Финансовая деятельность малого предприятия
Основной группой собственников на малых
предприятиях являются физические лица, которым принадлежит в среднем 70%
уставного капитала. Второй по значимости группой собственников являются
коммерческие организации (кроме финансово кредитных учреждений), которым
принадлежит в среднем 29% уставного капитала МП. Доля иностранной собственности
в целом по сектору МП не превышает 1%.
Следует отметить, что в соответствии с
законодательством на долю коммерческих организаций, не являющихся субъектами
малого предпринимательства, не может приходиться более 25% уставного капитала
МП. В таких отраслях, как промышленность и оптовая торговля продукцией
производственного назначения, на долю указанной группы собственников приходится
23% и 24% уставного капитала соответственно. То есть МП в данных отраслях
встроены в систему отношений собственности более крупного бизнеса в масштабах,
максимально возможных в рамках действующего законодательства.
Наибольшая доля собственности в руках физических
лиц зафиксирована в таких отраслях, как наука и научное обслуживание и
непроизводственные виды бытового обслуживания населений 91% и 89%
соответственно. Наименьшая доля - в оптовой торговле продукцией
производственного назначения (38%),где в качестве собственника доминируют коммерческие
организации (62% уставного капитала).
По результату финансово-экономической
деятельности, измеряемому как доля убыточных предприятий в общем числе МП,
малые предприятия основных отраслей экономики распределились следующим образом.
В целом по России доли убыточных МП и всех убыточных предприятий и организаций
совпадают – по 40% общего количества. Малые предприятия могут быть признаны
наиболее эффективными а транспорте и в оптовой торговле. В промышленности,
строительстве и торговле доля убыточных МП выше, чем по всему кругу предприятий
и организаций. Не следует на этом основании утверждать, что малый бизнес в этих
отраслях менее эффективен. Причина, возможно, в более высоком уровнем «серого»
предпринимательства, что свойственно сектору МП.
Вклад малых предприятий в экономику регионов измерялся такими
относительными показателями, как доля МП в общем объеме: промышленной
продукции; платных услуг населению; розничной торговли; продаж организациями
оптовой торговли; работ, выполненных по договорам строительного подряда;
инвестиций в основной капитал.
Данные исследований свидетельствуют о достаточно
значимом вкладе малых предприятий по таким позициям, как объем оптового
товарооборота, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда,
объем розничного товарооборота [27, с. 36-38].
Динамика числа малых предприятий и численности
занятых на МП по отраслям экономики. С 1997 по начало 2004 года количество российских
МП изменило не сильно: увеличение составило всего 3,5%. При этом динамика была
нестабильной: рост в 1997-1999 годах сменился снижением в 2000-2001-м. В
последние два года число зарегистрированных МП снова растет, но невысокими
темпами (так, на 1 января 2004 года показатель увеличился всего на 1,0% по
сравнению с 1 января 2003-го) [27, с. 36-38]. Численность занятых на МП
непосредственно после августовского кризиса 1998 года сократилась на 14,3%,
главным образом за счет временно занятых. После кризиса можно констатировать
постепенное восстановление численности - об этом свидетельствует общий положительный
тренд. По итогам 2003 года средняя численность работников МП составила 95,2% от
уровня 1997 г.
Отраслевая структура малых предприятий - один из
самых устойчивых показателей состояния данного сектора экономики. Ведущей
отраслью малого предпринимательства по количеству предприятий из года в год
остается торговля и общественное питание. За период с 1997 по 2003 год их доля
в общем количестве зарегистрированных МП увеличилась с 43,3% до 46,8%.
Отраслевая структура рабочих мест, предоставляемых малыми предприятиями, также
мало изменилась за прошедшие годы. Первое место удерживает сфера торговли и
общественного питания: за 1997-2003 годы ее доля выросла с 28,3% до 32,4%.
Малые предприятия отраслей материального производства, главным образом
промышленности и строительства, предоставили порядка половины всех рабочих мест
в малом бизнесе. При этом следует, что на фоне роста торгового сектора доля
названных отраслей имела в рассматриваемом периоде тенденцию к сокращению.
