Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях
Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Тюменский государственный университет Финансовый факультет Кафедра финансов, денежного обращения и кредита Курсовая работа по предмету( Финансы тема( Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях. Руководитель: Пащенко Маргарита Николаевна Автор работы( Чудинова Наталья, гр.1241, 2 курс, дневное отделение, финансовый факультет. Тюмень, 1996. Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях. Содержание. стр. Введение.
...........................................................................2 (. Понятие финансово-промышленных групп и предпосылки их создания.
.............................................3 1.1. Причины появления финансово- промышленных групп.
.............................................3 1.2. Проблемы, решаемые финансово- промышленными группами.
....................................5 1.3. Мировой опыт деятельности финансово- промышленных групп.
............................................6 ((. Структурные элементы финансово-промышленной группы и их взаимосвязь.
................................................9 2.1. Участники финансово-промышленной группы.
........................................................................9 2.2. Структурные элементы формирующихся финансово-промышленных групп. ........................10 2.3. Роль банков в деятельности финансово- промышленных групп.
............................................13 2.4. Классификация финансово-промышленных групп.
.........................................................................14 (((. Финансово-промышленные группы в России: проблемы и перспективы развития.
..............................17 3.1. Первые шаги по созданию финансово- промышленных групп в России.
.............................17 3.2. Финансово-промышленные группы и государственная поддержка.
....................................18 3.3. Создание финансово-промышленных групп в отраслях оборонной промышленности. .................20 3.4. Настоящее и будущее финансово- промышленных групп в России.
..............................22 Заключение.
........................................................................23 Приложение 1.
....................................................................24 Список использованной литературы.
.............................26 Введение. В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит
слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит
образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает
объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики.
Взаимосвязь основных видов капиталов (финансового и промышленного) достигла
такой степени, что их отдельное существование невозможно. В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного
капиталов особенно бурно протекает в последнее полстолетие. Однако в нашей
стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота
финансового от производственного капитала. Но возродившийся бартерный обмен
подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в
своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в
формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только
проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и
преодоления экономического кризиса в нашей стране. Цель данной работы - рассмотреть, что представляют собой финансово-
промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны.
Также нужно подвергнуть анализу объективные условия, вызвавшие острую
необходимость формирования финансово-промышленных групп в нашей стране.
Необходимо также отразить их развитие в России, отметить существующие
проблемы и показать перспективы. Особенно важно при этом руководствоваться
опытом зарубежных стран, где сращивание финансового и промышленного
капиталов происходит уже довольно длительное время. (. Понятие финансово-промышленных групп и предпосылки их создания. Чтобы начать рассмотрение деятельности финансово-промышленных групп и
предпосылок их создания, необходимо ввести определение этого понятия. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 30 ноября 1995
года № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”[1] финансово-промышленная
группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и
дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои
материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о
создании финансово-промышленной группы в целях технологической или
экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и
программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение
рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства,
создание новых рабочих мест. 1.1. Причины появления финансово-промышленных групп. В настоящее время в отечественной экономике возникли определенные
условия, вызывающие необходимость создания финансово-промышленных групп. Структурные сдвиги в промышленности обуславливают активное
перепрофилирование многих предприятий, формирование новых производственных
кооперационных связей; вступили в действие рыночные механизмы
финансирования производителей, обострилась конкуренция, в первую очередь с
импортными товарами. Работа в таких условиях требует реорганизации предприятий, их
технологического перевооружения и соответственно концентрации
инвестиционных ресурсов. Промышленные предприятия вынуждены искать новые формы кооперации,
обеспечивающие возможность реализации долгосрочных производственных
программ. В условиях инфляции перепрофилирование предприятий представляет
значительную трудность с точки зрения привлечения долгосрочных инвестиций.
