Экономические инструменты мобилизации и перераспределение финансов
О том, что отечественный финансовый
рынок еще не стал полноценным инструментом привлечения инвестиций
свидетельствует и тот факт, что российские компании осуществляют крупные
заимствования и долгосрочные размещений на зарубежных площадках. В целом к
февралю 2006 г. капитализация российского фондового рынка увеличилась до
79% ВВП и достигла 604 миллиардов долларов.
Приоритетными направлениями развития
финансового рынка России на среднесрочную перспективу являются стимулирование
роста капитализации, выхода предприятий на отечественный фондовый рынок.
В течение последних лет на российском
финансовом рынке отразились общие негативные тенденции, в том числе связанные с
ипотечным кризисом на мировом рынке.
Рынок акций по-прежнему
характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов,
существенную долю капитализации рынка (64,3%) составляют компании нефтегазового
сектора.
Внутренний рынок корпоративных
облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка
ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных
инвестиций. В 2004—2005 гг. российские предприятия при выпуске облигаций
66% средств привлекли на рынке еврооблигаций и лишь 34% — на внутреннем
облигационном рынке. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна
заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента
влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.
Серьезными препятствиями для
привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) являются
недостаточная развитость финансового рынка, несовершенство корпоративного
управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего, в
отношении финансов и структуры собственности). Слабость банковской системы,
рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного
обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых
инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования
экономики в условиях мировой конкуренции.
В целях
совершенствования системы регулирования финансового рынка
необходимы повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка
единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка, в
том числе унификация требований к участникам рынка, эмитентам и
институциональным инвесторам, развитие саморегулирования на финансовом рынке,
взаимодействие саморегулируемых организаций с органами государственной власти.
Предстоит рассмотреть вопрос о
возможности объединения функций по регулированию всех сегментов финансового
рынка (фондового, страхового, банковской деятельности, деятельности
негосударственных пенсионных фондов) и создании мегарегулятора, а также о
возможности объединения надзора за различными институтами финансового рынка в
одном федеральном органе.
Следует обеспечить использование
четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых
институтов. С этой целью необходимо:
-
совершенствование
системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;
-
усиление роли
третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение
компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке,
в том числе путем введения специализации судей по вопросам финансового законодательства;
-
оптимизация
требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного
раскрытия профессиональными участниками финансового рынка информации о своей
деятельности;
-
обеспечение
раскрытия информации о результатах управления средствами пенсионных накоплений
на основе единых стандартов, позволяющих сравнивать результаты управления
указанными средствами;
-
совершенствование
требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых
институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а
также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.
Необходимо расширение спектра
финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка
эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без
государственной регистрации выпуска, российских депозитарных расписок.
Предстоит внести в законодательство
Российской Федерации изменения, направленные на расширение
возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для
перераспределения рисков, в том числе производных финансовых инструментов с
различными базовыми активами, ценных бумаг, выпускаемых в процессе
секъюритизации финансовых активов, двойных и простых складских свидетельств.
Для развития институтов коллективного
инвестирования необходимо совершенствование налогообложения закрытых паевых
инвестиционных фондов, в частности, решение проблемы определения
налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета налога на добавленную
стоимость при приобретении недвижимости от имени закрытого паевого
инвестиционного фонда.
Важной задачей является создание
равных конкурентных и комфортных условий деятельности участников финансового
рынка, сокращение административных барьеров и издержек. С этой целью требуется:
-
снижение
трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе
при проведении первичного
публичного размещения акций (IPO);
-
уточнение
законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в отношении
ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного
капитала, в части смягчения и упрощения действующих норм;
-
расширение
доступности информации для эмитентов и инвесторов;
-
пресечение
манипулирования на финансовом рынке и осуществления торговли с использованием инсайдерской
информации;
-
введение понятий
квалифицированного и неквалифицированного инвестора;
-
внесение
изменений в законодательство Российской Федерации в части расширения составов
правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточения наказаний;
-
создание системы
компенсации гражданам (в том числе системы компенсационных фондов) на отдельных
секторах финансового рынка, а также системы страхования ответственности
профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Необходимо совершенствование налогообложения
финансового рынка, в том числе урегулирование вопросов правоприменения
налогового законодательства в отношении финансовых инструментов и институтов.
Следует обеспечить равные условия налогообложения для различных финансовых
инструментов в рамках постепенного снижения ставок налогов на доходы по финансовым
инструментам.
В части совершенствования
деятельности государственных финансовых институтов развития, а также порядка
участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
в уставных капиталах финансовых организаций требуется:
-
разработать
стратегию деятельности государственных финансовых институтов развития,
предусматривающую использование новых механизмов и различных форм
финансирования проектов, реализуемых Правительством Российской Федерации;
-
ввести запрет на
участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в уставных капиталах финансовых организаций, кроме случаев участия
государства в капиталах финансовых организаций (в том числе государственных
финансовых институтов развития), деятельность которых имеет стратегическое
значение для решения задач социально-экономического развития страны.
Для развития инфраструктуры
финансового рынка, повышения ее надежности и капитализации необходимо
совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования
клиринга, учета прав на ценные бумаги, в том числе создания центрального
депозитария, деятельности организаторов биржевой торговли.
