Финансовые механизмы энергосбережения
Финансовые механизмы энергосбережения
Содержание
Вариант 5
1. Экономические
и финансовые механизмы энергосбережения
2. Задача
1
Список использованных источников1
1. Экономические и финансовые механизмы
энергосбережения
Основными инструментами
финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
- формы и инструменты финансирования
энергосберегающих мероприятий;
- кредитный механизм энергосбережения;
- режим ускоренной амортизации
энергосберегающего оборудования;
- тарифы на энергию;
- энергетические налоги.
Финансово-экономический механизм
энергосбережения:
- Республиканский фонд "Энергосбережение";
- Порядок использования и
возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных
для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению;
- Порядок образования и использования
субъектами хозяйствования фондов "Энерго- и ресурсосбережение";
- Порядок выдачи кредитов
субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
- Рекомендации по условиям
и порядку премирования на предприятиях и в организациях за экономию топливно-энергетических
ресурсов;
- Положение по применению
и перечислению сумм экономических санкций (платежей) за нерациональное использование
топливно-энергетических ресурсов.
В 1996 г. была введена система
определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для
министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений,
подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска.
Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы
энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996г.
была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий
по энергосбережению.
Реализация потенциала энергосбережения
в республике в 1996-2000гг. проводилась в соответствии с приоритетными направлениями,
указанными в Программе, такими как:
- модернизация и повышение
эффективности котельных;
- внедрение парогазовых и
газотурбинных установок;
- оптимизация режимов и схем
теплоснабжения;
- перевод паровых котлов в
водогрейный режим;
- замена электрокотельных
на более экономичные теплоисточники;
- внедрение систем учета и
регулирования энергии;
- использование вторичных
энергоресурсов;
- уменьшение потерь при передаче
энергии;
- внедрение частотно-регулируемых
приводов;
- установка энергоэкономичных
осветительных устройств;
- внедрение новых энергосберегающих
технологий, оборудования, материалов;
- внедрение нетрадиционных
и возобновляемых источников энергии;
- реализация экономического
механизма стимулирования работ по энергосбережению и другими направлениями.
Подверглась корректировке
нормативно-техническая документация. В 1997 г. было разработано и введено в действие
Пособие к СНБ "Строительная теплотехника" по теплотехническим расчетам
ограждающих конструкций зданий (СНБ01.01.-97). В СНИП 2.04.05-91 "Отопление,
вентиляция и кондиционирование" были внесены изменения в части снижения расходов
тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в СНИП 2.04.07-86 "Тепловые сети"
- в части использования новых теплоизоляционных материалов и оптимизации параметров
теплоносителя. В 1998г. были введены в действие СНБ 2.04.05-98 "Естественное
и искусственное освещение". Подготовлены соответствующие предложения в межгосударственный
стандарт по строительной климатографии и геофизике.
Финансирование мероприятий
по энергосбережению в 1996-2000 гг. осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих
мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы
"Энергосбережения", региональных и отраслевых программ энергосбережения
по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики
Беларусь от 13.06.96 г. № 391 и от 19.06.98 г. № 965 за счет следующих источников:
собственных средств предприятий, средств инновационного фонда концерна "Белэнерго"
и отраслевых инновационных фондов, средств целевого бюджетного фонда "Энергосбережение"
средств фондов "Энерго- и ресурсосбережение", республиканского и местных
бюджетов, средств займа Всемирного банка.
На протяжении 1996-2000 гг.
финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий
составляло 42-44% от общего объема.
Объемы финансирования энергосберегающих
мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением
Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год и
составляли 42-45% от общего объема финансирования.
Использование средств бюджетного
фонда "Энергосбережение" осуществлялось в соответствии со Сметой расходов.
Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы
и дотируемые из бюджета предприятия.
С 1998 года субъектам хозяйствования
не зависимо от формы собственности разрешено включать в себестоимость продукции
в течении года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость
сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства
в создаваемых ими фондах "Энерго- и ресурсосбережение". Средства таких
фондов можно использовать на финансирование НИОКР, работ по внедрению энерго- и
ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам полученных на цели энерго-и
ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до
50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.
Часть средств местных бюджетов
использовалась на финансирование установки приборов группового учета ТЭР, замену
неэкономичных котлов, тепловую реабилитацию зданий (8-9 % от общего объема финансирования).