Динамика производства продукции (работ, услуг) и
инвестиций в основной капитал. Серьезным образом на общем объеме выпуска продукции, работ и
услуг на МП сказались последствия августовского кризиса 1998 года. По итогам
1998 года этот показатель с учетом изменения потребительских цен составил
только 47% от уровня 1997 года. Оценивая эти показатели, нужно учитывать ряд
обстоятельств. С одной стороны, последствия кризиса могли подвигнуть ряд малых
предприятий к приостановке своей деятельности, однако в статистических сводках,
как уже отмечалось, это процесс отражен весьма слабо. С другой стороны, не
вызывает сомнений тот факт, что в 1998 году усилилась тенденция перехода малых
предприятий в теневой сектор, а практика сокрытия оборота стала еще одним
средством выживания малого бизнеса под влиянием последствий кризиса. Косвенно
это подтверждается значительным ростом производства уже в 1999 году,
превышающим рост по кругу средних и крупных предприятий [27, с. 36-38].
С учетом сказанного и следует интерпретировать
статистические данные, которые свидетельствуют о том, что кризис ударил по
малым предприятиям сильнее, нежели по крупным и средним - роль МП в общем
выпуске товаров и услуг, по данным Госкомстата сократилась. Если в 1997 году
этот показатель составлял 8%, ц в 1999-м снизился до 6%.
Конечно, малый бизнес в значительно большей мере,
чем средний и крупный, ориентирован на потребительский спрос и его сокращение
под влиянием августовского кризиса сказалось на деятельности малых предприятий
сугубо отрицательно. Одним из важнейших объективных факторов, определяющих
послекризисное развитие МП, можно считать, таким образом, восстановление
реальных денежных доходов населения, которые в 1997-1999 годах успели
сократиться на 28%. В наибольшей степени под влиянием кризиса снизилось
производство на малых предприятиях в таких сферах, как торговля и общественное
питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения,
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. По
отношений к 1997 году данный показатель с учетом индекса потребительских цен
(ИПЦ) в 1998 году в торговле и общественном питании составил только 37,6%, в то
время как в промышленности - 75,4%. Данные за посткризисный период в целом
позволяют утверждать, что малое предпринимательство смогло оправиться от
последствий августовского кризиса. С 1998 года производство на МП неуклонно
возрастает. По итогам 2003 года оно составило 120% предкризисного 1997 года.
Основным финансовым итогом деятельности
предприятий является балансовая прибыль, то есть сальдирующий результат
(прибыль-убыток). В той мере, в которой завершение годовых итогов хозяйственной
деятельности с официально фиксируемой прибылью позволяет говорить о ее
эффективности, можно утверждать: эффективность текущей деятельности в малом
предпринимательстве по сравнению с бизнесом большего масштаба несколько выше
как в целом по народному хозяйству, так и по основным отраслям производственной
и непроизводственной сфер.
3.2
Государственная поддержка малого бизнеса
Малые предприятия как предпринимательская
структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней
государственной поддержке. Во многих странах существуют особые фонды
государственной поддержки малого бизнеса. У нас государственная поддержка малых
форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась, в основном, к
системе налоговых льгот на прибыль.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в
России является кредитование. Невозможность получения кредита малыми
предприятиями исключает способность конкурировать с иными предприятиями.
Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда
могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и
специальные фонды, в настоящее время выступают поручителями по кредитам, получаемым
этими предприятиями. Появились специальные банки, обслуживающие малый бизнес.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная
финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные
структуры и фонды. В России также существуют различные организационные формы
поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и
ассоциации малых предприятий, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий,
Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды
развития и поддержки малого бизнеса.
Малые предприятия нуждаются также в
информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и
другой помощи. Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого
бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые
займы выдаются МП на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем
кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают
кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом
государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные
корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала
мелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки:
обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость),
предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со
слабо развитой промышленностью, и др.
Развитие малых предпринимательских форм
происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих
значительных капитальных вложений - торговле, общественном питании,
строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском
хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств
и информации, практически не осваивается. С одной стороны, это обусловлено
недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления,
отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического
бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских
институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В
результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию
внедренческих структур в материальной сфере.
