Финансовая деятельность государства и органов местного управления и самоуправления
Финансовая деятельность государства и органов местного управления и самоуправления
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И
САМОУПРАВЛЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВА
ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Национальное собрание Республики
Беларусь
Президент Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
Органы местного управления и
самоуправления
ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Министерство финансов
Министерство по налогам и сборам
Комитет государственного контроля
Национальный банк Республики Беларусь
Государственный таможенный комитет
Органы фонда социальной защиты
населения
Список
литературы
СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В связи с необходимостью
обеспечивать себя финансовой базой государство осуществляет финансовую
деятельность. В ходе этой деятельности производится планомерное,
целенаправленное образование (мобилизация), распределение и использование
государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Как отмечает Г.А.
Воробей, лучший способ управления государством — это управление при помощи
денег.
Регулируя и направляя
потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые впоследствии
расходуются на нужды общества, государство может стимулировать или сокращать
деятельность определенных сфер производства. И такое управление в современный
период государство осуществляет через свою финансовую деятельность.
Субъекты финансовой
деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы
местного самоуправления. Естественно, что основная задача по мобилизации и
расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные
органы всех ветвей власти.
Основная роль в финансовой
деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы
государства без исключения занимаются этой деятельностью.
Рассмотрим субъекты,
которые принимают участие в мобилизации денежных средств в доход государства.
Это:
1) высшие представительные
и исполнительные органы государственной власти. Они руководят финансами,
бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют
государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное
регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).
2) органы местного
самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами
в соответствующих административно-территориальных образованиях. Поскольку
финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей
территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей
компетенцией.
3) государственные органы
специальной компетенции:
а)систему финансовых
органов возглавляет Министерство финансов. Оно в большей мере принимает участие
в расходовании денежных средств.
б)Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь. Само название говорит о важности организации
надлежащего соблюдения норм налогообложения и обеспечения, прежде всего
поступлений денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
в)Национальный банк
Республики Беларусь.
4) все организации,
занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают
плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также
могут быть заемщиками по государственному кредиту;
5) граждане как
налогоплательщики, а также они могут быть кредиторами государства путем
хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели
ценных бумаг государства.
Раскроем правовое
положение некоторых государственных органов более подробно.
ОРГАНЫ ОБЩЕЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Национальное собрание
Республики Беларусь
Согласно Закону
Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики
Беларусь», Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь (далее –
Национальное собрание) является представительным и законодательным органом
Республики Беларусь, который состоит из двух палат – Палаты представителей и
Совета Республики.
Конституцией определены
такие полномочия Палаты представителей как рассмотрение проектов законов, в том
числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики
Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных
договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и
обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;
о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и
отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о
принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты;
о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве,
материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об
охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об
определении порядка решения вопросов административно-территориального
устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве,
судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об
объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и
чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании
законов;
В пределах,
предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, палаты
Национального собрания имеют право на получение информации об исполнении
законов и о ходе исполнения республиканского бюджета.
Палата представителей и
Совет Республики в пределах своей компетенции вправе получать информацию о ходе
реализации Основных направлений внутренней и внешней политики Республики
Беларусь и Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденных программными
законами.
В данных целях палаты
Национального собрания вправе по согласованию с Президентом Республики Беларусь
заслушивать информацию:
1) Премьер-министра
Республики Беларусь – о ходе выполнения одобренной Палатой представителей
программы деятельности Правительства Республики Беларусь;
2) Генерального прокурора
Республики Беларусь – о состоянии законности в Республике Беларусь;
3) Председателя Комитета
государственного контроля Республики Беларусь – о результатах осуществляемого в
Республике Беларусь государственного контроля, в том числе за исполнением
республиканского бюджета;
4) Председателя Правления
Национального банка Республики Беларусь – о ходе выполнения основных
направлений денежно-кредитной политики на текущий год.
Президент Республики
Беларусь
Права, обязанности и
статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь
1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 1996 и 2004 годов.
