Этапы развития финансов в России
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию
подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита
федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и
расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом
году.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема
доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом
представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 %
объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Если
в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита
или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится
механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении
государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по
всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным
Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами
законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной
финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых
обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при
их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита
бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг
от имени РФ;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других
уровней бюджетной системы;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной
собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам
и резервам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального
бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем
выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм,
международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по
поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств
предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования
государственных расходов.
Кредитором
выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его
органов.
Дополнительные
финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке
облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет
государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного
дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Гос. кредит
используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Классификация
государственного кредита.
1. В
зависимости от заемщика государственные займы делятся на:
¨
размещаемые
центральными органами управления;
¨
размещаемые
местными органами управления.
2. По месту
размещения гос. кредит может быть внутренним и внешним.
3. По срокам
привлечения:
·
краткосрочный
(до года);
·
среднесрочный
(от года до 5 лет);
·
долгосрочный.
Размер госзайма включается
в сумму государственного долга страны.
Госдолг
делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.
Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не
погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на
определенную дату или за определенный срок.
Госдолг
делится:
1. Внутренний и внешний.
2. Основной и текущий.
Государственный
внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ,
выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами
долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ,
государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его
имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный
внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним
займам и невыплаченным по ним процентам.
Основным
долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил
срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного
периода.
Текущим
государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам,
по которым наступил срок платежа.
Мировой опыт
свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны.
Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.
В федеральный
долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и
административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если
они не гарантированы Правительством РФ.
Обслуживание
госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых
обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет
ЦБ РФ.
Под
управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых
мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных
значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов
по ним, проведением конверсий и консолидации займов.
Выплата
доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных
расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других
обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров
выплачиваемых % по займам).
Основными методами
финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.
Для оценки
внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер
долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности
считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной
опасности – в 3 раза.
В настоящее
время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:
q
организация
практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия
продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;
q
нужно
отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих
потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных
программ, связанных с оживлением производства.
1. Бюджетный федерализм
Принцип
бюджетного федерализма представляет собой основополагающее правило бюджетного
права, и заключается в том, что административно-территориальные единицы в
составе государства имеют свои источники доходов и направления расходования
средств.
В гл.1 Конституции РФ содержатся принципы, определяющие
федеративное устройство государства. Специфика российского федерализма в следующем.
1. Равноправные субъекты РФ - республики, края, области, города
федерального значения, автономная область, автономные округа.
2. Конституционные принципы федерализма:
§
государственная
целостность,
§
единство
системы государственной власти,
§
разграничение
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов РФ.
Каждое
муниципальное образование в соответствии с законом «О финансовых основах
местного самоуправления РФ» имеет собственный бюджет и право на получение в
процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета
субъекта РФ. Тем самым местные бюджеты наделяются гарантированной долей от
федеральных налогов.
Доходная
часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли
муниципальных предприятий, субсидий и дотаций из вышестоящих бюджетов и
муниципальных займов.
В доходы
местного бюджета идут местные налоги, сборы за торговлю, за выдачу лицензий,
арендная плата за землю и здания, штрафы, судебные пошлины, плата за
коммунальные услуги.
К
собственным источникам доходов бюджетов относятся:
o
закрепленные
законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
o
отчисления
по регулирующим доходным источникам;
o
дополнительные
источники.
В основе
формирования бюджетов субъектов Федерации лежит принцип межбюджетных отношений.
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов
относятся:
q
нормативные
отчисления от регулирующих доходов;
q
дотации
и субвенции (субсидия – это дотация общего назначения, а субвенция –
специального назначения);
q
средства,
выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
q
средства,
поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ.
Фонд финансовой поддержки
муниципальных образований создается в бюджетах субъектов РФ и распределяется по
формуле, учитывающей численность населения муниципального образования, долю
детей дошкольного и школьного возрастов в общей численности населения, душевой
обеспеченности средствами муниципального образования и др.
К нормативным
отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли
налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам
местных бюджетов.
При
недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих
минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе
исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных
ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер
соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и
объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.
Самостоятельностью
бюджетов означает, помимо наличия собственных источников, также право
определять направления их использования и расходования. Таким образом,
самостоятельность бюджетов является основным и важнейшим элементом бюджетного
федерализма. Другой элемент - это точная процедура взаимоотношений бюджетов.
