Финансовая несостоятельность: правовые аспекты
·
наблюдение – процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника,
проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра
требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
·
финансовое оздоровление – процедура
банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его
платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения
задолженности;
·
внешнее управление – процедура
банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его
платежеспособности;
·
конкурсное производство – процедура
банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
·
мораторий – процедура приостановления
исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.[5]
Основной задачей процедур банкротства
является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с
целью окончательного разрешения конфликта.
На стадии процедур банкротства
арбитражный суд выполняет, в основном, контрольно-надзорные, а также
руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по
правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, жалоб и заявлений
лиц, участвующих в деле. Суду принадлежит руководящая роль – в утверждении
результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их
сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т. п.
Наблюдение – процедура банкротства, целью
которой является исполнение судебного акта арбитражного суда и осуществление
подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Наблюдению предшествует процедура
проверки требований кредитора. Эта новая процедура предусмотрена законом
Российской Федерации о банкротстве и проводится после получения отзыва должника
на заявление кредитора. Таким образом, только суд может подтвердить
обоснованность требований кредиторов и принять решение о введении процедуры наблюдения.
Если суд установит, что требования кредиторов необоснованны, он отказывает в
рассмотрении заявления.
Судебное разбирательство
арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным
АПК (глава 19), без каких-либо особенностей, за исключением обязательности
проведения его в коллегиальном составе, состоящем, из не менее чем, трех
профессиональных судей арбитражного суда.
В случае если должник имеет признаки
несостоятельности, оснований для введения реабилитационных процедур не имеется,
суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии в отношении него
процедуры конкурсного производства (ст. 53 Закона).
Открытие конкурсного производства
осуществляется по решению арбитражного суда о признании должника банкротом. Оно
вводится сроком на один год, по ходатайству участвующего в деле лица срок может
быть продлен, но не более чем на шесть месяцев. Исполнение обязательств
должника может быть осуществлено либо собственником имущества должника (унитарного
предприятия), либо учредителями, либо третьими лицами на основе реестра
требований кредиторов в любое время до окончания конкурсного производства. На
основе отчета конкурсного управляющего, кандидатура которого утверждается
арбитражным судом, суд выносит определение о прекращении производства по делу о
банкротстве.
Открытие конкурсного производства связано
с наступлением определенных последствий с даты принятия арбитражным судом
решения о признании должника банкротом. К ним относятся:
·
наступление срока исполнения денежных
обязательств и обязательных платежей с даты открытия конкурсного производства;
·
прекращение начисления штрафов, пеней,
процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
·
прекращение признания сведений о финансовом
состоянии должника конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
·
прекращение исполнения требований по
всем исполнительным документам и передача их судебными приставами-исполнителями
конкурсному управляющему;
·
требования кредиторов могут быть
предъявлены только в ходе конкурсного производства за исключением требований о
признании права собственности, о взыскании морального вреда, о признании недействительными
ничтожных сделок, о требовании имущества из чужого незаконного владения;
·
снятие ранее наложенных арестов на
имущество и прекращение наложения новых арестов;
·
прекращение полномочий руководителя
должника и иных органов управления должника за исключением органов управления,
которые в соответствии с учредительными документами принимают решения о
заключении крупных сделок и соглашений об условиях представления третьими
лицами денежных средств для исполнения обязательств должника;
·
руководитель должника, временный
управляющий, внешний управляющий должны передать конкурсному управляющему
бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные
ценности в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего;
·
представители учредителей унитарного
предприятия (собственника имущества должника) обладают правами лиц, участвующих
в деле о банкротстве в ходе конкурсного производства.[6]
Отдельными статьями (ст. 128, 129)
Федерального закона о банкротстве регулируются полномочия конкурсного
управляющего.
В Федеральном законе о банкротстве (ст.
131) дано определение имущественных ценностей должника, составляющих конкурсную
массу. Это имущество, имеющееся у должника на момент открытия конкурсного производства
и выявленное в ходе данного производства. Из этого имущества исключаются
имущество, изъятое из оборота, и имущественные права должника, связанные с
лицензией на осуществление отдельных видов деятельности. Отдельно учитывается
имущество, являющееся предметом залога.
