О финансовых
результатах деятельности
организаций в январе-сентябре 2010 года.
В
январе-сентябре 2010г., по оперативным данным, сальдированный финансовый
результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого
предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих
ценах составил +2805,7 млрд.рублей, или +88,4 млрд.долларов США (44,3 тыс.
организаций получили прибыль в размере 3684,9 млрд.рублей, 22,2 тыс.
организаций имели убыток на сумму 879,2 млрд.рублей). В январе-сентябре 2009г.
сальдированный финансовый результат составил (по сопоставимому кругу
организаций) +4380,0 млрд.рублей, или +183,8 млрд.долларов США. .[2]
Сальдированный
финансовый результат (прибыль минус убыток) характеризуется следующими данными:
Млрд.рублей
В % к соответствующему периоду
предыдущего года1)
2009г.
Январь
+437,7
145,6
Январь-февраль
+888,7
135,9
I квартал
+1259,8
117,2
Январь-апрель
+1759,0
130,3
Январь-май
+2418,5
134,6
II квартал
+1922,5
161,3
I полугодие
+3182,3
140,7
Январь-июль
+3800,6
140,6
Январь-август
+4305,6
141,6
III квартал
+1197,7
97,5
Январь-сентябрь
+4380,0
125,7
2010г.
Январь
-184,4
-
Январь-февраль
+4,2
0,5
I квартал
+366,5
29,1
Январь-апрель
+733,5
41,7
Январь-май
+1257,1
52,0
II квартал
+1267,9
66,0
I полугодие
+1634,4
51,4
Январь-июль
+1895,3
49,9
Январь-август
+2354,9
54,7
III квартал
+1171,3
97,8
Январь-сентябрь
+2805,7
64,1
Сальдированный
финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в январе-сентябре 2009
года
Сальдо прибылей (+) и убытков (-), млрд. рублей
В % к соответствующему периоду предыдущего года
Прибыль, млрд. рублей (+)
В % к соответствующему периоду предыдущего года
Убыток, млрд. рублей (-)
В % к соответствующему периоду предыдущего года
Всего
+2805,7
64,1
3684,9
69,4
879,2
94,2
из них по организациям с основным
видом деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
+55,1
73,3
81,9
90,2
26,8
171,1
рыболовство, рыбоводство
+9,2
в 2,9р.
10,4
в 2,1р.
1,2
70,3
добыча полезных ископаемых
+651,2
72,2
725,3
73,5
74,1
87,1
из нее добыча
топливно-энергетических полезных ископаемых
+604,4
80,5
652,0
78,6
47,6
60,8
обрабатывающие производства
+662,2
35,5
1029,1
51,9
366,9
в 3,1р.
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
+156,1
в 3,2р.
217,5
178,9
61,4
84,3
из них производство, передача и
распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
+150,3
в 3,4р.
208,9
183,3
58,6
83,3
строительство
+57,0
58,6
105,9
89,8
48,9
в 2,4р.
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования
+520,7
56,8
641,5
58,7
120,8
68,6
транспорт и связь
+491,7
99,8
557,4
102,1
65,7
124,0
из них: деятельность
железнодорожного транспорта
+67,4
85,9
74,7
94,0
7,3
в 7,4р.
деятельность прочего сухопутного
транспорта
+2,1
59,0
13,3
105,0
11,2
123,0
транспортирование по трубопроводам
+160,7
124,1
162,4
123,7
1,7
95,1
связь
+182,1
91,7
197,4
91,1
15,3
84,6
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
+175,4
74,4
248,8
89,3
73,4
170,8
из них:
управление эксплуатацией жилого
фонда
+0,3
-
7,0
149,5
6,7
137,7
научные исследования и разработки
+21,4
114,2
30,5
107,7
9,1
94,9
Темпы изменения сальдированного
финансового результата отчетного периода по сравнению с соответствующим
периодом предыдущего года рассчитаны по сопоставимому кругу организаций; с
учетом корректировки данных соответствующего периода предыдущего года, исходя
из изменений учетной политики, законодательных актов и др. в соответствии с
методологией бухгалтерского учета.
Прочерк означает, что в одном или
обоих сопоставляемых периодах был получен отрицательный сальдированный
финансовый результат.
