бесплатные рефераты

Финансовые аспекты процедур банкротства предприятий

Финансовые аспекты процедур банкротства предприятий














Выпускная квалификационная работа

Тема

«Финансовые аспекты процедур банкротства предприятий»


Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы финансовых аспектов процедур

банкротства

1.1 Сущность и причины банкротства

1.2 Процедуры банкротства

1.2.1 Наблюдение

1.2.2 Финансовое оздоровление

1.2.3 Внешнее управление

1.2.4 Конкурсное производство

1.2.5 Мировое соглашение

Глава 2. Характеристика предприятия

2.1 Общая характеристика ЗАО «Заря»

2.2 Оценка технологии производства основных видов продукции в ЗАО «Заря»

2.3 Оценка основных финансовых показателей ЗАО «Заря»

Глава 3. Анализ неплатежеспособности ЗАО «Заря» и определение процедуры банкротства

3.1 Анализ структуры баланса ЗАО «Заря»

3.2 Анализ финансовых результатов ЗАО «Заря»

3.3 Определение процедуры банкротства

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение


Институт банкротства является одним из обязательных условий функционирования любого хозяйствующего субъекта. Благодаря ему ежегодно 20000 предприятий, находящихся на грани банкротства, реорганизовывают свое дело и вновь достигают финансовой стабильности, восстанавливают статус полноценных субъектов торгового оборота. С другой стороны, он способствует оздоровлению рынка путем исключения из гражданского оборота неплатежеспособных предприятий.

В настоящее время существует большое количество факторов, которые могут привести к несостоятельности: высокий уровень инфляции, налогообложения, рост цен на ресурсы, диспаритет цен на продукцию определенных отраслей, усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

Поэтому изучение банкротства, а также его причин и процедур, каждая из которых (за исключением процедуры конкурсное производство) может завершиться как ликвидацией предприятия, так и восстановлением его платежеспособности, является важнейшей задачей руководства организации и его специалистов. Для этого необходимо создавать систему антикризисного управления. В её основе должно лежать управление на базе постоянного мониторинга деятельности предприятия для своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния, определения путей его восстановления, обеспечение рентабельной деятельности, экономического роста и развития организации. К сожалению, в настоящее время практикой многих хозяйствующих субъектов это не подтверждается.

Главной целью настоящей работы является изучение финансовых аспектов банкротства, определение процедуры для исследуемого объекта с учетом степени его неплатежеспособности.

Поставленная цель в выпускной квалификационной работе определила необходимость включения в нее ряда задач, главными из которых являются следующие:

1.                      Изучение теории вопроса банкротства и его процедур;

2.                      Анализ неплатежеспособности исследуемого объекта;

3.                      Определение процедуры банкротства.

Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является ЗАО «Заря» Гагаринского района Смоленской области.

В качестве исходной базы использовались годовые отчеты организации за 2004 – 2005 гг. и другие нормативно-справочные материалы.

Для решения поставленных задач использовались различные приемы и методы экономического исследования: математический, иллюстративный, графический, расчетно-конструктивный и другие.


Глава 1. Теоретические основы финансовых аспектов процедур банкротства


1.1. Сущность и причины банкротства


С развитием рыночной экономики в России происходит изменение процедуры банкротства.

Первый закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят в 1992 году, затем он получил развитие в 1998 году в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу с 1 марта 1998 года. В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 года, одобренный Советом Федерации 16 октября 2002 года, подписанный Президентом РФ 26 октября 2002 года.

Новый закон состоит из 232 статей и по своему объему в три раза превосходит Закон 1998 года, состоящий из 189 статей. Закон имеет целый ряд принципиально новых положений, регулирующих вопросы банкротства.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года (ст.2) под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Согласно Гражданскому кодексу РФ от 01.03.2003 года (ст.65) несостоятельным (банкротом) может быть признано юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда по решению суда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Основными признаками банкротства юридического лица являются:

1)           неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;

Денежное обязательство – это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Кредиторами по денежным обязательствам могут быть российские и иностранные лица (физические и юридические), а также Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования в лице уполномоченных на то органов государственной власти и местного самоуправления.

