Экономическая природа дефицита и методы его регулирования
Экономическая природа дефицита и методы его регулирования
Реферат
Экономическая природа дефицита и методы его регулирования:
курсовая работа, 26 стр., 15 источн.
Ключевые слова: ДЕФИЦИТ, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ДЕФИЦИТ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА, ИНФЛЯЦИЯ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ.
Цель данной работы – показать проблему дефицита в
экономике, и методы преодоления данного явления.
Объект исследования – экономика государства.
Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция,
аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный
анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
Исследования и разработки: результатом написания данной
курсовой работы стало раскрытие понятие дефицит, объяснена необходимость решения
проблемы дефицита государственного бюджета и платежного баланса, охарактеризованы
методы борьбы с дефицитом.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней
расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого
процесса, а все заимствованные из литературных и других источников
теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
Содержание
Введение......................................................................................................... 3
1 Проблема дефицита в экономике (на
примере СССР).............................. 5
2 Дефицит бюджета и платежного
баланса как форма дефицита в системе рыночного равновесия..................................................................................................... 13
3 Методы регулирования платежного
баланса и бюджетного дефицита государства 21
Заключение.................................................................................................... 32
Список
использованных источников............................................................ 34
Введение
Экономика — наука, изучающая использование различного
рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения
между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования.
Участниками рынка являются покупатели (потребители) и
продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные
люди, так и целые фирмы, предприятия.
Потребители, выходя на рынок какого-либо товара,
предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют
предложение товара.
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и
свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и
желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из
«полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного
эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой
покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между
производителями (в предположении, что она существует, а существовать в
нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают
конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В понятие «дефицит» в экономике также следует вложить
дефицит бюджета и дефицит платежного баланса. Проблема дефицита бюджета стала
актуальной именно сегодня, когда государства пытаются спасти свои экономики с
помощью государственных расходов. Виной тому стал мировой кризис. При этом данный
дефицит каким-то образом нужно будет сокращать. И вот здесь начнутся проблемы.
Ведь пострадают такие сферы, как образование, медицина и т.д. Уменьшатся
зарплаты государственных служащих.
Не менее важной является проблема дефицита платежного
баланса. В условиях глобализации для небольших экономик эта проблема становится
самой важной. Пример, Республика Беларусь. В условиях падения зарубежного
спроса на белорусскую проблему, стране пришлось пойти на весьма непопулярные
меры для сведения сальдо. Так, была проведена девальвация, что привело к
падению реальных заработных плат всего населения, к инфляции и т.д. Также для получения
кредитов пришлось пойти на условия МВФ по нулевому бюджету. Это не позволило
нашей социально-ориентированной экономике стимулировать в полной мере
экономический рост.
Цель данной работы – показать проблему дефицита в
экономике, и методы преодоления данного явления.
Объект исследования – экономика государства.
Задачами данной работы являются:
Раскрыть сущность дефицита.
Показать важность исследования и пути преодоления
бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса
1 Проблема дефицита в
экономике(на примере СССР)
Проблема товарного дефицита достаточно многопланова. В
литературе ее рассматривают в рамках макроэкономической и мезоэкономической
моделей, а также на микроуровне экономической системы, исследуют причины и влияние
дефицитной экономики на политическую и социальную сферу. Целью данной
публикации является попытка историографического обобщения материала по проблеме
товарного дефицита в СССР.
Наиболее лаконичное определение понятия дефицит - это
нехватка чего-либо, товар, которого нет на рынке. Но в современной
экономической литературе встречается более полное определение, в котором под
дефицитом понимается ситуация, когда при данной цене спрос на рынке превышает
предложение.
Проблеме дефицита посвящено значительное количество работ
экономистов и историков. Современные исследователи используют обширный
фактический материал, доказывающий, что в середине 1980-х годов СССР столкнулся
с тяжелым кризисом платежного баланса и финансовой системы, пере-272 шедшим в
общеэкономический кризис, который обернулся резким падением уровня жизни,
политической дестабилизацией и в конечном счете закономерным крахом
сложившегося политического строя. В настоящее время, при наличии опыта рыночных
отношений, исследователи пытаются с новых ракурсов оценить эффективность
советской экономической системы, ее социальную направленность. Безусловно,
проблема обеспеченности населения товарами, их ценовая доступность и качество
являются важными элементами при характеристике советской модели экономики.
Исследователи, в своем большинстве являвшиеся очевидцами событий 1980-х годов,
приходят к порой кардинально противоположным выводам в оценке эффективности
системы в целом и обеспеченности товарного изобилия в частности.
Первой теоретической работой по проблеме дефицита
является монография Я. Корнаи «Дефицит»[13]. Автор рассуждает о причинах
дефицита в СССР, приходя к выводу о генетической «предрасположенности»
командной экономики к низкому уровню и качеству потребительского рынка. Именно
Я. Корнаи, говоря о советской экономике, вводит в научный оборот понятие
«экономика дефицита». Впоследствии данное сочетание как нарицательное
применялось к экономике СССР многими отечественными авторами без должной
аргументации.