Динамика
сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) организаций в январе-сентябре
2010 года
I квартал
II квартал
III квартал
млрд. рублей
в % к соответствующему периоду предыдущего
года
млрд. рублей
в % к соответствующему периоду предыдущего
года
млрд. рублей
в % к соответствующему периоду предыдущего
года
Всего
+366,5
29,1
+1267,9
66,0
+1171,3
97,8
из них по организациям с основным
видом деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
+10,5
46,4
+24,6
103,3
+20,0
69,7
рыболовство, рыбоводство
+3,4
113,7
+3,7
-
+2,1
в 8,3р.
добыча полезных ископаемых
+130,6
54,3
+252,9
68,4
+267,7
91,8
из нее добыча
топливно-энергетических полезных ископаемых
+149,1
75,7
+227,1
72,3
+228,2
95,1
обрабатывающие производства
-67,3
-
+347,8
43,3
+381,7
64,8
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
+126,5
161,6
+23,7
-
+5,9
-
из них производство, передача и
распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
+123,6
165,0
+21,5
-
+5,2
-
строительство
+0,9
6,3
+28,3
74,8
+27,8
62,1
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования
+83,2
28,3
+310,8
85,4
+126,7
48,8
транспорт и связь
+51,5
31,7
+211,7
106,3
+228,5
174,3
из них: деятельность
железнодорожного транспорта
-13,2
-
+9,2
45,0
+71,4
в 3,5р.
деятельность прочего сухопутного
транспорта
-1,9
-
+1,3
51,9
+2,7
71,5
транспортирование по трубопроводам
+27,1
52,9
+82,5
172,0
+51,1
167,8
связь
+41,2
67,9
+88,8
90,3
+52,1
131,4
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
+16,3
17,4
+77,8
84,9
+81,3
161,3
из них:
управление эксплуатацией жилого
фонда
-3,5
-
+1,6
96,7
+2,2
150,1
научные исследования и разработки
-2,5
-
+11,0
162,5
+12,9
в 2,3р.
Доля
организаций, получивших прибыль (убыток) в % к общему числу организаций
Январь-сентябрь 2009г.
Справочно январь-сентябрь 2009г.
доля прибыльных организаций
доля убыточных организаций
доля прибыльных организаций
доля убыточных организаций
Всего
66,6
33,4
73,0
27,0
из них по организациям с основным
видом деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
73,7
26,3
81,8
18,2
рыболовство, рыбоводство
72,9
27,1
67,5
32,5
добыча полезных ископаемых
57,4
42,6
66,8
33,2
из нее добыча
топливно-энергетических полезных ископаемых
60,7
39,3
66,6
33,4
обрабатывающие производства
63,4
36,6
74,4
25,6
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
51,1
48,9
47,7
52,3
из них производство, передача и
распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
50,7
49,3
47,5
52,5
строительство
66,1
33,9
77,5
22,5
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования
74,0
26,0
81,0
19,0
транспорт и связь
62,6
37,4
64,6
35,4
из них: деятельность
железнодорожного транспорта
77,1
22,9
83,6
16,4
деятельность прочего сухопутного
транспорта
49,4
50,6
49,2
50,8
транспортирование по трубопроводам
83,5
16,5
82,7
17,3
связь
74,0
26,0
74,3
25,7
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
68,5
31,5
72,2
27,8
из них:
управление эксплуатацией жилого
фонда
56,1
43,9
53,8
46,2
научные исследования и разработки
73,3
26,7
75,8
24,2
В
январе-сентябре 2010г. доля убыточных организаций по сравнению с
январем-сентябрем 2009г. возросла на 6,4 процентного пункта и составила 33,4%.[2]
Динамика
финансового результата крупных и средних организаций по Российской Федерации
(до 1998г. - трлн.
рублей, млрд. рублей по данным бухгалтерской отчетности)
Сальдо прибылей и убытков
В % к соответствующему периоду предыдущего года
Сумма прибыли
Удельный вес прибыльных организаций, %
Сумма убытка
Удельный вес убыточных организаций, %
1995
251
в 2,6р.
