бесплатные рефераты

Финансовые санкции в Российской Федерации

Финансовые санкции в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет экономики, менеджмента и информатики

Кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета






КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ


Наименование темы

«Финансовые санкции в Российской Федерации»



Выполнил: студентка гр. ФК-33

Фомина Ю. Е.

Проверил: Королев К. Ю.











ПЕНЗА - 2008


Содержание


Введение

1. Теоретико-правовые основы применения финансовых санкций

1.1 Понятие и сущность финансовых санкций

1.2 Финансовые санкции и их классификация

1.3 Правовая база применения финансовых санкций

2. Анализ применения финансовых санкций

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Сокрытие доходов и объектов налогообложения

2.3 Финансовые санкции в сфере уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей

3. Совершенствование механизма применения финансовых санкций

3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере управления налогов

3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций

Заключение

Список литература


Введение


Финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона. Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство несет финансовую ответственность в виде штрафа, пеней, неустоек. Источники возмещения финансовых санкций является прибыль и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Санкции финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда. Главное задачей государства и налогового законодательства в данной ситуации заключается в том, чтобы выявить неплательщиков налогов, и принять меры наказания. В этом и заключается актуальность данной темы.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить действующую систему взимания финансовых санкций и разработать предложения по её усовершенствованию.

Задачами данной работы будут:

1.                дать общее понятие финансовым санкциям и выявить их сущность;

2.                дать классификацию финансовых санкций;

3.                выявить правовую базу применения финансовых санкций.

Предметом исследования выступают организация, нарушившие налоговые законодательства. Объектом исследования выступают налоговые нарушения, за которые налоговая инспекция взимает санкции. Методы исследования: монографические, аналитические. Информационной базой мне послужили труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования налоговых правонарушений на предприятиях, статистические материалы, периодические издания.


Глава 1. Теоретико-правовые основы. Принципы финансовых санкций

1.1 Понятие и сущность финансовых санкций


В российском законодательстве появился термин «финансовая ответственность» («меры финансовой ответственности»). Она выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.

Финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона. [8, 691] Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений обременительных последствий имущественного и морального характера.

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим налоговые правоотношения, соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. К практике арбитражных судов имеют отношение только вопросы применения так называемой финансовой ответственности. [7, 110]

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» несет финансовую ответственность в виде:

1) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной сумм дохода (прибыли);

2) штрафа в размере 10% от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке;

3) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взысканные пени, по мнению законодателя, не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

4) других санкций, предусмотренных законодательными актами: ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ». [20]

Днем уплаты считается:

·                   день внесения денежных средств в соответствующий банк (иное финансово-кредитное учреждение) при уплате наличными деньгами;

·                   день внесения денежных средств на почту или в банк (иное финансово-кредитное учреждение) при переводе денег по почте или через банк (иное финансово-кредитное учреждение);

·                   день списания банком (финансово-кредитным учреждением) платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет при перечислении сумм платежа со счета плательщика в банке (ином кредитном учреждении).

Меры финансовой ответственности применяются при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

·                   за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм – штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;

·                   за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности – штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;

·                   за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. [20]

Субъектами финансовой ответственности могут быть юридические лица (в некоторых случаях — и их филиалы), граждане-предприниматели, а также физические лица, являющиеся плательщиками налогов, по которым применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты. [5, 480]

В статьях Бюджетного кодекса РФ установлены лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок их применения, должен определяться Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Такое разделение норм, регулирующих процедуру привлечения лица к ответственности, устанавливающих виды санкций и конкретный их размер, в известной мере снижающее эффективность применения мер ответственности, законодатель мотивировал требованиями юридической техники.

По видам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени.

Неустойка - самый распространенный вид финансовых санкций, широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Штраф - однократно выплачиваемая нарушителем обязательства денежная сумма (по общему правилу его размер определяется в твердой денежной сумме).

В отличие от штрафа пеня устанавливается обычно в процентном отношении к сумме невыплаченного обязательства и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода просрочки.

В зависимости от правовых отношений начисления финансовых санкций подразделяют на законные (то есть определенные законом) и договорные (устанавливаются соглашением сторон, определяющим размер и условия взыскания).[17]

Источники возмещения финансовых санкций: прибыль и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Санкции финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда. [9, 25]


1.2 Финансовые санкции и их классификация


Бюджетный кодекс РФ содержит перечень составов бюджетных правонарушений, который на первый взгляд выглядит довольно внушительно, т.к. включает в себя 18 составов правонарушений, предусмотренных в статьях 289 - 306. Сразу отметим, что законодатель допустил небрежность, включая перечень составов правонарушений в главу 28 Бюджетного кодекса, которая называется "Общие положения". Более рациональным видится выделение норм, устанавливающих ответственность за конкретные правонарушения, в отдельную главу "Виды бюджетных правонарушений".