В целях решения указанных задач
необходимо внести изменения в стратегию развития финансового рынка Российской
Федерации на среднесрочную перспективу, а также план мероприятий по ее
реализации.
2.2 Налоги как инструмент
перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов
Доходы государственного бюджета
состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов
государственных доходов, которая формируется различными методами, составляет
систему государственных доходов.
Налоги, являются главным инструментом
перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они
занимают центральное место в системе государственных доходов.
Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в
пользу государства для выполнения функций последнего.
Признаки налогов:
-
принудительный
характер;
-
безвозмездный
характер;
-
безэквивалентность.
Налоговая система – совокупность
налогов, сборов и пошлин, а также методов их взимания и налоговый контроль.
Основные принципы налоговой системы:
-
плата по возможностям
(кто получает больше, должен больше платить);
-
плата за
преимущество (кто выигрывает от данных преимуществ, должен платить за их
использование; напр. автодороги);
-
простота и
доступность расчета.
Функции налогов:
-
фискальная;
-
перераспределительная
(от богатых – бедным);
-
стимулирующая
(налоги должны стимулировать развитие производства и НТП).
Налоги подразделяются на:
1)
прямые –
устанавливаются на доход и собственность юридических и физических лиц;
2)
косвенные –
устанавливаются на обращение и потребление (предприятие только перечисляет эти
налоги, а платит их косвенно потребитель;
3)
общие – поступают
в бюджет безадресно;
4)
специальные –
поступают с указанием их применения.
Налоги также подразделяются на:
-
пропорциональные
(взимается процент от дохода независимо от его величины);
-
прогрессивные (с
высоких доходов взимается больший процент. Напр. подоходный налог).
В настоящее время в России существует
трехканальная фискальная система, которая представлена в приложении 4.
Виды налогов:
1.
Налог на прибыль.
Объектом налогообложения является
валовая прибыль, исчисляемая как разница между выручкой от реализации и
издержками. При этом она уменьшается на сумму НДС и акцизов.
2.
Налог на
добавленную стоимость.
Форма изъятия в бюджет части добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница
между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
3.
Акцизы.
Акцизы – это косвенные налоги,
включающиеся в цену товара и оплачиваемые покупателями. Все подакцизные товары
реализуются по ценам, включающим акцизы.
4.
Налоги на
физических лиц.
4.1.
Подоходный налог
(13%).
4.2.
Налог на
имущество.
Объектами налогообложения являются
жилые дома, приватизированные квартиры, дачи, гаражи и т.п. (10% стоимости).
Налоговая политика проводится не
только с целью пополнения государственной казны, но и для стимулирования
экономики. Мировая теория и практика выработала достаточно разумную налоговую
политику, примером которой является кривая Лафера.
2.3 Кредит как инструмент
перераспределения финансовых ресурсов
Фонды банков формируются на стадии
перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные
ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии
собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и
позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.
Особенности:
1)
средства банка
выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии
возвратности.
2)
средства при
финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.
С помощью кредита происходит
перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и
гражданами.
Постоянно происходит переливание
кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия
концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков
для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной
является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном
процессе.
Дефицит государственного бюджета
приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов
населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечение
этих средств является государственный кредит.
Государственный кредит – экономические отношения, которые
заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в
нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими
и юридическими лицами.
Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у
государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно
свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их
использование на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в
следующих ролях: кредитора, заемщика, гаранта (означает поручительство
государства за клиента).
Отличия государственного кредита от
частного:
Частный кредит
|
Государственный кредит
|
1) Мобилизуется для производственных нужд
|
1) Мобилизуется для непроизводственных нужд
|
2) Мобилизуется ссудный капитал
|
2) Мобилизуются платежные и покупательские средства
|
3) Погашение производится из прибавочного продукта или
стоимости, которая возникает в процессе производства
|
3) Погашение производится из бюджетных доходов (в основном
за счет налоговых поступлений)
|
4) Расширяет сферу применения капитала (производственную
сферу)
|
4) Сужает сферу применения капитала
|
Государственный кредит может быть
внутренним и внешним.
Формы государственного кредита
(внутренний):
1.
Выпуск
государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в
государственные займы.
2.
Казначейские
ссуды.
Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания
финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и
управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано
государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и
возвратности.
Государственные займы осуществляются в виде продажи ценных
государственных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов
у банков.
Государственные займы – кредитные отношения между
государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых
государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок
за определенную плату.
Источники государственного кредита –
временно свободные средства, которые появляются у: предприятий; банков;
пенсионных фондов; страховых фондов, населения.
Отличие займов от налогов:
ЗАЙМЫ
|
НАЛОГИ
|
1).Добровольный характер.
|
1).Принудительный характер.
|
2).Скрыта форма принуждения.
|
2).Явная форма принуждения.
|
Кредит берется для:
1.
Финансирования
бюджетного дефицита.
2.
Финансирования
капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3.
Финансирование
предприятий местных органов власти.
4.
Регулирования
денежного обращения страны.
