Финансовй контроль
p> Органы Федерального казначейства РФ призваны осуществлять
государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения
федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления,
целевого и экономного использования государственных средств. На него возложены следующие задачи: - контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе
его исполнения; - контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление
высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых
операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы; - контроль совместно с Банком России состояния государственного
внешнего и внутреннего долга РФ; - контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и
финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом. Органы Федерального Казначейства РФ имеют право производить проверки
различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах,
банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства
федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их
счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в
бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере
действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать
штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими
поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета
и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной
ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Федерального
Казначейства РФ взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными
органами. В настоящее время произведена реорганизация контрольных органов
Министерства Финансов РФ на местах. Так, в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении положения о
Контрольно - ревизионном Управлении РФ» организованы контрольно-ревизионные
управления Министерства Финансов РФ в субъекте РФ (территориальные
КРУ)[18]. Основной задачей деятельности территориальных управлений Контрольно –
ревизионного Управления РФ является осуществление последующего контроля за
своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью
федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям
органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного
самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов)
поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных
фондов и доходов от имущества. В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать
меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и
неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об
устранении и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с
законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании
с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в
нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в
правоохранительные органы. Территориальные КРУ также вправе контролировать качество проведения
аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций
(кроме аудита в банковской сфере). По результатам проверок территориальные
КРУ имеют право ставить вопрос перед Минфином России об аннулировании
лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Руководители территориальных КРУ назначаются на должность и
освобождаются от нее Минфином России. Финансовый контроль со стороны специализированных органов. Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России
существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой
деятельности которых является конкретная область финансов, например
налогообложение или страхование. В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к
рыночной экономике стало необходимым выделение налоговых органов в ^особую
систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы
контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей. В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной
налоговой службе РСФСР" была создана при Министерстве финансов РСФСР единая
система контроля за соблюдением налогового законодательства, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,
установленных законодательством.[19] Указом Президента РФ от 1 декабря 1991
г. № 3402 утверждено Положение о Государственной налоговой службе
Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной'
налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за
соблюдением налогового законодательства[20]. В соответствии с Указом
Президента от 23 декабря 1998 г. служба была преобразована в Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), входящее в систему
федеральных органов исполнительной власти и подчиняющееся Президенту РФ и
Правительству страны [21]. Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также налоговые
органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное
оперативное звено— городские и районные налоговые инспекции, поскольку
именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет
налогоплательщиков. В свою очередь, МНС России контролирует деятельность
нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие налоговых
органов с другими контролирующими и правоохранительными органами. Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым
законодательством проверять любые денежные документы у юридических и
физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц
без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за
исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение
хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность
исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов
производственные, складские и торговые помещения; применять меры
принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая
изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в
банках. Налоговые органы также имеют право наложения административных
штрафов и иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления
государственной дисциплины в целях соблюдения налогового законодательства в
1992 г. были созданы органы налоговой полиции при Государственной налоговой
службе РФ (Главное управление налоговых расследований — ГУНР). В
соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных органах
налоговой полиции" (с изменениями и дополнениями) были образованы названные
органы, правопреемники ГУНР, которые являются правоохранительными органами
и составной частью сил обеспечения экономической безопасности страны[22]. В
соответствии с названным законом, а также Положением о Федеральной службе
налоговой полиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента
^Российской Федерации от 25 сентября 1999 г.[23] основными задачами
Федеральной службы налоговой полиции РФ являются: -выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений; - обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их
должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных
обязанностей; - государственная защита должностных лиц налоговых органов,
федеральных органов налоговой полиции и их близких; - выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах
и федеральных органах налоговой полиции. .Федеральные органы налоговой полиции— централизованная система
органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим
органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации. Соответственно в систему этих органов входят: Федеральная служба
налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП); органы Федеральная служба
органов налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам
федерального значения, автономной области, автономным округам (управления,
отделы) — территориальные органы; местные органы налоговой полиции
(межрайонные отделы управлений). Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который
назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства. Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач на нее
возлагаются соответствующие обязанности и предоставляются соответствующие
права: - проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных
мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и
пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших
указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие
мер по возмещению нанесенного государству ущерба; - пользование при исполнении служебных обязанностей правами,
предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и
агентам валютного контроля; - в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции
выносить в качестве предупредительной меры письменных предостережений
руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других
организаций независимо от организационно - правовых форм и форм
собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями
устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты
налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной
документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в
соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления
бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика,
контролировать выполнение этих требований; - наложение административного ареста на имущество юридических и
физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном
порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате
налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов,
сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты; - осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих
оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности, когда получение иными способами
необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения
доходов (прибыли) невозможно; - право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом
преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых
сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в
соответствующий бюджет и иные полномочия. Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном
страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по
надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24]. Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О
страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об
организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.
Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26]. Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за
соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов,
методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой
фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по
страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В
случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных
документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие
лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их
ликвидации. Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными
полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в
стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными
организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк
России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов
нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или
недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида
нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в
размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;
выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению;
реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких
нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов
на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок
до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация
банка. На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за
соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении
товаров через таможенную границу Российской Федерации. К другим государственным финансовым организациям относятся
государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система
органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и
использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих
соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся
Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],
Фонд обязательного медицинского страхования[29]. Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и
ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и
специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями,
которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства
или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль,
осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений
непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД
России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-
ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-
ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30]. Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного
подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД
краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и
подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно-
ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии
финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства,
содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в
два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по
отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-
следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя
или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать
установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя,
назначившего ревизию. Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:
выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных
ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др. Для современного этапа развития нашей государственности характерны и
интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и
Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство,
которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе
правового государства[32]. В Договоре закреплены различные цели
государства, к которым, в частности, относится создание единого
экономического пространства для обеспечения социально-экономического
развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных
органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним
относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять
контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного
государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о
доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать
законность полученных доходов и произведенных расходов, а также
рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность
использования имущества Союзного государства[33]. По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету
Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы
Союзного государства, национальные аудиторские организации либо
компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее
запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения
возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной
инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в
рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам. В целях реализации данного Договора разработана Программа действий
двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства,
введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета
Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание
учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд
других мероприятий[34]. Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется
эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является
важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере
финансов. Глава II. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами
финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.
Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда
факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов,
осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований
возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового
контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться
и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов
финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово-
хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более
частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие
задачи. Ревизия — это наиболее действенный метод последующего
контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального
и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной
деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и
финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и
предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и
финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных
резервов. Ревизия отличается от других методов контроля определенной
периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии
оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств
в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к
внешнему контролю. Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится
по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем
ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и
финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического
и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных
документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности. Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются
формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и
внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются,
как правило, справками или докладными записками. Счетная проверка отчетности подразумевает контроль достоверности
бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля,
осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми
органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных
объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных
проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами,
работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата
вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических
проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных
предприятий. Роль счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля
возрастает на современном этапе, когда все большее развитие получают
крупные хозяйственные комплексы — производственные объединения. При этом
исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации
производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой
впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в
целом. Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность
отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции,
прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на
производство и себестоимость продукции и др. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр
финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта
для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. Надзор производится контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой
деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и
нормативов. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля
предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово –
бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным
капиталом и эффективности его использования. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием
предприятия- клиента; неэффективное использование полученной ссуды и
снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий
кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды. 2.2. Ревизия как основной метод финансового контроля. Ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех
финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за
определенный период. При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с
использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки
имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с
которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Это
дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей,
тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать
нарушения. Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике
финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде
всего, бюджетных, проводилась систематически и внезапно. Но ревизия не является продуктом советского планового хозяйства. Еще известный российский реформатор, видный государственный деятель
начала прошлого века С. Ю. Витте объяснял своему ученику Великому Князю
Михаилу Александровичу, что в стране "... в видах большей сохранности
казенных сумм установлены периодические и внезапные ревизии казначейств" В
современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере
востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и
нормативно-правовых документах. Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот
постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит
комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе
документального подтверждения законности производственно-хозяйственной
деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности
определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого
объекта и федерального бюджета. Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других
контрольных органах, образуемых законодательными (представительными)
органами власти субъектов Российской Федерации. Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного
финансового контроля в Российской Федерации" от 25.07.96 № 1095[35]
признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими
контрольными органами комплексных ревизий и тематических проверок
поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах
исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях,
использующих средства федерального бюджета. Правовые документы, регулирующие правоохранительную и
правоприменительную деятельность (Уголовно-процессуальный кодекс, законы о
прокуратуре, милиции и др.), наделяют правом назначения ревизии должностных
лиц, ведущих следствие. Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину
России и его территориальным контрольно-ревизионным органам положениями о
министерстве и названных органах, утвержденными Правительством
Российской Федерации. Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, местного самоуправления. Приведенный перечень можно продолжить. Иными словами, финансовые
ревизии проверки) широко распространены в практике контролирующих органов
именно как основные методы финансового контроля. И по возможностям выявления финансовых нарушений на первом месте,
несомненно, стоит ревизия, что определяется ее финансово-экономическим
содержанием и организационно-правовым оформлением результатов. Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной
деятельности организации. Ревизор начинает свою работу с установления соответствия
осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. Красной нитью всей ревизии становятся вопросы соблюдения финансовой
дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности. Проверяя названные вопросы, невозможно пройти мимо того, как
обеспечивается сохранность денежных средств и материальных ценностей. Все
это непременные условия и факторы выполнения требований законодательства
при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций. В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фактически
убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными
бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений,
проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с
бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение
имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению.
Непременно проверяется правильность образования и расходования
государственных внебюджетных средств. Важным разделом ревизии обычно является проверка операций с основными
средствами и нематериальными активами, инвестиций, т. е. затрат
капитального характера, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по
оплате труда и других расчетов с физическими лицами. Вне внимания ревизора не может остаться формирование финансовых
результатов и их распределение. Я умышленно довольно подробно описал
содержание ревизии, охватываемые ею финансово-хозяйственные операции, чтобы
еще раз подчеркнуть всеобъемлющий характер этого контрольного мероприятия. Естественно, что в ходе ревизии возникает потребность изучить те или
иные вопросы более глубоко. Не исключено и появление возможности в
отдельных случаях не вдаваться во все подробности. Это — дело опыта и
интуиции ревизора. Но оно не отменяет главного: ревизия есть сплошная
проверка всех операций, всех результатов, всех документов, всех фактов.
Только так можно получить обоснованные ответы на поставленные программой
ревизии вопросы. Так обстоит дело с содержанием ревизии, обеспечивающим объективность
ее результатов. С другой стороны, важным условием объективности выступает
сложившаяся организационно-правовая практика оформления результатов
ревизии. Обычно по результатам ревизии составляют акт, который подписывают
и проверяющие, и проверяемые. Понятно, что содержание акта должно отвечать определенным требованиям.