В условиях ресурсной необеспеченности малого
предпринимательства важнейшим фактором его существования является организация
своеобразной сети его поддержки. Основные направления ее таковы:
- финансовая поддержка (наличие многочисленных
доступных источников рискового капитала);
- материально-техническая (сдача в аренду и
возможность покупки, в т.ч. на льготных условиях, средств производства — зданий
и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств и т.д.);
- информационная (обеспечение возможностей
пользования информационными сетями и техническими библиотеками и т.д.);
- консультативная (развитие специализированных
услуг консультирования, ориентированных на организаторов малых предприятий, по
вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения
отчетности, оформления патентов).
Политика стимулирования инновационной активности
малого бизнеса должна проводиться на всех уровнях государственного управления —
от федерального правительства до муниципалитета. Главным в государственной
политике в этой области является создание своего рода инновационного климата,
т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных,
психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в
первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией
научно-технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования
деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса,
основные усилия должно направлять на начальные периоды становления малых
инновационных предприятий.
Главным содержанием государственной инновационной
политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков,
направленное на облегчение доступа МП к источникам финансовых средств. Здесь
выделяется два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета и
привлечение частного капитала. Целенаправленное бюджетное финансирование
осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление
льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и
технологии. Однако, как показывает практика, формы прямого субсидирования через
государственные ведомства не обладают достаточной гибкостью и оперативностью.
Вторым важнейшим направлением государственной инновационной политики в отношении
малого инновационного бизнеса, осуществляемым на уровне федерального
правительства, является привлечение частного капитала для финансирования,
которое может реализоваться например через венчурное финансирование, которое
только развивается в нашей стране.
Заключение
Для современной экономики характерна сложная
комбинация различных по масштабам производств - крупных, средних и мелких. За
последние годы выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства,
особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений, кооперации
множества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах
производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских
товаров и оказанием услуг. Для формирования предпринимательства нужны
определенные экономические, социальные и правовые условия. В числе
экономических условий - предложение и спрос товаров; их виды товаров; объемы
денежных средств. Малое предпринимательство в России в настоящий период отстает
от ряда развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране
достаточно велики резервы роста малого предпринимательства.
В целом статистика малого предпринимательства
свидетельствует, что:
- численность МП в послекризисный период была
нестабильной и за период 2007-2009 годов колебалась в пределах 840-890 тыс.;
- тогда как в предкризисный период наблюдалась
тенденция к росту;
- численность занятых в малом предпринимательстве
также сократилась, в результате достигнув по итогам 2009 года 95% от уровня
предкризисного 2006 года;
- отраслевая структура малых предприятий в
последние годы не претерпевает резких изменений - основная часть малого
предпринимательства по-прежнему концентрируется в сфере услуг, прежде всего в
торговле и общественном питании; более того, можно отметить тенденции к росту
относительной роли данного сегмента малого бизнеса;
- тем не менее эффективность хозяйственной
деятельности малых предприятий, как свидетельствует официальная статистика,
несколько выше, чем на более крупных предприятиях.
Малые предприятия пользуются поддержкой
государства во всех развитых странах. Это подтверждает, что малое
предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда
отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной
степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина
в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и
поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства
дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный
доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким
источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в
будущем.
Расчетная часть
1. На
основании исходных данных табл. 1, среднегодовой стоимости амортизируемых
основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных
отчислений, исчислим и распределим амортизационные отчисления (табл. 2).
Исходные
данные к
смете I:
- Стоимость
основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года - 15530 тыс.
руб.
-
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих
ценах) — 1030 тыс. руб.
-
Средневзвешенная норма амортизационных отчислений - 13,5.
Таблица 1
Данные к
расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды
|
февраль
|
май
|
август
|
ноябрь
|
Плановый ввод в действие основных фондов, тыс.
руб.
|
4100
|
|
|
3600
|
Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.
|
|
6360
|
1070
|
|
Внесем в
табл. 2 исходные данные, заполнив строки 1, 4, 6. Для заполнения стр. 2 и 3
рассчитаем среднегодовую стоимость вводимых и выбывших основных фондов:
-
среднегодовой ввод ОПФ составил 3850 тыс. руб. ((4100+3600)/2);
-
среднегодовое выбытие ОПФ составило 3715 тыс. руб. ((6360+1070)/2).
