Финансовое планирование и управление в бюджетных учреждениях
Суть управленческого учета заключается в принятии обоснованных
решений на основе бухгалтерских данных. А для обеспечения эффективности управленческих
решений важно наличие достоверной и своевременной информации предварительного и
текущего контроля, для наиболее раннего диагностирования негативных тенденций.
Сегодня особую актуальность приобретает способ финансирования,
ориентированный на конкретный результат. Государство должно не выделять
средства на содержание, а вкладывать их – т.е. иметь возможность выбора. Зная
затратность, учреждения могут участвовать в конкурсе на выделение именно им
финансирования. У отраслевого министерства будет финансовый документ для
прогнозирования рисков вложения, оно сможет реально оценить, в каком учреждении
экономически целесообразно обучать, например, экономиста, а в каком – юриста,
учитывая оптимальность произведенных расходов с учетом достигнутого уровня качества.
Подводя итог первой главы, следует сказать следующее. Финансовое
планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и
плановых показателей (нормативов) по обеспечению развития учреждения
необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой
деятельности в будущем.
Универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно
применяться в различных бюджетных учреждениях, нет. Но есть методы, с
использованием которых могут быть построены системы управления бюджетным
учреждением. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и
процессов, позволяющую создать описание того, как бюджетное учреждение должно
работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать
как набор инструкций (алгоритм).
2.1 Общая характеристика
Верховного Совета РХ
Верховный Совет
РХ является постоянно действующим высшим представительным и единственным
законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Верховный
Совет осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов
Президента Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, Закона
Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» и иных законов
Республики Хакасия.
Верховный Совет Республики Хакасия
состоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно
или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком
на четыре года. 38 депутатов избираются по республиканскому избирательному
округу в составе списка кандидатов от соответствующего избирательного объединения,
который был допущен к распределению депутатских мандатов в Верховном Совете Республики
Хакасия, и 37 – по одномандатным избирательным округам.
Верховный Совет РХ избирает Председателя
Верховного Совета РХ, его заместителя и формирует на своём заседании в порядке,
определяемом Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, Президиум
Верховного Совета Республики Хакасия, состоящий из председателей комитетов
(комиссий) в составе не более одной пятой от установленного общего числа
депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Кроме этого Верховный Совет избирает
своего представителя в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и формирует Контрольно-счетную палату Республики Хакасия.
Структура Верховного Совета РХ
представлена в Приложении 1.
Полномочия Верховного Совета Республики
Хакасия устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия и могут
быть изменены только путём внесения соответствующих поправок в Конституцию
Российской Федерации и (или) пересмотра её положений, путём принятия новых
федеральных законов, Конституции Республики Хакасия и законов Республики
Хакасия, либо путём внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти
действующие акты.
В области бюджетного устройства и
бюджетного процесса Верховный Совет РХ осуществляет законодательное
регулирование и обладает следующими бюджетными полномочиями, утвержденными
Законом Республики Хакасия «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
Республике Хакасия» от 1 июля 2003 года №44 с последующими изменениями:
-
рассматривает прогноз консолидированного бюджета Республики
Хакасия, рассматривает и утверждает республиканский бюджет, бюджеты
территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Хакасия,
изменения и дополнения, вносимые в них;
-
рассматривает и утверждает отчеты об исполнении республиканского
бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов
Республики Хакасия, осуществляет контроль за исполнением;
-
утверждает программы социально-экономического развития Республики
Хакасия и отчеты об их исполнении;
-
утверждает долгосрочные целевые программы и отчеты об их
исполнении;
-
вводит региональные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок
по ним и предоставляет налоговые льготы в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
-
распределяет доходы от федеральных, региональных налогов и сборов,
иных доходов республиканского бюджета между республиканским бюджетом и местными
бюджетами в соответствии с действующим законодательством;
-
разграничивает полномочия по осуществлению расходов между
республиканским бюджетом и местными бюджетами;
-
устанавливает порядок и условия предоставления финансовой помощи
из республиканского бюджета местным бюджетам;
-
формирует и определяет правовой статус собственных контрольных
органов, осуществляющих контроль за исполнением республиканского и местных
бюджетов;
-
устанавливает порядок образования и деятельности территориальных
государственных внебюджетных фондов Республики Хакасия;
-
устанавливает порядок образования, использования и отчетности за
использованием средств целевых бюджетных фондов Республики Хакасия;
-
определяет перечень государственных внутренних заимствований
Республики Хакасия;
-
устанавливает размер части прибыли республиканских унитарных
предприятий, отчисляемой в республиканский бюджет;
-
осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации, иными правовыми актами бюджетного законодательства
Российской Федерации, Республики Хакасия.