288
65,8
37
34,2
1996
125
49,9
239
49,4
114
50,6
1997
174
139,2
309
49,9
135
50,1
1998
-115
-
358
46,8
473
53,2
1999
723
-
885
59,2
162
40,8
2000
1191
164,6
1361
60,2
170
39,8
2001
1141
95,9
1358
62,1
217
37,9
2002
923
80,9
1273
56,5
350
43,5
2003
1456
157,7
1816
57,0
360
43,0
2004
2485
170,7
2778
61,9
293
38,1
2005
3226
129,8
3674
63,6
448
36,4
2006
5722
177,4
6085
67,5
363
32,5
2007
6041
105,6
6412
74,5
371
25,5
2008
3801
69,1
5354
71,7
1553
28,3
Амортизация – перенесение по частям по мере
физического износа стоимости основных фондов на производимый с их помощью
продукт. Амортизационные вычисления
– это денежное выражение размера амортизации в соответствующей степени размера
фонда. Норма амортизации –
процентное отношение годовой суммы амортизации к балансовой стоимости основных
фондов. Постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимый
продукт приводит к тому, что одна ее часть продолжает выступать в форме
основных фондов, а другая совершает оборот, как часть стоимости вновь созданной
продукции, которая по мере реализации последней переходит из товарной в
денежную форму и аккумулируется в виде амортизационных отчислений, производимых
из выручки от реализации. .[5]
Амортизация
основных фондов, начисленная за отчетный год в коммерческих организациях (без
субъектов малого предпринимательства) по видам экономической деятельности
2006
2007
2008
миллионов рублей
Все основные фонды
1042638
1270310
1541988
в том числе по видам экономической
деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
30491
36332
46096
рыболовство, рыбоводство
1723
2043
2548
добыча полезных ископаемых
174364
207973
268054
обрабатывающие производства
183895
225956
281022
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
107957
126785
146410
строительство
21271
26070
36439
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования
194301
233148
262406
гостиницы и рестораны
3891
4596
5645
транспорт и связь
248651
291293
343707
финансовая деятельность
19697
38203
55782
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
41346
60916
71755
государственное управление и
обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
276
207
322
образование
129
117
104
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
2635
2445
3027
предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
12011
14226
18671
в процентах к наличию основных
фондов на начало отчетного года по полной учетной стоимости
Все основные фонды
4.7
5.2
5.7
в том числе по видам экономической
деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
4.1
4.9
6.1
рыболовство, рыбоводство
5.4
6.1
5.7
добыча полезных ископаемых
7.7
7.3
8.1
обрабатывающие производства
6.0
6.7
7.2
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
3.3
4.1
4.6
строительство
7.7
9.1
9.0
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования
3.4
3.4
3.7
гостиницы и рестораны
7.2
7.2
7.3
транспорт и связь
5.9
5.7
5.9
финансовая деятельность
8.5
10.9
11.7
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
2.4
3.9
5.1
государственное управление и
обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
5.6
5.8
9.4
образование
6.6
6.1
5.5
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
5.3
5.6
5.8
предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
3.6
3.9
4.6
3. Особенности
организации финансов хозяйствующих субъектов
3.1
Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
Многообразие форм
собственности является основой для создания различных организационно-правовых
форм предприятий. В какой бы плоскости ни рассматривать общественное
производство: как совокупность определенных отраслей, как территориальный или
межотраслевой комплекс, везде речь будет идти о предприятии и о какой-то
комбинации предприятий.
В мировой практике используются различные организационно-правовые формы
предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных
стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает
обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,
имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде,
хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.
Можно классифицировать предприятия по ряду признаков. Так, например, в
зависимости от того, какая собственность преобладает: общественная или частная;
можно выделить два типа предприятий:
- Государственные и общественные предприятия. Их совокупность
представляет общественный сектор экономики.
- Частные предприятия, функционирующие в таких формах как: единоличное
владение, товарищества, акционерные общества, смешанные предприятия, в общем,
те предприятия, которые представляют частный сектор экономики.