Слабая договорная дисциплина, неопределенность результатов приватизации,
окончательного перераспределения акций и консолидации контрольных пакетов
делают поведение многих предприятий просто непредсказуемым.[2] Поэтому для предприятий идея формирования относительно стабильных
образований с эффективной внутренней системой управления оказалась
привлекательной. В рамках таких образований производители конечной
продукции питают надежду на улучшение дисциплины и условий поставок
комплектующих изделий, а поставщики надеются на их стабильный сбыт. Также одной из причин, подтолкнувших Правительство к созданию ФПГ,
является недостаток финансовых ресурсов. Возможность повысить таким образом
управляемость ресурсами, изыскать дополнительные средства для
финансирования и развития предприятий, безусловно, привлекательна. Если
будут созданы мощные ФПГ, когда большое количество вопросов можно будет
решать не очень большими деньгами, а их правильным использованием, это даст
реальный шанс смягчить ситуацию в экономике. Что мешает созданию финансово-промышленных групп, привлечению
инвестиций в производственную сферу? Отвечая на этот вопрос, директора
крупных российских предприятий к сдерживающим факторам относят
следующее[3]: отсутствие каких-либо гарантий на случай риска, отсутствие
настоящей собственности на землю, орудия производства; рынка основных
фондов как возможного залога под инвестиции. Влияет также на невыгодность вложения денег в производство инфляция,
отсутствие законов, защищающих инвесторов, нестабильная политическая
обстановка, а в результате этого - неуверенность “держателя денег” в
завтрашнем дне: лучше сделать короткие деньги, конвертировать их и
откладывать. Купи-продай - это российский пик инвестиций. По оценкам самих российских банкиров, главные факторы, сдерживающие
активность финансовых институтов, следующие: отсутствие надежных механизмов
возврата кредитов, сформировавшегося денежного рынка; несовершенство
залогового права, процентной политики ЦБ РФ, системы страхования вкладов;
неподготовленность клиентов к использованию услуг кредитных учреждений, а
специалистов банка - к новому содержанию работы кредитных институтов. Вместе с тем, необходимость участия банков в формировании ФПГ
приобретает все более острый характер в связи с тем, что инвестирование
важных проектов в промышленности, особенно в военно-промышленный комплекс,
требует больших объемов капитала и под силу лишь крупным банкам. Таким образом, при анализе нынешнего состояния промышленных
предприятий становится очевидным, что основной трудностью для них является
привлечение инвестиций. А отсутствие инвестиций не только тормозит подъем
производства, но и способствует его дальнейшему спаду. 1.2. Проблемы, решаемые финансово-промышленными группами. Какие же еще проблемы можно решить с помощью формирования финансово-
промышленных групп? Прежде всего, считает директор межведомственного аналитического центра
А.К.Пономарев[4], это проблема роста издержек производства из-за
неэффективности организационных структур и несовершенства экономических
отношений между предприятиями. Это острейшая проблема для значительной
части промышленности. Далее. Нескоординированная ценовая политика предприятий вызывает рост
цен на конечную продукцию, растут неплатежи. Организационная несвязанность
предприятий при взаимном недоверии увеличивает потребность в кредитах
коммерческих банков под высокие проценты, что еще более взвинчивает цену и
усиливает отток капитала из промышленности в сферу обращения. Для многих предприятий идея ФПГ представляет интерес с точки зрения
решения именно этих проблем. Однако не все придерживаются мнения, что создание финансово-
промышленных групп в нашей стране имеет острую необходимость. В качестве главного аргумента противников ФПГ выдвигается то, что
объединение производства и капитала в крупных масштабах может сильно
навредить климату конкуренции. В будущих ФПГ некоторые видят также мощные
структуры, которые могут использовать свое влияние в целях получения льгот
под неэффективные проекты и производство неконкурентной продукции. И все-таки в России пока голоса “за” звучат убедительнее.
Действительно, объединение капитала и производства дает возможности более
интенсивного развития как индустриального, так и финансового секторов
экономики. Движущая сила создания финансово-промышленных групп - стремление
обеспечить гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-
техническим ресурсам и наиболее надежное и прибыльное размещение капитала. Сейчас сложилась ситуация, когда большая часть товаров на нашем рынке
привезена из других стран, наши мелкие предприятия не могут выдержать
иностранной конкуренции. Финансовый капитал разобщен. Денежные средства не
попадают в производство, а аккумулируются в различных сегментах финансового
рынка (рынок государственных краткосрочных облигаций, валютный рынок, рынок
межбанковских кредитов). Финансовый рынок отделился от производства, а
Центральный банк и Правительство РФ способствуют этому отрыву, поощряя
финансовый капитал к чисто спекулятивным операциям. Гигантская пирамида
государственного долга развращает финансистов, считает Л. Пайдиев.[5] В
1995 г., говорит он, выровняли положение рубля, он постепенно укрепляется.