Займы могут размещаться на фондовом
рынке, существующем в России с 1982 года (тогда он существовал для населения и
размещал трехпроцентные займы). В 1990 год – облигации 5 % займа для населения,
предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.
Функции по распространению
государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими
конторами.
В марте 1993 года состоялся I выпуск
нового инструмента – государственных краткосрочных безкупонных обязательств на
3 и 6 месяцев. Каждый выпуск назывался траншей, которые существуют в виде
записей на счетах (здесь присутствует дисконт).
Рынок ГКО подвержен колебаниям. Он
вытесняет частных инвесторов, которые могли бы использовать свои деньги для
производственных нужд.
С февраля 1996 года на рынок ГКО
стали допускаться иностранцы. Однако рынок ГКО должен “изгнать” банки, как это
сделал валютный коридор со своего рынка. Необходимость состоит в том, что ГКО
должны быть использованы для инвестирования промышленности.
Для инвестирования промышленности
выпускаются ГКО, валютные облигации и золотой сертификат Минфина, КО
(краткосрочные обязательства – ценные бумаги государства, предназначенные
только для предприятий).
Облигации:
– рыночные (операции на фондовом
рынке);
– нерыночные;
– специальные.
Облигации имеют нарицательную
стоимость и продаются на бирже.
Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных
государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена
вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится
структурным элементом финансовой системы (существует Департамент
государственного долга и ценных бумаг).
Обслуживание государственного долга –
совокупность отношений по погашению долга и новым займам.
Для того, чтобы государство смогло
расплатиться с долгами оно может уточнять займы. Уточнение может касаться:
а) доходности займов (снижение
процента) – конверсия;
б) условий, касающихся сроков – консолидация;
в) объединения нескольких займов в
один заем – унификация.
Государство может быть банкротом и
объявить о своем банкротстве.
В СССР государственный долг
существовал в 2-ух формах:
-
внутренний долг
правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);
-
внешний долг
перед странами - кредиторами.
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ
МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТУРБАСЛИНСКИЕ
БРОЙЛЕРЫ»
3.1 Краткое описание хозяйства
Открытое акционерное общество
«Турбаслинские бройлеры» - это крупнейшая бройлерная птицефабрика Республики
Башкортостан, расположенная вблизи города Благовещенска.
«Птицефабрика Турбаслинская»
функционирует с конца 1971 года, с 03.12.2002 г. реорганизована в ОАО
«Турбаслинские бройлеры».
Основным видом деятельности (более
95% в структуре выручки) является выращивание птицы бройлеров, переработка,
реализация мяса бройлеров на территории РБ.
Мощность предприятия составляет 4
млн. голов кур в год, что составляет около 80-90% от общего производства в
Республике Башкортостан. В 2005 году было произведено 4,9 тыс. тонн мяса в
убойном весе.
Предприятие располагает собственными
мощностями по глубокой переработке продукции, что позволяет выпускать широкий
ассортимент мясной продукции:
-
мясо цыпленка
бройлерного 1 и 2 кат. (тушка), в.т.ч. производство халяль-ит - забой кур
строго по канонам шариата,
-
охлажденные и
замороженные полуфабрикаты из мяса цыпленка (около 20 наименований),
-
колбасные изделия
(около 15 наименований),
-
копчености,
ветчинные изделия, деликатесы из мяса кур.
В 2004 году предприятие завершило
переход на более продуктивный кросс бройлеров «Смена-4», позволяющий достигнуть
более высоких производственных и экономических показателей. Оценивается
возможность дальнейшего повышения эффективности производства за счет перехода
на еще более продуктивные импортные кроссы. В I квартале 2005 года осуществлена
поставка первой партии кросса Gibra(Голландия).
Совместно с компанией Big
Dutchman(Германия) на птицефабрике подготовлен проект, который позволит
расширить производство мяса цыплят бройлеров до 13,5 тыс. тонн в год, за счет
ввода в эксплуатацию 8 пустующих птичников с установкой клеточного оборудования
на 404 тыс. птицемест.
ОАО «Турбаслинские бройлеры»
обеспечивается кормами со специализированного предприятия ОАО «Уфимский
комбинат хлебопродуктов» по рецептам, разработанным в соответствии с
рекомендациями НИИ птицеводства. Предприятие своевременно выполняет договорные
обязательства с поставщиками электроэнергии, газа, нефтепродуктов, племенного
яйца и прочих необходимых материалов для ведения технологического процесса.
Продукция произведенная на
птицефабрике реализуется через базы торгового дома «Авдон», а также магазин
«Птица», которая расположена в г. Благовещенске. Сейчас рынок сбыта включает в
себя Пермскую, Челябинскую, Московскую области, Москву, Нижний Новгород, Читу,
Удмуртскую Республику и Татарстан.
На птицефабрике совершенствуются
технологии, улучшается производство, осваиваются новые виды продукции.
Полуфабрикаты и готовые изделия из
мяса птицы, произведенные на ОАО «Турбаслнские бройлеры» удостоены многих
наград на Федеральном и Республиканском уровнях.
Участвуя в ярмарках РОСАГРО в
г.Москве, в Республике Башкортостан птицефабрика была награждена 6 золотыми,
одной бронзовой медалями, было получено 28 золотых дипломов.
