Финансовое регулирование воспроизводства
Финансовое регулирование воспроизводства
Содержание
Введение
1. Финансовый механизм
2. Воспроизводственный процесс
3. Сущность финансового регулирования экономических процессов
4. Совершенствование процесса финансового воздействия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Становление рыночных
отношений в нашей стране происходит в условиях глубокого системного кризиса
воспроизводства. Существенные дисбалансы, имеющиеся в мировом хозяйстве,
продолжение спада и катастрофическое снижение эффективности производства,
неконкурентоспособность большей части выпускаемой отечественной продукции, резкое
падение инвестиций в реальный сектор экономики, сохраняющаяся опасность мощных
инфляционных процессов, беспрецедентное для мирного времени сокращение
потребления и обнищание основной массы населения, опасная степень поляризации
российского общества, минимизация ресурсных возможностей для реализации
государственных функций - все это обусловливает настоятельную необходимость
пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных
форм управления экономикой, актуализирует наличие критериев конструктивности
действий законодательных и исполнительных органов власти. Новый механизм
государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть
нацелен на корректировку рыночного равновесия в случаях, когда последнее не
соответствует общественному благополучию, он должен обеспечить возможность
производства общественных товаров и услуг, необходимых для поступательного
развития страны.
Реализация объективно
существующей потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную
сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий,
вследствие чего необходимым условием решения основных задач государственного
регулирования выступает процесс формирования и использования
общегосударственных денежных фондов. Их предназначение - способствовать
удовлетворению совокупных воспроизводственных потребностей, реализацию которых
конкурентный механизм не в состоянии обеспечить в принципе либо должным
образом. Названные фонды формируют материальную базу для выполнения возложенных
на государство функций, их размер является объективным ограничителем масштабов
соответствующего регулирующего воздействия. Одной из важнейших предпосылок
повышения эффективности централизованного управления сегодня становится
обязательный учет при разработке государственных программ зависимости между
типом рынка и способами воздействия на него, с одной стороны, и уровнем
развития производительных сил, зрелостью организационных структур и тенденциями
изменения производственных отношений, с другой. Это требует систематического
совершенствования форм организации финансов, которые, обеспечивая возможность
формирования и использования государственных фондов денежных средств,
опосредуют значительную часть экономических взаимосвязей и оказывают существенное
воздействие на ход воспроизводства.
Изучение финансовых
проблем, связанных с регулярным ведением государственной деятельности, с
воздействием финансов на развитие страны, отдельных отраслей или групп
населения прослеживается с эпохи возникновения раннеклассовых обществ.
Функционирование
отдельных элементов механизма финансового регулирования экономики и социальной
сферы, организация одноименного процесса в конкретных государствах, безусловно,
являются предметом изучения достаточно большого круга экономистов. Отдавая
должное значимости таких исследований для развития финансовой науки и практики
государственного управления, следует отметить, что количество публикаций,
посвященных комплексному анализу названных вопросов, продолжает оставаться
незначительным, а сами исследования, как правило, отличаются недостаточной
степенью теоретической разработки проблем. Несмотря на многовековую историю
использования финансов в общественном воспроизводстве, системное обоснование
сущности и содержания финансового регулирования не получило еще должного
отражения в экономической литературе, не выработано общепризнанного научного
определения данного явления объективной действительности, отсутствует четкость
в подходах к структурному построению системы и механизма финансового регулирования
социально-экономических процессов. Фрагментарность восприятия накопленного
опыта негативно сказывается на формировании финансовой стратегии российского
государства, на выработке подходов к преодолению сложнейших экономических,
социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Между тем,
необходимость комплексной разработки данной тематики очевидна.
1. Финансовый механизм
Современное толкование
понятия "финансовый механизм" позволяет определять его как
органическую составную часть производственных отношений, которые выражают
экономические связи в денежной форме между государством и отдельными субъектами
хозяйствования.
Исторический опыт
свидетельствует, что возникновение финансовых отношений, финансов было тесно
связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах, обусловлено
развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского и
биржевого дела.
