Финансирование расходов бюджета на обеспечение безопасности государства в Российской Федерации
На 2007 заключено 19 контрактов
на сумму 1 627,57 млн. рублей. Основные итоги реализации программы за I квартал
2007 года.
В отчетном периоде возведен
каркас и 5 этажей здания Национального центра управления в кризисных ситуациях единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской
обороны (НЦУКС); возведен каркас учебно-бытового корпуса ВПТУ МЧС России, г.Воронеж
; осуществлено строительство 1-ой очереди учебного корпуса с подземным гаражом-стоянкой
и учебно-практическим комплексом, г.Екатеринбург также закончен монтаж фундаментных
блоков и колонн здания лекционного блока.
Разработана структура автоматизированного
рабочего места оператора для региональных информационно-обрабатывающих центров ГС
РАН для целей СПЦ с перечнем спецификации оборудования и программного обеспечения
сейсмических станций. Определены пункты установки для 2-х пилотных автоматизированных
постов уровенных наблюдений в 2007 году и 2-х пунктов для последующей установки.
Представлено адаптированное программное обеспечение для обработки данных уровенных
наблюдений. Представлен акт испытаний опытного района низовой подсистемы связи на
Камчатке. Разработано техническое задание на создание автоматизированной информационно-управляющей
системы ФП РСЧС-ЦУНАМИ. Подготовлены разделы технического (системного) проекта:
по обеспечению информационного взаимодействия между службой предупреждения о цунами
и органами государственного управления; по построению и функционированию центров
СПЦ федерального и регионального уровней; по использованию измерительной и информационно-вычислительной
базы СПЦ для других систем мониторинга опасных морских явлений. Разработан проект
положения о порядке информационного взаимодействия между центрами СПЦ и органами
государственного управления федерального, регионального и местного (объектового)
уровней в составе РСЧС при угрозе, возникновении и оценке последствий цунами.
федеральный бюджет безопасность государство
3 Повышение эффективности
расходов на обеспечение безопасности государства
Динамика расходов федерального
бюджета по Закон № 204 и Федеральному закону № 198-ФЗ (с изменениями) по данному
разделу приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Расходы по разделу
«Национальная безопасность»
Показатели
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
1.
Закон № 204, млрд. рублей
1085,9
1198,3
1266,1
1.1.
к предыдущему году, млрд. рублей
258,7
112,4
67,8
1.2.
к предыдущему году, %
131,3
110,4
105,7
1.3.
темпы роста к 2008 году, %
131,3
144,9
153,1
2.
Закон № 198-ФЗ (с изм.), млрд. рублей
827,2
933,2
1000,6
2.1.
к предыдущему году, млрд. рублей
152,4
106,0
67,4
2.2.
к предыдущему году, %
122,6
112,8
107,2
3.
Закон № 204 к Закону № 198-ФЗ (с изм.)
3.1.
млрд. рублей
152,7
197,8
3.2.
%
16,4
19,8
4.
Доля расходов раздела в общем объеме
расходов (без учета условно утвержденных расходов), %
4.1.
Закон № 204
12,0
11,9
11,8
4.2.
Закон № 198-ФЗ (с изм.)
11,8
12,8
13,0
5.
Доля расходов в ВВП, %
5.1.
Закон № 204
2,1
2,0
1,9
5.2.
Закон № 198-ФЗ (с изм.)
2,0
1,9
1,8
Анализ динамики расходов федерального
бюджета по Закон № 204 по данному разделу показывает, что расходы увеличиваются
как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению с расходами,
утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями).
Приведенные в пояснительной
записке к Закон № 204 данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля
2008 года по данному разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом
№ 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на 0,4 %, в 2009 году – на 16,3 %, в 2010
году – на 19,7 %.
Расходы федерального бюджета
по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в соответствии
с ведомственной структурой в 2009 и 2010 годах будут осуществлять 22 главных распорядителя
бюджетных средств, в 2011 году – 17. Наиболее крупные из них – Министерство внутренних
дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генеральная
прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная
служба судебных приставов, на которые в 2009 – 2011 годах будет приходиться около
88 % расходов по данному разделу.
Наиболее высокие темпы роста
ассигнований по данному разделу в 2011 году по сравнению с 2008 годом предусмотрены:
на обеспечение пожарной безопасности
более чем в 4 раза – в основном в связи с передачей в состав Государственной противопожарной
службы МЧС России территориальных подразделений, которые ранее содержались за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и с необходимостью обеспечения деятельности
объектовых подразделений, создаваемых на договорной основе, для охраны объектов
нефтегазового комплекса;
на обеспечение миграционной
политики на 92,8 % - в связи с увеличением штатной численности ФМС России на 4 020
единиц для укомплектования вновь создаваемых подразделений ФМС России в местах,
где они ранее отсутствовали, а также с учетом расходов на обеспечение создания государственной
системы изготовления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.
Динамика расходов федерального
бюджета по Закон № 204у и Федеральному закону № 198-ФЗ (с изменениями) по данному
разделу приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Расходы по разделу
«Национальная оборона»
Показатели
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
1.