Для учета конкурсной массы имущества
должника управляющий имеет право привлекать бухгалтеров и аудиторов.
Вне очереди за счет конкурсной массы
погашаются следующие текущие обязательства:
·
судебные расходы должника, в том числе
расходы по опубликованию сведений о введении наблюдения, о признании должника
банкротом, об открытии конкурсного производства и о прекращении конкурсного
производства (ст. 28);
·
расходы по выплате вознаграждения
арбитражному управляющему и реестродержателю;
·
расходы по текущим коммунальным и
эксплуатационным платежам организации-должника;
·
задолженность по оплате труда
работников должника за период;
·
конкурсного производства, а также за
период рассмотрения вопроса о признании должника банкротом;
·
требования кредиторов, возникшие и до
признании должника банкротом в период после принятия арбитражным судом
заявления о признания должника банкротом;
·
расходы по проведению мероприятий,
связанных с недопущением экологической или техногенной катастрофы в результате
прекращения деятельности организации-должника;
·
иные расходы, связанные с проведением
конкурсного производства.
Очередность удовлетворения требований
кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется ГК РФ (ст.
855). Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
·
в первую очередь удовлетворяются
требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсация
морального вреда;
·
во вторую очередь производятся расчеты
по выплате выходных пособий, по оплате труда по трудовому договору и по оплате
вознаграждений по авторским договорам;
·
в третью очередь производятся расчеты с
другими кредиторами.
Новый закон о банкротстве предусмотрел,
что на время введения внешнего управления проценты и пени по просроченным
платежам, в том числе и налоговым, начисляться только в порядке, предусмотренном
статьей 395 Гражданского Кодекса (по ставке рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации). По окончании внешнего управления – неустойки, штрафы и
пени могу быть представлены кредитором к оплате только в размере,
существовавшем до введения внешнего управления.
2.3 Реабилитационные процедуры
Случаи, когда арбитражный суд по
результатам судебного разбирательства выносит определение, можно условно
разделить на две группы: при введении реабилитационной процедуры и при прекращении
производства по делу (оставлении заявления без рассмотрения).
Законом предусмотрены две
реабилитационные (другое наименование – реорганизационные) процедуры: внешнее
управление и финансовое оздоровление.
Решение об их введении принимается
арбитражным судом в случаях, когда должник имеет признаки несостоятельности, но
предполагается, что его платежеспособность может быть восстановлена. Определение
о введении финансового оздоровления или внешнего управления является промежуточным
судебным актом: в случае восстановления платежеспособности по результатам
указанных процедур, арбитражный суд прекращает производство по делу (ст. 57
Закона), если же платежеспособность не восстановлена, арбитражный суд, как
правило, принимает решение о признании должника банкротом и открытии
конкурсного производства (ст.88, 119 Закона).
Прекращение производства по делу о
банкротстве производится арбитражным судом в случаях: восстановления
платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего
управления, заключения мирового соглашения и утверждения его судом, отказа всех
кредиторов от требований о признании должника банкротом, удовлетворения всех
требований кредиторов, завершения конкурсного производства (ст. 57 Закона).
Указанные случаи прекращения производства по делу о банкротстве можно квалифицировать
как отсутствие правовой необходимости в продолжение рассмотрения дела ввиду
выполнения целей банкротства – института материального и процессуального права.
Санация – реорганизационная процедура.
Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена
финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и
обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.
Санация предприятия проводится в трех
основных случаях:
·
до возбуждения кредиторами дела о
банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния
прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
·
если само предприятие, обратившееся в
арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает
условия своей санации;
·
если решение о проведении санации
выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить
требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства
перед бюджетом.
В зависимости от глубины кризиса
предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида
санации, каждая из которых имеет ряд форм.