Согласно статье 84
Конституции, Президент Республики Беларусь:
1) назначает
республиканские референдумы;
2) назначает очередные и
внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные
представительные органы;
3) распускает палаты в
случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4) назначает шесть членов
Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов;
5) образует, упраздняет и
реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы
государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы
при Президенте;
6) с согласия Палаты
представителей назначает на должность Премьер-министра;
7) определяет структуру
Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от
должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов
Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета
Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда,
Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа
судей этих судов;
9) с согласия Совета
Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего
Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению
республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов
Правления Национального банка;
10) назначает шесть судей
Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от
должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей
Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя
и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления
Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением
Совета Республики;
12) назначает на
должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного
контроля;
13) обращается с
посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных
направлениях внутренней и внешней политики;
14) назначает
руководителей республиканских органов государственного управления и определяет
их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других
должностных лиц, должности которых определены в соответствии с
законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
15) осуществляет иные
полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Совет Министров
Республики Беларусь
Согласно Закону
Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики
Беларусь», Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики
Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой
подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных
государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных
органов.
Совет Министров
Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами
Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь обладает следующими
полномочиями в финансовой сфере:
1) обеспечивает
проведение единой финансовой политики;
2) в соответствии с
бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на
рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском
бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении
республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
3) ежегодно рассматривает
и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о
бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об
утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов
за отчетный финансовый год;
4) осуществляет
регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики
Беларусь;
5) обеспечивает
привлечение, использование и погашение внешних государственных займов
(кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
6) выступает от имени
Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики
Беларусь;
7) определяет меры по
обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению
финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.
Так же Совет Министров
Республики Беларусь может осуществлять иные полномочия в финансовой сфере в
соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и
актами Президента Республики Беларусь.
Органы местного
управления и самоуправления
Согласно Закону
Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь», местное самоуправление – форма
организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей
территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые
им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения
исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей
развития административно-территориальных единиц на основе собственной
материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправление
осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального
общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы
граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или)
возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия
граждан в государственных и общественных делах.
Местное управление –
форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных
органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных
интересов и интересов граждан.
Советы в пределах своей
компетенции в порядке, установленном законодательством:
1) представляют интересы
соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с
другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
2) утверждают программы
социально-экономического развития соответствующей
административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его
исполнении;
3) определяют в пределах,
установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью
соответствующей административно-территориальной единицы;
4) устанавливают в
соответствии с законом местные налоги и сборы;
5) предоставляют или
поручают исполнительным и распорядительным органам предоставлять в порядке,
определенном Президентом Республики Беларусь и законами, льготы по налогам,
сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
6) определяют ставки
платежей в случаях, установленных законодательными актами (в том числе ставки
платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий, водных объектов);
7) заслушивают отчеты
председателя Совета, а также органов Совета, избираемых, назначаемых или
утверждаемых председателем Совета должностных лиц, отчеты и иную информацию
председателя и иных должностных лиц соответствующего исполкома по вопросам,
отнесенным к компетенции Совета;
8) решают вопросы
делегирования отдельных полномочий Советам других территориальных уровней,
исполкомам, их председателям, органам территориального общественного
самоуправления;
Так же Советы могут
осуществлять иные полномочия в соответствии с актами законодательства.
Согласно статье 121 Конституции,
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и
отчетов об их исполнении, установление в соответствии с законом местных налогов
и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов.
Территориальное
общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по
месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы
(территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов,
агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного
значения непосредственно или через органы территориального общественного
самоуправления.
Основными задачами
территориального общественного самоуправления являются:
1) содействие в
реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
2) оказание помощи
исполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами;
3) изучение, анализ и
учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) привлечение граждан к
решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства
жилых домов и придомовых территорий;
5) участие в мероприятиях
по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в
такой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);
6) содействие в
организации досуга граждан;
7) содействие в решении
иных вопросов местного значения.
По решению местного
собрания или органа территориального общественного самоуправления на территории
города районного подчинения, поселка городского типа, сельсовета может
проводиться сбор средств на финансирование и (или) возмещение расходов
соответствующего местного бюджета на цели, определенные местным собранием или
органом территориального общественного самоуправления (далее – средства
самообложения). Средства самообложения включаются в соответствующий местный
бюджет и расходуются исключительно на цели, определенные местным собранием или
органом территориального общественного самоуправления. Местное собрание или
орган территориального общественного самоуправления устанавливают размеры
отчислений средств самообложения, определяют сроки их уплаты и категории
граждан, участвующих в отчислении этих средств, рассматривают и утверждают
отчет исполкома первичного уровня об использовании средств самообложения.
Средства самообложения,
не использованные в текущем финансовом году, остаются на счету соответствующего
местного бюджета и используются в очередном финансовом году на эти же либо иные
цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного
самоуправления.
Контроль за порядком
отчисления средств самообложения и целевым использованием собранных средств
осуществляется исполкомами базового уровня.