В результате выполнения комплекса
мер по повышению энергоэффективности отраслей экономики, снижение энергоемкости
валового внутреннего продукта (ВВП) в 1999г. относительно 1995г. составило 22,4%
(прогноз на 2000г.- 25,3%). При росте ВВП в 1999г. относительно 1995г. на 28,3%
(прогноз на 2000г. - 32,2%) валовое потребление топливно-энергетических ресурсов
(без учета сырья) в республике в 1999г. и 2000г. практически остается на уровне
1995г.
Суммарную экономию ТЭР в республике
в сопоставимых условиях с 1996 по 2000г. можно оценить на уровне 6,8 млн. т.у.т.,
в том числе более 4 млн. т.у.т.- за счет проведения энергосберегающих мероприятий
и более 2 млн. т.у.т. - за счет дополнительных мер. Доля использования местных видов
топлива в топливном балансе республики в 2000г. (прогноз) относительно 1995г. возросла
с 16,9% до 18,5%.
За период 1996-2000 гг. создана
структура и основные элементы непрерывной системы образования в области энергосбережения,
открыта новая специальность "Энергоэффективные технологии и энергетический
менеджмент", в ведущих технических вузах республики образованы кафедры соответствующего
профиля, налажена система научно-технической информации и пропаганды.
Начиная с 1998 г. активизировалось
международное сотрудничество. В 1998 г. было подписано соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Всемирным Банком о выделении аванса в размере 1 млн. долл.
США для подготовки проекта проведения энергосберегающих мероприятий в социальной
сфере республики (школы и больницы).
В 1999 г. Госкомэнергосбережением
была инициирована подготовка к ратификации Рамочной конвенции ООН по изменению климата,
в 2000 г. подготовлены и поданы в Экспериментальный Углеродный Фонд предложения
по нескольким инвестиционным проектам.
На основании изложенного можно
отметить, что цели Республиканской программы по энергосбережению 1996-2000 гг. выполнены,
что подтверждается указанными выше макроэкономическими показателями.
Реализация финансово-экономического
механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической
заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется
следующим образом:
Создан фонд «Энергосбережение»,
оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении
ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно
энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого
предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.
В главе 3 Закона Республики
Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» отражены экономические
и финансовые механизмы энергосбережения.
Статья 18. Источники финансирования.
Финансирование мероприятий
по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов,
республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц,
направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь.
Статья 19. Республиканский
фонд «Энергосбережение».
В целях финансирования мероприятий
по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,
создается республиканский фонд «Энергосбережение». Республиканский фонд «Энергосбережение»
образуется за счет поступлений в виде: платежей за перерасход топлива, электрической
и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических
ресурсов; экономических санкций за: несвоевременную установку приборов учета расхода
топливно-энергетических ресурсов; использование топлива, электрической и тепловой
энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство
единицы продукции (работ, услуг); нарушение правил пользования электрической и тепловой
энергией; добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной
валюте); других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Средства указанного фонда
расходуются на: осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению,
включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; долевое участие
в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов,
включая приобретение лицензий на их внедрение; участие в организации международного
сотрудничества в сфере энергосбережения; предоставление кредитных льгот и субсидий
пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими
мероприятий по энергосбережению; осуществление мероприятий, связанных с развитием
малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии
и вторичных энергетических ресурсов; проведение государственной экспертизы энергетической
эффективности проектных решений; разработку технических нормативных правовых актов
в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование
топливно-энергетических ресурсов; проведение работ по энергетическому обследованию
предприятий, учреждений и организаций; долевое участие в оснащении пользователей
и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования
энергопотребления; создание, совершенствование и приобретение эталонных установок
для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических
ресурсов; подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения; организацию
пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования
топливно-энергетических ресурсов; осуществление других мероприятий по энергосбережению
в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок поступления
и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим
фондом определяется Правительством Республики Беларусь. Расходование средств республиканского
фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью,
запрещается.
Статья 20. Экономическое стимулирование
энергосбережения.
Пользователям и производителям
топливно-энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению
(в том числе путем производства и потребления продукции с лучшими показателями против
предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных
правовых актов в области технического нормирования и стандартизации), могут предоставляться
льготы в виде субсидий, дотаций в порядке, установленном законодательством Республики
Беларусь.
Если объекты малой и нетрадиционной
энергетики, принадлежащие субъектам хозяйствования независимо от форм собственности,
подключаются в установленном порядке к сетям энергосистемы республики, то оплата
поставляемой этими объектами энергии осуществляется по тарифам, стимулирующим создание
таких объектов. В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических
ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов
на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням
недели тарифов на эти виды энергии, а также других форм стимулирования в порядке,
определяемом Правительством Республики Беларусь.