Иначе предприятия в соответствии с Российским законодательством можно
поделить на две модели. Сущность первой модели состоит в том, что учредители
(участники) с передачей юридическому лицу (предприятию) соответствующего
имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких
прав и по отношению к приобретенному имуществу. Соответственно и переданное
учредителями (участниками) и приобретенное самим юридическим лицом имущество
признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права,
учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные - права
требования к юридическому лицу (предприятию). Подразумеваются, в частности,
права, принадлежащие члену организации: участвовать в управлении ею, получать
дивиденды и др. .[9]
По этой первой модели строятся хозяйственные товарищества и хозяйственные
общества, а также производственные и потребительские кооперативы, то есть
предприятия - корпорации.
Вторая модель отличается тем, что учредитель, передавая юридическому лицу
(предприятию) во владение, пользование и распоряжение соответствующее
имущество, продолжает оставаться его собственником. Учредитель признается
собственником и всего того, что юридическое лицо (предприятие) приобретает в
дальнейшем в процессе своей деятельности. Тем самым вещными правами на одно и
то же имущество обладают учредитель-собственник и само предприятие, которому
имущество принадлежит на производном от собственности праве хозяйственного
ведения или оперативного управления. К предприятиям, использующим указанную
модель, нужно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия, а
также финансируемые собственниками учреждения, в частности, в случаях, когда в
роли собственника выступает Российская Федерация, субъект Федерации или
муниципальное образование. .[8]
По действующему российскому законодательству, на сегодняшний день
существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:
1. государственное предприятие;
2. товарищества, в том числе:
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
3. Общества:
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью;
- акционерное общество, в т. ч. открытого и закрытого типа.
4.Производственный кооператив.
Государственное предприятие - коммерческая организация, не наделенная
правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество
унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по
вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Полное товарищество — такое объединение физических или юридических лиц,
члены которого отвечают по обязательствам товарищества всем движимым и
недвижимым имуществом. Это значит, что если вы как частное лицо вошли в полное
товарищество на правах одного из учредителей, то в случае наступления
ответственности (банкротства) у вас опишут все личное имущество, выходящее за
рамки жизненно необходимого: машину, дачу, мебель, картины, ювелирные изделия и
т. п. Лица, вступившие в уже существующее общество, несут ответственность
наряду со старыми членами общества за все задолженности, в том числе и
возникшие прежде, до их вступления в общество. .[10]
Товарищество на вере, иначе коммандитное товарищество - товарищество, в
котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества
предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества
своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников -
вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с
деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не
принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской
деятельности.
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним
или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли
определенных учредительными документами размеров. Участники общества с
ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск
убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими
вкладов. В настоящее время в Российской Федерации действует специальный закон,
регулирующий правовое положение обществ с ограниченной ответственностью.
Общество с дополнительной ответственностью – общество учрежденное одним
или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных
учредительными документами размеров; участники такого общества совместно несут
дополнительную ответственность по его обязательствам своим имуществом в
одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом
учредительными документами общества.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный
капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих
обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к
обществу.
В соответствии с действующим Российским законодательством, акционерные
общества делят на: акционерные общества открытого типа и акционерные общества
закрытого типа. Отличия одного вида акционерных обществ от другого заключается
в том, что акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать
принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Соответственно, акции
закрытого акционерного общества распространяются только среди участников
данного общества и не распространяются среди стороннего круга лиц. .[10]
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан
на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной
деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной,
сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое
обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином
участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
3.2 Общая характеристика, особенности и отличия финансовых
отношений коммерческих предприятий и некоммерческих организаций
В
соответствии с ГК РФ каждому типу организаций соответствуют особые организационно-правовые
формы. .[8]
Потребительский кооператив, общественная и религиозная
организация, учреждение, благотворительный фонд, фонд
Особенности организации финансовнекоммерческих организаций как
самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью
уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются
добровольными. Возможность ведения предпринимательской
деятельности в некоммерческих
организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их
создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц –
удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно
полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности
осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организациигодовых или квартальных бюджетов доходов
и расходов, которые
утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или
высшим органом управления
некоммерческой организации. Некоммерческая организация не выплачивает
вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на
них функций кроме компенсации расходов,
непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления. Как и другие хозяйствующие
субъекты, некоммерческая организация
ведет бухгалтерский (финансовый) учет,
составляет бухгалтерскую и финансовую
отчетность, производит налоговые
платежи и другие отчисления,
предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший
орган управления некоммерческой организации отчитывается перед
общим собранием учредителей,
участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов. Размеры
и структура дохода некоммерческой
организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе
работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в
деятельности некоммерческой
организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы некоммерческих организаций и
коммерческих организаций
имеют различия по следующим направлениям: 1) формирование первоначального капитала (имущества и денежных средств); 2) процедура создания юридического лица;
3) порядок
осуществления хозяйственной деятельности; 4) реализация права собственности на имущество; 5) порядок распределения прибыли; 6) порядок управления юридическим лицом;
7) объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими
лицами; порядок ликвидации юридического
лица.
