Федеральные налоги Российской Федерации
2.
Налог
на доходы физических лиц - является прямым налогом.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица,
получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся
резидентами РФ. По общему правилу в состав налогооблагаемой базы включаются все
доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной
форме, или право на распоряжение, которое у него возникло, а также доходы в
виде материальной выгоды.
Удержания
из заработной платы
работников организации подразделяются на осуществляемые по инициативе
работодателя либо самого работника и обязательные. Налог на доходы физических
лиц является основным видом обязательных удержаний. Рассчитывается и
уплачивается этот налог налоговыми агентами - организациями и индивидуальными
предпринимателями, которые выплачивают доходы физическим лицам. Согласно
положениям главы 23 НК РФ несмотря на то, что налоговым периодом по НДФЛ
является календарный год, при каждой выплате работнику заработной платы (или
иных доходов) необходимо удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет.
Ставка
НДФЛ зависит от вида получаемого физическим лицом дохода (ст. 224 НК РФ):
·
стоимость
любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других
мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000
руб., облагается по ставке 35%;
·
доходы
физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - 30%;
·
доходы
от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов, -
9%;
·
все
виды доходов при условии, что ст. 224 НК РФ не установлено иное (в том числе
заработная плата, надбавки и доплаты, премии) - 13%.
Для
расчета НДФЛ необходимо определить налоговую базу. Она равна сумме начисленного
за налоговый период дохода работника за минусом необлагаемых доходов и
стандартных и (или) имущественных налоговых вычетов.
В
соответствии с Налоговым кодексом РФ каждому налогоплательщику предоставлено
право уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму налоговых вычетов, к которым
относятся:
·
стандартные;
·
профессиональные
(на основании ст. 221 НК РФ получить вычет в сумме расходов, связанных с
выполнением работ (оказанием услуг) имеют право индивидуальные предприниматели,
физические лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам
гражданско-правового характера, а также получающие авторские вознаграждения или
вознаграждения за создание, исполнение произведений науки, литературы и др.);
·
имущественные
(согласно ст. 220 НК РФ имущественный вычет предоставляется, в частности, при
покупке и продаже недвижимого имущества: жилых домов, помещений, квартир, дач,
садовых домиков, земельных участков и др.);
·
социальные
(в соответствии со ст. 219 НК РФ социальные вычеты в размере сумм, уплаченных,
в частности, за обучение и лечение, предоставляются на основании письменного
заявления налогоплательщика - физического лица при подаче налоговой декларации
в налоговый орган по месту своей прописки по окончании календарного года).
При
определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи
210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих
стандартных налоговых вычетов:
·
500
руб. - предоставляются, в частности, Героям Советского Союза и Российской
Федерации, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, блокадникам. Полный
перечень налогоплательщиков, имеющих право на получение этого вычета, приведен
в подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ;
·
400
руб. - предоставляются всем налогоплательщикам. Если доход работника,
исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 40 000
руб., то начиная с месяца, в котором превышение имело место, вычет не
предоставляется (подп. 3, п 1, 218 НК РФ).
·
3000
руб. - предоставляются, в частности, лицам, получившим лучевую болезнь или
инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам Великой
Отечественной войны. Полный перечень налогоплательщиков, имеющих право на
получение этого вычета, приведен в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ.
·
1000 руб. - за
каждый месяц налогового периода распространяется на:
каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится
ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или
попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.
Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход
налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода
(в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом
1 статьи 224 НК РФ) превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в
котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет не
применяется.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а
также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора,
студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги)
родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги)
приемного родителя.
Налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет
является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы
обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом
I или II группы.
Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю
(приемному родителю), опекуну, попечителю.
Налоговый
вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам,
попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на
основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный
налоговый вычет.
Налоговый вычет может предоставляться в двойном
размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании
заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения
налогового вычета. Регулируется подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ.
