Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета
Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Доходы бюджета, их
экономические содержание и назначение
2. Классификация доходов
бюджета
3. Функциональное
назначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Под государственным бюджетом
понимаются специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с
физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального
дохода и частично национального богатства, в связи с образованием и
использованием главного централизованного бюджетного фонда страны,
предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных
мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
К основным
принципам функционирования бюджетной системы относятся: единство бюджетной
системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а
также государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджетов;
эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или
совокупное покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета;
адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Одним из
нормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состоянии
бюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет
собой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитов
бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Целью
контрольной работы является изучение экономического содержания и принципов
организации доходов бюджета.
Задачами
курсовой работы является изучение доходов бюджета, их экономического содержания
и назначения; классификации доходов бюджета; функционального назначения и
характеристики налоговых и неналоговых доходов бюджета.
1.
Доходы бюджета, их экономические содержание и назначение
Под доходами бюджета
понимаются экономические отношения, складывающиеся у государства с
хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированием
бюджетного фонда страны.
Доходы бюджета – денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с
законодательством в распоряжение органов власти.[1]
Доходы
бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую
централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на
налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в
соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
В доходах
бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты
других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого
финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные
перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о
бюджете на очередной финансовый год.
В составе
доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Денежные
средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета
государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или
кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа,
исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.
В состав
доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также
безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджета учитываются
доходы целевых бюджетных фондов (рис. 1.1).
Рис. 1.1.
Состав доходов бюджетов[2]
Закон о
бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры
развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет
собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы
бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с
субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей
предприятий, организаций и населения, а материально-вещественным воплощением –
денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
С помощью
доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы
опосредствуют процесс их использования. Управление бюджетными ресурсами,
сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социального
развития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территории
страны.
Вне
зависимости от уровня и направления воздействия процесс управления любой
системой может быть разделен на отдельные этапы, представленные и
характеризуемые определенным видом управленческой деятельности. Условная
последовательность осуществления управленческих действия осуществления
управленческих действий отражена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Последовательность этапов процесса
управления[3]
По
экономическому содержанию источники доходов бюджета можно классифицировать
следующим образом:
- от
хозяйственных субъектов;
- от
государственного имущества и угодий;
- от
государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
- от
личных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех
форм собственности.
Источником
доходов бюджета от хозяйствующих субъектов могут служить части валового
внутреннего продукта – прибыль и заработная плата, являющиеся налогообразующей
базой для исчисления ряда доходов бюджета.
2.
Классификация доходов бюджета
Классификация
доходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы в соответствии с источниками их формирования, установленными
соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей
доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их
получения.
В составе
бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы,
подгруппы и статьи доходов.
I. Налоговые доходы:
- налог на
прибыль (доход) организаций;
- налог на
доходы от капитала;
-
подоходный налог с физических лиц;
1) налоги
на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы: налог на добавленную
стоимость; акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам
минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;
федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы; налог на покупку
иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной
валюте; налог с продаж; единый налог на совокупный доход для субъектов малого
предпринимательства — вмененный налог на доходы;
2) налоги
на имущество: налог на имущество физических лиц; налог на имущество
организаций; налог на недвижимость; налог на наследование или дарение;
3) платежи
на пользование природными ресурсами: платежи на пользование недрами; налог на
воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от
добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический
налог; земельный налог;
4) налоги
на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенная пошлина;
таможенные сборы;
5) прочие налоги, пошлины и сборы: государственная
пошлина; взносы в государственные фонды; дорожный налог; транспортный налог;
налог на игорный бизнес; налог на рекламу;
II. Неналоговые доходы:
6) доходы
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или
от деятельности: доходы от использования имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности; дивиденды по акциям,
принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной собственности; проценты, полученные от размещения в кредитных
организациях временно свободных средств бюджета; проценты, полученные от
предоставления бюджетных ссуд внутри страны; доходы от оказания услуг или
компенсации затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РФ;
платежи от государственных и муниципальных организаций; плата за выделение квот
вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным
юридическим лицам; прочие поступления от имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
7) доходы
от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности: поступления от приватизации организаций, находящихся в
государственной собственности; поступления от продажи государством
принадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы от
продажи государственных производственных и непроизводственных фондов,
транспортных средств, другого оборудования; доходы от реализации
конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего
в государственную и муниципальную собственность; доходы от реализации
государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы
от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы;
8)
безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственных
внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных
организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
9) доходы
целевых бюджетных фондов: дорожные фонды; экологические фонды; фонд развития
таможенной системы РФ; государственный фонд борьбы с преступностью; фонд
воспроизводства минерально-сырьевой базы; целевой фонд Федеральной пограничной
службы РФ; целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Доходы
бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы
бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за
соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам
бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими
бюджетами действующим законодательством; часть неналоговых доходов;
безвозмездные перечисления.