Расходы:
региональные органы правопорядка, нотариат, адвокатура, региональные программы
поддержки, оказание поддержки малому бизнесу, кредиты фермерам, инвестиционные
налоговые кредиты.
Отношения
между бюджетами различных уровней (бюджетное регулирование) можно
проанализировать путем рассмотрения передачи средств из одного бюджета в
другой. Как правило, вышестоящий бюджет выделяет целевые финансовые средства
для нижестоящего бюджета. Основой бюджетного регулирования является
закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного
уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные
фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экологических и
других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных
мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде
субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.
На
законодательном уровне отношения между бюджетами могут регулироваться двумя способами:
закреплением в нормативном акте и путем подписания соглашения о разграничении
полномочий между представителями государства и региона.
Что
касается разграничения налоговых платежей между бюджетами, то обычно это
достигается либо закреплением за различными бюджетами различных налогов, либо
закреплением за бюджетами нижестоящего уровня части собираемых налогов. Помимо
разделения налоговых поступлений, отношения между бюджетами могут быть
построены по образу и подобию гражданских правоотношений. Имеется в виду то,
что в случае несения нижестоящим бюджетом каких-либо расходов за вышестоящий
бюджет, последний возмещает эти расходы согласно представляемым ежеквартально
сведениям о произведенных расходах.
В
исключительных случаях при недостаточности средств местных бюджетов на
возмещение расходов по сообщению финансовых органов Министерство финансов
Российской Федерации производит авансовое перечисление средств на эти цели с
последующим их зачетом согласно представленной финансовыми органами
установленной отчетности. Авансовые поступления отражаются в учете исполнения
бюджета в финансовых органах как средства, полученные из республиканского
бюджета Российской Федерации. Так, из общегосударственного бюджета могут
возмещаться расходы на содержание органов государственной власти, расходы,
связанные с обеспечением деятельности народных депутатов, возмещение расходов
по уплате разницы в процентных ставках, возмещение ущерба, причиненного
гражданам, возмещение ущерба и расходы на выплату компенсаций реабилитированным
гражданам, выплата компенсаций жертвам политических репрессий, расходы,
связанные с хранением, ремонтом, пересылкой, перевозкой конфискованного
имущества и кладов, которые подлежат передаче в федеральную собственность,
расходы на выплату льгот и компенсаций и другие расходы.
Основой
взаимоотношений между бюджетами различных уровней является необходимость
достижения так называемого минимального бюджета, т.е. проводимого в
соответствие с закрепления в соответствии с социальной политикой определенных
гарантий для жителей данного региона. Минимальный бюджет представляет собой
расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета
нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые
соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы,
часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов
покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по
решению вышестоящего представительного органа власти.
Расходная
часть минимального бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным
социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным вышестоящим
представительным органом власти на основании действующих актов законодательства
в пределах его финансовых возможностей. Разработка минимальных социальных и
финансовых норм и нормативов, представляемых на утверждение Парламента,
производится Правительством.
Расходная
часть минимального бюджета определяется:
а)
суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, учитываемых вышестоящими
органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в
сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов,
вызванного:
o
согласованной
с вышестоящим органом власти в установленном законодательством порядке суммой
затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному
финансированию;
o
решениями
вышестоящих органов власти об изменении социальных и финансовых норм и
нормативов;
o
изменением
индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти,
осуществляемым в установленном порядке;
б)
минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития данного
национально-государственного или административно - территориального
образования.
И,
наконец, взаимоотношения между бюджетами строятся на основе уважения
закрепленных законодательством либо договором право и обязанностей. Это
гарантируется тем, что органы государственной власти обязаны возместить в
полном объеме ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам в результате принятия
указанными органами с превышением своей компетенции решений по бюджетным
вопросам. Причиненный ущерб подлежит возмещению за счет средств
соответствующего бюджета на основании решения суда или арбитражного суда.
