p> Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют
прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том
числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и
религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а
указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. [2]
3 Некоммерческие партнерства
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами для содействия членам в осуществлении деятельности, соответствующую
целям, для достижения которых оно создано.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является
собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают
по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по
обязательствам своих членов.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
31. участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в
установленном учредительными документами порядке;
33. по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами
некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого
партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах
стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его
собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном
учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его
имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого
имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами
некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено
федеральным законом или учредительными документами некоммерческого
партнерства.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.
Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.[ ] 1.5.4 Фонды.
Фондом для целей ГК признается не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно
полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является
собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного
ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд
вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для
достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и
соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской
деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать
в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего
имущества. [2]
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор
за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и
обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением
фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на
общественных началах.[ ]
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов
определяются его уставом, утверждаемым учредителями.
Устав фонда должен содержать: наименование фонда, включающее слов
“фонд”, сведения о цели фонда; указания об органов фонда, в том числе о
попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о
порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте
нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. 1.5.5 Учреждения.
Учреждением признается организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера финансируемая им полностью или частично.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его
распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную
ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего
имущества.[2] 6 Автономная некоммерческая организация
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления
услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права,
физической культуры и спорта и иных услуг.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации её
учредителями, является собственностью автономной некоммерческой
организации. Учредители автономной некоммерческой организации не отвечают
по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а
она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения
которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации
осуществляют её учредители в порядке, предусмотренном её учредительными
документами.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться её
услугами только на равных условиях с другими лицами. [ ]
1.5.7 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской
деятельности, а также представления и зашиты общих имущественных интересов
могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или
союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение
предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в
хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК, либо
может создать для осуществления предпринимательской деятельности
хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения,
могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой
организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права
юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечают по обязательствам своих членов. Члены
ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по её обязательствам
в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами
ассоциации.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной
предмет деятельности её членов с включением слова “ассоциация” или “союз”.
Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться её услугами.
Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации
(союза) по окончанию финансового года. В этом случае он несет субсидиарную
ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему
взносу в течении двух лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из неё по решению остающихся
участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами
ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена
ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации
(союза).
С согласия членов ассоциации (союза) в неё может войти новый участник.
Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его
субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза),
возникшим до его вступления.[2]
2. Финансовые права и ответственность в отношениях между предприятием и государством.
Действующие в области экономики государственные законы определяют лишь
компетентность и границы внешнего вмешательства в работу предприятия, но не
устраняют это вмешательство. Частные, кооперативные, акционерные и другие
предприятия не освобождаются от государственного контроля, который ведется
за:
36. доходами предприятия и уплатой им налогов;
37. санитарным состоянием производства;
38. назначением и техническим уровнем продукции;
39. соблюдением стандартов и технических условий производства;
40. правовой защитой наемного персонала и некоторыми другими сторонами деятельности предприятий.
Контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира.()
“Под демократией многие понимают вседозволенность. А это не одно и то же, -
справедливо замечает американский исследователь менеджмента Я. Хотин. -
Запад под демократией понимает очень строгие и суровые законы, которые
нельзя ни обойти, ни нарушить.”()
Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную
ответственность за все виды его деятельности, т.е. за:
соблюдение интересов государства и прав граждан;
соблюдение законов и сохранность окружающей среды;
приумножение вверенного ему государством или держателями акций имущества;
повышение эффективности производства.
Деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы
других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на
прилегающей территории. При этом государство или иной вышестоящий орган,
как правило, не отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие в таком
случае не отвечает по обязательствам государства.[3]
2.1 Финансовые права и ответственность налогоплательщиков и налоговых
органов.
Налоговая система является одним их важнейших элементов экономической
инфраструктуры, в рамках которой протекает коммерческая деятельность
юридических и физических лиц. Налоговая система состоит, в свою очередь, из
двух относительно самостоятельных подсистем: системы налогов и системы
налоговых органов.
Действующая в России в настоящее время система налогов организована
применительно к существующей бюджетной системе, в связи с чем включает
налоги трех уровней: федеральные, субъектов федерации и муниципальные.
Федеральные налоги вводятся в действие законами РФ, которые обязательны для
применения всеми субъектами федерации. Налоги субъектов федерации вводятся
путем принятия законодательными органами республик, автономных республик и
других автономий соответствующих законам, а другими субъектами федерации -
путем принятия законов или постановлений. Постановлениями местных органов
власти и управления вводятся в действия и муниципальные налоги.