Финансовая
помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и
государственного внебюджетного фонда.
Регулирующие
доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от
собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с
установленными на определенный срок нормативами отчислений.
Нормативы
отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы,
который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему
собственные доходы бюджета другого уровня
3.
Функциональное назначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов
К
налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы,
а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской
Федерации.
По
признаку переложимости налоги могут быть классифицированы как прямые и
косвенные налоги:
- прямые
налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков
(налог на землю, налог на доходы физических лиц, налоги с наследства и
дарения);
-
косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их
потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные
пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно
налог не уплачивается, покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем
в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог,
покупатель тем самым является его плательщиком.
Большинство
неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного
характера. В отличие от других доходов, неналоговые доходы бюджета не должны
жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на
уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин – наличие законодательных
актов, стимулирующих этот процесс.
Неналоговые
доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти
Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц.
Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных
платежей. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность.
Использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых
актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Перечень
неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется
бюджетной классификацией.
Далее
будет приведена сравнительная характеристика доходов бюджета Хабаровского края
за последние три года.
Данные об исполнении бюджета субъекта
РФ представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Данные об исполнении бюджета
Хабаровского края за 2002 – 2004 гг. тыс. руб.
|
|
2002
|
2003
|
2004
|
Доходы, всего
|
23444193
|
28994935
|
33908862
|
в т.ч.:
|
|
|
|
Налоговые доходы
|
12863266
|
15459260
|
19341706
|
в т.ч.:
|
|
|
|
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
|
8897867
|
10964994
|
13432764
|
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные
сборы
|
878102
|
1387834
|
1823972
|
Налог на совокупный доход
|
|
252667
|
660725
|
Налог на имущество
|
1680417
|
1857331
|
1768733
|
Платежи за пользование природными ресурсами
|
749593
|
872287
|
1092793
|
Прочие налоги, сборы и пошлины
|
75109
|
124147
|
562719
|
Неналоговые доходы
|
690648
|
2071027
|
2149711
|
в т.ч.:
|
|
|
|
Доходы от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности или от деятельности государственных
и муниципальных организаций
|
582336
|
1903745
|
1933775
|
Доходы от продажи земли и нематериальных активов
|
2073
|
370
|
-370
|
Административные платежи и сборы
|
19588
|
22345
|
24027
|
Штрафные санкции, возмещение ущерба
|
64956
|
98250
|
125131
|
Прочие неналоговые доходы
|
21695
|
46317
|
67148
|
Безвозмездные перечисления
|
4 821 152
|
5 591 479
|
5 347 164
|
Доходы целевых бюджетных фондов
|
1966716
|
1485243
|
1099159
|
Расходы, всего
|
24368532
|
31316400
|
33125109
|
в т.ч.:
|
|
|
|
Государственное управление и местное самоуправление
|
1553696
|
1956443
|
2704374
|
Судебная власть
|
34956
|
66994
|
85982
|
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства
|
722003
|
884710
|
1014132
|
Промышленность, энергетика и строительство
|
2554882
|
3714482
|
2515002
|
Сельское хозяйство и рыболовство
|
371387
|
418321
|
469159
|
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,
гидрометеорология, картография и геодезия
|
14676
|
50715
|
107892
|
Транспорт, связь и информатика
|
260585
|
246439
|
281550
|
Развитие рыночной инфраструктуры
|
7638
|
8760
|
11710
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
3229311
|
3681218
|
3534113
|
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий
|
59251
|
267589
|
375204
|
Образование
|
4454589
|
5121828
|
6508230
|
Культура, искусство и кинематография
|
453775
|
596670
|
776148
|
Средства массовой информации
|
56976
|
92426
|
109771
|
Здравоохранение и физическая культура
|
2847386
|
3738192
|
4435753
|
Социальная политика
|
1840536
|
2555376
|
3149203
|
Обслуживание государственного долга и муниципального долга
|
32105
|
246419
|
482766
|
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы
|
14877
|
14877
|
14877
|
Дорожное хозяйство
|
354856
|
354859
|
400000
|
Прочие расходы
|
616013
|
1983299
|
5067891
|
Целевые бюджетные фонды
|
1956600
|
1470638
|
1081352
|
Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+)
|
-924339
|
-2321465
|
-4284143
|
Источники внутреннего финансирования
|
924339
|
2321465
|
4284143
|
Доходы
бюджета Хабаровского края в 2003 г. составили 123,7% по отношению к доходам
предыдущего года и 116,9% в 2004 г.