В состав денежных обязательств включаются:

·                   задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

·                   сумма займа с учетом процентов, подлежащих к уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения или вследствие причинения вреда имуществу кредиторов;

В состав денежных обязательств не включаются обязательства:

·                   перед гражданами за причинение вреда жизни и здоровью;

·                   по выплате авторского вознаграждения, выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

·                   перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из их участия в деятельности предприятия;

·                   неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, они также не учитываются при определении размера обязательных платежей;

2) неспособность исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и в государственные внебюджетные фонды в законодательно установленном порядке. Состав и размер обязательств и обязанностей по обязательным платежам определяется на момент подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом.

3)состояние неплатежеспособности должника превращается в несостоятельность (банкротство) только после того, как арбитражный суд устанавливает наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Помимо основных выше перечисленных признаков банкротства существуют и другие:

·                   наличие хронической просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

·                   дефицит собственного оборотного капитала;

·                   падение рыночной стоимости акций предприятия;

·                   снижение производственного потенциала;

·                   недостаточность капитальных вложений.

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если обязательства и/или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда).

В суд может обратиться должник с заявлением о признании самого себя банкротом, а также кредиторы, конкурсный управляющий и уполномоченные органы (ст.7 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»). При этом право на обращение в арбитражный суд возникает по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Фактически должнику дается месячный срок, за который он может погасить возникшие задолженности.

Закон о банкротстве распространяет свое действие на коммерческие юридические лица, а также на некоммерческие юридические лица, за исключением учреждений, политический партий и религиозных организаций.

Согласно Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов удовлетворяются в определенной последовательности: внеочередные платежи и три очереди платежей. Первая очередь – расчеты по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда. Вторая очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Третья очередь – расчеты с другими кредиторами. Требования кредиторов третьей очереди делятся на две группы: сначала погашается основная сумма задолженности, а затем – убытки в форме упущенной выгоды, неустойки (пени, штрафы) и иные финансовые санкции, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Особую очередь составляют требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Эти требования погашаются в основном перед третьей очередью.

Успехи и неудачи деятельности предприятия являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия.

К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, обычно относятся:

1) экономические – кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, неплатежеспособность и банкротство партнеров.

2) политические – политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;

3) демографические – численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющий размер и структуру потребностей, и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

К внешним причинам банкротства следует также отнести усиление международной конкуренции в связи с развитием научно – технического прогресса. Предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других за счет более совершенных технологий.

К внутренним факторам относят:

·                   дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно – коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;

·                   низкий уровень техники, технологии и организации производства;

·                   снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и, как следствие, высокий уровень себестоимости, убытки, «проедание собственного капитала»;

·                   создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи, с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной банкротства;

·                   плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги, так зарождается цепное банкротство;

·                   отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики;

·                   привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности;

·                   быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объёма продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заёмных средств, которые могут превысить чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

В развитых странах с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 – с внутренними.

В современной России 2/3 финансовых затруднений отечественных предприятий, приводящих к банкротству, обусловлены международными и общенациональными факторами риска. К их числу относятся – цикличность мирового экономического развития и стадии экономических циклов в отдельных отраслях и в мировой экономике в целом; нестабильность мировой торговли и уровня цен; инфляция и инфляционные ожидания.

В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут привести различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие.

В целях подтверждения того, что банкротство является реальным и выявления причин данного банкротства необходимо проводить оценку результатов анализа финансового состояния предприятия независимыми экспертами.


1.2 Процедуры банкротства


При рассмотрении дел о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства (ст. 27 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»):

1.          Наблюдение;

2.          Финансовое оздоровление;

3.          Внешнее управление;

4.          Конкурсное производство;

5.          Мировое соглашение.

Термин «процедура банкротства» в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» используется для описания особого правового режима, установленного Законом, применяемого в отношении лица, имеющего признаки банкротства.