Однако он не может защитить промышленность, так же как и пошлины и
таможенные барьеры. Фактор иностранной конкуренции на сегодня является
решающим. Мы уже потеряли множество отраслей - бытовую технику,
радиоэлектронику, на очереди машиностроение. Выход в сложившейся ситуации
один - создание крупных структур. Подводя итоги по двум разделам, следует подчеркнуть следующее:
создание финансово-промышленных групп в нашей стране имеет острую
необходимость. Такие структуры способны решить существующие проблемы и
способствовать подъему и последующему развитию отечественного производства. 1.3. Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп. В странах с высоко развитой рыночной экономикой ФПГ играют весьма
важную роль и занимают значительное место в народном хозяйстве. Целью их
создания является стремление эффективно воздействовать на рынок посредством
контроля над производственно-распределительным циклом из одного центра. К
примеру, комплекс “Ривер-Руж”, хозяином которого был Генри Форд, в начале
(( века охватывал весь процесс производства автомобилей - от выплавки стали
до выпуска готовой машины. Особенно интересным является регулирование деятельности ФПГ в развитых
странах, которое может принимать различные формы[6]: 1. Координация деятельности участников посредством холдинговой
компании. Пример - концерн Ф.Флика (ФРГ). В его состав входит 49 компаний,
в т.ч. 17 финансовых. Он представляет собой группировку крупных фирм
олигополистического типа. Концерн располагает собственной банковской
компанией и опирается в своей деятельности на “Немецкий банк”. 2. Роль координатора могут выполнять траст-фонды и банк (группа
Рокфеллера, например). 3. Единство участников ФПГ обеспечивается через взаимное владение
акциями. Такая форма распространена в Японии. Перекрестное владение акциями
предотвращает захват со стороны иностранных капиталистов. Центральный орган
координации деятельности - совещания президентов фирм, проводящиеся
секретно. Закрытость касается даже повестки дня. Взаимоотношения участников ФПГ в развитых странах можно свести к
сотрудничеству и конкуренции. Участие в группе не устраняет возможности
самостоятельного развития фирм, а, следовательно, и конкурентных
противостояний между ими. Состав участников ФПГ с течением времени изменяется. Слияния и
поглощения крупнейших корпораций резко активизировались на Западе в 70 - 90-
х годах. Некоторая часть слияний и поглощений происходит в рамках одной и
той же ФПГ. Обосновывая обязательность ФПГ нужно отправляться от особенностей
российского производства и от мирового опыта. Мировая практика ФПГ
показала: финансово-промышленные группы экономически целесообразны. Они
обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и
операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов,
лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение
средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении. Однако применительно к сегодняшней России к формированию ФПГ следует
отнестись осторожно. Неразвитость рыночных отношений и конкуренции в
результате создания таких групп может усугубиться. На Западе они
формировались для того, чтобы ослабить негативные последствия рыночной
стихии и ограничить конкуренцию; в Японии, плюс к тому, - еще и для
предотвращения захвата корпораций иностранным капиталом. У нас такую
мотивацию считать решающей явно нет оснований. Но в то же время формирование ФПГ в России целесообразно. Они служат
обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, то
есть решению проблемы, очень болезненной и важной для отечественной
экономики. Мировая практика свидетельствует, что финансово-промышленные
группы имеют большие возможности в решении не только этой проблемы, но и в
оздоровлении экономики в целом. ((. Структурные элементы финансово-промышленной группы и их взаимосвязь. 2.1. Участники финансово-промышленной группы. Участники финансово-промышленной группы - юридические лица,
подписавшие договор о создании ФПГ, учрежденная ими центральная компания
финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие
ФПГ. В состав ФПГ входят коммерческие и некоммерческие организации, в том
числе иностранные. Исключение составляют общественные и религиозные
организации. Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в
сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных
организаций. В состав участников ФПГ могут входить также инвестиционные институты,
негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие
которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. Финансово-промышленные группы обладают одной характерной особенностью
- это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной
структуры. Исследуя связи и зависимости корпораций по составу пайщиков и их
долям в акционерном капитале, по составу членов правлений, советов
директоров и т.д., по характеру и условиям кредитных сделок, по
систематическим контрактным соглашениям, можно приблизительно очертить
границы той или иной ФПГ. Но нельзя, например, вчинить иск какой-нибудь
ФПГ, такого ответчика не существует. Можно лишь иметь дело с отдельными
фирмами, входящими в группу, но не с группой как таковой. Крайняя запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ
вызвана стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой
основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования
государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную
деятельность. Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто
организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и
промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени
связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Эти связи
складываются посредством системы участия ( в том числе перекрестного
владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных
форм зависимости. 2.2. Структурные элементы формирующихся российских ФПГ. Чтобы выделить основные элементы конкретно отечественных финансово-
промышленных групп, необходимо проследить, как формировались крупные
частные капиталы, так как именно факт наличия капитала является основным в
формировании ФПГ. Слабость государственной власти и законодательства, зачаточное
состояние рыночных институтов, быстрые темпы приватизации и открытия
экономики, неопытность населения создали благодатную обстановку для
спонтанного формирования крупных частных капиталов. Быстрые темпы развития
крупнейших финансовых структур в России - в подавляющем большинстве случаев
результат их тесных связей с государственным сектором и многочисленных
неявных льгот, которые им удается получить от правительства на
индивидуальной основе. Государственный сектор стал своего рода инкубатором
для частных фирм. Льготный, привилегированный доступ к государственным ресурсам стал
необходимым условием успешного развития крупного частного бизнеса. Для банковского сектора России характерен высокий темп рыночных
преобразований. На протяжении 1988 - 1991 гг. он был открытым для входа на
рынок новых участников. Требования к минимальному размеру уставного
капитала были крайне низки, госпредприятия имели большие средства и
становились учредителями “своих” банков. Однако настоящий расцвет банков связан с либерализацией в 1992 году.