Исполком является
исполнительным и распорядительным органом на территории области, города,
района, поселка, сельсовета, а местная администрация – на территории района в
городе.
Исполкомы в пределах
своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
1) представляют интересы
соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с
другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
2) осуществляют
составление проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполнении;
3) обеспечивают
исполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходование
бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
4) предоставляют по
поручению Советов в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами,
льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
5) распоряжаются
коммунальной собственностью в порядке, установленном Советами, а также
осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
6) осуществляют иные
полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами
законодательства.
Местные администрации в
пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
1) представляют интересы
соответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственными
органами, иными организациями и гражданами;
2) участвуют в
составлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрации
районов в городе Минске – бюджетных смет администраций районов в городе
Минске);
3) распоряжаются
коммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а также
осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
4) обеспечивают
государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки
и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других
областях;
5) осуществляют иные
полномочия, предусмотренные актами законодательства.
ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Министерство финансов
Согласно Постановлению
Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь», министерство финансов Республики
Беларусь (далее - Минфин) является республиканским органом государственного
управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Основными задачами
Минфина являются:
1) проведение единой
финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой
сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других
республиканских органов государственного управления;
2) обеспечение активного
использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста
национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и
структур;
3) разработка предложений
по обеспечению роста финансовых ресурсов, совершенствованию форм финансовых
взаимоотношений организаций и граждан с государством и использованию кредитных
ресурсов;
4) эффективное проведение
бюджетно-финансовой и налоговой политики;
5) участие в организации
инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней
государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и
внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование
и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний
государственный долг Республики Беларусь;
6) контроль за
соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции
Республики Беларусь в мировое хозяйство и др.
Минфин в соответствии с
возложенными на него задачами:
1) осуществляет
разработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики
государства;
2) организует работу по
составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки
составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного
управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами,
организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки
проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих
доходов республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет
г.Минска, а при необходимости - для уточнения доходов и расходов бюджетов в
процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно
разрабатывает проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый
год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
3) участвует в работе по
составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития
государства, его платежного баланса;
4) разрабатывает
предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений
республиканского бюджета с консолидированными бюджетами областей и бюджетом
г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики
Беларусь с другими государствами;
5) в соответствии с
законодательством разрабатывает и определяет порядок, сроки, перечень
показателей и формы представления материалов, необходимых для составления
проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному
бюджету Республики Беларусь, определения объемов межбюджетных трансфертов и
нормативов отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в
консолидированные бюджеты областей и бюджет г.Минска;
6) на основе расчетных показателей
консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска, экономической ситуации
в республике в целом и социально-экономического положения конкретных
административно-территориальных единиц разрабатывает нормативы отчислений от
регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные
бюджеты областей и бюджет г.Минска, которые определяются законом о
республиканском бюджете на очередной финансовый год;
7) на основе анализа
экономического положения республики, отраслей экономики и
административно-территориальных единиц осуществляет краткосрочное и
среднесрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми
ресурсами;
8) проводит работу по
совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по
подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения.
Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части
республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
9) определяет порядок
финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
10) осуществляет
исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов,
источников покрытия дефицита и устанавливает с участием соответствующих
республиканских органов государственного управления поквартальное распределение
доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке
осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов
между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
11) осуществляет систематический
контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками
Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по
согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся
исполнения бюджета;
12) регулирует финансовые
взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми
бюджетными и внебюджетными фондами;
13) анализирует и при
необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовых
ресурсов исполнение республиканского бюджета;
14) анализирует и
обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов
областей и г.Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных
и внебюджетных фондов;
15) организует учет и
проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными
финансовыми средствами;
16) осуществляет
подготовку и уточнение порядка управления государственными финансовыми
средствами и их учета;
17) управляет средствами,
находящимися на счетах по учету средств республиканского бюджета, открытых
Министерству финансов и его территориальным органам;
18) формирует перечень
республиканских органов государственного управления, находящихся в их ведении
организаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства
которых аккумулируются на счетах казначейства;
19) устанавливает порядок
и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об
исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска и об
исполнении бюджетных смет бюджетных организаций, финансируемых из
республиканского бюджета;
20) и иные полномочия
предусмотренные законодательными актами.
Министерство по
налогам и сборам
Согласно Постановлению
Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Министерство по
налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС) является республиканским
органом государственного управления, проводящим государственную политику и
осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения,
государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой
спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта (далее - алкогольная
продукция) и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных
напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере
других республиканских органов государственного управления.