Рассчитаем среднегодовую
стоимость амортизированных ОПФ и заполним стр. 5 табл. 2., эта сумма составит:
15530+3850-3715-1030
= 14635 тыс. руб.
Рассчитаем
среднюю норму амортизации: 14635*13,5% = 1975,73 тыс. руб. Занесем полученные
данные в стр. 5 и 7 табл. 2.
На кап.
вложения используем 100% от амортизационных отчислений
2. Рассчитаем
смету затрат на производство, для этого заполним таблицу 3:
Таблица 2
Расчет
плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение
№ стр.
|
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на
начало года
|
15530
|
2
|
Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов
|
3850
|
3
|
Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных
фондов
|
3715
|
4
|
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования
(в действующих ценах)
|
1030
|
5
|
Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в
действующих ценах) — всего
|
14635
|
6
|
Средняя норма амортизации
|
13,5
|
7
|
Сумма амортизационных отчислений — всего
|
1976
|
8
|
Использование амортизационных отчислений на кап. вложения
|
1976
|
- заполним
стр. 3 воспользовавшись данными табл. 2, где сумма амортизационных отчислений –
1976 тыс. руб., на четвертый квартал – 1976/4 = 494 тыс. руб.;
- рассчитаем
сумму Единого социального налога (п. 4.2.1.) как 26% от стр. 2, всего за год
ЕСН составил 17608*26% = 4578 тыс. руб., за четвертый квартал – 4402*26% = 1145
тыс. руб.;
- рассчитаем
сумму налогов, включаемых в себестоимость (стр. 4.2.) и сумму прочих расходов
(стр. 4), а также общую сумму затрат на производство как сумму строк 1, 2, 3, 4
за весь год и за 4 квартал, заполнив стр. 5 табл. 3;
- от суммы
всех затрат на производство (стр. 5) вычтем сумму, списанную на
непроизводственные счета (стр. 6) и получим затраты на валовую продукцию (стр.
7) за год и 4 квартал соответственно;
- согласно
данных табл. 5 изменение остатков незавершенного производства составило за год
344 тыс. руб., а за 4 квартал 86 тыс. руб.;
- поэтому
производственная себестоимость товарной продукции составила
стр.7+стр.8+стр.9=стр.10 или 52471 тыс. руб. и 13116 тыс. руб. за год и 4
квартал соответственно;
- полную
себестоимость товарной продукции можно рассчитать как сумму строк 10 и 11 за
год и 4 квартал, что составило 57732 и 14431 тыс. руб. соответственно;
- величину
прибыли (стр. 14 табл. 3) рассчитаем как отношение стоимости товарной продукции
в отпускных ценах к ее полной себестоимости, за год прибыль составила
85200-57732 = 27468 тыс. руб., за 4 квартал 21550-14431 = 7119 тыс. руб.;
Таблица 3
Смета 1
затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью, тыс.
руб.
№ стр.
|
Статья затрат
|
Варианты сметы 1.1
|
всего на год
|
в т.ч. на IV квартал
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)
|
36540
|
9135
|
2
|
Затраты на оплату труда
|
17608
|
4402
|
3
|
Амортизация основных фондов
|
1976
|
494
|
4
|
Прочие расходы — всего, в том числе:
|
6253
|
1562
|
4.1
|
а) уплата процентов за краткосрочный кредит
|
430
|
110
|
4.2
|
б) налоги, включаемые в себестоимость, в том числе:
|
5567
|
1392
|
4.2.1
|
единый социальный налог (26%)
|
4578
|
1145
|
4.2.2
|
прочие налоги
|
989
|
247
|
4.3
|
в) арендные платежи и другие расходы
|
256
|
60
|
5
|
Итого затрат на производство
|
62377
|
15593
|
6
|
Списано на непроизводственные счета
|
10238
|
2560
|
7
|
Затраты на валовую продукцию
|
52139
|
13033
|
8
|
Изменение остатков незавершенного производства
|
344
|
86
|
9
|
Изменение остатков по расходам будущих периодов
|
-12
|
-3
|
10
|
Производственная себестоимость товарной продукции
|
52471
|
13116
|
11
|
Внепроизводственные (коммерческие) расходы
|
5261
|
1315
|
12
|
Полная себестоимость товарной продукции
|
57732
|
14431
|
13
|
Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)
|
85200
|
21550
|
14
|
Прибыль на выпуск товарной продукции
|
27468
|
7119
|
15
|
Затраты на 1 рубль товарной продукции
|
67,76%
|
66,97%
|
- величина
затрат на рубль товарной продукции составила (57732*100/85200) 67,76% за год и
(14431*100/21550) 66,97% за 4 квартал, что свидетельствует о снижении доли
затрат в стоимости продукции.