Правовое,
организационное, аналитическое, финансовое и материально-техническое
обеспечение деятельности Верховного Совета РХ, его Президиума, комитетов,
депутатов Верховного Совета РХ осуществляет Аппарат Верховного Совета РХ,
который возглавляет руководитель Аппарата Верховного Совета РХ.
Аппарат
Верховного Совета является постоянно действующим органом Верховного Совета РХ.
И он не прекращает свою деятельность с окончанием срока полномочий депутатов
Верховного Совета РХ очередного созыва. Аппарат осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с Аппаратом Правительства РХ, управлениями и отделами
Государственной думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, органами
государственной власти субъектов РФ и Республики Хакасия, органами местного
самоуправления РХ, а также общественными организациями и объединениями.
Структура
Аппарата Верховного Совета РХ представлена в Приложении 2.
Финансовое
обслуживание деятельности Верховного Совета РХ, его Президиума, Аппарата
обеспечивается бухгалтерией Аппарата за счет средств, предусмотренных
республиканским бюджетом Республики Хакасия.
Деятельность
бухгалтерии осуществляется на основе текущего и перспективного планирования,
сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и
коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за
надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных поручений
главного бухгалтера.
В своей
деятельности бухгалтерия руководствуется Конституцией РФ, действующим
законодательством РФ; Бюджетным, Налоговым, Трудовым, Административным и
Гражданским кодексами, нормативными правовыми актами и методическими материалами
по вопросам бухгалтерского учета РФ, Конституцией РХ, действующим
законодательством РХ, постановлениями и Регламентом Верховного Совета РХ, его
Президиума, относящимися к профилю работы бухгалтерии, распоряжениями Председателя
Верховного Совета РХ и руководителя Аппарата Верховного Совета РХ, Положением
об Аппарате Верховного Совета РХ, Положением о бухгалтерии Аппарата Верховного
Совета РХ.
Деятельность
бухгалтерии осуществляется на основе текущего и перспективного планирования,
сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и
коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за
надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных
поручений главного бухгалтера.
Основой
финансового планирования бюджетной организации является смета расходов. Несмотря на то, что
бюджетные организации всегда жили «по смете», законодательно определенного понятия
сметы не существовало. В 2008 году в Бюджетный кодекс РФ это понятие было
введено. Статья 161 БК РФ гласит, что на основании бюджетной сметы, которая
ведется согласно БК РФ, бюджетное учреждение расходует бюджетные средства.
Бюджетная
смета, по определению статьи 6 БК РФ, – это документ, который устанавливает
лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии с
классификацией расходов бюджета. Где под лимитом бюджетных обязательств
подразумевается объем прав бюджетного учреждения в денежном выражении на
принятие бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.
Бюджетная
смета расходов – это особая форма финансового плана, определяющая объем и
целевое направление использования средств для содержания организаций или
проведения каких-либо мероприятий.
Чтобы
спланировать расходы в предстоящем финансовом году, финансовому органу,
отвечающему за составление проекта любого бюджета, необходимо знать прогноз
предстоящих расходов. Для этого на этапе составления проекта соответствующего
бюджета бюджетные учреждения – участники бюджетного процесса определяют свои
потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и
принимаемых обязательств и отражают их в проекте бюджетной сметы. Обоснование
бюджетных ассигнований (на очередной финансовый год и плановый период) они
подтверждают расчетами и, как правило, пояснительной запиской, т. к. никто
лучше самого бюджетного учреждения не знает свои нужды и потребности. Все эти
данные бюджетное учреждение представляет главным распорядителям.