Основными задачами МНС
являются:
1) осуществление в
пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства,
законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов
деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере
агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также
правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов
(пошлин) (далее - налоги), иных обязательных платежей в случаях, установленных
актами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов (далее - иные
обязательные платежи) в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные
фонды (далее - бюджет);
2) осуществление контроля
за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот
алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу
алкогольных напитков и табачных изделий;
3) учет причитающихся к
уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в
бюджет;
4) разработка предложений
об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка
исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового
контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства,
его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики
Беларусь и Российской Федерации;
5) осуществление в
пределах своей компетенции валютного контроля;
6) предупреждение,
выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
7) разработка (участие в
разработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросам
налогообложения.
МНС в соответствии с
возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) осуществляет в
соответствии с законодательством контроль за:
1.1) соблюдением
налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве,
лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности,
деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании
физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления,
своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;
1.2) соблюдением
установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров
(работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных
компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;
1.3) соблюдением
законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных
организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и
небанковских кредитно-финансовых организаций);
1.4) игорным бизнесом и
соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
1.5) соблюдением
установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской)
помощи;
1.6) соблюдением
установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также
имущества и средств, полученных от реализации такой помощи;
1.7) целевым
использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров
(имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ)
международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и
отчислениями, взимаемыми в бюджет, а также в государственные внебюджетные
фонды;
1.8) полнотой и своевременностью
поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества,
обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое
обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
1.9) соблюдением
законодательства: регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и
табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и
табачных изделий; регулирующего действия с простыми и (или) переводными
векселями; по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета
предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при
упрощенной системе налогообложения; устанавливающего особые режимы
налогообложения; о маркировке товаров контрольными (идентификационными)
знаками; о ведении кассовых операций; об осуществлении посреднической
деятельности при продаже товаров; об обращении нефтяного жидкого топлива;
2) осуществляет валютный
контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного
средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей
иностранной валюты);
3) организует
деятельность инспекций МНС по вопросам осуществления контроля в сферах,
указанных в пунктах 1 и 2, а также по: обеспечению взыскания неуплаченных (не
полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет; ведению
Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного
реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных
изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот
алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового
спирта; регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных
систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых
суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей
деятельности Национальным банком, банками), применяемых для приема наличных
денежных средств при реализации товаров (работ, услуг); обеспечению учета
изъятого, арестованного или выявленного ими имущества, подлежащего обращению в
доход государства либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового
обязательства, неуплаченных пеней, а также осуществлению контроля за полнотой и
своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, подлежащих
перечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество;
обеспечению ими возмещения организациям, индивидуальным предпринимателям
расходов по хранению имущества, на которое обращено взыскание в счет
неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, в том числе
транспортных расходов по доставке имущества к месту хранения, и других
расходов, связанных с организацией его реализации и реализацией или иным
использованием, в том числе в случае возврата такого имущества собственнику,
иных расходов в случаях, предусмотренных законодательными актами и др.
Комитет
государственного контроля
В соответствии с Законом
Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного
контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Комитет
государственного контроля является государственным органом, осуществляющим
государственный контроль за исполнением республиканского бюджета,
использованием государственной собственности, исполнением актов Президента
Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики
Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения
государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения,
а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента
Республики Беларусь.
Основными задачами Комитета
государственного контроля и его территориальных органов являются:
1) защита интересов
государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение
экономической безопасности Республики Беларусь;
2) проверка выполнения
поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в
соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на
Комитет государственного контроля;
3) осуществление
государственного контроля за эффективным и рациональным использованием
организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и
государственной собственности;
4) осуществление
государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь,
Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других
государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в
соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
5) проведение комплексных
мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных
тенденций в экономике и социальной сфере;
6) выявление
неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности,
развития реального сектора экономики;
7) предупреждение,
выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
8) принятие эффективных
мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и
финансирования террористической деятельности;
9) ведение в
установленном порядке административного процесса;
10) выполнение иных задач
в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Комитет государственного
контроля и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции
государственный контроль за:
1) исполнением
республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные
фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов,
соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности,
хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и
государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке
проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый
год;
2) использованием (расходованием)
средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности
государственных органов, иных государственных организаций;
3) принятием мер по
дебюрократизации государственного аппарата;
4) исполнением
законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения
объектами государственной собственности;
5) соблюдением
государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных
экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в
области инвестиционной деятельности;
6) использованием
(расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных
средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов,
инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной
поддержки;
7) законностью
использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных
ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
8) соблюдением
государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми
организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями
законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
9) соблюдением
государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка
организации и проведения проверок;
10)
финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе
дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
11) соблюдением
законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами,
драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях,
включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том
числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету,
инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку),
переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней,
а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Беларусь;
12) соблюдением
установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования,
заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции,
черных и цветных металлов, их лома и отходов;
13) исполнением
законодательства в области отношений государственной собственности,
хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и
по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики
Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскими
кредитно-финансовыми и страховыми организациями;
14) соблюдением
законодательства о ценных бумагах и др.
