Федеральный, региональный и местный бюджет Российской Федерации
Федеральный, региональный и местный бюджет Российской Федерации
Доклад
По экономике на
тему:
Федеральный,
региональный и местный бюджет РФ
Выполнил:
Ученик 9А класса
Хаматдинов Рамиль
Уфа 2011
Федеральный бюджет
России
бюджет доход
местный региональный
Федеральный бюджет РФ —
основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год,
имеющий силу закона.
Бюджетный процесс
В соответствии с
Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной
Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1
октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с
положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет
рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом
чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в
процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит
федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное
заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае
формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении
Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После
принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и
подписывается Президентом РФ.
До 2002 в процессе
принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить
некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы
бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Параметры федерального
бюджета
Расходы на оборону и
безопасность в федеральном бюджете в последние годы возрастают опережающими
темпами (млрд. руб.)
За последние годы
наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом
полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на
нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 %
сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов
составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе
поступлений).
В расходах за последние 5
лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием
собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением
этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в
Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное
управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в
2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или
на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство,
экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание
внешнего долга).
Федеральный бюджет на
2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн
48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3
трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили
23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы
консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов
пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно федеральному
закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были
скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по
расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484
600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006
составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на
2007 год", по которому расходы федерального бюджета должны иметь
показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции
установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал
доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб.
(на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).
В 2007 году был впервые
сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 — 2010 гг. 24
июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал
основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе
указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
2008
Доходы — 6644,4 млрд руб.
Расходы — 6570,3 млрд
руб.
2009
Доходы — 7465,4 млрд руб.
Расходы — 7451,2 млрд
руб.
2010
Доходы — 8090,0 млрд руб.
Расходы — 8090,0 млрд
руб.
Местный бюджет
Местный бюджет - форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к
категории "публичные финансы".
Экономическая сущность
местных бюджетов проявляется в их назначении:
формировании денежных
доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов
власти; распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на
территории местного самоуправления: контроле за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным
органам власти. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов
между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных
бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
Доходы
Доходы местных бюджетов
также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и
неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного
самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на
финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых
органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации
местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов
субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов
муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в
местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными
законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного
самоуправления.
Расходы
Расходы местных бюджетов
связаны прежде всего с планами экономического и социального развития
соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ
исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды
расходов:
- содержание органов
местного самоуправления;
- формирование
муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание
и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической
культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
- содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание
и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное дорожное
строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и
озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации
и переработки бытовых отходов;
- содержание мест
захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
- организация
транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной
собственности;
- обеспечение
противопожарной безопасности;
- охрана окружающей среды
на территории муниципальных образований;
- реализация целевых
программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и
погашение муниципального долга;
- целевое дотирование
населения;
- содержание
муниципальных архивов;
- проведение
муниципальных выборов и местных референдумов.
Главным направлением
использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением
человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на
социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование,
здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие
консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет
муниципального образования и бюджет поселений.
За рубежом также
используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития
территорий.
Региональный бюджет
Региональные бюджеты — центральное
звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения
задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской
Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы
власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом
и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие
наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей
мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней
государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов
усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты
государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления
региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется
финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания
дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий
расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые
в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в
своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для
преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы,
финансируемые из региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ
доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих
доходов.
Собственные доходы
включают следующие региональные налоги и сборы:
• налог на имущество
предприятий;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный
бизнес;
• региональные
лицензионные сборы.
К собственным доходам
относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности
субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы
включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к
зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также
дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств
федерального бюджета.
Размещено
на
|