Большинство исследователей, размышляя о дефиците, не
углубляются в теоретические рассуждения о его природе, не освещают весь спектр
проблем, а приводят в качестве аргументов цифры или факты, отражающие отдельные
аспекты дефицита. На основании анализа литературы можно выделить наиболее часто
упоминаемые составляющие проблемы: доступность товаров для потребителя и их
качество. При рассмотрении проблем доступности товаров для потребителя авторы
останавливаются на характеристике доступности товара с точки зрения приемлемой
цены и в плане его фактического наличия в магазинах.
Характеризуя ценовую политику, исследователи по-разному
подходят к измерению покупательной способности населения. В.М. Уралов
определяет уровень цен и покупательную способность населения через отношение
заработной платы к стоимости ежемесячного минимального набора продуктов питания
(МНПП). По мнению автора, в целом покупательная способность населения росла и
товары по ценам были доступны для граждан, хотя темпы этого роста начиная с
1960-х годов несколько замедлились, а после 1985 г. рост прекратился.
Более критично характеризуют ценовую политику государства
А. Зай-ченко, Г.С. Остапкович, В.П. Попов, Н.В. Шмелев, Г.И. Ханин, А.В. Шубин.
Считая, что потребительские расходы и цены в СССР 1980-х годов были достаточно
высокими, авторы приводят разнообразные аргументы. А.В. Шубин в своей работе
ссылается на данные К. Буша, в которых экономическая доступность товаров для
населения определяется через трудовой эквивалент -количество рабочего времени,
необходимого для того, чтобы заработать на покупку в розничной сети единицы
товара. По предложенным данным, на недельную корзину, состоящую из 23 видов
продуктов, среднему работающему москвичу в 1982 г. нужно было работать 53,5 ч,
вашингтонцу 18,6 ч, лондонцу 25,7 ч. Таким образом, экономическая доступность
продуктов в СССР в сравнении с другими странами была ниже в 1,5-2 раза.
Публицист A. Зайченко, сравнивая американских и советских работников, приходит к
выводу, что советскому рабочему нужно было трудиться в 10-12 раз больше, чем
американцу, чтобы купить одинаковый объем мяса и в 18-20 раз больше для
приобретения равноценного объема птицы. Но А. Зайченко не указывает источник
данных или методику их получения, что позволяет предположить некоторое
завышение цифр автором.
О снижении покупательной способности населения в связи с
повышением цен в середине 1980-х годов пишут А.А. Данилов, Г.С. Остапкович,
B.Найшуль, Ю.В. Яременко [13]. Но авторы не дают
обобщающей характеристики ценовой политики в СССР, рассматривая лишь отдельные
аспекты проблемы. Более комплексно охарактеризовали проблему ценовой доступности
товаров С.Г. Кара-Мурза и А.П. Паршев. По их мнению, в социалистической системе
существовала разница в цене между продовольственными и непродовольственными
товарами, а точнее сказать, между товарами первой необходимости и всеми
остальными. Поэтому в СССР хлеб и молоко были дешевыми товарами, а деликатесы,
видеомагнитофоны и автомобили сравнительно дорогими для среднестатистического
потребителя. Государство давало дотации на производство необходимой продукции,
обеспечивая тем самым гарантии пусть минимального, но всеобщего потребления, в
то время как на Западе сама система ценообразования была иной и разрыв в ценах
между молоком и автомобилем был не так велик, как в СССР. С выводами авторов
отчасти можно согласиться, но не следует забывать о том, что и в капиталистической
экономике существовала система государственных дотаций, так что говорить об
этом элементе экономической системы как о сугубо советском не приходится.
Рассуждая о советской ценовой политике, современные
исследователи дают ей разные оценки. С.Г. Кара-Мурза оценивает данную
экономическую систему с точки зрения морали, характеризуя ее как более гуманную
по сравнению с рыночной. По мнению А. Вишневского, А. Зайченко, В.М. Кудрова,
Г.С. Остапковича, В.П. Попова, Н.В. Шмелева, Г.И. Ханина, А.В. Шубина, такая
ценовая политика в силу ее «нерыночности» в первую очередь вела к инфляции и
косвенно к росту дефицита. Публицист А.П. Пар-шев считает, что низкие цены при
росте зарплаты населения вели к «покупательскому психозу», когда население при
наличии «лишнего рубля» может ринуться на какой-нибудь конкретный товар, сметая
его с прилавков, провоцируя товарный дефицит. Однако большинство современных
авторов сходится во мнении, что ценовая политика СССР связана с проблемой
дефицита лишь косвенно, так как доходы населения росли и значительная часть
товаров была доступна по цене для потребителей. Вместе с тем параллельно с
доходами росли и денежные накопления населения, поэтому необходимо остановиться
подробнее на проблеме обеспечения потребительского спроса.
Проблема доступности товаров в плане их наличия в
магазинах является еще одним аспектом дефицита. Ю.А. Беляев, А. Вишневский,
В.Л. Иноземцев, Е.С. Кузнецова, С.Г. Кара-Мурза, В.М. Кудров, Л.Н. Мартюшов,
Г.С. Остап-кович, А.П. Паршев, Г.И. Ханин, А.В. Шубин и другие авторы отмечают
в качестве проблемы советской экономики 1980-х годов бедность потребительского
рынка. Проблемы бедности потребительского рынка Урала освещают Л.Н. Мартюшов,
А.И. Татаркин, Б.В. Личман, называя в качестве одной из причин дефицита
военно-промышленную специфику региона, обусловившую недостаточный уровень
развития легкой и пищевой отраслей. В целом большинство авторов как
центральных, так и местных изданий отмечают, что недостаток товаров являлся
следствием существования в СССР плановой негибкой экономики, порождающей
дефицит и лишающей население свободы выбора.