В 2003 году ОАО «Турбаслинские
бройлеры» за мясо бройлерных цыплят получило диплом «100 лучших товаров России»
в номинации «Продовольственные товары».
3.2 Применение экономических
инструментов на предприятии
Первоначальное формирование финансов
на предприятии (стартовый капитал) осуществляется в момент учреждения
предприятия, при образовании его уставного фонда. Его источниками могут быть:
-
частные
накопления;
-
акционерный
капитал;
-
паевые взносы;
-
долгосрочный
кредит;
-
инвестиции;
-
бюджетные
средства (для государственных предприятий).
Так как исследуемое предприятие
является акционерным обществом открытого типа, его источником для образования
служит уставный капитал в виде обыкновенных акций в количестве 63500 акций с
номинальной стоимостью на 01.01.2008 года 417 руб. 73 коп.
Ресурсы предприятия – это все, что
необходимо для производства продукции. Ресурсы бывают экономические и
неэкономические.
Ресурсы подразделяются на:
1. Материальные ресурсы.
1.1 Капитал: основной и оборотный.
1.2 Земельные ресурсы (на 01.01.2008
год – 177,2 га)
1.3 Энергетические ресурсы (на
01.01.2008 год – 17351 л.с.).
2. Нематериальные ресурсы – ресурсы,
не имеющие материально-вещественной формы, но участвующие в производстве
продукции и способствующие получению прибыли.
3. Трудовые ресурсы (на 01.01.2008
год – 544 чел.).
3.1 Труд – это целесообразная
деятельность человека по производству, управлению и реализации продукции,
связанная с затратами биологической энергии. Труд характеризуется количеством
персонала и профессиональной квалификацией.
3.2 Предпринимательская способность –
это особый вид деятельности, связанный с реализацией коммерческих идей,
направленных на достижение успеха в условиях риска.
4. Финансовые ресурсы (не являются
экономическими) – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении
предприятия. Они могут быть:
-
собственные –
уставный капитал (63500 тыс. руб. в виде обыкновенных акций), прибыль (26526
тыс. руб.), амортизационный фонд (13019 тыс. руб.) и т.п.
-
привлеченные –
эмиссия ценных бумаг, акций, векселей и т.п.
-
заемные –
кредиты, облигации и т.п.
-
средства,
полученные в порядке перераспределения – страховые возмещения, поступления из
государственного бюджета, дивиденды по ценным бумагам и т.п.
Финансовые ресурсы предприятия ОАО
Турбаслинские бройлеры
Собственные и приравненные к ним средства
|
Привлеченные и заемные средства
|
Средства, полученные в порядке перераспределения
|
уставный фонд нераспределенная прибыль амортизационный фонд
устойчивые пассивы (задолженность предприятию)
|
эмиссия ценных бумаг
кредиты банков инвестиции
|
государственные субсидии (бюджетные)
страховые возмещения
дивиденды и проценты по акциям и облигациям
|
На предприятие ОАО «Турбаслинские
бройлеры» существует понятие, как капитал - часть финансовых ресурсов, вложенных
в производство и приносящих доход по завершению оборота. Другими словами,
капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы по источникам
образования подразделяется на собственные (внутренние) и привлеченные на разных
условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке
перераспределения. Так как наше предприятие является акционерным обществом,
здесь присутствуют оба источника финансовых ресурсов.
Собственные финансовые ресурсы
включают в себя: доходы, прибыль от основной деятельности, выручку от
реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по реализации,
амортизационные отчисления.
Следует помнить, что не вся прибыль
остается в распоряжение предприятия, часть ее в виде налогов и налоговых
платежей поступает в бюджет.
Таблица 1 - Сведения о начисленных и
уплаченных налогах ОАО «Турбаслинские бройлеры»
|
Задолженность (+), переплата (-) на 01.01.07
|
Начислено за 2007г.
|
Уплачено за 2007г.
|
Задолженность (+), переплата (-) на 01.01.08
|
НДС
|
652
|
65584
|
79838
|
-13602
|
Налог на имущество
|
1137
|
2740
|
1143
|
2734
|
Налог на прибыль
|
-10
|
-
|
-
|
-10
|
Налог на землю
|
151
|
1647
|
1674
|
124
|
НДФЛ
|
540
|
8655
|
8348
|
847
|
ЕСН
|
484
|
13852
|
13618
|
718
|
ЕНВД
|
42
|
234
|
218
|
58
|
Прочие
|
|
288
|
196
|
92
|
ИТОГО
|
2996
|
93000
|
105035
|
-9039
|
В 2007 году было начислено 93 млн.
руб., а уплачено – 105 млн. руб. Переплата на 01 января 2008 года составила 9
млн. руб.
Чистая прибыль образуется после
уплаты налогов. В 2007 году ее величина составила 26526 тыс. руб., в 2006 году
– 20943 тыс. руб., что больше на 5383 тыс. руб. больше, что предполагает
положительную тенденцию в текущей деятельности предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжение
предприятия распределяется следующим образом: резервный фонд (2006 год- 1852
тыс. руб., 2007 год – 2899 тыс. руб.).