В таблице 2.1. представлена структура
доходов бюджета.
Таблица 2.1
Структура доходов федерального
бюджета за 2002 – 2004 гг., %
|
Годы
|
2002
|
2003
|
2004
|
Налоговые доходы
|
68,0
|
68,4
|
74,4
|
Неналоговые доходы
|
3,0
|
7,2
|
6,3
|
Безвозмездные перечисления
|
20,6
|
19,3
|
16,0
|
Доходы целевых бюджетных фондов
|
8,4
|
5,1
|
3,3
|
Из
данных, приведенных в таблице видно, что большую часть доходов на протяжении
трех лет составляли налоговые доходы. Изменение величины налоговых доходов в
период 2002 – 2004 гг. представлено на рис. 2.1.
Рис.
2.1 Изменение величины налоговых доходов, тыс. руб
В
структуре налоговых доходов наибольший удельный вес принадлежит налогу на
прибыль и налогу на имущество.
Доля
налога на прибыль в 2002 г. составила 69,2%, в 2003 г. увеличилась до 79,0%, но
в 2004 г. снизилась до 69,4%.
Доля
налога на имущество в структуре налоговых доходов бюджета субъекта РФ в течение
2002 – 2003 гг. снижалась. В 2002 г. она составляла 13,1%, 2003 г. – 12,0%,
2004 г. – 9,1%.
Изменение
величины неналоговых доходов проиллюстрировано на рис 2.2.
Рис.
2.2 Изменение величины неналоговых доходов, тыс. руб
В
структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от
имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от
деятельности государственных и муниципальных организаций.
Доля
доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности в 2002 г. составляла 84,3%, 2003 – 91,9%, а в 2004 г. снизилась
до 90,0%.
За
период с 2002 по 2004 год налоговые доходы увеличились на 150,3%, неналоговые
доходы – 311,3%. Безвозмездные перечисления в 2004 г. составили 110,9% от
уровня 2002 г. Доходы целевых бюджетных фондов составили 55,9% от уровня 2002
г.
На
увеличение налоговых доходов повлияло, в первую очередь увеличение поступлений
налога на прибыль (151,0% в 2004 г. по отношению к 2002 г.), налога на товары и
услуги, лицензионных и регистрационных сборов (207,7%).
Неналоговые
доходы в 2004 г. составили 311,3% по отношению к 2002 г. Наибольшее увеличение
произошло по доходам от имущества находящегося в государственной и муниципальной
собственности или от деятельности государственных и муниципальных образований
(332,1% в 2004 г. по отношению к 2002 г.)
Доходы
от штрафных санкций и возмещения ущерба увеличились в период с 2002 по 2004 г.
на 60 175 тыс. руб. и составили 192,6%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон
о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры
развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет
собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы
бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с
субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны.
В
процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место
сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами -
дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами - профицит бюджета.
Планирование
бюджетных доходов представляет собой комплексный и многофакторный процесс
разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый
год и перспективу. Принципиальная схема данного процесса установлена Бюджетным
кодексов РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ.
К
ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления БК РФ относит
установление конкретного порядка формирования проектов бюджетов на
соответствующей территории. Согласно БК РФ составление проектов бюджетов –
исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов
исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Непосредственная работа по разработке бюджетного плана проводится Министерством
финансов РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органов
местного самоуправления, налоговыми и таможенными органами.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабич А. М.,
Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687
с.
2. Бюджетная система Российской
Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат,
2003. – 838 с.
3. Галицкая
С.В. Денежное обращение, финансы, кредит. – М.: Международные отношения, 2002.
– 272 с.
4.
Мысляева И. Н.
Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 268 с.
5.
Пшенникова Е. И.
Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петрб.
Ун-та, 2002. – 266 с.
6.
Сергеев Л.
Государственные и территориальные финансы. – Калининград: Янтарный сказ, 2003.
– 368 с.
7. Тедеев А. А., Парыгина В. А.,
Мельников С. И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.: «Приор-издат»,
2003. – 192 с.
8.
Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М. В.
Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2001. – 543 с.
[1] Пшенникова Е. И. Бюджет и
бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2002. – с. 45.
[2] Бюджетная система
Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.:
Юрайт-Издат, 2003. – с. 118.
[3] Бюджетная система
Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.:
Юрайт-Издат, 2003. – с. 234.
|