Общественное
назначение финансов коммерческих организаций заключается в обеспечении
финансовыми ресурсами обособленно функционирующих субъектов общественной
деятельности в форме образования юридических лиц. По принципам функционирования
эти организации осуществляют свою деятельность на условиях коммерческого
расчета, то есть преследуют цель получения прибыли, либо не ставят перед собой
такой цели, но их функционирование является общественно необходимым и полезным.
.[9]
Кроме того,
существуют различные общественные объединения, которые могут быть организованы
в юридическое лицо. Финансы юридических лиц – организаций подразделяются на
следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих
организаций, финансы общественных организаций.
Финансы коммерческих организаций основываются на следующих принципах,
реализуемых через осуществление предпринимательской деятельности: 1) самофинансирование; 2) самоокупаемость; 3) саморегулирование; 4) материальная и финансовая ответственность;
5) коммерческая тайна.
Финансы некоммерческих организаций
строятся на таких принципах, как: 1) внешнее
финансирование (образование
денежных фондов за счет
членских взносов, пожертвований,
грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований); 2) целевой
характер расходования денежных фондов
на основе утвержденной сметы
(бюджета доходов и расходов);
3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие
получения прибыли,
отсутствие самоокупаемости);
4) открытость финансов,
общественный контроль,
отсутствие коммерческой тайны
в деятельности некоммерческой
организации; 5) подотчетность
лицу – источнику финансирования;
6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной
исключительно учредительными
документами; 7) моральная и социальная ответственность
участников некоммерческой организации
за результаты ее деятельности. .[10]
Вид некоммерческой организации
Учредители, участники, члены
Ведение предпринимательской деятельности
Наличие субсидиарной финансовой ответственности
Возврат вклада
1. Общественные объединения:
физические лица
Самостоятельно, либо через учреждение коммерческих
предприятий
Отсутствует
Нет
1.1 Общественные организации;
физические лица
1.2 Общественные движение;
Как правило не ведется
Отсутствует
Нет
1.3 Общественный фонд;
физические лица и юридические лица
через учреждение коммерческих предприятий
Отсутствует
Нет
1.4 общественное учреждение.
Государственные и муниципальные органы, общественные
объединения
Осуществляет
Несут
Да
2. Некоммерческое партнерство;
физические лица и юридические лица
Осуществляет
Отсутствует
Да
3. Автономная некоммерческая организация;
физические лица и юридические лица
Осуществляет
Отсутствует
Нет
4. Ассоциации и союзы.
физические лица
Осуществляет
Отсутствует
Нет
Особенности финансов различных видов некоммерческих
организаций
Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям: 1)
между некоммерческой организацией
и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления
деятельности, внесения членских
взносов; 2) между некоммерческой
организацией и грантодателями,
пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования; 3) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов; 4) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа; 5)
между некоммерческой организацией
и ее сотрудниками по поводу выплаты
заработной платы и социального
обеспечения; 6) между некоммерческой
организацией и коммерческим
банком по поводу расчетно-кассового
обслуживания и кредитования;
7) между некоммерческой организацией
и коммерческими организациями
в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. .[10]
На уровне
предприятий (коммерческих организаций) финансовые отношения охватывают:
1) отношения
с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов,
комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;
2) отношения
с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и
погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;
3)отношения
со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и
финансовых рисков;
4) отношения
с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и
финансовыми активами;
5) отношения
с инвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций,
приватизации и др.;
6) отношения
с филиалами и дочерними предприятиями;
7) отношения
с персоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и пр.;
8) отношения
с акционерами (не членами трудового коллектива);
9) отношения
с налоговой службой по уплате налогов и других платежей;
10) отношения
с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.