Амортизационные отчисления
представляют собой денежное выражение стоимости износа основных
производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный
характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от
реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь
внутренним источником финансирования как простого, так расширенного
воспроизводства.
За счет амортизационных отчислений и
чистой прибыли предприятия.
В частности, в форме №1
«Бухгалтерский баланс» по строке №130 «Незавершенное строительство» - 3455 тыс.
руб. сумма включает в себя:
1. Приобретение оборудования – 296
тыс. руб.;
2. Капитальное вложение – 3159 тыс.
руб. в т.ч.:
-
Реконструкция
корпуса №10 - 3012 тыс. руб.;
-
Реконструкция
здания автотракторного парка – 147 тыс. руб.
Привлеченные, или внешние, источники
формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные и заемные. Это
деление обусловлено формой движения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают
денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом
такого вложения является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.
Акционерное общество «Турбаслинские
бройлеры» для увеличения собственных финансовых ресурсов выпустило акции
номиналом 417 руб. на общую сумму 1 млн. руб. Дополнительные финансовые ресурсы
будут использоваться предприятием для повышения производственной и
инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в
денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в
коммерческом банке и в кассе предприятия.
Далее будет представлена динамика
важнейших показателей отчетности и порядок расчета аналитических коэффициентов,
в частности прибыль на акцию:
Таблица 2 - Расчет базовой прибыли на
1 акцию за 2006-2007гг.
№ п/п
|
Показатель
|
2006
|
2007
|
1
|
Чистая прибыль общества за отчетный год
|
20943
|
26526
|
2
|
Средневзвешенное количество обыкновенных акций
|
63500
|
63500
|
3
|
Базовая прибыль (убыток) на 1 акцию
|
329,81
|
417,73
|
Аналитические коэффициенты рассчитаны
в соответствии с требованиями к квартальной отчетности эмитентов ценных бумаг,
предусмотренных Постановлением ФКЦБ России №03-32/ПС.
Таблица 3 - Аналитические
коэффициенты ОАО Турбаслинские бройлеры
Показатели
|
01.01.2007
|
01.01.2008
|
Капитал
|
|
|
Чистые активы
|
20943
|
26526
|
Уставный капитал
|
63500
|
63500
|
Добавочный капитал
|
-
|
-
|
Нераспределенная прибыль (отчетного года и прошлых лет)
|
41499
|
66978
|
Прибыль и убытки
|
|
|
Чистая прибыль (после налогообложения)
|
20943
|
26526
|
Рентабельность продаж, %
|
6,53
|
5,86
|
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату
|
-
|
-
|
В 2007 году величина чистой прибыли
увеличилась до 26526 тыс. руб. Однако рентабельность продаж в 2007 году
снизилась с 6,53% до 5,86%. Величина чистой прибыли выражалась в чистых
активах, которые соответственно увеличилась с 20943 до 26526 тыс. руб.
Соответственно величина нераспределенной прибыли увеличилась с 41499 до 66978
тыс. руб. В целом, на предприятии складывается положительная тенденция.
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
В целях увеличения собственных
оборотных средств предлагается:
1. Для увеличения собственных денежных средств предлагаются
мероприятия, которые позволять снизить величину дебиторской задолженности.
В основе управления
дебиторской задолженности – два подхода - сравнение дополнительной прибыли и
оптимизация величины сроков дебиторской и кредиторской задолженностей.
Одним из предложений по предотвращению несостоятельности
предприятия является регулирование потоков дебиторской задолженности. При этом
большое внимание при управлении дебиторской задолженностью на предприятии
должно уделяться разработке гибких контрактов с различными условиями оплаты,
включающими полную или частичную предоплату.
2. Оптимизация запасов
Управление запасами – сложный
комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджера переплетаются с
задачами производственного менеджмента и маркетинга.
Высвобожденные при этом
средства не могут быть изъяты из оборота, так как находятся в
товарно-материальных ценностях, обеспечивающих рост реализации товаров.
Относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств имеет единую
экономическую основу и значение, ибо означает для хозяйствующего субъекта
дополнительную экономию средств.
Минимизация текущих затрат по
обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в
процессе их нормирования.
Для производственных запасов она
состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и
материалов. Чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер
текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке.
С целью сокращения
дефицита собственного оборотного капитала акционерное предприятие может
попытаться пополнить его за счет выпуска и размещения новых акции и облигаций.
Однако при этом надо иметь в виду, что выпуск новых акций может привести к
падению их курса и это тоже может стать причиной банкротства. Поэтому в
западных странах чаще всего прибегают к выпуску конвертируемых облигаций с фиксированным
процентом дохода и возможностью их обмена на акции предприятия.
Важным источником
финансового оздоровления предприятия является факторинг, т.е. уступка банку или факторинговой
компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия,
по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве
обеспечения возврата кредита.
Одним из эффективных
методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной
оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование
ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять
оборудование и вести техническое перевооружение производства.
Привлечение кредитов под
прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход, также является одним из
резервов финансового оздоровления предприятия. Этому же способствует и
диверсификация производства по основным направлениям хозяйственной
деятельности, когда вынужденные потери по одним направлениям покрываются
прибылью от других.