Но есть и иные точки зрения. В частности, С.Г. Кара-Мурза
утверждает, что товарный дефицит 1980-х годов являлся проявлением не плановой,
а наоборот, рыночной экономики, не ориентированной на всеобщее потребление.
Также к альтернативным выводам приходит Г.И. Ханин, замечая, что разнообразие
потребительских товаров принципиально для 5-10% населения, наиболее состоятельны.
Остальные же готовы довольствоваться гораздо меньшим ассортиментом, который
может обеспечить плановая экономика. Отчасти с мнением Г.И. Ханина можно
согласиться, при условии, что этот «гораздо меньший ассортимент» есть в наличии
в магазинах, но, к сожалению, большинство авторов факт его наличия в советской
торговой сети опровергают.
Ряд современных исследователей рассматривает проблему
дефицита товаров и продуктов питания в СССР как социально-психологический
феномен. По мнению авторов, ускоренная урбанизация в СССР, прошедшая в
1960-1980-е годы, определила специфику менталитета горожан. Бывшие крестьяне не
являлись горожанами по сути и, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, не могли в новых
условиях городской агломерации удовлетворить свои насущные, пусть и
неосознанные потребности. Речь идет о потребности в «потреблении» образов. На
Западе эта проблема была решена за счет создания огромного количества фетишей
(вещей-образов), важнейшей частью жизни стали витрины - вид вещей, которые
потреблялись уже только как образы, без покупки их носителей. В СССР же большая
часть потребностей в образах была объявлена ненужной. В результате советский
строй создал массы «обездоленных». Люди, в целом благополучно питающиеся, на
столе которых было и мясо, и масло, нуждались в потреблении образов «изобилия и
полных витрин». Именно отсутствие потребления образов сформировало к 1980-м
годам мнение о том, что «средний американец питался лучше, чем
среднестатистический житель СССР». По мнению С.Г. Кара-Мурзы и А. П. Паршева,
это утверждение безосновательно. В качестве аргументов исследователи приводят
статистические данные о потреблении в СССР и США, на основании которых делают
выводы о том, что советские граждане фактически потребляли продуктов больше,
чем американцы, в среднем на треть. А представление о недостаточном питании, по
мнению авторов, не отражает реальность, а создано идеологами и прессой.
Говоря о проблеме дефицита, исследователи также отмечают
неравномерность распределения промышленных и продовольственных товаров в
Советском Союзе. В условиях сложного доступа к товарам изначально заявленное
равенство возможностей приобретения и потребления было нарушено, и одни группы
населения получали преимущество в плане доступа к товарам по сравнению с
другими.
Во-первых, необходимо отметить географически
неравномерное снабжение продуктами питания различных регионов страны. Л.А.
Гордон, Э.В. Клопов, А. Локтев, Л.Н. Мартюшов, Н.В. Мельникова, С.А. Рясков,
А.В. Шубин отмечают в своих работах тот факт, что крупные и «закрытые» города
снабжались продовольствием значительно лучше, чем глубинка [13]
Еще одним аспектом неравномерности распределения товаров
в СССР был социальный. Различные социальные (профессиональные) группы имели
неодинаковые возможности доступа к товарам и услугам. В условиях дефицита большая
возможность доступа к потребительским товарам была у работников торговли,
легкой и пищевой промышленности. Л.Н. Мартюшов, В.П. Попов, Н.В. Шмелев, А.В.
Шубин отмечают рост потребления представителями этих профессиональных групп по
сравнению с другими. Можно согласиться с мнением А. М. Буровского, что «деньги
в России играли незначительную роль, не так уж много на них можно было купить.
Погоня за дефицитом заставляла заводить знакомства, оказывать разного рода
"левые" услуги, а не работать и зарабатывать» .
Следующим аспектом дефицита является проблема качества
советских продовольственных и непродовольственных товаров. Цифры, приводимые в
статистических сборниках, свидетельствуют о том, что объемы потребляемых
населением продуктов питания постоянно росли, а калорийность суточного питания
была на уровне развитых стран. Но, по мнению А. Зайченко, Л.Н. Мартюшова, А.
Пыжикова, Г.И. Ханина, А.В. Шубина, при анализе статистических материалов нужно
делать поправку на низкое качество продуктов. Так, А. Зайченко обращает
внимание, что при составлении сводных таблиц, характеризующих потребление того
или иного продукта, в графу включались и его заменители более низкого качества.
В графу «мясо» включался суммарный объем потребленного населением сала, жира,
лярда (внутреннего жира), субпродуктов и т.д. Такие статистические хитрости, по
мнению А. Зайченко, значительно искажают выводы о количестве потребляемых
продуктов, не говоря уже об их качестве. Также о низком качестве товаров в СССР
свидетельствует высокий процент бракованных продуктов (до 12%).
