае
снижается удельный вес постоянных затрат в себестоимости единицы продукции, что
свидетельствует о снижении себестоимости и увеличении прибыли предприятия. Действие
этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат
любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема
реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более
высокими темпами.
Чтобы рассчитать
балансовую прибыль от реализации продукции необходимо использовать формулу:
Балансовая прибыль(Pr)=Маржинальная прибыль - Постоянные
издержки(FC)
Задача 5.7
Необходимо минимизировать
структуру капитала предприятия по критерию минимизации уровня финансовых рисков
при следующих исходных данных:
- планируемая
среднегодовая стоимость внеоборотных активов 120 тыс. руб.;
- из общей стоимости
оборотных активов постоянная их часть 80 тыс. руб.;
- максимальная
дополнительная потребность в оборотных активах период сезонности производства
(6мес.) – 100 тыс.руб.
Решение:
Исходя из этих данных определяем,
что при консервативном подходе к финансированию активов:
1) собственный капитал равен:
120 + 80 + 100/2 =250 тыс.руб.;
2) заемный капитал должен
составлять: 100/2 = 50 тыс.руб.;
соответственно среднегодовая
структура капитала минимизирующая уровень финансовых рисков равна:
1) собственный капитал
250 тыс.руб. / 300 тыс.руб. * 100 % = 83 %;
2)
заемный капитал 50
тыс. руб. / 300 тыс.руб. * 100% = 17 %.
Капитал- это часть
финансовых ресурсов, задействованных предприятием в оборот с целью получения
дохода от этого оборота.
Структура капитала
характеризуется соотношением удельных весов отдельных составляющих в общей
сумме капитала. Структура капитала формируется под влиянием многих факторов,
как внутренних, так и внешних. На соотношение основного и оборотного капитала
влияют особенности выпускаемой продукции (работ, услуг), инфляция, поведение
поставщиков и покупателей, политика предприятия в области переоценки основных
фондов, эффективность использования основного и оборотного капитала, требования
ликвидации и т.д.
Особый интерес
представляет соотношение собственного капитала и долго предприятия.
Разнообразие взглядов на эту проблему широко и полярно. Однако, наиболее
распространенным является мнение, что величина заемного капитала не должна
превышать величину собственного. Часть экономистов выделяют следующие факторы,
влияющие на комбинацию собственного капитала и заемного в пользу последнего:
- устойчивый рост оборота
предприятия;
- тяжесть налогового
бремени;
- угроза поглощенного
фирмы;
- низкие процентные
ставки по кредитам, доступность получения кредита;
- наличие у фирмы
высоколиквидных активов;
- высокий уровень и
положительная динамика доходности предприятия и др.
Задача 7.7
Осуществив инвестиционный
проект, предприятие столкнулось с необходимостью в привлечении дополнительных
источников финансирования оборотного капитала на сумму 300 тыс. руб.
дополнительные источники необходимо изыскать в течение месяца. Предприятие
может привлечь кредит по простой ставке в 30% годовых, на 3 месяца, либо
заключить договор факторинга на следующих условиях:
- комиссионные 5%
- резерв на случай рисков
неплатежа дебиторов 20%
- удержанные проценты за
предоставленную ссуду 15%
Определите, какой из
вариантов финансирования выбрать, если дебиторская задолженность, которую
предприятие может продать, составляет 500 тыс. руб., а срок его погашения
должником – 3 месяца.
Решение:
Если предприятие возьмет
кредит:
FV = PV (1 + r * t/B)
FV = 300000 (1 + 0, 30 * 90/360) =
300000 (1,075) = 322500
По договору факторинга:
40 % * 90д / 360д = 10 %;
300000 * 10% / 100% =
30000
Наиболее выгодный вариант
финансирования, при привлечении кредита по простой процентной ставке 30 %
годовых 22500 руб., чем по договору факторинга 30000 руб.
Политика управления
дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления
оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на
расширение объема реализации и заключающейся в оптимизации общего размера этой
задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Развитие рыночных
отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике
финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженности -
ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов
предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основным фактором рефинансирования дебиторской задолженности является факторинг
- финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием- продавцом права
получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в
пользу банка или специализированной факторинговой компании, которые принимают
на себя все кредитные риски по инкассации долга.
Если предприятие возьмет
кредит:
FV = PV (1 + r * t/B)
Список используемой литературы
1.
Поляк Г.Б.
Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – 2-е
изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 527 с.
2.
Стоянова Е.С.
Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 2000. – 346 с.
3.
Шим Д.К., Сигел
Д.Г. Финансовый менеджмент. – М.,1996.
|