Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: с. 24, 3 табл., 19 источников.
ФИНАНСОВАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА,
ИНВЕСТИЦИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Объектом
исследования в данной курсовой работе
будет финансовая политика.
Предметом
исследования будут государства, которые
реализуют финансовую политику.
Цель работы - раскрыть
понятие и значимость финансовой политики государства.
Методы
исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция,
диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.
Исследования
и разработки: раскрыта суть понятия «финансовая политика государства», дана
оценка значимости оценки финансовой политики для экономики страны, выявлена
роль государства в реализации финансовой политики, показано развитие финансовой
политики Республики Беларусь в с 1991 г. Выявлены основные направления
финансовой политики до 2010 г.
Автор работы
подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и
объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из
литературных и других источников теоретические, методологические и методические
положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Финансовая политика государства
1.1 Содержание финансовой политики
1.2 Роль государства в реализации
финансовой политики
2 Финансовая политика на разных
этапах общества
3 Финансовая политика Республики
Беларусь на современном этапе развития и пути ее совершенствования
3.1 Финансовая политика Республики
Беларусь на современном этапе
3.2 Основные направления
совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая политика каждого государства – это основа
развития и благополучия экономики страны. Тема на сегодняшний день как нельзя
актуальна по той причине, что в условиях постоянных изменений в мире, которые
влияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладить
как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также
может быть не всегда положительным для экономики (слишком высокий экономический
рост приводит к перегреву экономики). Есть множество примеров, подтверждающих
это утверждение. Например, если мы будем сравнивать экономики России и
Австралии. Экономики похожи – обе сырьевые. Однако когда начался кризис и
страны в силу падения товарных рынков начали испытывать трудности, Россия
произвела 30% девальвацию, увеличилась инфляция, пришлось ужесточать
денежно-кредитную политику страны путем повышения учетной ставки. В Австралии
также национальная валюта девальвировалась, однако, в силу эффективности
Центрального Банка это не привело к значительному росту инфляции. Таким
образом, финансовая политика является основой для нормального функционирования
всех сфер страны.
Следует также исследовать типы финансовой политики в
странах с различным политическим строем. Это поможет выявить все выгоды и
недостатки каждой из финансовых систем. Особенно интересной выглядит финансовая
политика Республики Беларусь на этапе становления. Ведь после распада СССР в
Беларуси не была развитая финансовая политика в принципе, все распоряжения шли
из Москвы. А в условиях перехода от социализма к рынку нужно было искать свой
оптимальный путь к развитию.
Цель работы – раскрыть понятие и значимость финансовой
политики государства.
Объектом исследования в данной курсовой работе будет
финансовая политика.
Предметом исследования будут государства, которые реализуют
финансовую политику.
Задачи курсовой работы:
1.
Раскрыть суть и значение
финансовой политики государства.
2.
Показать роль государства в
реализации финансовой политики.
3.
Показать генезис развития
финансовой политики Республики Беларусь в период становления страны.
4.
Отразить финансовую политики
Республики на современном этапе.
5.
Описать, в каком направлении
будет идти финансовая политика РБ в будущем.
1 Финансовая политика государства
1.1
Содержание
финансовой политики
Финансовая политика - это особая сфера
деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их
рациональное распределение и использование для осуществления государством его
функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики
государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на
экономическое и социальное развитие общества. [4, с. 63]
Главным
субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию
и тактику финансовой политики.
В
зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая
политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс
финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение
крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В
процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются
концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в
финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных
направлениях экономического и социального развития.
Финансовая
тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем
своевременного изменения способов организации финансовых связей,
перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой
стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется
подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия
и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные
возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и
узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного
изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более
сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые
финансовой стратегией. [4, с. 64]
Говоря о типах финансовой политики, отмечают прежде всего 3
разновидности:
- классическую политику;
- регулирующую финансовую политику;
- планово-директивную политику. [18]
Классическая политика являлась основным типом финансовой
политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах
классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их
последователей.