Закон № 204, млрд. рублей
1039,7
1181,2
1384,8
1.1.
к предыдущему году, млрд. рублей
268,4
141,5
203,6
1.2.
к предыдущему году, %
134,8
113,6
117,2
1.3.
темпы роста к 2008 году, %
134,8
153,1
179,5
2.
Закон № 198-ФЗ (с изм.), млрд. рублей
771,3
801,1
542,8
2.1.
к предыдущему году, млрд. рублей
41,0
29,8
-258,3
2.2.
к предыдущему году, %
105,6
103,9
67,8
3.
Закон № 204 к Закону № 198-ФЗ (с изм.)
3.1.
млрд. рублей
238,7
638,3
3.2.
%
29,8
117,6
4.
Доля расходов раздела в общем объеме
расходов (без учета условно утвержденных расходов), %
4.1.
Закон № 204
11,5
11,7
12,9
4.2.
Закон № 198-ФЗ (с изм.)
11,0
11,0
7,1
5.
Доля расходов в ВВП, %
5.1.
Закон № 204
2,0
2,0
2,0
5.2.
Закон № 198-ФЗ (с изм.)
1,8
1,6
1,0
Анализ динамики расходов федерального
бюджета по Закон № 204 по данному разделу показывает, что расходы значительно увеличиваются
как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению с расходами,
утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями).
Приведенные в пояснительной
записке к Закон № 204 данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля
2008 года по данному разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом
№ 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на 4 %, в 2009 году – на 27,9 %, в 2010 году
– в 2,1 раза.
Структура расходов федерального
бюджета по данному разделу в разрезе подразделов функциональной классификации расходов
бюджетов приведена в таблице 3.
Таблица 3 – Структура расходов
федерального бюджета по разделу «Национальная оборона»
Наименование подразделов
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Общеэкономические вопросы
1,4
1,4
1,5
Топливно-энергетический комплекс
2,2
2,0
1,9
Исследование и использование космического
пространства
2,1
1,1
1,0
Воспроизводство минерально-сырьевой
базы
2,3
2,2
2,7
Сельское хозяйство и рыболовство
3,5
3,5
3,2
Водные ресурсы
1,4
0,9
0,6
Лесное хозяйство
0,8
0,7
0,6
Транспорт
14,2
19,3
19,5
Дорожное хозяйство
23,0
34,7
38,2
Связь и информатика
3,6
2,7
1,7
Прикладные научные исследования в области
национальной экономики
11,9
10,2
10,6
Другие вопросы в области национальной
экономики
33,6
21,3
18,5
Расходы федерального бюджета
по разделу «Национальная экономика» в соответствии с ведомственной структурой в
2009 будут осуществлять 60 главных распорядителей бюджетных средств, в 2010 году
– 58, в 2011 году – 44. Наиболее крупные из них – реорганизованные Министерство
промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, упраздненное Федеральное
агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство
железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта,
на которые в 2009 году будет приходиться 63 % расходов по данному разделу, в 2010
году – 68 %.
Заключение
Система обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями
президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства
Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основу системы
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы
и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического,
правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные
на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
В бюджете на 2007
год расходы по разделу «Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность» предусмотрены в сумме 664 812 млн. рублей, что на 123 177,4
млн. рублей, или на 22,7 %, выше законодательно утвержденного объема на 2006 год.
Доля указанных расходов в общем объеме расходов составит 12,17 %, в ВВП – 2,13 %.
По данному разделу
расходы по ФЦП предусматриваются законом в объеме 26 525,7 млн. рублей, что на 54,9 % выше
уровня 2006 года, и составят 4 % общего объема расходов по разделу).
Целый ряд федеральных целевых программ
направлен на повышение уровня государственной безопасности. Наиболее значимыми из
них являются: «Развитие судебной системы России», «Реформирование уголовно-исполнительной
системы на 2002-2006 годы», «Ядерная и радиационная безопасность России», «Сейсмобезопасность территории России».
Изменение структуры
расходов раздела в 2007 году по сравнению с 2006 годом, а именно приоритетный рост
расходов на миграционную политику, органы юстиции и пограничную службу свидетельствует
об учете в федеральном бюджете положений Послания Президента Российской Федерации.
В бюджете на 2008-2010 годы
расходы федерального бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность» предусмотрены на 2008 год в размере 771,2 млрд. рублей, что выше законодательно
утвержденной на 2007 год суммы на 108,3 млрд. рублей, или на 16,3 %. Прирост расходов
в 2010 году по сравнению с 2007 годом по данному разделу составит 336,7 млрд. рублей,
или 50,8 %.
Доля указанных
расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2008 году составит 11,7
%, в 2009 году – 12,8 %, в 2010 году – 13 % (в 2007 году – 12,1 %).
Расходы федерального
бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»
в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2008 – 2010 годы будут осуществлять
17 субъектов бюджетного планирования и главных распорядителей бюджетных средств.