2. Расходы региональных и местных бюджетов
Расходы
региональных и местных бюджетов можно условно разделить на две большие группы:
Бюджет текущих расходов
|
Бюджет развития
|
Все расходы, которые не
связаны с финансированием капитального строительства, инвестициями и иными
долгосрочными вложениями (выплата зарплаты и иных видов содержания, расходы
на организацию каких-либо праздничных мероприятий, покрытие убытков). А также
расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны
окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и
социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта,
средств массовой информации, органов государственной власти и управления,
органов местного самоуправления.
|
Ассигнования на
финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты,
связанные с расширенным воспроизводством. Это могут быть вложения в уставные
капиталы предприятий, долгосрочные кредиты на развития местных предприятий,
на социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические
программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований,
выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное
воспроизводство
|
Исполнительные
органы власти при составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их
исполнения, представительные органы власти при рассмотрении проектов бюджетов,
утверждении бюджетов и их уточнении в ходе исполнения в пределах своей
компетенции соответственно вправе:
(1)
определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по
социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и
административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных
доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых
заемных средств;
(2)
определять направления использования средств бюджетов на инвестиции,
собственные целевые программы, а также на совместные программы с
представительными органами власти иных национально-государственных и
административно-территориальных образований;
(3)
на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды
(сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов),
восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих
органов власти, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и
капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети
дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных
фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального
обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой
информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов
местного самоуправления и на другие цели;
(4)
увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание
жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической
культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей
среды и на другие цели;
(5)
определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные
льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты
на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной
защите;
(6)
образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые
фонды;
(7)
определять размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального
уровня и их целевое назначение; (8) объединять на договорной основе средства
своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений,
организаций, общественных объединений и граждан для финансирования
строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного
назначения.
3. Доходы региональных и местных бюджетов
Налоги
|
Заимствования
|
Трансферты из
вышестоящего бюджета
|
Закрепленные доходы -
доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной
или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий
бюджет
|
Регулирующие доходы -
доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в
соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других
платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий
финансовый год
|
При недостаточности
бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или
в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного
бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или
беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также по решению представительных
органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели
на соответствующих территориях. Это включает право получать краткосрочные
кредиты коммерческих банков за счет собственных ресурсов
|
Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах
для покрытия текущих расходов;
Субвенция - сумма,
выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные
цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего
национально-государственного или административно-территориального образования.
Субсидия - бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы,
физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых
расходов.
|
|
|
|
|
Доходы
региональных и местных бюджетов представлены налоговыми поступлениями, доходами
от эксплуатации государственной собственности или от продажи либо сдачи в
аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, займами. Однако у
региональных и местных бюджетов существуют также трансферты.
4. Прочие фонды
Внебюджетные фонды – это средства федерального
правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не
включаемых в бюджет.
Формирование
внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Эти
фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в
полном объеме. Основной чертой, отличающей внебюджетные фонды от бюджета
является то, что расходование средств фонда носит целевой характер, причем
направление средств строго ограничивается одной сферой.
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный
для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медицинскую помощь.
Цель
создания и функционирования внебюджетных фондов заключается в желании
обособить часть ресурсов в силу того, что направления расходования некоторых
ресурсов крайне важны. Речь, в первую очередь, идет о средствах, которые
направляются на выплаты социального характера - пенсии, пособия по
нетрудоспособности и т.д. Вышестоящий бюджет либо закрепляет за подобными фонда
часть своих средств, либо закрепляет за фондом собственные - фонда - источники
доходов. Во втором случае происходит своеобразное возникновение
"параллельного" бюджета; как правило, развитие фондов идет именно по
этому пути.
Вторым
видом фондов являются так называемые экономические фонды. Их суть та же: часть
налоговых поступлений обособляется от общегосударственного (регионального или
местного) бюджета и закрепляется за каким-либо фондом (фонды НИОКР и поддержки
отраслей хозяйства, дорожный фонд).
Существующие
ныне в России внебюджетные фонды помимо закрепленных за ними источников доходов
(налогов) могут получать доход и от осуществления коммерческой деятельности.
Через различные пенсионные программы в развитых странах аккумулируются
колоссальные средства, используемые для инвестирования в различные, как
правило, надежные ценные бумаги. А дорожный фонд США является одним из
крупнейших кредиторов, ссужая средства бюджетам всех уровней. Еще одним видом
источника доходов могут быть заимствования а рынке ссудных капиталов, в том
числе кредиты ЦБ.
Виды
доходов и расходов фондов можно условно представить следующим образом:
Доходы
|
Расходы
|
Налоги
|
Займы
|
Иные
|
Целевые
|
На обеспечение
деятельности
|
Как правило, за счет
налоговых поступлений формируется значительная часть бюджета того или иного
фонда
|
В случае недостатка
средств фонды обычно могут прибегать к заимствованиям на рынке ссудного
капитала
|
Субсидии, перечисления
штрафов и пеней, проценты по размещенным вкладам, а также добровольные
пожертвования
|
На какие-то цели. Под
целевым расходованием средств понимается также их передача другим бюджетам
|
Во-первых, расходы по
сбору налогов и отчислений в фонды, и, во-вторых, расходы на содержание
аппарата управления, зданий, фондов и т.д.
|
Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых
отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых
активов (ценных бумаг).