Относительно причин низкого качества товаров в СССР
авторы расходятся во мнениях. С.Г. Кара-Мурза и А. Зайченко причиной снижения
качества продовольственных товаров называют отставание советской пищевой
промышленности от международных стандартов по глубине переработки исходного
сырья, качеству консервации, а также «оптовые» закупки продуктов населением, в
результате чего из-за неправильного хранения качество их снижалось. По мнению
В. И. Болдина, В.М. Кудрова, А.В. Шубина, не обеспечивалось должное качество
хранения продуктов и в распределительной сети. Урожай портился еще в
хранилищах, около трети овощей доходило до прилавка уже в виде гнили.
Что касается непродовольственных товаров в СССР, то, по
мнению М. Джиласа, В.М. Кудрова, В. Найшуля, Г.С. Остапковича, Г.И. Ханина, А.
В. Шубина и других авторов, их качество также было невысоким. Многие
исследователи, рассуждая на тему качества советской продукции, зачастую не
приводят аргументов, подтверждающих их точку зрения, говоря о низком качестве
как о само собой разумеющемся. Вероятно, это связано с тем, что оценить
качество советской продукции сегодня достаточно сложно. Можно согласиться с Г.
И. Ханиным, сетующим на то, что удовлетворительного обобщающего измерителя
динамики качества продукции не придумано до сих пор, да и вряд ли он возможен.
Поэтому большинство авторов в публикациях рубежа XX-XXI веков в качестве
аргументации прибегают к оценкам очевидцев-потребителей.
Авторы работы «Народное благосостояние. Тенденции и
перспективы» на основе социологического анализа приходят к выводам, что уровень
удовлетворенности покупателей качеством товаров зависит от дефицитности данного
товара, соответственно, чем выше степень дефицитности товарной группы (ткани,
чулки, трикотаж, меха), тем больше доволен качеством товара покупатель. Эта
взаимосвязь объясняется, по мнению авторов, не абсолютно идеальным качеством
дефицитной продукции, а отсутствием ассортимента, т. е. невозможностью сравнить
покупаемую вещь с лучшими образцами, поступающими в продажу. И наоборот, чем
шире ассортимент, тем больше внимания и претензий к качеству товара. К выводам
о неактуальности вопроса качества товаров при дефиците также приходит Ю.А.
Беляев, но он рассматривает несколько иной аспект проблемы, рассуждая о незаинтересованности
производителя в повышении качества дефицитных продуктов, так как понятия
«дефицит» и «высокое качество» исключают друг друга [13].
В целом исследователи, рассуждающие о социальных реалиях
1980-х годов, сходятся в том, что население, при официально низких
государственных ценах и высоких зарплатах, тратило колоссальный объем времени
на обеспечение семьи элементарными продуктами и товарами, не всегда высокого
качества. Проблема дефицита, безусловно, существовала, и связана она была с
системой распределения и отсутствием ассортимента товаров, а главное - с ростом
потребностей населения.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в целом проблема
дефицита товаров в СССР в 1980-е годы довольно активно обсуждается в
литературе, и за последнее десятилетие вышло достаточно большое количество
работ, посвященных данной проблематике или косвенно затрагивающих ее. Авторы
рассматривают проблему с разных точек зрения, привлекая материалы обследования
семейных бюджетов, статистические данные, результаты социологических опросов.
Тем не менее различные аспекты проблемы исследованы не одинаково. В большей
степени изучены аспекты ценовой политики, ее влияния на дефицит, социально и
географически неравномерного распределения товаров. Гораздо менее изученными,
на наш взгляд, являются следующие моменты. Во-первых, проблема качества
советских товаров. Объективного сравнительного анализа товаров советских и
нынешних российских в литературе нет, как нет и исследований о соответствии
товаров в СССР ГОСТам и их эталонным качествам. Также авторами фактически не
изучена проблема сравнения качества товаров СССР и США, других зарубежных
стран. Во-вторых, недостаточно отражена в работах проблема ассортимента товаров
по регионам СССР.
В целом, помимо рассмотрения аспектов отдельных проблем,
отсутствуют обобщающие работы, посвященные дефициту в СССР в 1980-е годы, как в
масштабах всей страны, так и по регионам. Необходимы дальнейшие исследования по
данной проблеме, в изучении которой еще имеется достаточно много «белых пятен».
2 Дефицит
бюджета и платежного баланса как форма дефицита в системе рыночного равновесия
Бюджетный дефицит представляет собой систему
экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх
имеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, не
обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются, главным образом,
в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления
внутренних и внешних займов.
Бюджетный дефицит характерен для большинства развитых
стран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года,
тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд руб., что составило 11,6 % ко
всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5
млрд руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотации
в бюджет Республики Беларусь.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами
и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих
объективных и субъективных причин:
-низкой эффективности производства при недостаточном
развитии внешнеэкономических связей;
-ограниченности финансовых возможностей государства
изыскивать всевозможные статьи доходов;
-нерациональной структуры бюджетных расходов;
высокого уровня расходов непроизводительного характера;
инфляции;
неустойчивости денежного обращения;
-неустойчивости системы расчетов;
-нерациональной налоговой политики;
-непродуманной инвестиционно-кредитной политики;
-сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением
импорта;
-снижения жизненного уровня населения.