3. Рассчитаем
потребность предприятия в оборотных средствах на конец планируемого года, их
прирост в табл. 5 исходя из данных табл. 4.
Таблица 4
Данные к
расчету потребности в оборотных средствах
№ стр.
|
Показатель
|
Вариант сметы 1.1., тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Изменение расходов будущих периодов
|
-12
|
2
|
Прирост устойчивых пассивов
|
230
|
3
|
Норматив на начало года:
|
|
3.1
|
Производственные запасы
|
3935
|
3.2
|
Незавершенное производство
|
236
|
3.3
|
Расходы будущих периодов
|
15
|
3.4
|
Готовая продукция
|
501
|
4
|
Нормы запаса в днях:
|
|
4.1
|
Производственные запасы
|
45
|
4.2
|
Незавершенное производство
|
4
|
4.3
|
Готовые изделия
|
7
|
- внесем
данные по нормативам на начало года ст. 3 табл. 5, используя данные п. 3 табл.
4;
- рассчитаем
сумму норматива на начало года: 3935+236+15+501 = 4687 т. р.;
- заполним
ст. 6 табл. 5 внеся нормы запасов в днях из п. 4 табл. 4;
- поскольку
изменение расходов будущих периодов составило -12 тыс. руб., то норматив этого
вида активов на конец года составил 3 тыс. руб. (15-12);
- величина
материальных затрат на 4 квартал составляет 9135 тыс. руб. по стр. 1 табл. 3
при количестве дней в квартала - 90, соответственно однодневный оборот составил
9135/90 = 101,5 тыс. руб./день;
- поскольку
норма запасов составляет 45 дней, то норматив на конец года по производственным
запасам составит 102*45 = 4590 тыс. руб., увеличившись по сравнению с
нормативом на начало года на 655 тыс. руб.;
- поскольку
себестоимость валовой продукции (табл. 3 стр. 7) составила 13033 тыс. руб., то
однодневный расход составил 13033/90 = 144,8 тыс. руб./день, а при норме
запасов в незавершенном производстве в 4 дня норматив на конец года составил
4*145 = 580 тыс. руб., увеличившись по сравнению с началом периода на 344 тыс.
руб.;
- поскольку
производственная себестоимость валовой продукции составила 13116 тыс. руб.
(табл. 3), то затраты в день по готовой продукции составили 13116/90 = 145,7
тыс. руб./день, а норматив на конец года составит 146*7 = 1022 тыс. руб., что
больше норматива на начала года (прирост) на 521 тыс. руб.;
- общий
норматив на конец года составил 4590+580+3+1022 = 6195 тыс. руб., что составило
прирост по сравнению с началом года 1508 тыс. руб.
- источниками
прироста стали: прирост устойчивых пассивов 230 тыс. руб. и прирост прибыли в
размере 1508-230 = 1278 тыс. руб.
Таблица 5
Расчет потребности предприятия в
оборотных средствах
№ стр.
|
Статьи затрат
|
Норматив на начало года, тыс. руб.
|
Затраты IV кв., тыс. руб., всего
|
Затраты IV кв., тыс. руб./день
|
Нормы запасов в днях
|
Норматив на конец года, тыс. руб.
|
Прирост/ снижение (+/-)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Производственные запасы
|
3935
|
9135
|
102
|
45
|
4590
|
655
|
2
|
Незавершенное производство
|
236
|
13033
|
145
|
4
|
580
|
344
|
3
|
Расходы будущих периодов
|
15
|
X
|
X
|
X
|
3
|
-12
|
4
|
Готовые изделия
|
501
|
13116
|
146
|
7
|
1022
|
521
|
5
|
Итого
|
4687
|
X
|
X
|
X
|
6195
|
1508
|
Источники прироста
|
6
|
Устойчивые пассивы
|
230
|
7
|
Прибыль
|
1278
|
4. Определим
объем реализуемой товарной продукции и прибыли (табл. 7) на основе данных табл.