Сокращение расходов на
содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы путем передачи их в муниципальную
собственность также способствует приливу капитала в основную деятельность.
Одним из основных и
наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является
поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению
безубыточной работы за счет более полного использования производственной
мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции,
снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
Для систематизированного
выявления и обобщения всех видов потерь на каждом предприятии целесообразно вести
специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам:
а) от брака;
б) по производствам, не
давшим продукции;
в) от снижения качества
продукции;
г) от невостребованной
продукции;
д) от утраты
выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;
е) от неполного
использования производственной мощности предприятия;
ж) от простоев рабочей
силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов;
з) от перерасхода
ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;
и) от порчи и недостачи
материалов и готовой продукции;
к) от списания не
полностью амортизированных основных средств;
л) от уплаты штрафных
санкций за нарушение договорной дисциплины;
м) от списания
невостребованной дебиторской задолженности;
н) от просроченной
дебиторской задолженности;
о) от привлечения
невыгодных источников финансирования;
п) от несвоевременного
ввода в действие объектов капитального строительства;
р) от стихийных бедствий
и т.д. Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению
позволят значительно улучшить финансовое состояние субъекта хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый рынок представляет собой
особую форму организации движения денежных средств в национальном хозяйстве. Он
состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Это
связано с делением капитала на основной и оборотный.
Объективной предпосылкой
функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в
финансовых ресурсах у одних субъектов хозяйствования или государства с наличием
свободных финансовых ресурсов у других, что создает возможность удовлетворения
потребности первых. Кроме того, у многочисленных владельцев временно свободных
средств в отдельности суммы могут быть незначительными, тогда как потребности в
финансовых ресурсах, как правило, бывают огромными. Финансовый рынок
предназначен для аккумуляции временно свободных денежных средств у большого
количества мелких и крупных владельцев и передачи их пользователям. Таким
образом, финансовый рынок является посредником в движении денежных средств от
сберегателей к инвесторам, формируя у последних финансовые ресурсы.
С помощью финансового рынка
осуществляется межотраслевое, межтерриториальное и межхозяйственное
перераспределение денежных (в т.ч. финансовых) ресурсов. В условиях административно-командной
системы механизмом такого перераспределения был в основном бюджет, а по
межхозяйственному перераспределению – финансы отраслей. В рыночной экономике
финансовый рынок берет на себя большие потоки финансовых ресурсов и становится
ее неотъемлемым элементом.
Главным инструментом финансового
рынка являются ценные бумаги. В Гражданском кодексе РФ (ст.142) ценная бумага
определяется как документ, удостоверяющий (с соблюдением установленной формы и
обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача
которых возможны только при его предъявлении.
Именно посредством обращения ценных
бумаг осуществляется аккумуляция временно свободных денежных средств и их
инвестирование в затраты. Ценные бумаги обязательно содержат следующие реквизиты:
номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фискальный режим,
порядок выплаты процентов и дивидендов и др.
Гражданским кодексом РФ (ст.143)
установлены следующие виды ценных бумаг: государственная облигация, облигация,
вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная
книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и
другие, документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими
порядке отнесены к числу ценных бумаг.
По характеру функционирования ценные
бумаги делятся на две группы: долговые и долевые.
Долговые ценные бумаги – облигации,
отличаются твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить
капитальную сумму долга на определенную дату в будущем. Они предполагают
договор займа.
Долевые ценные бумаги – акции, дают
право на часть имущества эмитента, удостоверяют право ее владельца-акционера на
получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества,
остающегося после ликвидации предприятия. Акция дает право ее владельцу
участвовать в управлении акционерным обществом.
Любые ценные бумаги проходят
несколько стадий в своем движении, т.е. имеют жизненный цикл:
1 стадия – выпуск: разработка
проспекта эмиссии, образцов, определение стоимости выпуска, выпуск ценных
бумаг;
2 стадия – первичное размещение.
Могут осуществлять сами эмитенты или через посредников;
3 стадия – вторичное размещение. Оно
может быть многократным, т.е. ценные бумаги могут быть куплены и проданы много
раз, переходя от одного владельца к другому.
Финансовые рынки подразделяются на
первичные и вторичные. На первичном финансовом рынке выпускаются в продажу
новые ценные бумаги. На вторичном финансовом рынке осуществляется перепродажа
ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что инвестор свободно
владеет и распоряжается ценными бумагами и может перепродать их другому
инвестору.
Цель первичных финансовых рынков –
привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в
производство, на социальные потребности, в научные исследования. Вторичные
финансовые рынки предназначены для перераспределения имеющихся финансовых
ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями
расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым
рынкам осуществляется перелив капиталов к более эффективным производствам,
обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических
и социальных программ.
Ценные бумаги могут размещаться по
открытой или закрытой подписке. При публичном размещении ценные бумаги
продаются любому желающему, что требует особой степени защиты инвестора. При
закрытой подписке ценные бумаги размещаются среди ограниченного круга
инвесторов. Акционерное общество закрытого типа может размещать свои акции
только по закрытой подписке. Акционерное общество открытого типа - по открытой
и закрытой подписке. При открытой подписке эмитент обязан выпускать проспект
эмиссии с информацией о ценных бумагах и финансовом состоянии фирмы, их выпускающей.