Различают активный и пассивный бюджетные дефициты.
Возникновение излишков расходов над доходами называют активным бюджетным
дефицитом. Это происходит в результате сознательных действий правительства,
т.е. происходит увеличение расходов и снижение доходов.
Дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в
результате падения экономической эффективности, получили название пассивных
дефицитов.
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень.
Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и
наоборот, - неуправляемым. Неуправляемый дефицит влечет за собой эмиссию денег,
рост инфляции, углубляет несбалансированность экономики, создает тяжелые
социальные последствия для населения.
Предел бюджетного дефицита целесообразно определять:
По отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).
По отношению к национальному доходу (НД).
По отношению к расходам бюджета на текущий период.
Мировая практика показывает, что предел бюджетного
дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 2-3 %
к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расходной части бюджета.
Однако эта величина не постоянна, т.к. оптимальный разрыв
между доходами и расходами зависит от конкретной ситуации в экономике, доли
перераспределяемого через бюджет национального дохода. [12, с. 60].
Второй аспект дефицита в экономике, это дефицит
платежного баланса. Прежде всего, следует понять, из чего состоит платежный
баланс.
1. Видимая торговля - ввоз и вывоз материальных благ
(сапог, курток, магнитофонов и т. д.). Это общая стоимость того, что пересекает
границу страны на поездах, кораблях и самолетах. Поскольку вывоз или ввоз
материальных благ можно увидеть в буквальном смысле слова, его называют
"видимой торговлей".
Разница между экспортом и импортом товаров составляет
сальдо видимой торговли (которое называют еще сальдо торгового баланса. Знак
"минус" означает, что страна заплатила за ввоз иностранных товаров
больше, чем получила от вывоза своих.
2. Невидимая торговля - предоставление фирмами страны
услуг фирмам и населению других стран, и наоборот. Поскольку вывоз или ввоз
услуг не сопровождается перемещением чего-то материального через границу, его
называют невидимой торговлей.
Каким образом можно ввозить или вывозить услуги?
Во-первых, в виде транспортных услуг. Видимый экспорт или
импорт нуждается в доставке из одной страны в другую. Если доставку импорта
осуществляют иностранные транспортные фирмы, населению страны-импортера
придется заплатить за эти услуги, которые фактически оказываются
импортированными вместе с материальными товарами.
Во-вторых, в виде ввоза или вывоза информации, которая
тоже не видна для глаза. Например, продажа за рубеж технологии производства
какого-то блага или покупка за рубежом консультаций иностранных специалистов.
В-третьих, в виде экспорта или импорта туристического
отдыха. Сектор хозяйства "Гостиницы и рестораны" может обслуживать
иностранных туристов, приехавших для осмотра достопримечательностей принимающей
страны, и фактически экспортировать свои услуги. И наоборот, жители данной
страны могут выезжать в туристические поездки за границу и тратить там деньги
на покупку иностранных товаров и услуг (импорт).
Разницу экспорта и импорта в невидимой торговле называют
сальдо невидимой торговли, а вместе с сальдо видимой торговли оно составляет
сальдо баланса товаров и услуг.
3. Платежи - получение дохода от имеющегося за рубежом
имущества или вкладов и выплаты собственникам имущества или вкладов,
используемых в данной стране.[7, с. 53]
Например, население нашей воображаемой страны может иметь
вклады в иностранных банках или иметь ценные бумаги иностранных фирм или
государств, а предприниматели могут владеть фирмами. Доходы от этого владения
поступают в страну и учитываются в счете платежей.
Строго говоря, такие платежи относятся к невидимой
торговле, так как получение процента на капитал или ренты с имущества
фактически является оплатой предоставляемых услуг капитальных благ в текущем
периоде.
4. Движение капитала: жители, фирмы или правительство
нашей воображаемой страны могут использовать часть своих доходов для вложений в
имущество других стран - вкладывать деньги в иностранные банки, покупать акции
иностранных фирм, покупать имущество за рубежом. И наоборот, иностранцы могут
вкладывать деньги в данную страну.
Эти операции не предполагают никакого перемещения
материальных вещей или нематериальных услуг через границу. В случае с покупкой
имущества происходит экспорт или импорт прав собственности. Например, если
иностранцы купили в данной стране участок земли, фактически страна как бы
экспортировала права собственности на этот участок.
Движение капитала имеет свой собственный счет (счет
движения капитала), который в сочетании со счетом текущих операций составляет
платежный баланс.
Платежным балансом называется счет всех платежей в страну
и из страны в течение некоторого периода времени.
Сумма всего видимого и невидимого экспорта, процента и
ренты за имущество за рубежом и притока капитала представляет собой приток
денег в страну.
Сумма всего импорта, платежи иностранным собственникам и
вложение денег за рубежом представляет собой отток денег за границу.
Разница между ними - сальдо платежного баланса -
представляет собой чистое движение денег через границу.
Если, к примеру, сальдо платежного баланса положительно
(излишек платежного баланса), в стране остается неизрасходованная часть денег
от сделок с другими странами. Если сальдо платежного баланса отрицательное
(наблюдается дефицит платежного баланса), неистраченное количество денег
останется у иностранных партнеров данной страны.