Для достоверного исчисления суммы налога, подлежащей
удержанию и перечислению в бюджет организации ООО «РЦН» необходимо произвести
следующие расчеты:
-
суммировать все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в
натуральной форме. Если в их состав входят доходы, для которых предусмотрены
разные налоговые ставки
-
сгруппировать доходы в зависимости от применяемых к ним ставок налога;
-
определить сумму доходов, освобожденную от налога, на которую уменьшается
налогооблагаемый доход;
-
произвести из облагаемого дохода предусмотренные законом вычеты;
-
рассчитать суммы налога по каждой группе доходов, для которых предусмотрены
разные ставки налогообложения;
-
определить общую сумму налога, подлежащую удержанию с доходов физического лица,
путем сложения сумм налога, исчисленных по разным налоговым ставкам.
Согласно
п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения работником дохода в виде оплаты
труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за
выполненные трудовые обязанности. Исчисление сумм НДФЛ производится
организацией нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого
месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный
период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода
суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Налог
на доходы физических лиц перечисляется в бюджет не позднее дня фактического
получения работниками заработной платы за вторую половину месяца. Однако при
выплате отпускных и при расчетах с уволенными работниками налог исчисляется и
удерживается не позднее даты выплаты денег.
При
получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения
налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который
ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
Доходы
каждого физического лица (сотрудников и тех, кто работает по договорам
гражданско-правового характера) необходимо учитывать персонально. Для этого
применяется форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога
на доходы физических лиц». На основе данных из налоговой карточки по каждому
работнику организации составляется справка о доходах физического лица по форме
2-НДФЛ (Приложение 2).
Ежегодно
не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим годом, организация ООО «РЦН»
должна представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах
физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов. Они представляются на
магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке,
определяемом Минфином России.
Налогу
на доходы физических лиц посвящена глава 23 НК РФ.
3.
Налог
на добавленную стоимость - представляет собой форму изъятия в бюджет части
стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница
между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью
материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС – косвенный налог, т.е.
надбавка к цене товара. В России
НДС действует с 1992 года.
Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О
налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 НК РФ.
Основная
ставка НДС составляет сейчас 18%. Кроме того, законодательством предусмотрена
ставка 10%, которая применяется при реализации особых видов товаров (например,
некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий),
и ставка 0% (используется в основном при экспорте
товаров). Также организации
и индивидуальные предприниматели
могут получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика,
связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих
последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации (без учета НДС)
не превысила в совокупности 2 млн. рублей. В последнее время (2005—2008) высказывается ряд предложений по полной
отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем, в ближайшее
время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около
трети федерального бюджета России.
Сумма
налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется
как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с
налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и
суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении
товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).
Расчет
налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный
при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету
не принимается.
Налоговая
база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и
передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению
о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных
прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с
расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных
прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату
ценными бумагами, суммы предоплат,
авансов.
НДС
взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом
«входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку
такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не
платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России
налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот
налог.
Также
налогом на добавленную стоимость облагается:
·
безвозмездная
передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);
·
передача
на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг)
для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении
налога
на прибыль организаций;
·
выполнение
строительно-монтажных работ для собственного потребления;
·
ввоз
товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).
Налогоплательщиками НДС
признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, перемещающие
товары через таможенную границу Российской Федерации.
Налоговый
период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.
Срок
сдачи отчетности: Организация ООО «РЦН» в соответствии с НК РФ обязана
представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую
декларацию (Приложение 3) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим налоговым периодом.
Срок
уплаты налога: Организация ООО «РЦН» обязана уплатить налог на добавленную
стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В
случае если по итогам отчетного периода образовалось сумма налога, исчисленная
к возмещению из бюджета, то налоговая инспекция должна затребовать копии
документов для проведения камеральной проверки. Иначе, зачет суммы возмещения
не произойдет.
Начиная
с 3 квартала 2008 года организация ООО «РЦН» в соответствии с НК РФ налог на
добавленную стоимость уплачивает в бюджет равными долями не позднее 20-го числа
каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Налогу
на добавленную стоимость посвящена глава 21 НК РФ.
4.