Существовавшие задолго до
этого деньги, их движение, обращение приобретают в этот период новое качество,
наполняются новым содержанием: денежные средства становятся более
многообразными, изменяются формы и характер их движения, государство мобилизует
денежные ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных и
политических функций, денежные отношения распространяются из сферы обмена в
сферу производства и распределения общественного продукта.
Субъектами финансовых
отношений выступают юридические и физические лица: государство, предприятия
всех форм собственности, различные организации (в т.ч. кредитно-банковские),
объединения, учреждения, граждане и прочие участники воспроизводственного
процесса, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого
назначения.
Объектами финансовых
отношений являются финансовые ресурсы - денежные средства государства,
предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц и
прочих участников воспроизводственного процесса.
Они формируются у
субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных
доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное
воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение
социальных и других потребностей общества.
Использование финансовых
ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого
назначения, что позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с
экономическими возможностями, общественными, коллективными и личными
интересами, обеспечить концентрацию ресурсов на основных направлениях развития
общественного производства.
На основании
вышеизложенного можно дать более расширенное определение финансового механизма
как отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и государства в
процессе аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, а
также использования их на расширенное воспроизводство, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей
общества.
Таким образом, сущность
финансовых отношений проявляется в распределительной функции, через которую
раскрывается общественное назначение финансовых отношений - обеспечение каждого
субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в
форме денежных фондов специального целевого назначения.
Кроме того, финансы,
связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной
форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды)
отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение
финансовых ресурсов составляет основу контрольной функции финансов, являющейся
одной из форм проявления сущности финансовых отношений.
Благодаря контрольной
функции финансов общество знает о том, как складываются пропорции в
распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы
поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, насколько экономно и
эффективно они ими пользуются и т.д.
Аккумуляционная,
распределительная и контрольная функции финансов - три стороны одного
экономического процесса. Только в единстве и тесном взаимодействии финансы
проявляют себя в качестве категории стоимостного распределения.
В руках государства
регулирование финансовых отношений становится важным инструментом решения
экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения
кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных
отношений.
В общей совокупности
финансов могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и
организаций; государственные финансы, финансы населения.
Внутри каждой из
названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений
осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающего
определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Например,
в сфере государственных финансов звеньями финансовых отношений являются
государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Одним из главных звеньев
финансовых отношений является государственный бюджет. С его помощью
правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального
дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене
сосредотачиваются крупнейшие и наиболее важные в политическом и экономическом
отношении доходы.
Еще одним важным звеном
являются местные финансы, роль и влияние которых в последние годы неуклонно
повышаются. Центральное место в этом звене занимают местные бюджеты, которые не
входят в состав государственного бюджета и которым дана определенная
самостоятельность.
В настоящее время
очевидна общая тенденция современности - повышение роли финансов в механизмах
государственного регулирования воспроизводства. Это связано с наличием целого
ряда причин и, в первую очередь, с признанием все большим числом стран мира
ценностей социальной рыночной экономики. В свою очередь централизация денежных
ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень социально
незащищенных слоев населения, повышает, в конечном счете, совокупное
потребление общества. Последнее, в свою очередь, является фактором повышения
эффективности производства. С помощью финансов может обеспечиваться
первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться
деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении
рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы.
Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и
сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на
темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение
непрерывности воспроизводства.
Очевидно, что,
воздействуя на "выравнивание" финансовых отношений, можно быстро и с
малыми затратами исправлять перекосы в воспроизводственной динамике, а без
финансов, финансовых отношений невозможно обеспечить индивидуальный и
общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе,
регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать
внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные
потребности - т.е. создавать условия для устойчивого развития экономики в
масштабах всей страны.
В свою очередь изменение
социально-экономических условий жизни общества влияет и на характер финансовых
отношений.