Валютный курс устанавливается на рынке валюты точно так
же, как цена любого блага определяется на его рынке. На рынке валюты существует
спрос и предложение, которые совместно определяют цену и объем продаж
национальной валюты в единицу времени.
1. Спрос на национальную валюту любой страны
предъявляется для оплаты ее экспорта. Поскольку фирмы хотят получить выручку в
"своей" валюте, нужно обменять валюту той страны, в которую они
экспортируют свой продукт, на их национальную валюту.
Кто именно будет предъявлять спрос на национальную валюту
(обменивать деньги) - продавец или покупатель - не имеет значения. Если
продавец принимает оплату в иностранной валюте, ему придется самому менять ее
на национальные деньги. Если продавец требует оплаты в национальной валюте,
менять деньги придется его иностранным партнерам.
Кривая спроса имеет отрицательный наклон, который
объясняется зависимостью выгодности экспорта от курса валюты. Чем дешевле стоит
валюта, тем большее количество благ будет выгодно экспортировать.
Фактически кривая спроса на национальную валюту - это
кривая спроса на экспорт в зависимости от цены валюты. Объем продаж валюты
представляет собой стоимость благ, проданных на экспорт, и платежей, которые
иностранцы делают представителям данной страны.
2. Предложение национальной валюты осуществляется с целью
оплаты импорта. Поскольку фирмы, которые продают свои блага данной стране, тоже
хотят получить не ее национальную валюту, а "свои" деньги, для оплаты
импорта нужно купить иностранную валюту на всю стоимость этого импорта.
При этом опять-таки не важно, кто составляет это
предложение - фирмы-импортеры (которые будут менять полученные от продажи
продукта "чужие" деньги на "свои") или покупатели импортных
благ (которые должны заплатить за импорт в иностранной валюте).
Кривая предложения имеет положительный наклон, который
объясняется зависимостью выгодности импорта от курса валюты. Чем дороже будет
стоить валюта данной страны, тем более выгодным будет импорт, и поэтому большее
количество валюты придется обменять для его обеспечения.[7, с. 69]
Равновесие наступает при таком курсе валюты, когда объем
спроса на нее равен ее предложению. На рис. 1.1 - это точка Е: при цене франка
3,8 марки на него предъявляется спрос в размере 25 000 франков и предложение 25
000 франков.
Рис. 2.1 Влияние платежного баланса на валютный курс
Рынок национальной валюты уравнивает спрос на
национальную валюту и ее предложение и, следовательно, уравнивает объем
экспорта и импорта страны.
При более высоком курсе валюты (например, при 5,5 марки
за франк) импорт превышал бы экспорт, так как первый стал более выгодным, а
второй менее выгодным. На рынке возникло бы избыточное предложение франков, на
которые не нашлось покупателей. Следовательно, цена франка снизилась бы.
При более низком курсе валюты (например, 2,5 марки за
франк) ставший более выгодным экспорт превысил бы ставший менее выгодным импорт
и на рынке возник дефицит франков. Многие фирмы хотели бы купить дополнительное
количество франков для оплаты экспорта, но недостаток предложения был бы
причиной снижения цены франка до равновесного значения 1,2 марки.
Такая система обмена валют и определения их курсов
называется гибким валютным курсом. Любое изменение в условиях, определяющих
затраты фирм или спрос на их продукцию, приведет к изменению валютного курса,
который в свою очередь сбалансирует экспорт и импорт при новых условиях.
Таким образом, проблема сбалансированности
государственного бюджета в абсолютном большинстве случаев сводится к одному, а
именно его дефициту. Практически каждое государство сталкивается с дефицитом
государственного бюджета, при этом небольшой дефицит не является проблемой.
Увеличение же дефицита приводит к проблемам и отражается на макроэкономической
стабильности, что в конце концов может привести к увеличению инфляции,
повышении налоговой нагрузки на резидентов страны, может привести к замедлению экономического
роста и падению деловой активности. Дефицит платежного баланса сегодня является
главной проблемой любой экономики. Это выливается в проблему валютного курса.
Дефицит платежного баланса может привести к обесценению национальной валюты,
что приводит к инфляции и т.д. С другой стороны дешевая валюта стимулирует
национальных экспортеров.
3 Методы регулирования платежного
баланса и бюджетного дефицита государства
Существует несколько способов финансирования бюджетного
дефицита. Один из них — повышение налоговых ставок, введение специальных
налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой
активности и в конечном счете — к сокращению объема производства. [4, с. 103].
Другой способ — внутреннее и внешнее долговое
финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного
дефицита осуществляются выпуск и продажа государственных ценных бумаг на
открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По
ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником
которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет ресурсов для
погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные
от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения
которых истек, т.е. осуществляется рефинансирование.