Единый
социальный налог - заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом целевое
назначение ЕСН сохранилось: он предназначен для мобилизации средств для
реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение
(страхование), медицинскую помощь. Поступления от ЕСН зачисляются по
установленным нормативам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного
медицинского страхования. ЕСН регулируется главой 24 Налогового кодекса,
которая вступила в силу 1 января 2001 (Федеральный закон от 05.08.2000 N
118-ФЗ). Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и
уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых
плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих
контроль за их уплатой. ЕСН является прямым,
федеральным
налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
НК РФ налогоплательщиками
ЕСН устанавливает две самостоятельные группы налогоплательщиков:
1) Лица, производящие выплаты физическим
лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические
лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
2) Индивидуальные предприниматели, адвокаты,
нотариусы,
занимающиеся частной практикой.
Для
исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное
страхование объектом налогообложения для работодателей являются:
·
выплаты
по трудовым договорам;
·
вознаграждения в
пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
Ставка
налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует
регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.
Обычный
размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280
тыс. руб. — составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег
для такого работника выглядит так:
·
Пенсионный фонд Российской Федерации —
14 %
·
Федеральный
бюджет — 6 % (20 %−14 %, согласно статье 243 ч. 2 НК
РФ)
·
ФСС — 2,9 %
·
Фонды
обязательного медицинского
страхования — 3,1 %
Итого:
26 %
Все
указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее налога на
доходы физических лиц.
Налоговая
база:
Для
налогоплательщиков первой
группы она представляет собой сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При этом
учитываются любые вознаграждения, независимо от формы их выплаты.
Для
налогоплательщиков второй
группы налоговой базой является
сумма доходов,
полученных ими за налоговый период и в денежной, и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности,
за вычетом расходов,
связанных с их извлечением.
Выплаты
и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не
признаются объектом налогообложения, если:
·
у
налогоплательщиков-организаций
такие выплаты не отнесены к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
(налоговом) периоде;
·
у
налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов,
занимающихся частной практикой, адвокатов,
учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие
выплаты не уменьшают налоговую базу по
налогу на доходы физических лиц в текущем налоговом периоде.
Суммы,
не подлежащие налогообложению, включают различного рода государственные
пособия, компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи,
оказываемой физическим лицам в связи со
стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения
причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим
от террористических актов на территории Российской Федерации, и др. Подробный
список таких сумм указан в статье
238 НК РФ.
Налогоплательщики первой
группы определяют налоговую базу отдельно по
каждому физическому лицу с начала налогового периода по
истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Налогоплательщики второй
группы как сумма доходов,
полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в
денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности,
за вычетом расходов,
связанных с их извлечением. При этом состав расходов,
принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков,
определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат,
установленных для налогоплательщиков налога
на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
Организация
ООО «РЦН» относится к налогоплательщикам первой группы. Для ООО «РЦН» налоговым
периодом является календарный год. Отчетными
периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев
календарного года.
У
налогоплательщиков второй
группы отчетных периодов нет.
По
итогам налогового периода
организация ООО «РЦН» подает налоговую
декларацию (до 31 марта года, следующего за отчетным). (Приложение
4).
За
отчетные
периоды ООО «РЦН» предоставляет расчет авансовых платежей в срок до
20 числа месяца, следующего за отчетным
периодом.
ООО
«РЦН» придерживается следующему порядку исчисления и уплаты ЕСН:
Сумма ЕСН определяется как соответствующая
процентная доля налоговой базы. Налог
исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и в каждый
внебюджетный фонд.
·
В
течение отчетного
периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики
производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины
выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до
окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных
авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
·
По
итогам отчетного
периода ООО «РЦН» исчисляет разницу между суммой налога, исчисленной исходя
из налоговой базы,
рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до
окончания соответствующего отчетного
периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых
платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления
расчета по налогу.
·
Может
уменьшать сумму налога, подлежащую уплате в
ФСС РФ на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели
государственного социального страхования, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
·
Уплачивает
разницу между суммой налога, подлежащей уплате
по итогам налогового периода, и
суммами налога, уплаченными в
течение налогового периода,
подлежит не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой
декларации за налоговый период.
