Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг
Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг
Оглавление. Введение. 2 История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России. 3 Рынок ценных бумаг в дореволюционной России. 3 Ценные бумаги России в условиях СССР 11 Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации 16 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. 22 Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 23 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. 28 Заключение. 30 Список используемой литературы. 31 Приложение. 32 Введение. Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер. Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям. Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в его регулировании. Поэтому в своей работе я рассмотрю динамику развития фондового рынка и структуру регулирующих органов в дореволюционной России, практику деятельности на рынке ценных бумаг в период НЕПа, этапы становления современного рынка ценных бумаг России, а также деятельность Новосибирской региональной комиссии по рынку ценных бумаг как основного регулирующего государственного органа на рынке ценных бумаг региона. В работе использованы аналитические материалы НРО ФКЦБ, официальная информация ФКЦБ России в сети Internet, а также другие источники. История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России. Рынок ценных бумаг в дореволюционной России. Рынок ценных бумаг появился и развивался в России в соответствии с
тенденцией экономического развития страны. Но все же разные авторы по
вопросу времени возникновения имеют различные точки зрения, размах этого
момента – от 1769года до начала 90-х годов XIX века. Последняя цифра
относится к началу возникновения в России первых фондовых бирж. Авторы Колесников В.И., Торкановский В.С., Бахматов С.А. приводят
следующую периодизацию возникновения ценных бумаг в России. Первый период – с 1769 года до конца 50-х годов XIX века. Этап
возникновения и становления рынка ценных бумаг как преимущественно
государственных ценных бумаг. Второй период продлился по 1897 год и совпал с завершением денежной
реформы (введением «золотой валюты»). Важнейший этап интенсивного развития
полноценного рынка ценных бумаг. Третий этап завершился с началом первой мировой войны в 1913году,
когда появились черты зрелого этапа развития рынка ценных бумаг. В 1769 году в России появились первые фондовые ценности -
государственные ценные бумаги, они выпускались в форме облигационного
внешнего займа России. Этот и несколько последующих выпусков были выпущены
через преимущественно голландские банки и под их гарантией, так как тогда
еще не было связи российского и зарубежного рынков и доверия иностранных
инвесторов к России. Для ведения всех дел по внешним займам тогда же в
России был образован "Комитет, уполномоченный для проведения денежных
негоциаций в иностранных землях", который просуществовал до 1810года. Он
состоял из канцлера или вице-канцлера, генерал-прокурора и государственного
казначея. Обязанности этого Комитета состояли в следующем: . ведение переговоров по открытию внешнего займа с банкирами с утверждением всех условий по займам; . получение и распространение государственных облигаций; . контроль за платежом, срокам по займам и процентами. Государственный Казначей распоряжался заграничными фондами и должен
был заблаговременно переводить суммы по платежам по внешним займам. После смерти Екатерины II по докладу государственного казначея барона
Васильева 18 января 1798 г. Павлом I была учреждена особая Контора
придворных банкиров для внешних переводов казенных сумм, платежей и
комиссий, осуществлявшихся правительственными чиновниками и учреждениями.
Ей были предоставлены функции о снабжении двора всеми необходимыми вещами
из-за границы, то есть ведение иностранных торговых операций, а также
осуществление всех платежей по внешнему государственному долгу. 25 июня
1811 г. Контора придворных банкиров была упразднена. В это время основным источником бюджетного дефицита являлся выпуск
бумажных денег, что приводило к инфляции. И в манифесте от 2 февраля
1810года по предложению М.М Сперанского Правительство объявило о выпуске
внутреннего госзайма для погашения бумажно-денежного долга. В мае того же
года был выпущен 6%-ный, семилетний заем на 100 млн. асс. рублей – первый
внутренний заем России. Правда, в результате дефицита долгосрочных
свободных капиталов и недоверия имущих слоев населения к новой форме
госкредита заем был реализован лишь на 3,2 млн. руб. После войны с Наполеоном на Комиссию погашения государственного долга
(образована в 1810году) была возложена задача сокращения текущего долга.