Статья 158 БК
РФ законодательно закрепляет за главными распорядителями право планировать
соответствующие расходы бюджета. На этом основании главные распорядители
обобщают сведения из проектов бюджетных смет своих подведомственных учреждений
и с учетом собственных потребностей передают их финансовому органу в качестве
обоснования бюджетных ассигнований.
Кроме того,
статья 221 «Бюджетная смета» БК РФ предусматривает, что смета бюджетного
учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным
распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится.
Однако необходимо, чтобы порядок непременно соответствовал общим требованиям,
устанавливаемым Министерством Финансов России.
До 1 января
2008 года такого документа Минфина России не существовало. Впервые общие
требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет главное
финансовое ведомство утвердило приказом от 20 ноября 2007 года №112н «Об общих
требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет
бюджетных учреждений». Данный документ представляет несомненный интерес, как
для бюджетных учреждений, так и для главных распорядителей бюджетных средств.
Тем более что согласно статье 161 БК РФ, Положения, установленные БК РФ, относящиеся
к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти
(государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы)
и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Сметы
различают по уровню обобщения затрат согласно задачам сметного планирования и
финансирования административно-территориальных образований и страны в целом.
В
финансово-бюджетном хозяйстве используются:
-
индивидуальные
сметы учреждений;
-
общие
сметы расходов;
-
сметы
расходов на централизованные мероприятия;
-
сводные
сметы.
Основу
сметного планирования и финансирования составляет нормативный метод определения
расходов.
Нормирование
позволяет:
-
обеспечить
равные финансовые условия деятельности типичным организациям;
-
влиять
на структуру расходов для более рационального их распределения;
-
определить
научно обоснованный уровень расходов по отдельным видам и статьям;
-
определить
уровень и структуру доходов организаций.
Основой анализа исполнения сметы расходов в Верховном Совете является
отчет об исполнении бюджета. Данный отчет утвержден в форме закона Республики
Хакасия «Об исполнении республиканского бюджета РХ за 2008 год» от 30.06.2009 г.
№38-ЗРХ.
Представим исполнение сметы расходов по годам в виде таблицы.
Причем в данной таблице проследим динамику планирования расходов по различным
статьям за 2007, 2008 и 2009 годы.
Таблица 2. Исполнение сметы расходов по годам
|
Запланировано в смете
расходов
|
Утверждено в законе о
бюджете
|
Исполнено
|
Отклонения
|
Наименование
|
2007
|
2008
|
2009
|
2007
|
2008
|
2009
|
2007
|
2008
|
2009
|
2007
|
2008
|
Оплата труда и
начисления на оплату труда
|
30365
|
37167
|
44316
|
30365
|
37167
|
44316
|
27739
|
36936
|
-
|
-2626
|
-231,3
|
Заработная плата
|
23830
|
30216
|
35692
|
23830
|
30216
|
35692
|
22432
|
30016
|
-
|
-1398
|
-200
|
Прочие выплаты
|
300
|
477
|
700
|
300
|
477
|
700
|
248
|
450
|
-
|
-52
|
-27
|
Начисления на оплату
труда
|
6235
|
6474,3
|
7924
|