1. Санация предприятия, направленная на
реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого
предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в
устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается
как временное явление:[7]
·
погашение долга предприятия за счет
средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;
·
погашение долга предприятия за счет
целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило,
коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита
деятельности последнего;
·
перевод долга на другое юридическое
лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее
предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации
предприятия-должника;
·
выпуск облигаций (и других ценных
бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило,
коммерческим банком, обслуживающим предприятие.
2. Санация предприятия с изменением, как
правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации
носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных
процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой
формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в
открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется
при более глубоком кризисном состоянии предприятия.
Санация осуществляется в порядке и на
условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.
Продолжительность санации не должна
превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более
чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением
производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в
случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным
(банкротом) и открытии конкурсного производства.
3. Финансово-правовые аспекты. Нормативно-правовое
регулирование
3.1 Сравнительный
анализ законодательств о банкротстве 1992, 1998 и 2002 гг.
Пожалуй, начать следует с того, что закон
2002 г. в несколько раз превосходит по объему Закон «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий», существовавший в России с 1992 г., что свидетельствует о более детальном подходе законодателя к проблемам банкротства в нашей
стране.
Серьезные изменения внесены не только в
существующую процедуру банкротства, но и в само понятие «банкрот». В
соответствии с дефиницией, закрепленной в старом законодательстве, банкротом
признавалось лицо «неспособное удовлетворить требования кредиторов по оплате
товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в
бюджет и бюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его
имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника». Как
следует из этого определения, для признания лица банкротом суду было необходимо
установить величину стоимости имущества должника, сравнить ее с величиной его
задолженности, затем оценить структуру его баланса, и лишь затем сделать
окончательный вывод о кредитоспособности должника. Если прибавить ко времени,
которое суд должен был тратить на эти процедуры, еще три месяца, которые должны
были истечь со дня наступления обязательства по оплате долга до подачи в суд
иска о признании лица банкротом, то нетрудно представить, сколько времени
кредитору приходилось ждать возврата своих средств. Кроме того, процедура
банкротства вообще не могла применяться в тех случаях, когда стоимость
имущества должника, пусть незначительно, но превышала сумму его обязательств, а
структура его баланса признавалась удовлетворительной. Для кредитора такое положение
вещей означало дальнейшую отсрочку возможности взыскать с должника
причитающуюся сумму.
Закон 2002 г. никаким образом не связывает возможность признать лицо банкротом с соотношением между его
активами и величиной долга. Основных условий, необходимых и достаточных для
банкротства Закон установил два: истечение трех месяцев с момента наступления
даты исполнения обязательства, величина этого обязательства превышает 500
кратный размер установленной законом минимальной оплаты труда.
Установление размера требований
кредиторов в институте о банкротстве занимает одно из центральных мест.
Нормы федеральных законов о банкротстве
1992 и 1998 годов, которыми регулировались основания и порядок установления
упомянутой задолженности, оказались явно неудовлетворительными. Их применение
нередко приводило к злоупотреблениям и переделу собственности, и обусловило ряд
изменений в законе 2002 г.
В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. основаниями для признания требований кредиторов установленными выступали: признание требований
должником, судебное решение о взыскании задолженности вне рамок дела о банкротстве,
определение арбитражного суда, установившего размер задолженности в рамках дела
о банкротстве.[8]
Закон о банкротстве 2002 г. существенно изменил нормы, касающиеся оснований и порядка установления размера требований
кредиторов.
На основании п.3 ст. 4 и п.6 ст. 16
закона 2002 г. право принятия решения о включении или не включении требований
кредиторов в реестр предоставлено только арбитражному суду, рассматривающему
дело о банкротстве. Единственное исключение из этого правила – возможность
включения в реестр требований работников по оплате труда и выплате выходных
пособий может быть осуществлено по представлению арбитражного управляющего.
Признание долга должником и решение суда
о взыскании задолженности, вынесенное до начала процесса о банкротстве по
новому закону не являются способами установления размера требований кредиторов.