Если государственные ценные бумаги продаются субъектам
хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита
считается безинфляционным или малоинфляционным. Однако государство также может
продавать свои облигации непосредственно центральному банку, который, покупая
их, тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс
происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и,
следовательно, к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимость
государственных ценных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них
снижается. В таких случаях правительства иногда используют прямые или косвенные
методы принуждения, заставляющие коммерческие банки, другие кредитно-финансовые
институты приобретать облигации, что по сути равнозначно дополнительному
налогообложению и подрывает доверие к нему. Финансирование дефицита путем
реализации облигаций резидентам ведет к росту внутреннего государственного
долга.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита
связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам
хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если
национальные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран,
т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление
таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка
страны. Любое долговое финансирование ведет к росту расходов государства на
выплату процентов по ценным бумагам.
Третий способ покрытия бюджетного дефицита — денежное
финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег сейчас
практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном
путем выдачи центральным банком правительству кредитов для покрытия бюджетного
дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране
возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи», т.е. сознательная отсрочка
уплаты налогов налогоплателыциками, что характерно для стран с переходной
экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих
государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но
ведет к возрастанию бюджетного дефицита. [4, с. 105].
Правительства прибегают к монетизации дефицита в
развивающихся странах, переходных экономиках в связи с отсутствием внешних
источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала,
что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.
Источником финансирования бюджетного дефицита могут быть
и внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки
экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит станет способствовать
развитию производства. Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы
и средства, полученные от приватизации государственной собственности.
В странах с переходной экономикой для финансирования
бюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежей
правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка
платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги
правительство, как правило, оплачивает в конце концов ценными бумагами. Если же
она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия
начинают закладывать ее в цены, что стимулирует инфляцию.
Платежный баланс издавна является одним из объектов
государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность,
проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном
активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет
на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например,
покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США
способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в
международном обороте, что подорвало Бреттон-вудскую систему в середине 70-х
годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах
XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового
регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса
требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связей
повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования
экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач
экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического
роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса
служат: 1) официальные золотовалютные резервы; 2) национальный доход,
перераспределяемый через государственный бюджет; 3) непосредственное участие
государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов,
кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с
помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса - это
совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных
мероприятий государства, направленных на формирование основных статей
платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует
разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных
либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в
зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных
расчетов страны.
Странами с дефицитным платежным балансом обычно
предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта,
сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения
вывоза капиталов.[7, c. 142]
1. Дефляционная политика.
2. Девальвация.
3. Валютные ограничения.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для
уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии
экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с
процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока
капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и
таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного
роста).
5. Специальные меры государственного воздействия на
платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса,
«невидимых» операций, движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В
современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу
обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на
стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены
(предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного
курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в
вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые
экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит
льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные
финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную
экспортную программу.
В условиях обострения конкуренции на мировых товарных
рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем
углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с
иностранными. С целью углубления международной специализации государство
стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по
повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается
как «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования.
Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них
преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей,
производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование
экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения
иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.
Методы стимулирования экспорта применяются все более
комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные
формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку
кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При
пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его
сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения
импорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с
контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например, США с Японией,
Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).
В целях регулирования платежей и поступлений по
«невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
прямое или косвенное участие государства в создании туристической
инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
содействие строительству морских судов за счет бюджетных
средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
расширение государственных расходов на
научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли
патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
регулирование миграции рабочей силы. В частности,
ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
Регулирование движения капиталов направлено, с одной
стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с
другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока
иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность
государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для
частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по
инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
Государство принимает также меры по сдерживанию «бегства»
капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране,
повышение доверия к правительству и национальной валюте, укрепление
государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и
«теневой» экономикой. Важным методом пресечения «бегства» капитала является
эффективный государственный контроль за международным движением капитала, в том
числе ограничение размера вывоза его и требование своевременной репатриации
дивидендов и процентов.
При активном платежном балансе государственное
регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного
сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные,
валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения
импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том
числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.
Формально платежный баланс, как всякий баланс,
уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей
погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то
возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые
характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса.
Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет
о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники
обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов. Для покрытия
дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты.
Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% их
квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими
требованиями проведения стабилизационных программ МВФ.
В поисках источников погашения дефицита платежного
баланса развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде
кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно
участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита
платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами
международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая
доступность и необусловленность стабилизационными программами. Однако
банковские кредиты дороже и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю
задолженность. Например, американские банки периодически вносят некоторые
страны, главным образом развивающиеся, в «черные» списки. К тому же усиливается
тенденция к координации деятельности частных банков и международных
валютно-кредитных и финансовых организаций.
Для покрытия пассивного сальдо баланса используются
краткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые
центральными банками в национальной валюте.
С середины 70-х до середины 80-х годов развитые страны
активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов
путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран
от экспорта нефти.[7, c. 175]
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса
относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной
помощи.
В связи с активным привлечением иностранных кредитов для
балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной
проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит
использование официальных валютных резервов.
Главным средством окончательного балансирования
платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После
второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных
балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало
доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии
США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в
годы войны и после нее. В 50-60-х годах США покрывали до 70-80%, а после отмены
конверсии доллара в золото в 1971 г. - до 100% пассивного сальдо платежного
баланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов в
международном обороте и их периодическому обесценению. В отличие от США другие
государства, чтобы погасить дефицит платежного баланса конвертируемой валютой,
должны ее «заработать» путем экспорта части национального богатства. Неравномерность
распределения валютных резервов между странами ограничивает возможности их
использования для балансирования платежного баланса.