Невозможность
решения проблем приведет к массовой утечке кадров, что также играет свою негативную
роль в вопросах обеспечения безопасности. В законодательной и нормативной базе Российской
Федерации ещё недостаточно задействованы экономические механизмы предупреждения
чрезвычайных ситуаций, направленные на стимулирование проведения мероприятий по
снижению риска и смягчению последствий аварий и катастроф, а так же на повышение
ответственности руководителей предприятий, эксплуатирующих опасные объекты, за безопасное
функционирование производств.
Кроме
всех прочих задач перед органами местного самоуправления станет задача изменения
в сознании населения отношения к окружающей человека среде.
В указанном контексте необходимо
вести речь и о социальных последствиях принятых решений. В свое время связи с передачей
Государственной противопожарной службы в ведение МЧС России, в Министерстве увеличилось
количество нуждающихся в улучшении жилищных условий, особенно обострилась проблема
с обеспечением жильем сотрудников Государственной противопожарной службы. Сейчас
в ходе реформы местного самоуправления и передачи части функций противопожарной
службы в ведение органов местного самоуправления, с аналогичной проблемой столкнутся
муниципалитеты.
Реализовать означенные
принципы можно через программу действий. А она должна базироваться на программно-целевых
методах работы, то есть на целевых программах. Появление единого государственного
подхода ко всему становится важной государственной задачей. Единый подход возможен
только в рамках правового государства. С этой точки зрения мне интересен бюджет
на 2008-2010 годы. Затраты на правовое государство колоссальные, а кто ставит вопрос
об эффективности этих затрат?
Наблюдается рост
расходов на правоохранительную деятельность, на обеспечение безопасности в целом.
Но есть такая закономерность: когда выделяется много денег, есть опасность их неэффективного
использования, возникает проблема освоения средств. Стратегическое планирование
- один из инструментов повышения эффективности расходов государственных финансов.
Должна быть сформулирована
философия планирования. Ведь планирование возможно лишь устойчивых структур, но
общество, как уже говорилось, не совсем такое.
Список использованных источников
1 Федеральный закон РФ «О внесении изменений
в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие
с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» от 26.04.07
№63-ФЗ.
2
Федеральный
закон О федеральном бюджете на 2007 год. - Информационно – справочная программа
«КонсультантПлюс».
3
Федеральный
закон О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года. от 22
декабря 2005г. № 176- ФЗ // Информационно – справочная программа «КонсультантПлюс».
4
Федеральный
закон О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период до 2011 года. Информационно
– справочная программа «КонсультантПлюс».
5
Об
утверждении положения о разработке перспективного финансового плана и проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Постановление Правительства
РФ от 6.03.2005 года № 118. Информационно – справочная программа
«КонсультантПлюс».
6
Бюджетное
послание Президента РФ «О бюджетной политике на 2008г.». Информационно – справочная
программа «КонсультантПлюс».
7
Бюджетное
послание Президента РФ «О бюджетной политике на 2009г.». Информационно – справочная
программа «КонсультантПлюс».
8
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258. Вопросы
денежного довольствия военнослужащих - Информационно – справочная программа «КонсультантПлюс».
9 Перспективный финансовый план на 2006-2008
годы одобренный Правительством Российской Федерации 16 июня 2005 года. - Информационно
– справочная программа «КонсультантПлюс».
10
Приказ
Минфина РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации
РФ».
11
Авдеенко
Б.Н. Воздействие капитальных расходов на экономический рост. Финансы и кредит. №6.
– 2005.
12
Баженов
В.А. Военная реформа в России. ЭКО. №4 – 2002.
13 Балуевский Ю.Н. Военная безопасность
Российской Федерации - важнейший государственный приоритет. Аналитический вестник
Совета Федерации. №19. – 2006.
14 Баранова Л.Г. Бюджетный процесс. М.:
Перспектива, 2006. – 418с.
15 Бюджетная система
России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
– 624с.
16 Бюджетная система Российской Федерации.
- учебник / Под. ред. Врублевской О.В., Романовского М.В. – 3-е издание, исправлено
и переработано – М.: Юрайт – ИЗДАТ, - 2005. – 700с.
17 Годин А.М., Максимов Н.С., Подпорина И.В.
Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков
и К», 2004. – 326с.
18 Кимлацкий О.А. Нормативно-правовые
основы обеспечения военной безопасности России. Аналитический вестник Совета Федерации.
№19. – 2006.
19 Комментарии к Бюджетному кодексу Российской
Федерации. - с изменениями и дополнениями. - Романовский М.В. – М.: Юрайт – М, 2001.
– 54 с.
20 Кривов В.Д. Оборонно-промышленный комплекс
– фундамент военной безопасности России. Аналитический вестник Совета Федерации.
№19. – 2006.
21 Куделина Л Бюджетное реформирование
Минобороны России. Российское военное обозрение. №1.2007..
22 Куделина Л. Военный бюджет в цифрах и
фактах. Бюджет. №2. – 2006.