Ассигнации, обращавшиеся тогда в стране в огромном количестве, были
признаны государственным долгом. С целью их погашения было принято решение
о продаже части государственного имущества, управление за доходом,
полученным от продажи, осуществляла данная Комиссия. С этой же целью был
выпущен ряд облигационных займов. Первоначально комиссия являлась самостоятельной, но в 1817 г., в
соответствии с Уставом Комиссии, она была присоединена к Министерству
финансов. К обязанностям Комиссии относились: o ведение счетов по всем операциям; o предоставление данных для сметы системы государственного кредита; o составление отчетов Комиссии; o ведение каждым отделом, курировавшим займы, по своей части Государственной долговой книги с занесением в нее вновь выпускаемых облигаций и исключением выкупленных производством трансфертов; o прием и проверка оплаченных купонов; o ведение счетов купонам по каждому займу в отдельности; o распределение по кассам процентов по именным билетам бескупонных бумаг соответствующих займов и проверка правильности выплаты процентов. По своему статусу Государственная Комиссия погашения долгов
находилась на уровне департамента министерства и в своих отношениях с
другими государственными органами руководствовалась соответствующим
порядком. На основании Устава 1817 г. Государственная комиссия погашения долгов
должна была вести Государственную долговую книгу. Эта книга делилась на 3
главные части: долги по внешним займам, внутренние срочные долги и
бессрочные долги. Государственная комиссия погашения долгов, кроме того, имела право
выпускать собственные билеты, которые на основании Кредитного устава могли
отдаваться в залог при получении ссуды. Прием билетов в залог по
обязательствам с казною производился в соответствии с Положением о казенных
подрядах и поставках. В 1896 г. министром финансов были утверждены «Правила ревизии оборотов
Государственной комиссии погашения долгов чинами Государственного
Контроля». В соответствии с этими правилами наряду с другими операциями,
которые проводила Государственная комиссия погашения долгов, контролю
подвергались прием, хранение и употребление по назначению бланков для
процентных бумаг, тиражи погашения государственных займов, а также прием,
проверка, хранение и уничтожение ценностей, изъятых из обращения путем их
оплаты или замены другими ценностями. В этот период все выпускаемые ценные бумаги носили характер бумажных
денежных знаков, они принимались во все казенные платежи и поэтому не
решали проблемы инфляции. Проведенная в 1839-1841годах денежная реформа не решила данную задачу
и только после отмены крепостного права Россия, поднявшись на новую ступень
развития, смогла провести новую денежную реформу. В 1897году была введена
«золотая валюта». Предел эмиссии кредитных билетов определился в размере
600млн. рублей, которая на 50% покрывалась золотом, на 50% - коммерческими
векселями. В этот период наблюдается значительное расширение государственного
регулирования во всех областях в сторону увеличения контроля. В апреле 1817 г. министр финансов граф Гурьев представил в
Государственный совет записку, в которой обосновал необходимость создания
высшего наблюдательного органа под названием «Совета государственных
кредитных установлении» для наблюдения за действиями Комиссии погашения
государственных долгов и Ассигнационного, Заемного и Коммерческого
государственных банков. Совет предполагалось составить из трех
государственных чиновников: председателя Государственного совета, министра
финансов и Государственного контролера, а также из представителей от
дворянства и купечества, избираемых на три года, по шесть от каждого из
этих сословий. На Совет предлагалось возложить проверку отчетов
государственных кредитных учреждений с целью надзора за правильностью их
действий в соответствии с их уставами и правилами. В декабре 1866 г. на основании докладной записки министра финансов из
отделения Государственного банка по заграничным операциям было образовано
для осуществления тех же операций иностранное отделение при Особенной
канцелярии по кредитной части. Обязанности этого отделения состояли в
проведении заграничных операций, таких, как: . выдача переводных векселей, аккредитивов; . производство заграничных платежей по поручении разных казенных учреждений, а также управляющих делами императорской семьи; . покупка заграничных тратт для покрытия таковых выдач и платежей; . покупка за границей иностранной валюты для пополнения денежных запасов Государственного казначейства, а также продажа и покупка валюты с целью поддержания определенного курса рубля; . покупка и продажа фондов по распоряжению министра финансов и по поручению различных ведомств. Кроме того, иностранное отделение распоряжалось взносами денежных сумм
государства в иностранные банки, наблюдало за получением денежных сумм по
размещенным за границей займам, контролировало уплату процентов по займам и
погашение займов, вело все операции по конверсиям займов. В феврале 1867г. министр финансов утвердил «Правила о наложении
Правительственного штемпеля, а также грифа уполномоченного от Правительства