Задача
фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким
уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного
использования временно свободных денежных средств.
Финансы
страхового рынка. Страховой рынок представляет собой систему перераспределения
ресурсов с целью минимизации или ликвидации неблагоприятных последствий
какого-либо события. Страхование отвечает двум основным признакам финансов -
аккумулированию денежных средств в определенных фондах и распределению этих
фондов определенным образом. Основой страхования также является национальный
доход.
Страхование
заключается в покрытии материального и иного ущерба физическому или
юридическому лицу за счет средств страховой организации, которые были
сформированы частично за счет средств того самого лица, которому выплачивается
возмещение. То есть, с одной стороны, страхование можно рассматривать как
своеобразную форму кредита: страховщику передаются денежные средства в виде
страховой премии - регулярного платежа по договору страхования, а затем они
"возвращаются" страхователю при наступлении страхового случая. С
другой стороны, страхователь к моменту наступления страхового случая (и
получения страхового возмещения) мог не выплатить не только не всю
"причитающуюся" ему сумму, но и ее сотой доли; он также может
продолжать платить (и уже "переплачивать"), а страховой случай не
наступает.
1. Принципы корпоративных финансов
Финансы предприятий – это
экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и
образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием
создаваемых на предприятиях денежных фондов.
Принципы
корпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которых
базируется деятельность предприятия, по крайней мере, ее экономическая часть.
Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономической
экономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другими
звеньями финансовой системы:
1.
Обеспечение многообразия и защиты права собственности, наличие правовой
защиты и регламентация основных прав и обязанностей. Основным видом
является собственность частная. В большинстве стран она защищается законом
(Конституцией). Еще с древних времен применяются два основных способа защиты
прав собственности - истребование имущества из незаконного владения (т.н.
виндикационный иск) либо требование о прекращении нарушений прав собственника
(т.н. негаторный иск).
2.
Присутствие спроса и предложения на рынках (капитала, труда, товаров и т.д.). Как правило,
"приход" денежных средств обеспечивается продажей товаров (работ,
услуг), а расход средств связан с заработной платой, налогами, закупкой
следующей партии товаров для продажи или сырья для производства и т.д. Таким
образом, финансы предприятия вряд ли способны нормально функционировать без
наличия спроса и предложения на соответствующих рынках (товарных, сырьевых,
трудовых и т.д.). Следовательно, одним из правил корпоративных финансов
является необходимость наличия таких рынках и свободного на них доступа.
3.
Свободное ценообразование на рынках, присутствие конкуренции. Производитель или
продавец должен бороться за контрагента или покупателя; причем сама борьба
имеет два важных аспекта: (1) убедить потребителя в необходимости приобрести и
(2) убедить его в своем превосходстве над конкурентами. Функция государства как
гаранта правовой защищенности хозяйствующих субъектов в том, чтобы максимально
снизить негативные последствия той или иной монополизации рынка, а также
содействовать установлению чистой конкуренции.
4.
Свобода договора, воли сторон, принятия решений, самостоятельность в
осуществлении деятельности, подчиненность только своей прибыли.
5.
Правило самофинансирования и самоокупаемости, ведения деятельности за свой
страх и риск.
Финансы
предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы,
ибо именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и
финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они
все же меньше финансов предприятий.
Финансы ПП являются
основой финансовой системы государства. Состояние финансов ПП оказывает влияние
на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов
финансовыми ресурсами. Зависимость прямая: чем крепче и устойчивее финансовое
положение, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды.
Финансы
предприятия выполняют следующие функции:
¨
распределительную
(стимулирующую);
¨
контрольную.
Распределительная функция финансов на
предприятии заключается в том, что с их помощью формируются и используются все
денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии. Выполняя распределительную функцию,
финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивая его
непрерывность и оказывая влияние на все его стадии. Кроме того, правильное
распределение денежных средств оказывает стимулирующее воздействие на улучшение
работы предприятия.
Способность
финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет
осуществлять его контроль. Основу контрольной функции составляет движение
финансовых ресурсов как в фондовой, так и в не фондовой формах. Контрольная
функция реализуется двояким образом:
- через
финансовые показатели в бухгалтерском учете, показатели статистической и
оперативной отчетности;
- посредством
финансового воздействия.