Пунктом
2 статьи 243 НК РФ установлено, что сумма налога (сумма авансового
платежа по налогу), подлежащая уплате
в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими
за тот же период страховых
взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый
вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов,
предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом
сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового
платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот
же период.
Организация
ООО «РЦН» предоставляет следующую отчетность по ЕСН:
·
квартальные
расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляется в
налоговую инспекцию в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным
периодом.
·
годовая
налоговая
декларация предоставляется в налоговую инспекцию в срок до 31 марта
года, следующего за налоговым периодом. Копия
годовой декларации с отметкой налоговой инспекции предоставляется налогоплательщиком в
отделение Пенсионного фонда в срок до 1 июля года, следующего за налоговым периодом.
Единому
социальному налогу посвящена глава 24 НК РФ.
2.3 Оценка динамики и
структуры налоговых платежей ООО «РЦН»
Организация ООО «РЦН»
уплачивает следующие федеральные налоги: налог на прибыль организаций, единый
социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную
стоимость. Для налогового анализа деятельности ООО «РЦН» взяты данные за
2007-2008 год.
Таблица 1 Налоговые
платежи ООО «РЦН» за 2007-2008 года.
Наименование налога
|
2007 год
|
2008 год
|
Налог на прибыль организаций:
·
Федеральный
бюджет
·
В бюджет
субъекта Российской федерации
|
1590477
4282055
|
730457
1966614
|
Единый социальный налог:
·
ФБ
·
ФСС
·
ФФОМС
·
ТФОМС
|
52863
25551
9692
17621
|
60019
84371
32002
58187
|
Налог на добавленную стоимость
|
168923
|
521135
|
Рост ЕСН в 2008 году
обусловлен повышением заработной платы в организации ООО «РЦН». В связи с
мировым финансовым кризисом начавшемся в 2008 году, который не обошел стороной
и ООО «РЦН» налог на прибыль уменьшился по сравнению с 2007 годом. Базовая
ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года составляет 20%: 2% зачисляется в
федеральный бюджет, 18% — зачисляется в бюджеты субъектов Российской
Федерации. До 1 января 2009 года базовая ставка налога на прибыль составляла
24%. Рост суммы НДС уплачиваемой в 2008 году обусловлен открытием
дополнительных организаций генеральным директором ООО «РЦН».
Динамика налоговых
платежей представлена в таблице 2.
Таблица 2 Динамика
налоговых платежей ООО «РЦН»
Наименование налога
|
2007 год
|
2008 год
|
рублей
|
рублей
|
темп роста
|
Налог на прибыль организаций:
·
Федеральный
бюджет
·
В бюджет
субъекта Российской федерации
|
1590477
4282055
|
730457
1966614
|
46%
46%
|
Единый социальный налог:
·
ФБ
·
ФСС
·
ФФОМС
·
ТФОМС
|
52863
25551
9692
17621
|
60019
84371
32002
58187
|
114%
330%
330%
330%
|
Налог на добавленную стоимость
|
168923
|
521135
|
309%
|
Платежи в текущем периоде
организации ООО «РЦН» по налогу на прибыль организации уменьшились на 54%. За
счет роста заработной платы в 2008 году платежи по единому социальному налогу
увеличились на 122 % по сравнению с 2007 годом. Налог на добавленную стоимость
увеличился в 2008 году на 209%.
Структура сумм налогов и
сборов за каждый год исследуемого периода представлена в таблице 3.
Таблица 3 Структура налоговых
платежей ООО «РЦН»
Наименование налога
|
2007 год
|
2008 год
|
рублей
|
%
|
рублей
|
%
|
Налог на прибыль организации
|
5872532
|
95,5
|
2697071
|
78,1
|
Единый социальный налог
|
105727
|
1,8
|
234579
|
6,8
|
Налог на добавленную стоимость
|
168923
|
2,7
|
521135
|
15,1
|
Всего налогов
|
6147182
|
100
|
3452785
|
100
|
Из таблицы 3 следует, что
наибольший удельный вес в общей совокупности взимаемых с организации ООО «РЦН» налогов
занимает налог на прибыль.