Основные направления:
-
невмешательство государства в
экономику,
-
сохранение свободной
конкуренции,
-
использование рыночного
механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета,
сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по
государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в
основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления
средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.
Система управления финансовой деятельность была проста и
сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве
финансов (казначействе).
Регулирующая финансовая политика получила развитие во
многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые
изменения в нынешнее время.
В ее основу были положены труды по экономической теории
английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Основывалась
на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического
развития экономики. [18]
Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами
стала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования
экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости
населения. Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные
расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Кардинально
изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить
сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе
государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
Изменилась и система управления финансами. Выделяются
отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их
финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным
долгом.
В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика
обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень
занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве
стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена
неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением
экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и
социальную область в целом, существенно его ограничила.
Финансовый механизм в этих условиях исходит их
необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через
финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста
сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения
и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей
финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или
похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах,
использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования,
что приводит к их конвергенции.
Планово-директивная финансовая политика применяется в
странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основана
такая политика на государственной собственности на средства производства, что
позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе и финансами. Ее цель - обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего
перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного
плана. Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи
которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с
государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у
государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами осуществлялось из единого центра
Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования
финансового механизма в народном хозяйстве.
Планово-директивная финансовая политика проводилась
практически во всех бывших социалистических странах. Сначала показала свою
достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная
концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов
государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и
т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях
нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:
снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы
общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансы
- специфическая форма производственных отношений, базисная категория.
Финансовая политика государства относится к надстройке. Финансовые отношения
как элемент базиса объективны, т.е. независимы от сознания людей, финансовая
политика - форма сознательной деятельности людей, сфера государственной
деятельности, оформленной законодательно в нормативных актах. Министерство
финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк на основе
действующего законодательства разрабатывают инструкции, нормативные документы,
регламентирующие деятельность но реализации финансовой политики. Свое
практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через
финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Финансовая
политика активно влияет на экономическое развитие общества. Посредством
финансовой политики определяются:
-
условия формирования и использования прибыли;
-
условия кредитования;
-
налогообложение;
-
регулирование цен;
-
таможенные пошлины;
-
порядок регулирования уровня заработной платы и
др.
Содержание
финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:
1) выработка
научно-обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных
целей экономического развития;
2) определение
основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3) осуществление
практических действий, направленных на достижение цели.
Проведение
финансовой политики базируется на определенных принципах. К ним можно отнести:
- научный
подход к выработке финансовой политики, учет действия объективных экономических
законов, выводов финансовой и экономической науки;
- изучение
и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых
тенденций и явлений экономического развития;
- учет
конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной
обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в
области финансов;
- определение
источников мобилизации финансовых ресурсов и рациональных форм изъятия доходов
юридических лиц, доли участия населения в формировании финансовых ресурсов
государства;
- обеспечение
рационального распределения и использования финансовых ресурсов между
отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях
экономического и социального развития;
-
на основе учета достоверной финансовой информации о состоянии
дел в экономике и объективных возможностях государства, осуществление
комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики. [4, с. 67]
Таким
образом, финансовая политика является неотъемлемой частью любого государства,
какой бы государственный строй там ни был. В различных странах финансовая
политика проводится по-разному. Где-то государство старается не вмешиваться в
экономику, следую принципу «невидимой руки», где-то государство принимает
активное участие в экономике путем проведения активной финансовой политики,
причем преследуя разные цели. Иногда для сглаживания конъюнктурных циклов,
иногда мерами финансовой политики государство стимулирует различные отрасли,
где-то государство стремиться сгладить социальное неравенство.
1.2 Роль государства в реализации финансовой
политики
Основной
целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства, их
рациональное распределение.
На
данном этапе рост эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от
умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным
механизмом.
