Финансирование дефицита федерального бюджета. Бюджетный кредит
Финансирование дефицита федерального бюджета. Бюджетный кредит
1.
Расходы бюджета
на финансирование общегосударственных вопросов.
Абсолютным лидером по
росту расходов федерального бюджета Минфином определен раздел
"Общегосударственные вопросы". Финансирование по этому разделу
увеличивается не только в долях к ВВП (с 2,6% в 2010 году до 3,1% в 2011-м), но
и в реальном выражении — почти на 500 млрд руб. По этому разделу бюджетной
классификации финансируется деятельность не только президента и
премьер-министра, но и деятельность центральных аппаратов органов всех ветвей
власти, а также некоторые субсидии некоммерческим организациям и
государственным СМИ.
Наименование
подразделов
2009
г.
2010
г.
2011
г.
Функционирование
Президента Российской Федерации
0,7
0,8
0,9
Функционирование
законодательных (представительных) органов государственной власти и
представительных органов муниципальных образований
0,7
0,8
0,9
Функционирование
Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций
0,3
0,3
0,4
Судебная
система
8,2
10,1
11,1
Обеспечение
деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов
финансового (финансово-бюджетного) надзора
17,5
19,3
19,6
Обеспечение
проведения выборов и референдумов
0,3
0,3
2,2
Международные
отношения и международное сотрудничество
4,3
5,1
5,4
Государственный
материальный резерв
5,4
6,1
6,7
Фундаментальные
исследования
6,4
8,2
9,1
Обслуживание
государственного и муниципального долга
15
18,9
25,6
Резервные
фонды
0,4
0,5
0,5
Прикладные
научные исследования в области общегосударственных вопросов
1,2
1,1
1,1
Другие
общегосударственные вопросы
39,6
28,5
16,5
·
Самые крупные
получатели бюджета по этой статье: Министерство финансов Российской Федерации,
Министерство регионального развития Российской Федерации, реорганизованное
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,
Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Судебный
департамент при Верховном Суде Российской Федерации, на которые в 2009 году
приходится 77 % расходов по данному разделу, в 2010 году – 72 %.
·
Существенный рост
бюджетных ассигнований по подразделу 0107 «Проведение выборов и референдумов» в
2011 году по сравнению с 2010 годом на 23,1 млрд. рублей, или в 7,2 раза,
обусловлен подготовкой проведения выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в декабре 2011 года и
Президента Российской Федерации в марте 2012 года.
·
согласно
пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на
«другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение
бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских
объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0
млрд руб.
Общегосударственные
расходы
Статья
«Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост
планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном,
ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество
(+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101
млрд), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3
(+113 млрд).
2.
На основе
изучения Бюджетного кодекса РФ заполнить таблицу
Вопрос
Ответ
Статья
БК РФ
Дефицит
федерального бюджета не может превышать
размер ненефтегазового дефицита федерального
бюджета.
Гл.
13, ст. 92.
Бюджетный
кредит - это
денежные
средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы
Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных
(муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному
юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;
ст.
6
Какие
требования предъявляются к юридическим лицам, выступающим поручителем или
гарантом по бюджетному кредиту
-не имеющие просроченной
задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом
(публично-правовым образованием), также по обязательным платежам в бюджетную
систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации
обязательств (задолженности).
Заемщики,
гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и
документы, запрашиваемые уполномоченными органами (лицами) в целях реализации
ими своих функций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными
правовыми актами.
Ст.
93.2, пп.1, 7.
Источники
внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
разница между средствами, поступившими от размещения
государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных
ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая
целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных
из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на
экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской
Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов
международного права и иностранных юридических лиц;
разница
между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте
кредитами кредитных организаций.
Ст.
94, п.2.
Может
ли быть предоставлен бюджетный кредит
а)
физическому лицу
б)
юридическому лицу
Бюджетный
кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской
Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании
договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом
и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской
Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые
предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Ст.