Общие изменения, произошедшие за
весь исследуемый период (2007-2008 года) представлены в таблице 4.
Таблица 4 Сумма федеральных
налоговых платежей ООО «РЦН» за 2007-2008 года
Наименование
налога
|
Сумма
налоговых платежей за 2007-2008 года
|
рублей
|
%
|
Налог на
прибыль организации
|
8569603
|
89,3
|
Единый
социальный налог
|
340306
|
3,5
|
Налог на
добавленную стоимость
|
690058
|
7,2
|
Всего
налогов
|
9599967
|
100
|
Из этой таблицы видно, что
наибольшие веса в общей совокупности, уплачиваемых организацией ООО «РЦН»
федеральных налогов занимают такие налоговые платежи, как (по мере уменьшения):
налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог.
3. Совершенствование
налоговой системы Российской Федерации
Пожалуй, и сегодня нельзя
ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления.
Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов
в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне,
как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии
чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой
государством на определённом этапе развития общества. Только при “совместимости”
налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед
собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная
стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того,
чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения,
допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему
моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой
системы сформирован, и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным
изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой
формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании
налоговых отношений.
Законодательная форма
даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых
отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых
норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ
положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания
утверждать, что именно на законодательном уровне должны решаться вопросы
налогообложения.
Основными элементами
налоговой политики, реализованные в предложенном Правительством РФ Налоговом
кодексе, являются следующие.
Предусматривается
установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их
числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация
правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание
условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот,
определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на
себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и
импортные товары.
Фискальное стимулирование
предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих
отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения
акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт
её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки
налога на прибыль (с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль была снижена
до 20%).
В сфере малого
предпринимательства реализация идеи агрегированного налогообложения уже начата,
и эта линия получит продолжение.
Одной из ключевых
по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение
предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по
отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на
плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц,
соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения
им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная
регламентация использования различных видов банковских счетов.
Намечается ввести режим,
при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только
налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.
Важным фактором повышения
собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной
задолженности путём её реструктуризации.
Рассматривая вопросы
совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость
поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить
процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом
органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения
основного офиса.
Однако любая система
безжизненна и не выполняет поставленных задач без соответствующего кадрового
обеспечения. История развития цивилизации наглядно показывает, что
действительно “кадры решают всё”. Следовательно, на одно из первых мест по
значимости выходит проблема подготовки профессиональных кадров для системы
налоговой службы Российской Федерации.
Речь, таким
образом, идет о продолжении совершенствования уже сложившейся налоговой
системы, подвергающейся весьма серьезной критике многими учеными. Улучшит ли
реформирование в этом направлении положение дел в налоговой системе?
Этот вопрос
требует серьезного обсуждения. Как известно, в мире накоплен значительный опыт
использования разных налоговых систем. Есть и серьезные исследования их
сравнительной эффективности. Экономические расчеты, проведенные рядом
специалистов, свидетельствуют о том, что наиболее распространенная в практике
развитых стран и действующая в России налоговая система, основанная на
налогообложении заработной платы, добавленной стоимости и капитала, является
далеко не самой эффективной, поскольку подавляет стимулы к производственной
деятельности и замедляет экономический рост.
Заключение
Среди экономических
рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику,
важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство
широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система,
является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги способствуют
формированию фондов бюджета, стимулированию научно-технического прогресса,
ограничению роста цен и инфляции.
Налоговая система РФ
включает федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В основу этой
классификации положен признак компетентности органов государственной власти в
применение налогового законодательства.