6235
|
6474,3
|
7924
|
5059
|
6470
|
-
|
-1176
|
-4,3
|
Приобретение услуг
|
7590
|
11799
|
12791
|
7590
|
11799
|
12791
|
5925
|
10780
|
-
|
-1665
|
-1019
|
Транспортные услуги
|
550
|
600
|
665
|
550
|
600
|
665
|
378
|
490
|
-
|
-172
|
-110
|
Услуги связи
|
1020
|
1083
|
1200
|
1020
|
1083
|
1200
|
825
|
937
|
-
|
-195
|
– 146
|
Коммунальные услуги
|
620
|
650
|
800
|
620
|
650
|
800
|
344
|
473
|
-
|
-276
|
-177
|
Услуги по содержанию
имущества
|
1000
|
2505,4
|
2700
|
1000
|
2505,4
|
2700
|
800
|
2150
|
-
|
-200
|
-355,4
|
Прочие услуги
|
4400
|
6960,7
|
7426
|
4400
|
6960,7
|
7426
|
3578
|
5760
|
-
|
-822
|
-1200
|
Безвозмездные и
безвозвратные перечисления организациям
|
8724
|
_
|
_
|
8724
|
_
|
_
|
7798
|
_
|
-
|
-926
|
-
|
Прочие расходы
|
460
|
390
|
590
|
460
|
390
|
590
|
411
|
370
|
-
|
-49
|
-20
|
Поступления
нефинансовых активов
|
3900
|
7297,6
|
6550
|
3900
|
7297,6
|
6550
|
3746
|
7018
|
-
|
-154
|
-279,6
|
Увеличение стоимости
основных средств
|
1400
|
4271
|
1550
|
1400
|
4271
|
1550
|
1173
|
4121
|
-
|
-227
|
-150
|
Увеличение стоимости
материальных запасов
|
2500
|
3026,6
|
5000
|
2500
|
3026,6
|
5000
|
2573
|
3100
|
-
|
+ 73
|
+ 73,4
|
Пособия по социальной
помощи гос. служащим
|
_
|
_
|
3000
|
_
|
_
|
3000
|
_
|
_
|
-
|
-
|
|
Итого расходов
|
51039
|
58654
|
67247
|
51039
|
58654
|
67247
|
45619
|
52789
|
-
|
5420
|
5865
|
Из таблицы 2 видно, что при жесткой экономии бюджетных средств,
Верховный Совет РХ в 2007 году сэкономил денежные средства в сумме 5 420
тысяч рублей, что составляет 10,62% от суммы, утвержденной в Законе о бюджете
на 2007 год. В 2008 году экономия составила 5 865 тысяч рублей, что
соответственно составляет 10% от суммы, утвержденной в Законе о бюджете на 2008
год.
Нужно отметить, что в 2008 и 2009 году наблюдается увеличение
объема финансирования расходов Верховного Совета РХ. Если рассматривать
процентные соотношения, то ситуация следующая:
-
в
сопоставлении с 2007 годом, в 2008 году увеличение суммы расходов из
республиканского бюджета составило 12,98%;
-
в
сопоставлении с 2008 годом, в 2009 году увеличение суммы расходов из
республиканского бюджета составило 12,78%.
Если
проследить динамику финансирования в разрезе статей расходов, то анализ
следующий:
Приоритетным
направлением по объему финансирования расходов являются расходы на Оплату труда
и начисления на оплату труда. Объем финансирования по годам следующий: в 2007
году – 30 365 тыс. руб.; в 2008 году – 37 167 тыс. руб.; в 2009 году в бюджете
заложена сумма 44 316 тыс. руб. Удельный вес от общего финансирования
составил соответственно: 60,8%; 69,97%; 65,9%.
По статье
«Увеличение стоимости основных средств» объем финансирования составляет: в 2007
году – 1 173 тыс. руб.; в 2008 году – объем расходов, запланированный
Верховным Советом, увеличивается до 4 271 тыс. руб.; в 2009 году –
1 550 тыс. рублей. Увеличение расходов по данной статье в 2008 году было
связано с запланированным ремонтом зала заседаний Верховного Совета РХ, а
именно с заменой и модернизацией мебели, оборудования, электронной системы сопровождения
заседаний, в соответствии с проектно – сметной документацией на ремонт.