Национальный банк
Республики Беларусь
Согласно статье 24
Банковского кодекса Республики Беларусь, Национальный банк – центральный банк и
государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах
Республики Беларусь.
Основными целями
деятельности Национального банка являются:
1) защита и обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и
курса по отношению к иностранным валютам;
2) развитие и укрепление
банковской системы Республики Беларусь;
3) обеспечение
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь», Национальный банк
осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает Основные
направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь и совместно с
Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой
денежно–кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном
законодательными актами;
2) осуществляет эмиссию
денег;
3) регулирует денежное
обращение;
4) регулирует кредитные
отношения;
5) организует
функционирование платежной системы Республики Беларусь;
6) является для банков
кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
7) осуществляет валютное
регулирование;
8) организует и
осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные
банки и небанковские кредитно–финансовые организации в соответствии с
законодательством;
9) выполняет функции
центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг
Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
10) осуществляет выпуск
(эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
11) выполняет функции
финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и
распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных
бюджетов и консультирует их по этим вопросам;
12) дает согласие на
осуществление банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациями
операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством;
13) осуществляет
государственную регистрацию банков и небанковских кредитно–финансовых
организаций;
14) осуществляет
лицензирование банковской деятельности;
15) регулирует
деятельность банков и небанковских кредитно–финансовых организаций по ее
безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
16) устанавливает правила
и порядок осуществления банковских операций;
17) устанавливает для
банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, банковских групп и
банковских холдингов* требования по осуществлению ими внутреннего контроля и
др.
Государственный
таможенный комитет
Согласно Таможенному
кодексу Республики Беларусь, таможенными органами являются Государственный
таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК) и таможни.
Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно
подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых
способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.
Положение о Государственном
таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики
Беларусь.
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», основными задачами ГТК являются:
1) проведение
государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в
сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других
республиканских органов государственного управления и иных организаций;
2) обеспечение в пределах
своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее
экономических интересов;
3) разработка и
применение средств таможенного регулирования в целях развития
торгово-экономических отношений Республики Беларусь;
4) организация и
совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание
условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу
Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и
граждан, обеспечение реализации этих мер;
5) предупреждение и
пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в
сфере таможенного дела;
6) обеспечение выполнения
международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.
На ГТК могут быть
возложены иные задачи в соответствии с актами Президента Республики Беларусь,
законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики
Беларусь, принятыми в пределах его компетенции.
ГТК в соответствии с
возложенными на него задачами:
1) разрабатывает и вносит
в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложения о
совершенствовании государственной таможенной политики;
2) информирует Президента
Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Государственный
секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь об угрозах экономической
безопасности Республики Беларусь;
3) разрабатывает и
реализует утверждаемые Президентом Республики Беларусь или Советом Министров
Республики Беларусь программы развития таможенного дела в Республике Беларусь;
4) принимает участие в
разработке проектов нормативных правовых актов, определяющих правовой,
экономический и организационный механизмы реализации государственной таможенной
политики;
5) принимает участие в
разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;
6) принимает в пределах
своей компетенции нормативные правовые акты в сфере таможенного дела;
7) по согласованию с
Президентом Республики Беларусь создает, ликвидирует и реорганизует таможни, а
также организации, подчиненные ГТК, если иное не предусмотрено Президентом
Республики Беларусь;
8) осуществляет
руководство таможнями и организациями, подчиненными ГТК;
9) организует деятельность
таможен по взиманию таможенных платежей, по контролю за правильностью их
исчисления, своевременностью и полнотой уплаты, применяет меры по
принудительному взысканию таможенных платежей в бюджет;
10) организует систему
контроля за правильностью определения таможенной стоимости и страны
происхождения товаров;
11) вносит в
установленном порядке предложения о совершенствовании мер тарифного и
нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
12) осуществляет ведение
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, дает разъяснения по ее
применению;
13) осуществляет ведение
реестров таможенных агентов (представителей), таможенных перевозчиков, складов
временного хранения и таможенных складов, объектов интеллектуальной
собственности, банков и небанковских финансово-кредитных организаций,
признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, лиц,
обладающих статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»
и др.