В России система налоговых органов представлена службами
Государственной налоговой инспекции и службами налоговой полиции. Основные
функции налоговых инспекций - учет налогоплательщиков, контроль за
правильностью и своевременностью начисления и уплаты ими причитающихся
налоговых сумм, проведение в необходимых случаях камеральных или с выездом
на место проверок правомерности действий налогоплательщиков. Основной
функцией налоговой полиции являются содействие органам налоговой инспекции
в их повседневной деятельности, обеспечение безопасности работников
налоговых служб в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей и
проведения специальных налоговых расследований по поручению налоговых служб
или по собственной инициативе.[1]
2.1.1 Действия, осуществляемые налоговыми органами
Налоговые органы имеют право: 1. Осуществлять контроль за:
а) постановкой налогоплательщиков на учет;
б) правильностью исчисления ими налогов;
в) своевременностью и полнотой их уплаты;
г) организацией у налогоплательщика учета и делопроизводства, связанных с
исчислением и уплатой налогов;
д) устранением налогоплательщиком выявленных в ходе проверки нарушений
налогового законодательства.
Осуществляя контроль, налоговые органы имеют право:
а) производить проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов,
смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой
налогов;
б) получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам,
возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих
коммерческую тайну;
в) изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством,
документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или
иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания
предлагать, что они будут уничтожены, скрыты, исправлены или заменены;
г) обследовать использованные для извлечения доходов либо связанные с
содержанием объекта налогообложения производственные, складские, торговые и
иные помещения;
д) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых
предприятий и от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о
налогах и о предпринимательской деятельности.
2. Накладывать в случаях, предусмотренных законодательством, санкции
(финансовые штрафы, пени, приостановка операций по счетам
налогоплательщика, административные штрафы). 3. Взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы у физических лиц - через суд; у юридических лиц - в бесспорном порядке, обращая взыскание на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия - на имущество этих лиц. 3. Предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению производственной деятельности налогоплательщика.
4. Предъявлять в суды иски: о ликвидации предприятия; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании полученных им доходов.
Вступая в налоговые правоотношения с налогоплательщиками и другими
лицами, налоговые органы обязаны:
реализовывать предоставленные им права с соблюдением установленных
законодательством правил (в том числе процедурных);
обеспечивать своевременность постановки на учет налогоплательщика и
включения его в Государственный реестр;
выдавать по заявлениям налогоплательщиков необходимые документы для
открытия расчетного (текущего) и других счетов в учреждениях банков;
48. сохранять коммерческую тайну налогоплательщиков и других лиц;
исчислять в случаях, предусмотренных законами, налоги с физических лиц и
своевременно вручать им платежные извещения;
возвращать (или засчитывать в счет очередных платежей) излишне уплаченные
суммы налога, а также, по согласованию с финорганами, неправильно
взысканные суммы налогов, штрафов и пени;
рассматривать в установленные законом сроки заявления и жалобы
налогоплательщиков и других лиц;
ежемесячно представлять финансовым органом сведения о поступивших суммах
налогов и другие сведения, в том числе о случаях неуплаты
налогоплательщиками - юридическими лицами налогов в течение трех месяцев;
своевременно доводить информацию, полученную от налогоплательщиков-агентов,
о подоходном налоге с физических лиц налоговым органам по месту жительства
лиц.
2.1.2 Права и ответственность налогоплательщиков.
Основы правового статуса налогоплательщиков закреплены в Законе РФ “Об
основах налоговой системы в РФ” и некоторых Указах Президента РФ. В
законах и других нормативных актах, устанавливающие конкретные налоги,
права и обязанности налогоплательщиков детализируются.