В 2007 и 2008 году был допущен перерасход по статье «Увеличение
стоимости материальных запасов» на 73 тыс. рублей и 73,4 тыс. рублей
соответственно. В данной статье предусматриваются расходы на оплату
горюче-смазочных материалов, з/частей и комплектующих к компьютерной и
оргтехнике, расходных материалов для фотопринтера, копировального аппарата и
ризографа, различных хозяйственных расходов, приобретение бланков и буклетов. Т.е.
все те расходы, которые не регламентированы, т. к. на протяжении всего
времени планировались на основе затрат в предыдущем году, в отличие от других
расходов, планирование которых было основано на тарифах, либо на сметах
расходов, которые просчитывали проектные организации, либо установленных
нормативными актами.
Из приведенной таблицы 2 также видно, что по отдельным статьям
расходов денежные средства не выделялись вообще.
Подводя итог
второй главы, следует сказать следующее. Анализируя систему финансового
планирования в Верховном Совете РХ, пришли к выводу, что финансовое
планирование и управлении осуществляется на основе следующих федеральных
законов и норм: Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации,
приказов Министерства финансов РФ, на основе бюджета на очередной финансовый
год, Законах Республики Хакасия, постановлениях Правительства РХ и Президиума
Верховного Совета РХ, приказами, распоряжениями Министерства финансов РХ и
другими нормативными актами.
Как правило, в начале
нового финансового года каждое бюджетное учреждение пересматривает политику
планирования расходов, которой пользовалось в течение предшествующего отчетного
периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения.
Поэтому при планировании расходов руководству Аппарата Верховного Совета РХ и
бухгалтерии следует подумать о разработке нормативов обеспеченности
материальных запасов сотрудников Аппарата, для того, чтобы избежать перерасхода
по данной статье.
2.3 Анализ планирования
расходов в Верховном Совете РХ
Смета
Верховного Совета РХ утверждается на бюджетный (календарный) год и выражает
годовой свод расходов по статьям затрат. Как правило, бухгалтерия Верховного
Совета РХ в третьем квартале составляет и предоставляет бюджетную заявку на
очередной финансовый год, которую затем подает на утверждение главному
распорядителю бюджетных ассигнований. Данная заявка составляется на основе
прогнозируемых объемов, а также с учетом исполнения сметы расходов отчетного
периода.
Бюджетная заявка составляется в разрезе кодов бюджетной
классификации с приложением расчетов по каждому направлению расходования
средств.
На основании бюджетной заявки формируется смета бюджетной
организации. Реально на сегодняшний день Верховный Совет составляет смету
расходов, которая по своей сути является плановым документом, определяющим
объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых
непосредственно из бюджета.
Рассмотрим процесс планирования расходов Верховного Совета РХ в
2007 году.
На
рассмотрение Председателю Верховного Совета РХ главным бухгалтером была
представлена смета расходов Верховного Совета РХ на 2007 год. По расчетам
учреждения на его содержание в 2007 году необходимо 51 039 тыс. руб. В том
числе ФОТ 23 830 тыс. руб.
В таблице 3
представлены некоторые статьи и суммы расходов, запланированных бухгалтерией
Верховного Совета РХ, на 2009 год.
Таблица 3. Смета расходов на 2009 год
Наименование статьи
|
Код статьи
|
УТВЕРЖДЕНО
|
Всего тыс. руб.
|
В том числе по
кварталам
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Оплата труда и
начисления на оплату труда
|
210
|
30365
|
6745
|
13657
|
4580
|
5383
|
Заработная плата
|
211
|
23830
|
5295
|
10742
|
3550
|
4243
|
в том числе Оплата труда
гражданских служащих (аппарат)
|
0 05
|
15380
|
3215
|
7060
|
2585
|
2520
|
(председатель)
|
0 24
|
990
|
250
|
282
|
255
|
203
|
(депутаты)
|
0 25
|
7460
|
1830
|
3400
|
710
|
1520
|
Услуги связи
|
221
|
1020
|
170
|
250
|
300
|
300
|
Услуги по содержанию
имущества
|
225
|
1000
|
20
|
100
|
680
|
200
|
К
представленной на утверждение смете прикладываются обоснованные расчеты, т.е.