лица на процентные бумаги акционерных и других обществ». Штемпель с
изображением государственного герба накладывался на ценные бумаги
акционерных и иных обществ для обозначения, что оплата процентов и
погашение данных бумаг обеспечивались правительством в соответствии с
уставами этих обществ. Значительную роль в истории ценных бумаг России сыграли
государственные ценные бумаги железнодорожного займа. На средства,
полученные от пяти внешних облигационных займов, была построена линия
«Москва – Петербург». А по инициативе Александра II началось применение
«системы железнодорожных гарантий», которая заключалась в обеспечении
правительством доходности капитала, вложенного в железнодорожные
предприятия в виде ценных бумаг. Эта система дала сильный толчок в развитии
железнодорожной отрасли и целевых ценных бумаг. Почти все железнодорожные
ценные бумаги выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках, что
демонстрировало высокий экономический потенциал и имело важное значение для
формирования национального фондового рынка. В России благодаря
использованию ценных бумаг за несколько десятилетий свершилось
«железнодорожное чудо» – протяженность рельсовых путей России достигла 70,9
тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США. Параллельно с обращением государственных ценных бумаг шло развитие
ценных бумаг, связанных с деятельностью хозяйственных субъектов – векселя и
акции. В России первый вексельный устав был составлен при Петре I по образцу
Лейпцигского вексельного устава, он был многократно переработан, прежде чем
в 1902 году вышел новый вексельный устав. Он представлял собой значительное
достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными
исключительно по иностранным образцам. По мере развития банковской системы
России расширялось кредитование хозяйства под залог векселей и в форме их
учета. Пик развития вексельного обращения относится к этапу зрелого
капитализма. Активизация вексельного обращения в начале ХХ века объяснялось
утверждением капиталистических отношений как в промышленности, сельском
хозяйстве, так и в торговле. После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания
акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на фондовом рынке. Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К
1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100
млн. руб.; в т.ч. 35 млн. руб. в промышленности. По мере дальнейшего
развития число акционерных обществ постоянно росло и во время
экономического подъема 90-х гг. ХХ века их капиталы достигли 2,4 млрд.
руб., в т.ч. капиталы акционерных обществ в промышленности составили 1,6
млрд. руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капитал в сумме 4,7
млрд.. руб. Из них на долю 1621 промышленных акционерных обществ
приходилось 3,2 млрд. руб. Акционерные общества в дореволюционной России занимали ведущее
положение в Фабрично-заводской промышленности. На них производилось 60%
промышленной продукции. По мере развития рынка ценных бумаг развивалась и система
государственного управления в данной области. Она представляла собой
различные нормативно-правовые акты, систему государственных органов,
выполнявших в различное время ту или иную роль в государственном
регулировании. С середины 90-х гг. XIX в. Кредитная канцелярия совместно с
Государственным банком стала осуществлять целый ряд важных финансовых
операций, связанных с регулированием денежного обращения, валютной и
дисконтной политикой. В 1904 г. при одном из отделений Кредитной канцелярии
было образовано особое делопроизводство для надзора за кредитными
учреждениями. К предметам ведения Особенной канцелярии по кредитной части относились
также: o дела по внешнему кредиту, куда относились дела по внешним займам, распоряжения о выплате по ним процентов и капитала, все внешние денежные операции, производство заграничных расходов по разным министерствам и управлениям; o дела о долгах Государственному казначейству разных лиц и обществ. Кроме того, Министерство финансов и Государственный банк решали такие
вопросы, как увеличение акционерных капиталов банков, санкционировали
заключение соглашений и условия сделок, прежде всего курс, по которому
новые акции передавались, с иностранными банками. Министр финансов осуществлял контроль за деятельностью кредитных
организаций. Таким образом, он имел право потребовать от учреждения
представления необходимых сведений и объяснений по подозрительным
операциям, проводить проверку по ним и даже запретить деятельность в этой
области. На протяжении XIX - начала XX века Министерство финансов являлось
главным государственным органом, осуществлявшим надзор за российским
фондовым рынком. Еще 29 января 1810 г. императорским указом было
определено: "производство дел, относящихся до займов, вне государства
учиненных, и до других внешних денежных операций, равно и всякое по сим
предметам сношение с иностранными банкирами, принять в собственное ведение
министров финансов, с тем, чтобы таковое производство и сношение
происходило впредь чрез него непосредственно". Поэтому в 1811 г. вместо
Экспедиции для производства дел "по системе кредитной" в канцелярии