6.
- поскольку
фактические остатки нереализованной продукции на начало года в действующих
ценах составляют 2500 тыс. руб., то в затраты в день составят 2500/365 = 6,85
тыс. руб./день, а поскольку норма составляет 7 дней, то планируемые остатки
нереализованной продукции на конец года составят 6,85*7 = 47,95 тыс. руб.;
- аналогично
определим планируемые остатки нереализованной продукции по производственной
себестоимости на конец года 7*(1950/365) = 37,4 т. р.;
- рассчитаем
сумму на содержание объектов социальной сферы 200+730+290 = 1220 тыс. руб.
- сумму
процентов к уплате заполним на основании данных табл. 10 стр. 9 – 270 тыс.
руб.;
Таблица 6
Данные к
расчету объема реализации и прибыли
№ стр.
|
Показатель
|
Вариант сметы 1.1., тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Фактические остатки нереализованной продукции на начало года
|
|
1.1
|
а) в ценах базисного года без НДС и акцизов
|
2500
|
1.2
|
б) по производственной себестоимости
|
1950
|
2
|
Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года
|
|
2.1
|
а) в днях запаса
|
7
|
2.2
|
б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)
|
48
|
2.3
|
в) по производственной себестоимости
|
37
|
Прочие доходы и расходы
|
3
|
Выручка от реализации выбывшего имущества
|
7600
|
4
|
Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)
|
920
|
5
|
Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий
|
856
|
6
|
Расходы от реализации выбывшего имущества
|
5340
|
7
|
Проценты к уплате
|
270
|
8
|
Расходы на оплату услуг банков
|
70
|
9
|
Доходы от прочих операций
|
10876
|
10
|
Расходы по прочим операциям
|
9100
|
11
|
Налоги, относимые на финансовые результаты
|
1534
|
12
|
Содержание объектов социальной сферы — всего, в том числе:
|
1220
|
12.1
|
а) учреждения здравоохранения
|
200
|
12.2
|
б) детские дошкольные учреждения
|
730
|
12.3
|
в) содержание пансионата
|
290
|
13
|
Расходы на проведение НИОКР
|
200
|
- рассчитаем
прибыль по фактическим остаткам нереализованной продукции на начало года (табл.
7) как разность между продукцией по цене продажи и себестоимости 550 тыс. руб.
(2500-1950);
- рассчитаем
прибыль по фактическим остаткам нереализованной продукции на конец года как
разность между продукцией по цене продажи и себестоимости 11 тыс. руб. (48-37);
- по данным
табл. 3 заполним данные п. 2 табл. 7 по выпуску и прибыли отчетного года;
- объем
продаж в планируемом году рассчитаем как сумму остатков нереализованной продукции
на начало года и выпуска за год за вычетом остатков нереализованной продукции
на конец года (например для прибыли: 550+27468-11 = 28007), заполним ст. 4
табл. 7.
Таблица 7
Расчет объема
реализуемой продукции и прибыли
№ стр.
|
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Фактические остатки нереализованной продукции на начало года
|
|
1.1
|
а) в ценах базисного года без НДС и акцизов
|
2500
|
1.2
|
б) по производственной себестоимости
|
1950
|
1.3
|
в) прибыль
|
550
|
2
|
Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)
|
|
2.1
|
а) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
85200
|
2.2
|
б) по полной себестоимости
|
57732
|
2.3
|
в) прибыль
|
27468
|
3
|
Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года
|
|
3.1
|
а) в днях запаса
|
7
|
3.2
|
б) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
48
|
3.3
|
в) по производственной себестоимости
|
37
|
3.4
|
г) прибыль
|
11
|
4
|
Объем продаж продукции в планируемом году
|
|
4.1
|
а) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
87652
|
4.2
|
б) по полной себестоимости
|
59645
|
4.3
|
в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)
|
28007
|
Страницы: 1, 2, 3
|