прикладывается расшифровка сметы расходов на содержание Верховного Совета РХ на
2009 год. Данная расшифровка очень важна, так как именно при помощи этих
документов устанавливается необходимость расходов Верховного Совета,
определяются и уточняются их права и обязанности по использованию денежных
фондов.
Рассмотрим расшифровку статей расходов, представленных в таблице 3.
Согласно смете расходов на 2009 год, на услуги связи запланировано
выделить 1020 тысяч рублей. Расчет расходов на услуги связи на 2009 г.
представлен в таблице 4.
Таблица 4. Расчет расходов на услуги связи на 2009 год
Код
|
Перечень услуг
|
Сумма (тыс. руб.)
|
221
|
Сотовая – 3,0 × 3
(номера) × 12 (месяцев) = 108 тыс. руб.
|
1020
|
Спутниковая – 1,0
× 12 (месяцев) = 12 тыс. руб.
|
Междугородняя – 12
× 12 (месяцев) = 144 тыс. руб.
|
Городская связь – 23
× 12 (месяцев) = 276 тыс. руб.
|
Услуги Интернета – 15
× 12 (месяцев) = 180 тыс. руб.
|
Фельдъегерская связь – 4,0
× 12 (месяцев) = 48 тыс. руб.
|
Франкировальные услуги –
18 × 12 (месяцев) = 216 тыс. руб.
|
Почтовые расходы – 3
× 12 (месяцев) = 36 тыс. руб.
|
Услуги связи на территории РФ осуществляются на основании договора
об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским
законодательством, а именно в соответствии с Федеральным законом «О связи» от
07.07.03 №126-ФЗ. Отношения между пользователями услуг связи и оператором связи
регламентируются в заключенных договорах. Обязательным приложением к договору
на оказание услуг связи является тарифный план, на основании которого
оказываются данные услуги. В соответствии с этим, расчет в таблице 4, суммы
расходов на услуги связи складывается:
-
суммы
расходов в соответствии с выбранным тарифным планом, предлагаемым компанией,
оказывающей услуги связи;
-
суммы
расходов за услуги связи за предыдущий период, а именно за 2008 год.
Согласно смете расходов на 2009 год (см. таблица 3), на услуги по
содержанию имущества запланировано выделить 1000 тыс. руб. Расчет расходов на
услуги по содержанию имущества на 2009 г. представлен в таблице 5.
Таблица 5. Расчет расходов на услуги по содержанию имущества
Код
|
Перечень услуг
|
Сумма (тыс. руб.)
|
225
|
Оплата за модернизацию
компьютерной техники – 20 шт. × 10,0 = 200 тыс. руб.
|
1000
|
Оплата текущего ремонта
оборудования и инвентаря – 350 тыс. руб.
|
Техобслуживание и
ремонт автотранспорта – 350 тыс. руб.
|
Текущий ремонт
помещений (побелка, покраска) – 150 тыс. руб.
|
Ремонт комнаты отдыха –
150 тыс. руб.
|
Текущий ремонт
кабинетов 15 × 100,0 = 1500 тыс. руб.
|
Сумма расходов на услуги по содержанию имущества, представленного
в таблице 5, планируется только на основе расходов за предыдущий период, а
именно за 2008 год.
Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес в составе сметы
занимают расходы на заработную плату.
Расчет оплаты труда государственных служащих Аппарата Верховного
Совета РХ осуществляется на основании:
-
Закона
Республики Хакасия «О государственных должностях Республики Хакасия и
государственной гражданской службе Республики Хакасия» от 28 февраля 2008 года №9-ЗРХ;
-
Постановления
Президиума Верховного Совета Республики Хакасия «Об утверждении Положения о
порядке определения денежного содержания и материального стимулирования
государственных гражданских служащих Аппарата Верховного Совета Республики
Хакасия» от 16 мая 2007 года №126-п.
-
и
других нормативных актов РФ в области начисления заработной платы.