Банковский сектор больше всех выиграл от инфляции. Ситуацию усугубили
неэффективная платежная система, неразвитость валютного рынка и
неустойчивый валютный курс рубля. Все это банки использовали в своих
интересах. Постепенное ужесточение контроля в 1993 году со стороны ЦБ РФ,
повышение минимальной величины уставного капитала способствовало
централизации банковского капитала. Только за первые 8 месяцев 1993 г. 73
коммерческих банка (3,5% от их общего числа) были преобразованы в отделения
или дочерние банки[7]. Экспансия крупных банков внутри самого банковского сектора,
формирование сетей столичных банков в регионах - одна из особенностей
нынешнего этапа развития ФПГ. Банки идут на это, чтобы получить доступ к
местным денежным ресурсам, укрепить взаимоотношение с мелкими банками.
Поглощение более мелкого банка расценивается руководством банка как более
эффективные вложения, чем открытие филиала “на пустом месте”. Следует также учесть, что банки имеют более квалифицированный
персонал, чем остальные экономические субъекты. Это позволяет им
формировать собственные инвестиционные стратегии, нацеленные на
приобретение существенной доли в секторах, которые имеют возможности для
роста уже в среднесрочной перспективе. Таким образом, одним из важнейших элементов формирующихся
отечественных финансово-промышленных групп являются банки. Вторая сфера быстрого накопления капитала - торговля. Высокая
прибыльность торгового бизнеса в России связана с огромными различиями в
структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу
после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной. Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем
финансовые, и выступали материнскими компаниями по отношению к последним.
Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные
торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают
собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления
развития. В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых
услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в
приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли. Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних
условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь
основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться
в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение
новых рынков). Кроме того, в современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще
два “типовых” элемента - страховая компания и чековый инвестиционный фонд.
В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления
страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми
ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании
оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения
наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации
легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом). Инвестиционные фонды изначально использовались для аккумуляции
приватизационных чеков (по данным Госкомимущества, на начало 1994 года
фонды собрали около 30% всех выпущенных чеков в России), а впоследствии -
для спекулятивной игры ваучерами. Особенность российского законодательства
потребовала от банков создания дочерних структур для внедрения на этот
новый ранок. Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в
практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части
приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.
Здесь надо учесть, что российское законодательство ограничивает прямые
банковские инвестиции в небанковские предприятия. Способ обхода закона -
учреждение дочерних компаний, в первую очередь инвестиционных компаний и
фондов. В меньшей степени в структуре современных ФПГ распространены такие
преобразования, как, например, фирмы по работе с недвижимостью.
Сравнительно новая тенденция, которая будет усиливаться, - формирование
частных пенсионных фондов. Что касается промышленных предприятий, то фактически финансово-
промышленная группа выбирает приоритетные направления инвестирования на
основе сочетания следующих критериев[8]: 1) уникальность предприятий, их монопольное положение на российском
рынке; 2) продукция предприятия является основной для входящих в ФПГ торговых
компаний; 3) вложения в сектора, дополняющие отраслевую структуру группы; 4) наличие личных связей в секторе, готовность руководителей
предприятий к сотрудничеству с крупным банком; 5) крупная просроченная задолженность предприятий банку: в этом случае
руководство ФПГ надеется совместными усилиями нормализовать обстановку, так
как не видит другого способа вернуть выданные кредиты. На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что
участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные
предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица.
Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому
необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в
формировании и развитии финансово-промышленных групп. 2.3. Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп. В настоящее время основным структурообразующим элементом ФПГ является,
как это уже отмечалось выше, финансово-кредитный институт. Существует даже мнение[9], что по-настоящему эффективными и прочными
могут стать лишь те ФПГ, которые инициированы именно банками, а не группами
промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные
банки малопродуктивны. В связи с этим необходимо преодолеть как можно
скорее отчужденность и недоверие между банками и предприятиями. К числу основных предпосылок и условий активного участия банка в
процессе формирования и развития ФПГ относятся[10]: 1. Непосредственное и активное участие специалистов банка в разработке
концепции и подготовке проектов нормативных актов, направленных на
формирование ФПГ. 2. Активное взаимодействие представителей банка и головной организации
в формируемой компании с руководителями предприятий, включаемыми в ее
состав, уже на этапе подготовки создания ФПГ. 3. Организация в рамках комплекса полного цикла расширенного
воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры с учетом
заинтересованности банков в инвестировании предприятий, имеющих
определенные производственно-технические и организационно-экономические
взаимосвязи. 4. Закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ. 5. Формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего
выпуск и размещение акций компании и входящих в ее состав акционерных
обществ. 6. Непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов
инвестиционных программ. 7. Участие банковских специалистов в проектировании и внедрении
системы управления ФПГ, наличие представителей банка в составе органов
управления компанией (в качестве членов совета директоров, наблюдательного
совета). Таким образом, банки являются необходимым элементом финансово-
промышленной группы и активно участвуют в их создании и развитии, имея на
то объективные предпосылки. 2.4. Классификация финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим
образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ[11]: 1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых
институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении
средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных,
транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых
структур), финансовые компании становятся ядром группы. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них
предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни
по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот
вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных
учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В
сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т.к. банки
избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно
крупные. 2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить
производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и
научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в
технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и
освоению новых технологий. В недалеком прошлом для этих целей создавались
крупные производственно-хозяйственные комплексы, которые могли быть
организационно оформлены в производственные или научно-производственные
объединения, а также путем установления устойчивых кооперационных связей,
оформленных договорными отношениями на основе фондовых нарядов и
разнарядок. Но сегодня государственного финансирования и фондового
материально-технического обеспечения нет. К тому же в результате
акционирования и приватизации предприятий единственной формой хозяйственных
контактов стала система участий, то есть взаимопроникновения акционерной
собственности различных предприятий. Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но
они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и
инвестиционные компании. Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать
промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки.
Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в
составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас
Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел
уставного капитала, который трудно преодолим. Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и
собственно рыночные условия их работы. 3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного
сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых
компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное
финансово-кредитное учреждение. Эти ФПГ ориентированы на предприятия либо государственные, либо
акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности. К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные
администрации в своих краях и областях, желая использовать новую
структурную форму для достижения своих целей. 4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных
соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-
первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого
межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень
российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа
предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее
25%. Однако многие не считают создание ФПГ на базе государственных
предприятий перспективным. Наиболее предпочтителен, полагает заведующий
отделом организации управления собственностью и предпринимательства
Правительства РФ Прохоров В.А.[12], вариант организации ФПГ предприятиями
России и стран СНГ. Это поможет восстановить технологические связи,
погасить взаимную задолженность, установить тесные контакты, прерванные в
последние годы. Можно привести следующие типовые варианты формирования финансово-
промышленных групп: 1. “Инкомбанк”. Крупный, быстро растущий банк, имел систему дочерних
финансовых, инвестиционных, страховых и других компаний, проводящих
согласованную политику на финансовых рынках. С учетом избранных отраслевых
приоритетов банк приобретал значительные пакеты акций различных
предприятий, причем необязательно своих клиентов. Высокая прибыльность
основного банковского бизнеса позволяла финансировать экспансию в
промышленность путем покупки ваучеров и прямых приобретений акций. 2. “Альфабанк”. Сравнительно небольшой банк, контролирующий один из
самых больших в стране чековых инвестиционных фондов. Банковские средства
были инвестированы в основном в интенсивную стартовую рекламную компанию по
аккумуляции чеков населения и начальную деятельность фонда. Текущая
деятельность фонда финансировалась за счет операций на чековом рынке и за
счет операций с акциями приватизированных предприятий. Одновременно
происходило постепенное инвестирование собственных чеков в приватизируемые
объекты. 3. “Биопроцесс” / НИПЕК. Это в гораздо большей степени промышленная
группа, чем предыдущие. “Биопроцесс” - один из первых крупных кооперативов
в стране в области биотехнологий и нефтепереработки. Учрежденная группой
инвестиционная компания НИПЕК стала одним из первых в России акционерных
обществ, активно привлекавших деньги населения. В настоящее время НИПЕК
практически реализует инвестиционную стратегию “Биопроцесса”. За 1993 год
группой были приобретены на чековых аукционах акции около 100 промышленных
предприятий в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также в
секторах гражданского машиностроения. Среди наиболее известных - покупка
примерно 20% акций объединения Уралмаш. Входящий в группу Промышленно-
инвестиционный банк среди прочих функций финансировал приобретение
приватизационных чеков за счет специально полученных межбанковских
кредитов. Обслуживание кредитов осуществлялось за счет текущей прибыли
членов группы. (((. Финансово-промышленные группы в России: проблемы и перспективы развития. 3.1. Первые шаги по созданию финансово-промышленных групп в России. Финансово-промышленные группы - явление сравнительно новое в
российской экономике. Их возникновение свидетельствует о формировании
крупного слоя финансово-экономических отношений. Что удалось на сегодня
сделать по созданию ФПГ? Какова нормативно-правовая база их деятельности? До декабря 1995 года финансово-промышленные группы формировались на
основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г., в котором были
предусмотрены меры государственной поддержки групп и определенные
ограничения. Во исполнение Указа были приняты соответствующие постановления
Правительства 23 мая 1994 г. №508 и 19 июня 1994 г. №707, которые
затрудняли создание ФПГ массой формальных препятствий. Например,
запрещалось включение в группу крупных предприятий с большой численностью
занятых и т.п. 30 ноября 1995 года был принят Федеральный закон РФ “О финансово-
промышленных группах”, основывающийся на уже действующих нормативных актах.