На налогоплательщиков возлагаются следующие обязанности: 1) организационного характера:
стать на учет в налоговом органе (из физических лиц - только лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица);
информировать налоговый орган о намерении открыть ссудные, валютные,
депозитные и другие счета, а также о приобретении других обязательств
банков;
ежеквартально представлять в налоговый орган сведения о расчетных
(текущих), ссудных, депозитных и других счетах в банках (кредитных
организациях) как на территории РФ, так и за рубежом;
вести учет просроченной дебиторской задолженности с ежеквартальным
составлением перечня дебиторов и суммы задолженности;
сообщать (в 10-дневный срок) налоговому органу о принятом судом или
собственником (органом, им уполномоченным) решении о ликвидации
юридического лица; 1) по уплате налогов:
самостоятельно и правильно исчислять суммы налогов (в случаях,
предусмотренных законодательством, физические лица освобождаются от этой
обязанности);
своевременно и в полном размере уплачивать налоги, представлять в банки
платежные поручения до наступления срока платежа;
61. при образовании недоимки и отсутствия средств на расчетном (текущем) счете:
а) продавать имеющуюся иностранную валюту для покрытия задолженности,
б) переводить средства с депозитных счетов,
в) ежеквартально представлять в налоговый орган данные о дебиторах с
заявлением о взыскании недоимки с сумм их просроченной задолженности; 3) по учету, отчетности и пр.:
вести в установленном законодательством порядке бухгалтерский учет;
составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая
сохранность их не менее пяти лет;
63. в установленном порядке вести учет объекта обложения;
своевременно представлять в налоговый орган документы, необходимые для
исчисления и уплаты налогов (балансы, расчеты налоговых сумм, декларации о
предполагаемых и фактически полученных доходах за отчетный период и другие
документы);
предоставлять по требованию налоговых органов различные справки ,
объяснения, документы, в том числе подтверждающие право на льготы;
выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах; вносить исправления в бухгалтерские отчеты по
результатам проверки;
допускать должностных лиц налоговых органов в помещения, где осуществляется
деятельность, связанная с получением дохода, либо содержанием объектов
обложения для их обследования, а также при проверках правильности
исчисления и уплаты налогов; 3) как источников выплаты доходов (налоговых агентов):
68. правильно исчислять, своевременно удерживать и перечислять налоги с :
а) доходов физических лиц, выплачиваемых по месту основной работы, за работу по совместительству и другими основаниями,
б) доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных в РФ, и доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, принадлежащих источнику выплат,
в) доходов иностранных юридических лиц, не связанных с их деятельностью в
РФ, полученных от источников в РФ;
представлять в налоговые органы расчеты налогов с доходов от долевого
участия и от акций, облигаций и других ценных бумаг;
вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицом в
календарном году, и ежеквартально представлять в налоговый орган отчет об
итоговых суммах начисленных доходов и удержанных налогах, а также данные о
доходах и удержанных суммах налогов по каждому лицу, для которого налоговый
агент не является местом основной работы;
взыскивать с физических лиц суммы подоходного налога, не удержанные или
удержанные неполностью до полного погашения задолженности, а при
невозможности взыскания ставить об этом в известность налоговый орган.
Среди многих обязанностей налогоплательщиков основная - это своевременно
и в полном размере уплатить налог. Остальные, в значительной степени,
связаны с деятельностью государственных органов по предупреждению и
выявлению фактов сокрытия (занижения) доходов и других объектов
налогообложения, т.е. фактов неполной уплаты налогов.
В целях обеспечения возможности защиты своих интересов
налогоплательщикам предоставляются следующие права:
требовать соблюдения налоговыми органами установленных законодательством
правил наложения финансовых санкций, изъятия документов, наложения ареста
на имущество и его реализацию и др.;
получать установленные законом льготы (физическими лицами - по
предоставлению необходимых документов);
знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами и органами
налоговой полиции; представлять пояснения по актам проверок и по расчетам
налогов;
засчитывать излишне уплаченные налоговые суммы в счет очередных платежей
или, по их письменному заявлению в налоговый орган, получить их назад;
получать возмещения от ущерба (включая упущенную выгоду), причиненного
вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей, а также от ущерба,
нанесенного неправомерными действиями других государственных органов;
обжаловать действия должностных лиц и решения налоговых органов в
установленном законом порядке;
выбирать при наличии оснований, предусмотренных законом, упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности.[4]
2.2 Ответственность за нарушения налогового законодательства.
2.2.1 Понятие и особенности налоговых правонарушений.
Налоговое правонарушение есть противоправное виновное действие или
бездействие, заключающееся а неисполнении или ненадлежащем исполнении
налоговых обязанностей, нарушающее права и законные интересы участников
налоговых отношений и влекущие установленную юридическую ответственность.
К налоговым относятся правонарушения, касающиеся налоговой системы
непосредственно. Другие правонарушения, косвенно затрагивающие налоговые
отношения, однако охватываемые более широкими составами, к налоговым не
относятся. Например, незаконная выдача должностным лицом налогоплательщику
документа, дающего право на налоговую льготу, должно квалифицироваться как
должностное правонарушение, но не налоговое. Напротив, действия
налогоплательщика по уклонению от уплаты налогов должны рассматриваться как
налоговое правонарушение, но не общеуголовное (мошенничество, например).[5]
В зависимости от направленности противоправных деяний можно выделить
следующие группы налоговых правонарушений:
1. правонарушения против системы налогов;
2. правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
3. правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
4. правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
5. правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности;
6. правонарушения против обязанностей по уплате налогов.