2. Воспроизводственный
процесс
Необходимо понимать, что
сам воспроизводственный процесс - саморегулирующаяся система. Вносит коррективы
в эту систему не только государство путем перераспределения доходов, но и
международное разделение труда, классовые, национальные и религиозные
противоречия, межгосударственные интересы и множество других факторов. В
современном мире трудно предугадать (тем более предусмотреть) тенденции,
могущие повлиять на воспроизводственный процесс. Но если исключить мировые
катаклизмы, то на эти процессы оказывает влияние только экономическая политика
государства.
Изменение
производственных отношений в современной России, когда сложнейший хозяйственный
механизм планово-регулируемой экономики в одночасье был переведен на рыночные
основы, не могло не привести к нарушениям хозяйственных связей, потере рынков
сбыта практически во всех отраслях хозяйственной деятельности.
При отказе от
хозяйственно-организующей функции государство не уменьшило свои собственные
расходы, а во многих случаях еще и увеличило свои потребности. В этих условиях
механизм распределения и перераспределения доходов общества вошел в прямое
противоречие с механизмом воспроизводственного процесса, что послужило еще
одной причиной общего экономического спада в стране. Это и понятно - при
снижении доли реальных доходов субъектов воспроизводственного процесса сужается
сфера обмена и потребления. Тогда и процесс производства не может
возобновляться в прежних объемах.
В реальной
действительности все эти процессы гораздо сложнее. Кроме негативного
воздействия высокого налогового порога, резко отрицательно повлияла на
воспроизводственный процесс политика Центробанка России, когда ставки
банковского процента достигли астрономического уровня - 240%. При мировом
уровне рентабельности ниже 10% на капитал российский производитель, даже без
учета налогов, должен был обеспечить рентабельность производства на уровне
250%. Это возможно только при помощи волшебства.
3. Сущность финансового
регулирования экономических процессов
Учитывая недостаточную
четкость имеющихся в финансовой науке общетеоретических разработок и обилие
зачастую противоположных мнений по ее основополагающим вопросам, соискатель
прежде всего счел целесообразным представить свое видение сущности и содержания
финансов, конкретизировать взаимосвязь между ними.
Финансы выражают систему опосредованных
государством денежных отношений между субъектами воспроизводства, которая
связана с перераспределением стоимости общественного продукта в целях
удовлетворения потребностей в товарах и услугах общественного сектора
экономики.
Общей тенденцией
современности, является повышение роли финансов в механизме регулирования
воспроизводства. Это связано с существованием целого ряда причин, и прежде
всего, с ростом расходов на экологические и научно-технические программы,
программы по социальному обеспечению, здравоохранению, по поддержанию уровня
доходов. Учет требований конкурентного рынка расширяет сферу применения
косвенных форм регулирования экономики, в которой существенную нагрузку несут
финансовые регуляторы.
Объективные предпосылки
целенаправленного регулирования воспроизводственных параметров предопределены
экономической природой данных отношений и проявляются в функциях исследуемой
категории. Так, в процессе создания и использования общегосударственных фондов
денежных средств стоимость перераспределяется в отраслевом и территориальном
масштабе, а также между отделимыми группами населения. В результате в
социально-экономической системе создается материальная база для удовлетворения
основной части коллективных потребностей в образовании, науке, здравоохранении,
инфраструктуре. Кроме того, в обществе появляется возможность устранить такой
недостаток рынка, как "дефект распределения доходов", который
воспроизводит существенное социальное неравенство. Централизация денежных
ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень пенсионеров,
нетрудоспособных, многодетных, безработных и других нуждающихся в этом граждан,
повышает в конечном счете совокупное потребление общества. Последнее, в свою
очередь, является фактором повышения эффективности производства.
С помощью финансов как
связующего звена между распределением и производительным потреблением может
обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики,
ограничиваться деятельность монополий, смягчаться потери от просчетов при
определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и
безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую
стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное
воздействие на формирование макроэкономических пропорций, на темпы
экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение
непрерывности воспроизводства. Кроме того, финансы являются важнейшим средством
общественного контроля за производством и распределением создаваемого продукта.