Установление обоснованности размера
претензий кредиторов только судом исключает возможность злоупотреблений со
стороны нашедших общий язык кредитора и должника. Дополнительные полномочия
усиливают позиции арбитражного суда в процессах о банкротстве, позволяют
заново, по своему усмотрению оценить взаимоотношения между кредитором и должником
и, тем самым, повышают независимость суда.
Объективно оценить положительный и
отрицательный эффект нововведений закона позволит только анализ практики его
применения.
Характеризуя закон России о банкротстве,
следует отметить, что он несколько изменил не только концепцию, но и положения,
касающиеся процедур банкротства, правового статуса субъектов производства, а
также ввел ответственность за соответствующие правонарушения.
Концептуально закон «О банкротстве»
направлен на то, чтобы избежать банкротства должника и, прежде всего,
восстановить его платежеспособность. Поэтому до открытия производства по делу о
признании должника банкротом законодатели России обязывают учредителей,
участников, собственников имущества юридического лица, а также органы
исполнительной власти и местного самоуправления принимать своевременные меры
для предотвращения банкротства предприятия-должника.
Закон обязывает руководителя предприятия
своевременно устанавливать признаки банкротства и уведомлять об этом
учредителей (участников) должника или собственника имущества унитарного предприятия.
В российском, законе предусмотрены
случаи, когда кредитор обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о
возбуждении дела о банкротстве. Закон также предусматривает ответственность
лиц, на которых возложена обязанность подачи заявления. Если обстоятельства
сложились так, что заявление обязательно должно было быть подано, а должностные
лица по каким-либо причинам этого не сделали, то они несут субсидиарную ответственность
по обязательствам должника, возникшим по истечении месяца с момента возникновения
указанных обстоятельств.
Нынешний вариант закона о банкротстве
России также обязывает кредитора подтверждать свои заявленные требования
вступившим в силу решением суда. К тому же теперь в России такое заявление
может быть подано кредитором не раньше, чем по истечении 30 дней с момента
передачи исполнительного листа по своим требованиям судебному приставу-исполнителю.
Российский закон о банкротстве совершенно
по-другому определил порядок назначения арбитражного управляющего. Он
назначается судом через саморегулируемые организации, порядок образования,
статус и полномочия которых определяются в законе о банкротстве. Процедура
назначения арбитражного управляющего в России выглядит так: арбитражный суд направляет
в саморегулируемую организацию запрос о предоставлении списка из трех
кандидатур арбитражных управляющих. После получения такого списка должник и
кредитор имеют право сделать отвод по одной кандидатуре. Кандидатура, не
получившая отвод, назначается арбитражным судом. Таким образом, согласно новому
законодательству о банкротстве, в России арбитражный суд лишен права
самостоятельно утверждать кандидатуру арбитражного управляющего (подробнее п.
3.3).
Весьма существенным новшеством,
закрепленным законом 2002 г., является специфика моратория на удовлетворение
требований кредиторов, вводимого на период внешнего управления. Сам институт
введения моратория существовал и в законодательствах 1992 и 1998 гг., однако,
его эффективность для восстановления платежеспособности должника существенно снижалась
тем, что на время введения моратория должнику начислялись штрафы и пени по
просроченным платежам. Таким образом, пытаясь преодолеть финансовый кризис,
должник неминуемо обнаруживал тщетность своих усилий, так как с течением
времени увеличивалась и его задолженности.
3.2 Условия
возбуждения дела о банкротстве
Для возбуждения дела о банкротстве,
помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо
наличие определенных материально- и процессуально-правовых условий. Рассмотрим
их более подробно.
Материально-правовые условия включают в
себя:
·
наличие субъекта банкротства, т. е.
лица, которое, в соответствии с законодательством, может быть объявлено
банкротом (иными словами – обладающего конкурсноспособностью). К таким лицам относятся
юридические лица, за исключением казенных предприятий, религиозных и
политических организаций, учреждений, и граждане, в том числе индивидуальные
предприниматели;
·
наличие у должника признаков
банкротства.