Необходимо отметить, что размеры должностных окладов гражданских
служащих законодательных и исполнительных органов государственной власти
Республики Хакасия определяются относительно оклада Председателя Правительства
РХ. Согласно статьи 15, Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики
Хакасия на 2009 год»» от 25.12.2008 г. №78-ЗРХ, с 1 января 2009 года
должностной оклад Председателя Правительства РХ определяется в размере
15 435 рублей. Кроме выше перечисленного, расходы по статье 211
основывается на штатном расписании и фактических выплатах в предшествующем
году.
Оплата труда
гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным
средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной
служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Как наглядно
видно из штатного расписания, денежное содержание в Верховном Совете РХ состоит
из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им
должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в
соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые
составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также
из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К
дополнительным выплатам в Аппарате Верховного Совета РХ относятся:
1)
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе
в размерах:
при стаже
гражданской службы в процентах
от 1 года до
5 лет – 10%
от 5 до 10
лет – 15%
от 10 до 15
лет – 20%
свыше 15 лет
– 30%
2)
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской
службы. Под особыми условиями понимается совокупность должностных прав и
обязанностей, ответственности гражданского служащего и необходимости строгого
соблюдения ограничений, связанных с гражданской службой.
Наряду с этим
учитывается:
-
сложность
и напряженность профессиональной служебной деятельности;
-
специальный
режим работы;
-
инициативность
и творческий подход к выполняемой работе;
-
проведение
работы, отличающейся новизной, большим объемом, оперативностью исполнения.
3) премии за
выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется
представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного
органа, исполнения должностного регламента;
При
планировании прочих выплат по статье 212 бухгалтер руководствуется планом
повышения квалификации на будущий год, учитывает количество матерей,
находящихся в отпуске по уходу за ребенком по достижении им 1,5 лет,
предусматривает количество командировок, исходя из предыдущего года. Кроме
того, на Верховном Совете РХ лежит обязанность уплачивать единый социальный
налог (взнос). Порядок и условия его уплаты установлены главой 24 Налогового
кодекса РФ.
Расходы по
начислениям на оплату труда тоже регламентируются Налоговым Кодексом РФ и
другими нормативными актами РФ.
Таблица 6. Расчет расходов по начислению ЕСН.
Наименование статьи
|
Код
|
УТВЕРЖДЕНО
|
Всего тыс. руб.
|
В том числе по
кварталам
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
начисления на оплату
труда (ЕСН) включая тарифы на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний
|
213
|
6235
|
1390
|
2815
|
940
|
1090
|
В качестве примера, в Приложении 3 приведен расчет фонда
заработной платы некоторых работников Аппарата Верховного Совета РХ на 2009
год.
Затем просчитываются и другие статьи расходов с учетом предложений
структурных подразделений Аппарата Верховного Совета РХ, и все это сводится в
смету расходов.
Данная смета,
после утверждения Председателем Верховного Совета РХ направляется на
рассмотрение и включение в Бюджет РХ Правительству РХ.
В Законе РХ
«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2009 год» от 25 декабря 2008 г.
№78-ЗРХ четко представлено распределение расходов республиканского бюджета на
2009 год по разделам, подразделам, целевым статьями видам расходов
функциональной классификации расходов бюджетов РХ, в том числе и для Верховного
Совета.
На основании
сделанных выводов предлагается следующее:
1. Система сметного
планирования, основанная на затратном принципе, создает трудности на пути
совершенствования управления бюджетными финансами, что и определяет
необходимость ее реформирования.
2. При
составлении бюджетным учреждением сметы расходов и доходов в нее должен быть заложен
тот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленных
перед бюджетным учреждением целей и задач, то есть конечных результатов его
деятельности на определенный период.
3. В
сложившихся условиях усилить роль и значение среднесрочного финансового
планирования. Это необходимо по нескольким причинам.
Во-первых,
удлинение горизонта бюджетного планирования необходимо для целей
макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики. Необходимо видеть
параметры доходов, расходов, дефицита бюджета, которые влияют на многие условия
развития экономики.