Посредством них общество, в лице государства, располагает сведениями не только
о движении средств общегосударственных денежных фондов. Оно получает доступ к
информационной базе о составных элементах стоимости, о ходе и состоянии непосредственно
процесса производства, а следовательно, обеспечивается данными, без которых
просто невозможно осуществление централизованного воздействия на хозяйственную
систему.
Степень и направления
реализации рассмотренных объективных предпосылок использования финансовых
отношений для регулирования социально-экономических процессов зависят от того,
в каких организационно-правовых формах материализуется их содержание, ибо на
происходящие в экономике и социальной сфере процессы оказывают влияние
конкретные виды доходов и расходов государства или их отдельные компоненты.
Государственные расходы,
представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и
услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают
экономические отношения, связанные с распределением и использованием по
различным направлениям денежных средств государства.
Государственные расходы,
представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса,
непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и
олицетворяют в конечном итоге ту долю национального продукта, которая поступает
в совместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки
зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств
общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности
финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину
накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение
суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в
производство и потребление общественного продукта оказывается прямое
воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование
соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой
производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и
степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной
сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территорий.
Суть финансового регулирования
как явления общественной жизни сводится, к реализации имеющихся у финансов
корректирующих свойств. Данная посылка позволила предложить следующую
терминологическую трактовку исследуемого явления. Финансовое регулирование
социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством
деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки
параметров воспроизводства.
Порожденное естественной
эволюцией социума осуществление данной деятельности постепенно стало неотъемлемым
условием нормального функционирования экономики и социальной сферы (в
особенности современных, с их чрезмерно усложненной структурой и многообразием
различного рода взаимосвязей).
Основная задача, решаемая
в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций
распределения накоплений, обеспечивающих максимально возможное на данном этапе
удовлетворение потребностей общества как на микро-, так и на макроуровне. Это
предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных
интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы
соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим
механизмом рынка.
Финансовыми регуляторами
рыночного хозяйствования, являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет;
финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;
общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты государственных
заказов); доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы
государственных предприятий и организаций.
Непосредственное (прямое)
влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых
общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых
из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок
налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при
изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания
штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо
изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства, и рыночную конъюнктуру. К
опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы
распределение в обществе было более справедливым, и в то же время не
оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, отнесены косвенное
общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных
расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделены местные налоги,
система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование
отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и
использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных
предприятий и организаций.
Использование финансовых
отношений в целях упорядочения воспроизводственной динамики предполагает
определенное взаимодействие отдельных сторон данного общественного явления.
Организацию названного взаимодействия характеризует механизм финансового
регулирования социально-экономических процессов.
Преобразование
посредством финансов реальной социально-экономической ситуации в том или ином
направлении может осуществляться только в ходе конкретного процесса регулирования
Речь идет об организованной государством последовательности конкретных
мероприятий по целенаправленному воздействию на отдельные сегменты
воспроизводства.
Применительно к
финансовому регулированию это выглядит следующим образом. В качестве явления
оно представляет собой организуемую государством деятельность по использованию
финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.
Выявленное
взаимопереплетение граней общественных явлений позволило конкретизировать
взаимосвязь отдельных сторон воспроизводства, государственного и финансового
регулирования социально-экономических процессов и заключить, что факт
присутствия финансов в обществе обусловлен ни политикой, ни любой другой
областью государственной деятельности. Он связан с развитием материального
производства, самого человека и социально-экономических отношений,
систематически воспроизводящих необходимость их регулирования.