При отсутствии хотя бы одного из
названных материально-правовых условий, арбитражный суд отказывает в принятии
заявления о признании должника банкротом (ст. 43 Закона).
Процессуально-правовые условия:
·
направление в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом. Круг лиц, которые
могут быть обратиться с заявлением, Законом ограничен. В соответствии со ст.7
Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника
банкротом обладают только: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
К конкурсным кредиторам относятся только
кредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 4 Закона), т.е. обязательствам,
основанным на нормах гражданского законодательства, за исключением граждан,
перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и
здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по
авторским договорам, а также учредителей (участников) должника – юридического
лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из
обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая
участникам обществ).
Помимо конкурсных (условно говоря,
гражданско-правовых) кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и,
соответственно, на подачу заявления о признании должника банкротом, Закон
предоставляет и другим лицам, которые, также условно, могут быть названы
административно-правовыми кредиторами. Таких лиц Закон называет уполномоченными
органами, к их числу, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30
ноября 2002 г. № 185 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве
и процедурах банкротства», в настоящее время относится только Федеральная
служба по финансовому оздоровлению и банкротству. При банкротстве кредитных организаций
уполномоченным органом выступает Банк России.
В любом случае, правом на обращение в
арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает сам
должник, лицо, обладающее конкурсноспособностью и имеющее признаки банкротства.
Необходимо также соблюдение определенного
порядка получения долга, что можно уподобить досудебному урегулированию спора,
существующему в исковом производстве в некоторых случаях. Так, конкурсный кредитор,
а также уполномоченный орган по денежным обязательствам, прежде чем обращаться
с заявлением о признании должника банкротом, должен попытаться взыскать долг в
порядке исполнительного производства (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7, 39, 40 Закона).
Отсутствие доказательств обращения с иском и возбуждения исполнительного
производства является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.
До обращения уполномоченного органа с
заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им
обязанности по уплате обязательных платежей, органы исполнительной власти,
наделенные правом взыскания обязательных платежей и сборов (налоговые и
таможенные органы) обязаны принять решение о взыскании недоимки за счет
имущества должника. Отсутствие такого решения также является основанием для возвращения
арбитражным судом заявления.
Лицо, имеющее право на подачу заявления о
признании должника банкротом, обязано оформить его в соответствии с
требованиями, установленными АПК и Законом о банкротстве. Требования к содержанию
заявления предъявляются Законом о банкротстве более жесткие, чем АПК к исковому
заявлению.
Помимо документов, установленных АПК к
ним относятся: документы, подтверждающие
наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования
кредиторов в полном объеме; учредительные документы должника – юридического
лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или
документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; список
кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской
задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя; бухгалтерский
баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о
составе и стоимости имущества должника-гражданина; решение собственника
имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников)
должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в
арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения; решение
собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей
(участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об
избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или
представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия; протокол
собрания работников должника, на котором избран представитель работников
должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если
указанное собрание проведено до подачи заявления должника; отчет о стоимости
имущества должника, подготовленный независимым оценщиком, при наличии такого
отчета; документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к
государственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должника
лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих
государственную тайну); документы, подтверждающие иные обстоятельства, на
которых основывается заявление должника. Иные документы в случаях,
предусмотренных Законом о банкротстве.
К заявлению должника прилагаются
подлинники указанных в Законе о банкротстве документов или их заверенные
надлежащим образом копии.
Заявление конкурсного кредитора о
признании должника банкротом (далее – заявление кредитора) подается в
арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора – юридического лица
подписывается его руководителем или представителем.
В заявлении кредитора должны быть
указаны:
·
наименование арбитражного суда, в
который подается заявление кредитора;
·
наименование (фамилия, имя, отчество)
должника и его адрес;
·
наименование (фамилия, имя, отчество)
конкурсного кредитора и его адрес;
·
размер требований конкурсного кредитора
к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов,
пеней);
·
обязательство, из которого возникло
требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок исполнения такого
обязательства;
·
вступившее в законную силу решение
суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования
конкурсного кредитора к должнику;
·
доказательства направления
(предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных
приставов и его копии должнику;
·
доказательства оснований возникновения
задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
·
наименование и адрес саморегулируемой
организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный
управляющий;
·
размер вознаграждения арбитражного
управляющего;
·
перечень прилагаемых к заявлению
кредитора документов.