Во-вторых, в
сфере общественных финансов невозможно ставить цели, задачи, результаты
деятельности, как минимум, трехлетней перспективы. При годовом горизонте
планирования любой администратор бюджетных средств думает об одном: как бы
освоить выделенные ассигнования и не потерять, а еще лучше нарастить их в
следующем году. Среднесрочное финансовое планирование – необходимая предпосылка
для реструктуризации бюджетного сектора и внедрения методов бюджетного
планирования, ориентированного на результаты.
В-третьих,
среднесрочное финансовое планирование повышает эффективность администрирования
расходов. Появляется возможность для заключения долгосрочных государственных контрактов,
решения хронической для российских бюджетов проблемы остатков средств на счетах
за счет обмена ассигнованиями, предусмотренными на разные годы трехлетнего
цикла, повышения равномерности расходования средств.
Именно
поэтому среднесрочное финансовое планирование давно стало общепризнанной
практикой. Оно заявлено и в действующей редакции Кодекса. Однако статья о
перспективном финансовом плане до недавнего времени реально не применялась.
Перспективный финансовый план носил справочно-аналитический характер и не был
жестко увязан с проектом бюджета. И только с 2005 года на федеральном уровне
началась интеграция перспективного финансового плана в обычный, регулярный
бюджетный процесс, когда первый год перспективного финансового плана является
проектом бюджета на очередной год, а остальные проектировки задают
предсказуемые параметры расходов и доходов на следующие два года.
В смету
бюджетного учреждения должны быть включены только те обязательства, которые
требуют заключения трудовых соглашений или государственных контрактов. Их
предлагается выделить в группу обязательств по оказанию государственных услуг,
понимаемых в широком смысле как деятельность органов власти и подведомственных
им учреждений.
По каждому
ассигнованию, обеспечивающему оказание государственных услуг, должно стоять
государственное или муниципальное задание. Каждый распределитель бюджетных
средств, каждое бюджетное учреждение должно показывать в явном виде, ради чего
предоставлены те или иные права на принятие бюджетных обязательств и
соответственно принесли ли она ожидаемый результат.
Каждое
бюджетное ассигнование, с одной стороны, выражает расходные обязательства,
выражает полномочия, нормативно-правовую базу деятельности органов власти. С
другой стороны, для каждого бюджетного ассигнования сформулировано
государственное (муниципальное) задание. Это и есть бюджетирование,
ориентированное на результаты.
Таким
образом, изложенные выводы и предложения позволят повысить эффективность
формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения,
достичь поставленных перед ним целей и задач на определенный период.
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая, вторая, третья).
3.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации. // СЗ РФ. – 1998. – №31. – ст. 3823.
4.
Федеральный
закон от
15.08.1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»:
в ред. от 23 дек. 2004 г. // Там же. – 1996. – №34. – ст. 4030.
5.
Конституция Республики Хакасия.
6.
Закон Республики Хакасия «О
Верховном Совете Республики Хакасия» от 19.09.1995 года №46.
7.
Закон
Республики Хакасия «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике
Хакасия» от 01.07.2003 года №44-ЗРХ.
8.
Приказ
Минфина
«Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных
смет бюджетных учреждений» от 20.11.2007 года №112-Н.
9.
Амборский В.И.,
Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных
учреждениях. – М.: 2005. – 234 с.
10. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное
пособие. – М.: КОНРУС, 2005. – 251 с.
11. Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А, Финансовое планирование
и анализ в бюджетных учреждениях. – М.: 2005. – 420 с.
12. Малинина Е.А. Смета бюджетного
учреждения в определении бюджетного законодательства. // БиНо: Бюджетные
учреждения, 2009 – №3.
13. Мирошкин Н.П. Финансы бюджетных
учреждений: Учебное пособие. – Ижевск: ИЭ Уральского отделения РАН, 2005. – 111 с.
14. Панков Д.А. Анализ хозяйственной
деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2007. –
409 с.
Страницы: 1, 2
|