4. Совершенствование
процесса финансового воздействия
В современных условиях
четко обозначилась тенденция усложнения процесса финансового регулирования с
информационной стороны расширяются объемы используемых данных, усложняются
методы ситуационного анализа и оформления информации, актуализируется
необходимость в увеличении скорости обработки и передачи сведений, возрастает
потребность в усилении модельной и прогностической способности информационно-аналитического
механизма регулирования. Причастные к этим мероприятиям государственные
структуры России сталкиваются сегодня, по крайней мере, с тремя типами проблем,
которые, требуют безотлагательного решения: ограниченностью
информационно-методического обеспечения управленческой деятельности; отсутствием
комплексного концептуального обоснования возможностей использования финансов в
системе регулирования; неподготовленностью финансового аппарата к осуществлению
целенаправленного воздействия на отдельные сегменты воспроизводства.
Показатели,
характеризующие важнейшие пропорции формирования и использования финансовых
ресурсов, свое системное отражение находят в сводных финансовых балансах страны
и ее отдельных национально-государственных образований. Их данные позволяют
определить факт и количественную оценку несбалансированности государственных
доходов и затрат, выявить основные причины возникновения указанного
несоответствия, наметить направления корректировки не только финансовой, но и
всей социально-экономической политики государства.
Система отчетных данных
должна служить основой для выявления тенденций в динамике финансовых ресурсов и
затрат, анализа пропорций распределения средств между бюджетными, целевыми
внебюджетными фондами и средствами предприятий и организаций, в связи с чем требуется
составление соответствующего справочного аналитического приложения к балансу
финансовых ресурсов. Это необходимо для оценки значимости различных каналов
мобилизации доходов в формировании их общей величины, а также целесообразности
расходования и обоснованности направлений межуровневого перераспределения
средств.
В справочном
аналитическом приложении рекомендуется подразделять источники формирования
финансовых ресурсов на доходы, используемые строго на определенные цели
(амортизационные отчисления, средства внебюджетных и целевых внутрибюджетных
фондов, ресурсы, передаваемые вышестоящим уровням финансовой системы) и на
доходы универсального характера, которые, в принципе, могут быть направлены на
финансирование разнообразных мероприятий. Экономическая целесообразность такой
группировки заключается в том, что она дает общее представление о реальном
диапазоне возможных изменений органами власти пропорций перераспределения
имеющихся финансовых ресурсов, а соответственно, о масштабах их
непосредственного регулирующего воздействия. Чем меньше удельный вес целевых
средств, тем естественно, шире функциональные возможности управленческих
структур.
Составление прогноза по
кварталам позволит точнее согласовывать между собой годовой прогноз и конъюнктурные
изменения, а рабочая таблица потребностей и возможностей финансирования -
уточнять степень сбалансированности финансовой системы в различных временных
горизонтах.
Сводные финансовые
балансы требуется составлять не только в целом по Российской Федерации и ее отдельным
субъектам, но и на уровне местных администраций. Определяемая на их основе
величина одноименных ресурсов в абсолютных и относительных показателях (на
одного жителя) будет наглядно иллюстрировать потенциальные возможности
воздействия муниципалитетов на развитие подведомственной территории,
характеризовать степень их "финансового расслоения" по внутренней
вертикали национально-государственного образования. Кроме того, они позволят
анализировать вклад конкретной административно-территориальной единицы в
формировании финансовых ресурсов как отдельного субъекта федерации, так и всей
России.
К направлениям
совершенствования финансового прогнозирования необходимо относит также
дополнение финансового баланса на всех уровнях информацией, содержащейся для
каждого конкретного периода времени данные, во-первых, о потенциальном объеме
финансовых ресурсов соответственно федерации, национально-государственного или
административно-территориального образования в разрезе их отдельных источников,
и, во-вторых, сведения о той части финансовых ресурсов, которая действительно
задействована в хозяйственном обороте. Иными словами, речь идет об имеющемся
финансовом потенциале той или иной территории и его фактическом использовании.
Причем последний из названных показателей следует характеризовать как в
прогнозном (оценочном) варианте, так и исходя из фактически достигнутых
параметров. Для разработки методики оценки потенциального объема финансовых
ресурсов требуется активизировать усилия научных коллективов, ученых и
практиков по проведению соответствующих исследований. Кроме того в составе
Правительства Российской Федерации целесообразно создать специальное
прогнозно-методологическое бюро.