Необходимо также отметить, что большинство норм главы 28 Бюджетного кодекса, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений, содержат отсылки к КоАП РФ, что также усложняет применение мер ответственности.

Наиболее часто совершаемым правонарушением является нецелевое использование бюджетных средств, которое выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными правовыми основаниями их получения.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ "влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации".[1]

В соответствии со ст. 15.14 действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. [1]

При применении мер ответственности за совершение данного правонарушения, я считаю, что необходимо учитывать экономическую составляющую правонарушения, ведь размеры нецелевого использования могут быть разными, и если при незначительном размере нецелевого использования размер установленного штрафа может быть неоправданно высок, то в другом случае размер штрафа может быть ничтожен по сравнению с суммой средств, использованных не по целевому назначению. Исходя из этого, более уместным и рациональным будет исключить штрафы, применяемые к юридическим лицам из ст. 15.14 КоАП РФ, установить в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ наложение штрафа на получателей бюджетных средств в процентном соотношении к размеру нецелевого использования бюджетных средств, например 5% или 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Следующим правонарушением, за совершение которого Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность в ст. 290, является невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Совершение данного правонарушения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Совершение должностными лицами данного правонарушения влечет наложение штрафов в соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ, однако данная статья устанавливает ответственность только за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Таким образом, получается, что должностное лицо получателя бюджетных средств, виновное в нарушении срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, подвергается наложению штрафа в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, юридическое лицо - от четырехсот до одной тысячи МРОТ, а юридические лица и должностные лица получателей бюджетных средств, вообще не вернувшие бюджетные средства, выданные на возвратной основе, могут остаться безнаказанными.

Следующим правонарушением, предусмотренным ст. 291 Бюджетного кодекса РФ, является неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. За совершение данного правонарушения предусматривается наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными средствами в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

В соответствии со ст. 15.16 КоАП РФ неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ. [1]

Проведенный анализ бюджетных правонарушений показывает, что Бюджетный кодекс РФ устанавливает в каждом составе бюджетного правонарушения применение мер ответственности в соответствии с КоАП РФ, однако в самом КоАП РФ установлена ответственность за совершения только трех видов бюджетных правонарушений, предусмотренных статьями 289, 290, 291. За совершение других видов бюджетных правонарушений в КоАП РФ ответственность не установлена.

Таким образом, самыми действенными мерами ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются такие меры ответственности, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, взыскание пени, предусмотренные в самом Бюджетном кодексе РФ.

В то же время за совершение правонарушений, предусмотренных в статьях 292, 294, 295 Бюджетного кодекса РФ, законодатель устанавливает взыскание штрафов в соответствии с КоАП РФ и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Учитывая то, что КоАП РФ ответственность за эти правонарушения не устанавливает, можно утверждать, что руководители органов Федерального казначейства вправе только предупреждать правонарушителей о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В сложившейся ситуации выходом из этого положения является установление размеров штрафов непосредственно в нормах Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за совершение бюджетных правонарушений. [16]


1.3 Правовая база применения финансовых санкций


Санкции применяются в налоговых правонарушениях. Среди налоговых правонарушений называются: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговой декларации и иных документов, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Налоговый Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных размерах и формах: в твердых денежных суммах (от 50 рублей до 15 000 рублей) и в процентах к определенным суммам (от 10 до 40 %). [6, 344] Согласно, Налоговому Кодексу РФ налоговые санкции взимаются, если:

1.                Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2.                Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

3.                При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер шрифта подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4.                При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5.                При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6.                Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. [2, 127]

Рассмотренные налоговые санкции представляют разновидность финансовых санкций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Санкции финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда.

Кодекс закрепляет право каждого налогоплательщика (или налогового агента) обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента они нарушают его права. По усмотрению налогоплательщика с жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), то есть в административном (внесудебном) порядке, или в суд. [6, 345]

Исходя из вышесказанного по первой главе можно сделать вывод о том, что финансовыми санкциями являются меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона. В нашей стране финансовые санкции классифицируются на нецелевое использование, невозврат, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Данной классификация имеет правовую базу применения. В частности они применяются в налоговой сфере за несвоевременную уплату налога, за сокрытие налоговой базы и многое другое.