Конкурсный кредитор в своем заявлении
вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.
В заявлении кредитора могут быть указаны иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению
дела о банкротстве.
К заявлению кредитора также могут быть
приложены имеющиеся у конкурсного кредитора ходатайства.
Конкурсный кредитор обязан направить
копию заявления кредитора должнику.
Кроме документов, предусмотренных
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению кредитора
прилагаются документы, подтверждающие:
·
обязательства должника перед конкурсным
кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
·
доказательства оснований возникновения
задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
·
иные обстоятельства, на которых
основывается заявление кредитора.
3.3 Деятельность
арбитражных управляющих
Отдельными статьями Федерального закона о
банкротстве (ст. 20-26) регулируются порядок назначения, права и обязанности,
требования к кандидатуре и ответственность арбитражного управляющего, а также
правила их профессиональной деятельности (ст. 29).
Как указал Конституционный Суд Российской
Федерации в Постановлении от 22 июля 2002 г. N 14-П по делу о проверке
конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)», процедуры банкротства носят публично-правовой характер. Они
предполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, а потому, вследствие
невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется по
другим, отличным от искового производства, принципам. В силу различных,
зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о
банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных
интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.
Достижение этой публично-правовой цели
призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в
порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»,
и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые в
значительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры
по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и
т.д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и
общества[9] (пункты 4 и 6
статьи 24).
Решения арбитражного управляющего
являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.
Публично-правовой статус арбитражных управляющих обусловливает право
законодателя предъявлять к ним специальные требования, касающиеся, в том числе
членства в профессиональном объединении, на которое государство также возлагает
ответственность за обеспечение проведения процедур банкротства надлежащим образом.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального
закона 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий
действовал на основании лицензии, выдаваемой государственным органом Российской
Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; отзыв в установленном
федеральным законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период
осуществления им полномочий арбитражного управляющего являлся основанием для
его отстранения арбитражным судом от исполнения соответствующих обязанностей.
Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов
деятельности» необходимость лицензирования деятельности арбитражных управляющих
не предусматривается.
Соответственно, в Федеральном законе 2002 г. лицензирование как форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих
заменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартов
профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в
одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В такой замене
проявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулировании
экономической деятельности. Создание саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих практически одновременно с отказом от лицензирования деятельности
арбитражных управляющих означает, что государство переложило на эти организации
часть своих, публично-правовых, функций.[10] Такой подход
напрямую связан с проводимой в Российской Федерации административной реформой,
среди приоритетных направлений которой, согласно Указу Президента Российской Федерации
от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в
2003-2004 годах» – ограничение вмешательства государства в экономическую
деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного
государственного регламентирования, а также развитие системы саморегулируемых
организаций в области экономики.
Как результат определенной модификации
контрольной деятельности государства в области финансового оздоровления и
банкротства может рассматриваться возложение на саморегулируемые организации
арбитражных управляющих такой функции, как контролирование профессиональной деятельности
своих членов в части соблюдения требований Федерального закона «О банкротстве»
и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной
деятельности арбитражного управляющего (пункт 2 статьи 22).
Заключение
Институт банкротства является
неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Введение государством
института банкротства способствует грамотному регулированию государством
рыночных отношений и защите всех форм рыночной собственности. Стабилизирующим
фактором института, является законодательство. В 2002 г. вышел последний закон
«О несостоятельности», который восполнил пробелы и недостатки в законах 1992 и
1998 годов. Законодательство о банкротстве 2002 г. – новый этап в развитии правовой системы
России.
Наступлению неплатежеспособности
коммерческой организации предшествуют несколько фаз: снижение рентабельности и
объемов прибыли убыточность производства, истощение или отсутствие резервных
фондов. В этот период, используя количественные и качественные методы анализа
можно прогнозировать банкротство. Для его предотвращения и выхода из кризиса
вводится антикризисное управление.