Глобальную задачу
финансовой стратегии необходимо рассмотреть в оптимизации объемов и структуры
общественных благ, ресурсного обеспечения их производства и распределения
бремени финансирования, а критерием оптимальности финансовой политики считается
соответствие достигаемых посредством финансовых регуляторов результатов
поставленным целям развития общества.
Для построения
эффективной системы государственного регулирования и рационального применения
макроэкономических регуляторов (включая финансовые) целесообразно создание и
постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов),
позволяющих адекватно оценивать и своевременно воздействовать на состояние
экономики России.
Современный этап развития
страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного
проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной
политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это
предполагает активное использование государственного программирования - одного
из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного
управления. Основной целью программирования должна быть координация
государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций,
распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным
рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д.
Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства
государственного регулирования экономики, избегать несогласованности и
противоречивости в проведении регулирующих мероприятий, в диссертации
рассматривается как один из способов рационализации направлений использования
финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный
процесс.
Основную цель процесса
составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов видится в умении
качественно управлять бюджетными расходами при изменении одноименных доходов и,
отталкиваясь от данной позиции, выдвигает комплекс предложений по
совершенствованию этого процесса.
Определение величины
расходов централизованных фондов государства, наиболее приемлемой с позиций
обеспечения поступательного развития страны, обоснование структурных пропорций
бюджетных и внебюджетных фондов (а соответственно, распределение имеющихся
средств между потребностями настоящего и будущего), дифференцированное
сокращение или увеличение отдельных доходов и затрат в зависимости от
складывающейся динамики движения финансовых ресурсов - все эти процедуры,
относимые к разряду наиболее важных функций финансового аппарата, могут
осуществляться только на базе использования определенных критериев и данных
мощной аналитической базы, адекватно отражающей ход воспроизводства. Проведение
соответствующих оценок на основе мониторинга индикаторов развития и разработка
самих критериев эффективности регулирующих мероприятий - как основы для формулировки
требований к содержанию и диапазону способов централизованного воздействия -
должны входить в число доминирующих функций Министерства экономики Российской
Федерации. В связи с этим именно данная структура призвана стать основным
координатором процесса взаимодействия государственных экономических ведомств.
Эффективность процесса
финансового регулирования экономики и социальной сферы зависит от способности
государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:
- систематически совершенствовать
формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего
воздействия на воспроизводство;
- своевременно
аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных
воспроизводственных потребностей;
- определять направления
наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать
социально-экономическую эффективность их освоения;
- выявлять причины и
принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций
формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от
требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;
- проводить действенный
контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.
Отечественной системе
финансового регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие
этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней
задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения
эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего
процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия
и объективном анализе конкретной исторической обстановки.
Заключение
Чтобы финансовые методы
регулирования экономики не снижали стремление предпринимателей и отдельных
работников к росту конечных результатов деятельности, государство должно
систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося
соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектам и гражданам, и
доходами, идущими на образование централизованных фондов. Кроме того, в целях
доведения принципа материальной заинтересованности каждого участника
воспроизводственного процесса государству необходимо обеспечить их
относительное экономическое равенство, а также добровольность использования
товаропроизводителями различных финансовых регуляторов и методов.
Для этого необходимо:
- создание правовых
условий полной возмездности причиненного ущерба в случае нарушения субъектами
финансовых отношений своих обязательств. Имеется в виду разработка системы
штрафных санкций за невыполнение обязательств по платежам физических и
юридических лиц в бюджет и во внебюджетные фонды: за необоснованное изъятие
государством доходов у субъектов воспроизводства, а также за несвоевременное и
неполное предоставление им государственных средств в соответствии с
законодательством:
- наличие системы льгот
при финансировании и налогообложении установленного круга мероприятий или
условий хозяйствования. Применение данного принципа подразумевает
добровольность участия товаропроизводителей в выборе деятельности, дающей право
на льготы, способствует формированию фондов денежных средств исходя из
коммерческих интересов их владельцев:
- использование прямых
финансовых отношений предприятий с бюджетом, применение единых ставок налога (с
учетом профиля деятельности) и единых принципов бюджетного финансирования. Это
должно способствовать созданию равных условий хозяйствования предприятий и
организаций различных форм собственности, а также унификации финансовых
отношений:
- обеспечение высокого
уровня самостоятельности товаропроизводителей в их участии (помимо обязательных
платежей) в целевых программах федерального, регионального и местного значения,
то есть на добровольных началах.