Глава 2. Анализ применения финансовых санкций

2.1 Характеристика объекта исследования


Рассмотрим в качестве примера ЗАО Мебельную фабрику «Кольчугино», г. Кольчугино, Владимирская область. ЗАО Мебельную фабрику «Кольчугино» является одной из ведущих компаний во Владимирской области и расположена в 130 км к востоку от Москвы по Щелковскому шоссе.

История мебельной фабрики «Кольчугино» начала в сентябре 1956 года, когда артель была названа Кольчугинской мебельной фабрикой, выпускающей жесткую и мягкую мебель, а с 1964 года предприятие стала специализироваться на выпуске только мягкой мебели. В 1992 году предприятие обрело новый статус – Акционерное Общество Закрытого Типа «Кольчугинская мебельная фабрика» и в 2001 году зарегистрировано как Закрытое Акционерное Общество «Мебельная фабрика Кольчугино». В апреле 2005 года после реконструкции был введен в эксплуатацию новый цех по изготовлению клееных изделий. В настоящее время основной вид деятельности компании – это деревообработка и производство мебельных комплектующих, соответствующих мировым стандартам качества. Одно из главных направлений компании – производство изделий из клееной древесины – мебельного щита, тетивы, балясины и клееного бруса из хвойных пород (сосна и ель). Главный принцип работы компании – строгое соблюдение технологий производства и контроль качества, поэтому используются новейшие технологии склеивания древесины, позволяющие сохранить естественную натуральную текстуру древесной поверхности. В производстве используется метод горячего прессования. Клееная продукция отвечает нормам качества, принятым в Западной Европе. Вся продукция производится на современном оборудовании ведущих иностранных производителей. В 2004 году группой компаний «Глобал Эдж» была поставлена линейка оборудования для производства мебельного щита; полуавтоматическая система торцевого сращивания FJ – 17, отличающаяся эффективностью, надежностью и экономичностью; четырехсторонний станок LMS, удачно сочетающий в себе скорость, высокую производительность и надежность, и отличающийся цельнолитой станиной очень высокой жесткости, которая обеспечивает этим станкам точность высшего класса. В последующие годы «Глобал Эдж» было поставлено оборудование, позволившее развить собственное сушильное хозяйство, общим объемом загрузки – 290 кубов. Благодаря сушильным камерам Incomac производство обеспечено высококачественными свободными от внутренних напряжений сухим материалом: высушенная древесина достигает нужной влажности и минимального градиента, что особенно важно при изготовлении клееных изделий. Технологическое назначение сушки – предупреждение изменений деталей по размерам и форме в готовом изделии, улучшение таких свойств древесины как чистота распила, фрезерования, шлифования, повышения прочности склеивания и качество отделки покрытия. Кроме того, и что немаловажно, сушка повышает прочностные характеристики древесины. Продукция мебельной фабрики «Кольчугино успешно» реализуется как в России, так и за рубежом. Активное продвижение производимой фабрикой продукции на внешний рынок позволило компании стать динамично развивающимся предприятием со стабильной системой сбыта. Компания имеет обширную сбытовую сеть на российском рынке. Продажи осуществляются со склада и под заказ. Клиентам предоставляется гибкая система скидок. [10, 149]


2.2 Сокрытие доходов и объектов налогообложения


Сокрытие документов и объектов налогообложения обозначены в Налоговом кодексе Российской Федерации в статье 120, в которой говориться, что «Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.» Рассмотрим несколько примеров:

1.                При проверке ЗАО Мебельной фабрики «Кольчугино» государственной налоговой инспекцией были затребованы от 15.07.02, 03.10.02 и 15.10.02 в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требовала представить документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Судом установлено, что непредставленные обществом документы у него отсутствовали, следовательно, к нему следовало применить ответственность по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку судом установлено отсутствие истребуемых документов, то привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ необоснованно, потому что статью 126 НК РФ можно применить, если у налогоплательщика действительно находились требуемые документы и налогоплательщик не предоставил эти документы. []Но если такие документы по каким-либо причинам отсутствуют, то возможно привлечение к ответственности только по статьи 120 НК РФ. Ведь пункт 3 статьи 120 НК РФ предусматривает, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета. Но при этом при привлечении к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо проверять наличие вины налогоплательщика, поскольку документы могут быть утрачены в результате пожара, затопления. [2, 129]

2.                Так же за неуплату сумм налогов, возникшую в результате неотражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, с данной фабрике по запросу в Конституционный Суд Российской Федерации Федеральный арбитражный суд утверждает, что в данным случае применимы сразу две статьи НК РФ - это пункт 1 и 3 статьи 120 и пункт 1 статьи 122. В результате, как полагает заявитель, налогоплательщик за одно и то же неправомерное действие может быть дважды подвергнут взысканию. [2, 129]


2.3 Финансовые санкции в сфере уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей


1. Размер санкций по доначисленным в ходе налоговых проверок платежам в бюджет определяется с учетом отклонений по другим налогам и сборам, и в случаях нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, повлекших увеличение одних налогов (сборов) и одновременно уменьшение других за один и тот же период, штрафы взыскиваются с суммы превышения исчисленных налогов (сборов).