Предметом нашего рассмотрения являются налоговые правонарушения и
ответственность за них непосредственно налогоплательщика.
Правонарушения против системы налогов.
Эти составы направлены против незаконного установления, ввода в действие
и взимания налогов. Законно установленные и введенные в действие налоги
являются законным изъятием из права собственности. Соответственно,
незаконные налоги являются покушением на собственность юридических и
физических лиц и их взимание должно пересекаться различными методами, в том
числе и установлением ответственности лиц, принимающие незаконные решения
об установлении и введении в действие таких налогов, и лиц, исполняющих эти
решения.
Незаконное освобождение от уплаты налога также является наказуемым
правонарушением, так как, с одной стороны, приводит к недополучению
бюджетом налогов, с другой - создает неравные условия хозяйствования
налогоплательщиков, подрывает основы конкуренции.
К этой группе могут быть отнесены следующие составы правонарушений:
незаконное установление и/или введение налогов, то есть издания должностным
лицом акта, предусматривающего установление и введение в действие налога,
не установленного законодательством или акта, предусматривающего введение
налога, установленного законодательством, если введение данного налога не
отнесено к компетенции должностного лица, или издание акта, прямо или
косвенно увеличивающего размеры, отменяющего льготы, изменяющего сроки
уплаты законно установленного и введенного в действие налога;
незаконное взимание налогов, то есть прямое или косвенное понуждение к
уплате налогов (либо взимание налогов), не установленных и/или не введенных
в соответствии с законодательством, равно как к уплате налогов в больших
против установленных размерах, незаконные отказ в предоставлении льгот или
понуждение к уплате налогов до наступления законно установленных сроков их
уплаты;
незаконное освобождение от уплаты налогов, то есть полное или частичное
освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога
путем предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия
совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица,
либо с нарушением установленных законом оснований и процедур.
2.2.1 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков.
Никто не работает лишь для того, чтобы уплачивать налоги. Предприятие -
прежде всего производители товаров (работ, услуг), а затем уже -
налогоплательщики. Налогообложение не должно подрывать свою собственную
основу - бизнес. Это правило должно применяться не только на уровне
налоговой политики государства, но и на уровне практической реализации
налогового законодательства. Ещё А. Смит в качестве одного из ключевых
требований к системе налогов выдвинул необременительность способов уплаты
налогов.
Ряд таких правонарушений относится к числу должностных (например,
злоупотребление властью или служебным положением, превышения власти или
служебных полномочий и др.). Но есть и специфические правонарушения,
которые целесообразно выделить в отдельные составы:
незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика,
т.е. незаконный отказ должностным лицом налогового органа в постановке на
налоговый учет, в выдаче разрешения или иного документа, необходимого для
открытия счетов банке или ином кредитном учреждении, незаконное
приостановление операций налогоплательщика по счетам в банках или иных
кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на имущество
налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным лицом
налогового органа контрольных действий приемами и способами, существенно
затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных деловых
операций, незаконное требование к расширению видов и объемов учетных
действий и отчетных документов;
отказ от консультирования или непредставление консультаций, т.е. отказ
должностного лица налогового органа предоставить налогоплательщику или
другому участнику налоговых отношений бесплатную письменную информацию о
порядке и условиях налогообложения, о его правах и обязанностях, либо
непредставление такой информации в установленный срок;
разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использование или передача
другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством
налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или
иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных или должностных
обязанностей.
2.2.2 Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей
налогоплательщика.
Выполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов
гарантируется не только установлением ответственности за налоговые
правонарушения, но системой мер, направленных на предотвращение
правонарушений, создание условий, препятствующих или затрудняющих
совершение правонарушений. Это специальные требования к открытию банковских
счетов, ограничение в использовании наличных денег, запрет на совершение
определенных юридически значимых действий до уплаты налога, установление
обязанности представлять косвенную декларацию о доходах и т.п. Выполнение
различными лицами этих обязанностей также должно обеспечиваться мерами
ответственности:
незаконное открытие счета налогоплательщиком, т.е. открытие
налогоплательщиком в банке или ином кредитном учреждении расчетного,
текущего, ссудного, депозитного и иного счета с нарушением требований,
установленных налоговым законом, если эти действия не могут
квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
незаконное открытие счета налогоплательщику, т.е. открытие банком или иным
кредитным учреждением расчетного, текущего, ссудного, депозитного и иного
счета налогоплательщику с нарушением требований, установленных налоговым
законодательством, если эти действия не могут быть квалифицироваться как
соучастие в уклонении от уплаты налога;
незаконные расчеты, т.е. осуществление расчетов наличными денежными
средствами с нарушением установленных законом ограничений, если эти
действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
нарушение кассовой дисциплины, т.е. нарушения установленного законом
порядка оприходования, хранения и использования наличных денежных средств,
если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты
налога;
несвоевременное представление информации о налогоплательщике, т.е. пропуск
установленного нормативными актами срока для представления в налоговый
орган документов, касающихся третьего лица - налогоплательщика, если
обязанность представлять такие документы определена законом при условии,
что эти действия не могут квалифицированы как несвоевременное представление
информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога или как
незаконное открытие счета налогоплательщику;
уклонение от представления информации о налогоплательщике, т.е. умышленное
длительное невыполнение законного требования налогового органа о
представлении документов, касающихся третьего лица - налогоплательщика или
отказ представить такие документы, если эти действия не могут
квалифицироваться как уклонение от представления информации, необходимой
для исчисления налоговым органом налога или как незаконное открытие счета
налогоплательщику;
несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления
налоговым органом налога, т.е. пропуск установленного нормативными актами
срока для предоставления в налоговый орган документов, фиксирующих
юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате
налога, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в
уклонении от уплаты налога;
уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым
органом налога, т.е. умышленное длительное невыполнение законного
требования налогового органа о предоставлении документов, фиксирующих
юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате
налога, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в
уклонении от уплаты налога;
незаконная выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего юридическое
значение, с нарушением установленного законом требования проверить факт
предварительной уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия
не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога.
2.2.3 Правонарушения против исполнения доходной части бюджетов.
Поступления средств в бюджеты зависят не только от выполнения
обязанностей налогоплательщиками. Существуют и другие лица, которые
принимают непосредственное участие в процессе начисления, сбора и
перечисления в бюджет налогов. Это прежде всего фискальные агенты, а также
лица, осуществляющие кассовое исполнение доходной части бюджетов (банки).
Как показывает практика, далеко не всегда эти участники налоговых отношений
строго придерживаются требований законодательства. Допускаемые ими
правонарушения носят достаточно серьезный характер и требуют установления
специальных мер ответственности:
незаконное использование средств, поступивших в уплату налога, т.е.
неперечисление или несвоевременное перечисление банком, другим кредитным
учреждением, а также иным лицом, ответственным за сбор налогов, сумм
налогов, поступивших от налогоплательщиков, либо лиц, обязанных исчислить и
удержать налог вместо налогоплательщика;
нарушение требований о взыскании недоимок по налогам и штрафов, т.е.
неперечисление или несвоевременное перечисление банком или иным кредитным
учреждением сумм со счета налогоплательщика на основании надлежащим образом
оформленного требования налогового органа или судебного решения.
Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.
Наличие действенной системы контроля за соблюдением налогового
законодательства является непременным условием функционирования налоговой
системы в целом. Поэтому любые незаконные противодействия налоговым
органам, осуществляющим контроль за соблюдением налогового
законодательства, представляют достаточно серьезную угрозу для налоговой
системы и требуют соответствующей реакции. Субъектами данных правонарушений
выступают непосредственно налогоплательщики. Поэтому составы, имеющие
отношение к контролю, но адресованные другим лицам (например,
несвоевременное представление информации о налогоплательщике) помещены в
другие разделы:
несвоевременная регистрация в налоговом органе, т.е. пропуск срока,
установленного для обращения в налоговый орган для регистрации в качестве
налогоплательщика, если эти действия не могут быть квалифицированы как
уклонение от уплаты налога;
уклонение от регистрации в налоговом органе, т.е. умышленное, с целью
уклонения от уплаты налогов, длительное невыполнение обязанности обратиться
в налоговый орган для регистрации в качестве налогоплательщика;
воспрепятствование осуществлению контрольных действий, т.е. умышленное
создание условий, препятствующих осуществлению мер документального или
фактического контроля;
неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица
налогового органа, т.е. длительное невыполнение или ненадлежащие выполнение
законного требования или распоряжения должностного лица налогового органа
об устранении или предотвращении нарушений налогового законодательства,
если эти действия не могут быть квалифицированы как иные нарушения
налогового законодательства;
оскорбление должностного лица налогового органа, т.е. публичное оскорбление
должностного лица налогового органа в связи с его деятельностью по
исполнению служебных обязанностей, если эти действия не влекут уголовной
ответственности;
насилие или угроза применением насилия, или повреждением имущества в
отношении должностного лица налогового органа, т.е. насилие или угроза
применением насилия, повреждением (уничтожением) имущества в отношении
должностного лица налогового органа, а равно его близких, выполняющего
возложенные на него законом обязанности, в целях воспрепятствования его
законной деятельности, а также принуждение к изменению её характера либо из
мести за выполнение служебного долга, если эти действия не влекут уголовной
ответственности;
незаконное воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное воздействие в
какой бы то ни было форме на должностное лицо налогового органа с целью
воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на
принимаемое им решение, если эти действия не могут квалифицироваться как
иное правонарушение и/или не влекут уголовной ответственности.