Таким образом, становится
понятно, что необходимым условием эффективного применения финансовых методов
обеспечения устойчивого развития экономики является опора на экономические
интересы субъектов хозяйствования. Кроме того, законодательный характер
государство должно придавать только тем перераспределительным отношениям,
которые не только в данный момент, но и на ближайшую перспективу выступают для
общества как жизненно необходимые и наиболее важные. В этом видится важное
условие успешного функционирования механизма финансового обеспечения устойчивого
развития экономики.
Рассматривая
рационализацию финансовых отношений как условие экономического роста и
укрепления России, представляется целесообразным определить в качестве
важнейших методов обеспечения устойчивого развития экономики следующие методы:
- наращивание бюджетного
потенциала, способного обеспечить необходимые государственные расходы:
- оздоровление
государственных расходов и их сокращение посредством реформы предприятий,
коммунальной реформы, страховой медицины, негосударственных пенсионных фондов и
т.д. с учетом обеспечения государственных гарантий по финансированию
минимальных социальных стандартов:
- ускорение принятия
пакета федеральных налоговых и бюджетных законов, обеспечивающих стабильность
налогового законодательства:
- развитие принципов
бюджетного федерализма, считая одним из базовых принцип сильного и устойчивого
федерального бюджета при достижении сбалансированности бюджетов субъектов
Российской Федерации, включая местные бюджеты: преодоление попыток некоторых
субъектов Федерации выступать перед Центром в качестве "налогоплательщиков",
какими являются только юридические и физические лица: создание условий для
заинтересованности регионов в развитии регионального бюджетного потенциала при
соблюдении федерального бюджетного законодательства;
- усиление внимания
факторам ценообразования на внутреннем рынке, проблемам формирования издержек
производства в конкретных отраслях, контролю за соотношением уровня цен и
уровня издержек;
- проведение политики
снижения внутренних цен на энергоносители для обеспечения условий повышения
общей конкурентоспособности экономики;
- преодоление в короткие
сроки дезинтеграции денежного оборота и вытеснение денежных суррогатов из
экономического оборота;
- разработка концепции
развития банковской системы и принятие мер по обеспечению использования
ссудного фонда страны преимущественно в интересах поддержки экономического
роста.
Список используемой
литературы
1. Большой экономический словарь. М.: ИНФРА - М, 1998.
2. Белоусов А. Кризис современной
модели воспроизводства экономики России. Проблемы прогнозирования, N 4, 2006.
3. Живалов В. Финансовые потоки в
российской экономике. М., Экономика. 2000.
4. Курс экономики: Учебник – 2-е изд., доп. / под. ред. Б.А.
Райзберга. – М.: Инфра-М, 1999.
5. Россия в цифрах. М.: Финансы и
статистика, 2004.
6. Финансы в системе государственного регулирования
социально-экономических процессов: Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ.
2001.
7. Планирование расходов бюджета на социально-культурные
мероприятия состояние, анализ, перспектива: Учебное пособие. - Л.: Изд-во Л ФЭ
И. 1999.
8. Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Б.М. Сабанти,
О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2003.
9. Финансово-бюджетный аспект экономического регулирования /
Человек в системе рыночных отношений: Всероссийская научно-практическая
конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2002.
10. Экономическая теория: Учебник / под. общ. ред. акад. В.И.
Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра-М, 2000.
11. Экономическая теория. / Под. ред. А.И. Добрынина. Учебник
для вузов 3-е изд.. – СПб.: Питер, 2000.
|