Пунктом 1.10 Декрета Президента РБ от 17.05.2001 № 14 "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в отношении налога на добавленную стоимость установлено, что ответственность налогоплательщиков, предусмотренная п. 5 ст. 9 «Закона о налогах и сборах», применяется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Доначисленные (уменьшенные) суммы налога не учитываются при исчислении финансовых санкций по другим налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды.

Вышеназванным постановлением также определено, что финансовые санкции за сокрытие, занижение объектов налогообложения применяются к налогоплательщикам по каждому календарному году отдельно. В случае если проверка производится за несколько месяцев календарного года, финансовые санкции применяются за указанный период. На этот момент плательщикам необходимо обратить особое внимание, так как, если в отчетном году по результатам аудиторской проверки или налогоплательщиком самостоятельно установлено нарушение в части сокрытия (занижения) в предыдущем календарном году объекта налогообложения, в налоговый орган должны быть представлены уточненные налоговые расчеты за тот год, в котором было допущено нарушение.

2. Приведем пример.

По результатам налоговой проверки представленной ЗАО Мебельной фабрики «Кольчугино» налоговой декларации по НДС за IV квартал 2005 года налоговым органом принято решение 02.05.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 88104 руб.

Основанием к принятию решения инспекции послужил факт непредставления налогоплательщиком документов в обоснование заявленного налогового вычета по НДС за IV квартал 2005 года, запрашиваемых налоговым органом в ходе проверки требованием от 28.03.2006. [18]

Неисполнение в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции в установленный срок послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган необоснованно исходил из установленного налогового правонарушения, связанного с неуплатой НДС в результате неправильного исчисления налога, выразившегося в неправомерном заявлении налоговых вычетов, не подтвержденных документально. [2, 129]

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод по второй главе о том, что при рассмотрении примера, можно выделить закономерность того, что при отсутствии первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, а также неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора), непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ влечет за собой взыскание штрафов, в соответствии с пунктами 120, 122 и 126 статьи.


Глава 3. Совершенствование механизма применения финансовых санкций

3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере управления налогов


Механизм применения финансовых санкций начал усовершенствоваться в Законе от 02. 12 2003 года №162 – ФЗ в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) были внесены поправки: законодатели смягчили наказание по статье 198 и 199 (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица и с организации соответственно), а также ввели уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ) и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за отчет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (статья 199.2 УК РФ).

Отвечать за неуплату налогов организации может не только бухгалтер, который ведет бухгалтерскую и налоговую ответственность, или руководитель фирмы, подписавший налоговую декларацию. По мнению судей Пленума, уголовной ответственности по статье 199 УК РФ подлежит и рядовой бухгалтер, а также любое другое лицо, в обязанности которого входило подписании отчетной документации, представляемые в органы ФНС. Мало того, иные сотрудники организации и даже нанятые по гражданско-правовому договору налоговые консультанты, которые содействовали совершению преступления, могут быть привлечены к ответственности в качестве пособников.

Таким образом, служители Фешиды считают, что отвечать за налоговые преступления должны не только топ-менеджеры, но и «мелкая сошка».

Если создана фирма на подставное лицо, для того чтобы человек, который руководит данной фирмы уклонялся от налогов, то в этом случаи обоим придется иметь дело с правоохранительными органами: не плативший налоги коммерсант будет считаться исполнителем, а подставное лицо – пособником преступления. Подставное лицо будет отвечать только в том случае, если оно осознает, что является соучастником уклонения налогов.

Но если мотивом неисполнения обязанностей налогового агента является личный интерес. Если налоговый агент, вместо того чтобы перечислить налоговые отчисления налогоплательщика в бюджет присвоил эти средства, то его действия будут квалифицированы не только по ст. 199.1 УК РФ как неисполнение обязанностей налогового агента, но и как хищение чужого имущества.

Преступления, предусматриваются статьей 198 и 199 УК РФ, нужно считать оконченными в день, когда в соответствии с НК РФ налог должен быть уплачен. Это необходимость вызвана тем, что по НК сроки представления декларации и уплаты налога могут не совпадать. В то же время по уголовному законодательству от того, окончено преступление или нет, зависит мера уголовной ответственности виновного. [14, 7]


3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций


У Налоговых органов прибавились полномочия. Согласно ФЗ от 04.11.2005 года №137 – ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» они получили право без обращения в суд штрафовать на суммы до 50000 рублей фирмы, нарушившее законодательство.