2.2.4 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета,
составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.
В соответствии с законом “О бухгалтерском учете”, бухгалтерский
(финансовый учет) является основой налогового учета, в результате которого
определяются необходимые показатели и данные для составления деклараций,
расчетов и других документов. Налоговый учет носит расчетный характер, так
как использует данные бухгалтерского учета, но не связан с операциями на
его счетах.
Цели бухгалтерского учета шире, нежели формирование данных для
составления налоговой отчетности. Но в законе отсутствуют конкретные
составы правонарушений в области бухгалтерского учета. Этот пробел должен
быть ликвидирован в налоговом кодексе:
нарушение порядка организации бухгалтерского учета, т.е. отсутствие системы
отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком
хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами
бухгалтерского учета, если такие действия не могут квалифицироваться как
уклонение от уплаты налога;
нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, т.е. нарушения правил
документирования хозяйственных операций и отражения их в бухгалтерских
регистрах, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от
уплаты налога;
необеспечение достоверности данных бухгалтерского учета, т.е. невыполнение
или ненадлежащие выполнение обязанностей по проведению инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, хранению бухгалтерских документов,
если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты
налогов;
нарушение порядка составления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е.
представление в налоговый орган документов бухгалтерской и/или налоговой
отчетности, не соответствующих установленной форме и не отражающих всех
установленных нормативными актами данных;
нарушение порядка представления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е.
представление комплекса или части документов бухгалтерской и налоговой
отчетности позже установленного срока, если такие действия не могут
квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
уклонение от представления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е.
умышленное неоднократное непредставление в установленные сроки или
непредставленные по требованию налогового органа комплекса или части
документов бухгалтерской и/или налоговой отчетности, если такие действия не
могут квалифицироваться как уклонение от регистрации в налоговом органе или
уклонение от уплаты налога.
2.2.5 Правонарушения против обязанности по уплате налога.
Основная обязанность налогоплательщика - полная и своевременная уплата
налогов. Способы уклонения от уплаты налогов различны. Эти способы
специфичны в отношении каждого конкретного налога и будут рассмотрены
отдельно. Наиболее общие составы:
незаконное использование льгот по налогу, т.е. уклонение от уплаты налога
путем представления налогоплательщиком в налоговый орган документов,
содержащих заведомо необоснованные сведения, дающие прямо или косвенно
основание для уменьшения размера налога, равно как и для возврата (зачета в
счет будущих платежей) ранее уплаченного или взысканного налога;
неуплата или несвоевременная уплата налога, т.е. неуплата к установленному
законом сроку налога или уплата налога позже установленного срока
налогоплательщиком либо лицом, обязанным в силу закона исчислить и уплатить
налог вместо налогоплательщика.
Уклонение от уплаты налогов тем или иным способом самая распространенная
группа налоговых правонарушений. Основная причина уклонения от уплаты
налогов является чисто экономической и заключается в явном несоответствии
последствий для налогоплательщика от уплаты налогов и от санкций за
уклонение от них. Чем выше ставки налогов и ниже размер санкций, тем
ощутимее экономический эффект от уклонений.[6]
2.3 Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.
Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства применяются
исключительно к налогоплательщику и взыскиваются только по результатам
документальных проверок. Основанием для применения таких санкций являются
следующие правонарушения: 1) сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или иного объекта налогообложения влечет за собой соответственно взыскание всей суммы сокрытого