Однако этот закон исключает и заменяет их некоторые положения. Принятие
закона, призванного регулировать деятельность ФПГ, может только
приветствоваться. Учитывая значение ФПГ за рубежом, есть основания
полагать, что в России ФПГ переместятся с горизонта в эпицентр экономики,
чему в немалой степени будет содействовать принятый закон. Однако
некоторые, в частности, кандидат экономических наук В.В.Болотин[13],
считают, что не все острые вопросы нашли отражение в вышедшем в свет
законе, что по ряду направлений не удалось продвинуться вперед и учесть
многие высказываемые в ходе обсуждения замечания. Но тем не менее,
законодательство продвинулось далеко вперед в этой области, и принятие
закона, безусловно, будет способствовать дальнейшему формированию и
развитию финансово-промышленных групп в России. Какие выводы были сделаны по итогам первых лет деятельности ФПГ?
Выводы следующие: 1) Без государственного вмешательства в организацию ФПГ не обойтись.
Но надо до минимума сократить влияние чиновников в этот процесс. 2) Многие ФПГ созданы на базе упраздненных управлений министерств и
ведомств. Это вызывает опасение, т.к. это могут быть дутые, бутафорные ФПГ,
неэффективные для экономики. 3) ФПГ, осуществляющие инвестиционные проекты, могут удачно вписаться
в ситуацию, возникшую после инвестиционных торгов. Сочетание этих процессов
- проведения инвестиционных торгов и создания ФПГ - может принести большую
пользу экономике. В настоящее время все существующие финансово-промышленные группы
отличаются друг от друга, но объединяют их общие направления в совершении
практики формирования ФПГ: 1. Снятие искусственных ограничений на создание эффективных
объединений финансового и промышленного капитала. 2. Разработка механизма оперативной государственной поддержки ФПГ в
приоритетных направлениях. 3. Отказ о льгот и стимулов ФПГ в других промышленных сферах. 4. Подготовка кадров управленцев качественно нового уровня. 5. Выработка единого методологического подхода к государственному
регулированию процессов формирования ФПГ. Таким образом, в нашей стране создана необходимая правовая база по
деятельности финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в
области формирования и развития ФПГ. Надеемся, что существующие недоработки
будут устранены в ближайшее время, и финансово-промышленные группы будут
содействовать стабилизации экономической ситуации в стране. 3.2. Финансово-промышленные группы и государственная поддержка. Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего
интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более
высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и
управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников
ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства. В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ государство
должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не
только о предоставлении дотаций и субсидий. Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и
задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования,
обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер,
могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим
образом[14]: 1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед
участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты. 2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль. 3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении
налогооблагаемой прибыли головного предприятия. 4. Разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее
членам по ценам ниже себестоимости. 5. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на
себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов,
при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. 6. Осуществление экспортно-импортных операций предприятиями-
участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии
гарантии банка-члена ФПГ). 7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных
сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ. 8. Предоставление отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных
платежей при проведении экспортных и импортных операций. 9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с
направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды. 10. Создание фондов ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости, НИОКР) с
направлением в них обязательных отчислений. 11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате
налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную
экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству. Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет
стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие
авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-
промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство
активно содействует процессу формирования и развития ФПГ. 3.3. Создание финансово-промышленных групп в отраслях оборонной промышленности. В результате резкого перехода на новые условия хозяйствования
предприятия оборонного комплекса лишились жесткого государственного
регулирования в сфере производства и обращения. Либерализация цен и, как
следствие, все возрастающая инфляция подорвали инвестиционную активность
предприятий. Также положение усугубляется обвальной конверсией и
стихийностью приватизации на начальном этапе. Средством для преодоления существующих проблем отраслей оборонной
промышленности (ООП) является создание ФПГ. В настоящее время в ООП ведутся
работы по созданию около 20 ФПГ, которые будут межотраслевыми объединениями
финансовых, производственных, торговых структур, нацеленных на выпуск
конкурентоспособной военной и гражданской продукции. Предполагается, что создание ФПГ на базе предприятий ООП[15]: 1) повысит экономическую и финансовую устойчивость предприятий -
членов ФПГ; 2) расширит самостоятельность предприятий ООП, они будут рассчитывать
на свои силы и меньше опираться на поддержку государства; 3) будет способствовать модернизации производства ООП за счет
привлечения банковского капитала; 4) снизит вероятность банкротства предприятий и способствует их выходу
на прибыльную работу; 5) будет способствовать перераспределению управленческих функций.