93.2, п. 1.
3.
Подберите данные,
характеризующие динамику доходов бюджета РФ за последние два года.
Проанализируйте состав и структуру доходов. Сделайте выводы.
Таблица. –
Анализ доходов бюджета РФ за 2009-2010 годы (тыс. руб.)
Статьи доходов
Прошлый год
Текущий год
Отклонение
сумма
доля, %
сумма
доля, %
сумма
доля, %
Всего доходов
7330176061,5
7860563082
+530387020,5
1.
Налог на
прибыль
195419818,4
2,66
227731552
2,89
+32311733,6
0,23
2.
ЕСН
509774742,4
6,95
-
-
-
-
3.
НДС на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ
1258318876,2
17,16
1349773637
17,17
+91454760,8
0,01
4.
НДС на товары,
ввозимые на территорию РФ
893186022,4
12,18
1121452693
14,26
+228266670,6
2,08
5.
Налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
1006261320,3
13,73
1380960000
17,56
+374698679,7
3,83
6.
Государственная
пошлина
32681076,9
0,44
60001777
0,76
+27320700,1
0,32
7.
Задолженность и
перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
857099,9
0,01
32102816
0,41
+31245716,1
0,39
8.
Доходы от
внешнеэкономической деятельности
2683298520
36,6
3038885854
38,65
+355587334
2,05
9.
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
421339620,2
5,75
403112518
5,12
-18227102
,2
-0,63
10.
Платежи при
пользовании природными ресурсами
63480318,4
0,86
64319357
0,82
+839038,6
-0,04
11.
Доходы от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства
109888456,8
1,49
114822054
1,46
+4933597,2
-0,03
12.
Доходы от
продажи материальных и нематериальных активов
6959886,8
0,09
18514095
0,23
+11554208,2
0,14
13.
Административные
платежи и сборы
5446499,2
0,07
5200434
0,06
-246065,2
-0,01
14.
Штрафы,
санкции, возмещение ущерба
8906250,8
0,12
6815820
0,08
-2090430,8
-0,04
15.
Прочие
неналоговые доходы
21462178,1
0,29
19334994
0,24
-2127184,1
-0,05
16.
Доходы бюджетов
бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных
межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет
112895374,7
1,54
17535481
0,22
-95359893,
7
-1,32
17.
Безвозмездные
поступления
6206097,5
0,08
-
-
-
-
18.
Доход от
предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности
1368362,6
0,018
316800
0,004
-1051562,6
-0,014
Выводы: исходя из данных
таблицы, мы видим, что большую часть доходов в федеральный бюджет привносят
налоговые платежи (пп. 1-7), операции с материальными и нематериальными
активами, в то время как многие другие неналоговые статьи бюджета, в сравнение
с прошлым годом, находятся в «минусе». Следовательно, пополнение бюджета
производится исходя из тенденции тщательного совершенствования налоговой
политики.
4.
Тест:
4.1 Из перечисленного выберите качественный метод финансового планирования:
а) составление проекта; исполнение;
финансовый контроль; рассмотрение и утверждение
б) финансовый контроль; составление
проекта; исполнение; рассмотрение и утверждение
в) составление проекта; рассмотрение
и утверждение; исполнение; финансовый контроль
г) рассмотрение и утверждение;
составление проекта; финансовый контроль; исполнение
4.3 Распределение бюджета
по разделам классификации расходов рассматривается:
а) на первой стадии бюджетного
процесса в) во втором чтении бюджета
б) в процессе исполнения бюджета г)
в третьем чтении бюджета
бюджет финансирование кредит доход
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №
145-ФЗ - Режим доступа : КонсультантПлюс.
2. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов,
обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд.,
перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
3. Финансово-бюджетное планирование / Поляк Г. Б., ред. –
М.: Вузовский учебник, 2007.
4. О Федеральном бюджете на очередной год: федер. закон -
Режим доступа : КонсультантПлюс.
5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О
бюджетной политике на очередной год»