2. Задача 1
Определить тепловой поток
через стены здания общей поверхностью F(м2) для трех вариантов:
1. Стена бетонная, толщиной
δ = 300 мм, коэффициент теплопроводности λσ = 1 [Вт/м·град].
2. Стена кирпичная, толщиной
δ = 300 мм, коэффициент теплопроводности λк = 0,7 [Вт/м·град].
3. Стена кирпичная, между
двумя слоями кирпичной кладки с толщиной каждого слоя δ = 150 мм, установлена
прокладка пенопласта толщиной δп = 50 мм с коэффициентом теплопроводности
λп = 0,05 [Вт/м·град].
Температуры на внутренней
и внешней поверхностях стен соответственно равны tвн и tн [ºС]. Рассчитать снижение потерь тепла через
стены здания по сравнению с комбинированной стеной и определить экономию условного
топлива, если продолжительность отопительного сезона τ = 4600 часов. Данные
для решения задачи выбрать из таблицы 1.
Таблица 1
F(м2)
|
tвн
|
tн
|
10000
|
12
|
-16
|
Решение:
Тепловой поток через плоские
поверхности в стационарном режиме определяется по выражению
где - термическое сопротивление плоской стенки
(м2·град/Вт);
F - общая поверхность стен
здания (м2).
Потери тепла через стены здания
уменьшаются за счет увеличения термического сопротивления стен. Расход условного
топлива на отопление здания определяется:
где = 29300 (кДж/кг) - теплота сгорания условного топлива.
Расход условного топлива рассчитывается
за весь отопительный сезон.
Экономия условного топлива,
за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:
,
.
Проведем расчеты для следующих
вариантов:
1. Стена бетонная, толщиной
δ = 300 мм, коэффициент теплопроводности λσ = 1 [Вт/м·град].
Таким образом, тепловой поток
составит 933,33 кВт.
Определим расход условного
топлива на отопление здания:
1 000 000 Дж ≈ 0,277(7)
кВт·ч., следовательно 29300 (кДж/кг) = 29300000 (Дж/кг) = 29300000 / 0,277(7) кВт·ч./кг
= 105 776 173,3 кВт·ч./кг
Расход условного топлива на
отопление здания составляет 8,82×10-6 кг/ч.
Определим экономию условного
топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:
Таким образом, экономия условного
топлива для 1-го варианта составляет 40,572×10-3 кг/сезон.
2. Стена кирпичная, толщиной
δ = 300 мм, коэффициент теплопроводности λк = 0,7 [Вт/м·град].
Рассчитаем тепловой поток.
Таким образом, тепловой поток
составит 653,34 кВт.
Определим расход условного
топлива на отопление здания:
Расход условного топлива на
отопление здания составляет 6,18×10-6 кг/ч.
Определим экономию условного
топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:
Таким образом, экономия условного
топлива для 2-го варианта составляет 28,428×10-3 кг/сезон.
3. Стена кирпичная, между
двумя слоями кирпичной кладки с толщиной каждого слоя δ = 150 мм, установлена
прокладка пенопласта толщиной δп = 50 мм с коэффициентом теплопроводности
λп = 0,05 [Вт/м·град].
Рассчитаем тепловой поток.
Таким образом, тепловой поток
составит 70 кВт.
Определим расход условного
топлива на отопление здания:
Расход условного топлива на
отопление здания составляет 6,62×10-7 кг/ч.
Определим экономию условного
топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:
Таким образом, экономия условного
топлива для 3-го варианта составляет 30,452×10-4 кг/сезон.
Список использованных источников
1.
Основы энергосбережения:
Учеб. пособие / М. В. Самойлов, В. В. Паневчик, А. Н. Ковалев. 2-е изд., стереотип.
- Мн.: БГЭУ, 2002. - 198 с.
2.
Сидорский С. А. Через
экономию ресурсов - к росту экономики и благосостояния людей // Экономика Беларуси.
- 2007. - №3. - С. 6-15.
3.
Стятюгина А. Е. Экономические
механизмы энергосбережения // Материалы XI Международной научной конференции магистрантов
и студентов. - Минск, 17 мая 2007 г. - С. 33.
4.
Горустович В. В. Система
управления энергосбережением предприятия Энергоэффективность. - 2006. - № 8. - С.
15-17.
5.
Шимова О. С. Основы
экологии и экономика природопользования / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. - Минск:
БГЭУ, 2001. - 368 с.
6.
Штомпель Б. Н. Экономическая
экология / Б. Н. Попков. - Минск: БГАТУ, 2001. - 349 с.
|