Процедуры банкротства затрагивают такие признаки, как «человеческий фактор» - учредители, участники юридического лица, собственники его имущества, руководитель и другие органы управления, трудовой коллектив, так и «имущественный фактор» - имущество, находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридического лица, комплекс имущественных прав – в разной степени.

Процедуры банкротства касаются правоспособности юридического лица, которая может сужаться и видоизменяться. Перечень прав можно сформулировать следующим образом:

1.                 Юридическое лицо может иметь имущество на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

2.                 Наследовать имущество;

3.                 Заниматься предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельностью, соответствующей целям его создания;

4.                 Создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, а также участвовать в работе этих лиц;

5.                 Совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

6.                 Избирать своё местонахождение;

7.                 Иметь право на произведения науки, литературы и искусства, на изобретения и иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности;

8.                 Иметь право на фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц;

9.                 Иметь иные имущественные и личные имущественные права.

Определение процедур банкротства и мер, направленных на повышение устойчивости финансового состояния предприятия, осуществляется по результатам анализа финансовой деятельности самого предприятия.


1.2.1 Наблюдение

Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Срок проведения наблюдения составляет 7 месяцев.

Данная процедура вводится арбитражным судом в отношении должника с момента принятия заявления, кроме случаев, когда по закону к должнику должна быть применена иная процедура банкротства.

Наблюдение начинается с даты вынесения арбитражным судом определения о его введении. С этой даты правоспособность юридического лица видоизменяется и ограничивается. Прежде всего, устанавливается особый порядок предъявления требований к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему, с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

С момента вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения к должнику предъявляются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым уже наступил:

1.     Имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с учетом сложившейся ситуации; ранее начатые дела, связанные с предъявлением требований к должнику о взыскании денежных средств, по ходатайству кредитора приостанавливаются;

2.     Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов судов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью людей, морального вреда;

3.     Запрещается удовлетворять требований участника должника – юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

4.     Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

5.     Требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, может быть предъявлены к должнику только с соблюдения определенного порядка предъявления требований к должнику.

Введение наблюдения не приостанавливает действия по документам, касающимся заработной платы, авторского вознаграждения, возмещения причиненного вреда жизни и здоровью, компенсации морального вреда.

При введении наблюдения арбитражный суд принимает решение о назначении временного управляющего.

Он действует до принятия одного из следующих решений:

·                   введение финансового оздоровления или внешнего управления;

·                   признание должника банкротом, открытия конкурсного

производства и назначения конкурсного управляющего;

·                   отказ от признания должника банкротом;

·                   утверждение мирового соглашения.

В период наблюдения руководитель и другие органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, но эти полномочия ограничиваются.

Без согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, не совершаются сделки, связанные с:

1.                 Приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

2.                 Получением и выдачей займов (кредитов);

3.                 Выдачей поручительств и гарантий;

4.                 Уступкой прав требований;

5.                 Переводом долга;

6.                 Доверительным управлением имуществом должника.

Согласие временного управляющего должно быть получено и тогда, когда речь идет о нескольких взаимосвязанных между собой сделках.

Органами управления должника на стадии наблюдения не могут приниматься решения о (об):

1.          Реорганизации и ликвидации должника;

2.          Создании новых юридических лиц, где должник выступал бы как учредитель (участник);

3.          Участие должника в иных юридических лицах;

4.          Создании филиалов и представительств;

5.          Выплате дивидендов в акционерном обществе или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

6.          Размещение должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

7.          Выходе лиц из состава учредителей должника;

8.          Приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

9.          Участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, и иных объединениях юридических лиц;

10.      Заключение договоров простого товарищества.

Запрет на совершение перечисленных сделок существенно ограничивают права юридического лица.

Одной из функций временного управляющего является проведение анализа финансового состояния предприятия-должника. Его целями является определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в установленном порядке. В случае если в результате анализа финансового состояния должника установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия этих судебных расходов.