Общим для
всех перечисленных видов отношений является то, что они выражены в денежной
форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств
предприятия.
Общим
элементом финансовых отношений является также то, что они возникают как
результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим
предприятием или другим участником экономического процесса. Поэтому состояние
финансовых отношений или просто состояние финансов предприятия определяется
прежде всего состоянием его производственно-хозяйственных характеристик. .[6]
3.3 Проблемы и перспективы развития молодого предпринимательства
в современной России
Если говорить
о предпринимательской сфере на самом начальном этапе выбора рода деятельности,
то молодой предприниматель сразу же сталкивается с рядом первостепенных
проблем: недостаточный уровень знаний, недостаточный жизненный опыт,
ограниченные деловые связи, отсутствие офисных площадей, оборудования,
оборотных средств и активов. Этот этап развития молодого предпринимателя
наиболее труден и обязательно должен поддерживаться государством. На мой
взгляд, в первую очередь, должны поддерживаться наукоемкие, инновационные и
производственные направления бизнеса. Молодое российское предприятие прочно
встанет на ноги, если будет стремиться к технологиям завтрашнего дня.
Конечно же,
поддержка государства должна быть федерального масштаба. Данные Росстата
свидетельствуют о том, что в промышленной сфере у нас функционируют всего 150
тысяч компаний малого и среднего бизнеса, для сравнения в США более 1500000.
Через два-три
года начинающему предпринимателю становятся ясны правила и технология бизнеса,
он определяется в направлениях дальнейшего развития и достигает первых успехов,
как правило, в качестве дилера или владельца недорогого производства. С этого
момента ему уже не так нужны льготы и поддержка, например, бизнес-инкубатора,
но остро требуются привлеченные финансовые средства на организацию собственного
более масштабного производства. К сожалению, в нынешнее время привлечение
средств действительно самая настоящая проблема. Кредиты, если и выдаются, то
под 25-30% годовых, что, по моему мнению, неприемлемо во всех отношениях.
Приобретение земельного участка или недвижимости, строительство производства,
оснащение его современным оборудованием требуют также долгосрочного
финансирования. Земельный участок под строительство очень трудно получить в
свободном открытом конкурсе. Как правило, у молодых предпринимателей еще нет
активов, за счет которых можно было бы взять долгосрочный кредит на создание
собственного производства. А если вдруг и удается получить заем или кредит с
помощью поручителей, все равно кредитные проценты банка несопоставимы с
доходами начинающего бизнесмена. Существующая налоговая модель в этой области
не позволяет активно развиваться и инвестировать заработанные на начальном
этапе деньги в развитие. Издержки, связанные с арендой помещений на этапе
создания производства, сильно сокращают доходы.
Отсюда ясно,
что на этом этапе развития молодому предпринимателю также нужна государственная
поддержка, но другого рода. Во-первых, необходимы равные условия на конкурсах
по приобретению недвижимости, во-вторых, должна быть введена рассрочка платежей
за приобретаемую недвижимость, и, в третьих, должна быть разработана система,
позволяющая получать долгосрочные кредиты на создание производства без залога
активов. В этой сфере нужны кардинальные преобразования. Для того, чтобы
создать систему кредитования под проекты и сделать выдачу кредитов более
доступной, необходимо, чтобы гарантом возврата кредитов банкам выступала
какая-нибудь госструктура, например, Министерство экономики развития,
одновременно проводящая и экспертизу проектов. Также нужно за счет
государственных субсидий снизить банковские проценты на кредитование
производства до ставки западных банков.
Наконец,
после того, как производство стало работать и приносить прибыль, молодой
предприниматель заинтересован в его быстром развитии. Но это развитие будет
ограничиваться финансовыми ресурсами, которые он может вложить в него, и рынком
сбыта. Поэтому здесь также нужна помощь государства, прежде всего в
усовершенствовании налоговой системы в сфере малого и среднего бизнеса. Как
известно, в ряде европейских стран и в США давно существуют программы по поддержке
начинающих предпринимателей. В налоговой области они проявляются наиболее ярко.