министра финансов было образовано особое III Отделение. В это Отделение,
открывшее свои действия 1 января 1812 г, были переданы из Экспедиции
государственных доходов и расходов все дела по кредитной части,
производившиеся с 1769 по 1803 гг. По предложению министра финансов 17
января 1814 г. Экспедиция о государственных доходах передала в III
Отделение для дальнейшего делопроизводства все неоконченные дела по долгам
Государственного казначейства и часть дел по долгам разных мест и лиц
Государственному казначейству. Роль министерства финансов в области государственного регулирования
постоянно менялась. В разгар финансово-промышленного кризиса в феврале 1900
г., занимаясь спасением фондового рынка, Витте заявил, что страна
«нуждается в ... объединенном и твердом руководстве в области торгово-
промышленной политики», и предложил Николаю II сосредоточить в руках
министра финансов всё управление экономикой страны, поставив его в
правительственной иерархии в равное положение с министрами иностранных и
внутренних дел. Но добиться доставленной цели в полном объеме Витте не
удалось. Создание в октябре 1905 г. Министерства торговли и промышленности
сократило полномочия Министерства финансов, так как последнему пришлось
уступить новому государственному органу часть своих функций, в том числе
контроль за деятельностью бирж (кроме фондового отдела Петербургской биржи)
и регистрацию акционерных компаний. Однако значение Министерства финансов
тем не менее возросло. После 1905 г. усилилась роль этого министерства в
руководстве кредитными учреждениями (особенно Государственного банка) по
операциям, связанным с заключением внешних займов и выдачей ссуд
Крестьянским банком на покупку земли в период столыпинской аграрной
реформы. Министерством финансов впервые был создан синдикат банков под
главенством и на средства Государственного банка для организации
противодействия падению курсов акций промышленных предприятий в период
кризиса начала XX в. 21 августа 1818 г. были утверждены штаты и Положение об Экспедиции
заготовления государственных бумаг и с июля 1819 г. начались работы по
изготовлению ценных бумаг и ассигнаций нового образца. Главная задача вновь
созданной Экспедиции состояла «в заготовлении государственных бумаг, как
кредитных, так и всех прочих, с государственным гербом установленных»,
кроме того, на нее возлагалось «производство делания государственных и
гербовых бумаг всякого рода по предписаниям правительства». В 1820-х гг. в связи с тем, что Министерство финансов почти не
производило новых выпусков бумажных денег, предпочитая справляться с
хроническим дефицитом государственного бюджета с помощью займов, Экспедиция
стала усиленно выпускать гербовую и вексельную бумаги, различные
свидетельства и акции, процентные банковские билеты. К началу ХХ века уже сложился биржевой механизм и проводились довольно
крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондовом рынке России
занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как
акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной
части Минфина. Экономическое развитие страны привело к пробуждению корпоративных
интересов отдельных групп предпринимателей. Начали организовываться
представительские структуры отраслевого характера. Первыми в России стали
возникать общественные организации представителей кредитных учреждений. В
1872 г. состоялся съезд представителей земельных банков, положив начало
первому подобному обществу, получившему название Съезд представителей
русского земельного кредита или Съезд представителей русских земельных
банков. Уже на первом же съезде обсуждался актуальный вопрос о закладных
листах, которые в больших количествах выбрасывались на рынок первыми
ипотечными банками, в результате чего их курс стал быстро падать, опускаясь
до 80 и даже 76% от номинала. Было решено ограничить выпуск закладных
листов определенной суммой, распределив ее между всеми акционерными
земельными банками. Постановление съезда и его исполнение быстро выправили
ситуацию, курс закладных листов в течение нескольких месяцев поднялся до
90%. В 1873 г. собрался первый Съезд представителей акционерных
коммерческих банков, учредивший еще одну организацию — Съезды
представителей русских акционерных банков (Съезды представителей
акционерных банков коммерческого кредита). Постоянно действовавшими
органами обеих организаций были комитеты, избиравшиеся на съездах. На
заседаниях комитетов, так же, как и на съездах, обсуждались вопросы
экономической политики правительства и банковского дела в России,
вырабатывались единые условия и формы деятельности банков. Особой активностью в отстаивании торгово-промышленных интересов в
России выделялись биржевые комитеты, которые играли роль, не известную
иностранным биржевым обществам, - роль представительных учреждений. Начало
этому было положено в 1870 г., когда утверждался устав Московской биржи,
узаконивший существование «биржевого общества», возглавляемого избираемым
им биржевым комитетом. За последним закреплялись не только руководство
собственно биржевым собранием, но и защита интересов биржевого общества
перед правительственными, государственными и общественными организациями.