Но основное здесь - именно двусторонность подписи. Она согласованно
подтверждает, что содержание акта ревизии аргументировано, отражает
положение дел на проверяемом объекте. Между проверяющими и проверяемыми,
конечно, могут возникать разногласия. Для их преодоления с целью получить
согласованные подписи или убедительный отказ предусмотрены специальные
процедуры. В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно
значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой
организации. Согласно закону главный бухгалтер несет ответственность за
формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное
представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие
осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской
Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Поэтому ревизия — прежде всего экзамен для бухгалтерской службы
организации. Все сказанное в отношении ревизии соответствует действительности в том
случае, если ревизия проводится так, как описано выше. Но ревизия далеко не
всегда проводится таким образом. Проблема состоит в том, что в стране нет законодательного документа,
который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок
проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы
деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и
возможности проверяемой организации. Не имея обязательных, законом
установленных правил, контрольные органы регулируют и регламентируют свои
действия каждый по-своему, к проверяемым предъявляют требования,
установленные не законом, а ведомственными документами, подчас резко
отличающимися друг от друга и не всегда, мягко говоря, полностью
соответствующими действующему законодательству. В настоящее время можно найти только единичные нормативные документы,
в которых содержатся попытки дать на правовой основе развернутый ответ на
вопрос, что такое ревизия. Одним из них является подготовленная в НИФИ Минфина России инструкция
о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами
Министерства финансов Российской Федерации. Она утверждена приказом Минфина
России от 14.02.2000 № 42н. По заключению Минюста России от 06.05.2000 №
3447-ЭР инструкция не нуждается в государственной регистрации. Другими
словами, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе
Минфина России. Нам такой подход представляется неубедительным. Минфин России обладает
широкими правами в проведении финансовых ревизий и проверок. Эти права
предоставлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими
законодательными актами, положением о министерстве, утвержденным
Правительством Российской Федерации. Установки названной инструкции имеют
по существу государственное федеральное, а не ведомственное значение. Более
того, они могли бы служить образцом для регламентирования контрольных
мероприятий в финансовой сфере другими министерствами, ведомствами,
органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Однако Минюст России с согласия Минфина России принял иное решение и
тем самым вольно или невольно закрепил правовую несостоятельность
существующего положения. Сегодня каждый, кто проводит ревизии и проверки,
включая контрольно-ревизионные подразделения федеральных органов
исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, контрольные
органы власти субъектов Российской Федерации, осуществляет их по своим
правилам и инструкциям. Страдает от этого, прежде всего проверяемая
сторона, права которой заведомо ущемляются. Каждый новый ревизор приходит
со своим "уставом". Открыты возможности для произвольных действий
проверяющих. По большому счету, это противоречит требованиям ст. 45 и 55
Конституции Российской Федерации, гарантирующих государственную защиту прав
граждан и запрещающих издавать документы, умаляющие или ограничивающие эти
права. Страдает и содержание контрольной работы. В условиях, когда субъекты
экономической деятельности, юридические и физические лица, занимающиеся
финансовыми операциями, обретают все большую правовую грамотность и
защищенность, указанный пробел в регламентации государственного финансового
контроля ставит проверяющих в трудное положение, создает возможности для
уклонения от контроля в самых разнообразных формах. Важен и еще один момент. Несмотря на справедливые претензии к излишней
регламентации предпринимательства, его юридическая обеспеченность постоянно
улучшается. Поэтому все чаще усилия контролеров наталкиваются на правовые
барьеры, о возведении которых справедливо заботится общество. Например, ст.