Основными
задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой
политики на нынешнем этапе развития государства, являются: [12, с. 83]
-
необходимость финансовой поддержки мероприятий,
направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
-
определение источников мобилизации финансовых
ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
-
обеспечение рационального распределения и
использования финансовых ресурсов;
-
концентрация финансовых ресурсов на важнейших
направлениях экономического и социального развития посредством рационального
построения налоговой системы;
-
- сбалансированность финансовой и
денежно-кредитной политики;
-
уменьшение дефицита государственного бюджета и
расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
-
либерализация внешнеэкономической деятельности;
-
развитие приватизации с целью финансового
оздоровления экономики, ее стабилизации и создания базы для динамичного
развития экономики;
-
выработка механизма реализации финансовой
политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
Посредством
финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную
перестройку экономики, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного
комплекса, определение приоритетных направлений.
Совокупность
финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой
современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент
зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного
использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовую
политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем
можно согласиться с таким определением, хотя финансовая политика не связана
исключительно с бюджетом и налогами.
Цели
финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных
в актах законодательства, прежде всего, в законах о бюджете и налогах.
Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства
финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства
на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для
достижения общеэкономических целей увеличения реального ВВП и уровня занятости.
При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост
экономики. [13]
Одной
из основных функций казначейства является организация исполнения бюджета, т.е.
формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием
расходной.
Реализация
бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством
дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование
бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей
специальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.
На
настоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки и
одновременно увеличиваются государственные расходы, что характеризуется как
мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная политика,
предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.
Для
Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне
приемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период при
недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора.
Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой
политики таково: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая
государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) оно
сдерживает спрос в периоды подъема, тем самым, сглаживая колебания
экономического цикла.
Финансовое
оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных отношений,
представляющих основу финансовой политики государства.
Под
денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в
денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для
достижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Национальный банк
Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью
денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные
правила политики. Он действует не ради прибыли, хотя и может получать ее от
своих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство страны в
рамках государственной политики, в том числе и финансовой.
Главная
цель денежно-кредитной политики - создание условий для достижения и поддержания
высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной
денежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции). Обычно ключевые
ее параметры определяются в государственных программах развития на различные
периоды (3, 5 и более лет).
Текущая
денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели,
как то:
-
повышение роли банковского кредита в
стимулировании хозяйствующих субъектов к эффективному использованию заемных
средств;
-
более гибкий подход к предоставлению кредита,
формированию банковских резервов;
-
развитие финансового рынка;
-
сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в
наличный;
-
конвертируемость белорусского рубля;
-
реорганизация сберегательного и страхового дела.
Инструменты,
используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по
принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными.
К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной
ставки, к косвенным - операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных
резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).
В
течение длительного времени монетарная политика оставалась самым слабым звеном
в финансовой политике правительства республики. До 2000 г. ее воздействие на
экономику страны было очень вялым и малоэффективным. Основная цель
денежно-кредитной политики состояла в том, чтобы снизить бурно развертывавшуюся
инфляцию, поскольку это ограничивало возможности экономической активности,
росла доля убыточных предприятий, увеличивалось отрицательное сальдо платежного
баланса. Требовалось переосмыслить роль монетарной политики, и в 1999 г. была
принята Концепция валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь,
которая носила рестрикционный характер, при которой осуществлялось ограничение
кредитов банками и правительством. Такой шаг позволил стабилизировать денежное
обращение, заметно снизить инфляцию. С 2000 г. монетарная политика снова
приобрела стимулирующий характер, не она велась одновременно с решением задачи
по снижению темпов инфляции. В результате установился единый курс белорусского
рубля, который стал укрепляться; наметился рост ВВП, но при этом произошло
снижение занятости населения. [3, с. 75]
Программа
социально-экономического развития в части денежно-кредитной политики
предусматривает обеспечение устойчивого курса белорусского рубля и снижение
инфляции, усиление значения финансового рынка и повышение роли банковского
сектора в перераспределении капитала. Для достижения этих целей предполагается
использовать денежную эмиссию, процентные ставки, резервные требования и другие
механизмы и инструменты.
На
практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная и
бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в
которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется
стабилизационной.