То есть теперь Высший Арбитражный суд не будет рассматривать дело менее 50000 рублей. Это нововведение должно разгрузить арбитражные суды, избавив судей от необходимости рассматривать претензии фискалов к налогоплательщикам на незначительные суммы.

Но право обжаловать в суд административные решения о взыскании штрафов у налогоплательщиков сохранились. Поэтому Высший Арбитражный суд РФ направил нижестоящим арбитражным судам информационное письмо от 20.02.2006 года №105, которое разъясняет вопросы, возникающие при рассмотрении таких дел.

Мнение Высшего Арбитражного суда будет интересно в том числе и налогоплательщикам, которые обжалуют решения работников налогового ведомства о взыскании штрафов.

Взыскание санкций по пункту 1 статьи 19 ФЗ от 24.07.1998 года №125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» производится так же, как и взыскание штрафов за налоговые правонарушения, в порядке, предусмотренной главой 15 НК РФ.

Особенностью взыскания в данном случае является то, что недоимка и пени по страховым взносам Фонда социального страхования РФ в бесспорном порядке взыскивает только с юридических лиц. Для взыскания недоимки пеней с граждан органы этого фонда должны обращаться в суд.

Итак, сделаем вывод по третьей главе, государство для увеличения надзора над организациями приняла некоторые меры усовершенствования по правилу взимания санкций. Во-первых, налоговую ответственность за совершение какого-либо налогового преступления или нарушения должны нести не только руководители, бухгалтера фирмы, но и так же «мелкая сошка», которая принимала участие в данном налоговом правонарушении. Во-вторых, правительство ввело закон о том, чтобы Высший Арбитражный суд не рассматривал налоговые правонарушения, с взиманием финансовых санкций в сумме менее 50000 рублей. [13, 7]


Заключение


Финансовыми санкциями являются меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона. В нашей стране финансовые санкции классифицируются на нецелевое использование, невозврат, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Данной классификация имеет правовую базу применения. В частности они применяются в налоговой сфере за несвоевременную уплату налога, за сокрытие налоговой базы и многое другое. При рассмотрении примера, можно выделить закономерность того, что при отсутствии первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, а также неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора), непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ влечет за собой взыскание штрафов, в соответствии с пунктами 120, 122 и 126 статьи. Государство для увеличения надзора над организациями приняла некоторые меры усовершенствования по правилу взимания санкций. Во-первых, налоговую ответственность за совершение какого-либо налогового преступления или нарушения должны нести не только руководители, бухгалтера фирмы, но и так же «мелкая сошка», которая принимала участие в данном налоговом правонарушении. Во-вторых, правительство ввело закон о том, чтобы Высший Арбитражный суд не рассматривал налоговые правонарушения, с взиманием финансовых санкций в сумме менее 50000 рублей.



Список литературы


1.             Бюджетный кодекс РФ. – 2000.

2.             Налоговый кодекс РФ. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

3.             Постановление Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. //СЗРФ. 1997, №1. – С. 282-287.

4.             Постановление Конституционного суда РФ от 6 ноября 1997 г. //СЗРФ. 1997, №50. – С. 36-39.

5.             Финансовое право: Учебник. /О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 480-485.

6.             Финансовое право: Учебник /отв. ред. Н.И. Химичева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. - С. 344-347.

7.             Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник под ред. Романовского. – 2001. – C. 110-116.

8.             Финансы: Учебник под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 691.

9.             Мусаткина А.А. Признаки финансово-правовых санкций //Финансовое право. – 2004, №1.

10.        Бахрах Д., Кролис Л. Законность применения санкций за нарушения налогового законодательства //Хозяйство и право. – 1996. - №3.

11.        Пермяков А.Д. Разрушение системы неплатежей в России //Вопросы экономики. – 2000. - №3.

12.        Фрейзеров А.Р. Причины неплатежей в России //Вопросы экономики. – 2000. - №6

13.        Коршунов В. Оштрафовала налоговая – жалуйтесь в суд //ЭиЖ. – 2006. - №10

14.        Коршунов В. Чего бояться налогоплательщику? //ЭиЖ. – 2007. - №2.

15.        Финансовые санкции за совершение налогового правонарушения [Электронный ресурс]. – #"#">#"#">#"#">#"#">http://www.taxpravo.ru/analytics/maillist/taxes/article714889.

20.        Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - http://nalog.akcentplus.ru/sis.htm.



© 2010 РЕФЕРАТЫ