Например, прибыль предприятий на этапе развития первые 3 года не облагается
налогами. Таким образом, государство дает возможность инвестировать
заработанные за этот период средства в расширение производства. У нас также
должна возникнуть такая система поддержки молодого бизнеса. Важным является и
развитие устойчивого спроса на его продукцию. Этот вопрос решается, если
производство встроено в промышленный парк определенного кластера. Для этого
крупному бизнесу должно быть выгодно, опираться на систему специализированных
независимых предприятий-поставщиков или потребителей сырья, комплектующих и
технологий.
Существует
статистика, что без государственной поддержки стадию становления бизнеса
успешно проходят от 14% -30% начинающих предпринимателей, в то время как,
например, в бизнес-инкубаторе выживают 85%-86%предприятий. Кому же выгодны
препятствия в развитии бизнеса? Ясно, что не государству. Многочисленные
препятствия на пути становления конкурентов устраивают, прежде всего,
малоэффективных собственников, по сути скрытых монополистов, которые возникли
после периода приватизации и хотели бы, однажды уже получив серьезные
преференции, навсегда сохранить свои позиции. Они удерживаются не благодаря
эффективной системе ведения бизнеса, а лишь благодаря множеству препятствий на
пути развития свободной конкуренции. Но одновременно это мешает экономике
страны развиваться. Устранив эти препятствия, государство создаст
приватизаторам альтернативу: или повысить свою эффективность, или уступить свое
место в честной конкуренции развивающемуся более эффективному бизнесу.
Препятствия в развитии отечественного молодого бизнеса выгодны также зарубежным
компаниям, которые, имея большой опыт ведения бизнеса, легко проникают на
отечественный рынок и захватывают позиции, которые могли бы занять
отечественные предприниматели.
Не менее
важным фактором развития молодых предпринимателей является их участие в
общественной и политической жизни нашего государства. В России существует
множество общественных организаций по поддержке бизнеса, но для молодых
бизнесменов самая эффективная и результативная – это Ассоциация молодых
предпринимателей России, созданная в 2007 году в рамках программы "Диалоги"
ВПП "Единая Россия". Ассоциация реализует ряд проектов направленных,
как раз на поддержку бизнеса именно молодых предпринимателей. Среди них –
выпуск журнала "Молодой предприниматель", единственное в России
издание, способствующие популяризации и развитию бизнеса в молодежной среде.
Общественная деятельность очень важна для молодежи, особенно для
предпринимателей. Государство должно оказывать поддержку общественным бизнес
объединениям, потому что они служат обществу, помогая многим молодым людям
добиться успеха в бизнесе.
Таким
образом, особенно, в период мирового финансового кризиса государственная
поддержка молодых предпринимателей необходима для построения эффективной
экономики.. Когда множество препятствий для активного развития молодого бизнеса
исчезнет, число современных промышленных предприятий резко возрастет, появятся
новые высокооплачиваемые рабочие места, налоговые выплаты в бюджет по истечению
льготного периода увеличатся, уровень экономического развития страны возрастет,
качество жизни улучшится, и страна в целом станет более конкурентоспособной.
.[6]
Заключение
Финансы
предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают
процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях
различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством,
поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Финансы
предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой
системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного
продукта и национального дохода.
От состояния финансов
предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми
ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе
производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе
бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной
экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия
осуществляют свою деятель-ность на началах коммерческого расчета, целью которого
является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределя-ют
выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного
и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения
производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового
рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расши-рению
самостоятельности предприятий, освобождению их от мелоч-ной опеки со стороны
государства и вместе с тем повышению ответ-ственности за фактические результаты
работы.
В данной работе были
выполнены такие поставленные цели как:
- изучены принципы
организации , функции финансов и специфика финансов хозяйствующих субъектов;
- определены финансовые ресурсы
хозяйствующих субъектов и состава финансовых фондов, формируемых в
распределительных процессах;
- показаны принципы
организации финансов хозяйствующих субъектов и состав финансовых отношений
предприятий с другими субъектами хозяйственной деятельности;
- определены финансовые
ресурсы предприятий . Выявлен анализ амортизации и прибыль на предприятии;
- выявлены особенности
организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов;
- рассмотрена общая характеристику, особенности и отличия
финансовых отношений коммерческих предприятий и некоммерческих организаций;