Для реализации требований федерального
закона предусмотрены процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее
управление, конкурсное производство. Финансовое оздоровление и внешнее управление
– реабилитационные процедуры, направленные в помощь терпящему бедствие
предприятию. Законодательная разработка процедур конкурсного производства и
внешнего управления играет важную роль в оздоровлении экономики и принятии
обоснованных решений о банкротстве. Проведению процедур предшествует наличие
признаков банкротства.
Весьма важную роль во всех процедурах,
предписываемых законом о банкротстве, играют арбитражные управляющие. Этот
общий термин распространяется на временного управляющего, управляющего внешнего
и конкурсного управляющего. Закон предполагает, что в качестве арбитражного
управляющего судом может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в
качестве индивидуального предпринимателя и имеющего специальную лицензию на
занятие такого рода деятельностью. Закон предполагает, что все арбитражные
управляющий должны пройти соответствующее обучение и получить лицензию. Ужесточение
требований к арбитражным управляющим призвано повысить их профессиональный
уровень и соответственно эффективность.
В условиях переходной экономики, когда
произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство приобрело
широкий размах. Причины этого явления далеко не всегда в нерадивости
руководителей. Основная беда, ведущая к банкротству – общая экономическая
нестабильность, разбалансированность рынка, отсутствие надежных правовых
механизмов, гарантирующих защиту добросовестного предпринимательства.
Библиографический
список использованной литературы
1.
Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от
18.12.01 № 174-ФЗ.
2.
Конституция РФ от 19.12.1993. //
Российская газета. 25.12.93 г.
3.
Гражданский Кодекс РФ. 30.11.94 №
51-ФЗ.
4.
Федеральный закон РФ «О
несостоятельности (банкротстве)» – М: Кремль 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
5.
Федеральный закон РФ «О
несостоятельности (банкротстве)» – М., 1998.
6.
Альтов
В.В. Анализ финансового состояния компании. Основные подходы к проведению
анализа финансового состояния предприятия. – М., 2003.
7.
Анализ
финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов //
Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М., 2001.
8.
Витрянский
В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве. // Вестник ВАС.
2001. № 3.
9.
Долинская В.В. Новый этап развития законодательства о несостоятельности
(банкротстве). // Закон. 2003. № 8.
10.
Киперман
Г. Новый закон о банкротстве. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 47.
Ноябрь 2002 г.
11.
Попандопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности
(банкротства). – М.: Юристъ. 2001.
12.
Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. – М., 2005.
13.
Ковалев
А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – Изд. 4-е,
исправл., доп. – М., 2005.
14.
Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2004.
15.
Смирнова
И.И. Сравнительная характеристика методов прогнозирования банкротства. // Менеджмент.
2005. №1.
16.
Раицкий
К.А. Экономика предприятия: Учебник. – М., 2006.
[1]
Альтов В.В. Анализ финансового состояния компании. Основные подходы к
проведению анализа финансового состояния предприятия. – М., 2003.
[2]
Смирнова И.И. Сравнительная характеристика методов прогнозирования
банкротства. // Менеджмент. 2005. №1.
[3] Гражданский Кодекс РФ.
30.11.94 № 51-ФЗ.
[4] Федеральный закон РФ «О
несостоятельности (банкротстве)» – М: Кремль 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
[5] Закон РФ «О
несостоятельности (банкротстве)» – М: Кремль 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
[6] Попандопуло В.Ф.
Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства).– М.:
Юристъ. 2001.
[7] Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового
состояния предприятия. – Изд. 4-е, исправл., доп. – М.: Центр экономики и
маркетинга, 2005.
[8] Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» –
М., 1998.
[9]Закон РФ «О несостоятельности
(банкротстве)» – М: Кремль 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
[10] Федеральный закон РФ «О
несостоятельности (банкротстве)» – М: Кремль 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
Страницы: 1, 2
|