Следует
отметить, что в большинстве случаев первичными являются мероприятия
бюджетно-налоговой политики. Фискальные инструменты находятся в
непосредственном ведении Правительства Республики Беларусь, а денежно-кредитная
политика формируется Национальным банком страны. Последний подотчетен главе
государства и в какой-то мере независим от правительства. Тактические цели
Национального банка направлены не на реальный сектор экономики, а на
регулирование показателей финансового рынка.
Весомым
плюсом бюджетно-налоговой политики является срок проявления применяемых
инструментов. Результат изменения налоговой нагрузки может сказаться уже в
ближайшей перспективе, тогда как денежно-кредитная политика ориентирована на
продолжительные периоды времени. Быстродействие способно стать решающим
фактором в выборе варианта политики.
К
преимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическая
приемлемость. За последние 15 лет меры денежно-кредитной политики успешно
использовались как для снижения темпов инфляции, так и для преодоления
экономического спада. Сегодня денежно-кредитная политика воспринимается как
основной инструмент стабилизации экономики.
Таким
образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно
иными подходами к функционированию национальной экономики с учетом перехода к
рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и
кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.
Таким
образом, государство играет решающую роль в проведении финансовой политики. Оно
не только регулирует финансовые потоки государства, но и вырабатывает стратегию
экономического развития страны на будущее. И если данная политика и ее
перспективы не эффективны, то государство не сможет нормально развиваться несмотря
ни на что.
2
Финансовая политика на разных этапах
общества
В
последние десятилетия в Беларуси, как и во всех бывших социалистических
республиках наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное
неэффективностью административно-командной системы управления национальным
хозяйством, а также исчерпанностью возможностей для экстенсивного развития.
После
обретения Беларусью самостоятельности и с наступлением общего кризиса
правительством было принято решение активизировать производственные мощности с
целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении этой проблемы
возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко
снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции
государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное
обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны
иностранных фирм; проявился недостаток знаний функционирования рынка. В общем и
целом, Беларусь оказалась перед проблемой экономической анархии. В стране не
было развита финансовая политика, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная
политика практически отсутствовали. Иностранные инвестиции вообще
воспринимались, как нечто новое. [3, с. 116 ]
В
этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора
экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями,
укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация
валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий,
повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота
посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в
пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение
хозяйственной деятельности, предприятий позволило сохранить позиции белорусских
производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к
внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных
инвесторов. Активизация производственных мощностей заметно сказалась на
снижении средних издержек; установился низкий уровень безработицы; стали
решаться проблемы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке; рост
денежных доходов населения увеличил потребительский спрос; своевременная
выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству.
Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность
урожаев в сельском хозяйстве. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был
практически преодолен.
Начиная
с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Однако вместе с
тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных
производственных мощностей. Белорусская экономика испытывает проблемы с
самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с
целью повышения конкурентоспособности) и вследствие этого сокращением
амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.
Важным
является и обеспечение эффективности капиталовложений. На динамику роста
валового внутреннего продукта активно влияет потребление домашних хозяйств и
внешний спрос; менее заметно влияние инвестиционного спроса. Одновременно
значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и
услуг. В связи с этим становится актуальным проведение политики
импортозамещения. Важной является также проблема существенного повышения
качества отечественной продукции в связи с усилением конкуренции на внутреннем
и внешнем рынках, а также формирования современной наукоемкой структуры
национальной экономики.
Конечно,
преодоление кризиса было бы невозможно, без двух ключевых для экономики
направлений – это бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Именно они
помогли обуздать инфляции, множественность валютных курсов, сконцентрировать
огромные денежные фонды в бюджете государства для финансирования различного
рода программ, улучшить инвестиционный климат.
В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система проходит
этап становления, так как идет переходит от социалистической системы к
рыночной. В период нахождения нашей страны в рамках Советского Союза
осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства,
но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение
кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговой
политики просто исключалось. [3, с. 119]
С 1992 г. система налогообложения в нашей стране находится в
состоянии постоянного реформирования. Это выражается в апробации видов налогов,
их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных
налогов, уточнения их функциональной роли и т.д. Конечно, был использован опыт
применения форм и методов налогового регулирования и проанализированы модели
налоговых систем развитых рыночных экономик, но Беларусь не пошла по пути
простого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы и
системы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражая
происходящие в нашей стране события.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном
устройстве» республика перешла на самостоятельное построение бюджетов различных
уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного
(административные группы, в том числе города и районы в городах).
Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах»
применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений. Он
закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает
субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней
практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных
бюджетов.
Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на
оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного
внутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др., то все поступления от
общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем
по ряду налоговых отчислений осуществляется и долевое использование. Среди
налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и
местные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными
ресурсами, госпошлина и сборы.
Вместе с тем есть и отрицательные стороны существующего
централизованного порядка распределения налоговых поступлений. Так, местные
органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку
они недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов
предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до
среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по
причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из
республиканского бюджета — в местные.
К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля
консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 % (табл. 4.1). Затем в течение
двух лет этот показатель возрастал, что было связано с необходимостью
централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления
социально-экономической политики в условиях самостоятельности.
Таблица 1 - Доходы консолидированного бюджета
Республики Беларусь, % к ВВП
Доходы бюджета
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2005
|
Без учета целевых бюджетных фондов
|
32,4
|
37,0
|
36,8
|
30,0
|
27,9
|
31,3
|
30,5
|
30,4
|
28,4
|
27,9
|
35,4
|
С учетом целевых бюджетных фондов
|
|
|
|
|
|
|
36,2
|
36,5
|
34,9
|
34,0
|
46,3
|
Примечание ―
Источник: [3, с. 119, таблица 4.1].
За 1995—2005 гг. значительно увеличился охват бюджета за
счет поэтапного включения в него внебюджетных средств государства (табл. 4.2).
В 2004 г. в бюджет включен Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства
труда и социальной защиты, в 2005 г. — инновационные фонды, в 2006 г., с
принятием Закона о бюджете, — фонд развития строительной науки.
Таблица 2 -
Консолидация государственных финансов в бюджете Республики Беларусь, % к ВВП
Доходы бюджета
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Без учета ФСЗН и инновационных фондов
|
33,4
|
33,7
|
33,7
|
33,0
|
С учетом ФСЗН
|
-
|
11,0
|
10,9
|
11,1
|
С учетом инновационных фондов
|
|
|
1,7
|
2,0
|
Охрана окружающей среды
|
0,7
|
1,4
|
0,6
|
1,2
|
Социальная
политика в том числе ФСЗН
|
14,5
11,0
|
29,8
22,6
|
14,4
11,1
|
30,3
23,3
|
Жилищные и коммунальные услуги
|
2,4
|
4,9
|
2,2
|
4,6
|
Здравоохранение
|
4,6
|
9,5
|
4,6
|
9,6
|
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой
информации
|
1,1
|
2,2
|
1,1
|
2,3
|
Образование
|
6,1
|
12,6
|
6,4
|
13,5
|
Всего
|
48,7
|
100
|
47,6
|
100
|
Примечание
― Источник: [3, с. 119, таблица 4,2]
Показателями стабильности
бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой
практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 %
ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 %
ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема
доходов бюджета.
Показатели финансовой безопасности
находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических
значений. В табл. 4.5 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 1998 г.
Таблица 3 - Динамика дефицита
консолидированного бюджета Республики
Год
|
Показатель
|
|
|
Дефицит (-), профицит (+), абсолютное значение, млрд р.
|
% к доходам бюджета
|
% к расходам бюджета
|
% к ВВП
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1998
|
-9995
|
4,2
|
4,0
|
-1,4
|
1999
|
-87 936
|
8,3
|
7,7
|
-2,9
|
|
2000
|
55,4
|
1,7
|
1.7
|
-0,6
|
|
2001
|
-276,4
|
4,8
|
4.6
|
-1,6
|
|
2002
|
-45,5
|
0,52
|
0,51
|
-0,17
|
|
2003
|
-584,4
|
4,8
|
4,6
|
-1,6
|
|
2004
|
+ 20,5
|
0,09
|
0,09
|
+ 0,04
|
|
2005
|
-118,7
|
0,6
|
0,6
|
-0,2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2
|