С 70-х годов для приобретения иностранной валюты,
необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР
путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия
СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах невелика (1,9%).
Они неравномерно распределяются между странами - членами МВФ в зависимости от
их взносов в него. Вопреки первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР
используются для погашения пассивного сальдо платежного баланса. С 1979 г.
страны - члены ЕВС для покрытия дефицита платежного баланса применяли также
ЭКЮ, которые заменены евро с 1999 г. Вспомогательным средством балансирования
платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на
иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего
платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других
стран.
Окончательным средством погашения дефицита платежного
баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Например, в
1947 г. 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были
покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В
современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства
развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны.
Активное сальдо платежного баланса используется
государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности
страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения
официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй
экономики за рубежом.
Новым явлением стало межгосударственное регулирование
платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие
глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности национального
регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное
неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных
стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы
коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам
регулирования платежных балансов относятся: согласование условий
государственного кредитования экспорта, двухсторонние правительственные
кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных
валютах по соглашениям «своп», кредиты международных финансовых институтов, прежде
всего МВФ.
Превышение допустимой в мировом сообществе нормы
задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического
характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие
дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в
частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также
вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику
стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники,
в том числе развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения
внешнего долга и заимствований.
В ЕС межгосударственное регулирование платежного баланса
осуществляется следующими основными методами:
отмена таможенных пошлин, создание таможенного союза с 1
июля 1968 г. и введение единого внешнего тарифа к третьим странам;
унификация налоговой системы;
согласование условий кредитования экспорта товаров.
Таким образом, регулирование платежного баланса
значительно усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрело
систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.
Программы стабилизации платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по
оздоровлению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита и
т. д.
Однако задача уменьшения дефицита платежного баланса
нередко вступает в конфликт с другими целями экономической политики -
поддержание экономического роста и обеспечение занятости, которые требуют
расширения хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения
процентных ставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса
является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса
свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего
равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и
разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным
балансом.
Заключение
Проблема товарного дефицита достаточно многопланова.
Наиболее лаконичное определение понятия дефицит - это
нехватка чего-либо, товар, которого нет на рынке.
Но в современной экономической литературе встречается
более полное определение, в котором под дефицитом понимается ситуация, когда
при данной цене спрос на рынке превышает предложение.
Уделено внимание такой проблеме, как сбалансированность
государственного бюджета, а именно его дефициту. Бюджетный дефицит – это
болезнь практически каждого развитого государства. Причем важен не сам дефицит
в принципе, а его увеличение, что говорит о невозможности государства
генерировать положительный для себя денежный поток у Увеличение же дефицита
приводит к проблемам и отражается на макроэкономической стабильности, что в
конце концов может привести к увеличению инфляции, повышении налоговой нагрузки
на резидентов страны, что может привести к замедлению экономического роста и
падению деловой активности.
Регулирование платежного баланса значительно усложнилось,
его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характер
в сочетании с другими формами экономической политики. Программы стабилизации
платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоровлению экономики,
сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита и т. д.
Задача уменьшения дефицита платежного баланса нередко
вступает в конфликт с другими целями экономической политики - поддержание
экономического роста и обеспечение занятости, которые требуют расширения
хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентных
ставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является
сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса
свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего
равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и
разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным
балансом.
Список использованных источников
1.
Агапова Т.А. Серенена С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство
Инфра-М,2004г. – 416с.
2.
Бюджетный процесс в зарубежных государствах / Под редакцией
Н.М.Касаткиной, Д.А.Ковачева, В.И.Лафитского и др.. - М.: ИНИОН РАН, 2003. -
145 с.
3.
Воробьев В.А., Бондарь А.В.. Макроэкономика: учебное пособие – Минск:
2006. – 543 с.
4.
Государственный бюджет/ Под редакцией М.И. Ткачука. - Мн. Высшая школа.
2002г. – 240с.
5.
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс”
1994г. – 412с.
6.
Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во
Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.
7.
Киреев А. Международная экономика: В 2-х т. М.: Международные отношения,
2005.
8.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М:
Инфра-М, 1999г. – 974с.
9.
Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос.
упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией
П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2004. - 295 с.
10.
Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Под
редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылевой. - Москва: Инфра-М, 2004. -
188 с.
11.
Мэнкью Н.Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского -
Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер принт, 2004. - 573 с.
12.
Тетерина Л.М.. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс для
студентов специальности "Финансы и кредит" - Минск: Издательство МИУ,
2005. - 215 с.
13.
Трофимов А.В. Проблема товарного дефицита в СССР 1980-х годов, 2007. в
современной историографии
14.
Хотько А.В. Государственный бюджет: практикум: для студентов
специальности "Финансы и кредит" ВШУБ заоч. формы обучения на базе
сред. спец. и высш. образования - Мн.: БГЭУ, 2004. - 56 с.
|