Биржевой комитет, таким образом, взял на себя функции выразителя интересов
коммерсантов и промышленников московского региона. Уже в первые годы развития акционерного законодательства
правительством были предприняты меры по защите владельцев ценных бумаг от
недобросовестных и мошеннических действий руководителей акционерных
компаний. В 1845 г. были приняты достаточно жесткие нормы об
ответственности руководителей и членов акционерных обществ за нарушения
действовавшего законодательства. К примеру за подделку акции торгового
общества, товарищества или компании виновные приговаривались «к лишению
всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и к
отдаче в исправительные арестантские отделения» на срок от 5 до 6 лет. В июне 1902 г. были приняты «Правила об ответственности лиц, вводящих в обращение на Санкт-Петербургской бирже ценные бумаги», где предусматривалось наказание «за убытки, обусловленные неверностью представленных при выпуске бумаги данных, необходимых для надлежащей оценки бумаги и финансового положения» предприятия, производившего эмиссию. Ответственность определялась в размере разницы между ценою, уплаченной приобретателем бумаги, и курсом, по которому бумага была продана. С того момента, когда Россия выпустила первый внутренний
государственный займ в 1810 году, началась история формирования фондового
рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых
обращались ценные бумаги. В дореволюционной России первая товарная и вексельная биржа была
официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра 1. Большинство бирж было
организовано во 2-й половине XIX века. В 1914 г. их было 115. Главной была
Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней
котировались 312 различных видов акций на 2 млрд. руб., а также облигации
государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на
бирже играли крупнейшие петербургские банки. В начале 1-й мировой войны
официальные биржи были закрыты. К 1820 году облигации госзаймов стали обращаться вместе с товарами на
официальных товарных биржах (Петербург, Москва, Одесса, Варшава, Киев,
Рига, Харьков и др.), но все же большая часть этих ценных бумаг до конца 60-
х годов XIXвека обращалась в основном на иностранных биржах. Что касается
акций и облигаций корпораций торговля ими на биржах (с 1827 г.) была весьма
незначительна. Фондовые операции в России не имели больших масштабов и
строгой организации. Фондовый рынок получил быстрое развитие после отмены крепостного
права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию
производительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг
постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно
ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям корпораций. На всех
биржах две трети и более объемов купли-продажи составляли облигации
госзаймов (включая железнодорожные). Русские биржи по существу выступали
как рынок госкредита. Это отражало неразвитость капитализма и
государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью
бирж происходило с участием представительных органов. В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах
стали создаваться Биржевые комитеты. Первый Биржевой комитет возник при
Петербургской бирже в 1816 г. Московский Биржевой комитет водник в 1832 г.
В 1831 г. было утверждено Положение о Биржевых комитетах и биржевых
маклерах. Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать Биржевые
комитеты на несколько лет. Их компетенция ограничивалась в основном
обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. Биржевым комитетам было
разрешено посылать представителей от торговли и промышленности в
Государственный Совет. В течение 1900-1914 гг., то есть в период наивысшего подъема биржевого
дела в стране, наблюдалось значительное усиление государственного
регулирования фондового рынка. Во время этого периода были приняты ряд мер
по регулированию деятельности на фондовом рынке, в частности сначала на
фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи. В 1901 г. правительство приняло "Правила для фондового отдела при
Санкт-Петербургской бирже". Был создан Совет фондового отдела Санкт-Петербургской биржи как орган
управления, который избирался на три года из числа действительных членов
фондового отдела и осуществлял надзор за деятельностью фондового отдела,
охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью
составления биржевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к
обращению на бирже, рассматривал другие вопросы. 6 сентября 1902 г. Министерством Финансов были утверждены "Правила о
допущении бумаг к котировке на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи".