Важную роль на рынке ценных бумаг
играют фондовые биржи. Ценные бумаги, попавшие на вторичный рынок, обращаются
на биржевом и внебиржевом рынках. Первые фондовые биржи появились 200 лет
назад. Фондовые биржи являются важнейшим регулятором потоков финансовых ресурсов
и ценных бумаг. Фондовые биржи обязаны иметь лицензию и разрабатывают свои условия,
по которым производится отбор ценных бумаг, допускаемых к торговле (листинг).
Значение фондовых бирж велико.
1)
Они являются
индикатором изменения курса ценных бумаг в данный момент времени – это центры
получения финансовой информации, сигнализирующей о динамике фондового рынка.
2)
Они предъявляют к
ценным бумагам строгие требования. На фондовые биржи допускаются наиболее
качественные ценные бумаги, что снижает вероятность риска. Поэтому покупка
ценных бумаг на фондовой бирже более надежна.
Существует 3 вида бирж: замкнутая
биржа (в торгах могут принимать участие только члены биржи), биржа со свободным
доступом посетителей (сделки осуществляют только маклером), биржа, действующая
под контролем правительственных органов (состоит из широкого круга лиц).
Фондовые биржи выполняют следующие
функции:
1)
осуществляют
активные операции по купле и продаже ценных бумаг, выступающих как специфический
товар, цена которого зависит от спроса и предложения;
2)
предоставляют
эмитентам ценных бумаг дополнительные финансовые ресурсы для их
производственных, научных и социальных потребностей;
3)
перераспределяют
финансовые ресурсы, что позволяет изменять структуру общественного
производства;
4)
предоставляют
сберегателям возможность с наибольшей выгодой для себя использовать накопленные
денежные средства.
Финансовые рынки играют важную роль в
воспроизводственном процессе. Они обеспечивают свободное движение финансовых
ресурсов. С их помощью осуществляется мобилизация средств от внутренних и
внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам,
ассоциациям, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку
обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Субъекты
хозяйствования получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства,
органы государственной власти различного уровня – для финансирования государственных
расходов.
Активность государства в качестве
заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем
позаимствований, тем хуже обстоит дело с бюджетом. Чем выше доля
государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства.
Финансовый рынок решает несколько
задач. Основные из них:
1)
мобилизация временно
свободных финансовых ресурсов,
2)
эффективное их
размещение,
3)
обеспечение
максимальных доходов владельцам свободных финансовых ресурсов,
4)
цивилизованное
финансирование бюджетного дефицита,
5)
является новым
рыночным механизмом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями,
территориями, субъектами хозяйствования в дополнение к бюджетному механизму.
Функционирование финансовых рынков
имеет огромное хозяйственное значение. Благодаря им становится возможным
инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать
производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. С помощью
финансового рынка обеспечивается развитие предприятий, отраслей, с целью
получения инвесторами максимальной прибыли. Перелив капиталов на финансовых
рынках способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений.
Все это содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию
финансовых ресурсов. На финансовом рынке изыскиваются свободные денежные
средства для покрытия растущих государственных расходов.
Финансы предприятий, будучи частью
общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения
и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства
и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой
предпринимательской деятельности.
В качестве объекта для исследования
рассматривался ОАО «Турбаслинские бройлеры».
Основным видом деятельности (более
95% в структуре выручки) является выращивание птицы бройлеров, переработка,
реализация мяса бройлеров на территории РБ.
На предприятие ОАО «Турбаслинские
бройлеры» существует понятие, как капитал - часть финансовых ресурсов,
вложенных в производство и приносящих доход по завершению оборота. Другими
словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы по источникам
образования подразделяется на собственные (внутренние) и привлеченные на разных
условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке
перераспределения. Так как наше предприятие является акционерным обществом,
здесь присутствуют оба источника финансовых ресурсов.
Собственные финансовые ресурсы
включают в себя: доходы, прибыль от основной деятельности, выручку от
реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по реализации,
амортизационные отчисления.
Следует помнить, что не вся прибыль
остается в распоряжение предприятия, часть ее в виде налогов и налоговых
платежей поступает в бюджет. В 2007 году было уплачено 105 млн. руб.
В 2007 году величина чистой прибыли
увеличилась до 26526 тыс. руб. Однако рентабельность продаж в 2007 году
снизилась с 6,53% до 5,86%. Величина чистой прибыли выражалась в чистых
активах, которые соответственно увеличилась с 20943 до 26526 тыс. руб. Соответственно
величина нераспределенной прибыли увеличилась с 41499 до 66978 тыс. руб. В
целом, на предприятии складывается положительная тенденция.
В целях увеличения собственных
оборотных средств предлагается:
1. Для увеличения собственных денежных средств предлагаются
мероприятия, которые позволять снизить величину дебиторской задолженности.
В основе управления
дебиторской задолженности – два подхода - сравнение дополнительной прибыли и
оптимизация величины сроков дебиторской и кредиторской задолженностей.