Органы фонда
социальной защиты населения
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», Фонд
социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами
государственного социального страхования в структуре Министерства труда и
социальной защиты. В структуру Фонда входят центральный аппарат, 6 областных и
Минское городское управления, 150 городских, районных и районных в городах
отделов.
Основными задачами Фонда
являются реализация государственной политики по управлению средствами
государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции
предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном
страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования,
международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Фонд в соответствии с
возложенными на него задачами:
1) организует и
координирует работу по управлению средствами государственного социального
страхования;
2) осуществляет сбор и
аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное
пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное
страхование (далее – взносы);
3) финансирует расходы на
выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных
законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а
также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном
социальном страховании;
4) организует и ведет
индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для
целей государственного социального страхования, в том числе профессионального
пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а
также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками
взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета;
5) финансирует расходы на
санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
6) размещает средства
профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать
государственные программы;
7) осуществляет
капитализацию временно свободных средств государственного социального
страхования;
8) разрабатывает и вносит
в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;
9) назначает и
выплачивает профессиональные пенсии;
10) осуществляет контроль
за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления)
взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам
взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и
выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;
11) контролирует
правильность использования средств государственного социального страхования,
направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий,
пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;
12) осуществляет в установленном
законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий
лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;
13) сотрудничает с
международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке
и реализации международных договоров по вопросам государственного социального
страхования;
14) в установленном
порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства
о государственном социальном страховании;
15) осуществляет разработку
и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки
информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и
выплаты профессиональных пенсий;
16) создает и ведет базу
данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных
пенсий;
17) в установленном
порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;
18) в установленном
порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств,
предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;
19) проводит ревизии
финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;
20) в установленном
порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат
из средств государственного социального страхования и др.
Список
литературы
1.
Банковский кодекс
Республики Беларусь № 441-З: принят Палатой
представителей 03 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14.06.2010г.
2.
Вопросы
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: постановление Совета
Министров Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1592: с изменениями и
дополнениями от 18.03.2010 г.
3.
Вопросы Министерства
труда и социальной защиты Республики Беларусь: постановление Совета Министров
Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1589: с изменениями и дополнениями от
28.04.2010 г.
4.
Вопросы
Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Совета Министров
Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1585: с изменениями и дополнениями от
28.04.2010 г.
5.
Конституция
Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Беларусь, 2006. – 95 с.
6.
Налоговый кодекс
Республики Беларусь (Общая часть) № 166-З: принят Палатой представителей 15
ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 29.12.2009 г.
7.
Об утверждении
Устава Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента Республики
Беларусь, 13.06.2001 г., № 320: с изменениями и дополнениями от 29.07.2010 г.
8.
О Комитете
государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах:
Закон Республики Беларусь, 1.07.2010 г., № 142-З.
9.
О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь,
4.01.2010 г., № 108-З
10.
О Национальном
собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8.07.2008 г., № 370-З:
с изменениями и дополнениями от 15.07.2010 г.
11.
О некоторых
вопросах таможенных органов: Указ Президента Республики Беларусь, 21.04.2008
г., № 228: с изменениями и дополнениями от 16.06.2010 г.
12.
О Президенте
Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21.02.1995 г., № 3602-XІІ: с
изменениями и дополнениями от 06.10.2006 г.
13.
О Регламенте
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: постановление
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, 09.10.2008
г., № 1033-П3/IX
14.
О Регламенте
Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: постановление
Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, 19.12.2008 г., №
57-СР4/I
15.
О Совете
Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23.07.2008 г., №
424-З: с изменениями и дополнениями от 31.12.2009 г.
16.
О Фонде
социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ
Президента Республики Беларусь, 16.01.2009 г., № 40: с изменениями и
дополнениями от 13.02.2010 г.
17.
Таможенный кодекс
Республики Беларусь № 204-З: принят Палатой
представителей 07 декабря 2006 г.: одобрен Советом Республики 20 декабря 2006
г: текст Кодекса по состоянию на 15.07.2009г.
|