12 и 13 ГК РФ предоставляют возможность оспаривать в суде даже подписанный
ревизуемой стороной акт по результатам контрольного мероприятия. Известно, что сейчас формируется официальная концепция
государственного финансового контроля, соответствующая условиям рыночной
экономики и федеративного устройства нашего государства. Необходимость усиления государственного финансового контроля очевидна
и общепризнанна. Очевидно, и то, что адекватное современным реалиям
правовое обеспечение ревизии является одним из решающих направлений
повышения эффективности контроля. Ревизия — является наиболее действенным методом последующего
контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального
и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной
деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и
финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и
предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и
финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных
резервов. Ревизия отличается от других методов контроля определенной
периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии
оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств
в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к
внешнему контролю. Ревизии подвергается многосторонняя финансово-хозяйственная
деятельность на всех уровнях хозяйственного управления. Это вызывает
необходимость четкой классификации видов ревизии. По охвату проверяемых документов и учетных записей ревизии
подразделяют на сплошные и выборочные, по приемам и способам проведения
различают фактические и документальные. В зависимости от проверяющего
органа ревизии делятся на вневедомственные, внутриведомственные и
внутрихозяйственные. По способу планирования (назначения) различают плановые и внеплановые
ревизии. В качестве разновидности последних целесообразно выделить ревизии,
проводимые по требованию следственных и иных уполномоченных государственных
органов. Такие ревизии выступают не только как форма финансово-
хозяйственного контроля, но и как источник юридических доказательств по
уголовным делам. Ревизии, проводимые по требованию следственных органов, обычно
ограничиваются строго определенными вопросами (участками) финансово-
хозяйственной деятельности. Их основная цель — проверить сохранность
денежных средств и товарно-материальных ценностей, определить реальную
величину материального ущерба, причиненного в результате недостач, растрат,
хищений, приписок в государственной отчетности, других нарушений
государственной дисциплины. . Необходимо заметить, что в судебной практике ревизоры, как правило,
привлекаются судами в качестве свидетелей по уголовным делам, возбуждаемым
на основании ревизионных материалов. По степени охвата вопросов финансово-хозяйственной деятельности
ревизии подразделяются на полные и частичные. Разновидностью последних
следует считать тематические ревизии. Они проводятся органами
межведомственного и внутриведомственного контроля обычно на нескольких
предприятиях для углубленного изучения отдельных хозяйственных явлений,
процессов, показателей. Первостепенное значение имеет классификация ревизий по содержанию
программы контроля на комплексные и некомплектные. Комплексные ревизии охватывают совокупность взаимосвязанных элементов
производственной и финансово-хозяйственной деятельности. В них принимают
участие специалисты разных профилей. Некомплектные ревизии, проводимые одними лишь бухгалтерами-ревизорами,
ограничиваются, как правило, проверкой финансовой деятельности. Такие ревизии оправданы только в бюджетных учреждениях и
других организациях, не осуществляющих непосредственно хозяйственные
операции. Практика показывает, что некомплектные ревизии малоэффективны,
они не вскрывают реального положения дел. При таких ревизиях достоверность
документов редко изучается с помощью встречных проверок у предприятий-
контрагентов, инвентаризаций, контрольных обмеров и других приемов
фактического контроля. Сквозные ревизии являются разновидностью комплексных. Их отличительная
особенность — одновременный охват контролем финансово-хозяйственной
деятельности промышленного объединения и части подведомственных ему
предприятий и организаций. При таких ревизиях на основе сравнительного
анализа достигается наивысшая степень обобщений не только результатов
деятельности отдельных предприятий, но и эффективности управления
объединением (подотраслью, отраслью) в целом. Это обеспечивает наиболее
результативный поиск внутрихозяйственных резервов. Заслуживает внимания практика проведения контрольно-ревизионным
аппаратом финансовых органов сквозных ревизий финансово-хозяйственной
деятельности министерств субъектов Федерации. Комплексные ревизии "были введены в 1965 году с целью устранения
дублирования и параллелизма в работе контрольно-ревизионных органов. Это не
простая сумма проверок отдельных сторон производственной и финансово-
хозяйственной деятельности предприятия (объединения). Охват ревизией
основных участков и показателей этой деятельности — только один из аспектов
комплексности. Она заключается, прежде всего, в системном изучении
экономики предприятия: взаимосвязей между финансово-экономическими
показателями, техникой технологией и организацией производства; сохранности
и эффективности использования производственных ресурсов (денежных,
материально-вещественных, трудовых); соблюдения плановой, отчетной и
финансовой дисциплины. Системность комплексной ревизии проявляется, кроме
того, в максимально возможном сочетании различных методических способов
(приемов) финансово-хозяйственного контроля. Основными чертами комплексной
ревизии являются: системное изучение экономики предприятия, организации и
т. п. во взаимосвязи с технической стороной производства, сохранности
денежных и материальных средств; участие в проведении ревизии специалистов,
способных квалифицированно разбираться в технологии, организации и
экономике производства; применение широкого арсенала средств и приемов
документального и фактического контроля с целью выявления законности,
достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций.
Страницы: 1, 2, 3
|