Часть функций Госкомоборонпрома РФ и Главных управлений способны взять на
себя ФПГ; 6) будет способствовать структурной перестройке экономики ООП,
развитию производственно-финансовых отношений; 7) предотвратит падение производства в ООП, приостановит разрушение
крупных технологических комплексов. При формировании ФПГ на базе предприятий ООП должны учитываться их
особенности, включая необходимость сохранения научного, промышленного и
кадрового потенциала, сохранения и развития мобилизационных мощностей и
т.д. В настоящее время уже созданы и функционируют ФПГ “Уральские заводы”,
“Сокол”, “Скоростной флот”, холдинговые компании - “Ленинец”, “Арсенал”,
“Авиаприбор-холдинг” и корпорации - “Туполев”, Ильюшин” и др.
Активизировалась работа по проектированию ряда международных ФПГ. Благодаря созданию ФПГ в ООП достигается ряд преимуществ, таких как: 1) сохранение технологических и производственных связей между
предприятиями после приватизации и их научно-технического потенциала; 2) возможность привлечения внебюджетных источников финансирования для
осуществления конверсии и диверсификации производства; 3) обеспечение привлечения необходимых финансовых и материальных
ресурсов для налаживания выпуска сложной конкурентоспособной продукции; 4) решение проблемы взаимных неплатежей в рамках создания
интегрированных групп; 5) обеспечение гарантий сохранения и поддержания мобилизационных
мощностей. Наибольшие трудности при формировании и функционировании ФПГ в ООП
обычно связаны с привлечением заемных средств. Имеется два пути привлечения
внебюджетных средств участниками ФПГ - через банки и через фондовый рынок.
Однако четвертая часть российских банков убыточна, а фондовый рынок
находится на стадии своего формирования. Для привлечения иностранных
инвесторов не созданы льготные условия. В то же время за счет создания ФПГ
в ООП может быть обеспечен подъем как в области промышленности, так и в
области накопления капитала. В настоящее время нужно решить возникающие проблемы и устранить
влияние сдерживающих факторов, в частности, снять жесткие ограничения на
образование ФПГ. Тогда можно ожидать повышения взаимной заинтересованности
промышленного и финансового секторов в создании ФПГ, расширения
приватизации банковской сферы, создания элементов правовой инфраструктуры.
В результате может быть осуществлена серьезная структурная перестройка
промышленности. 3.4. Настоящее и будущее развития финансово- промышленных групп в России. На 1 января 1996 г. официально созданы 28 ФПГ, причем часть их
образована по инициативе государства, однако число образований, являющихся
по сути ФПГ, далеко не исчерпывается зарегистрированными. Среди таких, в
частности, группы, созданные вокруг крупных банков. По данным Госкомпрома РФ, на зарегистрированные ФПГ приходится около
190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в финансировании около 4
млрд. долларов. В стадии разработки и согласования находится около 10 проектов, около
100 инициативных групп заявили о желании организовать ФПГ. В состав
действующих 28 ФПГ вошли 450 предприятий и организаций, среди них - 67
финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки, страховые
компании, инвестиционные институты. Общая численность занятых в ФПГ
составляет 2,5 млн. человек. [16] Краткие данные о ряде ФПГ приведены в
приложении 1. Взятый в 1993 г. курс на формирование в российской экономике
интегрированных структур доказывает свою эффективность на фоне всеобщего
спада производства. Анализ результатов деятельности ряда ФПГ позволяет
сделать вывод о положительном влиянии интеграции промышленного и
банковского капиталов на результаты их деятельности. В рамках ФПГ
повышается надежность инвестиционных проектов - более высокий уровень
финансовой, технологической и организационной устойчивости приводит к
снижению инвестиционных рисков. Предприятия ФПГ увеличили объемы
промышленного производства в 1994 г. на 4% по сравнению с 1993г., при этом
на 20% возрос объем реализованной продукции, на 30% - объем экспорта, а
просроченная задолженность сократилась на 15%. в 1995 г. по сравнению с
1994 г. объем промышленного производства по различным ФПГ возрос на 5 -
10%.[17] По прогнозам Госкомпрома, уже в 1997 году в России будет
зарегистрировано 150 финансово-промышленных групп, причем по крайней мере
20 из них будут величинами заметными даже на фоне мировых гигантов[18].