Но если в
период централизованной системы управления экономикой предприятиям
устанавливались строгие границы деятельности по выпуску продукции, прибыли,
себестоимости и другим показателям, то в настоящее время воздействие
осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы и
т.д.).
Финансовые отношения ПП
можно объединить в 4 группы:
¨
отношения
с другими ПП и организациями;
¨
отношения
внутри ПП;
¨
внутри
объединений ПП (с вышестоящей организацией, внутри холдинга);
¨
с
финансово-кредитной системой (бюджетами и внебюджетными фондами, банком,
биржей).
Важнейшая сторона
финансовой деятельности ПП – формирование и использование различных денежных
фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности
необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства,
финансирование НТП, освоение и внедрение новой техники, экономическое
стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.
Денежные фонды ПП можно
разбить на 4 группы.
1. Фонды собственных
средств: уставный капитал, добавочный и резервный капитал, инвестиционный фонд,
валютный фонд.
2. Фонды заемных средств:
кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиторы.
3. Фонды привлеченных
средств: фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов,
резервы предстоящих расходов и платежей.
4. Оперативные денежные
фонды: для выплаты зарплаты, дивидендов, для платежей в бюджет.
Фонды собственных средств
играют решающую роль в деятельности ПП. При организации ПП должно уплатить
уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные
средства. Уставный капитал – это источник собственных средств ПП. Он выступает
первым денежным фондом, отражаемым в разделе пассива баланса ПП.
В этой связи баланс
делится на:
Актив (1. Внеоборотные
активы, 2. Оборотные активы);
Пассив (3. Капитал и
резервы, 4. Долгосрочные пассивы, 5. Краткосрочные пассивы).
Добавочный капитал
включает результаты переоценки основных фондов, эмиссионный доход АО (продажа
акций сверх их номинальной стоимости), безвозмездно полученные денежные и материальные
ценности на производственные цели, ассигнования из бюджета на финансирование
капитальных вложений, поступления на пополнение оборотных средств.
Резервный капитал
образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом.
Инвестиционный фонд
предназначен для развития производства. В нем концентрируются амортизационный
фонд, фонд накопления, заемные и привлеченные источники.
Фонды привлеченных
средств носят двойственный характер: с одной стороны, эти средства находятся в
обороте ПП, с другой – они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд
потребления).
Оперативные денежные
фонды создаются ПП периодически. Кроме перечисленных на ПП создается целый ряд
др. фондов денежных средств: для погашения кредитов банка, освоения новой
техники, НИОКР.
Одно из направлений
управления финансами ПП – это эффективное управление потоками денежных средств.
Полная оценка финансового состояния ПП невозможна без анализа потоков денежных
средств. Одна из задач управления потоками ДС заключается в выявлении
взаимосвязи м/у потоками средств и прибылью, т.е. является ли полученная
прибыль результатом эффективных потоков ДС или это результат каких-либо других
факторов.
Под движением денежных средств
понимаются все валовые денежные поступления и платежи ПП. Поток ДС связан с
конкретным периодом времени и представляет собой разницу м/у всеми поступившими
и выплаченными ПП денежными средствами за этот период.
Управление потоками ДС
предполагает анализ этих потоков, учет движения ДС, разработку плана движения
ДС. В мировой практике поток ДС обозначается понятием «кэш фло». Денежный
поток, в котором оттоки превышают притоки, называется «негативный кэш фло», в
обратном случае – это «позитивный кэш фло».
ПРИТОКИ
|
ОТТОКИ
|
Основная деятельность
|
Выручка от реализации продукции
|
Платежи поставщикам
|
Поступление дебиторской задолженности
|
Выплата зарплаты
|
Поступления от продажи материальных ценностей, бартера
|
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
|
Авансы покупателей
|
Платежи % за кредит
|
|
Выплаты по фонду потребления
|
|
Погашение кредиторской задолженности
|
Инвестиционная деятельность
|
Продажа ОС, НМА, незавершенного строительства
|
Капитальные вложения на развитие производства
|
Поступления средств от продажи долгосрочных финансовых вложений
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
Дивиденды, % от финансовых вложений
|
|
Финансовая деятельность
|
Краткосрочные кредиты и займы
|
Погашение краткосрочных кредитов, займов
|
Долгосрочные кредиты и займы
|
Погашение долгосрочных кредитов, займов
|
Поступления от продажи и оплаты векселей
|
Выплата дивидендов
|
Поступления от эмиссии акций
|
Оплата векселей
|
Целевое финансирование
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|