Налоговая система РФ,
ориентированная на рыночные отношения, была введена с 01.01.2002г. федеральным
законом «Об основах налоговой системы РФ». Указанным законом были определены
принципы и условия организации налоговой системы России, её структурные
элементы, категории налогоплательщиков, льготы и т.д. До 01.01.1999г. этот
закон играл ключевую роль в системе правового обеспечения налоговых отношений в
Российской Федерации. С 01.01.1999г. регулирование налогового процесса
обеспечивается Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс призван стать и
непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все
налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и
налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в
нем налогов.
ООО «РЦН» уплачивает
следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, налог на доходы
физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на
имущество организаций, земельный налог, транспортный налог, земельный налог. Данная
организация своевременно осуществляет взаиморасчеты с бюджетом по налогам и
сборам.
ООО «РЦН» рассчитывает и
уплачивает следующие федеральные налоги:
1.
Налог на прибыль
организаций - налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по
итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего
отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового
периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым
периодом (годом).
2.
Налог на доходы
физических лиц - налог перечисляется организацией не позднее дня, следующего за
выплатой дохода работнику. По истечении года организация ООО «РЦН» до 1 апреля
следующего отчетного периода подают отчет в налоговый орган по месту
регистрации по форме 2-НДФЛ на каждого работника.
3.
Единый
социальный налог - данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых
платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовалась
организация, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же
период организация отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не
позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I
полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не
позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию
налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным
документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, организация
не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.
Налог
на добавленную стоимость - не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим кварталом организация предоставляет в налоговые органы по месту своего
учета соответствующую налоговую декларацию
Насущная
необходимость подлинной налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно
определить стратегию ее проведения. Главным является усиление регулирующей
функции налогов, направленной на согласование интересов государства и
предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной
региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.
В ходе
налоговой реформы очень важно поддерживать стабильность налогового
законодательства. Корректировку налоговой системы нужно осуществлять
безболезненно для налогоплательщиков. Недопустимо каждый месяц вносить
изменения в налоговое законодательство. Целесообразно накапливать необходимые
изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с
первого января следующего года.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
(части первая и вторая): по состоянию на 10.04.2009г. – М.: Проспект, 2009. – 560 с.
2. Алексин П.В, Жидкова Е.Ю. Налоги и
налогообложение / П.В. Алексин, Е.Ю. Жидкова. – М.: Эксмо, 2008.- 496 с.
3. Викторова Н.А. НДС: тонкости
начисления и уплаты. Счета-фактуры. Книги покупок и продаж / Н.А.Викторова. –
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009.
– 233 с.
4. Касьянова Г.Ю. Налог на прибыль:
практика исчисления и уплаты / Г.Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2009. – 424 с.
5. Кириллова О.С., Муравлева Т.В Налоги
и налогообложение: Курс лекций / О.С. Кириллова, Т.В Муравлева. – М.: Экзамен,
2007. – 288 с.
6. Лермонтов Ю.М. Взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации / Ю.М.Лермонтов. – М.: Экзамен, 2009. – 192 с.
7. Лермонтов Ю.М. Представление
налоговой отчетности / Ю.М. Лермонтов. – М.: Гросс-Медиа, 2009. – 160 с.
8. Лермонтов Ю.М. Сложные вопросы исчисления ECH / Ю.М.
Лермонтов. – М.: Экзамен, 2009. – 112 с.
9. Майбуров И.А. Федеральные налоги и
сборы. Схемы для ускоренного изучения / И.А.Майбуров. - Санкт-Петербург: Питер,
2008. – 256 с.
10.
Пансков В.Г. налоги и налоговая система Российской Федерации /
В.Г.Пансков. – М.: АБАК, 2008.- 496 с.
11.
Петров А.В.,
Толкушин А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Петров, А.В.Толкушин. – М.:
Юрайт, 2008. – 986 с.
12.
Петров М.А.
Налоговая система и налогообложение в России / М.А. Петров. – М.: Феникс, 2008.
– 403 с.
13.
Попова О.Г.
НДФЛ: оптимальные способы исчисления / О.Г. Попова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство,
2009.- 189 с.
14.
Скрипниченко В.А.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.А. Скрипниченко. – Санкт-Петербург:
Питер, 2008. – 448 с.
Страницы: 1, 2
|