Однако, как считает А. Куц, пока не стоит мыслить слишком глобально. Более
симпатичны проекты поскромнее. Например, Монтажспецбанк объединил вокруг
себя 20 различных промышленных и торговых предприятий, уже занят
выполнением задуманного, хотя пока эта группа не зарегистрирована. Таким образом, возникшие в России финансово-промышленные группы
активно занимаются широкомасштабной деятельностью, приносящей определенные
успехи. Анализируя тенденции развития отечественных финансово-промышленных
групп, можно сделать вывод, что в дальнейшем ожидается увеличение числа
эффективно работающих ФПГ, которые будут способствовать развитию экономики. Заключение. Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый
отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают:
широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных
структур - одно из ключевых направлений выведения российской экономики из
кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах. В настоящее время возникли объективные условия для формирования и
деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся
условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных
предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-
промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса. На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база
по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в
области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при
помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации
в стране. Однако нельзя превращать формирование групп в очередную
волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование
ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий. И последнее. Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ
не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что
идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных
потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво
определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может
дать российской экономике в ее нынешнем состоянии. Будем надеяться на то, что формирование новых организационных структур
в нашей стране, в частности, финансово-промышленных групп, позволит
преодолеть структурный кризис и стать на путь стабилизации отечественной
экономики. Приложение 1. Продолжение. Список использованной литературы. 1. Асламов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные
группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996. 2. Батизи Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция
// Российский экономический журнал, №10, 1994. 3. Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и
государство // Российский экономический журнал, №2, 1995. 4. Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ в отраслях оборонной
промышленности // Финансовый бизнес, №7, 1995. 5. Болотин В.В. Финансово-промышленные группы: возможности, реальность
и нормотворчество // Финансы, №7,1995. 6. Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются // Финансы, №7,
1996. 7. Горбатова Л.В. Банки и промышленность: некоторые аспекты
взаимодействия // ЭКО, №11, 1994. 8. Горбунов А. Формирование финансово-промышленных групп и освоение
новых экономических механизмов // Финансовый бизнес, №9, 1994. 9. Грачева И. Финансово-промышленные группы // Финансовый бизнес, №7,
1995. 10. Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО,
№8, 1994. 11. Дунаев Э.П. Создание финансово-промышленных групп в России //
Вестник Московского университета, серия Экономика, №4, 1994. 12. Калин А. Промышленная политика, организационные преобразования //
Экономист, №10, 1994. 13. Кузьмин А.К. Роль банка в процессе формирования и развития
финансово- промышленных групп // Финансы, №1, 1995. 14. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Образование финансово-
промышленных групп (необходимость, цели и механизмы) // Российский
экономический журнал, №1, 1994. 15. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели
реформирования // Российский экономический журнал, №1, 1993. 16. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Российская приватизация:
слова и дела // Российский экономический журнал, №7, 1993. 17. Куц А. ФПГ: эволюция или принудительная коллективизация //
Финансист, №26, 1995. 18. Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление
финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, №11, 1994. 19. Макаревич Л.Н. Проблемы создания ФПГ в России // Банковское дело,
№12, 1995. 20. Марголит Г. Создание финансово-промышленных групп в России //
Проблемы теории и практики управления, №4, 1994. 21. Меньшикова О., Попова Т. Государственная поддержка ФПГ //
Экономика и жизнь, №33, 1995. 22. Пайдиев Л. Создание ФПГ в России - трудный процесс // Экономист,
№2, 1996. 23. Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес,
№11, 1995. 24. Пономарев А.К. Проблемы и перспективы создания финансово-
промышленных групп // Экономист, №12, 1994. 25. Промышленность и банки: окрепнут ли узы? // Экономика и жизнь,
№37, 1995. 26. Средство смягчения ситуации (интервью с В.А.Прохоровым,
Е.К.Новиковой) // ЭКО, №8, 1994. 27. Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев,
А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1994. 28. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ “О финансово-
промышленных группах” // Финансовая газета, №1, 1996. 29. Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной
структуры в России // ЭКО, №10, 1994. 30. Чибриков Г. О финансово-промышленных группах // Российский
экономический журнал, №2, 1994. [pic] -----------------------
[1] Федеральный закон РФ от 30 ноября № 190-ФЗ “О финансово-промышленных
группах” // Финансовая газета, №1, 1996.
[2] Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных
групп // Экономист, №12, 1994.
[3] Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев,
А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1994. [4] Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных
групп // Экономист, №12, 1994. [5] Пайдиев Л. Создание финансово-промышленных групп в России - трудный
процесс // Экономист, №2, 1996.
[6] Чибриков Г. О финансово-промышленных группах // Российский
экономический журнал, №2, 1994.
[7] Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной
структуры в России // ЭКО, №10, 1994.
[8] Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной
структуры в России // ЭКО, №10, 1994.
[9] Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-
промышленных групп // РЭЖ, №11, 1994.
[10] Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес, №11,
1995.
[11] Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО, №8,
1994. [12] Средство смягчения ситуации (интервью с В.А.Прохоровым,
Е.К.Новиковой) // ЭКО, №8, 1994. [13] Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются // Финансы, №7,
1996, с. 8.
[14] Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и
государство // Российский экономический журнал, №2, 1995.
[15] Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ в отраслях оборонной
промышленности // Финансовый бизнес, №7, 1995.
[16] Асламазов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные
группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996, с. 66.
[17] Асламазов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные
группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996, с. 68.
18 Куц А. ФПГ: эволюция или принудительная коллективизация // Финансист,
№26, 1995.
|