2. Оптимизация запасов
Управление запасами – сложный
комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджера переплетаются с
задачами производственного менеджмента и маркетинга.
Высвобожденные при этом
средства не могут быть изъяты из оборота, так как находятся в
товарно-материальных ценностях, обеспечивающих рост реализации товаров.
Относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств имеет единую
экономическую основу и значение, ибо означает для хозяйствующего субъекта
дополнительную экономию средств.
3. С целью сокращения
дефицита собственного оборотного капитала акционерное предприятие может
попытаться пополнить его за счет выпуска и размещения новых акции и облигаций.
4. Важным источником
финансового оздоровления предприятия является факторинг, т.е. уступка банку или
факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или
договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам
банку в качестве обеспечения возврата кредита.
5. Одним из эффективных
методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг.
6. Привлечение кредитов
под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход, также является одним из
резервов финансового оздоровления предприятия.
7. Сокращение расходов на
содержание объектов жилищно-коммуналъной и социально-культурной сферы путем передачи их в муниципальную
собственность также способствует приливу капитала в основную деятельность.
8. Одним из основных и
наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является
поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению
безубыточной работы.
9. Для
систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на каждом
предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь.
В условиях международного финансового
кризиса исследуемая тема весьма актуальна. Поскольку исследуемый объект
является частью реального сектора экономики. Рассмотренные мероприятия могут
быть применимы к другим подобным предприятием.
В современных рыночных условиях
эффективность деятельности предприятия безусловно связано с его успешным
финансовым управлением. Профессиональное управление финансами предприятия
позволяет добиться следующих целей:
1.
Выживание
предприятия в условиях конкурентной борьбы.
2.
Избежание
банкротства и крупных финансовых неудач.
3.
Лидерство в
борьбе с конкурентами.
4.
Максимизация
рыночной стоимости фирмы.
5.
Приемлемые темпы
роста экономического потенциала фирмы.
6.
Рост объемов
производства и реализации.
7.
Максимизация
прибыли.
8.
Минимизация
расходов.
9.
Обеспечение
рентабельной деятельности.[10, с.16]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Афанасьев В.Н.,
Маркова А.И. Статистика сельского хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 2002.
– 272с.
2.
Барковская
Л.Зерновое производство и повышение его эффективности в Кемеровской области //
Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - №8. – С.35.
3.
Беловол Ж.
Эффективность специализации и концентрации агропроизводства на Юге России //
Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - №8. – С.33-34.
4.
Володин А.Г.,
«Глобализация: истоки, тенденции, перспективы», журнал Полис №5, - М.: 1999г.
5.
Лашкина Е.
Финансы под надзором. Правительство обсудило трехлетнюю стратегию развития
финансового рынка // Российская газета. 2006, 17 февраля.
6.
Обухов Н.П.,
«Глобализация и возникновение новых направлений», журнал Финансы №12, - М.:
1999г.
7.
Сергиенко Я.
Формирование финансовой системы в рыночной и переходной экономике. М.: ЗАО
«Финстатинформ», 2002. С. 31.
8.
Финансы. Под ред.
В. М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1999г.
9.
Финансово-кредитный
словарь. Под ред. Гарбузова В. Ф., - М.: 2-изд. Финансы и статистика, 2001г.
10.
Шевчук Д. А.
Корпоративные финансы: Пособие. М.: Гросс-Медиа; РОСБУХ, 2008. С. 14—22.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Классификация
финансового рынка
Сегменты (сектора) финансовых рынков
|
Составляющие элементы
|
1. Денежный рынок (рынок денежных средств)
|
Срок обращения финансовых инструментов составляет менее 1
года: рынок денег, депозитных вкладов, сертификатов, межбанковских кредитов
(МБК)
|
2. Рынок капитала
|
Срок обращения финансовых инструментов более г. (рынок
ссудного капитала, банковских ссуд)
|
3. Рынок ценных бумаг
|
Рынок акций, облигаций
|
4. Валютный рынок
|
Рынок евро, долларов США, фунтов стерлингов и др.
|
5. Страховой рынок
|
Рынок личного страхования, имущества, предпринимательских
рисков, страхования ответственности
|
6. Рынок недвижимости
|
Рынок земельных участков, квартир, нежилых помещений и др.
|
7. Рынок драгоценных металлов и камней
|
Рынок золота, серебра, алмазов, рубинов и др.
|
8. Рынок аудиторских услуг
|
Обязательный аудит кредитных организаций, банковских групп,
холдингов
|
Трехканальная фискальная система
Федеральные налоги
|
Местные налоги
|
Республиканские налоги
|
Формируют бюджет государства
НДС
налог на прибыль (13%)
подоходный налог
налог на операции с ц/б
налог на транспорт
|
Формируют муниципальный бюджет
земельный налог
налог на имущество (12%)
на содержание правоохранительных органов (3%)
на уборку территории
в фонд занятости (1%)
общеобразовательным учреждениям (1%)
на рекламу (5%)
за использование местной символики (2%)
|
Формируют республиканский бюджет
налог на прибыль (22%)
отчисления в пенсионный фонд
на социальное страхование
на медицинское страхование
за пользование природными ресурсами
|
Страницы: 1, 2
|