Российские законы предусматривали ответственность лиц, которые выпускали в
обращение ценные бумаги на бирже. Данные о курсах ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже
публиковались в биржевом бюллетене, который назывался "Официальная
вексельная и Фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже" и выходил на
русском и французском языках. 19 ноября 1907 г. министр финансов утвердил "Правила для сделок
по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-
Петербургской бирже". Ценные бумаги России в условиях СССР После октябрьских событий декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917г.
все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были
аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных займов. Это,
с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу, а
с другой стороны, привело к отказу от исторического опыта использования
ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых
отношений между Россией и западными державами. В условиях национализации
прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации
утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также
были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое
существование на территории советской России. После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению
народного хозяйства, проводя "новую экономическую политику". В целях максимального привлечения свободных средств для
восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному
использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях.
В течение 1928-1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с
различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами
размещения и т.д. Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923 гг., носили
натуральную форму - исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было
связано с отсутствием нормальной денежной системы, обесценением валюты и
острой нехваткой жизненных средств. Эти займы были выпущены
беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного
обращения после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали
выпускаться в денежном исчислении. По срокам займы были краткосрочные (не более одного года),
среднесрочные (2-5 лет) и долгосрочные (6, 8, 10 лет). Основная тенденция
заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных
займов. По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно-
принудительные и принудительные. Размещение некоторых займов в рассрочку
через сберкассы, то есть в принудительном порядке было вызвано
неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к
советским займам. По выплате дохода облигации займов можно подразделить на процентные,
беспроцентные, выигрышные и процентно-выигрышные. Для обеспечения высокой ликвидности ценных бумаг этого периода
государство проводило определенную политику: облигации займов
характеризовались низким курсом и высокой доходностью (6,6, 8 и даже 12%),
выпускались облигации с выигрышами в тиражах, держатели облигаций займов
имели ряд дополнительных льгот (возможность получения ссуд банков под залог
облигаций, использование облигации при уплате налогов). Это обеспечивало
высокую ликвидность государственных ценных бумаг. Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались
предоставить финансовую помощь только при условии признания дореволюционных
долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но результатов не
было достигнуто. Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджетного
дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет
сводился с положительным сальдо. Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием
бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной
реформы в 1922-1924 гг. Например, в 1923 году был выпущен гарантированный
правительством краткосрочный заем Наркомата путей сообщения в форме
транспортных сертификатов на сумму 24 млн. рублей золотом сроком на 9
месяцев - один год. Номинал облигаций определялся в 5 рублей золотом.
Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для
оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном
обращении, т.к. в то же время параллельно были введены две валюты -
совзнаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий хозяйственный же
оборот остро нуждался в твердой денежной единице - купюре меньше
червонца. Как раз такой потребности соответствовал 5-руб. сертификат,
застрахованный от обесценения. Таким образом, он носил характер
казначейских денежных знаков особого рода. Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов
рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и
акционирование. В первые годы советской власти вексельное обращение во
время «военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной
жизни, с переходом к НЭПу вексель возродился. Вексельное обращение
регулировалось Положением о векселях, которое было утверждено в 1922 году.
При их разработке за основу был взят Российский вексельный устав 1902 года. 1 января 1926 г. Народным Комиссариатом Финансов была принята
Инструкция учреждениям Госбанка по операциям учета векселей и специальным
текущим счетам, обеспеченных векселем. Принимались меры повышения
вексельной дисциплины. Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х годах и
представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и
банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных
организаций. Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объективно
привело к формированию в новых экономических условиях бирж. В июле 1921 года открылась первая советская биржа. В 1922 году
постановлением СНК были установлены правила фондовых биржевых операций.
Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой
(наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными
ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками. В течение 1922-1924 гг. фондовые отделы, главным образом, заключали
сделки с валютой - червонцами в связи с денежной реформой. К котировке на
официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства,
выпущенные Наркомфином в 1923 году, и облигации первого шестипроцентного
выигрышного эайма. Операции с ними были неудачны в связи с завышенной
ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был гораздо ниже. После завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами
и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление
системы госкредита. К концу 1924 года вместо официальной неизменной цены государственные
ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная
кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы
соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов
сокращался. В 1925-26 финансовом году было выпущено только два новых займа:
второй крестьянский выигрышный заем и второй 8%-ный внутренний заем 1926
года (на общую сумму 200 млн. рублей). Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в течение
1924-1927 гг. На 1924/26 год насчитывалось 10 фондовых отделов при
крупнейших товарных биржах. Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации,
Правительство изменило курс первого этапа на развитие фондового рынка.
Главной формой размещения ГЦВ стала "подписка в рассрочку" (после 1930года
она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительном
характере размещения и оплаты облигаций. Подписка в рассрочку проводилась
следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о Порядке размещения
займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций
предприятиям, учреждениям и сельских советам. Последние выдавали
подписчикам подписной лист", который содержал фамилию подписчика и сушу, на
которую приобретались облигации. Затем эти подписные листы передавались в
бухгалтерии для удержания взносов из заработной платы рабочих и
служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в десятидневный срок после
подписки, рабочие и служащие - в течение срока рассрочки - 10 месяцев.
Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет. Начиная с 1927 года, государственные предприятия были обязаны помещать
все свои запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные
(паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать ООУ.
резервных средств. Таким образом, состав кредиторов государства расширился
до всех юридических лиц. В это время были организованы Комиссии содействия
госкредиту и сберегательному делу (Комсоды) на всех предприятиях и
организациях под общим руководством Центральном комиссии при Президиуме
ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по
размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между
цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению
госзаймов. Начала изменяться структура облигаций госзаймов по срокам. Более 94%
госзаймов приходилась на долю долгосрочных облигаций. По мере "укрепления" планового управления экономикой в 1930 году были
закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились
снова по твердому официальному курсу без учета реального состояния
рынка. Согласно постановлению от 22 февраля 1930года обращение облигаций -
покупка, продажа и залог были запрещены без разрешения Комсодов и в
исключительных случаях. В результате ликвидность облигаций была серьезно
ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность облигаций
займов у их держателей. В 1630 году Правительство, с учетом
огосударствления экономики, приняло решение о ликвидации резервных
капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным
обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов. В течение 1930-1941гг. правительство проводило реформу в сфере
госкредита, которая выражалась в унификации облигаций госзаймов путем их
конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием "внутренний
займ пятилетки"). Для обмена облигаций ранее выпущенных займов.
Конверсия привела все займы к единому стандарту - двадцатилетнему сроку.
Погашение займов было отложено на 10-19 лет. Их доходность снизилась с 8-
10% до 3-4% годовых. Отказ от принципов новой экономической политики сказался на судьбе
ценных бумаг предприятий - векселей и акций. С 1929-30 гг. акционерные
общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только
после окончания 2-й мировой войны в некоторых странах народной демократии
Советским Союзом и правительствами этих стран совместно, на паритетных
началах, были организованы акционерные общества с целью развития важных
промышленных отраслей. С достижением этой цели совместные акционерные
общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на
льготных условиях заинтересованным правительствам. Недолго просуществовало и вексельное обращение. Постановлением ЦИК и
СНК СССР от 7 августа 1937 г. на территории СССР было введено в действие,
основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г., «Положение о
простом и переводном векселе». Однако вексель использовался только в
расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического
сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте
СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1980 г. в связи с
переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного
хозяйства. Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов.
Государственные займы служили одним из существенных источников средств для
финансирования военных расходов. В течение 1942-1946 гг. было выпущено
четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. рублей сроком на 20 лет,
исходя из 4% годовых. После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план -
план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1960 гг.
Была необходима конверсия всех займов. В 1948 году был выпущен новый конверсионный заем - государственный
двухпроцентный заем для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 года
(кроме выигрышного займа 1936 года, часть которого обменивалась на
наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного
займа 1047 года). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами
на предприятиях, учреждениях и колхозах в пределах определенного периода.
После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились
платежи по займам. С 1946 по 1957гг. было выпущено пять займов восстановления и развития
народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства
(выпуска 1961-1967 гг.) сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде
выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 26 лет;
внутренний выигрышный заем 1947 года и четырехпроцентный внутренний
выигрышный заем 1947 года.
Страницы: 1, 2
|