Другой функцией временного управляющего является созыв и проведение первого собрания кредиторов, которое принимает решение о введении определенной процедуры банкротства. Арбитражный суд на основании постановления первого собрания кредиторов принимает соответствующие решения:

1.      Выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника;

2.      При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточно оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

3.      При наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С этого момента наблюдение прекращается. Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения административного, внешнего или конкурсного управляющего.


1.2.2 Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится в тех случаях, когда учредители (участники) должника или третьи лица предоставляют обеспечение (залог, банковскую гарантию, государственную или муниципальную гарантию, поручительство) исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено задатком, удержанием или неустойкой.

В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Срок проведения финансового оздоровления не более 2 лет.

Порядок введения данной процедуры: на основании обращения должника, его органов, третьих лиц к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду в процессе проведения наблюдения.

Законом о банкротстве (ст.81) определен перечень последствий введения процедуры финансового оздоровления:

·                   требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдения законодательно установленного порядка;

·                   отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

·                   запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

·                   запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

·                   не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

При финансовом оздоровлении органы продолжают осуществлять свои полномочия, но, с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего. На этой стадии также появляются административный управляющий, арбитражный управляющий, собрание кредиторов или комитет кредиторов и лица, предоставившие обеспечение.

Должник не может без их согласия принимать решения о своей реорганизации; совершать определенные сделки.

На стадии финансового оздоровления правоспособность и дееспособность должника существенно расширяются по сравнению со стадией наблюдения.

Направления финансового оздоровления предприятий:

1.      Поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственных мощностей предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижение её себестоимости, рационального использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов, сокращения непроизводственных расходов и потерь. государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования;

2.      Выпуск и размещение новых акций и облигаций. Однако надо иметь в виду, что выпуск новых акций может привести к падению их курса, что тоже может стать причиной банкротства;

3.      Факторинг – уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор – цессия, по которому предприятие уступает банку свое требование дебиторам в качестве обеспечения возврата кредита;

4.      Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести доход предприятию.

При проведении данной процедуры разрабатывается план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Не позднее, чем за месяц до окончания финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагается:

·        баланс должника на последнюю дату;

·        отчет о прибылях и убытках;

·        документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По этим документам административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое направляется кредиторам и в арбитражный суд, который в свою очередь по итогам рассмотрения данного заключения принимает одно из следующих решений о:

·                   прекращении производства по делу о банкротстве, в случае если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

·                   введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;

·                   признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при наличии у него признаков банкротства и отсутствии оснований для введения внешнего управления.


1.2.3 Внешнее управление

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, и передачей полномочий по управлению должником внешнему (арбитражному) управляющему.(прил.1)

Вводится данная процедура арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Срок проведения не более 18 месяцев, но может быть продлен еще на 6 месяцев. Если внешнее управление вводится после финансового оздоровления, то совокупный срок этих двух процедур не может превышать два года.

Особенности внешнего управления:

1.      Оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах учредителя, возмещает последнему упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия – должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом.

2.      При внешнем управлении в большей степени сохраняется преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия – должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению. Внешнее управление носит черты коллегиальности: в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовывать комитет кредиторов. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений. План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов. Если рассматриваемый план не получит одобрения (большинством в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления или назначить нового арбитражного управляющего.

Последствия введения внешнего управления:

1.          Прекращение полномочий руководителя должника;

2.          Прекращение полномочий органов управления должника;

3.          Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

4.          Передача документации, ценностей и другого внешнему управляющему производится в течение трех дней с момента его утверждения;

5.          Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Вводимый мораторий на удовлетворение требований кредиторов:

1.                 Распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления;

2.                 Не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате; выплате вознаграждений по авторским договорам; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о возмещении морального вреда;

3.                 Приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение;

4.                 Не начисляются неустойки (пени, штрафы) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением удовлетворения требований возникших после принятия заявления должника о признании его банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки;

5.                 На сумму требований кредиторов и уполномоченных органов на дату введения внешнего управления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ (или по соглашению с кредиторами в меньшем размере и в более короткий срок);

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